§ 3. Предупреждение преступлений против социалистической собственности
Разнообразие обстоятельств, способствующих преступлениям против социалистической собственности, рассредоточенность их по разным отраслям, сферам управления и хозяйствования приводят к неопровержимому выводу, что эффективная борьба с этими преступлениями возможна только на основе комплексного планирования их предупреждения, централизованного руководства и координации усилий, комплексности применяемых мер, выработанных в строгом соответствии с результатами анализа состояния сохранности и социалистической собственности и борьбы с хищениями .
На необходимость комплексности мер борьбы с названными преступлениями неоднократно указывалось в партийных документах. Партия требует: всеми организационными, финансовыми, юридическими средствами накрепко закрыть всякие щели для тунеядства, взяточничества, спекуляции, для нетрудовых доходов, любых посягательств на социалистическую собственность.
Комплексный подход к борьбе с преступлениями против социалистической собственности необходим потому, что эти преступления рассматриваются как вид нетрудовых доходов, как способ или
146
средство извлечения их из бюджета, фондов государственных организаций. И хотя возможности получения нетрудовых доходов при социализме ограничены, можно сказать, обречены на исчезновение, но тем не менее, как пишет известный венгерский обществовед А. Киш, они наносят большой вред обществу4.
Вред этот выражается в том, что нетрудовые доходы нарушают принцип распределения по труду, нарушают распределительные отношения, ведут к дифференциации, расслоению людей по признакам достатка, не обеспеченного трудовым участием в общественно полезной деятельности, к формированию неограниченных потребностей, корыстно-потребительских взглядов, разлагающе действующих стандартов имущественной престижности . Нетрудовые доходы способны привести к диспропорциям в народном хозяйстве, нарушениям соответствия между производством, оплатой труда и потребления, несбалансированности спроса и предложений, дефицитам.
Профилактические меры должны быть ориентированы как на изменение объективных социальных условий, так и сознания личности субъектов, устранение существующих у них трудностей и конфликтов, позитивное влияние на их взгляды и убеждения .
Линия на повышение эффективности борьбы с преступлениями против социалистической собственности за счет комплексности мероприятий и координации действий всех органов и организаций в этом направлении последовательно проводится и в постановлении ЦК КПСС «Об улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с правонарушениями». В этом постановлении сформулирована обязанность всех партийных, советских, хозяйственных, правоохранительных органов и общественных организаций — «усилить борьбу с посягательствами на социалистическую собственность. Повсеместно навести строгий порядок в учете и хранении материальных ценностей, решительно искоренять бесхозяйственность, расточительство, приписки и очковтирательство. Обратить особое внимание на усиление борьбы с хищениями в сельском хозяйстве, на транспорте, в строительстве. Улучшить деятельность контрольно-ревизионного аппарата. Укрепить службу БХСС, милиции. Повысить остроту и принципиальность прокурорского надзора за соблюдением законов об охране социалистической собственности».
В названном постановлении ЦК КПСС справедливо обращено внимание руководителей и других должностных лиц предприятий, строек, учреждений на их персональную ответственность за состояние дисциплины и правопорядка, своевременное и острое реагирование на сообщения и сигналы о фактах антиобщественного поведения членов коллектива.
Определяя роль и место хозяйственных органов управления в разработке и реализации профилактических мероприятий, нужно исходить из того, что государство рассматривает обеспечение сохранности социалистической собственности как важнейшую функ-
147
цию управления и осуществляет эту функцию через систему хозяйственных, контролирующих, правоохранительных органов. При этом основная роль отводится аппарату управления всех уровней экономической системы, включая народное хозяйство в целом, отрасли, объединения и предприятия. Ответственность за сохранность государственного и общественного имущества, переданного в оперативное управление предприятий, объединений, возложена на лиц, наделенных организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями.
Изложенное с очевидностью показывает, что и в профилактике преступлений против социалистической собственности роль хозяйственных органов управления должна быть более значимой. Для этого необходимо повысить требования относительно четкости, слаженности работы всех звеньев хозяйственного механизма, совершенствования системы информационного обеспечения, использования передовых методов управления. Важно, чтобы в профилактической деятельности задача информационного обеспечения решалась с помощью надлежащего осуществления функций учета и контроля, а также проведения экономического анализа, который создает научно обоснованные предпосылки для принятия решений по таким актуальным вопросам, как усиление режима экономии, снижение материалоемкости продукции, сбережение ценностей, выявление и устранение причин и условий, способствующих преступлениям против социалистической собственности, регулирование системы деятельности управленческого аппарата и др.
При проведении анализа состояния сохранности социалистической собственности партийными, советскими, правоохранительными органами, кроме информации о преступлениях и лицах, их совершивших, должны быть использованы данные контролирующих и хозяйственных организаций о недостачах, хищениях, порче материальных ценностей, злоупотреблениях имуществом, приписках, непроизводительных расходах, потерях от брака, выпуске недо.бро-качественной продукции, падеже скота, за которыми нередко скрываются хищения и злоупотребления, а также халатность и пр.
Теми или иными из указанных данных располагают: органы Госарбитража, конторы Госбанка и Стройбанка, статистическое управление, инспекция по качеству товаров и торговли, контрольно-ревизионное управление, лаборатории метрологии и стандартизации, инспекции Госстандарта, бюро товарных экспертиз, управление (министерство) торговли, органы потребкооперации, народного контроля и другие.
Криминологический характер проблем охраны социалистической собственности не означает, что профилактика преступлений против социалистической собственности возможна лишь правовыми средствами. Только при использовании комплекса экономических, организационных, технических, идейно-воспитательных и правовых мер можно рассчитывать на достижение результатов профилактической деятельности. Это означает, что и заниматься
148
профилактикой должны под руководством партийных организации все советские, хозяйственные, контролирующие, правоохранительные органы, общественность.
Таким образом, комплексное предупреждение преступлений против социалистической собственности неотделимо от разработки и реализации следующих основных групп мероприятий:
1. Мероприятия экономического характера. В эту группу включены меры, направленные на устранение обстоятельств, способствующих преступлениям против социалистической собственности, совершаемым в процессе производства и распределения материальных ценностей, при оплате труда, а также с использованием норм и нормативов расходования сырья и материалов и др.
В частности, рекомендуется специально в профилактических целях более эффективно использовать проводимые партией и правительством мероприятия по совершенствованию хозяйственного механизма, системы планирования и экономического стимулирования, усилению режима экономии и бережливости.
В этом направлении представляется заслуживающим внимания имеющийся опыт использования экономических рычагов, стимулирующих выполнение планов, экономию ресурсов, снижение себестоимости и повышение качества изделий, прежде всего метод подсчета прямых трудозатрат, нормативно-чистой продукции, внедрение хозрасчетных бригад и бригад конечной продукции, а также экономически оправдавший себя механизм безавансовой системы оплаты труда, при котором заработная плата выплачивается за обе половины месяца только на основании нарядов, выданных бригаде, звену или отдельному работнику с определением технологического комплекса работ, сроков и дифференциации премий за качество.
Важное значение для ликвидации дефицита различных видов товаров и связанных с ним злоупотреблений, посягательств на социалистическое имущество будет иметь дальнейшее планирование более быстрого роста производства товаров народного потребления и платных услуг по сравнению с ростом денежных доходов населения.
В рамках ведущегося поиска оптимальных методов планирования представляется целесообразным изучение возможностей предотвращения фактов корректировки планов в сторону занижения и незаконного получения за счет этого премиальных средств и надбавок к зарплате. Эффективным средством профилактики таких Деяний может быть выплата надбавок не за сверхплановую продукцию, как это делается сейчас, а только за плановую, зависимость увеличения размера надбавок от степени напряженности взятых и выполненных плановых заданий, выплата надбавок за сверхплановую продукцию при условии выполнения напряженных планов.
К позитивным результатам в предупреждении хищений неучтенной продукции, создаваемой за счет использования несовер-
149
шенных, устаревших либо завышенных норм расхода сырья и материалов, выхода готовой продукции, приведет начатый процесс образования на предприятиях структурных подразделений по разработке обоснованных норм, подчинение этих подразделений вышестоящему звену управления, в частности отделам НОТ министерств, на которые возложены такие функции. Аналогичный результат в предотвращении хищений ценных отходов производства даст умелая организация и осуществляемое внедрение утилизации вторичного сырья, безотходного изготовления продукции на предприятиях легкой, пищевой, лесообрабатывающей и других отраслей промышленности.
Благоприятные предпосылки для устранения бесхозяйственности и расточительства создает максимальное повышение фондоотдачи, вовлечение в хозяйственный оборот сверхнормативных запасов материалов и неустановленного оборудования, периодическое проведение контролирующими органами проверок использования оборудования, наличия излишних запасов ценностей, которые нередко порождают у руководителей предприятий беспечность, ослабляют в коллективе стремление к экономии и ведут к ненужному росту складских площадей, излишним расходам по хранению, к порче, разбазариванию, потерям промышленного сырья и готовой продукции, вызывая необходимость наказания виновных рублем за причиненный государству ущерб.
В настоящее время компетентными государственными органами принимаются меры к ограничению количества моделей однотипных товаров и изделий, разрабатываемых предприятиями не столько для улучшения их ассортимента и качества, сколько в целях удорожания и выполнения плана в рублях. Важно также, чтобы при разработке новых цен учитывались не только затраты труда, необходимость перераспределения национального дохода, стимулирования производства, но и все возможные криминологические последствия принимаемых по этим вопросам решений.
Имеется ряд возможностей сі ользования экономических средств предупреждения •нлщег.'й и других корыстных преступлений, совершаемых лицарі., ориентированными на извлечение нетрудовых доходов за счет частнопредпринимательской деятельности. Так, на дальнейшее ограничение сферы деятельности «шабашников», регулирование условий их труда и профилактику преступных посягательств против социалистической собственности окажет положительное влияние порядок, обязывающий лиц, прибывающих для занятия индивидуальным трудом по частным подрядам в ту или иную местность, зарегистрироваться в исполкоме местного Совета народных депутатов для учета трудовых ресурсов хозяйств, в которые они приходят на работу; запрещение руководителям предприятий, организаций, колхозов заключать хозяйственные и иные договоры с лицами, не прошедшими регистрацию.
Весьма эффективными в этом направлении мероприятиями будут: введение налогового обложения индивидуального труда ука-
150
эанных работников подобно взиманию налогов с кустарей, промысловиков, частнопрактикующих врачей и др.; проведение обязательных проверок качества выполняемой ими работы, соответствия ее стандартам, техническим условиям; объединение частных подрядчиков и создание из их контингента трестов, управлений общественного или кооперативного типа в местностях с большим числом лиц, прибывших на индивидуальные заработки.
Одновременно с этим разработка соответствующими проектными учреждениями типовых проектов и документации на строительство сельскохозяйственных и других объектов, сооружаемых «шабашниками», применительно к разным зонам и регионам страны и их внедрение позволят повысить качество работ, производимых по частным подрядам, упорядочить оплату труда, сократить количество хищений и корыстных злоупотреблений, совершаемых за счет завышенных расценок и тарифов, приписок, невыполнявшихся работ и т. п.
2. Мероприятия организационно-хозяйственного и управленческого характера. Данную группу составляют меры, направленные на устранение недостатков в учете, контроле, подборе и расстановке кадров, .охране социалистической собственности и пр. Их реализация имеет целью повышение эффективности выявления и предупреждения хищений на основе более совершенной организации хозяйствования и управления, усиления всех видов контроля за сохранностью государственного и общественного имущества.
Усиление режима экономии и бережливости, улучшение состояния сохранности социалистического имущества может быть обеспечено путем изменения существующих критериев, оценки хозяйственной деятельности руководителей и других должностных лиц предприятий, объединений, министерств и ведомств. Положение изменится к лучшему, если их работа будет оцениваться не только по результатам выполнения производственных планов, но и по состоянию сохранности народного достояния.
Наличие на предприятии посягательств против социалистической собственности не повлияет на положительную оценку хозяйственной деятельности руководителя в том случае, когда эти посягательства выявлены по его инициативе. В связи с изложенным важно, чтобы показатели количества вскрытых и предотвращенных по инициативе администрации и общественных организаций фактов разбазаривания имущества, недостач, хищений и их сумм нашли отражение в формах статистической отчетности, специально разработанной ЦСУ СССР с участием правоохранительных органов, для министерств, ведомств, предприятий, хозяйственных организаций.
Следует признать полезной также практику ежегодного заслушивания отчетов руководителей предприятий и организаций на партийно-хозяйственных активах, перед местными партийными, со-ветскими органами и коллективами трудящихся о состоянии рабо-
ill.
ты по борьбе с расточительством, хищениями, бесхозяйственностью.
Необходимость повышения профессиональной ответственности должностных лиц за порученное дело, усиления действенности контроля за сохранностью государственного и общественного имущества требует четкого определения и закрепления в соответствующих актах функциональных прав и обязанностей должностных лиц всех звеньев аппарата управления и хозяйственного механизма, регламентирования их деятельности вплоть до программированного учета операций, контролируемых с помощью электронно-вычислительных машин.
В борьбе с преступлениями против социалистической собственности реальный профилактический эффект, по нашему мнению, дадут следующие мероприятия:
создание межведомственных служб технического контроля, подчиненных органам Госстандарта СССР, вместо заводских ОТК, работники которых зависимы по службе от администрации предприятий и не всегда находят поддержку объективности в ра боте;
образование в отраслях народного хозяйства и на крупных предприятиях специализированных групп криминологического анализа для проведения ежегодно анализов состояния сохранности государственного или общественного имущества на основе материалов финансово-хозяйственной, производственной, планово-экономической, ревизионной деятельности, а также выяснения и устранения причин и условий, способствующих бесхозяйственности, расточительству и хищениям, выработки путем преодоления выявленных недостатков;
расширение сферы бытовых услуг, их ассортимента, улучшение качества работы предприятий службы быта, приближение услуг непосредственно к заказчику в целях борьбы с частнопредпринимательской деятельностью, связанной с хищениями материалов и деталей; запрещение предприятиям бытового обслуживания сочетать производственные функции с торговыми, так как при осуществлении последних совершается большое число хищений неучтенных изделий, изготовленных без предварительных заказов граждан; передача изделий, выпущенных без предварительных заказов фабрикам и объединениям соответствующего профиля производства, для реализации в дальнейшем через предприятия торговли;
более широкое внедрение в практику работы хозяйственных организаций и особенно предприятий торговли опыта передачи ценностей под коллективную ответственность с целью усиления контроля каждым членом бригады и повышения заинтересованности в сохранности вверенного имущества.
Целям совершенствования профилактики хищений социалистического имущества могут служить меры, направленные на: активное участие общественности в проведении проверок соблюдения правил торговли, пресечении фактов припрятывания товаров, соз-
152
дания искусственного дефицита, продажи их с баз, складов, из подсобных помещений, в проведении рейдов, смотров сохранности имущества, особенно на предприятиях, где совершаются мелкие хищения;
объединение усилий всех контролирующих органов, создание как в центре, так и на местах координационных советов комплексного изучения производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятий и объединений, возложение функций руководства советами на соответствующие комитеты народного контроля, устранение дублирования и не вызываемого необходимостью отвлечения людей от работы;
установление строгого контроля за доходами, обязывающего лиц, приобретающих дорогостоящие вещи и предметы роскоши (например, автомашины, дачи, импортные мебельные гарнитуры и т. д), указать источники и размеры доходов;
создание самостоятельного специализированного подразделения ревизионного аппарата, предназначенного только для проведения ревизий по требованию следственных и других правоохранительных органов, ревизий, как правило, не терпящих отлагательств, либо возложение обязанностей производства таких ревизий на действующие бюро судебно-бухгалтерской экспертизы либо на контрольно-ревизионное управление Министерства Финансов СССР и его подразделения на местах; при том же условии не расширения штатов.
3. Мероприятия технического характера. В эту группу включены меры, направленные на устранение обстоятельств, способствующих преступлениям против социалистической собственности, совершаемым с использованием техники, механизации и автоматизации процессов определения количественных и качественных показателей состояния имущества, организации его охраны, учета, различных материалов, использованных для подделок, и пр.
В частности, при проектировании строительства предприятий и их реконструкции, при утверждении типовых проектов сооружений представляется заслуживающим внимания установление порядка, предусматривающего создание технических средств обеспечения сохранности материальных ценностей и контроля за их движением, согласование проектов с органами, призванными осуществлять функции обеспечения охраны государственного и общественного имущества (ОБХСС, научно-техническими службами МВД, органами вневедомственной охраны).
Вероятно, полезными были бы такие меры, как:
регулярное проведение проверок состояния охраны ценностей, при необходимости организация дозорной службы, устройство ог-рад, освещения, взятие объектов под охранную сигнализацию, обеспечение складов, баз и других мест хранения материальных ценностей контролирующими техническими устройствами и приспособлениями, механизация погрузочно-разгрузочных работ на крупных складах и базах, приводящая, наряду с другими преимуще-
153
ствами, к уменьшению числа лиц, соприкасающихся по работе с материальными ценностями и могущих расхищать их;
организация контрольно-экспериментальных проверок работы технологических линий, машин и оборудования с целью установления действительных размеров брака, отходов производства и обоснованности списаний в случаях обнаружения фактов перерасхода сырья, сверхнормативных списаний в брак полуфабрикатов и готовой продукции; создание в действующих отраслевых автоматизированных системах управления подсистемы учета и контроля;
основанная на современных достижениях науки и техники разработка и внедрение комплекса технических средств автоматического контроля за соблюдением условий хранения, движения материальных ценностей, дублирования производимых должностным (материально-ответственным) лицом операций с имуществом для предупреждения халатности и злоупотреблений, допускаемых на складах, базах, хранилищах; внедрение во все магазины весов, автоматически суммирующих стоимость товаров, в целях предотвращения хищений и злоупотреблений, связанных с обманом покупателей;
совершенствование имеющихся либо разработка новых типовых форм денежных и других документов, в которых фиксируется движение материальных ценностей (нарядов, накладных, ведомостей и пр.) с целью их защиты от подделки; совершенствование материалов, из которых изготавливаются документы: бумаги, чернил, красок, пишущих приборов, внедрение новых способов заполнения документов, препятствующих совершению подлогов и иных злоупотреблений по делам о преступлениях против социалистической собственности.
4. Мероприятия идейно-воспитательного характера. Данную группу составляют мероприятия, направленные на устранение недостатков, влияющих на формирование неправильного отношения к социалистической собственности, беспечности, корыстно-потребительских взглядов личности, ориентации на извлечение нетрудовых доходов, игнорирование принципа распределения по труду, совершение хищений и злоупотреблений.
В качестве такого рода обстоятельств могут выступать и недостатки воспитательной работы в трудовом коллективе, и обстановка бесхозяйственности, безответственности за расточительство, бюрократизм, халатность и хищения, а также вредное воздействие ближайшего окружения личности в семье и быту. Их устранению способствуют следующие, уже внедряемые в практику мероприятия:
построение и проведение всех форм массово-политической и индивидуальной работы в трудовых и учебных коллективах с учетом важности воспитания коммунистического отношения к социалистической собственности, формирования бережливости, непримиримости к хищениям и лицам, их совершившим;
премирование рабочих и служащих в зависимости от состояния
154
сохранности социалистической собственности на участках, где они работают; включение состояния сохранности государственного и общественного имущества в производственные планы, коллективные договоры и социалистические обязательства, учет их при подведении итогов социалистического соревнования и работы в целом;
поощрение добросовестных работников, отличившихся в деле охраны социалистической собственности от преступных посягательств, предотвращения материального ущерба, пресечения бесхозяйственности, халатности, злоупотреблений с имуществом;
включение в планы социального развития коллективов мероприятий по воспитанию бережливости, улучшению учета и ревизионного контроля;
широкое освещение с помощью средств массовой информации (печати, радио, телевидения) достижений коллективов не только в производстве продукции, но и сбережении ее; информирование граждан о фактах преступлений против социалистической собственности и борьбе с ними с одновременным вскрытием моральных корней падения того или иного лица, вставшего на антиобщественный путь, причин и условий, способствовавших совершению преступных действий; запрещение освещать факты, по которым не было принято надлежащих мер реагирования к виновным, во избежание возможной дезориентации граждан и общественного мнения;
практика регулярных выступлений по вопросам обеспечения сохранности социалистической собственности ответственных работников советских, правоохранительных, контролирующих органов в коллективах и по месту жительства, в печати, по радио и телевидению;
активное использование соответствующими профсоюзными организациями социалистического соревнования как важного средства воспитания людей, укрепления дисциплины, бережного отношения к материальным ценностям; повышение действенности социалистического соревнования за коммунистическое отношение к труду и социалистической собственности.
5. Мероприятия организационно-правового характера. В эту группу включены мероприятия, направленные на устранение недостатков правового регулирования вопросов сохранности социалистической собственности, борьбы с хищениями и должностными преступлениями. Важными из них в указанном отношении являются следующие:
разработка и принятие специального закона о профилактике с закреплением в нем обязанностей руководителей и других должностных лиц предупреждать преступления, совершаемые против социалистической собственности. На наш взгляд, возложение обязанности предупреждения на руководителей предприятий, объединений, министерств и ведомств явится стимулом развития новых форм и методов профилактической работы, приведет к необходимости создания на предприятиях и в вышестоящих звеньях групп
155
и иных подразделений криминологического анализа, которые будут заниматься изучением причин и условий, способствующих посягательствам на имущество, и разрабатывать меры по их устранению непосредственно в коллективах. Кроме того, это обяжет все хозяйственные министерства, в ведении которых имеются научно-исследовательские учреждения, планировать тематику, связанную с усилением режима экономии и бережливости, закрытием каналов для хищений, злоупотреблений, предупреждением халатности;
повышение уровня координации профилактической деятельности общественных формирований в коллективах трудящихся между собой и усиление их взаимодействия с правоохранительными органами;
организация учебы руководителей предприятий, учреждений, организаций и работников контрольно-ревизионных органов по вопросам методики профилактической работы и выявления преступлений, совершаемых против социалистической собственности; внедрение методов экономического анализа в производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятий в практику работы контрольно-ревизионных, контролирующих и правоохранительных органов;
повышение эффективности общенадзорных проверок за счет использования криминалистических знаний в работе прокурора по общему надзору, особенно в тех случаях, когда имеются сигналы о фактах бесхозяйственности, хищений и злоупотреблений должностных лиц, попустительствующих расхитителям.
Таков далеко не полный перечень мер предупреждения, которые разбиты по содержательному признаку на пять групп или направлений. Однако вполне возможно и другое деление, в частности по субъектам профилактики, правомочным решать те или иные вопросы.
Г л
•ава восьмая
ДОЛЖНОСТНЫЕ
И ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ,
СОВЕРШАЕМЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
СЛУЖЕБНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
- Глава первая
- §1. Теория предупреждения преступности: становление, предмет и структура
- § 2. Место теории предупреждения преступности в криминологии и связь ее с другими науками
- § 3. Связь теории и практики
- Предупреждения преступности.
- Направления и перспективы
- Научных исследований
- § 1. Марксизм-ленинизм
- § 2. Социально-экономические и идеологические основы предупреждения преступности
- 1 Лава третья
- § 1. Понятие и система правового регулирования предупреждения преступности
- § 2. Источники правового регулирования предупреждения преступности
- § 3. Прокурорский надзор за законностью предупредительной деятельности
- § 1. Понятие субъектов предупреждения преступности
- § 2. Система субъектов предупреждения преступности
- 1 Лава пятая
- § 1. Руководящая роль партийных организаций в деятельности по предупреждению преступности
- § 2. Предупредительная деятельность
- § 3. Предупредительная деятельность общественных организаций, трудовых коллективов и граждан
- § 4. Предупредительная деятельность, осуществляемая органами внутренних дел
- § 5. Предупредительная деятельность органов суда и юстиции
- § 6. Предупредительная деятельность органов прокуратуры
- §1. Информационное обеспечение предупреждения преступности
- § 2. Планирование предупреждения преступности
- § 3. Криминологическое прогнозирование
- § 4. Координация предупреждения преступности
- Глава седьмая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений против социалистической собственности, совершаемых с использованием служебного положения
- § 2. Причины и условия (обстоятельства), способствующие совершению преступлений против социалистической собственности
- § 3. Предупреждение преступлений против социалистической собственности
- § 1. Криминологическая характеристика должностных
- § 2. Причины и условия, способствующие должностным
- И хозяйственным преступлениям,
- Совершаемым с использованием служебного
- Положения
- § 3. Предупреждение должностных и хозяйственных преступлений, совершаемых с использованием служебного положения
- Глава девятая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений против личности, ее прав и общественного порядка1
- § 2. Причины и условия, способствующие совершению преступлений против личности, ее прав и общественного порядка
- § 3. Предупреждение преступлений против личности, ее прав и общественного порядка
- Глава десятая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых женщинами
- § 2. Причины и условия, способствующие совершению преступлений женщинами
- § 3. Предупреждение преступлений, совершаемых женщинами
- Глава одиннадцатая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений несовершеннолетних
- § 2. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних, совершающих преступления
- § 3. Криминологическая характеристика
- Процессов и явлений, влияющих
- На формирование преступного поведения
- Несовершеннолетних
- § 4. Предупреждение преступлений несовершеннолетних
- § 1. Сотрудничество стран — членов сэв в борьбе с преступностью
- § 2. Деятельность Организации Объединенных Наций и международных неправительственных научных организаций по предупреждению преступности*
- § 1. Закономерности преступности в современном капиталистическом обществе
- § 2. Общие тенденции развития преступности в современных капиталистических странах
- § 4. Преступления против мира и человечества
- § 5. Агрессия, геноцид и апартеид — международные преступления
- § 6. Наемничество и терроризм — орудия империалистической реакции
- К главе первой
- К главе восьмой
- К главе девятой
- Їх главе десятой
- К разделу третьему
- К разделу четвертому
- Должностные и хозяйственные преступления, совершаемые с использованием служебного положения
- Глава десятая Преступления, совершаемые женщинами
- Глава одиннадцатая Преступления несовершеннолетних
- Раздел третий
- Оператор н. Ю. Гусева
- 193144, Г. Ленинград, ул. Моисеенко, 10