§ 1. Марксизм-ленинизм
о предупреждении преступности.
Предупреждение преступности — главное
направление « б ; f І vie с ней
1. Предупреждение реступности, как уже отмечалось, — широкое, собирательное понятие. Оно включает в себя: а) общегосударственные мероприятия экономического, социального, идеологического, культурно-воспитательного порядка, законодательного, правового плана, сочетающие убеждение и принуждение в процессе борьбы с преступностью; б) деятельность государственных органов и общественных организаций, а в частности МВД, прокуратуры, юстиции, суда по выявлению причин и условий совершения преступлений и принятию мер к их устранению, раскрытию, расследованию и судебному рассмотрению дел о преступлениях, наказанию преступников, по исправлению и перевоспитанию их, надзору за законностью поведения лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также по воспитанию лиц, приговоренных судами к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, либо не-
22
устойчивых людей, еще не совершивших преступления, но ведущих себя антиобщественно либо аморально; в) осуществление иных мер, вызываемых конкретной обстановкой.
Предупреждение преступности, постепенное преодоление ее тесно связано с преобразованиями в жизни общества, которые происходят постепенно в экономике, в идеологии, в социальной политике и в других областях общественных отношений. В этом процессе абсолютно недопустимы поверхностный либо волюнтаристический подход, попытки решать вопросы борьбы и предупреждения преступности средствами, не отвечающими современному состоянию производительных сил и производственных отношений. Последовательное проведение широкого комплекса социальных мероприятий по предупреждению преступности должно основываться на знании общих закономерностей развития социалистического общества и использовании конкретных форм экономического, идеологического, социально-культурного и правового воздействия, направленных на преодоление противоречий и недостатков, на развитие и совершенствование общественных отношений, возникающих в процессе созидательной работы советского народа по построению коммунизма.
'Предупреждение такого сложного отрицательного социального явления, как преступность, требует усилий всего общества, государства и его членов.
.В этой связи нельзя признать точным положение, высказанное Т. М. Шамбой в книге «КПСС и органы охраны правопорядка», в которой сказано, что в качестве непосредственных задач органов, ведущих борьбу с преступностью, Программа КПСС выдвигает обеспечение строгого соблюдения социалистической законности, «искоренение всяких нарушений правопорядка, ликвидацию преступности, устранение всех причин, ее порождающих»'. Очевидно, что обеспечение социалистической законности это действительно непосредственная задача указанных органов. Что же касается ликвидации преступности, то это не под силу одним органам охраны правопорядка, ибо решение этой сложнейшей для человечества задачи лежит в плоскости коренных преобразований в обществе, в сфере экономики, социальной жизни, идеологии, воспитания человека.
Упование в предупреждении преступности лишь на деятельность карательных органов имеет и еще один чрезвычайно негативный общественный результат: многовековое внедрение в сознание людей ложной идеи о том, что если в государстве иметь суровое законодательство, а судам широко применять наказание — с преступностью будет покончено. Однако история развития человеческого общества, его социальный опыт со всей очевидностью показывают глубоко ошибочный характер этого, все еще распространенного мнения. К. Маркс подчеркивал, что «жестокость характер-На для законов, продиктованных трусостью, ибо трусость может быть энергична, только будучи жестокой»2.
23
Жестокость рождает ответную жестокость. Мучительные и позорящие человека наказания никогда не уменьшали бюджета преступности. Более того, пропаганда жестокости чрезвычайно вредно сказывается на общественном сознании. Она воспитывает чувства пренебрежения одного человека к другому, чувства, далекие от тех гуманистических идей, на которых построена идеология марксизма-ленинизма, стремящегося к утверждению на земле самого человечного общества. «В нашем идеале нет места насилию над людьми», — писал В. И. Ленин3.
В работе «Святое семейство» К. Маркс указывал на необходимость «...уничтожить антисоциальные источники преступления»4. В дальнейшем решение этой задачи классики марксизма-ленинизма видели не в проведении узко понимаемой борьбы с преступностью с помощью законов, не только и не столько в деятельности карательных органов, а в гораздо более широком плане. Вот почему марксистско-ленинская теория исходит из того, что в преодолении преступности главным является переустройство общества, совершенствование его социальных институтов и учреждений, избавление его от пороков эксплуататорских общественно-экономических формаций, воспитание нового человека в таком обществе, где сам образ жизни исключал бы совершение преступлений. Построение нового общества приводит и привело в нашей стране к коренному преобразованию всего уклада жизни, к созданию таких общественных отношений, при которых первостепенное значение в воспитании имеет убеждение, а уже потом, в необходимых случаях, — принуждение, в том числе и наказание, назначаемое судом.
Прогрессивные мыслители и ученые всегда резко возражали против изуверских законов, справедливо полагая, что прогресс общества несовместим с бесчеловечными методами борьбы «/преступностью. Соратник Маркса П. Аафарг, например, писал/ «Несправедливое и ужасное правосудие, гнусные кодексы о проступках и преступлениях вступают в человеческую историю только следом за частной собственностью и как ее необходимое последствие»5.
Бельгийский ученый — статистик Кетле, которого высоко ценил К, Маркс, в одной из своих работ подчеркивал, что «есть бюджет, который уплачивается с поразительной правильностью, — это бюджет темниц, каторги, эшафотов; об уменьшении этого-то бюджета нужно всеми силами заботиться»*".
В основе марксистско-ленинской теории предупреждения преступности лежит вывод классиков марксизма-ленинизма о том, что нельзя преодолеть преступность путем реформ, касающихся каких-то отдельных сторон общественной жизни, а лишь на основе изменения всей системы общественных отношений, на пути преобразования эксплуататорских общественных отношений в коммунистические7.
^В. И. Ленин всегда подчеркивал необходимость комплексного подхода к проблеме борьбы с преступностью8. Он видел решение задачи преодоления преступности в подъеме материального благо-
24
состояния масс, их сознательности, активности, обучении масс управлять делами государства, в формировании всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей9.
Путь предупреждения антиобщественных поступков В. И. Ле-нин видел также в воспитании у советских людей нового отношения к труду, к охране общественного богатства, в превращении труда в основную жизненную потребность каждого члена общества10, а также в установлении строжайшего контроля за мерой труда и мерой потребления и лицами, совершающими антиобщественные поступки".*,
Подытоживая опыт человечества в борьбе за свое лучшее будущее и подчеркивая, что в преодолении преступности главное не упование на насилие, не деятельность карательных органов, не наказание, а предупреждение преступлений,]К. Маркс писал: «Мудрый законодатель предупредит преступление, чтобы не быть вынужденным наказывать за него»1 "У
Развивая мысли К. Маркса о путях преодоления преступности в жизни человеческого общества, (JB. И. Ленин подчеркивал, что «коренная социальная причина» этого отрицательного явления есть «эксплуатация масс, нужда и нищета их»13. Очевидно, что с помощью наказаний ликвидировать эту «коренную социальную причину» невозможно. Устранение ее В. И. Ленин видел в переустройстве общества^т социалистических началах. При этом очень важно отметить, что и сам характер наказаний, которые должны применяться в социалистическом обществе за совершение преступлений, В. И. Ленин видел совсем иным, чем это было когда-либо раньше в человеческом обществе. Глубокое проникновение В. И. Ленина в суть антиобщественного поведения человека, вера в неограниченные возможности социализма, коммунистической идеологии и нового образа жизни, а значит и вера в возможность преодоления преступности позволили ему сформулировать знаменитое положение:
« 1 ) % условного осуждения
2) «>» общественного порицания
3) замена лишения свободы принудительным трудом с прожи ванием на дому
4) замена тюрьмы воспитательными учреждениями
5) введение товарищеских судов (для известных категорий и в армии и среди рабочих)»14.
В социалистическом обществе на всех этапах его развития, на-Ряду с совершенствованием общественных отношений, совершенствуется и человек. Повышается уровень сознательности людей, их образованность, культурность, воспитанность. Поэтому наказания за преступления, оставаясь строгими и суровыми (но не жестокими), назначаемые за тяжкие преступления и особо опасным пре-ступникам, в то же время модифицируются, в ряде случаев теряют свой принудительно-карательный характер и приобретают характер принудительно-воспитательный.
25
Таковыми являются преимущественно наказания, не связанные с лишением свободы, сфера применения которых расширяется. Сейчас в советском уголовном законодательстве есть меры наказания, во-первых, связанные с использованием сил общественности (при передаче на поруки, при назначении условного наказания и т. п.), во-вторых, не связанные с лишением свободы, в-третьих, связанные с привлечением осужденных к труду в условиях, образно говоря, полусвободы (условное осуждение с обязательным привлечением к труду). Это означает, что и наказание все более приобретает черты предупредительно-принудительной меры воздействия и воспитания неустойчивых людей.
2. Задача предупреждения преступности в социалистическом обществе была поставлена сразу же после образования первого в мире государства рабочих и крестьян. В Программе партии, принятой в 1919 году на VIII съезде партии, говорилось, что партия «ведет решительную борьбу со всякого рода паразитизмом и тунеядством и ставит своей задачей вернуть к трудовой жизни каждого, выбитого из трудовой колеи»'5.
В дальнейшем в своих руководящих документах и практической деятельности партия всегда уделяла большое внимание претворению в жизнь этого программного положения. В решениях съездов, постановлениях Пленумов ЦК, других документах партии можно видеть, с какой последовательностью партия организует эту работу. Причем вопросы борьбы с пережитками прошлого в новом обществе, воспитания человека в духе коммунистической нравственности, воспитания нетерпимости к любым отступлениям от советских законов решались на базе улучшения материального уровня жизни советских людей, поднятия их культуры, образованности, сознательности.
Цель социализма, как известно, — все более полное удовлетворение растущих материальных и культурных потребностей народа путем непрерывного развития и совершенствования общественного производства. Достижение этой цели партия видит одновременно и в воспитании трудящихся. Чем выше сознательность членов общества, тем полнее и шире развертывается их творческая активность в развитии коммунистических форм труда, в укреплении дисциплины и порядка, преодолении негативных явлений в создании новых отношений между людьми, а следовательно, и в успешном решении задач строительства коммунизма. В свою очередь эта задача связывается партией с задачей развития нравственных начал в жизни общества, поднятия уровня сознательной самодисциплины людей, усиления влияния на этот процесс со стороны общественного мнения. Проблемы охраны правопорядка, укрепления законности, предупреждения преступлений и иных правонарушений постоянно ставились партией на своих съездах и пленумах, в чем выражается преемственность стратегического курса партии в этом вопросе.
В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии указы-
26
валось, что «борьба с тем, что мы называем пережитками прошло-го в сознании и поступках людей, — это дело, которое требует к себе постоянного внимания партии, всех сознательных передовых сил нашего общества» .
ЦК КПСС подчеркивал значение предупреждения любых отступлений от закона, борьбы со стяжательством, частнособственническими тенденциями, хулиганством и т. п. отрицательными явлениями, для преодоления которых необходимо в полной мере использовать «и мнение трудового коллектива, и критическое слово печати, и методы убеждения, и силу закона — все средства, находящиеся в нашем распоряжении» .
Каждый партийный съезд, таким образом, с учетом конкретных условий развития социалистического общества на данном этапе ставил и ставит задачи в области предупреждения преступлений, получавших и получающих затем конкретное выражение в поелесъездовских постановлениях партии и организационных мероприятиях самого широкого экономического, социального и идеологического плана.
Предупреждение преступлений, будучи деятельностью целенаправленной и специфичной, является в то же время составной частью программной задачи партии и государства по нравственному совершенствованию общества, неотрывному от социального прогресса.
' П. Н. Федосеев писал: «Под социальным прогрессом в общем историческом смысле мы понимаем обновление форм общественной жизни, возникновение качественно новых общественных отношений, умножение материальных и духовных благ для населения, преодоление отрицательных явлений (подчеркнуто нами, — И. К.), пагубно отражающихся на жизни людей. Социальный прогресс предполагает изменение экономической и политической структуры общества, ее совершенствование, переход от данного уровня социальной организации к другому, более высокому^8. Предупреждение преступлений потому и является важнейшим элементом на пути совершенствования общественных отношений, что преступления — крайний, наиболее тяжкий вид асоциального поведения, нарушающего не только нормы права, но и нормы нравственности. Пережиточные для социализма формы человеческого поведения, в том числе преступления, — это антиподы коммунистической морали, с которыми ведут активную борьбу все сознательные, передовые силы нового общества.
Внедрение новых нравственных норм и правил, борьба с тем, что мы называем пережитками прошлого в сознании и поступках людей, взаимосвязано с деятельностью по предупреждению преступлений. В. И. Ленин, партия всегда подчеркивали сложность преодоления пережиточных явлений, воспитания нового человека, Указывали на недопустимость «облегченного» подхода к решению этой сложнейшей задачи, ибо «сила привычки» миллионов и десятков миллионов — самая страшная сила»19. Победа над этой
27
«страшной силой» может быть достигнута лишь на пути длительной борьбы, которая связана с осуществлением задач создания материально-технической базы коммунизма, совершенствования общественных отношений и воспитания нового человека. Это сложные социальные проблемы. К их решению необходимо подходить, как учила и учит партия, трезво и ответственно, не забегая вперед, учитывая все трудности, которые возникают при поступательном развитии и совершенствовании социалистического общества.
Давно уже известно, что при решении всех задач, встававших и встающих перед социалистическим обществом, партия и государство всегда и во все времена опирались на массы.
Необходимость участия трудящихся в управлении всеми делами общества всегда подчеркивал В. И. Ленин, который писал, что когда «все научатся управлять и будут на самом деле управлять самостоятельно... будет открыта настежь дверь к переходу от первой фазы коммунистического общества к высшей его фазе...»20. Он отмечал также, что «государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно»21. Участие общественности в предупреждении преступности — отличительная черта социалистического государства. С момента его возникновения формы этого участия расширялись и совершенствовались так же, как и более совершенными становились методы работы общественных организаций, осуществлявших и осуществляющих деятельность, связанную с укреплением законности и правопорядка в стране.
! Предупреждение преступности с той эффективностью, которой требует борьба с этим социальным злом и без которой нельзя достичь положительных результатов, просто невозможно без участия широких масс населения. Добровольные народные дружины, товарищеские суды на предприятиях и в учреждениях, в колхозах и совхозах, комиссии по делам несовершеннолетних, общественные помощники в правоохранительных органах, наблюдательные комиссии при исполкомах Советов народных депутатов, общественные пункты охраны порядка и другие общественные организации — вот та сила, которую черпают общество и государство и на которую они опираются в работе по предупреждению преступности. Все более широкое привлечение широких масс населения к этой работе — программная задача партии.
Принципиальным является также то, что предупреждение преступности есть составная часть социальной политики социалистического государства, направляемой Коммунистической партией, политики, лежащей в основе руководства советским обществом со стороны КПСС.
Конституция СССР 1977 года с особой силой подчеркнула роль трудовых коллективов в воспитании трудящихся. Партия проводит огромную воспитательную работу, связанную с поднятием социальной активности населения, для того, чтобы активная жизненная позиция каждого члена социалистического общества
28
была неотъемлемой чертой характера советского человека. И, пожалуй, в деятельности миллионов людей, стоящих на страже правопорядка, осуществляющих предупреждение преступности, эта жизненная активность проявляется наиболее ярко.
- Глава первая
- §1. Теория предупреждения преступности: становление, предмет и структура
- § 2. Место теории предупреждения преступности в криминологии и связь ее с другими науками
- § 3. Связь теории и практики
- Предупреждения преступности.
- Направления и перспективы
- Научных исследований
- § 1. Марксизм-ленинизм
- § 2. Социально-экономические и идеологические основы предупреждения преступности
- 1 Лава третья
- § 1. Понятие и система правового регулирования предупреждения преступности
- § 2. Источники правового регулирования предупреждения преступности
- § 3. Прокурорский надзор за законностью предупредительной деятельности
- § 1. Понятие субъектов предупреждения преступности
- § 2. Система субъектов предупреждения преступности
- 1 Лава пятая
- § 1. Руководящая роль партийных организаций в деятельности по предупреждению преступности
- § 2. Предупредительная деятельность
- § 3. Предупредительная деятельность общественных организаций, трудовых коллективов и граждан
- § 4. Предупредительная деятельность, осуществляемая органами внутренних дел
- § 5. Предупредительная деятельность органов суда и юстиции
- § 6. Предупредительная деятельность органов прокуратуры
- §1. Информационное обеспечение предупреждения преступности
- § 2. Планирование предупреждения преступности
- § 3. Криминологическое прогнозирование
- § 4. Координация предупреждения преступности
- Глава седьмая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений против социалистической собственности, совершаемых с использованием служебного положения
- § 2. Причины и условия (обстоятельства), способствующие совершению преступлений против социалистической собственности
- § 3. Предупреждение преступлений против социалистической собственности
- § 1. Криминологическая характеристика должностных
- § 2. Причины и условия, способствующие должностным
- И хозяйственным преступлениям,
- Совершаемым с использованием служебного
- Положения
- § 3. Предупреждение должностных и хозяйственных преступлений, совершаемых с использованием служебного положения
- Глава девятая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений против личности, ее прав и общественного порядка1
- § 2. Причины и условия, способствующие совершению преступлений против личности, ее прав и общественного порядка
- § 3. Предупреждение преступлений против личности, ее прав и общественного порядка
- Глава десятая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых женщинами
- § 2. Причины и условия, способствующие совершению преступлений женщинами
- § 3. Предупреждение преступлений, совершаемых женщинами
- Глава одиннадцатая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений несовершеннолетних
- § 2. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних, совершающих преступления
- § 3. Криминологическая характеристика
- Процессов и явлений, влияющих
- На формирование преступного поведения
- Несовершеннолетних
- § 4. Предупреждение преступлений несовершеннолетних
- § 1. Сотрудничество стран — членов сэв в борьбе с преступностью
- § 2. Деятельность Организации Объединенных Наций и международных неправительственных научных организаций по предупреждению преступности*
- § 1. Закономерности преступности в современном капиталистическом обществе
- § 2. Общие тенденции развития преступности в современных капиталистических странах
- § 4. Преступления против мира и человечества
- § 5. Агрессия, геноцид и апартеид — международные преступления
- § 6. Наемничество и терроризм — орудия империалистической реакции
- К главе первой
- К главе восьмой
- К главе девятой
- Їх главе десятой
- К разделу третьему
- К разделу четвертому
- Должностные и хозяйственные преступления, совершаемые с использованием служебного положения
- Глава десятая Преступления, совершаемые женщинами
- Глава одиннадцатая Преступления несовершеннолетних
- Раздел третий
- Оператор н. Ю. Гусева
- 193144, Г. Ленинград, ул. Моисеенко, 10