logo
Kudryavtsev_V_N_Korobeynikov_B_V_i_dr_Kurs_sovetskoy_kriminolog

§ 3. Предупреждение преступлений против личности, ее прав и общественного порядка

Все рассмотренные выше виды преступности детерминируются сложным комплексом криминогенных обстоятельств, относящихся к различным сферам общественной жизни: экономике, быту, культуре, управленческой деятельности, работе правоохранительных органов и т. д. Одни криминогенные факторы в равной мере актуальны для всех видов общеуголовной преступности, обусловливая их принципиальную криминологическую однородность. Сила действия других неодинакова по отношению к разным преступлениям, а третьи носят сугубо специфический характер. Соответственно и предупреждение преступности осуществляется на комплексной основе, включая в себя меры различного содержания и масштаба.

Исходя из общепризнанного в советской криминологической науке деления мер предупреждения преступности на общие и специальные, меры первой категории, которые решают комплекс взаимосвязанных задач, целесообразно рассмотреть применительно к основным сферам общественной жизнедеятельности.

Первостепенное значение для предупреждения преступности имеют меры, направленные на совершенствование условий, характера и содержания трудовой деятельности. Социально-экономические различия оказывают определяющее воздействие на уровень образования и специальной подготовки, кругозор и духовные запросы людей, накладывают отпечаток на быт и культуру разных слоев населения. Как выше отмечалось, большинство общеуголовных преступников составляют лица низкой производственной квалификации. Поэтому улучшение условий труда, развитие его творческого характера, всемерное сокращение неквалифицированного ручного труда87, тормозящего становление всесторонне развитой и высокосознательной личности, имеет прямое отношение и к предупреждению наиболее распространенных преступлений данного вида.

І Іредупреждение преступности особенно тесно связано с повы-иением заинтересованности в труде молодых рабочих, предоста-лением им реальных перспектив профессионального роста. Этому чособствует закрепление в коллективных договорах обязанности

215

администрации и профсоюзной организации оказывать рабочей молодежи необходимую помощь в овладении профессией, повыще. нии квалификации, разрядности, а также широкое вовлечение молодежи в различные формы социалистического соревнования.

Важнейшей мерой предупреждения преступности является ук_ репление трудовой дисциплины. Крепить производственную дисциплину — значит не просто предупреждать преступность «на дальних подступах», через формирование положительных свойств личности, но и непосредственно предотвращать совершение конкретных преступных деяний самой различной направленности. Приведем в подтверждение сказанного следующие результаты криминологических исследований: каждое десятое насильственное преступление в семейно-бытовой сфере совершается в рабочее для преступников время, когда он должен был находиться на производстве; около 65% работавших воров — «гастролеры»; многие карточные мошенники, работавшие по разным специальностям (слесарями, электромонтерами, инженерами, подсобными рабочими, сторожами и пр.), уходили с работы в любое, нужное для совершения преступлений время; подавляющее большинство самодельного огнестрельного или холодного оружия для разбойных нападений изготовлено преступниками у себя на рабочем месте.

Эффективность предупреждения преступности, в особенности насильственной ее части, тесно связана с реализацией мероприятий по совершенствованию социалистических общественных отношений в сфере быта, укреплению советской семьи. Среди комплекса таких мер в первую очередь следует выделить:

наиболее рациональное размещение и организацию работы магазинов, службы быта, пассажирского транспорта, устраняющие очереди, толкучки и т. п. обстановку, способствующую конфликтности, проявлениям грубости и правонарушениям;

формирование у работников сферы торговли и обслуживания умения создавать обстановку доброжелательности, уважения к посетителям, пассажирам, покупателям и клиентам;

оказание материальной, психологической и педагогической помощи семье в преодолении встречающихся в семейной жизни трудностей и противоречий; подготовка молодежи к браку путем ознакомления юношей и девушек, вступающих в брачный возраст, с основами брачно-семейных отношений; расширение выпуска специальной литературы, посвященной вопросам брака и семьи, психологии семейного общения, этике супружеских отношений, рациональному ведению хозяйства, физиологическим проблемам семьи88.

Важнейшая роль в преодолении преступности принадлежит мерам, направленным на повышение культуры проведения свободного времени. К ним относятся:

преодоление отставания в материально-культурном обеспечений досуга, плановое сопряжение показателей экономического и социального развития, налаживание контроля за своевременным соорУ

216

нием и сдачей в эксплуатацию объектов соцкультбыта (домов ультуры, баз отдыха, кинотеатров, спортивных комплексов

и т. п.)89;

дифференциация в подходе к организации проведения свободного времени и совершенствования форм досуга с учетом половых, возрастных и социально-профессиональных различий, региональных особенностей, приближение таких пользующихся все большей популярностью видов отдыха, как участие в кружках по любительским занятиям, клубах по интересам, посещение дискотек и т. п., к районам массовой жилой застройки;

активная пропаганда и внедрение в проведение праздничных и выходных дней, лично-семейных торжеств гуманистических традиций, обрядов и ритуалов, народных по форме и социалистических по содержанию.

Предупреждение преступности предполагает повышение образовательного уровня и усиление общественно-политической активности широких слоев населения, прежде всего молодежи. Росту образовательного уровня способствует разработанная на передовых предприятиях страны система профессионального продвижения рабочих, учитывающая не только специальную подготовку, но и уровень общего образования. Всемерное поощрение вечернего и заочного обучения молодежи: соответствующая коррекция рабочего времени, создание филиалов учебных заведений при крупных предприятиях, различные формы поощрения лиц, успешно сочетающих работу с учебой, — важное направление в предупреждении «досуговой» преступности молодежи.

Существенную антикриминогенную нагрузку несет вовлечение молодежи в различные самодеятельные организации, направляющие в социально полезное русло свойственное молодому возрасту стремление самореализации и прививающие молодому поколению передовые общественно-политические взгляды и навыки.

Резервы повышения эффективности идеологических и воспитательных мер, несущих в себе сильный антикриминогенный «заряд», кроются в настоящее время в «воспитании воспитателей». Криминологические исследования показывают, что при прочих равных условиях уровень наиболее распространенных общеуголовных преступлений ниже в тех городах, где налажена систематическая социологическая и педагогическая учеба партийно-хозяйствен-

°го актива, руководителей предприятий, мастеров, бригадиров, наставников.

Особенно остро стоит ныне вопрос о профессиональной подго-

№ке и повышении престижа кадров воспитателей общежитий, призванных организовать повседневный и праздничный досуг ра-

'°чей молодежи, быть проводниками передовой социалистической

Ультуры. Наиболее слабым звеном проживания в общежитиях ляется низкий уровень воспитательной, культурно-массовой и

п°Ртивной работы, что в свою очередь сопряжено с пьянством,

217

хулиганством и иными преступлениями преимущественно досугово го характера.

Отсутствие соответствующих специалистов тормозит разработку и введение в действие для общеобразовательных школ, профтехучилищ и техникумов «научно обоснованной программы нравственно-полового воспитания

Группа специальных мер предупреждения рассматриваемых видов преступности нацелена в первую очередь на борьбу с пьянством, тунеядством и рецидивом.

Борьба с пьянством и иными формами злоупотребления спиртными напитками проводится в нашей стране путем использования широкого комплекса социально-экономических, культурно-воспитательных, массово-политических, организационных и правовых мероприятий. В их основе лежат постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и постановление Совета Министров СССР от 7 мая 1985 г. «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения»90.

Для предупреждения преступности первостепенное значение имеют меры по ликвидации вредных питейных традиций и обычаев; по предотвращению вовлечения в потребление этих напитков несовершеннолетних и молодежи (не случайно в упомянутых постановлениях продажа спиртных напитков разрешена лицам, не моложе 21 года); по борьбе с самогоноварением; по ограничению продажи спиртных напитков в утренние и вечерние часы; продажи водки и иных крепких спиртных напитков вблизи предприятий и строек, учебных заведений, детских учреждений, лечебных и оздоровительных заведений, культурных и зрелищных предприятий, вокзалов, пристаней и аэропортов, в местах массовых гуляний и отдыха трудящихся и другие меры.

Важное место в борьбе с алкоголизмом отводится воспитательной работе в производственных коллективах и по месту жительства. Для повышения активности в шефско-воспитательной работе на предприятиях, стройках, в учреждениях и организациях создаются при профорганизациях комиссии по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Эти комиссии ведут антиалкогольную пропаганду, шефствуют над лицами, склонными к злоупотреблению спиртными напитками, используют общественные меры воздействия на лиц. совершающих в состоянии опьянения антиобщественные поступки.

Борьба с пьянством является важным участком работы всех общественных организаций: народных дружин, товарищеских судов, советов по .профилактике правонарушений, общественны" пунктов охраны общественного порядка и т. п.

Антиалкогольная пропаганда направляется межведомственным советом. В планы работы всех органов печати, радио, телевидения и Всесоюзного общества «Знание» включены пункты по развертЫ-ванию антиалкогольной пропаганды с обозначением конкретны мероприятий.

Борьба с пьянством занимает важное место в деятельност

218

сех правоохранительных органов. При разраоотке планов профи-актики преступности и правонарушений в них специально выделяются разделы по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Прокуратура СССР осуществляет надзор за неукоснительным соблюдением законов, направленных на борьбу с пьянством и алкоголизмом.

Преступность рассматриваемого вида теснейшим образом связана с тунеядством — крайней формой чуждого социализму негативного отношения к труду, выражающейся в ведении паразитического образа жизни.

Борьба с тунеядством ведется при помощи мер общественного, административного и уголовно-правового воздействия.

Лицо, уклоняющееся от общественно полезного труда (если это происходит не в форме бродяжничества), предупреждается о недопустимости такого поведения, и ему предоставляется возможность самостоятельно либо с помощью местного Совета в месячный срок избрать себе место работы и трудоустроиться. На местных органах власти в соответствии с общесоюзным законодательством лежит обязанность обеспечивать трудоустройство лиц, не занятых общественно полезным трудом, с учетом имеющейся у них специальности, в 15-дневный срок со дня обращения за содействием в трудоустройстве. Если лицо, несмотря на предупреждение и попытки оказания помощи в трудоустройстве, продолжает вести паразитический образ жизни, ему выносится официальное предостережение о том, что в случае отказа трудоустроиться оно будет привлечено к уголовной ответственности. За длительное ведение паразитического образа жизни в соответствии с законом при исчерпании мер административного воздействия виновный привлекается к уголовной ответственности по ст. 209 УК РСФСР.

В борьбе с наиболее опасным видом тунеядства — бродяжничеством принудительно-правовые меры также сочетаются с социальной помощью. Так, задержанным правонарушителям после изучения их личности оказывается необходимое содействие в устройстве на работу, а для нетрудоспособных и престарелых — помещение в соответствующие учреждения социального обеспечения, ведется розыск родственников, осуществляется их вызов для восстановления нарушенных связей, оформляется опека и попечительство91.

При назначении наказания лицу, осуждаемому за бродяжничество или попрошайничество либо ведение иного паразитического образа жизни к лишению свободы на срок от одного года до двух ет> суд, учитывая обстоятельства дела и личность виновного, мо-Se-r применить вместо лишения свободы наказание в виде напра-іения в воспитательно-трудовой профилакторий на тот же срок.

Особую актуальность приобретает борьба с рецидивом не толь-в силу повышенной «рецидивоопасности» преступлений рассма-иваемого вида, но и в связи с тем, что борьба эта тесно пере-етается с предупреждением пьянства и тунеядства.

Процесс предупреждения рецидива преступлений складывается 3 следующих основных этапов: выявления и раскрытия престу-

219

плений, обеспечения неотвратимости уголовной ответственности назначения наказания, соответствующего тяжести преступления й общественной опасности личности преступника, обеспечения эффективности деятельности по исправлению и перевоспитанию осужденных, ресоциализации отбывших наказание лиц и организации действенного контроля за их поведением.

Совершенствование деятельности оперативно-розыскных и следственных органов по выявлению и раскрытию преступлений развенчивает сохраняющиеся еще в обыденной психологии представления о возможности безнаказанно нарушать уголовный закон.

Нормы уголовного закона, предусматривающие ответственность за совершение указанного вида преступлений, содержат ряд обстоятельств, которые, характеризуя опасность деяния и личность виновного, позволяют суду во всех случаях избрать меру наказания, в наибольшей степени отвечающую задаче исправления и перевоспитания осужденного. Так, уголовная ответственность за умышленное убийство дифференцируется четырьмя статьями Особенной части УК. В зависимости от мотива преступления, свойств личности преступника и обстоятельств дела диспозиции статей, регламентирующих ответственность за имущественные преступления, содержат указания на специальную повторность, предварительный сговор, размер причиненного ущерба, применение технических средств при краже, оружия при разбое — признаки, имеющие определяющее значение для оценки проявившихся в преступлении свойств личности данной категории преступников.

Уголовный закон выделяет особую категорию преступников — особо опасных рецидивистов и повышенное наказание для них.

Предупреждение рецидива преступлений является главной целью деятельности исправительно-трудовых учреждений, в работе которых еще имеется немало недостатков. В то же время нельзя от этих учреждений требовать больше, чем они могут дать, учитывая, что сотрудники их работают с социально запущенным контингентом.

Общесоюзное и республиканское исправительно-трудовое законодательства возлагают на исправительно-трудовые учреждения принятие мер, облегчающих социальную адаптацию освобождаемых из мест лишения свободы, оказание им необходимой помощи в трудовом и бытовом устройстве.

Функцию обеспечения социальной адаптации отбывших наказание лиц выполняют также местные Советы народных депутатов, организующие их трудоустройство с учетом имеющейся специаль ности, заботящиеся о предоставлении им жилой площади. Предпі сания исполнительных комитетов местных Советов о трудоустрої стве лиц, освобожденных от наказания, обязательны для руково дителей предприятий, учреждений и организаций. Инвалиды и л ца престарелого возраста по их просьбе помещаются в соотве ствующие учреждения социального обеспечения.

220

 

Производственные коллективы, общественные организации по месту работы и жительства ранее судимых лиц призваны оказывать им социальную помощь и осуществлять контроль за их поведением. Эти вопросы находятся также в поле зрения добровольных народныхч дружин, общественных пунктов охраны порядка, советов профилактики правонарушений, товарищеских судов.

Социальная помощь освобожденным от наказания лицам сочетается с организацией контроля за их поведением. За некоторыми категориями лиц, признанных особо опасными рецидивистами, проявивших при отбывании наказания упорное нежелание встать на путь исправления и приобщения к честной трудовой жизни, ведущих после освобождения антиобщественный образ жизни, учреждается гласный административный надзор органов милиции. Как показывает практика, наибольшим профилактическим эффектом эта мера обладает по отношению к рецидивистам последовательно-корыстного типа, а также к освобожденным с утраченными социальными связями и склонными к совершению ситуационных «досуговых» преступлений.

Для предупреждения преступлений, сопряженных с насилием над личностью, важное значение имеют меры по пресечению незаконного изготовления, хранения и ношения огнестрельного и холодного оружияв2. Актуальным продолжает оставаться соблюдение установленного законом порядка реализации и хранения охотничьего оружия: продажа его только членам союза охотников и получившим разрешение на приобретение ружья от органов милиции, изъятие охотничьих ружей у лиц, систематически нарушающих общественный порядок, а также у страдающих психическими заболеваниями, строгий контроль за надлежащим хранением охотничьих ружей, недопустимость их передачи во владение и пользование другим лицам.

Постоянное внимание необходимо уделять надлежащему учету, хранению и использованию оружия в предприятиях и учреждениях, имеющих его по роду своей деятельности.

Одно из центральных направлений предупреждения тяжких преступлений составляет борьба с менее опасными преступлениями, с административными и дисциплинарными правонарушениями, ибо многие осужденные за убийство, тяжкие телесные повреждения, изнасилования и разбойные нападения ранее уже совершали уголовно наказуемое мелкое хулиганство, побои, истязания, допускали различные правонарушения на почве пьянства, но действия эти оставались без какого-либо реагирования со стороны правоохранительных органов и общественных организаций. Криминологические исследования показывают, например, что каждому третьему насильственному преступлению в семейно-бытовой сфере Предшествовали конфликты, длившиеся более трех лет и сопровождавшиеся совершением различных правонарушений.

На эффективность предупредительной деятельности сильное Влияние оказывает уровень латентной преступности. Информация

221

о таких преступлениях, как изнасилование, хулиганство, грабежи и кражи личного имущества, далеко не всегда доходит до правоохранительных органов, а иногда скрывается в целях сохранения видимого благополучия в отчетности93.

Борьба с латентной преступностью обеспечивается средствами прокурорского надзора за своевременностью и полнотой регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, законностью и обоснованностью их разрешения.

Самостоятельное направление предупреждения преступлений составляет создание в местах их наиболее частого совершения обстановки, в максимальной степени тому препятствующей. Такого рода местами выступают, например, для хулиганства — улицы, танцплощадки; для изнасилования — чердаки, сараи, подвалы, парки, скверы; для карманных краж — общественный транспорт, магазины; для карточного мошенничества — вокзалы, аэропорты. Основным средством создания затрудняющих совершение преступлений условий являются обходы, дежурства, целевые рейды патрульно-постовой службы милиции, оперативных комсомольских отрядов и добровольных народных дружин. То же назначение выполняют установление надлежащего освещения, охранных и сигнальных устройств, воспрепятствование свободного доступа в нежилые помещения и т. п.

Все большее распространение получают на практике направления предупредительной деятельности, связанные с определением наиболее виктимных контингентов лиц (возможных потерпевших) и проведением с ними разъяснительной и воспитательной работы.