logo
Kudryavtsev_V_N_Korobeynikov_B_V_i_dr_Kurs_sovetskoy_kriminolog

§ 4. Предупреждение преступлений несовершеннолетних

Система мер и средств, направленных на предупреждение преступлений несовершеннолетних, базируется на мероприятиях общесоциального характера, призванных обеспечить повышение материального благосостояния, культурного уровня и сознательности трудящихся. Как часть общей системы предупреждения преступности она обладает весьма существенными- особенностями. Наличие этих особенностей определяется спецификой правового и фактического положения несовершеннолетних как социально-возрастной группы общества, находящейся в стадии интенсивного развития и формирования, спецификой рассмотренных выше причин преступности,^ также личностных качеств несовершеннолетних правонарушителей-

Предупреждение преступлений несовершеннолетних осущест вляется на различных уровнях и направлениях, в отношении раз личных контингентов детей и подростков. Оно характеризуете многоступенчатостью, значительным диапазоном применяемы, мер, в том числе и общевоспитательных педагогических, которы используются в сочетании с мерами по оздоровлению услов жизни и воспитания несовершеннолетних, если эти условия имен отрицательное влияние. Предупреждение преступлений несовер-

268

щеннолетних имеет свою социальную информационно-аналитическую базу; осуществляется планомерно с помощью скоординированных действий правоохранительных органов, специализированных органов и служб, а также органов, занимающихся обучением и воспитанием несовершеннолетних, представителей общественности .

Сложность данной системы предупреждения преступности, ее многоуровневый и разнонаправленный характер вызывают необходимость рассматривать профилактические меры по разным основаниям: масштабу применения, содержанию самих мер, их правовой характеристики, моменту начала профилактической деятельности и т. д. Наиболее перспективной, применительно к предупреждению преступлений несовершеннолетних, и практически значимой представляется классификация по моменту начала профилактической деятельности и связанным с этим задачам. Такая классификация позволяет выделять совокупность частных задач, решаемых во взаимодействии с общими задачами, определять последовательность их реализации, характеризовать всю систему предупреждения через взаимосвязанные и взаимоподчиненные звенья. Она делает возможным более правильно определять иерархию органов и применяемых ими профилактических средств.

С этой точки зрения в системе предупреждения преступлений несовершеннолетних можно выделить:

1.        Раннюю профилактику, направленную на устранение обстоя тельств, отрицательно влияющих на формирование личности несо вершеннолетних, и предотвращение их перехода на преступный путь.

2.        Устранение обстоятельств, уже повлекших совершение кон кретных преступлений несрвершеннолетними.

3.        Предупреждение рецидива.

На всех этих уровнях предупреждение преступлений осуществляется применительно к основным сферам воспитания несовершеннолетних с помощью специфических, характерных для органов, участвующих в этой деятельности, средств и методов. Речь идет главным образом о целенаправленной работе по устранению недостатков в области семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, организации их досуга, а также по повышению эффективности деятельности органов, ведущих борьбу с преступлениями и правонарушениями подростков.

В деятельности по предупреждению преступлений несовершеннолетних центр тяжести переносится на раннюю профилактику. Ее значение определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профилактической деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых антиобщественных изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. При Условии своевременного проведения она может дать значительные Положительные результаты и тем самым исключить необходимость

269

применения более строгих мер, в том числе и уголовно-правового характера. «В профилактической деятельности с конкретным чело веком, — как правильно отмечает Г. А. Аванесов, — важно не упу. стить именно время. Как раз на ранней стадии, когда личность не приобрела еще устойчивых взглядов и привычек, может быть легче достигнут успех»58. Если же меры ранней профилактики окажутся недостаточными, то они могут быть восполнены мерами другого уровня59, так как для этого остается определенный резерв времени.

Раннюю профилактику, на наш взгляд, можно определить как совокупность мер, осуществляемых государственными органами и общественными организациями, с тем чтобы:

а) оздоровить условия жизни и воспитания несовершеннолет них в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному раз витию;

б) пресечь и устранить действия источников антиобщественно го влияния;

в) воздействовать на несовершеннолетних, допускающих откло нения в поведении таким образом, чтобы не дать закрепиться ан тиобщественным взглядам и привычкам.

Основными направлениями ранней профилактики являются:

1. Выявление и устранение неблагоприятных условий жизни и воспитания еще до того, как они отразились на поведении, форми ровании взглядов конкретных подростков. Предмет профилактики здесь — окружающая подростка семейно-бытовая и трудовая (учебная) и досуговая среда, а содержание составляют меры, на правленные:

на компенсацию недостатков воспитания подростков в семье, оказание государственной и общественной помощи нуждающимся в ней (установление опеки и попечительства, направление в детский дом, школу-интернат, устройство на работу или учебу и т. д.);

На осуществление контроля за соблюдением запретительных и ограничительных мер, призванных обеспечить интересы правильного развития подростков (ограничение пребывания их в вечернее время в общественных местах, запрет продажи табачных изделии и спиртных напитков несовершеннолетним и т. д.);

на то, чтобы предотвратить формирование контингентов с ослабленными позитивными социальными связями;

на устранение недостатков и нарушений в деятельности органов, занимающихся обучением, воспитанием, охраной прав и инте ресов несовершеннолетних;

на организацию правовой и педагогической пропаганды среди лиц, воспитывающих детей и подростков.

2. Выявление и устранение (нейтрализация) источников отри цательных влияний на подростков, могущих сформировать антиоі щественную позицию личности и способствовать совершению пр ступлений. Это направление предполагает:

270

применение мер по оздоровлению неблагополучных условий семейного воспитания подростка с помощью различных мер воздействия к его родителям;

изъятие подростков из отрицательно воздействующей на него семейной обстановки;

применение предусмотренных законом мер к лицам, вовлекающим подростков в пьянство, проституцию и иную антиобщественную деятельность.

3. Оказание сдерживающего и корректирующего воздействия на подростков с социально отклоняющимся поведением. Причем М0гут быть выделены меры:

воздействия на подростков, антиобщественные взгляды которых еще не укрепились и проявляются в совершении отдельных малозначительных поступков. Цель их применения — не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам;

воздействия, применяемые к подросткам с достаточно выраженной антиобщественной позицией личности, совершающим правонарушения, не носящие преступного характера. Их цель — не дать возможности реализоваться в преступление антиобщественной позиции личности.

Здесь наряду с оказанием в случае необходимости помощи подростку, попавшему в неблагоприятные условия семейного воспитания, вплоть до изъятия из отрицательной среды и направления в детский дом, школу-интернат и т. д., возможно применение конкретных мер по организации контроля за его поведением и индивидуальной воспитательно-профилактической работы (постановка на учет в инспекции по делам несовершеннолетних, назначение шефа, общественного воспитателя и т. д.). Сюда же относится и применение различных мер воздействия (общественных, административных, гражданско-правовых, принудительных мер воспитательного характера) к подросткам, допускающим правонарушения.

Меры ранней профилактики могут применяться как на индивидуальном (в отношении конкретных подростков, их родителей и т. д.), так и на общем уровне (в масштабе определенной территории, в отношении определенных контингентов несовершеннолетних и их родителей и т. д.).

При решении вопроса о необходимости применения мер ранней профилактики используют прогностический метод, основанный на изучении особенностей личности правонарушителей и обстоя-гельств, обусловивших совершение преступлений. Анализ статистических данных, многочисленные криминологические исследования позволили выделить ряд признаков, имеющих общий характер * свидетельствующих о серьезных отклонениях в формировании ичности, на основании которых можно предположить возможность перехода подростка на преступный путь. Однако основанием Для применения тех или иных мер в отношении конкретных под-Ростков могут быть не предположения о возможном совершении в будущем преступления, а реальные антиобщественные по-

271

ступки и правонарушения. Причем характер мер определяете фактически содеянным проступком несовершеннолетнего, а не поп гнозом его возможного поведения.

В отличие от ранней профилактики второй уровень предупре^ дения заключается в устранении обстоятельств, уже повлекших со вершение преступлений несовершеннолетними, с тем чтобы исключить возможность совершения новых преступлений как этими под. ростками, так и другими несовершеннолетними, находящимися под воздействием тех же отрицательных влияний.

Сюда относятся:

а) своевременное пресечение преступной деятельности и недо пущение возможности ее продолжения; возбуждение уголовного дела; выбор правильной меры пресечения;

б) обеспечение воспитательно-профилактического воздействия при судебном разбирательстве дел о преступлениях несовершен нолетних;

в) применение наказания, обеспечивающего исправление и пе ревоспитание несовершеннолетних преступников;

г) принятие мер к лицам, вовлекающим несовершеннолетних в преступную деятельность, злостно не выполняющим обязанностей по воспитанию детей;

е) устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений путем внесения представлений, частных определений, правовой пропаганды и иных как процессуальных, так и непроцессуальных средств.

Третий уровень предупреждения направлен на борьбу с рецидивной преступностью несовершеннолетних. Он включает меры: а) по исправлению и перевоспитанию несовершеннолетних преступников; б) по оказанию помощи в устройстве несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы; в) по пресечению источников отрицательного влияния в семье и бытовом окружении подростков, отбывших наказание. На данном уровне важное место принадлежит организации и проведению правовой пропаганды.

В организационном отношении отличительной чертой действующей в нашей стране системы предупреждения преступлении несовершеннолетних является специализация органов, ее осуществляющих. Говоря о специализации, мы имеем в виду функционирование органов, служб, отдельных должностных лиц, на которые возложена организация борьбы с безнадзорностью, правонаруш6' ниями и преступлениями несовершеннолетних. Они наделены оп ределенными правомочиями, в своей деятельности используют сп< цифические формы и методы, учитывающие особенности психолс гии, правового и фактического положения этой социально-право вой группы, обладают достаточно широким комплексом мер во. действия не только на самих несовершеннолетних, но и лиц, °° занных заниматься их воспитанием.

Специализация осуществляется применительно ко всем УР"

272

ням предупреждения преступлении несовершеннолетних, однако степень ее может быть различной.

Среди субъектов, осуществляющих предупреждение преступлений несовершеннолетних, можно выделить:

а) органы, для которых борьба с преступлениями и правонару- ціениями несовершеннолетних является основной функцией их дея тельности (комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних; специальные учебно-воспитательные учреждения, приемники-рас пределители; воспитательно-трудовые колонии);

б) правоохранительные органы (прокуратура, министерства внутренних дел, суды), решающие профилактические задачи в хо де осуществления более широкой в целом деятельности по борьбе с преступностью. Для них характерно выделение специализирован ных служб, отдельных должностных лиц, занимающихся пробле мами борьбы с преступлениями несовершеннолетних;

в) органы, которые выполняют профилактические функции на ряду с основной своей деятельностью по обучению, воспитанию и охране прав несовершеннолетних (школы, профтехучилища, пред приятия, органы опеки и попечительства; общественные организа ции, самодеятельные объединения трудящихся).

В зависимости от стоящих перед ними задач и объема полномочий названные субъекты в разной степени и применительно к различным уровням участвуют в предупреждении преступлений несовершеннолетних. Органы прокуратуры, милиции, суды участвуют практически на всех уровнях борьбы с преступностью среди детей и подростков. Комиссии по делам несовершеннолетних, являясь основным звеном, осуществляющим раннюю профилактику, одновременно участвуют и в предупреждении рецидивной преступности, оказывая, например, необходимую помощь в устройстве контролируя поведение несовершеннолетних, отбывающих наказание. Рассмотрение этими комиссиями в соответствии с действующими Положениями дел о преступлениях несовершеннолетних, не тредставляющих большой общественной опасности, наряду с решением ряда задач ранней профилактики одновременно направлено

устранение обстоятельств, уже повлекших совершение преступлений подростками.

Деятельность инспекций по делам несовершеннолетних также носит многоуровневый характер: наряду с ранней профилактикой они контролируют поведение подростков, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы; условно-досрочно освобожденных и вернувшихся из воспитательно-трудовых колоний после отбытия наказания и т. д.

Среди субъектов, осуществляющих предупреждение преступлений несовершеннолетних, особое место принадлежит органам, выполняющим профилактические функции наряду с основной дея-гельностью по обучению, воспитанию и охране прав несовершеннолетних. Круг этих органов широк: школы, профессионально-техни-ские училища, предприятия, органы опеки и попечительства,

273

культурно-просветительные учреждения. Они занимаются главным образом ранней профилактикой, организацией контроля за поведе ниєм несовершеннолетних правонарушителей (особенно это относится к органам общественности).

Чрезвычайно важно рассматривать названные субъекты как звенья единой системы предупреждения преступлений несовершеннолетних.

Система мер и средств, направленных на предупреждение преступлений несовершеннолетних, имеет и самостоятельную правовую основу — действующее в нашей стране законодательство о несовершеннолетних и молодежи, которое включает в себя комплекс структурно связанных и взаимоподкрепляющих друг друга правовых актов, регулирующих вопросы создания оптимальных условий для воспитания и позитивной деятельности подрастающего поколения: охраны его здоровья, прав и интересов; предупреждения отрицательных влияний; непосредственной борьбы с безнадзорностью, правонарушениями и преступлениями.

Данное законодательство базируется на нормах и принципах Конституции СССР и Конституций союзных республик, Основ законодательства по различным отраслям права и сферам деятельности. Оно включает в себя значительное число законодательных и подзаконных нормативных актов, составляющих сложную систему, отвечающую требованиям изменяющихся социальных условий и возрастным особенностям контингента, находящегося в стадии формирования, перехода к социальной зрелости, самостоятельности, включения в активную общественную деятельность.

В этой системе особое место принадлежит постановлениям ЦК КПСС и Совета Министров СССР, посвященным вопросам воспитания подрастающего поколения и предупреждения правонарушений, в которых криминологические задачи ставятся и решаются во взаимосвязи с задачами общесоциальными.

Регулируя деятельность государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, отдельных граждан по воспитанию подрастающего поколения, а также непосредственное поведение самих молодых членов общества, эти нормативные документы способствуют целесообразному решению больших и малых социальных проблем, созданию оптимальных условий для функционирования в интересах народа всей многообразной системы формирования личности молодых членов общества для их активного включения в строительство коммунизма*10.

Среди большой группы законов и иных нормативных актов, значимых для предупреждения преступлений в зависимости < круга вопросов, которые они регламентируют, можно выделить законодательные и иные нормативные акты, направленные на: обе спечение необходимых условий для воспитания подрастающего п коления в целом; непосредственную борьбу с антиобщественными проявлениями и преступлениями среди несовершеннолетних.

Первая группа законодательных и иных нормативных актов Де'

274

тально регламентирует вопросы семейного, школьного, трудового оспитания несовершеннолетних, организации их свободного вре-мени. Все они носят общесоциальный характер и именно на этом уровне решают те вопросы, которые имеют существенное значение для предупреждения преступлений среди несовершеннолетних. В своей основе названные нормативные акты учитывают состояние, динамику и причины преступлений и иных антиобщественных проявлений среди подростков и поэтому позволяют всякий раз позитивно решать те проблемы, устранять те серьезные недостатки, упущения, нарушения в области семейного, школьного, трудового воспитания, которые создают условия для неправильного формирования личности несовершеннолетних и угрозу совершения ими правонарушений. Рассматриваемая группа нормативных актов по существу определяет все наиболее важные направления ранней профилактики преступлений данного контингента. Одно из них — устранение недостатков семейного воспитания детей и подростков.

Заботиться о воспитании детей, растить их достойными членами социалистического общества, готовить к общественно полезному труду является конституционной обязанностью родителей (ст. 66 Конституции СССР). В Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье указывается, что «забота о семье, в которой гармонически сочетаются общественные и личные интересы, является одной из важнейших задач Советского государства .

Коммунистическая партия и Советское правительство осуществляют меры по оказанию материальной и иной помощи со стороны государства семьям, которые в силу объективных причин не могут уделять должного внимания воспитанию своих детей, постоянно заботятся о повышении материального уровня жизни женщин-матерей и подрастающего поколения, об улучшении их жилищно-бы-товых условий, особенно молодых семей, о дальнейшем развитии сети детских дошкольных учреждений, с тем чтобы каждая семья могла пользоваться их услугами, об увеличении свободного времени

Женщин-матерей, создании им лучших условий для воспитания Детей.

Д

" W

ля ранней профилактики преступлении и правонарушении

Широкие возможности открывают Закон о всеобуче, борьба со второгодничеством и отсевом из школ, работа по проведению в жизнь Школьной реформы.

Принятые в 1973 году Основы законодательства Союза ССР и -оюзных республик о народном образовании предусмотрели осуществление всеобщего среднего образования как одну из гарантий пРедоставленного Конституцией СССР права граждан на образо-ание. Проведение этого закона в жизнь усилило профилактиче-'Ую сторону деятельности школ и других органов систем народ-То образования, так как способствовало успешной борьбе со вто-годничеством и преждевременным уходом наиболее неблагопо-.

275

лучной части подростков из-под позитивного влияния педагогич ских коллективов школ, пионерских и комсомольских организаций

Особое внимание законодательство о несовершеннолетних уд ляет проблемам трудового воспитания, трудоустройства и охрань трудовых прав подростков. Нормативные акты по этим вопросам направлены на безболезненное и полное включение молодых рабо чих в трудовые коллективы, в которых молодежь получает и со вершенствует профессиональное мастерство, усваивает опыт старших поколений, приобретает навыки и умение, привычку трудиться на совесть.

Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, соответствующие кодексы союзных республик, другие правовые акты, регламентирующие трудовые права молодых, содержащие ряд льгот, направленных на создание молодым рабочим оптимальных условий для повышения ими своего общеобразовательного, культурного и профессионального уровня имеют серьезное значение для включения молодежи в трудовые коллективы, стимулируют производственную и общественную активность. Весьма значимым в криминологическом плане является установление особого контроля за их увольнением.

Нарушение этих и ряда других законов, охраняющих трудовые права несовершеннолетних, может привести к отрыву их от коллектива, уходу с работы, из-под контроля общественности, попаданию под влияние отрицательного окружения со всеми вытекающими из этого последствиями. Выявление и устранение нарушений установленных законом трудовых прав и льгот молодых рабочих имеет несомненно большое значение для ранней профилактики правонарушений в их среде.

Ряд правовых и нормативных актов, посвященных организации свободного времени и воспитательной работы по месту жительства, также направлен на создание условий для надлежащего формирования подрастающего поколения, расширение их позитивных потребностей и интересов. В частности, еще постановлением СНК РСФСР от 7 октября 1938 г. «Об отчислении на культурно-массовую работу в домах местных Советов»5 предусматривалось ежемесячное отчисление в размере 1—2% доходов от квартирной и арендной платы на культурно-воспитательную работу с детьми по месту жительства. Впоследствии были введены специальные должности педагогов-организаторов по проведению работы с детьми и подростками в микрорайонах, созданы дополнительные условия для летнего отдыха детей63.

Контроль за правильным использованием этих и иных предусмотренных законом средств, материальных возможностей для организации свободного времени детей и подростков, вовлечением в организованные формы досуга «трудных» и склонных к правой рушениям подростков также составляет одно из направлений ран ней профилактики преступлений несовершеннолетних. Сюда -могут быть отнесены и те запретительные и ограничительные І

276

obli содержащиеся в нормативных актах, которые призваны обеспечить интересы правильного развития подростков и охрану их доровья. В частности, имеется в виду запрещение продажи алкогольных напитков несовершеннолетним и лицам моложе 21 года. Профилактическое значение этой меры очевидно: более половины преступлений несовершеннолетние совершают в состоянии алкогольного опьянения. Такую же профилактическую направленность имеют и обязательные решения местных Советов народных депутатов, запрещающие пребывание несовершеннолетних после 22 час. На улицах и в общественных местах беа сопровождения взрослых.

В последние годы усилилось внимание к правовой регламентации непосредственной деятельности по предупреждению преступлений несовершеннолетних.

Характерными особенностями этих правовых актов является также регламентация на законодательном уровне деятельности специализированных органов по делам несовершеннолетних, направленная на дальнейшее усиление гарантий прав и законных интересов подростков; дальнейшая дифференциация мер, применяемых к несовершеннолетним и их родителям; стремление к «достройке» единой системы профилактики и т. д.

Особое значение для укрепления законности и повышения эффективности воспитательно-профилактической деятельности, в частности, имеет Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1977 г. «Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»64. Законодательная регламентация прав и обязанностей этих органов по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних несомненно способствует укреплению социалистической законности.

Важное профилактическое значение имеют и установленный законодательством процессуальный порядок рассмотрения дел о преступлениях несовершеннолетних, а также нормативные акты об уголовной и иной ответственности несовершеннолетних, применении к ним различных видов наказания. Характерным в данном случае является акцент в них на необходимость тщательного изучения личности несовершеннолетнего правонарушителя, условий его жизни и воспитания, причин совершения преступления, принятия мер к их устранению. Все это дает возможность избрать в отношении несовершеннолетнего ту меру наказания, которая поможет его исправлению, направлена на то, чтобы не допустить совершения им повторных правонарушений.

Вопросами предупреждения безнадзорности правонарушений, Преступлений детей и подростков занимается широкий круг государственных органов и общественных организаций, которые провоет свою работу на разных уровнях, в разных направлениях с по-различных, соответствующих их компетенций средств. В

277

 

этой связи необходимо как четкое разграничение функций каждо" государственной или общественной организации, так и координа ция их деятельности, с тем чтобы не допустить параллелизма f дублирования, смешения функций и подмену одних органов другими, направить их деятельность на решение наиболее важных данный момент задач. Все это возможно лишь при четкой коорди нации деятельности всех субъектов, осуществляющих предупреждение преступлений несовершеннолетних. Особенно важной представляется организация координации в области ранней профилактики. Это вызвано тем, что ее осуществляет широкий круг органов, большинство из которых не находится в подчиненности друг друга, а лишь связано функционально как субъекты раннепрофи-лактической деятельности. Кроме того, практически все органы ранней профилактики, даже специализированные, такие, как инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних, занимаются комплексом вопросов, далеко выходящих за пределы ранней профилактики. Это в свою очередь требует строгого определения границ координации, четкой работы единого координирующего центра. Таким центром в области ранней профилактики являются комиссии по делам несовершеннолетних, организующая роль которых в этой области закреплена нормативно . Задачи, стоящие перед комиссиями, широта их полномочий, межведомственный характер, представительность состава, положение в системе Советов народных депутатов — все это дает им возможность осуществлять координирующие функции в области ранней профилактики.

Основной формой координационной деятельности в целом на всех уровнях предупреждения преступности несовершеннолетних является разработка под руководством партийных органов комплексных региональных планов профилактики и организация контроля за их претворением в жизнь66. Именно в ходе такого планирования объединяются и координируются в борьбе с правонарушениями «усилия партийных, государственных, общественных организаций, трудовых коллективов, идеологических учреждении, семьи и школы»67, определ Іются основные направления профилактической деятельности; формируются конечные и промежуточные задачи; определяются органы и средства, используемые для их решения, формы взаимодействия и контроля за исполнением планируемых мероприятий, предполагаемые результаты.

Раздел третий

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ