logo
Kudryavtsev_V_N_Korobeynikov_B_V_i_dr_Kurs_sovetskoy_kriminolog

§ 2. Планирование предупреждения преступности

В организации борьбы с преступностью особое место отводится планированию — одному из эффективных средств, обеспечиваю'

110

их целенаправленность и согласованность профилактической дея-

ьности, осуществляемой различными государственными органа-и общественными организациями и трудовыми коллективами.

Практика планирования предупреждения преступности получи-а за последнее время широкое распространение в условиях ресгіу-блик, краев, областей, городов, районов. Это свидетельствует о том, что значительно расширяется сфера научного управления предупредительной деятельностью, централизованное руководство профилактикой дополняется локальным регулированием процесса прЄДупреждения преступлений и иных правонарушений.

Партийными комитетами, Советами народных депутатов и их исполкомами, иными государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами накоплен практический опыт, а научными учреждениями вырабатываются теоретические основы планирования .

Этому во многом способствовали научные исследования советских криминологов. Всесоюзным институтом по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности в ходе экспериментальных исследований, проведенных в г. Львове, Новомосковске и других городах, разработаны рекомендации по планированию профилактики правонарушений в условиях города, района, предприятия , что позволило практическим органам активизировать работу и строить ее на научной основе. Таким образом, можно сказать, что криминологическое планирование стало осознанной необходимостью.

Понятие планирования. В криминологической литературе еще не сформулировано общепринятое определение понятия криминологического планирования. Имеется лишь определение комплексного плана профилактики, под которым понимается система «обязательных для всех партийных, советских, хозяйственных, правоохранительных органов, общественных организаций предписаний о мероприятиях экономического, культурного, идеологического и организационно-правового характера, направленных на предупреждение и искоренение преступлений и иных правонарушений» . Дается более общее определение плана. «План —.это программа, состоящая из заданий, реализация которых призвана обеспечить разрешение конкретных задач»8.

Эти определения не раскрывают сущности и процесса планирования. В ходе разработки плана профилактики постановка целей Для планирования не должна осуществляться априорно, мероприя-Ия, направленные на нейтрализацию негативных явлений, обусло-ливающих совершение преступлений, должны вытекать из кон-ретнои обстановки в регионе, на отдельном объекте и т. д.

Исходя из этого под криминологическим планированием следу-

т понимать научно обоснованное определение ситуации с преступ-

стью, целей в системе ее предупреждения, мер и конкретных за-

НИи. направленных на предупреждение преступлений и иных

"Равонарушений.

111

Эффективность комплексного планирования профилактики На ходится в прямой зависимости от экономического и социальног планирования.

Целевая функция в социальном планировании призвана решать две взаимосвязанные задачи:

производимый общественный продукт (национальный доход) необходимо использовать для максимально возможного на данном этапе удовлетворения материальных и культурных потребностей населения;

подчинить потребление материальных и культурных благ цели всестороннего развития людей9. Поэтому, разрабатывая основы планирования предупреждения преступности, необходимо увязывать его с социальным планированием, учитывая при этом, что увязка должна, с одной стороны, использовать всю систему социально-экономических плановых мероприятий для предупреждения преступности, с другой — не допускать искусственного завышения в привлечении ресурсов на профилактику.

Советское государство в силу объективных причин не может пока привлекать все необходимые средства на решение всех социальных проблем °, в том числе и на борьбу с преступностью, ибо, кроме интересов борьбы с преступностью, есть и другие не менее важные государственные и общественные интересы.

Наибольший эффект предупреждения преступности достигается в том случае, когда криминологическое планирование согласуется с планами совершенствования воспитательной и идеологической работы. На это обстоятельство указывалось в постановлении ЦК КПСС «Об улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с правонарушениями».

В современных условиях профилактику правонарушений нельзя строить без использования возможностей хозяйственных органов, поэтому в сфере планового воздействия на преступность необходимо использовать специфические возможности каждой отрасли народного хозяйства, объединения, предприятия, первичных трудовых коллективов, что дает возможность построить целостную систему криминологического планирования, сочетая в нем территориальное и отраслевое планирование. Это соответствует положению Конституции СССР о распространении социального планирования на территориальные и отраслевые уровни. Поэтому криминологам необходимо направить свои усилия на научную разработку причин преступности и организации ее предупреждения в конкретных отраслях народного хозяйства.

Комплексность в разработке планов профилактики. Принцип комплексности получает широкое распространение в экономической и социальной жизни общества". Коммунистическая партия Советского Союза строит свою работу по руководству экономикой и всей общественной жизнью на основе комплексности. На это особо обращалось внимание на XXVI съезде партии: «... нужнс всеми организационными, финансовыми, юридическими средствами

112

крепко закрыть всякие щели для тунеядства, взяточничества, екуляции, для нетрудовых доходов, любых посягательств на со-налистическую собственность»12.

Вот почему при организации профилактики правонарушений „обходимо уЧИТЫвать сложный комплекс факторов, обусловли-ающих совершение преступлений, причем часто далеко отстоящих непосредственно от преступных деяний. В выступлении на совещании, посвященном ускорению научно-технического прогресса, Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев подчеркивал, в частности, что для поднятия уровня экономики необходим комплекс

, связанных с интенсификацией производства, укреплением дисциплины, организованности и порядка и другими мерами. В постановлении Президиума Верховного Совета СССР по докладу "енерального прокурора СССР А. М. Рекункова указано на то, что меры по укреплению законности, дисциплины, организованности и порядка способствуют поднятию уровня экономики, развитию и укреплению социалистических общественных отношений на новом этапе. Комплексность в планировании — это важнейшее условие скоординированности действий широкого круга субъектов профилактики при решении проблем борьбы с преступностью.

Она обеспечивает:

всестороннее воздействие на криминогенные факторы, обусловливающие в целом преступность, отдельные виды преступлений и фоновые явления;

вовлечение всей системы субъектов профилактики и средств, направленных на нейтрализацию негативных явлений, влияющих на преступность;

взаимодействие системы субъектов профилактики и активизацию государственных и общественных органов в деле предупреждения преступности;

пропорциональность воздействия ресурсов профилактики на явления и процессы, отрицательно влияющие на преступность;

непрерывность профилактического воздействия форм и методов предупреждения преступности, выработанных наукой и практикой.

В предупреждении преступности комплексность планирования Даст реальные результаты в том случае, если этот принцип будет пронизывать все этапы: предплановый анализ преступности, выработку мероприятий и реализацию плановых заданий.

При этом очень важно использовать уже имеющиеся средства,

контролировать их использование, а не расширять без надобности

КРУГ профилактических мер. Здесь положение, аналогичное тому,

1 что указывал М. С. Горбачев. Он, говоря о неиспользованных

езервах в промышленности, подчеркивал, что нужно интенсивное,

' не экстенсивное ее развитие.

" организации профилактики не следует без конца «выдумы-Іть» новшества, не используя в полной мере уже проверенные Рактикой рекомендации.

Основные принципиальные требования к формированию пла-

113

нов предупреждения правонарушений. Марксистско-леиинска наука выработала важнейшие принципы, имеющие огромное значе ние для социально-экономического планирования в условиях со циалистического общества. На XXIV съезде КПСС отмечалось что «наука серьезно обогатила теоретический арсенал планирова' ния, разработав методы экономико-математического моделирования, системного анализа и другие»м.

К числу основных принципиальных требований, предъявляемых при разработке планов, относятся: партийность, принцип демократического централизма, научная обоснованность, директив-ность.

Партийность. Коммунистическая партия Советского Союза обеспечивает руководство планированием в стране.

Исходными методологическими предпосылками планирования предупреждения правонарушений в современных условиях развития нашего общества являются Программные требования КПСС, решения съездов партии, постановлений Пленумов ЦК КПСС, в том числе и по вопросам укрепления социалистической законности и борьбы с преступностью.

Коммунистическая партия Советского Союза рассматривает проблему предупреждения правонарушений как одну из основных частей общей проблемы воспитания советского человека.

Для выполнения этой задачи рекомендуется разрабатывать планы воспитательной работы с таким расчетом, чтобы в них находили отражение вопросы профилактики правонарушений. «Партийные комитеты должны объединять и координировать в борьбе с правонарушениями усилия партийных, государственных, общественных организаций, трудовых коллективов, идеологических учреждений, семьи и школы. Признано необходимым, чтобы в перспективных и годовых планах работы партийных организаций по коммунистическому воспитанию трудящихся содержались комплексные меры по профилактике правонарушений»14.

Принцип демократического централизма. Планирование предупреждения правонарушений основывается на выработанном В. И. Лениным организационном принципе демократического централизма, сущность которого применительно к рассматриваемому вопросу состоит в сочетании централизованного установления основной задачи в деле предупреждения правонарушений и определении основных целей (задач) с предоставлением широкой инициативы на, местах партийным органам, Советам народных депутатов, иным государственным учреждениям, общественным организациям и трудовым коллективам в выборе форм и методов организации борьбы с преступлениями и другими правонарушениями. Он находит свое яркое выражение в решениях и постановлениях партийных съездов, пленумов. Действенность рассматриваемого принципа можно показать и на примере постановления ЦК КПСС «*-' улучшении работы по охране правопорядка и усилении борьбы с правонарушениями». Поставив задачи в области борьбы с преступ-

114

тью и определив конкретные меры, направленные на дальнеи-

е улучшение профилактики правонарушений, Центральный

і/омитет предложил партийным, советским, правоохранительным

ганам и общественным организациям наметить и осуществить

декретные меры по дальнейшему улучшению охраны правопоряд-

а и борьбы с правонарушениями. Во исполнение этого требования

} местах с учетом особенностей и складывающейся ситуации с

павонарушениями разработан комплекс мер по предупреждению

правонарушений, которые нашли отражение в планах социального

оазвития и в комплексных планах профилактики.

Научная обоснованность планирования предполагает, с одной стороны, обеспечение практики научной информацией, с другой — активную разработку научных рекомендаций и их использование при составлении планов профилактики.

Анализ практики планирования профилактики свидетельствует, что планы, в подготовке которых принимали участие представители научных учреждений, носили, как правило, научно обоснованный характер. Реализация принципа научной обоснованности выдвигает на повестку дня проблему более интенсивного внедрения уже разработанных наукой рекомендаций, а для этого — обучения практических работников основам криминологии. Возможен также и путь выделения из числа практических работников сотрудников специально для осуществления связей с научными учреждениями.

Прокуратура СССР, как известно, выделила ряд прокуратур разных звеньев (от республики до района) для внедрения научных рекомендаций в практику, их апробации и дальнейшего совершенствования.

Директивность планов предупреждения преступности состоит в том, что все намеченные мероприятия подлежат обязательному выполнению всеми субъектами профилактики и в установленные сроки.

Виды криминологического планирования подразделяются в зависимости от цели, субъектов и средств. Целевая направленность криминологического планирования позволяет решать, с одной стороны, комплекс вопросов предупреждения преступности, а с другой — отдельные проблемы, вытекающие из задач борьбы с преступностью. На практике получили широкое распространение комплексные планы, разрабатываемые для административно-территориальных единиц и определенных объектов. Такие планы суще-•Твенно расширяют возможности постановки и выбора оптимально решения задач предупреждения преступности.

Республиканские, краевые, областные комплексные планы про-

'Илактики правонарушений все больше ориентируются на решение

л°вых и долгосрочных задач по предупреждению преступности,

а Решение вопросов, являющихся актуальными в складывающей-

ситуации с преступностью в республике, крае, области.

условиях административно-территориальных единиц наряду

115

с комплексным планированием получило развитие планирование предупреждения преступлений по проблемам, в частности и в особенности по борьбе с преступностью среди несовершеннолетних рецидивной преступностью, преступностью среди лиц, не занятых общественно полезным трудом, и т. д.

В развитие комплексных планов разрабатываются так называемые межведомственные планы, имеющие целью скоординировать деятельность по предупреждению преступности отдельных групп субъектов профилактической деятельности (например, суд, прокуратура, органы внутренних дел), обеспечить взаимодействие государственных органов и общественных организаций. В развитие комплексных и межведомственных планов субъекты профилактики разрабатывают свои отраслевые планы, в которых отражаются мероприятия, относящиеся к исключительной компетенции соответствующего органа (ведомства)15.

По срокам планы профилактики делятся на: а) перспективные (10—15 лет), б) среднесрочные (5 лет) и текущие (1—2 года).

Структура плана. В криминологической литературе сделана попытка выработать своего рода типовую структуру плана предупреждения правонарушений. В основном все предложенные варианты структуры включают следующие разделы: организационные мероприятия, борьба с пьянством и алкоголизмом, борьба с тунеядством и бродяжничеством, предупреждение рецидивной преступности, профилактическая работа по месту жительства трудящихся и предупреждение преступлений на улицах и в общественных местах, предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних, борьба с посягательствами на социалистическую собственность, предупреждение преступных нарушений правил охраны труда и техники безопасности, проблемы правовой пропаганды. В региональных планах вводится специальный раздел, посвященный предупреждению правонарушений в трудовых коллективах.

Приведенный перечень разделов свидетельствует о стремлении включить широкий круг вопросов в планы профилактики. Анализ практики планирования профилактики свидетельствует, что структура планов в значительной мере определяется складывающейся ситуацией с преступностью и характером совершаемых преступлений.

Проблематика планов, характер включаемых мероприятий, направленных на предупреждение преступлений, определяет и круг субъектов профилактической деятельности.

Субъекты планирования. На практике еще не сложилась стройная система субъектов, осуществляющих планирование предупреждения преступности, нет единого представления об этом и в научной литературе.

В большинстве своем комплексные планы профилактики в административно-территориальных единицах разрабатываются и утверждаются партийными комитетами и Советами народных депутатов или их исполкомами. Непосредственно работу по разработке

116

 

 

оектов планов осуществляют специально создаваемые группы, в

став которых входят представители партийных комитетов, Сове-

народных депутатов, руководители правоохранительных орга-

ов общественных организаций. Разработка планов в трудовых

оллективах ведется совместно партийной организацией и админи-

трацией предприятия с привлечением общественных организаций,

осуществляющих профилактику правонарушений.

Обеспечение выполнения плана профилактики. После завершения разработки и утверждения плана профилактики наступает наиболее ответственный этап — его выполнение, которое может обеспечить: а) проведение организационных мер и б) контроль за его выполнением.

К числу организационных мер, обеспечивающих выполнение плана, следует отнести: доведение до сведения всех субъектов профилактики заданий плана, обеспечение информацией о состоянии и тенденциях преступности в регионе, взаимная информация о проделанной работе в соответствии с планом и достигнутых результатах, координирование действий субъектов профилактики по выполнению плановых заданий, моральное и материальное стимулирование как отдельных исполнителей, так и в целом коллективов.

Проверка выполнения планов профилактики правонарушений — важнейший организационный принцип. В. И. Ленин придавал особое значение проверке исполнения. При этом он рассматривал контроль за выполнением плана как составную часть процесса планирования и указывал на то, чтобы плановики «детально изучали выполнение наших планов, наши ошибки в этом практическом деле, способы исправления этих ошибок. Без такого изучения мы слепые».

Проверка выполнения плана должна проводиться систематически, комплексно с привлечением представителей различных органов и организаций и целенаправленно. Для соблюдения этих принципов необходимо: 1) установить сроки проведения контрольных проверок, рассмотрение хода выполнения плановых заданий на заседаниях партийных комитетов, исполкомов Советов народных депутатов; 2) для проведения контрольных проверок определить составы бригад из представителей государственных органов и общественных организаций; 3) наметить конкретные направления работы и объекты, подлежащие контролю.

Контроль достигает своей цели в том случае, если он осуществляется не только на стадии истечения установленных планом сроков, когда практически невозможно восполнить упущенное, а а всех стадиях выполнения намеченных мероприятий. При этом 1 не должен быть ограничен формальным сбором сведений о 'роведении тех или иных мероприятий. Только изучение и ана-Из их, оценка достигнутых результатов дают основание судить о °Де выполнения комплексного плана профилактики правонарушений.

117

При контроле выполнения комплексного плана применяются методы:

1 ) анализ статистических данных и отчетных документов, характеризующих состояние преступности, степени распространения правонарушений и отдельных асоциальных явлений, на нейтрализацию которых были направлены запланированные мероприятия своевременности их проведения, полноты привлечения субъектов профилактики для реализации плана; 2) непосредственное наблюдение и изучение достигнутых результатов в процессе реализации запланированных мероприятий.

Наибольший эффект достигается, когда оба эти метода применяются в сочетании. Отсюда видно, насколько актуальна для практики задача повышения качества планирования разработки его методологических основ и методики.