§ 2. Источники правового регулирования предупреждения преступности
Политической основой законодательной деятельности в области предупреждения преступности являются партийные решения. Коммунистическая партия является ядром политической системы социалистического общества. Ее руководящая роль проявляется во всех сферах жизни общества. Постановления ЦК КПСС и издающиеся на их основе другие партийные решения являются политическими и организационными предпосылками всей деятельности государства и общества. Значительное место среди других партийных решений занимают решения по вопросам укрепления дисциплины, правопорядка и законности, принимавшиеся и принимаемые на разных этапах развития социализма. При этом необходимо подчеркнуть, что все эти решения нацеливают законодательные, правоохранительные и другие государственные органы и общественные организации на то, что в борьбе с преступностью главным является ее предупреждение.
36
•j Основополагающими документами являются Программа КПСС, решения или иные материалы съездов КПСС, постановле-ЦК КПСС. Партийные документы в буквальном смысле сло-конечно, не являются источниками правового регулирования 'едупреждения преступности, однако с учетом закрепленной в т 6 Конституции СССР руководящей и направляющей силы Коммунистической партии Советского Союза в социалистическом государстве партийные документы имеют важнейшее, принципиальное значение для регулирования любых общественных отношений в Советском государстве, в том числе и в сфере предупреждения преступности. Так, Программой КПСС определена не только задача предупреждения преступности, но и направления предупредительной деятельности.
Одним из них является деятельность государственных, прежде всего правоохранительных органов, по предотвращению преступлений. В Программе КПСС говорится о том, что они обязаны вести решительную борьбу с преступностью, предупреждать любые правонарушения и устранять порождающие их причины.
Другим, не менее важным направлением предупреждения преступности в партийных документах названа борьба с проявлениями чуждой идеологии и морали, с пережитками прошлого в сознании и поведении людей.
Партия рассматривает борьбу с проявлениями буржуазной идеологии и морали, с остатками частнособственнической психологии как составную часть работы по коммунистическому воспитанию. Влияние идеологии капиталистического мира, пережитки капитализма и иных прошлых социально-экономических формаций, как уже отмечалось, является одной из общих причин преступности. Успешное предупреждение преступности невозможно без осуществления мер, направленных на их нейтрализацию и устранение.
Самостоятельным направлением в предупреждении преступности следует считать вытекающую из партийных решений необходимость укреплять дисциплину, осуществлять повседневный контроль за деятельностью всех звеньев аппарата управления, совершенствование существующих форм государственного и общественного контроля. Эта деятельность позволяет устранять недостатки в учете и контроле и тем самым предупреждать корыстные, хозяйственные и должностные преступления.
Важное значение имеют решения партийных съездов. В них конкретизируются указанные в Программе основные направления предупреждения преступности, а также ставятся новые задачи и определяются новые направления, вытекающие из задач социально-экономического развития страны.
Нового подхода в правовом регулировании деятельности по
предупреждению преступности потребовали решения апрельского
октябрьского (1985 года) Пленумов ЦК КПСС, где было отме-
Іено, что особенно актуален сегодня вопрос об укреплении поряд-
а и дисциплины. Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горба-
'ев. развивая данное положение, подчеркнул, что «это — настоя-
ельное требование дня, которое советские люди понимают широ-
°> включая сюда порядок на производстве и сфере обслуживания,
31
в общественной жизни и в быту, в каждой трудовой ячейке, в каждом городе, в каждом селе. И мы приложим все силы, чтобы в стране укреплялся такой порядок»9. Особое значение для дальнейшего совершенствования деятельности по предупреждению преступлений имеют принятые как по партийной, так и государственной линии (и законодательной в том числе) меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом, открывающие новые возможности и средства для искоренения этого зла.
2. Источниками правового регулирования деятельности по преодолению преступности являются законы и подзаконные акты, издаваемые компетентными государственными органами. К ним относятся следующие акты. Конституция СССР, конституции союзных и автономных республик. В числе норм Конституции СССР, регулирующих предупреждение преступности, следует прежде всего назвать ст. 4. Закрепленный в ней общий принцип социалистической законности в полной мере распространяется на деятельность всех субъектов предупреждения преступности. Исходя из смысла данной статьи, все принимаемые меры по предупреждению преступности должны соответствовать Конституции СССР и советским законам, т. е. быть законными.
Статья 8 Конституции СССР закрепляет полномочия трудовых коллективов, реализация которых (например, укрепление трудовой дисциплины, воспитание своих членов в духе коммунистической нравственности и ряд других) имеет исключительно важное значение для предупреждения преступности, так как многие криминогенные условия могут быть устранены только или прежде всего силами трудового коллектива.
Статья 9 Конституции СССР, определяя основное направление развития политической системы советского общества, предусматривает проведение целого ряда мер, имеющих важное предупредительное значение и дающих возможность устранять криминогенные факторы в различных сферах общественных отношений. В числе этих мер: совершенствование государственного аппарата, повышение активности "общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.
Помимо общих задач и требований, предъявляемых к предупреждению преступности в целом, Конституция СССР определяет ряд конкретных направлений этой деятельности. Среди них прежде всего следует назвать предупреждение хищений и иных преступных посягательств на социалистическую собственность. В ст. 10 Конституции СССР прямо записана обязанность государства и, следовательно, его органов охранять социалистическую собственность.
Согласно ст. 13 Конституции СССР, государство и его органы обязаны принимать меры к предупреждению преступных посягательств на личную собственность граждан. Важное профилактиче-
38
значение имеет осуществление предусмотренных ст. ст. 14, 15,
ґ^ґ^г^іл " '
Конституции СССР таких мер, как: контроль за мерой труда и требления, сочетание материальных и моральных стимулов, по-шрение новаторства и творческого отношения к труду; соверше-твование форм и методов руководства экономикой, повышение ффективности и качества работы; точное выполнение государственных планов экономического и социального развития, активное использование хозяйственного расчета, прибыли, себестоимости и других экономических рычагов и стимулов.
Реализация всех этих мероприятий имеет важное значение не только для предупреждения преступных посягательств на социалистическую собственность, должностных и хозяйственных преступлений, но и оказывает значительное общепрофилактическое влияние на сознание широких масс населения и, таким образом, на предупреждение преступности в целом.
В ст. 18 Конституции СССР особо подчеркнута необходимость принятия мер для охраны земли, ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, чистоты воздуха. В числе этих мер должны осуществляться и те, что направлены на предупреждение преступных посягательств на названные объекты.
В ряде статей II раздела Конституции СССР «Государство и личность» содержатся требования, соблюдение которых необходимо при предупреждении преступлений против личности. Так, ст. 34 является основой для предупреждения ряда преступлений, составляющих пережитки прошлого, а ст. 35 содержит основу для предупреждения некоторых преступлений, посягающих на права женщин.
Подробно в Конституции СССР регламентируются вопросы предупреждения преступлений против личности, а также законность самой предупредительной деятельности, поскольку она затрагивает права и законные интересы граждан. Закрепление в главе VII Конституции права на труд (ст. 40), на отдых (ст. 41), охрану здоровья (ст. 42), материальное обеспечение в старости (ст. 43), право на жилище (ст. 44), право на образование (ст. 45) и Др. предполагает недопустимость противоправных посягательств на них и, следовательно, необходимость предупреждения преступных посягательств на указанные права граждан.
Ряд других статей той же главы, в частности ст. ст. 54, 55, 56,
предусматривающие гарантии неприкосновенности личности, жи-
шЩа, охрану личной жизни и тайны переписки, телефонных раз-
оворов и телеграфных сообщений, определяют недопустимость на-
ушєний названных прав граждан вообще и при проведении про-
илактических мероприятий, в частности. В той же главе подчер-
УТа особая значимость предупреждения хищений и расточитель-
ва социалистической собственности (ст. 61), воинских преступле-
1 (ст. ст. 62, 63), преступлений против общественного порядка
vct. 65).
•значительное место в Конституции СССР уделено предупре-
39
дительной деятельности Советов народных депутатов. В соответствии со ст. 92 Конституции они создают органы народного контроля, которые наряду с осуществлением других функций ведут борьбу с нарушениями государственной дисциплины, проявлениями местничества, бесхозяйственностью, расточительством, волокитой бюрократизмом, способствуют совершенствованию работы государственного аппарата. Эта деятельность имеет важное значение для предупреждения значительного круга преступлений, совершаемых в народном хозяйстве и иных сферах общественных отношений.
Статья 146 Конституции предусматривает право и обязанность местных Советов народных депутатов утверждать планы экономического и социального развития на своей территории, обеспечивать соблюдение законов, охранять государственный и общественный порядок, права граждан. Тем самым Конституция СССР возлагает на них и обязанности по предупреждению правонарушений и преступлений.
Важное значение в правовой регламентации предупреждения преступности имеют 20 и 21 главы Конституции СССР, регулирующие правовые основы деятельности суда, арбитража и органов прокуратуры. Устанавливая возможность осуществления правосудия только судом, Конституция СССР возлагает на суд обязанность выявления причин совершения преступлений, без установления которых невозможно объективное определение вины лиц, совершивших преступление и осуществление правосудия.
Не менее существенной для нормативного регулирования предупреждения преступности является статья 164 Конституции СССР, устанавливающая право и обязанность Генерального прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров осуществлять высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, должностными лицами и гражданами. Все они могут быть субъектами предупредительной деятельности и в этом качестве должны точно и единообразно исполнять законы, регулирующие их деятельность в данном направлении. Осуществление прокурорского надзора за точным исполнением этих законов способствует повышению эффективности предупреждения преступности.
3. Законы, указы Президиума Верховного Совета СССР и Президиумов Верховных Советов союзных и автономных республик. Заложенные в Конституции СССР правовые основы регулирования предупреждения преступности конкретизируются в законах и Указах Президиума Верховного Совета СССР, Президиумов Верховных Советов союзных и автономных республик. В этих нормах права предупредительная деятельность правоохранительных органов, на которые возложены конкретные задачи предупреждения преступлений, регламентирована наиболее детально. Среди них следует прежде всего назвать Основы уголовного судопроиз-
40
детва, определяющие задачи деятельности правоохранительных }ганов по осуществлению правосудия. Согласно ст. 2 этого зако-наряду с решением других задач, уголовное судопроизводство олжно способствовать предупреждению преступлений.
Регулированию этой деятельности посвящен специальный VII аздел Основ уголовного судопроизводства. В нем установлена бязанность органов дознания, предварительного следствия и суда выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления (ст. 55). Выявленные причины и условия орган дознания, следователь, прокурор устраняют путем внесения представления (ст. 56), а суд — путем вынесения частного определения
(ст. 57).
Важно отметить, что этими же нормами (ст.ст. 56, 57) установлена обязанность государственных органов, общественных организаций и должностных лиц принимать меры к устранению указанных в представлении или частном определении причин и условий и о принятых мерах сообщать лицу или суду, направившему представление или частное определение.
Предупреждение преступности регламентируется и Основами уголовного законодательства. Статья 20 этих Основ, определяющая цели наказания, предусматривает, в частности, что наказание преследует цель предупреждения совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.
Наиболее детально предупреждение преступности регламентируется статьями УПК. Статья 21 УПК РСФСР'° устанавливает обязанность органов дознания, следствия, прокуратуры и суда выявлять причины преступлений и условия, способствовавшие их совершению. Статья 68 УПК, определяющая предмет доказывания по уголовным делам, включает в него причины и условия, способствовавшие совершению преступлений. Статьи 112 и 114 устанавливают обязанность правоохранительных органов при возбуждении уголовного дела или направлении его по подследственности или подсудности принимать безотлагательные меры к предотвращению преступной деятельности.
Ряд статей УПК посвящен регулированию предупредительной Деятельности отдельных правоохранительных органов. Так, ст. 118 УПК обязывает органы дознания принимать все зависящие от них меры к предупреждению преступлений. Статья 140 определяет такие же обязанности для следователя, который, согласно этому за-
•°ну, имеет право и обязан вносить в предприятия, учреждения, организации представления об устранении причин преступлений и условий, способствовавших их совершению. Важно подчеркнуть,
1То этой же статьей устанавливается обязанность всех предприя-
ии, организаций, учреждений рассматривать эти представления и
ринимать меры к устранению в них причин преступлений и усло-
*и, способствовавших их совершению, і федупредительная деятельность прокурора, помимо уже упо-
инавшихся 21 и 68 статей, регламентируется п. 10 ст. 213 Кодек-
41
са, обязывающей его проверять, все ли обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, были выявлены следователем и достаточны ли меры, принятые им к устранению этих обстоятельств.
Предупреждение преступности судом регламентируется ст. 321 УПК, предусматривающей право суда выносить частные определения с требованием устранять причины преступления и способствовавшие ему обстоятельства; ст. 355 УПК, устанавливающей такие же права и обязанность для кассационной инстанции суда.
Уголовно-процессуальное законодательство не только регламентирует права и обязанности отдельных субъектов предупредительной деятельности, но и определяет некоторые из ее направлений. В частности, п. 3 ст. 392 УПК предусматривает обязанность правоохранительных органов выявлять и устранять причины и условия, способствовавшие совершению преступлений несовершеннолетними.
Кроме уголовно-процессуального законодательства, предупреждение преступности регулируется значительным числом иных законодательных актов. В их числе прежде всего следует назвать законы, определяющие организацию и порядок деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью и правонарушениями.
Так, Закон о народном контроле в СССР, определяя в ст. 3 основные задачи и направления деятельности органов народного контроля, устанавливает их обязанность вести борьбу с нарушениями государственной дисциплины, проявлениями местничества, ведомственного подхода к делу, бесхозяйственностью и расточительством, волокитой и бюрократизмом, любыми попытками обмана государства.
Правовые средства предупреждения преступности органами народного контроля закреплены в ст. ст. 22, 23, 25 названного Закона. Статья 27 того же Закона является правовым обеспечением предупредительной деятельности органов народного контроля. Она устанавливает обязанность руководителей предприятий, колхозов, учреждений, организаций, министерств, государственных комитетов и ведомств безотлагательно рассматривать предложения и рекомендации органов народного контроля по устранению выявленных ими криминогенных факторов. Устранение средствами народного контроля названных правонарушений способствует предупреждению хищений социалистического имущества и целого ряда должностных и хозяйственных преступлений, оказывает позитивное влияние на динамику преступности в целом.
Закон о Верховном Суде СССР регламентирует предупредительную деятельность судебных органов. Статья 1 этого Закона определяет основные ее направления. В данной статье, в частности, сказано, что всей своей деятельностью Верховный Суд СССЛ призван воспитывать граждан в духе преданности Родине и делу коммунизма, бережного отношения к социалистической собственности, честного отношения к государственному и общественному дол-
42
уважения к правам, чести и достоинству граждан, к правилам социалистического общежития. Воспитание всех этих качеств явля-тся основой предупреждения любых видов преступного поведения Статьи 22 и 33 Закона определяют основное правовое средство, применяемое Верховным Судом в целях предупреждения преступности, — частное определение.
Значительное место регламентации предупредительной деятельности органов прокуратуры отведено в Законе о прокуратуре СССР. Различные аспекты этой деятельности регулируются ст. 2, определяющей задачи прокуратуры; ст. 3, устанавливающей основные направления ее деятельности и в том числе разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений. Статьи 23, 25, 26, 27 определяют правовые средства предупреждения преступности.
Предупредительная деятельность органов арбитража регламентируется Законом о государственном арбитраже в СССР. Среди содержащихся в нем норм наибольшее значение для предупреждения преступности имеют: ст. 2, определяющая задачи органов государственного арбитража и в том числе борьбу с проявлениями местничества и ведомственности, нарушениями государственной дисциплины, применение правовых средств в целях усиления охраны социалистической собственности; ст. 8, определяющая функции государственного арбитража, в частности выявление им в связи с рассмотрением дел нарушений законности, государственной дисциплины и недостатки в хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, причины этих нарушений и недостатков. Этой же статьей предусматривается право арбитража вносить предложения об устранении выявленных недостатков. Статья 23 названного Закона специально посвящена вопросам предупреждения органами государственного арбитража нарушений законности и государственной дисциплины в хозяйственной деятельности. В ней определяются основные формы предупредительной деятельности органов государственного арбитража, средства выявления и устранения выявленных причин и условий, способствующих правонарушениям и преступлениям. Эта же статья закона предусматривает обязанность руководителей предприятий, учреждений, организаций и т. д. рассматривать сообщения о выявленных органами Госарбитража недостатках хозяйственной деятельности, устранять их и о принятых мерах сообщать органам арбитража.
-Закон об адвокатуре в СССР в ст. 1 определяет задачи адвокатуры. В их числе содействие воспитанию граждан в духе точно-о и неуклонного исполнения советских законов, бережного отно-чения к народному добру, уважения к правам, чести и достоинст-У Других лиц, к правилам социалистического общежития. Без во-нтания названных свойств и качеств у советских людей невоз-'Жно успешно строить работу по предупреждению преступности, Постановления Совета Министров СССР, постановления »ветов Министров союзных и автономных республик. Эта группа
43
нормативных актов наиболее значительная по количеству и разнообразная по содержанию. Характеризуя ее в целом, следует отметить разницу в уровнях регулирования ими предупредительной деятельности. Одни из актов этой группы, регламентирующие, например вопросы планирования и отчетности в народном хозяйстве, вопросы образования и воспитания в системе общеобразовательных школ и ПТУ, организации лечения и перевоспитания лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, и т. д., направлены на решение социальных и экономических задач и регулируют, таким образом, меры общего предупреждения преступности.
Другие, например постановления Совета Министров СССР от 2 апреля 1981 г. №325 «О мерах по улучшению контрольно-ревизионной работы в министерствах, ведомствах и других органах управления», регулируют отдельные конкретные направления предупредительной деятельности или предупреждение отдельных видов преступлений.
5. Ведомственные акты. Нормативная сила и сфера регулируемой предупредительной деятельности этой группы нормативных актов зависят от органа, издающего их.
По этому признаку они различаются на акты: а) союзных, союзно-республиканских и республиканских министерств; б) государственных комитетов и комитетов; в) ведомств; г) администраций предприятий, учреждений и организаций; д) местных Советов народных депутатов и их исполнительных и распорядительных органов; е) органов управления колхозов, кооперативных и иных общественных организаций; ж) отдельных должностных лиц.
Среди названных видов правовых актов центральное место занимают приказы Генерального прокурора СССР, приказы Министра внутренних дел СССР, постановления Пленума Верховного Суда СССР. Являясь ведомственными нормативными актами, они регулируют прежде всего предупредительную деятельность органов прокуратуры, суда и МВД. Однако в связи с тем, что деятельность указанных органов по предупреждению преступлений осуществляется во всех сферах общественных отношений, то названные акты имеют исключительно важное значение для организации предупредительной деятельности фактически всей системы субъектов профилактики.
Многочисленность и разнообразие содержания названных и многих других актов требуют их систематизации. Как и всякая систематизация, она может быть проведена на основании нескольких критериев.
Наряду с названными основными группами могут быть выделены и более узкие группы актов, регулирующие предупреждение отдельных видов преступлений или преступного поведения (предупреждение автотранспортных преступлений, рецидивной преступности и др.). Каждая из групп нормативных актов регулирует деятельность по предупреждению названных преступлений многочисленными и разнообразными субъектами. В связи с этим возни-
44
т необходимость и возможность систематизации регулирующих упреждение преступности актов по признаку субъектов, чью ятельность они регулируют. В соответствии с этим критерием огут быть выделены группы актов, регулирующих предупреди-льную деятельность Советов народных депутатов, исполкомов Говетов, комиссий исполкомов Советов и депутатских групп; орга-народного контроля; правоохранительных органов, органов юстиции и государственного арбитража; органов государственного хозяйственного управления, трудовых коллективов; профсоюзных комсомольских организаций; организаций общественной самодеятельности, специально созданных для профилактики преступлений.
В связи с тем, что ряд актов регулирует деятельность всех или нескольких субъектов, определяя цели, средства или основные формы предупредительной работы, может быть выделена отдельная группа актов, содержащих общие вопросы предупреждения преступности.
Помимо названных критериев, при систематизации нормативных актов, регулирующих предупреждение преступности, может быть использован и ряд других, например нормативная сила актов. Однако оптимальным, на наш взгляд, является комбинированное использование таких критериев, как субъекты и основные направления предупредительной деятельности. При этом в группах актов, выделенных по признаку субъекта, целесообразны дополнительные группировки в соответствии с основными направлениями предупредительной деятельности каждого из субъектов.
- Глава первая
- §1. Теория предупреждения преступности: становление, предмет и структура
- § 2. Место теории предупреждения преступности в криминологии и связь ее с другими науками
- § 3. Связь теории и практики
- Предупреждения преступности.
- Направления и перспективы
- Научных исследований
- § 1. Марксизм-ленинизм
- § 2. Социально-экономические и идеологические основы предупреждения преступности
- 1 Лава третья
- § 1. Понятие и система правового регулирования предупреждения преступности
- § 2. Источники правового регулирования предупреждения преступности
- § 3. Прокурорский надзор за законностью предупредительной деятельности
- § 1. Понятие субъектов предупреждения преступности
- § 2. Система субъектов предупреждения преступности
- 1 Лава пятая
- § 1. Руководящая роль партийных организаций в деятельности по предупреждению преступности
- § 2. Предупредительная деятельность
- § 3. Предупредительная деятельность общественных организаций, трудовых коллективов и граждан
- § 4. Предупредительная деятельность, осуществляемая органами внутренних дел
- § 5. Предупредительная деятельность органов суда и юстиции
- § 6. Предупредительная деятельность органов прокуратуры
- §1. Информационное обеспечение предупреждения преступности
- § 2. Планирование предупреждения преступности
- § 3. Криминологическое прогнозирование
- § 4. Координация предупреждения преступности
- Глава седьмая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений против социалистической собственности, совершаемых с использованием служебного положения
- § 2. Причины и условия (обстоятельства), способствующие совершению преступлений против социалистической собственности
- § 3. Предупреждение преступлений против социалистической собственности
- § 1. Криминологическая характеристика должностных
- § 2. Причины и условия, способствующие должностным
- И хозяйственным преступлениям,
- Совершаемым с использованием служебного
- Положения
- § 3. Предупреждение должностных и хозяйственных преступлений, совершаемых с использованием служебного положения
- Глава девятая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений против личности, ее прав и общественного порядка1
- § 2. Причины и условия, способствующие совершению преступлений против личности, ее прав и общественного порядка
- § 3. Предупреждение преступлений против личности, ее прав и общественного порядка
- Глава десятая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых женщинами
- § 2. Причины и условия, способствующие совершению преступлений женщинами
- § 3. Предупреждение преступлений, совершаемых женщинами
- Глава одиннадцатая
- § 1. Криминологическая характеристика преступлений несовершеннолетних
- § 2. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних, совершающих преступления
- § 3. Криминологическая характеристика
- Процессов и явлений, влияющих
- На формирование преступного поведения
- Несовершеннолетних
- § 4. Предупреждение преступлений несовершеннолетних
- § 1. Сотрудничество стран — членов сэв в борьбе с преступностью
- § 2. Деятельность Организации Объединенных Наций и международных неправительственных научных организаций по предупреждению преступности*
- § 1. Закономерности преступности в современном капиталистическом обществе
- § 2. Общие тенденции развития преступности в современных капиталистических странах
- § 4. Преступления против мира и человечества
- § 5. Агрессия, геноцид и апартеид — международные преступления
- § 6. Наемничество и терроризм — орудия империалистической реакции
- К главе первой
- К главе восьмой
- К главе девятой
- Їх главе десятой
- К разделу третьему
- К разделу четвертому
- Должностные и хозяйственные преступления, совершаемые с использованием служебного положения
- Глава десятая Преступления, совершаемые женщинами
- Глава одиннадцатая Преступления несовершеннолетних
- Раздел третий
- Оператор н. Ю. Гусева
- 193144, Г. Ленинград, ул. Моисеенко, 10