logo search

Подзаконные нормативные правовые акты

Подзаконный нормативный акт – это нормативно-правовой акт компетентного органа, который основан на законе и закону не противоречит. Все нормативно-правовые акты, кроме законов, называются подзаконными.

Признаки подзаконных нормативных актов:

  1. это акты вторичного порядка (хотя содержащиеся в них нормы права могут дополнять закон и, следовательно, иметь первичное значение);

  2. они ограничены в том смысле, что принимаются правотворческими органами в пределах его заранее установленной компетенции.

Виды подзаконных актов. Подзаконный нормативный акт – понятие собирательное. Оно охватывает самые разнообразные нормативно-правовые предписания. В зависимости от субъекта, издавшего акт, они делятся на:

  1. нормативные акты президента – указы, распоряжения;

  2. нормативные акты правительства – постановления и распоряжения;

  3. ведомственные нормативные акты – приказы, инструкции, постановления министерств, ведомств и государственных комитетов;

  4. региональные нормативные акты – решения, распоряжения и постановления местных органов государственной власти;

  5. муниципальные нормативные акты – решения органов местного самоуправления;

  6. локальные нормативные акты – правила и другие предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения, организации.

Нормативные правовые акты президента РФ отличаются тем, что:

  1. имеют форму указов;

  2. в системе законодательства следуют за законами и обязательны для исполнения на всей территории РФ;

  3. предметом регулирования являются основные направления внутренней и внешней политики;

  4. их противоречия с законами разрешаются Конституционным Судом. На основании его заключения указ утрачивает силу.

Нормативные правовые акты правительства отличаются тем, что:

  1. имеют форму постановления и распоряжения;

  2. в системе законодательства следуют за законами и указами, принимаются лишь на основании и во исполнение их;

  3. конкретизируют законы и указы президента.

В актах правительства завершается процесс конкретизации законов или указов президента, система законодательства приобретает необходимую полноту, а норма права – конкретность и формальную определенность, что можно рассматривать как вторичное правотворчество, имеющее, однако, общегосударственное значение.

Нормативные правовые акты министерств и ведомств отличаются тем, что:

  1. по юридической силе следуют за актами правительства. Издаются в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами президента, постановлениями правительства;

  2. издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов, хотя на практике часто бывает по-иному;

  3. акты министерств и ведомств, затрагивающие права и свободы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции;

  4. обязательность доводить принятые нормативные акты до сведения соответствующих органов государственного управления предприятий, организаций, учреждений возложена на центральные органы исполнительной власти;

  5. носят отраслевой характер, т. к. предназначены, за редким исключением, регулировать общественные отношения в процессе реализации своих полномочий в определенной сфере управления.

Некоторые министерства могут издавать акты общего, межотраслевые характера. К ним относятся:

  1. Министерство транспорта и связи, которое издает правила перевозки грузов и пассажиров, обязательные для клиентуры;

  2. Министерство финансов – по финансовым вопросам для всех участников финансовых отношений;

  3. государственный банк России – для банковской клиентуры;

  4. министерство здравоохранения и социального развития издает санитарно-гигиенические правила.

Акты органов местного самоуправления отличаются тем, что:

  1. издаются местной администрацией;

  2. принимаются в форме постановлений (решений), распоряжений;

  3. подзаконные акты главы администрации, противоречащие зако­нодательству, могут быть отменены соответствующим предста­вительным органом, вышестоящим органом исполнительной власти (т. к. это единая система в масштабах всего государства) или судом;

  4. акты имеют территориальную ограниченность;

  5. принимаются в пределах компетенции указанных органов, опре­деляемой федеральными законами и законами субъектов феде­рации по вопросам управления муниципальной собственностью (городов, районов и т. п.), местным налогам, сборам, вопросам местного жилищно-коммунального хозяйства и т. п.

Акты местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, не могут быть отменены общегосударственными органами или органами субъектов федерации, они могут быть только обжалованы в судебном порядке.

Виды нормативных актов местного самоуправления. К числу актов местного самоуправления относятся:

Локальные нормативные акты – акты, регулирующие внутреннюю жизнь предприятий, учреждений, объединений, ассоциаций, союзов. Локальные акты касаются, например, дисциплины труда, его организации, взаимоотношений между различными подразделениями.

Особенности локальных подзаконных актов:

  1. издаются администрацией предприятий, учреждений;

  2. издаются для решения внутренних вопросов;

  3. распространяют свое действие только на членов данного коллектива.

Виды локальных нормативных актов:

  1. уставы организаций, которые (за редким исключением) подлежат обязательной регистрации в государственных органах;

  2. правила внутреннего трудового распорядка;

  3. коллективные договора между администрацией предприятия, организаций и органом профсоюза (трудовым коллективом);

  4. различного рода другие акты (по технике безопасности, должностные инструкции и т. п.).