§ 11.3.1. Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства*
* Круглой М. И. Стратегическое управление компанией. — М.: Русская Деловая Литература, 1998.
Основным условием самоокупаемости и самофинансирования предприятия является экономическая эффективность производства. Она измеряется отношением экономического результата (эффекта) к затратам факторов производства (ресурсов).
Экономический результат может быть измерен прямыми и косвенными показателями. К прямым показателям относят: прибыль, объем производства (выручку от продаж), оплату труда. Косвенные показатели: качество продукции (удельный вес конкурентоспособной продукции), ввод в действие новых производственных мощностей (новых рабочих мест), масштаб и радикальность осуществленных нововведений. Следует отметить, что косвенные показатели определяющим образом влияют на значение прямых показателей.
Затраты ресурсов измеряются следующими показателями:
.затраты трудовых ресурсов (численность промышленно-производственного персонала);
.затраты материальных ресурсов — стоимость сырья и основных материалов в себестоимости продукции, объем оборотных средств;
.долговременные затраты на основные производственные фонды — стоимость основных производственных фондов, стоимость активной части основных производственных фондов;
.текущие затраты совокупности ресурсов — себестоимость продукции.
Все в большей степени ощущается необходимость введения показателя затрат, характеризующего экологический ущерб, который наносит предприятие своей деятельностью.
Показатели эффекта и показатели затрат являются многофакторными. При этом в числе факторов, определяющих различные показатели, имеются одни и те же факторы. Это позволяет любой i-й показатель рассматривать, с одной стороны, как результат у(, а с другой стороны, как один из факторов, влияющих на значения других показателей (Хj где j ≠ i).
Отношение результата У к фактору Х (1/К = Y/X) характеризует отдачу фактора Х на результат У, то есть результат, полученный на единицу фактора. Например, если У — объем продукции, Х — стоимость основных производственных фондов, то К — коэффициент фондоотдачи.
Обратную величину (1/К) = (X/Y) называют емкостью фактора Х в результате У — затраты фактора на единицу результата. Так образуются показатели трудоемкости, фон-доемкости, материалоемкости.
Интенсификация производства характеризуется повышением отдачи (снижением емкости) затрачиваемых ресурсов на достижение эффекта. Сопоставление результата y0 и объема фактора Х0 за базисный период с результатом y1 и объемом фактора X1 за исследуемый период позволяет оценить степень использования интенсивных и экстенсивных факторов производства в исследуемом периоде. Ниже приводятся графики соотношения результата и фактора (в последовательности повышения интенсивности производства).
При одинаковом значении результата У будем иметь:
Показатель Ik = K1/K0 — индекс отдачи фактора — характеризует степень интенсификации производства; показатель Ix = Х1/Х0 — индекс объема фактора — характеризует степень использования экстенсивных факторов.
Успешно действующие компании добиваются повышения прибыли преимущественно за счет интенсивных факторов, то есть по схемам б, в или г.
В схеме б: Y0 = К0Х0; Y1= К1Х1, У = K0X1 — результат, который может быть достигнут за счет увеличения объема фактора без повышения его отдачи;
∆Y = ∆YИ + ∆YЭ = Y1 – Y0 = K1X1 – К0Х0 - абсолютный прирост результата за счет повышения отдачи фактора и увеличения его объема;
∆YЭ = Y – Y0 = К0(X1 – X0) — абсолютный прирост (понижение) результата за счет увеличения (уменьшения) объема фактора;
∆YИ = Y1 – Y = Х1(К1 — К0) — абсолютный прирост результата за счет повышения отдачи фактора;
Соотношения между индексами результата IY, объема фактора IX и отдачей фактора IK будут определять разнообразные производственно-хозяйственные ситуации, складывающиеся под влиянием внутренних и внешних условий деятельности предприятия.
В зависимости от значений индексов отдачи факторов все возможные ситуации могут быть сведены в три группы: IK > 1,0 (качество использования фактора в исследуемом периоде по сравнению с базисным повысилось); IK =1,0 (качество использования фактора осталось без изменения); IK < 1,0 (качество использования фактора ухудшилось). При каждом значении jk могут иметь место три варианта изменений объема фактора производства: IX > 1,0 (объем фактора, вовлеченного в производство, в исследуемом периоде по сравнению с базисным возрос); IX = 1,0 (объем фактора не изменился); IX < 1,0 (объем фактора уменьшился).
Индекс результата определяется как произведение индекса отдачи фактора и индекса объема фактора:
IY =IK • IX•
Вся совокупность возможных ситуаций, характеризующихся графом (IK , IX , IY ), представлена на схеме 11.2.
Выявление производственно-хозяйственных ситуаций по основным экономическим показателям деятельности предприятия (компании), их сопоставление с конъюнктурой рынка и определение на этой основе желательных (допустимых, необходимых) ситуаций позволяют разработать обоснованную технико-экономическую политику предприятия и стратегию поведения на рынке на ближайшую перспективу.
В табл. 11.3 приводятся экономические характеристики возможных производственно-хозяйственных ситуаций, версии внутренних и внешних причин (условий) их появления, а также основные правила поведения предприятия в этих ситуациях.
Зависимость результатов производственного процесса от многих факторов не позволяет при выборе политики и тактики предприятия на рынке ориентироваться только на ситуацию, возникающую при использовании того или иного отдельного фактора. Необходимо вырабатывать решения, исходя из совокупности всех фактических (прогнозируемых) ситуаций, создаваемых анализируемыми факторами производства. Следует, однако, заметить, что различная значимость влияния факторов на результат и ограниченность ресурсов делают очевидным необходимость выбора приоритетных направлений повышения эффективности производства.
Таблица 11.3. Технико-экономическая политика предприятия в различных производственно-хозяйственных ситуациях
Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства осуществляется в такой последовательности:
1. В целях подготовки к проведению анализа эффективности производства необходимо прежде всего осуществить отбор показателей результатов и показателей факторов, определяющих эти результаты. Целесообразно ряд показателей результатов рассматривать также в качестве показателей факторов. Так, объем продаж (выручка) является показателем результата, но в паре показателей «прибыль, объем продаж» он выступает фактором, определяющим величину прибыли.
2. Следующим шагом анализа является формирование матрицы исходных данных (M1), содержащей значения показателей У и Х в базисном (Y0, Х0) и исследуемом (Y1, Х1) периодах, а также значения индексов объема фактора и результата (IX, IY).
3. Осуществляется расчет коэффициентов отдачи фактора на результат в базисном (K0) и исследуемом (К1) периодах, то есть формируются матрицы M2 и М3.
4. Рассчитываются фактические индексы отдачи фактора (строится матрица М4).
5. Формируется матрица фактических и желательных ситуаций (М5), в ячейках которой указываются номера фактических (в числителе дроби) и номера желательных (в знаменателе дроби) ситуаций. Желательные ситуации определяются аналитиком, исходя из оценки состояния внутренних и внешних условий и возможностей влияния на них.
6. Формируется матрица приоритетов в улучшении ситуаций (M6). Приоритет определяется по разности номеров желательной и фактической ситуаций. Чем больше эта разность, тем более экстенсивно используется соответствующий фактор для достижения результата.
- Н.Ю.Круглова Хозяйственное право
- Исправленное и дополненное
- Isbn 5-93840-006-6 © н.Ю. Круглова, 2000 Предисловие автора ко второму изданию
- В категориях управления
- 1. Экономические механизмы:
- Акционерным предприятием
- § 1.2. Системный характер комплексного механизма. Синтез правового механизма с механизмами другой природы
- § 1.2.1. Принципы формирования комплексного механизма. Мотивационный механизм
- Р и с. 1.2. Проекция множества мотивов на множество целей предприятия (ц)
- § 1.2.2. Экономический механизм
- § 1.2.3. Организационный механизм
- Управления акционерным предприятием § 1.2.4. Правовой механизм
- Правовых норм (сравните с рис. 1.2)
- Изменение структуры мотивации достижения целей под влиянием воздействия правовой нормы
- § 1.3. Комплексный характер хозяйственного права
- Краткая характеристика системы права и ее подсистем — отраслей права
- § 1.4. Принципы, методы и источники хозяйственного права
- Контрольные вопросы
- § 2.2. Предпринимательство и предпринимательское поведение
- § 2.2.1. Предприятие предпринимательского типа
- § 2.2.2. Предпринимательские реакции и маркетинг
- § 2.2.3. Мотивы и функции предпринимательского риска
- § 2.3. Организационно-правовые формы и особенности способа действия предприятий
- Т а б л и ц а 2.3. Особенности организационно-правового положения (способа действия) редприятий
- § 2.4. Новые формы предпринимательства без образования юридического лица
- § 2.4.1. Совместная предпринимательская деятельность в форме простого товарищества
- § 2.4.2. Правовые основы коммерческой концессии (франчайзинга)
- Контрольные вопросы
- Глава 3 вещные и обязательственные права в хозяйственных правоотношениях
- § 3.1. Право собственности и другие вещные права
- § 3.2. Обязательственное право в хозяйственных правоотношениях
- § 3.2.1. Исполнение обязательств
- § 3.2.2. Обеспечение исполнения обязательств
- § 3.2.3. Перемена лиц в обязательстве
- § 3.2.4. Ответственность за нарушение обязательств. Прекращение обязательств
- § 3.3. Сделка и договор как основа хозяйственных обязательств
- § 3.3.1. Сделки и представительство
- Последствия недействительности сделок.
- Разных сторон сделки
- § 3.3.2. Хозяйственный договор
- § 3.4. Доверительное управление имуществом
- Контрольные вопросы
- Глава 4 акционерное право. Правовое регулирование организации и деятельности акционерных обществ и объединений § 4.1. Особенности предмета и метода акционерного права
- § 4.2. Акционерное общество § 4.2.1. Правовое положение акционерного общества
- § 4.2.2. Создание, реорганизация и ликвидация акционерного общества
- С х е м а 4.2. Укрупненный алгоритм создания, реорганизации и ликвидации акционерного общества
- § 4.2.3. Уставный капитал и акции общества
- При размещении посредством подписки
- § 4.2.4. Дивидендная политика и выплата дивидендов
- § 4.2.5. Приобретение и выкуп обществом размещенных акций
- § 4.2.6. Заключение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность
- § 4.2.7. Управление обществом
- § 4.3. Интеграция производства и концентрация капитала
- § 4.3.1. Закономерности способа действия акционерной компании
- § 4.3.2. Многоуровневые компании
- § 4.3.3. Интеграция промышленных и финансовых структур в финансово-промышленные группы
- § 4.4. Особенности правового положения и перспективы создания и развития народных предприятий
- § 4.4.1. Создание народного предприятия и формирование его уставного капитала
- § 4.4.2. Модель распределения акционерной собственности народного предприятия
- § 4.4.3. Уставный капитал и акции народного предприятия
- § 4.4.4. Управление народным предприятием
- Факторы, определяющие корпоративные нормы, устанавливаемые уставом нп на основе Федерального закона
- § 4.4.5. Факторы, определяющие целесообразность и возможности создания народных предприятий
- § 4.4.6. Усиление мотивов высококачественного производительного труда и мотивов хозяйствования
- Контрольные вопросы
- Глава 5 правовое регулирование внутрифирменной деятельности § 5.1. Понятие и основные положения корпоративного права
- § 5.2. Корпоративные правовые нормы в уставе акционерного общества
- § 5.3. Построение системы управления предприятием на основе корпоративных правовых норм
- § 5.3.1. Организованная модель системы управления предприятием как объект корпоративного правового регулирования
- § 5.4. Целевые и программно-целевые подсистемы
- Т а б л и ц а 6.3. Характеристика целевых подсистем
- Состав специальных функций целевой подсистемы «Управление научно-техническим развитием производства и качеством продукции» в системе управления ао
- § 5.5. Функциональные подсистемы. Дерево функций управления
- Типичный состав конкретных функций управления компанией среднего масштаба
- § 5.6. Разработка оргпроекта системы управления предприятием
- Задачи анализа и синтеза пар категорий управления при проектировании системы управления
- Распределение полномочий по подготовке, принятию и исполнению управленческих решений
- Контрольные вопросы
- Глава 6 правовое регулирование производственной деятельности
- § 6.1. Регулирование производственной деятельности посредством стандартизации
- Пример заполнения каталожного листа продукции каталожный лист продукции
- Основные характеристики по сортам
- Типовые примеры заполнения поля реквизита «Характеристика продукции» каталожного листа продукции п р и м е р 1. Клп на смазку внии нп-279
- Пожароопасность, группа по гост 12.1.004-91 ...................... IV п р и м е р 2. Клп на крупу овсяную
- § 6.2. Правовые основы и стратегия сертификации продукции
- Качеством продукции
- § 6.3. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 6.4. Организационная структура стандартизации, метрологии и сертификации
- Распределение цсм по регионам Российской Федерации
- 1. Тк стандартизации «Измерения и управление в промышленных процессах».
- 2. Тк стандартизации «Сертификация и управление качеством».
- 3. Тк стандартизации продукции текстильной и швейной промышленности (тк «Текстиль»).
- § 6.5. Правовые основы охраны окружающей среды
- § 6.5.1. Экономический механизм охраны окружающей среды
- § 6.5.2. Нормирование качества окружающей среды
- §6.5.3. Экологическая экспертиза и экологические требования
- § 6.5.4. Экологический контроль и управление охраной окружающей среды на предприятии
- Показатели оценки характеристик экологичности системы управления
- Показатели оценки характеристик экологичности производственной системы
- § 6.6. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления
- § 6.7. Правовые основы промышленной безопасности
- § 6.8. Лицензирование отдельных видов деятельности
- Контрольные вопросы
- Глава 7 правовое регулирование реализации товаров и торгового оборота производственных активов предприятия
- § 7.1. Купля-продажа § 7.1.1. Реакция предприятия на конъюнктуру рынка
- § 7.1.2. Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров
- § 7.1.3. Договор купли-продажи
- § 7.1.4. Договор мены
- § 7.1.5. Внешнеторговый договор купли-продажи
- 2. Условия «f»:
- 3. Условия «с»:
- 4. Условия «d»:
- § 7.2. Поставка товаров § 7.2.1. Договор поставки
- § 7.2.2. Поставка товаров для государственных нужд
- § 7.2.3. Типичные ошибки в договорах поставки*
- § 7.3. Торговый оборот производственных активов предприятия § 7.3.1. Предприятие как объект права
- § 7.3.2. Купля-продажа недвижимости
- § 7.3.3. Продажа предприятия (имущественного комплекса)
- § 7.4. Правовые основы биржевой торговли
- § 7.5. Правовое регулирование отношений в области рекламы
- § 7.5.1. Законодательство о рекламе. Федеральный закон «о рекламе»
- § 7.5.2. Практика разрешения споров, возникающих в связи с применением законодательства о рекламе
- 1. Антимонопольный орган вправе применить ответственность в виде штрафа за каждый факт неисполнения своего предписания или решения об осуществлении контррекламы.
- 2. Антимонопольный орган'вправе направить рекламе-распространителю предписание о прекращении рекламы лицензируемой деятельности без указания номера лицензии и органа, ее выдавшего.
- 3. При распространении рекламы товара без пометки об обязательной сертификации меры административного воздействия применяются к рекламодателю, кроме случаев отсутствия его вины в этом нарушении.
- 4. Вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
- 5. Ненадлежащая реклама товаров может затрагивать деловую репутацию лица, известного на территории распространения рекламы в связи с этим товаром.
- Контрольные вопросы
- Глава 8 правовое регулирование научно-технического развития производства
- § 8.1. Государственная научно-техническая политика и правовое регулирование отношений в области научной и научно-технической деятельности
- § 8.1.1. Научные работники и научные организации
- § 8.1.2. Организация и принципы регулирования научной (научно-технической) деятельности
- § 8.1.3. Формирование и реализация государственной научно-технической политики
- § 8.2. Конкурентность и кооперативность поведения разработчиков научно-технических нововведений
- § 8.2.1. Выбор предпочтительных мотивов в различных ситуациях
- Ранжирование предпочтительности мотивов разработчиков новшеств в различных ситуациях выполнения разработки (версия)
- § 8.2.2. Мотивы кооперации в условиях конкуренции
- § 8.3. Интеграция научно-технического и производственного потенциалов
- С х е м а 8.3. Типизация производствено-хозяиственных структур
- § 8.4. Договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
- § 8.5. Патентование и лицензирование объектов промышленной собственности
- Контрольные вопросы
- Глава 9 правовые и экономические основы инвестиционной деятельности § 9.1. Понятие капитала и инвестиций
- § 9.2. Механизмы инвестирования в развитие производства
- § 9.2.1. Системные задачи технического развития производства
- § 9.2.2. Приоритетность задач технического развития при различных предпринимательских реакциях
- Оценка особенностей технического развития производства в различных стартовых условиях
- § 9.2.3. Дифференциация инвестиционных механизмов по уровням научно-технического развития производства и радикальности нововведений
- § 9.3. Правовые основы инвестиционной деятельности
- § 9.4. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- Контрольные вопросы
- Глава 10 экономико-правовое регулирование производственно-хозяйственной деятельности
- § 10.1. Заемные и кредитные отношения
- § 10.1.1. Договор займа
- § 10.1.2. Кредитный договор
- § 10.1.3. Факторинг
- § 10.2. Вексельное обращение
- § 10.3. Правовые и организационно - экономические особенности лизинга § 10.3.1. Основные понятия, предмет и субъекты лизинга
- § 10.3.2. Формы, типы и виды лизинга
- § 10.3.3. Лизинговая сделка и ее правовые основы
- § 10.3.4. Экономические основы лизинга
- § 10.3.5. Международный лизинг
- § 10.3.6. Государственная поддержка лизинговой деятельности
- § 10.4. Складское свидетельство
- § 10.5. Регулирование имущественного страхования
- § 10.5.1. Правовой институт имущественного страхования
- § 10.5.2. Организация страхового дела
- Контрольные вопросы
- Глава 11 правовые основы предупреждения несостоятельности процедуры банкротства § 11.1. Признаки несостоятельности (банкротства)
- § 11.2. Участники дела о банкротстве
- Функции, выполняемые Федеральной службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению
- § 11.3. Причины банкротства и способы его предупреждения
- § 11.3.1. Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства*
- § 11.3.2. Формирование рациональной структуры ассортимента
- § 11.3.3. Роль социального и организационного потенциала предприятия в его оздоровлении
- Оценка синергизма
- § 11.3.4. Оптимизация рыночной стратегии и выбор конкурентных позиций на рынке
- Конкурентный статус фирмы
- Выбор позиции в конкуренции
- Оценка изменений в прогнозируемом росте стратегической зоны хозяйствования
- Оценка изменений рентабельности стратегических зон хозяйствования
- Перечень внешних опасностей и возможностей. Сила воздействия факторов (пример)
- Политика улучшения структуры предпринимательской деятельности компании
- § 11.4. Рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде
- Порядок возбуждения и рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде
- § 11.5. Процедуры банкротства
- § 11.5.1. Наблюдение
- § 11.5.2. Внешнее управление
- § 11.5.3. Конкурсное производство
- § 11.5.4. Мировое соглашение
- Контрольные вопросы
- Глава 12 правовые меры поддержки конкуренции и ограничения монополистической деятельности
- § 12.1. Механизм конкуренции
- § 12.2. Конкурентоспособность и инновационная активность § 12.2.1. Взаимозаменяемость количества и качества продукции в удовлетворении потребностей
- Р и с. 12.5. Гипербола эквивалентного объема удовлетворяемых потребностей
- § 12.2.2. Конкурентоспособность товара
- § 12.2.3. Влияние нновационной активности на конкурентоспособность
- § 12.3. Ограничение монополистической деятельности § 12.3.1. Определение доминирующего положения предприятия на товарном рынке
- § 12.3.2. Ограничение монополистической деятельности законодательством
- § 12.3.3. Формы недобросовестной конкуренции
- § 12.3.4. Антимонопольные органы и их деятельность
- § 12.3.5. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- § 12.4. Конкурентная среда на товарных рынках и государственное регулирование их структуры
- § 12.4.1. Продуктовые границы товарного рынка
- Примерный перечень показателей, необходимых для определения изучаемого товара
- § 12.4.2. Состав продавцов и покупателей. Географические границы рынка
- § 12.4.3. Определение объема товарных ресурсов рынка и доли хозяйствующего субъекта на рынке
- § 12.4.4. Структура товарного рынка
- § 12.4.5. Государственное регулирование структуры товарных рынков
- Сводная таблица оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке
- § 12.4.6. Открытость рынка для межрегиональной и международной торговли
- § 12.4.7. Рыночный потенциал хозяйствующего субъекта
- § 12.5. Защита конкуренции на рынке финансовых услуг
- § 12.5.1. Доминирующее положение финансовой организации
- § 12.5.2. Правовые меры преодоления ограничений в конкуренции и недобросовестной конкуренции
- § 12.5.3. Государственный контроль за концентрацией капитала на рынке финансовых услуг
- Контрольные вопросы
- Глава 13 правовые основы налоговой системы
- § 13.1. Налог как экономическая и правовая категория § 13.1.1. Юридические признаки налога. Налоги и сборы
- § 13.1.2. Функции налогообложения
- § 13.1.3. Налоговое бремя (налоговый гнет)
- § 13.1.4. Экономические принципы налогообложения
- 2. Принцип равенства налогообложения:
- § 13.1.5. Прямые и косвенные налоги
- § 13.2. Законодательство о налогах и сборах
- Налоговым кодексом рф
- § 13.3. Правовая база налоговой системы
- § 13.3.1. Общая характеристика системы налогов и сборов
- I. Федеральные налоги и сборы:
- II. Региональные налоги и сборы:
- III. Местные налоги и сборы:
- § 13.3.2. Налогоплательщики и другие участники налоговых правоотношений
- § 13.3.3. Объекты налогообложения
- § 13.3.4. Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов
- § 13.3.5. Изменение сроков уплаты налогов
- § 13.3.6. Налоговая декларация и налоговый контроль
- Контрольные вопросы
- Литература
- Об авторе:
- Содержание