§ 4.3.1. Закономерности способа действия акционерной компании
Объективной основой формирования структуры и способа действия акционерной компании является жизненный цикл продукции и технологическая цепь производства.
Жизненный цикл продукции включает следующие стадии: исследование и проектирование продукции и технологии (НИОКР), изготовление, обращение (складирование, транспортирование, сбыт), эксплуатация (потребление) и утилизация. В международных стандартах ИСО серии 9000 «Система качества» жизненный цикл продукции представлен в форме «петли качества», отражающей последовательность циклов обновления продукции. В управлении предприятием этот жизненный цикл трансформируется в функции предприятия: НИОКР, производство, маркетинг (рис. 4.1).
Предприятия имеют различный набор функций по жизненному циклу продукции. Наиболее типичный вариант: предприятие выполняет функции производства продукции и ее сбыта, частично — функцию НИОКР в части продукта производства и очень ограниченно — в части технологической системы. Чем выше сложность выпускаемой продукции, тем в большей степени функция НИОКР принадлежит внешним организациям. Таким образом, схема «НИОКР — производство — маркетинг» реализуется предприятиями не полностью.
а)
Рис. 4.1. Функциональные взаимосвязи по разработкам и конечному продукту:
а — подразделения НИОКР входят в состав предприятия;
б — НИОКР выполняется самостоятельной организацией
При специализации предприятия по продукту производства и стадиям его жизненного цикла характерны две типичные структуры (рис. 4.2):
а) предприятие охватывает все стадии жизненного цикла выпускаемой продукции (рис. 4.2, а). Такая структура характерна для производственных систем машиностроительных отраслей, выпускающих продукцию в виде однородных технических систем средней сложности. Например, ВАЗ имеет в своем составе научные, проектно-конструкторские (по продукту и технологическому оборудованию), испытательные и производственные подразделения, а так же торгово-технические центры, обеспечивающие выполнение функций НИОКР, производства и маркетинга;
Р и с. 4.2. Специализация производственных систем по продукту производства и стадиям жизненного цикла продукта:
а — все стадии жизненного цикла осуществляются единой производственной системой;
б — каждая стадия жизненного цикла осуществляется самостоятельной производственной системой.
б) предприятие специализируется по тому или иному этапу (стадии) жизненного цикла (рис. 4.2, б). В этом случае на каждой стадии жизненного цикла продукт поступает в специализированные сравнительно обособленные научно-производственные структуры. В таких структурах он выступает в различных качествах:
.на стадии исследования и проектирования — как опытный образец (опытная партия);
.на стадии изготовления — как конечный продукт (предмет труда);
.на стадии обращения — как потребительная стоимость;
.на стадии потребления — как средство труда или средство удовлетворения общественных потребностей, свойства которого подлежат целенаправленному использованию, сохранению и восстановлению.
Такие структуры характерны для многих производственных систем, выпускающих разнообразную продукцию. Так как предприятия-товаропроизводители в таких структурах не имеют собственной системы развития, ограничиваясь работами по модернизации продукта на основе базовых моделей, модификации технологии и организации труда на новом оборудовании, их техническое развитие осуществляется внешней системой развития.
Для научно-опытно-производственных комплексов характерны структуры, приведенные на рис. 4.3:
а) системы, специализирующиеся по продукту и охватывающие все фазы исследований и разработок (1.1—1.4).
Рис. 4.3. Специализация научно-опытно-производственных комплексов по научным направлениям, разрабатываемому продукту и этапам стадии исследований и разработок:
1.1 — исследования; 1.2 — проектирование и конструирование;
1.3 — производство опытных образцов; 1.4 — испытания и доводка
Такие структуры характерны для разработки многих видов продукции средней сложности;
б) системы, специализирующиеся по фазам жизненного цикла, а в отдельных фазах — по научным направлениям и продукту производства. Такая структура характерна для создания продукта высокой сложности, когда на этапе исследований (1.1) требуется специализация по научным направлениям (например, в авиационной промышленности: ЦАГИ — крупное научное объединение, специализирующееся на аэродинамических испытаниях всех .классов и типов самолетов), на этапах проектирования (1.2) и опытного производства (1.3) — по продукту производства (например, по определенному классу самолетов), на этапе испытания конечной продукции (1.4) имеет место лишь функциональная специализация — испытания (например, ЛИИ — летные испытания всех типов самолетов).
Научно-производственные системы, продукцией которых являются сложные многоуровневые системы, имеют структуру, комбинированную из структур, показанных на рис. 4.2, а, б. Структура таких научно-опытно-производственных комплексов приведена на рис. 4.3, а, б. Очевидно, что в структурах такого типа только отдельные элементы могут принадлежать предприятию. Так, элементы 1.2 и 1.3 (см. рис. 4.3, б) могут быть структурными подразделениями предприятия, если разрабатываемая ими продукция производится только на данном предприятии или предприятие, кроме того, готово продавать лицензии на производство этой продукции другим предприятиям.
Наиболее плодотворная реализация правового института экономической зависимости акционерных обществ (основное — дочернее — зависимое), деятельность которых охватывает жизненный цикл продукции или отдельные его стадии, может быть обеспечена созданием концерна координации. При организации акционерных компаний на основе объединения предприятий по технологической цепи производства использование данного правового института принесет наибольший эффект при создании концерна подчинения или (и) холдинговой компании.
Для технологических цепей промышленного производства характерны три типа сетей связи (рис. 4.4):
1. Открытая сеть связей между производствами, специализированными по однородному конечному продукту. В такой цепи исходное сырье (исходный полупродукт) последовательно подвергается переработке в п производствах. Центром такой производственной системы (головным производством) является производство, изготовляющее конечный продукт (см. рис. 4.4, а), так как оно более других производств заинтересовано в результатах деятельности всех элементов технологической цепи. Такая сеть связей характерна для металлургической, текстильной, химической, лесной и других отраслей промышленности.
2. Сеть связей с разветвлением выходов (из первого производства цепи), поступающих в ряд параллельно действующих производств, в которых из аналогичных полупродуктов изготавливают различные конечные продукты (см. рис. 4.4, б). Центральным элементом такой производственной системы является производство, перерабатывающее исходное сырье (исходный полупродукт). Такая структура имеет место, в частности, в нефтехимической, деревообрабатывающей, обувной и швейной промышленности.
Рис. 4.4. Типичные структуры технологической цепи
3. Сеть связей с различными входами исходного сырья (полупродукта) в ряд производств, одно-двухкаскадным разветвлением входов в последующие производства, однодвухуровневым полупродуктом и конечным продуктом (см. рис. 4.4, в). В среднем звене такой производственной системы производятся полупродукты для конечного звена, которые сами по себе могут являться конечными продуктами. Центральными в таких структурах являются предприятия с разветвлением входов. Такая структура характерна для машиностроительных отраслей промышленности (авиационной, автомобильной, судостроительной и т. п.).
Из указанных типов сетей связи могут проектироваться различные технологические цепи. Например, элемент ЭО на рис. 4.4,б может быть представлен структурой с открытой сетью связи, изображенной на рис. 4.4, а; отдельные производства могут иметь структуру типа представленных на рис. 4.4, а, б та. т.д.
Смешанная холдинговая компания своей производственной (технологическая цепь типа А) или научно-производственной (технологическая цепь типа АБ) деятельностью будет оказывать наибольшее влияние на успех компании в целом, если эта деятельность осуществляется элементом Эn в схеме рис. 4.4, а, элементом ЭО в схеме рис. 4.4, б, элементом Эз в схеме рис. 4.4, в.
Как мы отметили в § 4.1, образование крупных акционерных компаний является завершающим этапом разгосударствления. Основные цели создания таких компаний:
.оптимизация производственно-хозяйственных связей между предприятиями России и СНГ и достижение сбалансированности их деятельности по жизненному циклу продукции;
.концентрация и накопление капитала в интересах повышения темпов развития производства;
.создание благоприятных условий для диверсификации производства, обеспечивающей гибкость реакций на изменения внешней среды предприятия и возможность маневрирования ресурсами в интересах предпочтительного выбора стратегических позиций в конкурентной борьбе;
.создание собственной системы научно-технического развития, обеспечивающей сочетание различных стратегий развития (доминирования, лидерства и т. д.).
Для российской промышленности в период реформы особо актуальной стала проблема обеспечения производственно-хозяйственных связей и сбалансированности деятельности по стадиям жизненного цикла продукции. Разрыв производственно-хозяйственных связей вследствие разрушения созданного в дореформенный период единого народнохозяйственного комплекса бывшего СССР и ликвидации отраслевого управления промышленностью, не компенсированный новыми формами организации общественного производства и управления им, привел к ряду негативных последствий. Главные из них:
.нарушение кооперации по технологической цепи производства, вызвавшее значительное снижение объемов выпуска продукции и ритмичности производства;
.разбалансированность деятельности по стадиям жизненного цикла продукции (НИОКР, производство, маркетинг), приведшая к замедлению темпов обновления и создания новой продукции и новых технологий.
Решить возникшие проблемы только правовыми, административными и финансовыми мерами невозможно. Необходимо устранить первопричины, вызвавшие эти последствия: восстановить утерянные производственно-хозяйственные связи и устранить разбалансированность деятельности предприятий на основе их объединения в корпоративные структуры. Основными формами таких объединений являются концерны подчинения, концерны координации и холдинговые компании. Следует отметить, что в них акционерные общества в значительной степени теряют свою хозяйственную, но сохраняют правовую независимость.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Н.Ю.Круглова Хозяйственное право
- Исправленное и дополненное
- Isbn 5-93840-006-6 © н.Ю. Круглова, 2000 Предисловие автора ко второму изданию
- В категориях управления
- 1. Экономические механизмы:
- Акционерным предприятием
- § 1.2. Системный характер комплексного механизма. Синтез правового механизма с механизмами другой природы
- § 1.2.1. Принципы формирования комплексного механизма. Мотивационный механизм
- Р и с. 1.2. Проекция множества мотивов на множество целей предприятия (ц)
- § 1.2.2. Экономический механизм
- § 1.2.3. Организационный механизм
- Управления акционерным предприятием § 1.2.4. Правовой механизм
- Правовых норм (сравните с рис. 1.2)
- Изменение структуры мотивации достижения целей под влиянием воздействия правовой нормы
- § 1.3. Комплексный характер хозяйственного права
- Краткая характеристика системы права и ее подсистем — отраслей права
- § 1.4. Принципы, методы и источники хозяйственного права
- Контрольные вопросы
- § 2.2. Предпринимательство и предпринимательское поведение
- § 2.2.1. Предприятие предпринимательского типа
- § 2.2.2. Предпринимательские реакции и маркетинг
- § 2.2.3. Мотивы и функции предпринимательского риска
- § 2.3. Организационно-правовые формы и особенности способа действия предприятий
- Т а б л и ц а 2.3. Особенности организационно-правового положения (способа действия) редприятий
- § 2.4. Новые формы предпринимательства без образования юридического лица
- § 2.4.1. Совместная предпринимательская деятельность в форме простого товарищества
- § 2.4.2. Правовые основы коммерческой концессии (франчайзинга)
- Контрольные вопросы
- Глава 3 вещные и обязательственные права в хозяйственных правоотношениях
- § 3.1. Право собственности и другие вещные права
- § 3.2. Обязательственное право в хозяйственных правоотношениях
- § 3.2.1. Исполнение обязательств
- § 3.2.2. Обеспечение исполнения обязательств
- § 3.2.3. Перемена лиц в обязательстве
- § 3.2.4. Ответственность за нарушение обязательств. Прекращение обязательств
- § 3.3. Сделка и договор как основа хозяйственных обязательств
- § 3.3.1. Сделки и представительство
- Последствия недействительности сделок.
- Разных сторон сделки
- § 3.3.2. Хозяйственный договор
- § 3.4. Доверительное управление имуществом
- Контрольные вопросы
- Глава 4 акционерное право. Правовое регулирование организации и деятельности акционерных обществ и объединений § 4.1. Особенности предмета и метода акционерного права
- § 4.2. Акционерное общество § 4.2.1. Правовое положение акционерного общества
- § 4.2.2. Создание, реорганизация и ликвидация акционерного общества
- С х е м а 4.2. Укрупненный алгоритм создания, реорганизации и ликвидации акционерного общества
- § 4.2.3. Уставный капитал и акции общества
- При размещении посредством подписки
- § 4.2.4. Дивидендная политика и выплата дивидендов
- § 4.2.5. Приобретение и выкуп обществом размещенных акций
- § 4.2.6. Заключение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность
- § 4.2.7. Управление обществом
- § 4.3. Интеграция производства и концентрация капитала
- § 4.3.1. Закономерности способа действия акционерной компании
- § 4.3.2. Многоуровневые компании
- § 4.3.3. Интеграция промышленных и финансовых структур в финансово-промышленные группы
- § 4.4. Особенности правового положения и перспективы создания и развития народных предприятий
- § 4.4.1. Создание народного предприятия и формирование его уставного капитала
- § 4.4.2. Модель распределения акционерной собственности народного предприятия
- § 4.4.3. Уставный капитал и акции народного предприятия
- § 4.4.4. Управление народным предприятием
- Факторы, определяющие корпоративные нормы, устанавливаемые уставом нп на основе Федерального закона
- § 4.4.5. Факторы, определяющие целесообразность и возможности создания народных предприятий
- § 4.4.6. Усиление мотивов высококачественного производительного труда и мотивов хозяйствования
- Контрольные вопросы
- Глава 5 правовое регулирование внутрифирменной деятельности § 5.1. Понятие и основные положения корпоративного права
- § 5.2. Корпоративные правовые нормы в уставе акционерного общества
- § 5.3. Построение системы управления предприятием на основе корпоративных правовых норм
- § 5.3.1. Организованная модель системы управления предприятием как объект корпоративного правового регулирования
- § 5.4. Целевые и программно-целевые подсистемы
- Т а б л и ц а 6.3. Характеристика целевых подсистем
- Состав специальных функций целевой подсистемы «Управление научно-техническим развитием производства и качеством продукции» в системе управления ао
- § 5.5. Функциональные подсистемы. Дерево функций управления
- Типичный состав конкретных функций управления компанией среднего масштаба
- § 5.6. Разработка оргпроекта системы управления предприятием
- Задачи анализа и синтеза пар категорий управления при проектировании системы управления
- Распределение полномочий по подготовке, принятию и исполнению управленческих решений
- Контрольные вопросы
- Глава 6 правовое регулирование производственной деятельности
- § 6.1. Регулирование производственной деятельности посредством стандартизации
- Пример заполнения каталожного листа продукции каталожный лист продукции
- Основные характеристики по сортам
- Типовые примеры заполнения поля реквизита «Характеристика продукции» каталожного листа продукции п р и м е р 1. Клп на смазку внии нп-279
- Пожароопасность, группа по гост 12.1.004-91 ...................... IV п р и м е р 2. Клп на крупу овсяную
- § 6.2. Правовые основы и стратегия сертификации продукции
- Качеством продукции
- § 6.3. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 6.4. Организационная структура стандартизации, метрологии и сертификации
- Распределение цсм по регионам Российской Федерации
- 1. Тк стандартизации «Измерения и управление в промышленных процессах».
- 2. Тк стандартизации «Сертификация и управление качеством».
- 3. Тк стандартизации продукции текстильной и швейной промышленности (тк «Текстиль»).
- § 6.5. Правовые основы охраны окружающей среды
- § 6.5.1. Экономический механизм охраны окружающей среды
- § 6.5.2. Нормирование качества окружающей среды
- §6.5.3. Экологическая экспертиза и экологические требования
- § 6.5.4. Экологический контроль и управление охраной окружающей среды на предприятии
- Показатели оценки характеристик экологичности системы управления
- Показатели оценки характеристик экологичности производственной системы
- § 6.6. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления
- § 6.7. Правовые основы промышленной безопасности
- § 6.8. Лицензирование отдельных видов деятельности
- Контрольные вопросы
- Глава 7 правовое регулирование реализации товаров и торгового оборота производственных активов предприятия
- § 7.1. Купля-продажа § 7.1.1. Реакция предприятия на конъюнктуру рынка
- § 7.1.2. Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров
- § 7.1.3. Договор купли-продажи
- § 7.1.4. Договор мены
- § 7.1.5. Внешнеторговый договор купли-продажи
- 2. Условия «f»:
- 3. Условия «с»:
- 4. Условия «d»:
- § 7.2. Поставка товаров § 7.2.1. Договор поставки
- § 7.2.2. Поставка товаров для государственных нужд
- § 7.2.3. Типичные ошибки в договорах поставки*
- § 7.3. Торговый оборот производственных активов предприятия § 7.3.1. Предприятие как объект права
- § 7.3.2. Купля-продажа недвижимости
- § 7.3.3. Продажа предприятия (имущественного комплекса)
- § 7.4. Правовые основы биржевой торговли
- § 7.5. Правовое регулирование отношений в области рекламы
- § 7.5.1. Законодательство о рекламе. Федеральный закон «о рекламе»
- § 7.5.2. Практика разрешения споров, возникающих в связи с применением законодательства о рекламе
- 1. Антимонопольный орган вправе применить ответственность в виде штрафа за каждый факт неисполнения своего предписания или решения об осуществлении контррекламы.
- 2. Антимонопольный орган'вправе направить рекламе-распространителю предписание о прекращении рекламы лицензируемой деятельности без указания номера лицензии и органа, ее выдавшего.
- 3. При распространении рекламы товара без пометки об обязательной сертификации меры административного воздействия применяются к рекламодателю, кроме случаев отсутствия его вины в этом нарушении.
- 4. Вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
- 5. Ненадлежащая реклама товаров может затрагивать деловую репутацию лица, известного на территории распространения рекламы в связи с этим товаром.
- Контрольные вопросы
- Глава 8 правовое регулирование научно-технического развития производства
- § 8.1. Государственная научно-техническая политика и правовое регулирование отношений в области научной и научно-технической деятельности
- § 8.1.1. Научные работники и научные организации
- § 8.1.2. Организация и принципы регулирования научной (научно-технической) деятельности
- § 8.1.3. Формирование и реализация государственной научно-технической политики
- § 8.2. Конкурентность и кооперативность поведения разработчиков научно-технических нововведений
- § 8.2.1. Выбор предпочтительных мотивов в различных ситуациях
- Ранжирование предпочтительности мотивов разработчиков новшеств в различных ситуациях выполнения разработки (версия)
- § 8.2.2. Мотивы кооперации в условиях конкуренции
- § 8.3. Интеграция научно-технического и производственного потенциалов
- С х е м а 8.3. Типизация производствено-хозяиственных структур
- § 8.4. Договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
- § 8.5. Патентование и лицензирование объектов промышленной собственности
- Контрольные вопросы
- Глава 9 правовые и экономические основы инвестиционной деятельности § 9.1. Понятие капитала и инвестиций
- § 9.2. Механизмы инвестирования в развитие производства
- § 9.2.1. Системные задачи технического развития производства
- § 9.2.2. Приоритетность задач технического развития при различных предпринимательских реакциях
- Оценка особенностей технического развития производства в различных стартовых условиях
- § 9.2.3. Дифференциация инвестиционных механизмов по уровням научно-технического развития производства и радикальности нововведений
- § 9.3. Правовые основы инвестиционной деятельности
- § 9.4. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- Контрольные вопросы
- Глава 10 экономико-правовое регулирование производственно-хозяйственной деятельности
- § 10.1. Заемные и кредитные отношения
- § 10.1.1. Договор займа
- § 10.1.2. Кредитный договор
- § 10.1.3. Факторинг
- § 10.2. Вексельное обращение
- § 10.3. Правовые и организационно - экономические особенности лизинга § 10.3.1. Основные понятия, предмет и субъекты лизинга
- § 10.3.2. Формы, типы и виды лизинга
- § 10.3.3. Лизинговая сделка и ее правовые основы
- § 10.3.4. Экономические основы лизинга
- § 10.3.5. Международный лизинг
- § 10.3.6. Государственная поддержка лизинговой деятельности
- § 10.4. Складское свидетельство
- § 10.5. Регулирование имущественного страхования
- § 10.5.1. Правовой институт имущественного страхования
- § 10.5.2. Организация страхового дела
- Контрольные вопросы
- Глава 11 правовые основы предупреждения несостоятельности процедуры банкротства § 11.1. Признаки несостоятельности (банкротства)
- § 11.2. Участники дела о банкротстве
- Функции, выполняемые Федеральной службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению
- § 11.3. Причины банкротства и способы его предупреждения
- § 11.3.1. Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства*
- § 11.3.2. Формирование рациональной структуры ассортимента
- § 11.3.3. Роль социального и организационного потенциала предприятия в его оздоровлении
- Оценка синергизма
- § 11.3.4. Оптимизация рыночной стратегии и выбор конкурентных позиций на рынке
- Конкурентный статус фирмы
- Выбор позиции в конкуренции
- Оценка изменений в прогнозируемом росте стратегической зоны хозяйствования
- Оценка изменений рентабельности стратегических зон хозяйствования
- Перечень внешних опасностей и возможностей. Сила воздействия факторов (пример)
- Политика улучшения структуры предпринимательской деятельности компании
- § 11.4. Рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде
- Порядок возбуждения и рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде
- § 11.5. Процедуры банкротства
- § 11.5.1. Наблюдение
- § 11.5.2. Внешнее управление
- § 11.5.3. Конкурсное производство
- § 11.5.4. Мировое соглашение
- Контрольные вопросы
- Глава 12 правовые меры поддержки конкуренции и ограничения монополистической деятельности
- § 12.1. Механизм конкуренции
- § 12.2. Конкурентоспособность и инновационная активность § 12.2.1. Взаимозаменяемость количества и качества продукции в удовлетворении потребностей
- Р и с. 12.5. Гипербола эквивалентного объема удовлетворяемых потребностей
- § 12.2.2. Конкурентоспособность товара
- § 12.2.3. Влияние нновационной активности на конкурентоспособность
- § 12.3. Ограничение монополистической деятельности § 12.3.1. Определение доминирующего положения предприятия на товарном рынке
- § 12.3.2. Ограничение монополистической деятельности законодательством
- § 12.3.3. Формы недобросовестной конкуренции
- § 12.3.4. Антимонопольные органы и их деятельность
- § 12.3.5. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- § 12.4. Конкурентная среда на товарных рынках и государственное регулирование их структуры
- § 12.4.1. Продуктовые границы товарного рынка
- Примерный перечень показателей, необходимых для определения изучаемого товара
- § 12.4.2. Состав продавцов и покупателей. Географические границы рынка
- § 12.4.3. Определение объема товарных ресурсов рынка и доли хозяйствующего субъекта на рынке
- § 12.4.4. Структура товарного рынка
- § 12.4.5. Государственное регулирование структуры товарных рынков
- Сводная таблица оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке
- § 12.4.6. Открытость рынка для межрегиональной и международной торговли
- § 12.4.7. Рыночный потенциал хозяйствующего субъекта
- § 12.5. Защита конкуренции на рынке финансовых услуг
- § 12.5.1. Доминирующее положение финансовой организации
- § 12.5.2. Правовые меры преодоления ограничений в конкуренции и недобросовестной конкуренции
- § 12.5.3. Государственный контроль за концентрацией капитала на рынке финансовых услуг
- Контрольные вопросы
- Глава 13 правовые основы налоговой системы
- § 13.1. Налог как экономическая и правовая категория § 13.1.1. Юридические признаки налога. Налоги и сборы
- § 13.1.2. Функции налогообложения
- § 13.1.3. Налоговое бремя (налоговый гнет)
- § 13.1.4. Экономические принципы налогообложения
- 2. Принцип равенства налогообложения:
- § 13.1.5. Прямые и косвенные налоги
- § 13.2. Законодательство о налогах и сборах
- Налоговым кодексом рф
- § 13.3. Правовая база налоговой системы
- § 13.3.1. Общая характеристика системы налогов и сборов
- I. Федеральные налоги и сборы:
- II. Региональные налоги и сборы:
- III. Местные налоги и сборы:
- § 13.3.2. Налогоплательщики и другие участники налоговых правоотношений
- § 13.3.3. Объекты налогообложения
- § 13.3.4. Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов
- § 13.3.5. Изменение сроков уплаты налогов
- § 13.3.6. Налоговая декларация и налоговый контроль
- Контрольные вопросы
- Литература
- Об авторе:
- Содержание