§ 9.4. Правовое регулирование иностранных инвестиций
Сущность проблемы. На современном этапе российская экономика заинтересована в привлечении и эффективном использовании иностранных инвестиций и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, а также управленческого опыта как в интересах развития национальной экономики, так и в интересах расширения международного экономического сотрудничества. Однако стратегии иностранной компании-инвестора и эффективность ее деятельности зависят от степени благоприятности микроэкономических условий для ведения бизнеса в стране, куда инвестируется капитал: чем благоприятнее условия ведения бизнеса, тем выше эффективность деятельности компании-инвестора (рис. 9.2). Основными условиями успешного бизнеса для иностранных инвесторов являются обеспечение стабильности условий их деятельности и соответствие правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.
По оценке известных бизнесменов-аналитиков Джеффри Сакса и Галена Стоуна, в России, как видно из рис. 9.2, не созданы эффективные условия для привлечения иностранных инвестиций. Потенциальных инвесторов отталкивают проблемы с получением прибыли, адекватной вложениям, и риск убытка.
Объем иностранных инвестиций в настоящее время, по оценке Минэкономики, явно недостаточен для развития экономики России. По данным Росстатагентства, объем иностранных инвестиций в нефинансовый сектор экономики в 1999 г. составил 9,56 млрд. долларов, что на 18,8% ниже, чем в 1998 г. Правда, объем прямых инвестиций вырос на 26,7% и достиг 4,3 млрд. долларов, однако при этом объем портфельных инвестиций сократился более чем в пять раз — до 0,03 млрд. долларов, а объем прочих инвестиций — почти на 48% (5,27 млрд. долларов).
Рис. 9.2. Оценка условий бизнеса в разных странах
(из доклада Дж. Сакса и Г. Стоуна на Всемирном экономическом форуме, 1999 г. — Коммерсант, № 39, 7 марта 2000 г.)
Следует обратить внимание на качество иностранных инвестиций в виде имущества, поскольку многие западные фирмы придерживаются стратегии интернационализации создаваемого ими товара (продвижения товара на внешние рынки) на стадии затухания спроса на внутреннем рынке, то есть когда товар в известной мере устарел.* Предприятиям, в которые инвестируется такое технологическое оборудование, нельзя рассчитывать на достижение конкурентоспособности на внешнем рынке.
* См.: Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989. С. 82.
Для разработки предложений по конкретным мерам улучшения инвестиционного климата в России при Правительстве РФ действует Консультативный совет по иностранным инвестициям, в который входят представители ряда зарубежных компаний и российских министерств и ведомств. При Консультативном совете работают постоянный комитет и рабочие группы, возглавляемые авторитетными компаниями. Направления работы этих групп следующие:
.совершенствование инвестиционного климата и улучшение инвестиционного имиджа России;
.совершенствование налоговой системы;
.совершенствование организации работы банковской системы и рынка ценных бумаг;
.совершенствование законодательства в сфере энергетики;
.совершенствование таможенных процедур при перемещении товаров;
.устранение торговых и неторговых барьеров на пути российского экспорта;
.формирование системы страховых инвестиций (создание информационной системы для международных страховщиков о потенциальных объектах инвестиций; создание российского государственного агентства по страхованию и гарантированию кредитных инвестиционных рисков, развитие механизмов гарантирования и страхования инвестиций с участием российского и западного капитала);
.развитие инвестиционной деятельности в регионах России (содействие обеспечению инвесторов информацией о потенциальных возможностях регионов России; содействие разработке и корректировке законодательства и решений местных властей с целью улучшения инвестиционного климата в регионах).
В подготавливаемых Минэкономики решениях по улучшению инвестиционного климата учитываются предложения Консультативного совета и его рабочих групп. При этом отбираются решения, соответствующие интересам развития российской экономики, с учетом конкретных российских условий и отклоняются предложения, идущие вразрез с интересами России.
Чтобы яснее представлять пожелания иностранных инвесторов, приведем некоторые из них.*
* Коммерсант, № 39, 7 марта 2000 г.
В области налогообложения:
.как можно скорее ввести в действие вторую часть Налогового кодекса, которой предусмотрена отмена большинства налогов с оборота и сужена база налога на прибыль;
.рационализировать налогообложение физических лиц, фонда заработной платы и прибыли, а также учет возникающих разниц при конверсии валют таким образом, чтобы снизить привлекательность увода доходов из-под налогообложения;
.в перспективе снизить число ставок подоходного налога до двух или одной, причем верхний уровень изъятий понизить до 20%, а необлагаемый минимум определять исходя из реального прожиточного минимума;
.разрешить вычитать из налогооблагаемой базы расходы на профессиональное образование и повышение квалификации;
.существенно уменьшить ставку совокупных отчислений в социальные фонды, доведя общие отчисления от фонда заработной платы (взносы в социальные фонды) до 30%;
.ввести преференциальный режим в отношении поставок импортного оборудования, сырья и комплектующих, используемых в деятельности предприятий с прямыми иностранными инвестициями (полное или частичное освобождение от импортных пошлин), и в отношении экспорта продукции этих предприятий;
.распространить «дедушкину оговорку» на все инвестиции; определить соответствующие российской практике критерии выделения прямых инвестиций и особенности правового режима прямых инвестиций; добиться реальной жесткой регламентации перечня налогов, которые могут вводить субъекты федерации и местные органы власти, а также ограничения суммарного налогового бремени по этим налогам;
.устранить дискриминацию производственных предприятий при привлечении ими долгосрочных финансовых ресурсов через выпуск облигаций (установить ставку налога на прибыль, получаемую в виде процентов по бумагам, в 15—20%), законодательно подтвердить их право относить проценты по облигациям на издержки.
В банковской системе:
.осуществить банкротство несостоятельных коммерческих банков, обеспечить недопущение их деятельности после отзыва лицензии;
.создать благоприятные условия для увеличения присутствия в России иностранных банков;
.обязать Центральный банк воздерживаться от выдачи лицензии банкам, возглавляемым бывшими управляющими неплатежеспособных банков (а также банкам, в которых крупный пакет принадлежит владельцам неплатежеспособных банков), до тех пор, пока эти банки не осуществят выплаты по долгам; более четко регламентировать порядок определения валютного курса при удовлетворении претензий кредиторов по обязательствам в иностранной валюте; ускорить принятие закона о гарантиях вкладов граждан.
Во внешнеэкономической и таможенной политике:
.активизировать усилия по вступлению в ВТО и провести соответствующие корректировки законодательства. Новые акты, затрагивающие сферу внешней торговли и таможенного режима, следует разрабатывать с учетом требований ВТО;
.упростить порядок, регламентирующий процедуру и количество согласований, лицензий и выдачи технических условий на реализацию инвестиционных проектов;
.ускорить создание зоны свободной торговли со странами СНГ;
.в методике начисления НДС для конечной продукции целесообразно как можно скорее перейти на мировую практику — экспорт облагать по нулевой ставке, при этом для сырья и энергоносителей предпочтительно временно сохранить существующий порядок начисления НДС;
.отменить лицензирование ввоза иностранного капитала на территорию России, для чего внести поправки в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»;
.ввести уведомительный порядок регистрации иностранных инвестиций (в том числе валютных операций, связанных с движением капитала), кроме изъятий, установленных законом;
.упростить выдачу налоговых кредитов и освобождений тем инвесторам, которые имеют на это право по закону.
В ТЭКе:
.упростить и привести в соответствие с международными экологическими стандартами законы и нормативные акты об окружающей среде;
.внести изменения в Закон «О газоснабжении в Российской Федерации» для сокращения ограничений на инвестиции;
.дать возможность инвесторам, прокладывающим новые трубопроводы за счет частного капитала, возможность определять тарифы и порядок доступа к ним (существующие проекты рассматриваемого сейчас Закона «О магистральном трубопроводном транспорте» ставят тарифы и доступ ко всем новым трубопроводам под государственный контроль. Если закон будет принят в таком виде, новая инфраструктура не появится и российский экспорт будет, как и прежде, ограничен).
В области защиты прав собственности:
.законодательно расширить права миноритарных (широкого слоя) акционеров и аутсайдеров, особенно в вопросах доступа к информации, организации собраний акционеров и представительства в совете директоров;
.ужесточить и сделать неотвратимой уголовную и административную ответственность за действия (или бездействие), приводящие к нарушению интересов инвесторов (в первую очередь прямых иностранных инвесторов).
В области борьбы с коррупцией:
.последовательно устранять неопределенность и противоречивость в законодательстве, оставляющие возможность для различных толкований и связанных с ними коррупционных злоупотреблений;
.перевести систему государственных закупок (за счет средств бюджетов всех уровней) исключительно на конкурсную основу;
.присоединиться к международным соглашениям по борьбе с коррупцией;
.законодательно ввести запрет на профессии в отношении руководителей и сотрудников органов власти, уличенных в коррупции.
Анализ этих пожеланий показывает, что иностранные инвесторы, в первую очередь, хотели бы:
.снизить налоговую нагрузку на инвестиции и их использование;
.отменить ограничения (ослабить государственный контроль) доступа в наиболее эффективную отрасль экономики России — топливно-энергетический комплекс;
.усилить присутствие иностранных банков в России;
.ослабить государственный контроль за иностранными инвестициями в Россию;
.принять во внешнеэкономической и таможенной политике привычные и выгодные им правила игры, установленные ВТО;
.усилить свои позиции в управлении акционерными обществами.
Очевидно, что разработка мер правового регулирования иностранных инвестиций требует серьезной всесторонней аналитической работы с тем, чтобы правовые нормы, содействуя созданию благоприятного инвестиционного климата, служили бы интересам экономического развития России и укреплению российского государства.
Возможные стратегии участников инвестиционного процесса. Как показано на рис. 9.2, иностранный инвестор заинтересован в создании для него таких условий бизнеса в России, которые обеспечивали бы ему эффективность деятельности и проводимой им стратегии. В свою очередь, российский пользователь объекта инвестиционной деятельности заинтересован в росте эффективности своей деятельности и своей стратегии. Усматриваются три возможных варианта соотношения этих интересов (рис. 9.3):
.стратегия равенства в достижении интересов сторон (оптимальная стратегия), когда с ростом эффективности деятельности и стратегии инвестора пропорционально растет эффективность деятельности и стратегии пользователя (сектор I). Однако в силу мотивов конкуренции стороны могут стремиться получить относительное превосходство (пунктирные линии в секторе I).
Рис. 9.3. Возможные стратегии участников инвестиционного процесса с участием иностранных инвестиций
Преодоление этих мотивов, по-видимому, возможно введением соответствующих правовых норм и условиями договора субъектов инвестиционной деятельности;
.стратегия агрессии инвестора, когда достигаемая им выгода сопровождается ущербом пользователю (сектор II);
.стратегия агрессии пользователя, когда достигаемая пользователем выгода сопровождается ущербом инвестору (сектор III).
Как в той, так и в другой стратегии агрессии может применяться рефлексивное воздействие одной стороны инвестиционного процесса на другую (когда одна сторона, предоставляя ложные ценности, выдает их за истинные, а другая сторона воспринимает их как истинные). Учитывая, что иностранные инвесторы имеют больший опыт участия в инвестиционном процессе и конкурентной борьбы в нем, следует признать малореальной возможность реализации стратегии агрессии пользователем и высокую вероятность реализации такой стратегии инвестором. Меры правового регулирования, в том числе условия договора, должны создавать барьер применению стратегии агрессии любой стороной.
Приведем основные понятия рассматриваемого вопроса.
В качестве иностранного инвестора могут выступать:
.иностранное юридическое лицо (а также организация, не являющаяся юридическим лицом), правоспособность которого (которой) определяется в соответствии с законодательством государства, где оно (она) учреждено (учреждена) и которое (которая) вправе в соответствии с законодательством этого государства осуществлять инвестиции на территории России;
.иностранный гражданин (а также лицо без гражданства, постоянно проживающее за пределами РФ), гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства (его постоянного места жительства) и который (которое) вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории России;
.международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором РФ осуществлять инвестиции на территории России;
.иностранные государства, в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.
Иностранная инвестиция определяется как вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты не изъяты из оборота в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе в виде денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), имеющих денежную оценку, а также услуг и информации.
Прямая иностранная инвестиция:
.приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества;
.вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ;
.осуществление иностранным инвестором (как арендодателем) лизинга оборудования (входящего в разделы XVI, XVII ТН ВЭД СНГ) таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей.
Инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностранной инвестиции, включающее проектно-сметную документацию, которая разработана в соответствии со стандартами, предусмотренными законодательством РФ.
Приоритетный инвестиционный проект — инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей, или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. рублей, включенный в перечень проектов, утверждаемый Правительством РФ.
Срок окупаемости инвестиционного проекта — срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта с использованием прямей иностранной инвестиции до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат коммерческой организации с иностранными инвестициями, или филиала иностранного юридического лица, или арендодателя по договору финансовой аренды (лизинга) приобретет положительное значение.
Источники правового регулирования. Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ осуществляется Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также международными договорами РФ.
Закон об иностранных инвестициях определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ.
Субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их совместному ведению. Обязательным условиям принятия таких правовых актов является их соответствие закону об иностранных инвестициях и другим федеральным законам.
Правовой режим инвестиционной деятельности и его гарантии. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам (за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства).
Такой правовой режим обеспечивается гарантиями, установленными Законом об иностранных инвестициях (табл. 9.3).
Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории РФ, выполняет часть функций или все функции, включая функции представительства, от имени этого юридического лица (головная организация) при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и она несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории РФ обязательствам.
Филиал создается в целях осуществления на территории РФ той деятельности, которую осуществляет за ее пределами головная организация. Он должен иметь аккредитацию в РФ, оформляемую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории РФ, в которой иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет (владеют) не менее чем 10 процентами доли (долей, вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении ими реинвестирования пользуются в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными Законом об иностранных инвестициях.
Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора и теряет этот статус со дня выхода из состава ее участников всех иностранных инвесторов. Дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными для иностранных инвесторов.
Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами (за изъятиями).
Таблица 9.3. Гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы (прибыль)
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в органах юстиции в течение одного месяца со дня предоставления в соответствующий орган следующих документов:
.устава коммерческой организации с иностранными инвестициями и учредительного договора (в случаях, предусмотренных гражданским законодательством РФ);
.выписки из торгового реестра государства, в котором учрежден иностранный инвестор, или иного документа, подтверждающего юридический статус иностранного инвестора;
.документа о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банком;
.квитанции об уплате регистрационного сбора.
Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Иностранный инвестор может обжаловать решение об отказе в регистрации в судебном порядке.
Гарантии от неблагоприятного изменения законодательства. В создании благоприятного для иностранных инвесторов инвестиционного климата большую, если не ведущую, роль играют гарантии от неблагоприятного изменения налогового законодательства (так называемая «дедушкина оговорка»). Суть этих гарантий заключается в следующем: совокупная налоговая нагрузка на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями от ввозных таможенных пошлин (за исключением защитных пошлин), федеральных налогов (за исключением акцизов и НДС на товары, производимые в России) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд), имевшая место на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта, а также режим запретов и ограничений в отношении иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями не должны, быть менее благоприятными в течение срока окупаемости проекта (но не более 7 лет со дня начала финансирования проекта за счет иностранных инвестиций). Это правило действует при условии, что товары, ввозимые на таможенную территорию РФ иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, используются целевым назначением для реализации приоритетных инвестиционных проектов.
В исключительных случаях при реализации приоритетного инвестиционного проекта в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. рублей, срок окупаемости которого превышает 7 лет, Правительством РФ может быть принято решение о продлении срока действия благоприятствующих условий и режима.
Такое правило означает, что в период действия благоприятствующих условий и режима на указанных иностранных инвесторов и коммерческие организации с иностранными инвестициями не распространяются законы и правовые акты (или изменения и дополнения к ним), приводящие к усилению совокупной налоговой нагрузки или ухудшению режима.
Правительство Российской Федерации:
.устанавливает критерии оценки изменения в неблагоприятном для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями отношении условий взимания ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, режима запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории РФ;
.утверждает порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов федеральным органом исполнительной власти;
.осуществляет контроль за исполнением иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями взятых ими обязательств по реализации приоритетных инвестиционных проектов в установленные сроки.
Следует отметить, что иностранные инвесторы хотели бы большего: гарантировать неувеличение налоговых ставок по каждому налогу отдельно. Это означало бы, что при отмене какого-либо действующего налога, в результате чего уменьшается совокупная налоговая нагрузка на инвестора, нельзя распространить на него в благоприятствующий период действие других введенных налогов или измененных ставок налогов.
Обязанность соблюдения добросовестной конкуренции. Иностранный инвестор обязан соблюдать антимонопольное законодательство РФ и не допускать недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики, в том числе:
.путем создания на территории РФ коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала для производства пользующегося повышенным спросом товара, а затем самоликвидации в целях продвижения на рынок аналогичного товара иностранного происхождения;
.посредством злонамеренного соглашения о ценах или о распределении рынков сбыта товара либо об участии в торгах (аукционах, конкурсах).
Государственная политика в области иностранных инвестиций. Разработка и реализация государственной политики в области международного инвестиционного сотрудничества осуществляется Правительством РФ. Направлениями этой политики, в том числе, являются:
.определение целесообразности введения запретов и ограничений в области осуществления иностранных инвестиций и разработка законодательных предложений по ним;
.утверждение перечня приоритетных инвестиционных проектов;
.разработка и обеспечение реализации федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;
.привлечение инвестиционных кредитов международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование Бюджета развития Российской Федерации и инвестиционных проектов федерального значения;
.заключение инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;
.заключение международных договоров РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Н.Ю.Круглова Хозяйственное право
- Исправленное и дополненное
- Isbn 5-93840-006-6 © н.Ю. Круглова, 2000 Предисловие автора ко второму изданию
- В категориях управления
- 1. Экономические механизмы:
- Акционерным предприятием
- § 1.2. Системный характер комплексного механизма. Синтез правового механизма с механизмами другой природы
- § 1.2.1. Принципы формирования комплексного механизма. Мотивационный механизм
- Р и с. 1.2. Проекция множества мотивов на множество целей предприятия (ц)
- § 1.2.2. Экономический механизм
- § 1.2.3. Организационный механизм
- Управления акционерным предприятием § 1.2.4. Правовой механизм
- Правовых норм (сравните с рис. 1.2)
- Изменение структуры мотивации достижения целей под влиянием воздействия правовой нормы
- § 1.3. Комплексный характер хозяйственного права
- Краткая характеристика системы права и ее подсистем — отраслей права
- § 1.4. Принципы, методы и источники хозяйственного права
- Контрольные вопросы
- § 2.2. Предпринимательство и предпринимательское поведение
- § 2.2.1. Предприятие предпринимательского типа
- § 2.2.2. Предпринимательские реакции и маркетинг
- § 2.2.3. Мотивы и функции предпринимательского риска
- § 2.3. Организационно-правовые формы и особенности способа действия предприятий
- Т а б л и ц а 2.3. Особенности организационно-правового положения (способа действия) редприятий
- § 2.4. Новые формы предпринимательства без образования юридического лица
- § 2.4.1. Совместная предпринимательская деятельность в форме простого товарищества
- § 2.4.2. Правовые основы коммерческой концессии (франчайзинга)
- Контрольные вопросы
- Глава 3 вещные и обязательственные права в хозяйственных правоотношениях
- § 3.1. Право собственности и другие вещные права
- § 3.2. Обязательственное право в хозяйственных правоотношениях
- § 3.2.1. Исполнение обязательств
- § 3.2.2. Обеспечение исполнения обязательств
- § 3.2.3. Перемена лиц в обязательстве
- § 3.2.4. Ответственность за нарушение обязательств. Прекращение обязательств
- § 3.3. Сделка и договор как основа хозяйственных обязательств
- § 3.3.1. Сделки и представительство
- Последствия недействительности сделок.
- Разных сторон сделки
- § 3.3.2. Хозяйственный договор
- § 3.4. Доверительное управление имуществом
- Контрольные вопросы
- Глава 4 акционерное право. Правовое регулирование организации и деятельности акционерных обществ и объединений § 4.1. Особенности предмета и метода акционерного права
- § 4.2. Акционерное общество § 4.2.1. Правовое положение акционерного общества
- § 4.2.2. Создание, реорганизация и ликвидация акционерного общества
- С х е м а 4.2. Укрупненный алгоритм создания, реорганизации и ликвидации акционерного общества
- § 4.2.3. Уставный капитал и акции общества
- При размещении посредством подписки
- § 4.2.4. Дивидендная политика и выплата дивидендов
- § 4.2.5. Приобретение и выкуп обществом размещенных акций
- § 4.2.6. Заключение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность
- § 4.2.7. Управление обществом
- § 4.3. Интеграция производства и концентрация капитала
- § 4.3.1. Закономерности способа действия акционерной компании
- § 4.3.2. Многоуровневые компании
- § 4.3.3. Интеграция промышленных и финансовых структур в финансово-промышленные группы
- § 4.4. Особенности правового положения и перспективы создания и развития народных предприятий
- § 4.4.1. Создание народного предприятия и формирование его уставного капитала
- § 4.4.2. Модель распределения акционерной собственности народного предприятия
- § 4.4.3. Уставный капитал и акции народного предприятия
- § 4.4.4. Управление народным предприятием
- Факторы, определяющие корпоративные нормы, устанавливаемые уставом нп на основе Федерального закона
- § 4.4.5. Факторы, определяющие целесообразность и возможности создания народных предприятий
- § 4.4.6. Усиление мотивов высококачественного производительного труда и мотивов хозяйствования
- Контрольные вопросы
- Глава 5 правовое регулирование внутрифирменной деятельности § 5.1. Понятие и основные положения корпоративного права
- § 5.2. Корпоративные правовые нормы в уставе акционерного общества
- § 5.3. Построение системы управления предприятием на основе корпоративных правовых норм
- § 5.3.1. Организованная модель системы управления предприятием как объект корпоративного правового регулирования
- § 5.4. Целевые и программно-целевые подсистемы
- Т а б л и ц а 6.3. Характеристика целевых подсистем
- Состав специальных функций целевой подсистемы «Управление научно-техническим развитием производства и качеством продукции» в системе управления ао
- § 5.5. Функциональные подсистемы. Дерево функций управления
- Типичный состав конкретных функций управления компанией среднего масштаба
- § 5.6. Разработка оргпроекта системы управления предприятием
- Задачи анализа и синтеза пар категорий управления при проектировании системы управления
- Распределение полномочий по подготовке, принятию и исполнению управленческих решений
- Контрольные вопросы
- Глава 6 правовое регулирование производственной деятельности
- § 6.1. Регулирование производственной деятельности посредством стандартизации
- Пример заполнения каталожного листа продукции каталожный лист продукции
- Основные характеристики по сортам
- Типовые примеры заполнения поля реквизита «Характеристика продукции» каталожного листа продукции п р и м е р 1. Клп на смазку внии нп-279
- Пожароопасность, группа по гост 12.1.004-91 ...................... IV п р и м е р 2. Клп на крупу овсяную
- § 6.2. Правовые основы и стратегия сертификации продукции
- Качеством продукции
- § 6.3. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 6.4. Организационная структура стандартизации, метрологии и сертификации
- Распределение цсм по регионам Российской Федерации
- 1. Тк стандартизации «Измерения и управление в промышленных процессах».
- 2. Тк стандартизации «Сертификация и управление качеством».
- 3. Тк стандартизации продукции текстильной и швейной промышленности (тк «Текстиль»).
- § 6.5. Правовые основы охраны окружающей среды
- § 6.5.1. Экономический механизм охраны окружающей среды
- § 6.5.2. Нормирование качества окружающей среды
- §6.5.3. Экологическая экспертиза и экологические требования
- § 6.5.4. Экологический контроль и управление охраной окружающей среды на предприятии
- Показатели оценки характеристик экологичности системы управления
- Показатели оценки характеристик экологичности производственной системы
- § 6.6. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления
- § 6.7. Правовые основы промышленной безопасности
- § 6.8. Лицензирование отдельных видов деятельности
- Контрольные вопросы
- Глава 7 правовое регулирование реализации товаров и торгового оборота производственных активов предприятия
- § 7.1. Купля-продажа § 7.1.1. Реакция предприятия на конъюнктуру рынка
- § 7.1.2. Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров
- § 7.1.3. Договор купли-продажи
- § 7.1.4. Договор мены
- § 7.1.5. Внешнеторговый договор купли-продажи
- 2. Условия «f»:
- 3. Условия «с»:
- 4. Условия «d»:
- § 7.2. Поставка товаров § 7.2.1. Договор поставки
- § 7.2.2. Поставка товаров для государственных нужд
- § 7.2.3. Типичные ошибки в договорах поставки*
- § 7.3. Торговый оборот производственных активов предприятия § 7.3.1. Предприятие как объект права
- § 7.3.2. Купля-продажа недвижимости
- § 7.3.3. Продажа предприятия (имущественного комплекса)
- § 7.4. Правовые основы биржевой торговли
- § 7.5. Правовое регулирование отношений в области рекламы
- § 7.5.1. Законодательство о рекламе. Федеральный закон «о рекламе»
- § 7.5.2. Практика разрешения споров, возникающих в связи с применением законодательства о рекламе
- 1. Антимонопольный орган вправе применить ответственность в виде штрафа за каждый факт неисполнения своего предписания или решения об осуществлении контррекламы.
- 2. Антимонопольный орган'вправе направить рекламе-распространителю предписание о прекращении рекламы лицензируемой деятельности без указания номера лицензии и органа, ее выдавшего.
- 3. При распространении рекламы товара без пометки об обязательной сертификации меры административного воздействия применяются к рекламодателю, кроме случаев отсутствия его вины в этом нарушении.
- 4. Вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
- 5. Ненадлежащая реклама товаров может затрагивать деловую репутацию лица, известного на территории распространения рекламы в связи с этим товаром.
- Контрольные вопросы
- Глава 8 правовое регулирование научно-технического развития производства
- § 8.1. Государственная научно-техническая политика и правовое регулирование отношений в области научной и научно-технической деятельности
- § 8.1.1. Научные работники и научные организации
- § 8.1.2. Организация и принципы регулирования научной (научно-технической) деятельности
- § 8.1.3. Формирование и реализация государственной научно-технической политики
- § 8.2. Конкурентность и кооперативность поведения разработчиков научно-технических нововведений
- § 8.2.1. Выбор предпочтительных мотивов в различных ситуациях
- Ранжирование предпочтительности мотивов разработчиков новшеств в различных ситуациях выполнения разработки (версия)
- § 8.2.2. Мотивы кооперации в условиях конкуренции
- § 8.3. Интеграция научно-технического и производственного потенциалов
- С х е м а 8.3. Типизация производствено-хозяиственных структур
- § 8.4. Договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
- § 8.5. Патентование и лицензирование объектов промышленной собственности
- Контрольные вопросы
- Глава 9 правовые и экономические основы инвестиционной деятельности § 9.1. Понятие капитала и инвестиций
- § 9.2. Механизмы инвестирования в развитие производства
- § 9.2.1. Системные задачи технического развития производства
- § 9.2.2. Приоритетность задач технического развития при различных предпринимательских реакциях
- Оценка особенностей технического развития производства в различных стартовых условиях
- § 9.2.3. Дифференциация инвестиционных механизмов по уровням научно-технического развития производства и радикальности нововведений
- § 9.3. Правовые основы инвестиционной деятельности
- § 9.4. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- Контрольные вопросы
- Глава 10 экономико-правовое регулирование производственно-хозяйственной деятельности
- § 10.1. Заемные и кредитные отношения
- § 10.1.1. Договор займа
- § 10.1.2. Кредитный договор
- § 10.1.3. Факторинг
- § 10.2. Вексельное обращение
- § 10.3. Правовые и организационно - экономические особенности лизинга § 10.3.1. Основные понятия, предмет и субъекты лизинга
- § 10.3.2. Формы, типы и виды лизинга
- § 10.3.3. Лизинговая сделка и ее правовые основы
- § 10.3.4. Экономические основы лизинга
- § 10.3.5. Международный лизинг
- § 10.3.6. Государственная поддержка лизинговой деятельности
- § 10.4. Складское свидетельство
- § 10.5. Регулирование имущественного страхования
- § 10.5.1. Правовой институт имущественного страхования
- § 10.5.2. Организация страхового дела
- Контрольные вопросы
- Глава 11 правовые основы предупреждения несостоятельности процедуры банкротства § 11.1. Признаки несостоятельности (банкротства)
- § 11.2. Участники дела о банкротстве
- Функции, выполняемые Федеральной службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению
- § 11.3. Причины банкротства и способы его предупреждения
- § 11.3.1. Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства*
- § 11.3.2. Формирование рациональной структуры ассортимента
- § 11.3.3. Роль социального и организационного потенциала предприятия в его оздоровлении
- Оценка синергизма
- § 11.3.4. Оптимизация рыночной стратегии и выбор конкурентных позиций на рынке
- Конкурентный статус фирмы
- Выбор позиции в конкуренции
- Оценка изменений в прогнозируемом росте стратегической зоны хозяйствования
- Оценка изменений рентабельности стратегических зон хозяйствования
- Перечень внешних опасностей и возможностей. Сила воздействия факторов (пример)
- Политика улучшения структуры предпринимательской деятельности компании
- § 11.4. Рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде
- Порядок возбуждения и рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде
- § 11.5. Процедуры банкротства
- § 11.5.1. Наблюдение
- § 11.5.2. Внешнее управление
- § 11.5.3. Конкурсное производство
- § 11.5.4. Мировое соглашение
- Контрольные вопросы
- Глава 12 правовые меры поддержки конкуренции и ограничения монополистической деятельности
- § 12.1. Механизм конкуренции
- § 12.2. Конкурентоспособность и инновационная активность § 12.2.1. Взаимозаменяемость количества и качества продукции в удовлетворении потребностей
- Р и с. 12.5. Гипербола эквивалентного объема удовлетворяемых потребностей
- § 12.2.2. Конкурентоспособность товара
- § 12.2.3. Влияние нновационной активности на конкурентоспособность
- § 12.3. Ограничение монополистической деятельности § 12.3.1. Определение доминирующего положения предприятия на товарном рынке
- § 12.3.2. Ограничение монополистической деятельности законодательством
- § 12.3.3. Формы недобросовестной конкуренции
- § 12.3.4. Антимонопольные органы и их деятельность
- § 12.3.5. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- § 12.4. Конкурентная среда на товарных рынках и государственное регулирование их структуры
- § 12.4.1. Продуктовые границы товарного рынка
- Примерный перечень показателей, необходимых для определения изучаемого товара
- § 12.4.2. Состав продавцов и покупателей. Географические границы рынка
- § 12.4.3. Определение объема товарных ресурсов рынка и доли хозяйствующего субъекта на рынке
- § 12.4.4. Структура товарного рынка
- § 12.4.5. Государственное регулирование структуры товарных рынков
- Сводная таблица оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке
- § 12.4.6. Открытость рынка для межрегиональной и международной торговли
- § 12.4.7. Рыночный потенциал хозяйствующего субъекта
- § 12.5. Защита конкуренции на рынке финансовых услуг
- § 12.5.1. Доминирующее положение финансовой организации
- § 12.5.2. Правовые меры преодоления ограничений в конкуренции и недобросовестной конкуренции
- § 12.5.3. Государственный контроль за концентрацией капитала на рынке финансовых услуг
- Контрольные вопросы
- Глава 13 правовые основы налоговой системы
- § 13.1. Налог как экономическая и правовая категория § 13.1.1. Юридические признаки налога. Налоги и сборы
- § 13.1.2. Функции налогообложения
- § 13.1.3. Налоговое бремя (налоговый гнет)
- § 13.1.4. Экономические принципы налогообложения
- 2. Принцип равенства налогообложения:
- § 13.1.5. Прямые и косвенные налоги
- § 13.2. Законодательство о налогах и сборах
- Налоговым кодексом рф
- § 13.3. Правовая база налоговой системы
- § 13.3.1. Общая характеристика системы налогов и сборов
- I. Федеральные налоги и сборы:
- II. Региональные налоги и сборы:
- III. Местные налоги и сборы:
- § 13.3.2. Налогоплательщики и другие участники налоговых правоотношений
- § 13.3.3. Объекты налогообложения
- § 13.3.4. Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов
- § 13.3.5. Изменение сроков уплаты налогов
- § 13.3.6. Налоговая декларация и налоговый контроль
- Контрольные вопросы
- Литература
- Об авторе:
- Содержание