logo
Хозяйственное право_Круглова_Уч пос_2-е изд 200

§ 12.4.6. Открытость рынка для межрегиональной и международной торговли

Возможность входа на товарный рынок продавцов из других регионов (или других стран) существенно сни­жает рыночную концентрацию, сокращает долю, занимае­мую на рынке местными (отечественными) продавцами. Напротив, слабая включенность рынка в межрегиональ­ный (международный) обмен усиливает концентрацию на рынке и увеличивает долю, занимаемую на нем местными (отечественными) продавцами, со всеми вытекающими от­сюда последствиями для покупателей. Ориентировочно сте­пень открытости рынка для участия в межрегиональной и международной торговле можно оценить по доле импорт­ной (ввезенной) продукции в общем объеме реализации (по­ставки) на конкретном товарном рынке.

Этот показатель является исходным для оценки состоя­ния товарного рынка при решении вопросов, связанных с защитными мерами для отечественных товаропроизводите­лей.

На рис. 12.6 представлена версия влияния степени от­крытости рынка на уровень рыночной концентрации, долю импорта и уровень конкуренции.

Р и с. 12.6. Влияние степени открытости рынка на уровень рыночной концентрации, долю импорта и уровень интенсивности конкуренции (версия)

Виден противоречи­вый характер этого влияния. С одной стороны, при повы­шении степени открытости рынка снижается уровень ры­ночной концентрации, что до некоторого предела ведет к усилению конкуренции и, как следствие, к повышению ка­чества товара. С другой стороны, повышение степени от­крытости рынка в условиях низкой конкурентоспособнос­ти отечественных товаров ведет к повышению доли импор­та и вытеснению с рынка отечественного производителя. Неизбежно встает задача государственного регулирования уровня открытости рынка.

Как представлено на рис. 12.6, интересы защиты отече­ственного производителя и интересы поддержания уровня конкуренции и высокого качества товара могут быть более или менее совместимы при доле импорта около 1/3 общего объема рынка.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4