§ 4.4.4. Управление народным предприятием
Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» определяет состав, порядок образования, компетенцию высших звеньев управления народным предприятием, а также принципы голосования на общем собрании акционеров при принятии решений.
Органы управления. Органами управления народным предприятием являются: общее собрание акционеров, наблюдательный совет, генеральный директор, ревизионная (контрольная) комиссия.
Общее собрание акционеров:
.избирает генерального директора народного предприятия, который по должности входит председателем в наблюдательный совет;
.избирает председателя контрольной комиссии, утверждает положение о контрольной комиссии, а также устанавливает размер вознаграждения и компенсаций членам контрольной комиссии и утверждает смету на осуществление ее деятельности;
.определяет количественный состав наблюдательного совета, избирает его членов и устанавливает размер вознаграждений и компенсаций им.
Закон не предусматривает избрание членов контрольной комиссии общим собранием акционеров. Это означает, что порядок формирования контрольной комиссии определяется положением о контрольной комиссии или уставом народного предприятия.
Федеральным законом определена исключительная компетенция общего собрания акционеров и наблюдательного совета. Вопросы исключительной компетенции общего собрания не могут быть переданы для решения другим органам управления. Полномочия общего собрания акционеров по иным вопросам могут быть переданы его решением наблюдательному совету или контрольной комиссии, а полномочия наблюдательного совета (по вопросам, не относящимся к его исключительной компетенции) — генеральному директору народного предприятия и контрольной комиссии на определенный срок, но не более чем на один год. Состав органов управления НП и их компетенция показаны на схеме 4.12.
В народном предприятии по сравнению с открытым и закрытым акционерными обществами значительно усиливается роль общего собрания акционеров и контрольной комиссии в управлении. Исключительная компетенция и иные полномочия общего собрания акционеров, установленные Федеральным законом, а также принципы голосования при принятии решений по этим вопросам представлены в табл. 4.4.
Как видно из таблицы, основным принципом голосования при принятии решений общим собранием акционеров народного предприятия по абсолютному большинству вопросов, относящихся к исключительной компетенции собрания, является принцип «один акционер — один голос». По другим вопросам, включенным в повестку дня, общее собрание само определяет принцип голосования. К числу вопросов, решения по которым принимаются голосованием по принципу «одна акция — один голос», относятся преимущественно вопросы финансового характера.
Следует обратить внимание на то, что общее собрание акционеров народного предприятия принимает решения по одной из важнейших стратегических задач — утверждает приоритетные направления деятельности предприятия. Такие решения имеют важные долговременные последствия, так как их реализация связана с крупными капиталовложениями и с осуществлением определенной дивидендной политики.
В народном предприятии усиливается единоначалие в оперативном и текущем управлении. Высший исполнительный орган представлен одним лицом — генеральным директором — он же председатель наблюдательного совета (если уставом народного предприятия не предусмотрено иное
Схема4.12. Органы управления НП и их компетенция
ФЗ — Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», УНП — устав народного предприятия, СУ — система управления народным предприятием
Таблица 4.4. Компетенция общего собрания акционеров и принципы голосования
та (если уставом народного предприятия не предусмотрено иное). Генеральный директор избирается общим собранием акционеров, при этом существенную роль играет его авторитет в трудовом коллективе.
Наблюдательный совет осуществляет общее руководство деятельностью народного предприятия и может принимать решения по всем вопросам, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров, а также вопросов, отнесенных Федеральным законом и уставом народного предприятия к компетенции генерального директора.
Важнейшими вопросами исключительной компетенции наблюдательного совета, помимо подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, являются:
.определение размера дивиденда по акциям народного предприятия и порядка его выплаты;
.использование резервного и иных фондов народного предприятия;
.утверждение внутренних документов народного предприятия, предусмотренных уставом народного предприятия;
.создание филиалов и открытие представительств народного предприятия.
Контрольная комиссия осуществляет контроль:
.за финансово-хозяйственной деятельностью;
.за соблюдением прав акционеров;
.за выполнением правил внутреннего трудового распорядка.
Законом предусмотрено усиление представительств работников предприятия в органах управления:
.в наблюдательный совет вводится один член совета от работников, не являющихся акционерами (при численности работников НП более одной тысячи и при наличии в их составе более 2% работников-неакционеров);
.председатель и члены контрольной комиссии избираются из числа работников-акционеров. Контрольная комиссия играет существенную роль в оперативном и текущем управлении народным предприятием:
- ее решения являются обязательными для исполнения органами управления предприятия и могут быть пересмотрены только общим собранием акционеров или обжалованы в суде;
- она вправе знакомиться с документами, касающимися всех сторон деятельности народного предприятия, а также получать необходимые пояснения в устной и письменной форме;
— с ней согласовывается персональный состав аудиторов, осуществляющих проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
— с ней в обязательном порядке согласовывается решение наблюдательного совета о совершении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет от 15 до 30 процентов балансовой стоимости имущества народного предприятия. Если такое решение не согласовано с контрольной комиссией, то данный вопрос может быть решен только общим собранием.
Особенности разработки устава народного предприятия. Устав определяет общие основы организации и деятельности народного предприятия. Он является основополагающим документом системы управления предприятием.
Федеральный закон «Об акционерных обществах», как и Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», определяет организацию управления только в высших звеньях системы управления общества и не устанавливает каких-либо норм построения и функционирования системы управления в целом, за исключением указания на компетенцию наблюдательного совета утверждать внутренние документы народного предприятия, предусмотренные его уставом. Установленные этими законами правовые нормы в уставе народного предприятия также не дают указаний о построении системы управления.
Вместе с тем управление предприятием может быть эффективным только в случае, если система управления высоко организованная и документированная. Эти документы должны устанавливать цели деятельности предприятия, определять механизмы воздействия и конкретные функции управления, необходимые для достижения этих целей, обеспечивать полноценное использование этих механизмов и качественное выполнение функций и задач управления руководителями и специалистами. В них должно быть определено не только то, что надо сделать, но и как сделать, кто и в какие сроки должен организовать управленческие воздействия на те или иные факторы управления, а также установлено: кто и за что (за достижение каких показателей) несет коллективную и персональную ответственность и каким образом стимулируется за инициативу и положительные результаты деятельности. Все это говорит о том, что состав внутренних документов не может быть произвольным и их содержание должно быть взаимосвязано. Поэтому устав предприятия следует разрабатывать на основании оргпроекта его системы управления. При этом должны быть использованы как нормы, установленные законодательством, так и положительный опыт организации управления на предприятиях.
Укрупненный алгоритм разработки устава и оргпроекта системы управления народным предприятием (СУ НП) приведен на схеме 4.13.
С х е м а 4.13. Укрупненный алгоритм разработки устава и оргпроекта системы управления народным предприятием (СУ НП)
Важным этапом разработки устава НП являются отбор законодательных норм, подлежащих включению в устав, и разработка корпоративных норм устава на основе норм федеральных законов, предусматривающих предписание или дозволение включить в устав корпоративную норму или согласие на приоритет корпоративной нормы. При разработке таких норм необходимо выявить факторы (условия), определяющие норму, разработать 2-3 варианта нормы и выбрать предпочтительный вариант.
Версия факторов, определяющих корпоративные нормы устава НП на основе Федерального закона «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», приведена в табл. 4.5.
Таблица 4.5.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Н.Ю.Круглова Хозяйственное право
- Исправленное и дополненное
- Isbn 5-93840-006-6 © н.Ю. Круглова, 2000 Предисловие автора ко второму изданию
- В категориях управления
- 1. Экономические механизмы:
- Акционерным предприятием
- § 1.2. Системный характер комплексного механизма. Синтез правового механизма с механизмами другой природы
- § 1.2.1. Принципы формирования комплексного механизма. Мотивационный механизм
- Р и с. 1.2. Проекция множества мотивов на множество целей предприятия (ц)
- § 1.2.2. Экономический механизм
- § 1.2.3. Организационный механизм
- Управления акционерным предприятием § 1.2.4. Правовой механизм
- Правовых норм (сравните с рис. 1.2)
- Изменение структуры мотивации достижения целей под влиянием воздействия правовой нормы
- § 1.3. Комплексный характер хозяйственного права
- Краткая характеристика системы права и ее подсистем — отраслей права
- § 1.4. Принципы, методы и источники хозяйственного права
- Контрольные вопросы
- § 2.2. Предпринимательство и предпринимательское поведение
- § 2.2.1. Предприятие предпринимательского типа
- § 2.2.2. Предпринимательские реакции и маркетинг
- § 2.2.3. Мотивы и функции предпринимательского риска
- § 2.3. Организационно-правовые формы и особенности способа действия предприятий
- Т а б л и ц а 2.3. Особенности организационно-правового положения (способа действия) редприятий
- § 2.4. Новые формы предпринимательства без образования юридического лица
- § 2.4.1. Совместная предпринимательская деятельность в форме простого товарищества
- § 2.4.2. Правовые основы коммерческой концессии (франчайзинга)
- Контрольные вопросы
- Глава 3 вещные и обязательственные права в хозяйственных правоотношениях
- § 3.1. Право собственности и другие вещные права
- § 3.2. Обязательственное право в хозяйственных правоотношениях
- § 3.2.1. Исполнение обязательств
- § 3.2.2. Обеспечение исполнения обязательств
- § 3.2.3. Перемена лиц в обязательстве
- § 3.2.4. Ответственность за нарушение обязательств. Прекращение обязательств
- § 3.3. Сделка и договор как основа хозяйственных обязательств
- § 3.3.1. Сделки и представительство
- Последствия недействительности сделок.
- Разных сторон сделки
- § 3.3.2. Хозяйственный договор
- § 3.4. Доверительное управление имуществом
- Контрольные вопросы
- Глава 4 акционерное право. Правовое регулирование организации и деятельности акционерных обществ и объединений § 4.1. Особенности предмета и метода акционерного права
- § 4.2. Акционерное общество § 4.2.1. Правовое положение акционерного общества
- § 4.2.2. Создание, реорганизация и ликвидация акционерного общества
- С х е м а 4.2. Укрупненный алгоритм создания, реорганизации и ликвидации акционерного общества
- § 4.2.3. Уставный капитал и акции общества
- При размещении посредством подписки
- § 4.2.4. Дивидендная политика и выплата дивидендов
- § 4.2.5. Приобретение и выкуп обществом размещенных акций
- § 4.2.6. Заключение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность
- § 4.2.7. Управление обществом
- § 4.3. Интеграция производства и концентрация капитала
- § 4.3.1. Закономерности способа действия акционерной компании
- § 4.3.2. Многоуровневые компании
- § 4.3.3. Интеграция промышленных и финансовых структур в финансово-промышленные группы
- § 4.4. Особенности правового положения и перспективы создания и развития народных предприятий
- § 4.4.1. Создание народного предприятия и формирование его уставного капитала
- § 4.4.2. Модель распределения акционерной собственности народного предприятия
- § 4.4.3. Уставный капитал и акции народного предприятия
- § 4.4.4. Управление народным предприятием
- Факторы, определяющие корпоративные нормы, устанавливаемые уставом нп на основе Федерального закона
- § 4.4.5. Факторы, определяющие целесообразность и возможности создания народных предприятий
- § 4.4.6. Усиление мотивов высококачественного производительного труда и мотивов хозяйствования
- Контрольные вопросы
- Глава 5 правовое регулирование внутрифирменной деятельности § 5.1. Понятие и основные положения корпоративного права
- § 5.2. Корпоративные правовые нормы в уставе акционерного общества
- § 5.3. Построение системы управления предприятием на основе корпоративных правовых норм
- § 5.3.1. Организованная модель системы управления предприятием как объект корпоративного правового регулирования
- § 5.4. Целевые и программно-целевые подсистемы
- Т а б л и ц а 6.3. Характеристика целевых подсистем
- Состав специальных функций целевой подсистемы «Управление научно-техническим развитием производства и качеством продукции» в системе управления ао
- § 5.5. Функциональные подсистемы. Дерево функций управления
- Типичный состав конкретных функций управления компанией среднего масштаба
- § 5.6. Разработка оргпроекта системы управления предприятием
- Задачи анализа и синтеза пар категорий управления при проектировании системы управления
- Распределение полномочий по подготовке, принятию и исполнению управленческих решений
- Контрольные вопросы
- Глава 6 правовое регулирование производственной деятельности
- § 6.1. Регулирование производственной деятельности посредством стандартизации
- Пример заполнения каталожного листа продукции каталожный лист продукции
- Основные характеристики по сортам
- Типовые примеры заполнения поля реквизита «Характеристика продукции» каталожного листа продукции п р и м е р 1. Клп на смазку внии нп-279
- Пожароопасность, группа по гост 12.1.004-91 ...................... IV п р и м е р 2. Клп на крупу овсяную
- § 6.2. Правовые основы и стратегия сертификации продукции
- Качеством продукции
- § 6.3. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 6.4. Организационная структура стандартизации, метрологии и сертификации
- Распределение цсм по регионам Российской Федерации
- 1. Тк стандартизации «Измерения и управление в промышленных процессах».
- 2. Тк стандартизации «Сертификация и управление качеством».
- 3. Тк стандартизации продукции текстильной и швейной промышленности (тк «Текстиль»).
- § 6.5. Правовые основы охраны окружающей среды
- § 6.5.1. Экономический механизм охраны окружающей среды
- § 6.5.2. Нормирование качества окружающей среды
- §6.5.3. Экологическая экспертиза и экологические требования
- § 6.5.4. Экологический контроль и управление охраной окружающей среды на предприятии
- Показатели оценки характеристик экологичности системы управления
- Показатели оценки характеристик экологичности производственной системы
- § 6.6. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления
- § 6.7. Правовые основы промышленной безопасности
- § 6.8. Лицензирование отдельных видов деятельности
- Контрольные вопросы
- Глава 7 правовое регулирование реализации товаров и торгового оборота производственных активов предприятия
- § 7.1. Купля-продажа § 7.1.1. Реакция предприятия на конъюнктуру рынка
- § 7.1.2. Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров
- § 7.1.3. Договор купли-продажи
- § 7.1.4. Договор мены
- § 7.1.5. Внешнеторговый договор купли-продажи
- 2. Условия «f»:
- 3. Условия «с»:
- 4. Условия «d»:
- § 7.2. Поставка товаров § 7.2.1. Договор поставки
- § 7.2.2. Поставка товаров для государственных нужд
- § 7.2.3. Типичные ошибки в договорах поставки*
- § 7.3. Торговый оборот производственных активов предприятия § 7.3.1. Предприятие как объект права
- § 7.3.2. Купля-продажа недвижимости
- § 7.3.3. Продажа предприятия (имущественного комплекса)
- § 7.4. Правовые основы биржевой торговли
- § 7.5. Правовое регулирование отношений в области рекламы
- § 7.5.1. Законодательство о рекламе. Федеральный закон «о рекламе»
- § 7.5.2. Практика разрешения споров, возникающих в связи с применением законодательства о рекламе
- 1. Антимонопольный орган вправе применить ответственность в виде штрафа за каждый факт неисполнения своего предписания или решения об осуществлении контррекламы.
- 2. Антимонопольный орган'вправе направить рекламе-распространителю предписание о прекращении рекламы лицензируемой деятельности без указания номера лицензии и органа, ее выдавшего.
- 3. При распространении рекламы товара без пометки об обязательной сертификации меры административного воздействия применяются к рекламодателю, кроме случаев отсутствия его вины в этом нарушении.
- 4. Вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
- 5. Ненадлежащая реклама товаров может затрагивать деловую репутацию лица, известного на территории распространения рекламы в связи с этим товаром.
- Контрольные вопросы
- Глава 8 правовое регулирование научно-технического развития производства
- § 8.1. Государственная научно-техническая политика и правовое регулирование отношений в области научной и научно-технической деятельности
- § 8.1.1. Научные работники и научные организации
- § 8.1.2. Организация и принципы регулирования научной (научно-технической) деятельности
- § 8.1.3. Формирование и реализация государственной научно-технической политики
- § 8.2. Конкурентность и кооперативность поведения разработчиков научно-технических нововведений
- § 8.2.1. Выбор предпочтительных мотивов в различных ситуациях
- Ранжирование предпочтительности мотивов разработчиков новшеств в различных ситуациях выполнения разработки (версия)
- § 8.2.2. Мотивы кооперации в условиях конкуренции
- § 8.3. Интеграция научно-технического и производственного потенциалов
- С х е м а 8.3. Типизация производствено-хозяиственных структур
- § 8.4. Договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
- § 8.5. Патентование и лицензирование объектов промышленной собственности
- Контрольные вопросы
- Глава 9 правовые и экономические основы инвестиционной деятельности § 9.1. Понятие капитала и инвестиций
- § 9.2. Механизмы инвестирования в развитие производства
- § 9.2.1. Системные задачи технического развития производства
- § 9.2.2. Приоритетность задач технического развития при различных предпринимательских реакциях
- Оценка особенностей технического развития производства в различных стартовых условиях
- § 9.2.3. Дифференциация инвестиционных механизмов по уровням научно-технического развития производства и радикальности нововведений
- § 9.3. Правовые основы инвестиционной деятельности
- § 9.4. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- Контрольные вопросы
- Глава 10 экономико-правовое регулирование производственно-хозяйственной деятельности
- § 10.1. Заемные и кредитные отношения
- § 10.1.1. Договор займа
- § 10.1.2. Кредитный договор
- § 10.1.3. Факторинг
- § 10.2. Вексельное обращение
- § 10.3. Правовые и организационно - экономические особенности лизинга § 10.3.1. Основные понятия, предмет и субъекты лизинга
- § 10.3.2. Формы, типы и виды лизинга
- § 10.3.3. Лизинговая сделка и ее правовые основы
- § 10.3.4. Экономические основы лизинга
- § 10.3.5. Международный лизинг
- § 10.3.6. Государственная поддержка лизинговой деятельности
- § 10.4. Складское свидетельство
- § 10.5. Регулирование имущественного страхования
- § 10.5.1. Правовой институт имущественного страхования
- § 10.5.2. Организация страхового дела
- Контрольные вопросы
- Глава 11 правовые основы предупреждения несостоятельности процедуры банкротства § 11.1. Признаки несостоятельности (банкротства)
- § 11.2. Участники дела о банкротстве
- Функции, выполняемые Федеральной службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению
- § 11.3. Причины банкротства и способы его предупреждения
- § 11.3.1. Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства*
- § 11.3.2. Формирование рациональной структуры ассортимента
- § 11.3.3. Роль социального и организационного потенциала предприятия в его оздоровлении
- Оценка синергизма
- § 11.3.4. Оптимизация рыночной стратегии и выбор конкурентных позиций на рынке
- Конкурентный статус фирмы
- Выбор позиции в конкуренции
- Оценка изменений в прогнозируемом росте стратегической зоны хозяйствования
- Оценка изменений рентабельности стратегических зон хозяйствования
- Перечень внешних опасностей и возможностей. Сила воздействия факторов (пример)
- Политика улучшения структуры предпринимательской деятельности компании
- § 11.4. Рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде
- Порядок возбуждения и рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде
- § 11.5. Процедуры банкротства
- § 11.5.1. Наблюдение
- § 11.5.2. Внешнее управление
- § 11.5.3. Конкурсное производство
- § 11.5.4. Мировое соглашение
- Контрольные вопросы
- Глава 12 правовые меры поддержки конкуренции и ограничения монополистической деятельности
- § 12.1. Механизм конкуренции
- § 12.2. Конкурентоспособность и инновационная активность § 12.2.1. Взаимозаменяемость количества и качества продукции в удовлетворении потребностей
- Р и с. 12.5. Гипербола эквивалентного объема удовлетворяемых потребностей
- § 12.2.2. Конкурентоспособность товара
- § 12.2.3. Влияние нновационной активности на конкурентоспособность
- § 12.3. Ограничение монополистической деятельности § 12.3.1. Определение доминирующего положения предприятия на товарном рынке
- § 12.3.2. Ограничение монополистической деятельности законодательством
- § 12.3.3. Формы недобросовестной конкуренции
- § 12.3.4. Антимонопольные органы и их деятельность
- § 12.3.5. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- § 12.4. Конкурентная среда на товарных рынках и государственное регулирование их структуры
- § 12.4.1. Продуктовые границы товарного рынка
- Примерный перечень показателей, необходимых для определения изучаемого товара
- § 12.4.2. Состав продавцов и покупателей. Географические границы рынка
- § 12.4.3. Определение объема товарных ресурсов рынка и доли хозяйствующего субъекта на рынке
- § 12.4.4. Структура товарного рынка
- § 12.4.5. Государственное регулирование структуры товарных рынков
- Сводная таблица оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке
- § 12.4.6. Открытость рынка для межрегиональной и международной торговли
- § 12.4.7. Рыночный потенциал хозяйствующего субъекта
- § 12.5. Защита конкуренции на рынке финансовых услуг
- § 12.5.1. Доминирующее положение финансовой организации
- § 12.5.2. Правовые меры преодоления ограничений в конкуренции и недобросовестной конкуренции
- § 12.5.3. Государственный контроль за концентрацией капитала на рынке финансовых услуг
- Контрольные вопросы
- Глава 13 правовые основы налоговой системы
- § 13.1. Налог как экономическая и правовая категория § 13.1.1. Юридические признаки налога. Налоги и сборы
- § 13.1.2. Функции налогообложения
- § 13.1.3. Налоговое бремя (налоговый гнет)
- § 13.1.4. Экономические принципы налогообложения
- 2. Принцип равенства налогообложения:
- § 13.1.5. Прямые и косвенные налоги
- § 13.2. Законодательство о налогах и сборах
- Налоговым кодексом рф
- § 13.3. Правовая база налоговой системы
- § 13.3.1. Общая характеристика системы налогов и сборов
- I. Федеральные налоги и сборы:
- II. Региональные налоги и сборы:
- III. Местные налоги и сборы:
- § 13.3.2. Налогоплательщики и другие участники налоговых правоотношений
- § 13.3.3. Объекты налогообложения
- § 13.3.4. Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов
- § 13.3.5. Изменение сроков уплаты налогов
- § 13.3.6. Налоговая декларация и налоговый контроль
- Контрольные вопросы
- Литература
- Об авторе:
- Содержание