§ 4.2.4. Дивидендная политика и выплата дивидендов
Дивидендная политика заключается в принятии решения по вопросу: какую часть прибыли выплачивать акционерам в форме дивидендов, а какую удерживать в обществе для реинвестирования в развитие производства? Дивидендная политика поэтому в значительной степени определяет инвестиционную политику.
На дивидендную политику общества влияют противоречивые факторы: с одной стороны, повышение суммы дивиденда вызывает тенденцию роста курса акций, с другой стороны, связанное с этим уменьшение доли прибыли, направляемой на инвестиции, ведет к снижению ожидаемых темпов роста научно-технического развития, что, в свою очередь, понижает цену акции.
Правовой институт, регулирующий дивидендную политику общества, не содержит норм, направленных на достижение компромисса между этими противоречиями. Исключение составляет норма, согласно которой общее собрание акционеров принимает решение о выплате годовых дивидендов по рекомендации совета директоров и их размер не может быть больше рекомендованного советом. Однако, во-первых, такая норма противоречит правовому институту управления обществом, в котором общее собрание акционеров признается высшим органом управления. Во-вторых, эта норма не гарантирует, что будет принято оптимальное решение. Тем не менее применение такой нормы способствует преодолению эгоистической ориентации акционеров на получение текущих доходов в ущерб развитию производства.
Объем реинвестируемой прибыли зависит от дивидендного выхода — процента прибыли, выплачиваемой наличными акционерам. Поэтому решение о выплате дивидендов является одновременно решением о финансировании инвестиций. В силу этого с точки зрения финансового управления показатель дивидендного выхода является главным аспектом дивидендной политики компании. Другими сторонами дивидендной политики являются: стабильность дивидендов, факторы, влияющие на показатель дивидендного выхода, выплата дивидендов акциями, последствия дивидендной политики.
Дивидендная политика как решение о финансировании. Если рассматривать дивидендную политику только как решение о финансировании, которое зависит от прибыльности имеющихся у компании инвестиционных проектов, то величина дивидендного выхода будет изменяться по мере изменения числа приемлемых для компании проектов. Если у фирмы есть много благоприятных возможностей для инвестирования средств, то дивидендный выход, по-видимому, будет равен нулю; напротив, если фирма не имеет возможностей для выгодного вложения средств, дивидендный выход, скорее всего, составит 100%. Для любой промежуточной ситуации значение дивидендного выхода будет изменяться от 0 до 100%.
Одной из известных дивидендных моделей является формула:
где Р — рыночная цена акции; D — дивиденды в расчете на одну акцию; Е — прибыль на акцию; г — рентабельность инвестиций; р — рыночный уровень капитализации.
Когда г > р, то рыночная цена акции достигает максимального значения при D = 0, то есть при нулевом дивидендном выходе.
В этом случае
Когда r = р, рыночная цена акции не зависит от дивидендного выхода. В этом случае при любом дивидендном выходе Рр = Е, то есть капитализация рыночной стоимости акции равна прибыли на акцию. При этом выгода акционеров не зависит от варианта распределения прибыли: получат ли они дивиденды или реинвестируют прибыль.
Когда г < р, величина (r/р)Е < Е и становится невыгодным реинвестирование прибыли. В данном случае благополучие акционеров будет выше, если всю чистую прибыль распределить в форме дивидендов. При этом Рр = D.
Таким образом, при рассмотрении дивидендов как пассивного остатка, определяющегося только наличием выгодных инвестиционных предложений, для инвесторов, кроме выгоды, не существует различия между выплатой компанией дивидендов и накоплением ею нераспределенной прибыли. Если инвестиционные проекты обещают уровень рентабельности, превышающий рыночный уровень капитализации, инвесторы могут предпочесть вариант накопления прибыли. Если ожидаемая рентабельность инвестиций равна необходимой, то, с точки зрения инвестора, ни один из вариантов не имеет преимущества. Напротив, если бы ожидаемая прибыль от инвестиционного проекта не обеспечивала необходимый уровень рентабельности, инвесторы предпочли бы выплату дивидендов. Предположительно, что если компания может получить в результате реализации инвестиционных проектов прибыль, превышающую рыночный уровень капитализации, то инвесторы готовы предоставить ей возможность расходовать на инвестиционные цели столько, сколько необходимо для финансирования всех проектов.
Однако такой подход к формированию дивидендной политики не всегда оправдан. Во-первых, не учитывается комплексность влияния дивидендной и инвестиционной политики на мотивацию деятельности акционеров и работников предприятия. Во-вторых, инвесторам, как правило, не все равно, получают они свой доход с инвестиций в форме дивидендов или в форме повышения курса акций.
1. Мотивообразующая роль дивидендов. В компаниях, персонал которых (рабочие, специалисты и менеджеры) владеет акциями своих компаний, дивиденды способствуют усилению мотивации высококачественного производительного труда, мотивации инженерного творчества и поддержки нововведений, хозяйственной мотивации в организации производства и труда, мотивации предпринимательства и предпринимательского поведения. В результате этого прибыль, получаемая компанией, зависит не только от научно-технического уровня производства, но и от выплаты дивидендов.
В рассмотренной ранее дивидендной модели предполагается, что прибыль на акцию Е не зависит от выплаты дивидендов D. Однако это справедливо лишь для компаний, в которых доля персонала в акционерном капитале незначительна.
При значительной доле персонала в акционерном капитале прибыль на акцию зависит от выплаты дивидендов (Е = E(D)). Тогда приведенная выше дивидендная модель запишется в виде:
Если, например, E(D) = E0 + αD, где Е0 — прибыль на акцию при дивидендном выходе, равном нулю (дивиденды не выплачиваются); а — коэффициент приращения прибыли на единицу суммы дивиденда, то дивидендная модель запишется в виде:
где рм — курс акций с учетом влияния выплаты дивидендов на прибыль на акцию; Рбм —3.б. курс акций без учета этого влияния. Пусть:
Получим (руб.):
В данном примере повышение курса акций достигается:
.при нулевом дивидендном выходе — за счет инвестирования прибыли в выгодный проект;
.при 50-процентном дивидендном выходе — за счет инвестирования части прибыли в выгодный проект и выплаты второй ее части в виде дивидендов, приводящей к усилению мотивации труда;
.при 100-процентном дивидендном выходе — за счет усиления мотивации труда.
Комплексный характер влияния факторов дивидендной политики на эффективность производства наиболее ярко проявляется во взаимосвязи мотивации труда и темпов научно-технического развития производства. Под влиянием научно-технического развития производства в акционерном обществе будут складываться самоорганизующийся механизм внутренней мотивации высококачественного производительного труда и самоорганизующийся акционерный механизм роста и развития производства. Усиление внутренней мотивации сопровождается усилением творческой активности участников процесса научно-технического развития (ученых, конструкторов, технологов), а также включением непосредственных участников производственного процесса (специалистов, мастеров, рабочих) в процесс технического развития, что является необходимым условием непрерывности развития производства. На новом витке технического развития достигаются повышение качественных результатов труда и его интеллектуализация, ведущие вновь к усилению внутренней мотивации.
Повышение научно-технического уровня производственного процесса позволяет повысить прибыльность (рентабельность акционерного капитала), что усиливает позиции твердого ядра акционеров, позволяя ему реинвестировать полученную прибыль в дальнейшее развитие и увеличивать абсолютные выплаты по дивидендам.
2. Предпочтительность дивидендов в условиях неопределенности. Так как дивиденды относятся к разновидности текущего дохода, а перспектива получения дохода на капитал отодвинута далеко в будущее, инвесторов компаний, выплачивающих дивиденды, проблема неопределенности беспокоит меньше, чем инвесторов компаний, не производящих выплат. Если инвесторы предпочитают раннее разрешение неопределенности, они будут готовы при прочих равных условиях заплатить более высокую цену за акции, дающие право на получение большего текущего дивиденда.
3. Дифференциация ставок налога на доход физических и юридических лиц с капитала и на дивидендный доход. Если, например, ставка налога на доход с капитала ниже, чем ставка налога на дивидендный доход, инвесторам, возможно, выгоднее отказаться от дивидендов в пользу накопления прибыли.
4. Издержки, связанные с размещением ценных бумаг. Взгляд на дивидендный выход как на пассивный финансовый инструмент основан на идее, что в соответствии с инвестиционной политикой компании средства, выплачиваемые в форме дивидендов, должны восполняться средствами, поступающими из внешних источников финансирования. Размещение ценных бумаг компании связано с существенными издержками, что благоприятствует принятию компанией решения об увеличении объема накоплений.
Финансовое сигнализирование. Дивиденды оказывают влияние на стоимость акций, так как они являются проводниками информации или сигналами о положении дел в компании. Те из компаний, для которых прогноз относительно тенденций роста рентабельности благоприятен, захотят сообщить об этом инвесторам. Вместо того, чтобы просто сделать сообщение, можно повысить дивиденды с тем, чтобы реально подкрепить это утверждение. Если плановый показатель дивидендного выхода фирмы стабилен на протяжении достаточно длительного периода, после чего происходит изменение, то инвесторы могут предположить, что руководство сигнализирует об ожидаемых изменениях в тенденциях роста рентабельности: руководство и совет директоров убеждены, что дела фирмы обстоят лучше, нежели это отражает стоимость ее акций. Соответственно стоимость акции может реагировать на это изменение дивидендов.
Критерии дивидендной политики. При разработке дивидендной политики многие зарубежные компании принимают во внимание ряд критериев. Наиболее распространенными являются следующие критерии:
1. Потребность средств для компании. Если нет изменений в дивидендных ставках, задача заключается в определении возможных потоков средств и возможного их состояния: определяется, останутся ли в запасе средства после удовлетворения всех потребностей компании в них, включая прибыльные инвестиционные проекты. В этом отношении фирма должна спрогнозировать свое развитие на разумное число лет для того, чтобы сгладить случайные отклонения. Способность фирмы поддерживать стабильный уровень дивидендов должна быть проанализирована в связи с вероятным распределением будущих потоков денежных средств.
2. Ликвидность. Этот критерий характеризует способность активов превращаться в деньги с небольшой уступкой в цене. В качестве показателей ликвидности используются коэффициент покрытия и коэффициент ликвидности:
Коэффициент ликвидности считается более строгим показателем, поскольку характеризует отношение суммы денежных средств, рыночной стоимости ценных бумаг и дебиторской задолженности к краткосрочной кредиторской задолженности.
Ликвидность компании является основным критерием для принятия решений по выплате дивидендов. Так как дивиденды представляют собой отток средств, то чем больше кассовый остаток и общая ликвидность компании, тем выше ее способность выплачивать дивиденды. Растущая и высокодоходная компания может и не быть ликвидной, ибо ее средства могут быть связаны в основных фондах и оборотных средствах. Поскольку руководство такой компании обычно стремится поддерживать некоторый запас ликвидности для того, чтобы обеспечить гибкость и защиту от неопределенности, оно неохотно идет на риск уменьшения этого запаса ради выплаты больших дивидендов. Ликвидность компании определяется ее инвестиционными решениями и решениями о финансировании. Инвестиционное решение — это решение о степени расширения активов и потребности компании в средствах; решение о финансировании — определение источника средств для покрытия этой потребности.
3. Возможности использования заемных средств. Ликвидность — это не единственный способ обеспечения гибкости и защиты компании от неопределенности. Если у компании есть возможность быстро получить кредит или выйти на рынок капитала с облигациями, она может быть достаточно гибкой. Чем крупнее компания и чем она авторитетнее, тем проще для нее доступ на рынок капитала. Чем больше возможностей привлечь заемные средства у фирмы, тем большей гибкостью она обладает и тем шире ее возможности по выплате дивидендов. Если есть доступ к заемным средствам, руководство должно меньше беспокоиться о влиянии, которое оказывает выплата наличных дивидендов на ликвидность фирмы.
4. Возможность потери контроля. Если компания выплачивает большие дивиденды, через некоторое время она может столкнуться с необходимостью увеличить капитал, продав свои акции для того, чтобы финансировать выгодные инвестиционные проекты. Создается угроза потери контроля со стороны группировки, владеющей контрольным пакетом акций, если его держатели не имеют возможности или не хотят участвовать в новой подписке на акции.
Однако если за компанией внимательно наблюдают конкуренты или частные лица, то низкие дивиденды могут сыграть им на руку. Конкуренты могут оказаться в состоянии убедить акционеров в том, что компания не обеспечивает максимизацию их благосостояния и что они, конкуренты, могут справиться с этой задачей лучше. Следовательно, компании, которые рискуют потерять свой контрольный пакет, могут увеличить показатель дивидендного выхода в угоду своим акционерам.
5. Ограничения со стороны заимодавцев. Чтобы сохранить возможность компании обслуживать задолженность, заимодавец в договоре о займе может предусматривать ограничения на выплату дивидендов. Иногда руководству компании выгодно такое ограничение, так как в этом случае ему не приходится оправдываться перед акционерами в накоплении прибыли в ущерб текущим доходам акционеров.
6. Стабильность дивидендов. Помимо показателя дивидендного выхода, инвесторов интересует стабильность дивидендов, характеризующаяся устойчивой связью между колебаниями дивидендов и линией тренда их изменений. При прочих равных условиях цена акции будет выше, если она обеспечивает получение стабильного дивиденда на протяжении некоторого периода, чем если она дает право на получение фиксированного процента прибыли компании. Стабильность дивидендов создает информационный эффект. Когда прибыль падает, а компания не снижает дивидендные ставки, фондовый рынок относится к ее акциям с большим доверием, нежели в том случае, когда дивидендные ставки были бы снижены. Стабильные дивиденды могут отражать тот факт, что мнение руководства о будущем компании гораздо выше, чем можно предположить, основываясь на данных о снижении прибыли.
7. Использование плановых показателей дивидендного выхода. Многие зарубежные компании следуют политике установления плановых показателей дивидендного выхода в долгосрочном периоде. При этом дивиденды изменяются с некоторым лагом по отношению к изменению прибыли. Когда прибыль растет и достигает нового уровня, компания увеличивает дивиденды только в том случае, когда она считает, что сможет поддерживать существующий рост прибыли. Компании также неохотно сокращают абсолютный объем наличных дивидендных выплат.
8. Выплата дополнительных дивидендов. В период процветания компании объявляют о выплате дополнительных дивидендов сверх регулярных квартальных или полугодовых дивидендов. Объявляя о выплате дополнительных дивидендов, компания предупреждает инвестора о том, что эти дивиденды не имеют отношения к изменениям установленной ставки. Такая политика целесообразна, в частности, для компаний, уровень прибыли которых в силу специфики бизнеса постоянно колеблется. Использование дополнительных дивидендов позволяет компании поддерживать ставку обычных дивидендов на стабильном уровне и в то же время поощрять акционеров дополнительными выплатами в периоды процветания.
9. Выплата дивидендов в форме дополнительных акций. Такие дивиденды представляют собой рекапитализацию компании; пропорции соотношений вложений разных акционеров остаются неизменными. Рассмотрим изменение структуры капитала компании при выплате дивидендов акциями на примере, приводимом Дж. К. Ван Хорном.*
* Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. — М-: Финансы я статистика, 1996.
Перед эмиссией дивидендов, выплачиваемых акциями, компания Chen Industry имела следующую структуру капитала:
(долларов)
Доход по акциям Chen Industry равен 5%, что составляет 20000 дополнительных акций. Рыночная стоимость акций равна 40 долларам на акцию. Таким образом, на каждые 20 акций акционеры могут получить одну дополнительную. Баланс компании после выплаты дивидендов выглядел бы так:
(долларов)
При выплате дивидендов акциями 800 000 долларов (40 долларов Х 20000 акций) переводятся из нераспределенной прибыли на счета обыкновенных акций и оплаченного капитала. Поскольку номинал акции остается неизменным, рост количества акций отражается посредством увеличения валюты счета на 100 000 долларов (5 долларов Х 20000 акций). Остальные 700 000 долларов идут на счет оплаченного капитала. Собственный капитал компании остается прежним.
Поскольку число акций возрастает на 5%, объем прибыли в расчете на одну акцию пропорционально сокращается. Общий объем чистой прибыли после уплаты налогов составляет 1 млн. долларов. До выплаты дивидендов объем прибыли в расчете на одну акцию составлял 2,50 доллара (1 млн. долларов : 400 000), после выплаты — 2,38 (1 млн. долларов : 420 000). Таким образом, акционеры имеют больше акций, но меньший объем прибыли на акцию. Доля общего объема прибыли, распределяемая между акционерами, остается неизменной.
С точки зрения инвесторов, выплата дивидендов акциями может быть для них предпочтительной по ряду соображений. Во-первых, они могут продать их, сохранив свой исходный пакет. Но это, скорее всего, дает лишь благоприятный психологический эффект, так как с выплатой дивидендов акциями рыночная цена акций уменьшится пропорционально увеличению их количества, поскольку величина капитала компании при этом не меняется. Во-вторых, в ряде случаев компании сохраняют процент дивидендного выхода и выплата дивидендов акциями приводит в последующем к увеличению суммы дивидендов.
10. Использование инструмента дробления акций. Дробление предполагает увеличение количества акций посредством уменьшения их номинала. Например, дробление акций в отношении 2:1 означает, что номинал акции уменьшается в 2 раза. Дробление акций обычно применяется, когда компания хочет добиться значительного уменьшения рыночной стоимости акций. Главная цель дробления акций — привлечение новых инвесторов.
При дроблении акций компании, как правило, изменяют ставку дивидендов. Например, до дробления акций компания выплачивала 20 руб. дивидендов на одну акцию в год. При дроблении акций в отношении 2:1 она стала выплачивать 12 руб. на одну акцию, или 24 руб. на 2 акции. Этим самым компания делает более привлекательными свои акция для инвестора.
Выплата дивидендов акциями и дробление акций создают, как правило, благоприятный информационный эффект: такие действия могут более убедительно, чем публичное объявление, свидетельствовать о благоприятных прогнозах будущего положения компании. Статистика констатирует значительные повышения стоимости акций компаний США, объявивших о выплате дивидендов акциями или о дроблении акций.
11. Использование инструмента консолидации акций (обратный сплит). Консолидация означает изменение номинальной стоимости акций, при которой владелец акции получает одну новую акцию большего достоинства в обмен на определенное количество прежних. Этим пользуются, когда руководство компании расценивает стоимость акции как заниженную и считает необходимым увеличить ее рыночную стоимость. Многие компании США избегают падения стоимости акций значительно ниже отметки 10 долларов. Если финансовые трудности или какие-либо иные факторы приводят к попаданию стоимости акций в этот диапазон, то ситуацию можно изменить посредством обратного сплита. Обычно реакция фондового рынка на этот сигнал является негативной: как будто компания признала, что она испытывает финансовые трудности.
Выполненные в США эмпирические исследования свидетельствуют о значительном падении стоимости акций, подвергшихся обратному сплиту, на протяжении небольшого временного интервала. Впоследствии этот эффект смягчается информацией о полученной компанией прибыли, однако благополучной компании следует хорошо подумать, прежде чем предпринимать обратный сплит. Применение этого приема имеет слишком мрачные последствия, которые следует учитывать, чтобы не повредить репутации фирмы.
12. Мотивы выкупа акций. Выкуп акций является частью дивидендной политики и способом размещения избыточных средств компании. Другой мотив выкупа акций состоит в том, чтобы иметь в наличии акции для поглощения других компаний.
Выкуп акций осуществляется на вторичном рынке или посредством тендерной сделки.
Тендер — предложение, адресованное акционерам компании, о покупке их акций по договорной цене. Такое предложение может осуществляться как самой компанией, так и другими. Тендер предпочтителен при покупке крупных пакетов акций.
Если у компании есть избыточные средства и она испытывает недостаток выгодных возможностей для их инвестирования, то размещение этих средств происходит в интересах ее акционеров. Средства могут быть размещены как через выкуп, так и через выплату излишка в форме дивидендов. В отсутствии налога на доход физических лиц и трансакционных издержек эти альтернативы равноценны для акционеров. При выкупе уменьшается количество акций и растет прибыль на одну акцию (и соответственно растут дивиденды на акцию). В результате роста прибыли и дивидендов должна увеличиваться и рыночная стоимость акций компании. Капитал, полученный в результате выкупа, должен быть равен дивидендам, которые были бы выплачены, если бы выкупа не было.
Пример. Пусть прибыль и рыночная стоимость акций компании таковы:
Компания решает вопрос о том, каким образом разместить 15 млн. руб. — потратить средства на выплату дивидендов или на выкуп собственных акций. Если инвесторы ожидают, что компания выплатит дивиденды, то стоимость одной акции до выплаты составит 630 руб., что складывается из 30 руб. ожидаемых дивидендов (15 млн. руб. : 500 000) плюс 600 руб. — рыночная цена акции. Однако фирма принимает решение о выкупе акций и предлагает акционерам тендер по цене 630 руб. за акцию. В этом случае она сможет выкупить 15 млн. руб. : 630 руб., то есть 23810 акций. Прибыль на акцию составит 20 000 000 руб. : 476 190 = 42 руб.
Если соотношение рыночной цены акции и чистой прибыли компании остается на уровне 15, то общая рыночная стоимость акции составит 630 руб. (42 Х 15), значит, она равна стоимости акции при выборе другой альтернативы, то есть выплаты дивидендов. Таким образом, суммарный объем размещенных среди акционеров средств составляет 30 руб. на одну акцию независимо от того, какой из двух альтернативных способов размещения был избран.
При различном уровне налога на дивидендный доход и доход с капитала предпочтителен вариант, облагаемый по более выгодной ставке налога. При равном уровне налога предпочтение может быть отдано выкупу акций, так как в этом случае выплата налога откладывается, пока акции не будут проданы, а при выплате дивидендов налог должен выплачиваться сразу.
Только при избытке денежных средств решение о выкупе акций можно рассматривать как элемент дивидендной политики фирмы. Если такого избытка нет, то выкуп акций представляет собой решение о финансировании, так как, выкупая акции, фирма изменяет структуру капитала — соотношение задолженности и собственного капитала в сторону увеличения задолженности. Альтернативой является решение о невыплате дивидендов.
Примеры дивидендной политики
Пример 1. Акционерный капитал компании состоит из 1 млн. акций, и она выплачивает в настоящее время дивиденды в размере 10 руб. на акцию. Компания ожидает на протяжении следующих 5 лет получить чистую прибыль и произвести капитальные расходы в следующих размерах:
Варианты дивидендной политики
1-й вариант: дивидендная политика строится по остаточному принципу. Ожидаемые дивиденды на акцию и необходимый объем внешнего финансирования в каждом году составят:
2-й вариант: выплата дивидендов остается на прежнем уровне. Объем внешнего финансирования в каждом году составит:
3-й вариант: показатель дивидендного выхода равен 50%. Размер дивиденда на акцию и необходимый объем внешнего финансирования в каждом году составят:
Как видно из таблиц, общая сумма выплачиваемых дивидендов максимизируется при выборе варианта 3, в котором соответствующее значение дивидендного выхода составляет 50%. Однако эта сумма ненамного превышает ту, которая достигается, если прибегнуть к варианту 2. Внешнее финансирование минимизируется при выборе варианта 1, в котором дивидендная политика строится на остаточном принципе.
Пример 2. Компания имеет следующую структуру собственного капитала:
Рыночная цена акции составляет 600 руб.
Рассмотрим: а. Что произойдет с собственным капиталом и числом акций компании при выплате дивидендов акциями в размере 20%?
б. При дроблении акций в соотношении 2:1?
в. При обратном сплите в соотношении 1:2?
г. По какой цене акционерам следует продавать свои акции после выплаты акциями 20-процентного дивиденда (информационный эффект отсутствует)? Что могло бы произойти при наличии информационного эффекта?
а. Доход по акциям составляет 20%. Для оплаты этого дохода акциями необходимо выпустить 0,2 Х 250 000 = 50 000 дополнительных акций. Их номинальная стоимость составит 50 000 X 80 руб. = 4 000 000 руб. На эту сумму увеличится акционерный капитал. Рыночная стоимость дополнительных акций составит 50 000 X 600 руб. == 30 000 000 руб. На эту сумму уменьшится нераспределенная прибыль. Разница между рыночной стоимостью дополнительных акций и увеличением акционерного капитала будет 30 000 000 руб. - 4 000 000 руб. = 26 000 000 руб. На эту сумму увеличится оплаченный капитал. Собственный капитал компании в данном случае не изменится.
б. При дроблении акций в соотношении 2:1 число акций компании увеличится вдвое и составит 500 000. При этом номинал акции уменьшится вдвое и составит 40 руб.
в. При консолидации в соотношении 1:2 число акций сократится в 2 раза и составит 125 000. Номинал акции увеличится вдвое и будет равен 160 руб.
Изменение структуры собственного капитала компании показано в таблице.
г. Общая рыночная оценка стоимости компании до выплаты дивидендов акциями составила 600 руб. X 250 000 акций = 150 000 000 руб.
Если стоимость компании останется неизменной, то рыночная цена акции после выплаты дивидендов акциями уменьшится и составит: 150 000 000 руб. : 300 000 акций = 500 руб. При наличии сигнального эффекта общая стоимость компании может увеличиться и рыночная цена акции в этом случае превысит 500 руб.
Правила принятия решения о выплате дивидендов. На реализацию дивидендной политики существенное влияние оказывают правила, установленные Федеральным законом об акционерных обществах. Рассмотрим основные из них.
1. Общество вправе один раз в год принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям, если иное не установлено Законом об акционерных обществах. Следует отметить, что регулярность выплаты дивидендов и систематическое, хотя и небольшое, повышение суммы выплат в зарубежных фирмах рассматриваются как одно из основных правил дивидендной политики: такие меры способствуют повышению привлекательности фирмы среди потенциальных акционеров.
2. Дивиденды выплачивают деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом, — иным имуществом. В зарубежных фирмах принята практика накопления дивидендов для оплаты их акциями или специальными бумагами (временными внутренними сертификатами), представляющими собой часть акции, в целях их обмена на акцию в последующем.
3. Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли. По привилегированным акциям определенного типа они могут выплачиваться из специально предназначенных для этого фондов общества (подобно резервному фонду).
4. Решение о выплате годовых дивидендов, размере годового дивиденда и форме его выплаты по акциям каждой категории (типа) принимается общим собранием акционеров. Размер годовых дивидендов не может быть больше рекомендованного советом директоров (наблюдательным советом) общества.
Норма дивиденда (размер в процентах от стоимости акции) зависит от доли прибыли, используемой на выплату дивидендов, и рентабельности акционерного капитала. В кризисный период, когда имеют место неполная загрузка производственных мощностей многих предприятий и низкое качество выпускаемой ими продукции, предприятия не в состоянии достичь высокой рентабельности, вследствие чего они получают небольшую прибыль или убыточны. Положение усугубляет высокая норма налога с прибыли. Остающаяся в распоряжении предприятий прибыль не покрывает неотложные расходы на поддержание технического уровня производства и обновление продукции. К тому же многие предприятия несут социальную нагрузку: на их балансе находятся подразделения социальной инфраструктуры и они вынуждены осуществлять ряд мер по социальной защите своих работников.
При благополучном состоянии производства снижение нормы дивиденда, задержка в выплате дивидендов и тем более отказ от их выплаты крайне нежелательны (даже недопустимы), так как ведут к снижению мотивации вкладов акционеров и мотивации деятельности работников предприятия, к потере имиджа акционерного общества на рынке акций и понижению курса акций, реализуемых на рынке ценных бумаг.
Установленные законодательством ограничения на выплату дивидендов направлены на сохранение устойчивого финансового состояния акционерного общества и соблюдение прав акционеров в очередности получения дивидендов по акциям различных категорий и типов.
5. Общество не вправе принимать решение о выплате (объявлении) дивидендов:
.до полной оплаты всего уставного капитала;
.до выкупа всех акций по законным требованиям акционеров;
.если имеются признаки несостоятельности или если указанные признаки появятся в результате выплаты дивидендов;
.если на день принятия такого решения стоимость чистых активов меньше (или будет меньше в результате принятия решения) суммы уставного капитала, резервного фонда и величины превышения ликвидационной стоимости привилегированных акций над их номинальной стоимостью;
.по обыкновенным и привилегированным акциям, размер дивиденда по которым не определен, если не принято решение о выплате в полном размере дивидендов (в том числе о полной выплате всех накопленных дивидендов по кумулятивным привилегированным акциям) по всем типам привилегированных акций, размер дивиденда по которым определен уставом общества;
.по привилегированным акциям определенного типа, по которым размер дивиденда определен уставом общества, если не принято решение о полной выплате дивидендов (в том числе о полной выплате всех накопленных дивидендов по кумулятивным привилегированным акциям) по всем типам привилегированных акций, предоставляющим преимущество в очередности получения дивидендов перед привилегированными акциями этого типа.
6. Общество не вправе выплачивать объявленные дивиденды по акциям, если на день выплаты:
.общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства) или такие признаки появятся в результате выплаты дивидендов;
.стоимость чистых активов общества меньше суммы его уставного капитала, резервного фонда и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом общества ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций либо станет меньше указанной суммы в результате выплаты дивидендов.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Н.Ю.Круглова Хозяйственное право
- Исправленное и дополненное
- Isbn 5-93840-006-6 © н.Ю. Круглова, 2000 Предисловие автора ко второму изданию
- В категориях управления
- 1. Экономические механизмы:
- Акционерным предприятием
- § 1.2. Системный характер комплексного механизма. Синтез правового механизма с механизмами другой природы
- § 1.2.1. Принципы формирования комплексного механизма. Мотивационный механизм
- Р и с. 1.2. Проекция множества мотивов на множество целей предприятия (ц)
- § 1.2.2. Экономический механизм
- § 1.2.3. Организационный механизм
- Управления акционерным предприятием § 1.2.4. Правовой механизм
- Правовых норм (сравните с рис. 1.2)
- Изменение структуры мотивации достижения целей под влиянием воздействия правовой нормы
- § 1.3. Комплексный характер хозяйственного права
- Краткая характеристика системы права и ее подсистем — отраслей права
- § 1.4. Принципы, методы и источники хозяйственного права
- Контрольные вопросы
- § 2.2. Предпринимательство и предпринимательское поведение
- § 2.2.1. Предприятие предпринимательского типа
- § 2.2.2. Предпринимательские реакции и маркетинг
- § 2.2.3. Мотивы и функции предпринимательского риска
- § 2.3. Организационно-правовые формы и особенности способа действия предприятий
- Т а б л и ц а 2.3. Особенности организационно-правового положения (способа действия) редприятий
- § 2.4. Новые формы предпринимательства без образования юридического лица
- § 2.4.1. Совместная предпринимательская деятельность в форме простого товарищества
- § 2.4.2. Правовые основы коммерческой концессии (франчайзинга)
- Контрольные вопросы
- Глава 3 вещные и обязательственные права в хозяйственных правоотношениях
- § 3.1. Право собственности и другие вещные права
- § 3.2. Обязательственное право в хозяйственных правоотношениях
- § 3.2.1. Исполнение обязательств
- § 3.2.2. Обеспечение исполнения обязательств
- § 3.2.3. Перемена лиц в обязательстве
- § 3.2.4. Ответственность за нарушение обязательств. Прекращение обязательств
- § 3.3. Сделка и договор как основа хозяйственных обязательств
- § 3.3.1. Сделки и представительство
- Последствия недействительности сделок.
- Разных сторон сделки
- § 3.3.2. Хозяйственный договор
- § 3.4. Доверительное управление имуществом
- Контрольные вопросы
- Глава 4 акционерное право. Правовое регулирование организации и деятельности акционерных обществ и объединений § 4.1. Особенности предмета и метода акционерного права
- § 4.2. Акционерное общество § 4.2.1. Правовое положение акционерного общества
- § 4.2.2. Создание, реорганизация и ликвидация акционерного общества
- С х е м а 4.2. Укрупненный алгоритм создания, реорганизации и ликвидации акционерного общества
- § 4.2.3. Уставный капитал и акции общества
- При размещении посредством подписки
- § 4.2.4. Дивидендная политика и выплата дивидендов
- § 4.2.5. Приобретение и выкуп обществом размещенных акций
- § 4.2.6. Заключение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность
- § 4.2.7. Управление обществом
- § 4.3. Интеграция производства и концентрация капитала
- § 4.3.1. Закономерности способа действия акционерной компании
- § 4.3.2. Многоуровневые компании
- § 4.3.3. Интеграция промышленных и финансовых структур в финансово-промышленные группы
- § 4.4. Особенности правового положения и перспективы создания и развития народных предприятий
- § 4.4.1. Создание народного предприятия и формирование его уставного капитала
- § 4.4.2. Модель распределения акционерной собственности народного предприятия
- § 4.4.3. Уставный капитал и акции народного предприятия
- § 4.4.4. Управление народным предприятием
- Факторы, определяющие корпоративные нормы, устанавливаемые уставом нп на основе Федерального закона
- § 4.4.5. Факторы, определяющие целесообразность и возможности создания народных предприятий
- § 4.4.6. Усиление мотивов высококачественного производительного труда и мотивов хозяйствования
- Контрольные вопросы
- Глава 5 правовое регулирование внутрифирменной деятельности § 5.1. Понятие и основные положения корпоративного права
- § 5.2. Корпоративные правовые нормы в уставе акционерного общества
- § 5.3. Построение системы управления предприятием на основе корпоративных правовых норм
- § 5.3.1. Организованная модель системы управления предприятием как объект корпоративного правового регулирования
- § 5.4. Целевые и программно-целевые подсистемы
- Т а б л и ц а 6.3. Характеристика целевых подсистем
- Состав специальных функций целевой подсистемы «Управление научно-техническим развитием производства и качеством продукции» в системе управления ао
- § 5.5. Функциональные подсистемы. Дерево функций управления
- Типичный состав конкретных функций управления компанией среднего масштаба
- § 5.6. Разработка оргпроекта системы управления предприятием
- Задачи анализа и синтеза пар категорий управления при проектировании системы управления
- Распределение полномочий по подготовке, принятию и исполнению управленческих решений
- Контрольные вопросы
- Глава 6 правовое регулирование производственной деятельности
- § 6.1. Регулирование производственной деятельности посредством стандартизации
- Пример заполнения каталожного листа продукции каталожный лист продукции
- Основные характеристики по сортам
- Типовые примеры заполнения поля реквизита «Характеристика продукции» каталожного листа продукции п р и м е р 1. Клп на смазку внии нп-279
- Пожароопасность, группа по гост 12.1.004-91 ...................... IV п р и м е р 2. Клп на крупу овсяную
- § 6.2. Правовые основы и стратегия сертификации продукции
- Качеством продукции
- § 6.3. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 6.4. Организационная структура стандартизации, метрологии и сертификации
- Распределение цсм по регионам Российской Федерации
- 1. Тк стандартизации «Измерения и управление в промышленных процессах».
- 2. Тк стандартизации «Сертификация и управление качеством».
- 3. Тк стандартизации продукции текстильной и швейной промышленности (тк «Текстиль»).
- § 6.5. Правовые основы охраны окружающей среды
- § 6.5.1. Экономический механизм охраны окружающей среды
- § 6.5.2. Нормирование качества окружающей среды
- §6.5.3. Экологическая экспертиза и экологические требования
- § 6.5.4. Экологический контроль и управление охраной окружающей среды на предприятии
- Показатели оценки характеристик экологичности системы управления
- Показатели оценки характеристик экологичности производственной системы
- § 6.6. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления
- § 6.7. Правовые основы промышленной безопасности
- § 6.8. Лицензирование отдельных видов деятельности
- Контрольные вопросы
- Глава 7 правовое регулирование реализации товаров и торгового оборота производственных активов предприятия
- § 7.1. Купля-продажа § 7.1.1. Реакция предприятия на конъюнктуру рынка
- § 7.1.2. Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров
- § 7.1.3. Договор купли-продажи
- § 7.1.4. Договор мены
- § 7.1.5. Внешнеторговый договор купли-продажи
- 2. Условия «f»:
- 3. Условия «с»:
- 4. Условия «d»:
- § 7.2. Поставка товаров § 7.2.1. Договор поставки
- § 7.2.2. Поставка товаров для государственных нужд
- § 7.2.3. Типичные ошибки в договорах поставки*
- § 7.3. Торговый оборот производственных активов предприятия § 7.3.1. Предприятие как объект права
- § 7.3.2. Купля-продажа недвижимости
- § 7.3.3. Продажа предприятия (имущественного комплекса)
- § 7.4. Правовые основы биржевой торговли
- § 7.5. Правовое регулирование отношений в области рекламы
- § 7.5.1. Законодательство о рекламе. Федеральный закон «о рекламе»
- § 7.5.2. Практика разрешения споров, возникающих в связи с применением законодательства о рекламе
- 1. Антимонопольный орган вправе применить ответственность в виде штрафа за каждый факт неисполнения своего предписания или решения об осуществлении контррекламы.
- 2. Антимонопольный орган'вправе направить рекламе-распространителю предписание о прекращении рекламы лицензируемой деятельности без указания номера лицензии и органа, ее выдавшего.
- 3. При распространении рекламы товара без пометки об обязательной сертификации меры административного воздействия применяются к рекламодателю, кроме случаев отсутствия его вины в этом нарушении.
- 4. Вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
- 5. Ненадлежащая реклама товаров может затрагивать деловую репутацию лица, известного на территории распространения рекламы в связи с этим товаром.
- Контрольные вопросы
- Глава 8 правовое регулирование научно-технического развития производства
- § 8.1. Государственная научно-техническая политика и правовое регулирование отношений в области научной и научно-технической деятельности
- § 8.1.1. Научные работники и научные организации
- § 8.1.2. Организация и принципы регулирования научной (научно-технической) деятельности
- § 8.1.3. Формирование и реализация государственной научно-технической политики
- § 8.2. Конкурентность и кооперативность поведения разработчиков научно-технических нововведений
- § 8.2.1. Выбор предпочтительных мотивов в различных ситуациях
- Ранжирование предпочтительности мотивов разработчиков новшеств в различных ситуациях выполнения разработки (версия)
- § 8.2.2. Мотивы кооперации в условиях конкуренции
- § 8.3. Интеграция научно-технического и производственного потенциалов
- С х е м а 8.3. Типизация производствено-хозяиственных структур
- § 8.4. Договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
- § 8.5. Патентование и лицензирование объектов промышленной собственности
- Контрольные вопросы
- Глава 9 правовые и экономические основы инвестиционной деятельности § 9.1. Понятие капитала и инвестиций
- § 9.2. Механизмы инвестирования в развитие производства
- § 9.2.1. Системные задачи технического развития производства
- § 9.2.2. Приоритетность задач технического развития при различных предпринимательских реакциях
- Оценка особенностей технического развития производства в различных стартовых условиях
- § 9.2.3. Дифференциация инвестиционных механизмов по уровням научно-технического развития производства и радикальности нововведений
- § 9.3. Правовые основы инвестиционной деятельности
- § 9.4. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- Контрольные вопросы
- Глава 10 экономико-правовое регулирование производственно-хозяйственной деятельности
- § 10.1. Заемные и кредитные отношения
- § 10.1.1. Договор займа
- § 10.1.2. Кредитный договор
- § 10.1.3. Факторинг
- § 10.2. Вексельное обращение
- § 10.3. Правовые и организационно - экономические особенности лизинга § 10.3.1. Основные понятия, предмет и субъекты лизинга
- § 10.3.2. Формы, типы и виды лизинга
- § 10.3.3. Лизинговая сделка и ее правовые основы
- § 10.3.4. Экономические основы лизинга
- § 10.3.5. Международный лизинг
- § 10.3.6. Государственная поддержка лизинговой деятельности
- § 10.4. Складское свидетельство
- § 10.5. Регулирование имущественного страхования
- § 10.5.1. Правовой институт имущественного страхования
- § 10.5.2. Организация страхового дела
- Контрольные вопросы
- Глава 11 правовые основы предупреждения несостоятельности процедуры банкротства § 11.1. Признаки несостоятельности (банкротства)
- § 11.2. Участники дела о банкротстве
- Функции, выполняемые Федеральной службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению
- § 11.3. Причины банкротства и способы его предупреждения
- § 11.3.1. Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства*
- § 11.3.2. Формирование рациональной структуры ассортимента
- § 11.3.3. Роль социального и организационного потенциала предприятия в его оздоровлении
- Оценка синергизма
- § 11.3.4. Оптимизация рыночной стратегии и выбор конкурентных позиций на рынке
- Конкурентный статус фирмы
- Выбор позиции в конкуренции
- Оценка изменений в прогнозируемом росте стратегической зоны хозяйствования
- Оценка изменений рентабельности стратегических зон хозяйствования
- Перечень внешних опасностей и возможностей. Сила воздействия факторов (пример)
- Политика улучшения структуры предпринимательской деятельности компании
- § 11.4. Рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде
- Порядок возбуждения и рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде
- § 11.5. Процедуры банкротства
- § 11.5.1. Наблюдение
- § 11.5.2. Внешнее управление
- § 11.5.3. Конкурсное производство
- § 11.5.4. Мировое соглашение
- Контрольные вопросы
- Глава 12 правовые меры поддержки конкуренции и ограничения монополистической деятельности
- § 12.1. Механизм конкуренции
- § 12.2. Конкурентоспособность и инновационная активность § 12.2.1. Взаимозаменяемость количества и качества продукции в удовлетворении потребностей
- Р и с. 12.5. Гипербола эквивалентного объема удовлетворяемых потребностей
- § 12.2.2. Конкурентоспособность товара
- § 12.2.3. Влияние нновационной активности на конкурентоспособность
- § 12.3. Ограничение монополистической деятельности § 12.3.1. Определение доминирующего положения предприятия на товарном рынке
- § 12.3.2. Ограничение монополистической деятельности законодательством
- § 12.3.3. Формы недобросовестной конкуренции
- § 12.3.4. Антимонопольные органы и их деятельность
- § 12.3.5. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- § 12.4. Конкурентная среда на товарных рынках и государственное регулирование их структуры
- § 12.4.1. Продуктовые границы товарного рынка
- Примерный перечень показателей, необходимых для определения изучаемого товара
- § 12.4.2. Состав продавцов и покупателей. Географические границы рынка
- § 12.4.3. Определение объема товарных ресурсов рынка и доли хозяйствующего субъекта на рынке
- § 12.4.4. Структура товарного рынка
- § 12.4.5. Государственное регулирование структуры товарных рынков
- Сводная таблица оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке
- § 12.4.6. Открытость рынка для межрегиональной и международной торговли
- § 12.4.7. Рыночный потенциал хозяйствующего субъекта
- § 12.5. Защита конкуренции на рынке финансовых услуг
- § 12.5.1. Доминирующее положение финансовой организации
- § 12.5.2. Правовые меры преодоления ограничений в конкуренции и недобросовестной конкуренции
- § 12.5.3. Государственный контроль за концентрацией капитала на рынке финансовых услуг
- Контрольные вопросы
- Глава 13 правовые основы налоговой системы
- § 13.1. Налог как экономическая и правовая категория § 13.1.1. Юридические признаки налога. Налоги и сборы
- § 13.1.2. Функции налогообложения
- § 13.1.3. Налоговое бремя (налоговый гнет)
- § 13.1.4. Экономические принципы налогообложения
- 2. Принцип равенства налогообложения:
- § 13.1.5. Прямые и косвенные налоги
- § 13.2. Законодательство о налогах и сборах
- Налоговым кодексом рф
- § 13.3. Правовая база налоговой системы
- § 13.3.1. Общая характеристика системы налогов и сборов
- I. Федеральные налоги и сборы:
- II. Региональные налоги и сборы:
- III. Местные налоги и сборы:
- § 13.3.2. Налогоплательщики и другие участники налоговых правоотношений
- § 13.3.3. Объекты налогообложения
- § 13.3.4. Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов
- § 13.3.5. Изменение сроков уплаты налогов
- § 13.3.6. Налоговая декларация и налоговый контроль
- Контрольные вопросы
- Литература
- Об авторе:
- Содержание