Оценка особенностей технического развития производства в различных стартовых условиях
* Равноценную значимость имеет задача восстановления.
Можно выделить две группы побудительных причин перехода к новому жизненному циклу технологии спроса еще на незавершенной стадии развития предшествующего жизненного цикла:
1) непрогрессивность развивающейся технологической системы вследствие:
.непредвиденных революционных изменений в технологии;
.устаревания технологии в результате низких темпов развития (часто проявляется в форме «долгостроя» и длительного цикла НИОКР) или принятия непрогрессивных решений при проектировании технологической системы (одна из причин — дезинтеграция промышленного строительства и машиностроения);
2) предприятие не имеет достаточных шансов укрепить свое положение на рынке в данном жизненном цикле технологии/спроса вследствие:
.допущенных ошибок прогноза спроса, на результатах которого базировалось развитие технологии;
.обострения конкурентной борьбы, в которой предприятие оказалось недостаточно конкурентоспособным.
При инновационной реакции на сигналы рынка приоритет отдается преимущественно задаче модернизации технологической системы, поскольку в развитие системы уже вложен капитал и естественным является стремление ускорить отдачу этих вложений. Когда имеется возможность ускорить достижение эффекта за счет смены ассортимента, приоритет может быть отдан задаче простаивающей машины, решение которой сопровождается поиском рационального ассортимента в данной технологии.
При предпринимательской реакции на первый план выходит задача развития, решение которой призвано реализовать революционные измерения и новейшие достижения в технологии. Эта задача дополняется задачей модернизации, без реализации которой нельзя включить в технологическую систему новые прогрессивные элементы. При возможности решения рыночных проблем за счет проектирования нового ассортимента продукции на втором плане может оказаться задача простаивающей машины.
Включение новых элементов в технологическую систему взамен непрогрессивных потребует решения задачи утилизации последних. Эту задачу следует рассматривать как системную, так как экономически целесообразно как для предприятия, так и для общества осуществить изъятие старых элементов с сохранением их технологической ценности (то есть не как металлолом). Очевидно, что при предпринимательском поведении приоритетность задачи утилизации по сравнению с инновационным поведением возрастает, так как увеличивается удельный вес исключаемых из системы старых элементов.
В рассматриваемых стартовых условиях развития характер сопротивления нововведениям трудно определить однозначно вследствие того, что и технологическая система, и трудовой коллектив находятся в стадии формирования. С одной стороны, деятельность руководителей и персонала нацелена на решение задач развития производства, что облегчает восприятие прогрессивных новшеств, с другой — по мере завершения стадии развития расширяются задачи текущей производственно-хозяйственной деятельности и возрастает желание быстрее завершить стадию развития с тем, чтобы полностью переключиться на производство продукции. Это вызывает возрастающее сопротивление новому этапу развития.
На стадии стабильного функционирования технологической системы могут иметь место все указанные выше типы реакций предприятия на изменения внешней среды.
Производственная и конкурентная реакция реализует свои цели в пределах текущего жизненного цикла технологии/спроса путем совершенствования ассортимента и параметров качества выпускаемых видов продукции, а также путем модернизации технологического оборудования и технологических процессов.
При модификации товаров выделяются две рыночные стратегии изменения производства: стратегия уменьшения цены и стратегия возрастания функциональности товаров. Производственная реакция, имея целью снижение себестоимости, реализует стратегию уменьшения цены. Конкурентная реакция, имея целью повышение конкурентоспособности, реализует как стратегию уменьшения цены, так и стратегию возрастания функциональности (качества) товаров. Модернизация технологического оборудования и технологических процессов осуществляется в размерах, обеспечивающих реализацию указанных стратегий.
Очевидно, что при развитых и гибких производственной и конкурентной реакциях жизненный цикл технологии спроса будет более продолжительным, чем при отсутствии таких реакций. Как правило, это позволяет продолжать выпуск модифицированного товара с приемлемым уровнем рентабельности до выхода на широкий рынок нового товара (в новом жизненном цикле технологии спроса).
Таким образом, новый этап технического развития, стартующий на стадии стабильного функционирования технологической системы, так же, как и в случае старта на стадии предшествующего этапа развития, реализуется в форме инновационной или предпринимательской реакции.
Принятие решения о переходе к новому этапу развития может базироваться на рыночных сигналах различной интенсивности. Очевидно, что реакция на слабые сигналы означает более раннее принятие решения о развитии. В этом случае предприятие имеет возможность определить для себя приоритетность реакции (конкурентной, инновационной или предпринимательской). А сам процесс развития может быть начат с модернизации оборудования под обновляемый ассортимент (конкурентная реакция) с переходом в последующем к более глубоким изменениям технологической системы, соответствующим инновационной или предпринимательской реакции. Предпринимательская реакция при такой последовательности изменений имеет большие шансы на успех, чем при более позднем начале нового этапа развития, так как предприятие сможет еще достаточно длительно функционировать в стабильном режиме.
Сильные обратные сигналы, вызываемые насыщением потребностей или прекращением роста спроса из-за снижения интереса потребителя к данным товарам, свидетельствуют о близком завершении стадии стабильного функционирования предприятия. Переход к новому жизненному циклу технологии/спроса становится в этих условиях задачей безотлагательной, что побуждает отдавать приоритет инновационной реакции.
В условиях наличия обратных сигналов средней интенсивности предпочтительность инновационной или предпринимательской реакции будет определяться такими факторами, как наличие ресурсов для инвестиций, перспективность предложений на рынке технологий и т. п.
В предлагаемой версии приоритетов системных задач развития (см. табл. 9.2) при инновационной реакции предпочтение отдается задаче модернизации, при предпринимательской реакции — задаче развития.
При инновационной реакции приоритеты задач развития и простаивающей машины близки с предпочтением в сторону задачи простаивающей машины — при раннем начале этапа развития и в сторону задачи развития — при позднем начале этапа развития.
При предпринимательской реакции высокий приоритет имеет задача утилизации, особенно при раннем начале этапа развития, так как возможности действующей технологии еще не исчерпаны и она может быть выгодно реализована, что позволит увеличить объем инвестиций в развитие.
Сопротивление нововведениям со стороны организации и персонала на стадии стабильного функционирования системы объективно вызывается благополучным состоянием предприятия и риском потерять достигнутое. По-видимому, сопротивление будет ослабевать по мере усиления сигналов о затухании спроса. Однако ориентация на начало этапа развития по слабым сигналам о затухании спроса при наличии сопротивления не исключает реализацию планов развития на стадии затухания, что неминуемо будет сопровождаться потерей конкурентоспособности предприятия. Поэтому целесообразно ориентироваться на проведение активной политики по преодолению сопротивления новому этапу развития.
Стадия деградации технологической системы, когда спрос на производимые товары неуклонно снижается вследствие физического или морального износа технологического оборудования и ограничения возможностей обновления ассортимента продукции в соответствии с требованиями потребителя, сопровождается усиливающейся потерей конкурентоспособности предприятия и усилением риска разорения: сначала слабые сигналы возможного разорения, затем риск разорения и, наконец, разорение предприятия.
Предпочтительность той или иной реакции предприятия зависит от темпов деградации. При низких темпах снижения объема удовлетворяемого спроса на производимую продукцию или снижения самого спроса еще возможна реализация предпринимательской реакции, особенно на ранних этапах этой стадии, когда снижение объема удовлетворяемых потребностей невелико. С повышением темпов и степени деградации системы возможность реализации предпринимательской реакции уменьшается из-за снижения уровня доходов и уменьшения запаса времени до разорения предприятия. Может оказаться нереализуемой и инновационная реакция. Возможно, осуществляя конкурентную реакцию, удастся продлить жизненный цикл технологии/спроса и затем перейти к реализации инновационной реакции.
При инновационной реакции приоритет отдается задаче модернизации, при предпринимательской реакции (при слабых сигналах о возможном разорении) — задаче развития. В обоих случаях значимой является задача утилизации как канал доходов для инвестиций.
Темп деградации технологической системы может быть понижен за счет реализации конкурентной или производственной реакции, если специалисты проектно-конструкторских, технологических и ремонтных подразделений предприятия обладают изобретательностью. Так, если деградация вызвана моральным старением технологического оборудования, за счет изобретательности специалистов конструкторских подразделений можно продлить жизненный цикл технологии/спроса (предложением оригинальных конструкторских решений по модернизации отдельных элементов технологического оборудования и совершенствованию продукции). Если деградация вызвана физическим износом технологического оборудования, снижение темпов деградации может быть достигнуто реализацией задачи восстановления системы — заменой и (или) ремонтом оборудования.
Очевидно, что наличие сопротивления нововведениям на этой стадии как со стороны организации, так и со стороны персонала может быть лишь следствием недопонимания опасности разорения предприятия или принятия рискованных решений (например, предпринимательская реакция при высоких темпах деградации). Более того, следует ожидать критики в адрес руководства предприятия со стороны профсоюзов за запоздалую реакцию. Не исключено, что во избежание разорения предприятия, следствием чего станет выход персонала на открытый рынок труда, профсоюзы в порядке защиты прав трудящихся будут стремиться контролировать своевременность и обоснованность технической политики предприятия. Техническая политика по мере развития рыночных отношений может стать объектом коллективных соглашений администрации и профсоюзов.
Инвестиционные проекты целесообразно формировать с учетом приоритетности задач технического развития, имея в виду рациональное сочетание всех рассмотренных выше задач. При предпринимательской реакции особое внимание должно быть уделено обратной задаче развития, то есть созданию новых технологий, обеспечивающих выпуск продукции для удовлетворения новых, ранее не существовавших потребностей.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Н.Ю.Круглова Хозяйственное право
- Исправленное и дополненное
- Isbn 5-93840-006-6 © н.Ю. Круглова, 2000 Предисловие автора ко второму изданию
- В категориях управления
- 1. Экономические механизмы:
- Акционерным предприятием
- § 1.2. Системный характер комплексного механизма. Синтез правового механизма с механизмами другой природы
- § 1.2.1. Принципы формирования комплексного механизма. Мотивационный механизм
- Р и с. 1.2. Проекция множества мотивов на множество целей предприятия (ц)
- § 1.2.2. Экономический механизм
- § 1.2.3. Организационный механизм
- Управления акционерным предприятием § 1.2.4. Правовой механизм
- Правовых норм (сравните с рис. 1.2)
- Изменение структуры мотивации достижения целей под влиянием воздействия правовой нормы
- § 1.3. Комплексный характер хозяйственного права
- Краткая характеристика системы права и ее подсистем — отраслей права
- § 1.4. Принципы, методы и источники хозяйственного права
- Контрольные вопросы
- § 2.2. Предпринимательство и предпринимательское поведение
- § 2.2.1. Предприятие предпринимательского типа
- § 2.2.2. Предпринимательские реакции и маркетинг
- § 2.2.3. Мотивы и функции предпринимательского риска
- § 2.3. Организационно-правовые формы и особенности способа действия предприятий
- Т а б л и ц а 2.3. Особенности организационно-правового положения (способа действия) редприятий
- § 2.4. Новые формы предпринимательства без образования юридического лица
- § 2.4.1. Совместная предпринимательская деятельность в форме простого товарищества
- § 2.4.2. Правовые основы коммерческой концессии (франчайзинга)
- Контрольные вопросы
- Глава 3 вещные и обязательственные права в хозяйственных правоотношениях
- § 3.1. Право собственности и другие вещные права
- § 3.2. Обязательственное право в хозяйственных правоотношениях
- § 3.2.1. Исполнение обязательств
- § 3.2.2. Обеспечение исполнения обязательств
- § 3.2.3. Перемена лиц в обязательстве
- § 3.2.4. Ответственность за нарушение обязательств. Прекращение обязательств
- § 3.3. Сделка и договор как основа хозяйственных обязательств
- § 3.3.1. Сделки и представительство
- Последствия недействительности сделок.
- Разных сторон сделки
- § 3.3.2. Хозяйственный договор
- § 3.4. Доверительное управление имуществом
- Контрольные вопросы
- Глава 4 акционерное право. Правовое регулирование организации и деятельности акционерных обществ и объединений § 4.1. Особенности предмета и метода акционерного права
- § 4.2. Акционерное общество § 4.2.1. Правовое положение акционерного общества
- § 4.2.2. Создание, реорганизация и ликвидация акционерного общества
- С х е м а 4.2. Укрупненный алгоритм создания, реорганизации и ликвидации акционерного общества
- § 4.2.3. Уставный капитал и акции общества
- При размещении посредством подписки
- § 4.2.4. Дивидендная политика и выплата дивидендов
- § 4.2.5. Приобретение и выкуп обществом размещенных акций
- § 4.2.6. Заключение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность
- § 4.2.7. Управление обществом
- § 4.3. Интеграция производства и концентрация капитала
- § 4.3.1. Закономерности способа действия акционерной компании
- § 4.3.2. Многоуровневые компании
- § 4.3.3. Интеграция промышленных и финансовых структур в финансово-промышленные группы
- § 4.4. Особенности правового положения и перспективы создания и развития народных предприятий
- § 4.4.1. Создание народного предприятия и формирование его уставного капитала
- § 4.4.2. Модель распределения акционерной собственности народного предприятия
- § 4.4.3. Уставный капитал и акции народного предприятия
- § 4.4.4. Управление народным предприятием
- Факторы, определяющие корпоративные нормы, устанавливаемые уставом нп на основе Федерального закона
- § 4.4.5. Факторы, определяющие целесообразность и возможности создания народных предприятий
- § 4.4.6. Усиление мотивов высококачественного производительного труда и мотивов хозяйствования
- Контрольные вопросы
- Глава 5 правовое регулирование внутрифирменной деятельности § 5.1. Понятие и основные положения корпоративного права
- § 5.2. Корпоративные правовые нормы в уставе акционерного общества
- § 5.3. Построение системы управления предприятием на основе корпоративных правовых норм
- § 5.3.1. Организованная модель системы управления предприятием как объект корпоративного правового регулирования
- § 5.4. Целевые и программно-целевые подсистемы
- Т а б л и ц а 6.3. Характеристика целевых подсистем
- Состав специальных функций целевой подсистемы «Управление научно-техническим развитием производства и качеством продукции» в системе управления ао
- § 5.5. Функциональные подсистемы. Дерево функций управления
- Типичный состав конкретных функций управления компанией среднего масштаба
- § 5.6. Разработка оргпроекта системы управления предприятием
- Задачи анализа и синтеза пар категорий управления при проектировании системы управления
- Распределение полномочий по подготовке, принятию и исполнению управленческих решений
- Контрольные вопросы
- Глава 6 правовое регулирование производственной деятельности
- § 6.1. Регулирование производственной деятельности посредством стандартизации
- Пример заполнения каталожного листа продукции каталожный лист продукции
- Основные характеристики по сортам
- Типовые примеры заполнения поля реквизита «Характеристика продукции» каталожного листа продукции п р и м е р 1. Клп на смазку внии нп-279
- Пожароопасность, группа по гост 12.1.004-91 ...................... IV п р и м е р 2. Клп на крупу овсяную
- § 6.2. Правовые основы и стратегия сертификации продукции
- Качеством продукции
- § 6.3. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 6.4. Организационная структура стандартизации, метрологии и сертификации
- Распределение цсм по регионам Российской Федерации
- 1. Тк стандартизации «Измерения и управление в промышленных процессах».
- 2. Тк стандартизации «Сертификация и управление качеством».
- 3. Тк стандартизации продукции текстильной и швейной промышленности (тк «Текстиль»).
- § 6.5. Правовые основы охраны окружающей среды
- § 6.5.1. Экономический механизм охраны окружающей среды
- § 6.5.2. Нормирование качества окружающей среды
- §6.5.3. Экологическая экспертиза и экологические требования
- § 6.5.4. Экологический контроль и управление охраной окружающей среды на предприятии
- Показатели оценки характеристик экологичности системы управления
- Показатели оценки характеристик экологичности производственной системы
- § 6.6. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления
- § 6.7. Правовые основы промышленной безопасности
- § 6.8. Лицензирование отдельных видов деятельности
- Контрольные вопросы
- Глава 7 правовое регулирование реализации товаров и торгового оборота производственных активов предприятия
- § 7.1. Купля-продажа § 7.1.1. Реакция предприятия на конъюнктуру рынка
- § 7.1.2. Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров
- § 7.1.3. Договор купли-продажи
- § 7.1.4. Договор мены
- § 7.1.5. Внешнеторговый договор купли-продажи
- 2. Условия «f»:
- 3. Условия «с»:
- 4. Условия «d»:
- § 7.2. Поставка товаров § 7.2.1. Договор поставки
- § 7.2.2. Поставка товаров для государственных нужд
- § 7.2.3. Типичные ошибки в договорах поставки*
- § 7.3. Торговый оборот производственных активов предприятия § 7.3.1. Предприятие как объект права
- § 7.3.2. Купля-продажа недвижимости
- § 7.3.3. Продажа предприятия (имущественного комплекса)
- § 7.4. Правовые основы биржевой торговли
- § 7.5. Правовое регулирование отношений в области рекламы
- § 7.5.1. Законодательство о рекламе. Федеральный закон «о рекламе»
- § 7.5.2. Практика разрешения споров, возникающих в связи с применением законодательства о рекламе
- 1. Антимонопольный орган вправе применить ответственность в виде штрафа за каждый факт неисполнения своего предписания или решения об осуществлении контррекламы.
- 2. Антимонопольный орган'вправе направить рекламе-распространителю предписание о прекращении рекламы лицензируемой деятельности без указания номера лицензии и органа, ее выдавшего.
- 3. При распространении рекламы товара без пометки об обязательной сертификации меры административного воздействия применяются к рекламодателю, кроме случаев отсутствия его вины в этом нарушении.
- 4. Вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
- 5. Ненадлежащая реклама товаров может затрагивать деловую репутацию лица, известного на территории распространения рекламы в связи с этим товаром.
- Контрольные вопросы
- Глава 8 правовое регулирование научно-технического развития производства
- § 8.1. Государственная научно-техническая политика и правовое регулирование отношений в области научной и научно-технической деятельности
- § 8.1.1. Научные работники и научные организации
- § 8.1.2. Организация и принципы регулирования научной (научно-технической) деятельности
- § 8.1.3. Формирование и реализация государственной научно-технической политики
- § 8.2. Конкурентность и кооперативность поведения разработчиков научно-технических нововведений
- § 8.2.1. Выбор предпочтительных мотивов в различных ситуациях
- Ранжирование предпочтительности мотивов разработчиков новшеств в различных ситуациях выполнения разработки (версия)
- § 8.2.2. Мотивы кооперации в условиях конкуренции
- § 8.3. Интеграция научно-технического и производственного потенциалов
- С х е м а 8.3. Типизация производствено-хозяиственных структур
- § 8.4. Договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
- § 8.5. Патентование и лицензирование объектов промышленной собственности
- Контрольные вопросы
- Глава 9 правовые и экономические основы инвестиционной деятельности § 9.1. Понятие капитала и инвестиций
- § 9.2. Механизмы инвестирования в развитие производства
- § 9.2.1. Системные задачи технического развития производства
- § 9.2.2. Приоритетность задач технического развития при различных предпринимательских реакциях
- Оценка особенностей технического развития производства в различных стартовых условиях
- § 9.2.3. Дифференциация инвестиционных механизмов по уровням научно-технического развития производства и радикальности нововведений
- § 9.3. Правовые основы инвестиционной деятельности
- § 9.4. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- Контрольные вопросы
- Глава 10 экономико-правовое регулирование производственно-хозяйственной деятельности
- § 10.1. Заемные и кредитные отношения
- § 10.1.1. Договор займа
- § 10.1.2. Кредитный договор
- § 10.1.3. Факторинг
- § 10.2. Вексельное обращение
- § 10.3. Правовые и организационно - экономические особенности лизинга § 10.3.1. Основные понятия, предмет и субъекты лизинга
- § 10.3.2. Формы, типы и виды лизинга
- § 10.3.3. Лизинговая сделка и ее правовые основы
- § 10.3.4. Экономические основы лизинга
- § 10.3.5. Международный лизинг
- § 10.3.6. Государственная поддержка лизинговой деятельности
- § 10.4. Складское свидетельство
- § 10.5. Регулирование имущественного страхования
- § 10.5.1. Правовой институт имущественного страхования
- § 10.5.2. Организация страхового дела
- Контрольные вопросы
- Глава 11 правовые основы предупреждения несостоятельности процедуры банкротства § 11.1. Признаки несостоятельности (банкротства)
- § 11.2. Участники дела о банкротстве
- Функции, выполняемые Федеральной службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению
- § 11.3. Причины банкротства и способы его предупреждения
- § 11.3.1. Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства*
- § 11.3.2. Формирование рациональной структуры ассортимента
- § 11.3.3. Роль социального и организационного потенциала предприятия в его оздоровлении
- Оценка синергизма
- § 11.3.4. Оптимизация рыночной стратегии и выбор конкурентных позиций на рынке
- Конкурентный статус фирмы
- Выбор позиции в конкуренции
- Оценка изменений в прогнозируемом росте стратегической зоны хозяйствования
- Оценка изменений рентабельности стратегических зон хозяйствования
- Перечень внешних опасностей и возможностей. Сила воздействия факторов (пример)
- Политика улучшения структуры предпринимательской деятельности компании
- § 11.4. Рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде
- Порядок возбуждения и рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде
- § 11.5. Процедуры банкротства
- § 11.5.1. Наблюдение
- § 11.5.2. Внешнее управление
- § 11.5.3. Конкурсное производство
- § 11.5.4. Мировое соглашение
- Контрольные вопросы
- Глава 12 правовые меры поддержки конкуренции и ограничения монополистической деятельности
- § 12.1. Механизм конкуренции
- § 12.2. Конкурентоспособность и инновационная активность § 12.2.1. Взаимозаменяемость количества и качества продукции в удовлетворении потребностей
- Р и с. 12.5. Гипербола эквивалентного объема удовлетворяемых потребностей
- § 12.2.2. Конкурентоспособность товара
- § 12.2.3. Влияние нновационной активности на конкурентоспособность
- § 12.3. Ограничение монополистической деятельности § 12.3.1. Определение доминирующего положения предприятия на товарном рынке
- § 12.3.2. Ограничение монополистической деятельности законодательством
- § 12.3.3. Формы недобросовестной конкуренции
- § 12.3.4. Антимонопольные органы и их деятельность
- § 12.3.5. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- § 12.4. Конкурентная среда на товарных рынках и государственное регулирование их структуры
- § 12.4.1. Продуктовые границы товарного рынка
- Примерный перечень показателей, необходимых для определения изучаемого товара
- § 12.4.2. Состав продавцов и покупателей. Географические границы рынка
- § 12.4.3. Определение объема товарных ресурсов рынка и доли хозяйствующего субъекта на рынке
- § 12.4.4. Структура товарного рынка
- § 12.4.5. Государственное регулирование структуры товарных рынков
- Сводная таблица оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке
- § 12.4.6. Открытость рынка для межрегиональной и международной торговли
- § 12.4.7. Рыночный потенциал хозяйствующего субъекта
- § 12.5. Защита конкуренции на рынке финансовых услуг
- § 12.5.1. Доминирующее положение финансовой организации
- § 12.5.2. Правовые меры преодоления ограничений в конкуренции и недобросовестной конкуренции
- § 12.5.3. Государственный контроль за концентрацией капитала на рынке финансовых услуг
- Контрольные вопросы
- Глава 13 правовые основы налоговой системы
- § 13.1. Налог как экономическая и правовая категория § 13.1.1. Юридические признаки налога. Налоги и сборы
- § 13.1.2. Функции налогообложения
- § 13.1.3. Налоговое бремя (налоговый гнет)
- § 13.1.4. Экономические принципы налогообложения
- 2. Принцип равенства налогообложения:
- § 13.1.5. Прямые и косвенные налоги
- § 13.2. Законодательство о налогах и сборах
- Налоговым кодексом рф
- § 13.3. Правовая база налоговой системы
- § 13.3.1. Общая характеристика системы налогов и сборов
- I. Федеральные налоги и сборы:
- II. Региональные налоги и сборы:
- III. Местные налоги и сборы:
- § 13.3.2. Налогоплательщики и другие участники налоговых правоотношений
- § 13.3.3. Объекты налогообложения
- § 13.3.4. Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов
- § 13.3.5. Изменение сроков уплаты налогов
- § 13.3.6. Налоговая декларация и налоговый контроль
- Контрольные вопросы
- Литература
- Об авторе:
- Содержание