Конкурентный статус фирмы
КСФ определяется уровнем стратегических капиталовложений (K1), степенью оптимальности (будущей эффективностью) действующей стратегии (К2) и уровнем возможностей (потенциалом) фирмы (К3):
Уровень стратегических капиталовложений. Рентабельность деятельности компании в каждой СЗХ будет пропорциональна сделанным в эту зону капиталовложениям в основные производственные фонды, в разработку продукции, обеспечение рыночных позиций и в управление.
График на рис. 11.4 показывает, что существует некоторый критический объем капиталовложений IK, который не приносит дохода, и имеется оптимальный объем I0, при котором рентабельность капитала достигает максимального значения. Дальнейшие вложения не приносят повышения рентабельности в связи с замедлением реакции на изменения внешней среды и бюрократизацией крупной компании. Конкурентный статус фирмы (отдельной СЗХ) будет зависеть от того, в какой степени достигнут уровень оптимальной рентабельности.
Рис. 11.4. Рентабельность и стратегические капиталовложения
При фактическом объеме капиталовложений Iф уровень стратегических капиталовложений определяется по формуле:
Оценку этого показателя начинают с определения затрат, которые входят в состав капиталовложений. К ним относятся;
.вложения в мощности (в основные производственные фонды, НИОКР, сбытовую и сервисную сеть, маркетинг);
.вложения в стратегию (затраты на стратегическое планирование, обследование рынков, разработку и освоение производства новой продукции);
.вложения в потенциал фирмы (наем и обучение персонала, приобретение технологии, создание и оснащение подразделений управления).
ПРИМЕР. Пусть IK =0,25I0 0,25Jo, 1ф = 0,5I0. Тогда:
Если же выбран проект, в котором IK = 0,2I0, а фактический уровень капиталовложений повышен до 1ф= 0,6Io, получим:
Если фактические капиталовложения в этот проект повысить до величины оптимальных капиталовложений Iф = I0 , то:
Данный пример наглядно показывает, что чем ближе фактический объем капиталовложений к оптимальному и чем меньше их критический объем, тем выше уровень стратегических капиталовложений и, следовательно, выше потенциал прибыльности.
Будущая эффективность действующей стратегии. В основу оценки будущей эффективности действующей стратегии при определении позиции фирмы в конкуренции положена оценка эффективности конкретных стратегий роста и конкуренции на рынке. Конкурентная стратегия в значительной мере характеризуется продуктовой дифференциацией, определяющей особенности продукции фирмы, и рыночной дифференциацией, определяющей особенности положения предприятия на рынке. Третья составляющая конкурентной стратегии — способы обеспечения роста объема продаж — является общей с конкретной стратегией роста.
Схема 11.5 иллюстрирует конкурентные стратегии, проводимые компанией в двух СЗХ, на примере ОАО «Текстиль».* Эта компания сегментировала свою деятельность по видам выпускаемых тканей и типам клиентов на 4 стратегические зоны хозяйствования:
* Наименование условное.
.СЗХ «Силовые структуры» — ткани для обмундирования военнослужащих;
Схема 11.5. Определение стратегии ОАО «Текстиль» в конкуренции
.СЗХ «Форменная одежда» — ткани для форменной одежды различного назначения;
.СЗХ «Товары народного потребления» — ткани для швейного производства изделий широкого потребления и для индивидуального потребителя;
.СЗХ «Ткани технические» — ткани, предназначенные для различных технических нужд производственного назначения.
Как видно из схемы, каждой СЗХ свойственна своя конкурентная стратегия, хотя эти стратегии имеют и общие элементы. Для стратегии роста характерна политика захвата доли на рынке или расширения рынка. Все СЗХ проводят политику стимулирования сбыта. В целом, компания ориентируется на активную политику роста (без одновременного расширения рынка).
В рыночной дифференциации имеет место наибольший разброс целей политики: от завоевания небольшой доли на рынке до господства на нем. Политикой снижения цены компания стремится получить господство на рынке тканей для силовых структур. Реализуя эту же политику, она старается привлечь потребителей технических тканей, имея пока небольшую долю на данном рынке. Все СЗХ ориентируются на выпуск товара высокого спроса.
В продуктовой дифференциации все СЗХ рассчитывают на новаторство, высокое качество товара и гарантии качества. Характерно, что ни в одной из СЗХ компания не считает возможным двигаться за лидером.
Приведенные примеры показывают, что эффективность стратегии может быть обеспечена лишь при условии, если частные субстратегии взаимосовместимы и поддерживают друг друга.
Для того чтобы определить степень оптимальности действующей стратегии Sф, характеризующейся набором факторов политики роста, продуктовой и рыночной дифференциации, необходимо сформировать оптимальную стратегию компании в будущем S0 и сопоставить эти стратегии. Для формирования оптимальной стратегии следует сформировать несколько альтернативных стратегий S1, S2, S3, ... и выбрать такую из них, которая ближе к 5ф, то есть к которой компании легче всего перейти.
Шансы на будущий успех той или иной стратегии, которую предприятие проводит в данный момент времени, можно оценить, используя следующий алгоритм:
1. Ознакомиться с табл. 11.9 и 11.10, в которых представлены факторы роста и рентабельности стратегических зон хозяйствования, после чего экспортно определить, какие факторы принесут успех предприятию в ближайшие 3-5 лет, и вписать их в графу 1 табл. 11.7.
2. Используя схему 11.5, выбрать факторы, которые наилучшим образом характеризуют действующую стратегию предприятия (графа 2 табл. 11.7).
3. Учитывая то, что обычно существуют несколько возможных стратегий, связанных логически с политикой роста, рыночной и продуктовой дифференциацией, следует построить два-три альтернативных варианта возможных стратегий успеха в будущем (подобно схеме 11.5) и вписать эти стратегии в соответствующие графы табл. 11.7.
4. Оценить экспортно степень тождественности (а;) каждого фактора (группы факторов) действующей стратегии факторам альтернативных стратегий успеха в будущем (1,0 > а, >. 0). Например, в условиях большой продолжительности жизненного цикла спроса и короткого времени разработки новой продукции стратегия достижения высокого качества без новаторства и патентной защиты не может обеспечить завоевание требуемой доли рынка и конкурентоспособность продукции, поэтому фактор действующей стратегии «Высокое качество» в сопоставлении с совокупностью факторов «Новаторство», «Патентная защита», «Высокое качество» стратегии успеха в будущем (S1) оценивается значением 0,6, а фактор «Гарантия» по отношению к факторам «Новаторство» и «Патентная защита» — значением 0,7.
5. Определить уровень будущей эффективности (оптимальности) действующей стратегии по отношению к каждому альтернативному варианту возможных стратегий успеха по формуле:
где n — число учитываемых факторов успеха действующей стратегии; j — номер альтернативной стратегии успеха в будущем.
6. Выбрать из альтернативных стратегий ту, которая в наибольшей степени ориентирована на факторы успеха в будущем и к которой предприятие готово перейти (оптимальная стратегия S0). В данном примере в качестве оптимальной выбрана стратегия S1. Уровень будущей эффективности действующей стратегии по отношению к ней равен 0,74, что свидетельствует о наличии у предприятия существенных резервов повышения эффективности стратегии (определение показателя K2. Для стратегии успеха S2 в табл. 11.7 не показано).
Таблица 11.7. Определение будущей эффективности действующей стратегии*
* На примере стратегии компании «Текстиль», проводимой ею в СЗХ «Силовые структуры» {схема 11.5)
** Уровень тождественности действующей стратегии по отношению к оптимальной
Потенциал компании. Потенциал компании показывает, насколько она располагает возможностями для реализации стратегии. Потенциал компании можно представить как совокупность ее потенциалов деятельности по функциям, то есть совокупность потенциалов: общего (стратегического) управления, оперативного управления, НИОКР, производства, маркетинга. Влияние каждой из этих функций на успех компании определяется рядом параметров (факторов и механизмов управления), версия которых приводится в табл. 11.8.
Для оценки уровня возможностей компании К3 можно использовать тот же прием, что и при оценке степени оптимальности действующей стратегии:
1. Составить перечень параметров (Рд), характеризующих действующий потенциал компании Сф (по группам функций).
2. Составить перечень параметров (Рб) характеризующих будущий потенциал компании Со, необходимый для реализации оптимальной стратегии.
3. Оценить экспертно степень соответствия текущих параметров и параметров будущего, исходя из того, что:
4. Определить среднее значение βj по каждой j-й функции предприятия:
где n — число параметров, определяющих потенциал данной функции.
5. Определить уровень возможностей компании:
где т — количество учитываемых функций предприятия.
Таблица 11.8. Факторы, определяющие потенциал компании (версия)
Eсли принять каждый из сомножителей для наглядности равным поочередно 0,8; 0,5 и 0,25, то получим следующие значения КСФ, характеризующие силу позиции компании в конкуренции:
На основе этих оценок КСФ можно определить следующие интервалы для трехмерной матрицы выбора стратегических позиций в конкуренции:
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Н.Ю.Круглова Хозяйственное право
- Исправленное и дополненное
- Isbn 5-93840-006-6 © н.Ю. Круглова, 2000 Предисловие автора ко второму изданию
- В категориях управления
- 1. Экономические механизмы:
- Акционерным предприятием
- § 1.2. Системный характер комплексного механизма. Синтез правового механизма с механизмами другой природы
- § 1.2.1. Принципы формирования комплексного механизма. Мотивационный механизм
- Р и с. 1.2. Проекция множества мотивов на множество целей предприятия (ц)
- § 1.2.2. Экономический механизм
- § 1.2.3. Организационный механизм
- Управления акционерным предприятием § 1.2.4. Правовой механизм
- Правовых норм (сравните с рис. 1.2)
- Изменение структуры мотивации достижения целей под влиянием воздействия правовой нормы
- § 1.3. Комплексный характер хозяйственного права
- Краткая характеристика системы права и ее подсистем — отраслей права
- § 1.4. Принципы, методы и источники хозяйственного права
- Контрольные вопросы
- § 2.2. Предпринимательство и предпринимательское поведение
- § 2.2.1. Предприятие предпринимательского типа
- § 2.2.2. Предпринимательские реакции и маркетинг
- § 2.2.3. Мотивы и функции предпринимательского риска
- § 2.3. Организационно-правовые формы и особенности способа действия предприятий
- Т а б л и ц а 2.3. Особенности организационно-правового положения (способа действия) редприятий
- § 2.4. Новые формы предпринимательства без образования юридического лица
- § 2.4.1. Совместная предпринимательская деятельность в форме простого товарищества
- § 2.4.2. Правовые основы коммерческой концессии (франчайзинга)
- Контрольные вопросы
- Глава 3 вещные и обязательственные права в хозяйственных правоотношениях
- § 3.1. Право собственности и другие вещные права
- § 3.2. Обязательственное право в хозяйственных правоотношениях
- § 3.2.1. Исполнение обязательств
- § 3.2.2. Обеспечение исполнения обязательств
- § 3.2.3. Перемена лиц в обязательстве
- § 3.2.4. Ответственность за нарушение обязательств. Прекращение обязательств
- § 3.3. Сделка и договор как основа хозяйственных обязательств
- § 3.3.1. Сделки и представительство
- Последствия недействительности сделок.
- Разных сторон сделки
- § 3.3.2. Хозяйственный договор
- § 3.4. Доверительное управление имуществом
- Контрольные вопросы
- Глава 4 акционерное право. Правовое регулирование организации и деятельности акционерных обществ и объединений § 4.1. Особенности предмета и метода акционерного права
- § 4.2. Акционерное общество § 4.2.1. Правовое положение акционерного общества
- § 4.2.2. Создание, реорганизация и ликвидация акционерного общества
- С х е м а 4.2. Укрупненный алгоритм создания, реорганизации и ликвидации акционерного общества
- § 4.2.3. Уставный капитал и акции общества
- При размещении посредством подписки
- § 4.2.4. Дивидендная политика и выплата дивидендов
- § 4.2.5. Приобретение и выкуп обществом размещенных акций
- § 4.2.6. Заключение крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность
- § 4.2.7. Управление обществом
- § 4.3. Интеграция производства и концентрация капитала
- § 4.3.1. Закономерности способа действия акционерной компании
- § 4.3.2. Многоуровневые компании
- § 4.3.3. Интеграция промышленных и финансовых структур в финансово-промышленные группы
- § 4.4. Особенности правового положения и перспективы создания и развития народных предприятий
- § 4.4.1. Создание народного предприятия и формирование его уставного капитала
- § 4.4.2. Модель распределения акционерной собственности народного предприятия
- § 4.4.3. Уставный капитал и акции народного предприятия
- § 4.4.4. Управление народным предприятием
- Факторы, определяющие корпоративные нормы, устанавливаемые уставом нп на основе Федерального закона
- § 4.4.5. Факторы, определяющие целесообразность и возможности создания народных предприятий
- § 4.4.6. Усиление мотивов высококачественного производительного труда и мотивов хозяйствования
- Контрольные вопросы
- Глава 5 правовое регулирование внутрифирменной деятельности § 5.1. Понятие и основные положения корпоративного права
- § 5.2. Корпоративные правовые нормы в уставе акционерного общества
- § 5.3. Построение системы управления предприятием на основе корпоративных правовых норм
- § 5.3.1. Организованная модель системы управления предприятием как объект корпоративного правового регулирования
- § 5.4. Целевые и программно-целевые подсистемы
- Т а б л и ц а 6.3. Характеристика целевых подсистем
- Состав специальных функций целевой подсистемы «Управление научно-техническим развитием производства и качеством продукции» в системе управления ао
- § 5.5. Функциональные подсистемы. Дерево функций управления
- Типичный состав конкретных функций управления компанией среднего масштаба
- § 5.6. Разработка оргпроекта системы управления предприятием
- Задачи анализа и синтеза пар категорий управления при проектировании системы управления
- Распределение полномочий по подготовке, принятию и исполнению управленческих решений
- Контрольные вопросы
- Глава 6 правовое регулирование производственной деятельности
- § 6.1. Регулирование производственной деятельности посредством стандартизации
- Пример заполнения каталожного листа продукции каталожный лист продукции
- Основные характеристики по сортам
- Типовые примеры заполнения поля реквизита «Характеристика продукции» каталожного листа продукции п р и м е р 1. Клп на смазку внии нп-279
- Пожароопасность, группа по гост 12.1.004-91 ...................... IV п р и м е р 2. Клп на крупу овсяную
- § 6.2. Правовые основы и стратегия сертификации продукции
- Качеством продукции
- § 6.3. Правовые основы обеспечения единства измерений
- § 6.4. Организационная структура стандартизации, метрологии и сертификации
- Распределение цсм по регионам Российской Федерации
- 1. Тк стандартизации «Измерения и управление в промышленных процессах».
- 2. Тк стандартизации «Сертификация и управление качеством».
- 3. Тк стандартизации продукции текстильной и швейной промышленности (тк «Текстиль»).
- § 6.5. Правовые основы охраны окружающей среды
- § 6.5.1. Экономический механизм охраны окружающей среды
- § 6.5.2. Нормирование качества окружающей среды
- §6.5.3. Экологическая экспертиза и экологические требования
- § 6.5.4. Экологический контроль и управление охраной окружающей среды на предприятии
- Показатели оценки характеристик экологичности системы управления
- Показатели оценки характеристик экологичности производственной системы
- § 6.6. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления
- § 6.7. Правовые основы промышленной безопасности
- § 6.8. Лицензирование отдельных видов деятельности
- Контрольные вопросы
- Глава 7 правовое регулирование реализации товаров и торгового оборота производственных активов предприятия
- § 7.1. Купля-продажа § 7.1.1. Реакция предприятия на конъюнктуру рынка
- § 7.1.2. Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров
- § 7.1.3. Договор купли-продажи
- § 7.1.4. Договор мены
- § 7.1.5. Внешнеторговый договор купли-продажи
- 2. Условия «f»:
- 3. Условия «с»:
- 4. Условия «d»:
- § 7.2. Поставка товаров § 7.2.1. Договор поставки
- § 7.2.2. Поставка товаров для государственных нужд
- § 7.2.3. Типичные ошибки в договорах поставки*
- § 7.3. Торговый оборот производственных активов предприятия § 7.3.1. Предприятие как объект права
- § 7.3.2. Купля-продажа недвижимости
- § 7.3.3. Продажа предприятия (имущественного комплекса)
- § 7.4. Правовые основы биржевой торговли
- § 7.5. Правовое регулирование отношений в области рекламы
- § 7.5.1. Законодательство о рекламе. Федеральный закон «о рекламе»
- § 7.5.2. Практика разрешения споров, возникающих в связи с применением законодательства о рекламе
- 1. Антимонопольный орган вправе применить ответственность в виде штрафа за каждый факт неисполнения своего предписания или решения об осуществлении контррекламы.
- 2. Антимонопольный орган'вправе направить рекламе-распространителю предписание о прекращении рекламы лицензируемой деятельности без указания номера лицензии и органа, ее выдавшего.
- 3. При распространении рекламы товара без пометки об обязательной сертификации меры административного воздействия применяются к рекламодателю, кроме случаев отсутствия его вины в этом нарушении.
- 4. Вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
- 5. Ненадлежащая реклама товаров может затрагивать деловую репутацию лица, известного на территории распространения рекламы в связи с этим товаром.
- Контрольные вопросы
- Глава 8 правовое регулирование научно-технического развития производства
- § 8.1. Государственная научно-техническая политика и правовое регулирование отношений в области научной и научно-технической деятельности
- § 8.1.1. Научные работники и научные организации
- § 8.1.2. Организация и принципы регулирования научной (научно-технической) деятельности
- § 8.1.3. Формирование и реализация государственной научно-технической политики
- § 8.2. Конкурентность и кооперативность поведения разработчиков научно-технических нововведений
- § 8.2.1. Выбор предпочтительных мотивов в различных ситуациях
- Ранжирование предпочтительности мотивов разработчиков новшеств в различных ситуациях выполнения разработки (версия)
- § 8.2.2. Мотивы кооперации в условиях конкуренции
- § 8.3. Интеграция научно-технического и производственного потенциалов
- С х е м а 8.3. Типизация производствено-хозяиственных структур
- § 8.4. Договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
- § 8.5. Патентование и лицензирование объектов промышленной собственности
- Контрольные вопросы
- Глава 9 правовые и экономические основы инвестиционной деятельности § 9.1. Понятие капитала и инвестиций
- § 9.2. Механизмы инвестирования в развитие производства
- § 9.2.1. Системные задачи технического развития производства
- § 9.2.2. Приоритетность задач технического развития при различных предпринимательских реакциях
- Оценка особенностей технического развития производства в различных стартовых условиях
- § 9.2.3. Дифференциация инвестиционных механизмов по уровням научно-технического развития производства и радикальности нововведений
- § 9.3. Правовые основы инвестиционной деятельности
- § 9.4. Правовое регулирование иностранных инвестиций
- Контрольные вопросы
- Глава 10 экономико-правовое регулирование производственно-хозяйственной деятельности
- § 10.1. Заемные и кредитные отношения
- § 10.1.1. Договор займа
- § 10.1.2. Кредитный договор
- § 10.1.3. Факторинг
- § 10.2. Вексельное обращение
- § 10.3. Правовые и организационно - экономические особенности лизинга § 10.3.1. Основные понятия, предмет и субъекты лизинга
- § 10.3.2. Формы, типы и виды лизинга
- § 10.3.3. Лизинговая сделка и ее правовые основы
- § 10.3.4. Экономические основы лизинга
- § 10.3.5. Международный лизинг
- § 10.3.6. Государственная поддержка лизинговой деятельности
- § 10.4. Складское свидетельство
- § 10.5. Регулирование имущественного страхования
- § 10.5.1. Правовой институт имущественного страхования
- § 10.5.2. Организация страхового дела
- Контрольные вопросы
- Глава 11 правовые основы предупреждения несостоятельности процедуры банкротства § 11.1. Признаки несостоятельности (банкротства)
- § 11.2. Участники дела о банкротстве
- Функции, выполняемые Федеральной службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению
- § 11.3. Причины банкротства и способы его предупреждения
- § 11.3.1. Выбор приоритетных направлений обновления и повышения отдачи факторов производства*
- § 11.3.2. Формирование рациональной структуры ассортимента
- § 11.3.3. Роль социального и организационного потенциала предприятия в его оздоровлении
- Оценка синергизма
- § 11.3.4. Оптимизация рыночной стратегии и выбор конкурентных позиций на рынке
- Конкурентный статус фирмы
- Выбор позиции в конкуренции
- Оценка изменений в прогнозируемом росте стратегической зоны хозяйствования
- Оценка изменений рентабельности стратегических зон хозяйствования
- Перечень внешних опасностей и возможностей. Сила воздействия факторов (пример)
- Политика улучшения структуры предпринимательской деятельности компании
- § 11.4. Рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде
- Порядок возбуждения и рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде
- § 11.5. Процедуры банкротства
- § 11.5.1. Наблюдение
- § 11.5.2. Внешнее управление
- § 11.5.3. Конкурсное производство
- § 11.5.4. Мировое соглашение
- Контрольные вопросы
- Глава 12 правовые меры поддержки конкуренции и ограничения монополистической деятельности
- § 12.1. Механизм конкуренции
- § 12.2. Конкурентоспособность и инновационная активность § 12.2.1. Взаимозаменяемость количества и качества продукции в удовлетворении потребностей
- Р и с. 12.5. Гипербола эквивалентного объема удовлетворяемых потребностей
- § 12.2.2. Конкурентоспособность товара
- § 12.2.3. Влияние нновационной активности на конкурентоспособность
- § 12.3. Ограничение монополистической деятельности § 12.3.1. Определение доминирующего положения предприятия на товарном рынке
- § 12.3.2. Ограничение монополистической деятельности законодательством
- § 12.3.3. Формы недобросовестной конкуренции
- § 12.3.4. Антимонопольные органы и их деятельность
- § 12.3.5. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
- § 12.4. Конкурентная среда на товарных рынках и государственное регулирование их структуры
- § 12.4.1. Продуктовые границы товарного рынка
- Примерный перечень показателей, необходимых для определения изучаемого товара
- § 12.4.2. Состав продавцов и покупателей. Географические границы рынка
- § 12.4.3. Определение объема товарных ресурсов рынка и доли хозяйствующего субъекта на рынке
- § 12.4.4. Структура товарного рынка
- § 12.4.5. Государственное регулирование структуры товарных рынков
- Сводная таблица оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке
- § 12.4.6. Открытость рынка для межрегиональной и международной торговли
- § 12.4.7. Рыночный потенциал хозяйствующего субъекта
- § 12.5. Защита конкуренции на рынке финансовых услуг
- § 12.5.1. Доминирующее положение финансовой организации
- § 12.5.2. Правовые меры преодоления ограничений в конкуренции и недобросовестной конкуренции
- § 12.5.3. Государственный контроль за концентрацией капитала на рынке финансовых услуг
- Контрольные вопросы
- Глава 13 правовые основы налоговой системы
- § 13.1. Налог как экономическая и правовая категория § 13.1.1. Юридические признаки налога. Налоги и сборы
- § 13.1.2. Функции налогообложения
- § 13.1.3. Налоговое бремя (налоговый гнет)
- § 13.1.4. Экономические принципы налогообложения
- 2. Принцип равенства налогообложения:
- § 13.1.5. Прямые и косвенные налоги
- § 13.2. Законодательство о налогах и сборах
- Налоговым кодексом рф
- § 13.3. Правовая база налоговой системы
- § 13.3.1. Общая характеристика системы налогов и сборов
- I. Федеральные налоги и сборы:
- II. Региональные налоги и сборы:
- III. Местные налоги и сборы:
- § 13.3.2. Налогоплательщики и другие участники налоговых правоотношений
- § 13.3.3. Объекты налогообложения
- § 13.3.4. Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов
- § 13.3.5. Изменение сроков уплаты налогов
- § 13.3.6. Налоговая декларация и налоговый контроль
- Контрольные вопросы
- Литература
- Об авторе:
- Содержание