logo search
trud_uchebnoe_posobie

8. Понятие и виды источников трудового права

Под источниками трудового права принято понимать способы и формы выражения его норм.

Основным источником трудового права является нормативный правовой акт.

Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Источники трудового права следует отличать от актов правоприменения, которые не являются нормативными, поскольку рассчитаны на однократное применение и адресованы конкретному субъекту трудового права (например, приказы о приеме на работу Сидорова, Петрова, Иванова и т.п.).

Нормативные правовые акты могут содержать нормы только трудового права (например, Трудовой кодекс Республики Беларусь), а могут быть и комплексными, содержащими нормы других отраслей права (например, Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь»).

В соответствии со ст. 7 Трудового кодекса Республики Беларусь к источникам регулирования трудовых и связанных с ними отношений относятся:

1) Конституция Республики Беларусь;

2) Трудовой кодекс и другие акты законодательства о труде;

3) коллективные договоры, соглашения и иные локальные нормативные правовые акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством;

4) трудовые договоры.

На территории Республики Беларусь временно применяются нормативные правовые акты бывшего СССР в части, не противоречащей Конституции и другим нормативным правовым актам Республики Беларусь, в случае, если эти отношения еще не урегулированы нормами национального законодательства (например, в части правового регулирования дежурства, совместительства).

Нормативную природу имеют также Заключения Конституционного Суда Республики Беларусь, постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

В систему источников трудового права входят международные правовые акты по труду, ратифицированные Республикой Беларусь.

Конституцией Республики Беларусь установлено, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

Положения ст. 8 Трудового кодекса Республики Беларусь, предусматривает соотношение законодательства о труде и норм международного права.

Нормы вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь или конвенций Международной организации труда, участницей которых является Республика Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства о труде, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора или конвенции следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта.

Правила международных договоров Республики Беларусь или конвенций Международной организации труда, участницей которых является Республика Беларусь, применяются непосредственно в тех случаях, когда те или иные отношения не урегулированы законодательством о труде.

Если международным договором Республики Беларусь или конвенцией Международной организации труда, участницей которой является Республика Беларусь, установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством о труде Республики Беларусь, то применяются правила международного договора или конвенции.

Важнейшими актами международного права являются Всеобщая декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, одобренный Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году; принятый Генеральной Ассамблеей в 1966 году Международный пакт о гражданских и политических правах. Эти документы закрепляют право на труд, на благоприятные и справедливые условия труда, на справедливое и равное вознаграждение за равный труд, на социальное обеспечение, на запрещение принудительного труда, провозглашается право на свободу ассоциаций и др.

Виды источников трудового права.

1. По юридической силе все акты законодательства можно разделить на две группы:

1) законодательные акты (Конституция Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь, Декреты и Указы Президента Республики Беларусь);

2) иные акты законодательства (постановления Совета Министров Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и т.д.).

2. По форме нормативные правовые акты делятся на:

1) законы Республики Беларусь;

2) декреты, указы, директивы Президента Республики Беларусь;

3) другие.

3. По структуре и системному изложению норм права источники трудового права делятся на следующие виды:

1) кодифицированные (Трудовой кодекс Республики Беларусь);

2) некодифицированные (Законы Республики Беларусь, Декреты, Указы и Директивы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и т.д.).

4. По системе трудового права выделяют источники регулирования, относящиеся к:

1) общей и особенной части трудового права (Трудовой кодекс Республики Беларусь);

2) отдельным институтам трудового права (Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь»).

5. По органам, принявшим (издавшим) нормативные правовые акты, выделяют акты, принятые (изданные):

1) Национальным собранием Республики Беларусь (Законы);

2) Президентом Республики Беларусь (Декреты и Указы);

3) Советом Министров Республики Беларусь (постановления);

4) другие.

6. По сфере действия:

1) республиканские, действующие на всей территории Республики Беларусь в отношении всех субъектов трудового права (например, Трудовой кодекс Республики Беларусь, генеральные соглашения);

2) отраслевые, действующие в определенной отрасли народного хозяйства, в промышленности, лесном хозяйстве, образовании, культуре (например, тарифные соглашения, приказы соответствующих республиканских органов государственного управления);

3) межотраслевые (правила по технике безопасности и охране труда);

4) местные, действующие на территории определенной административно-территориальной единицы, города, района, области (например, решения местных исполнительных и распорядительных органов);

5) локальные, действующие в пределах одной или нескольких организаций (например, коллективный договор ОАО «Верхнедвинский маслосырзавод»).

Локальные нормативные правовые акты, содержащие условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными.

Наниматель вправе устанавливать дополнительные трудовые и иные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде.