logo
trud_uchebnoe_posobie

Тема 3. Коллективные договоры, соглашения

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

1. Понятие социального партнерства

2. Организационно-правовые формы и принципы социального партнерства

3. Уровни социального партнерства

Объект и субъекты социального партнерства

4. Понятие, стороны, содержание, сфера действия коллективного договора

5. Понятие, виды, стороны, содержание, сфера действия соглашения

6. Порядок заключения, изменения и дополнения коллективного договора, соглашения

Контрольные вопросы

Задания

1. Понятие социального партнерства

Как отмечалось выше, трудовое право сформировалось на определенном этапе исторического развития общества, когда возникла необходимость правового регулирования наемного труда.

Изначально основными субъектами данных отношений выступали государство, наниматели и работники (как мы их теперь называем), имеющие свои, зачастую противоположные друг другу интересы.

И в настоящее время возникают разногласия данных субъектов, требующие разрешения.

Государство заинтересовано в экономической стабильности, в обеспечении продовольственной безопасности, стремится не допускать конфликтов, забастовок в социально-экономической сфере, регулировать общественные отношения таким образом, чтобы соответствовать конституционной характеристике социального государства.

Граждане и наниматели, вступающие в отношения по найму, как правило, являются равными субъектами до момента заключения по соглашению сторон трудового договора. Впоследствии работники обязаны подчиняться дисциплинарной власти нанимателя, надлежащим образом выполнять свои трудовые обязанности и поручения руководства.

Наниматели преследуют цель увеличивать объемы производства, что закономерно влечет ужесточение требований к труду наемных работников (на протяжении как можно большего количества рабочего времени, с низкой оплатой и минимальными гарантиями труда).

Работники, занятые на производстве, заинтересованы в сокращении рабочего времени, увеличении оплаты труда, предоставлении за счет средств нанимателя жилья, отдыха и других гарантий.

С целью обеспечения баланса интересов сторон социально-экономических отношений, различных слоев и групп населения сформировалась система социального партнерства.

Родиной социального партнерства принято считать Германию (XVII век). Для обозначения социального партнерства как явления в Западной Европе принято использовать термин «социальный диалог».

В Республике Беларусь социальное партнерство – это принципиально новая система согласования позиций сторон, участвующих в коллективных трудовых правоотношениях.

Становление системы социального партнерства в Республике Беларусь связано с социально-экономическими преобразованиями 90-х годов XX в. и переходом страны к многоукладной экономике.

Трудовой кодекс Республики Беларусь, вступивший в силу с 1 января 2000 года, впервые содержит раздел IV (главы 33 – 36), регулирующий социально-партнерские отношения.

Со дня вступления в силу Трудового кодекса утратили силу действовавшие ранее: КЗоТ 1972 г.,Законы «О коллективных договорах и соглашениях» 24.11.1992 г., «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» 18.01.1994 г.

Формирование правовой базы социально-партнерских отношений основывалось на идеях и принципах:

1) Конвенций и Рекомендаций Международной организации труда (№ 87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» 1948 г., № 98 «О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров» 1949 г., № 154 «О коллективных переговорах» 1981 г.);

2) Концепции социального партнерства, базирующейся на Указах Президента Республики Беларусь (№ 278 от 15.07.1995 г. «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь», № 639 от 16.12.1997 г. «О мерах по совершенствованию взаимодействия органов государственного управления и профсоюзов», № 252 от 05.05.1999 г. «О Национальном совете по трудовым и социальным вопросам»).

Социальное партнерство – это форма взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы, (субъектов социального партнерства) при разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанная на учете интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов (ст. 352 Трудового кодекса Республики Беларусь).