logo search
Voprosy_po_KPZS

135. Судебная система Королевства Саудовская Аравия.

Судебная власть – это система религиозных судов. Судьи назначаются королем из числа знатоков шариата по предложению Верховного судебного совета, состоящего из 12 человек, также назначаемых королем. Высшая судебная инстанция – король, обладающий правом помилования.

Королевским декретом созданы мусульманские суды суммарной (общей) юрисдикции (рассматривают гражданские, уголовные и иные дела), шариатские суды, состоящие из 3-4 судей, апелляционные шариатские суды (для определенных территорий), комиссия юридического надзора (нечто вроде кассационной инстанции), 2 административных трибунала ( комиссия по урегулированию трудовых споров и бюро жалоб – их статус ниже статуса судов). Существуют мусульманские комитеты, которые следят за соответствием поведения физических и юридических лиц шариату и применяют санкции ( в том числе с помощью религиозной полиции нравов – мутавы). Кодексов не существует. Низамы по вопросам права практически не издаются (изданы только королевские декреты, регулирующие организацию судов). По уголовным делам суды применяют членовредительные наказания и принцип талиона ( причинение виновному такого же физического вреда, как пострадавшему). За воровство отрубают кисть руки ( иногда проводится хирургическая ампутация), но от наказания могут освободить, если укравший продукты докажет, что он испытывал настоящий голод. Вино тоже можно пить при острой необходимости, например при болезни или жажде в пустыне. Внебрачные половые связи наказываются плетьми. Чтобы доказать преступление, достаточно показаний 2-х мужчин или ( соответственно в пропорции) 4-5 женщин, но показания последних шариатские суды не всегда принимают.

Некоторые современные мусульманские правоведы признают, что в шариате содержатся неоднозначные положения, которые используются для экстремизма. В связи с этим в мае 2012г. состоялась Международная конференция богословов 23 стран, которая дала современные, как сказано в документах Конференции, научные толкования спорным понятиям ислама – такфиру ( обвинению в неверности исламу), джихаду, который односторонне толкуется как объявление войны «неверным», идее вселенского халифата и некоторым другим понятиям ислама. По результатам конференции 30 мая 2012 г. принята не фетва (обязательное заключение муджтахидов, имеющих право самостоятельно толковать положения Корана), а Декларация ( как сказано в ней, «научно обоснованный документ»), разъясняющая неправильно понимаемые положения ислама, которые используются определенными силами в том числе для совершения террористических действий.

В выводах Конференции 18 пунктов толкуют содержание некоторых положений ислама и мусульманской системы права. Среди них: ислам запрещает проливать кровь и причинять ранения; джихад многосторонен и не сводится к вооруженным действиям, приказ же о вооруженном джихаде может отдать только законный правитель; халифат не может создаваться на территории суверенного государства; посягательства на жизнь и имущество людей не могут быть оправданы фактом их неверия («куфр»); обвинение в неверии исламу и суровые последствия отсюда – только право Аллаха, даже муджтахиды не вправе выдвигать такфир против кого-либо; нельзя чинить препятствия немусульманам, мирно живущим среди мусульман, проявление дружбы к ним не запрещено в исламе и др.