logo
Voprosy_po_KPZS

125. Судебная система Швейцарской Конфедерации

Судебная система Швейцарии состоит их двух уровней: федеральный и кантональный. На федеральном уровне в качестве судов первой инстанции действуют Федеральный уголовный судФедеральный административный суд и Федеральный патентный суд.

Федеральный суд, по традиции заседающий в Лозанне, состоит из 26-28 судей и 11-13 их заместителей - все они избираются сроком на 6 лет Федеральным собранием (допускается повторное избрание). В составе суда, согласно Конституции, должны быть представлены все 3 официальных языка федерации. Председатель и вице-председатель суда избираются Федеральным собранием каждые 2 года (без права переизбрания) из числа старших по возрасту и стажу судей. В составе Федерального суда, который никогда практически не собирается в полном составе, функционируют постоянные палаты из 5-7 судей каждая. 2 из них занимаются вопросами конституционного и административного права, 2 - гражданского права, 1 палата разбирает дела о взыскании долгов и 1 - о банкротстве, и, наконец, палата, называемая Кассационным судом, занимается вопросами уголовного права. Кроме того, при необходимости создаются другие палаты - на временной основе.

В компетенцию Федерального суда входит рассмотрение в качестве первой и единственной инстанции конституционных споров между властями федерации и кантонов, между кантонами, а также жалоб граждан на нарушения их конституционных прав. Суд разбирает гражданско-правовые споры федерации и кантонов между собой, с объединениями и гражданами, а также другие гражданские споры, если об этом просят обе тяжущиеся стороны и если сумма иска достигает установленного на данный период размера. Федеральный суд рассматривает по первой инстанции с участием присяжных уголовные дела о государственной измене, о преступлениях против международного права, о преступлениях и проступках политического характера и о преступлениях должностных лиц федерации. Он выступает в качестве высшей кассационной инстанции по гражданским, уголовным и административным делам, рассматривая жалобы по вопросам права на решения и приговоры высших судебных инстанций кантонов (для обращения в Федеральный суд имеются некоторые ограничения).

Как относительно самостоятельное подразделение Федерального суда в Люцерне заседает Федеральный суд по социальному страхованию. Он состоит из 7 судей и рассматривает жалобы на решения кантональных судов по вопросам выплаты пенсий и пособий.

Судебные системы отдельных кантонов, закрепленные в их конституциях, отличаются немалым своеобразием, что выражается даже в названиях соответствующих судебных инстанций. Так, высшие суды кантонов могут называться кантональными, высшими, кассационными либо апелляционными. В большинстве кантонов они выступают в качестве высшей судебной инстанции, куда могут быть обжалованы решения и приговоры нижестоящих судов, и лишь в немногих кантонах они рассматривают по первой инстанции некоторые категории гражданских и уголовных дел. В качестве низших судов по гражданским делам выступают либо мировые судьи, которые рассматривают мелкие тяжбы, либо окружные суды (иногда именуемые судами первой инстанции), в которых рассматривается основная масса гражданских дел (при относительно небольшой сумме иска дела в них обычно слушает единоличный судья). В качестве первой инстанции по уголовным делам выступают либо полицейские суды, в которых единоличный мировой судья рассматривает дела о малозначительных уголовных правонарушениях, либо исправительные трибуналы (в составе 3 судей) по делам о преступлениях и проступках средней тяжести, либо, наконец, суды присяжных - по делам о тяжких преступлениях. Уголовно наказуемые преступления и проступки подростков рассматриваются в судах по делам несовершеннолетних.

В некоторых кантонах, как правило более крупных, имеются также иные специализированные суды. В частности, для разбирательства коммерческих споров созданы торговые суды, в составе которых представлены как профессиональные судьи (обычно 2-3), так и представители деловых кругов, избранные кантональными советами. Конфликты в сфере трудовых отношений разбираются в судах по трудовым спорам, в состав которых входят профессиональный судья и представители предпринимателей и наемных работников. В 1-2 кантонах имеются также суды по аренде недвижимости. В ряде кантонов и на федеральном уровне действуют специальные органы (комиссии и т.п.) административной юстиции.

Судьи в кантонах избираются на свои должности либо населением, либо кантональными советами на различные сроки (от 3 до 8 лет), за исключением ряда кантонов, где судей низших судов назначают вышестоящие судебные инстанции. В низовых звеньях судебной системы во многих кантонах должности судей занимают лица, не имеющие юридического образования.

Расследование уголовных дел проводится полицией под более или менее строгим, в зависимости от кантона, контролем прокуратуры. Обвинение в суде обычно поддерживает прокурор кантона (он назначается кантональными властями) либо его представители. В Федеральном суде и по некоторым делам в кантональных судах обвинение поддерживает федеральный прокурор (его назначает швейцарское правительство) либо другие должностные лица федеральной прокуратуры.

Защиту обвиняемых по уголовным делам в большинстве кантонов могут осуществлять лишь профессиональные адвокаты, имеющие университетское юридическое образование и принятые после сдачи соответствующих экзаменов в кантональные ассоциации адвокатов. Интересы сторон по гражданским делам также часто представляют профессиональные адвокаты, однако в некоторых кантонах и при разбирательстве дела в Федеральном суде их участие не считается обязательным.

126. Особенности формирования законодательных и исполнительных органов государственной власти кантонов в Швейцарской Конфедерации

В отличие от Федерального Совета, который избирается федеральным парламентом, все кантональные исполнительные органы выбираются гражданами. Как и федеральный совет, кантональные исполнительные органы не зависят от своих кантональных парламентов. Они не могут быть распущены большинством парламентских голосов. Кроме того, кантональные исполнительные органы также строятся по принципу коллегиальности и принимают решения большинством голосов. В некоторых кантонах глава кантонального правительства имеет несколько большие полномочия, чем его коллеги. Например, он имеет право принять окончательное решение, если голоса в совете разделились поровну. Однако кантональные правительства нельзя сравнивать с кабинетом министров, где премьер-министр отвечает за политику правительства.

Некоторые кантональные конституции предусматривают возможность для граждан проголосовать за отставку правительства. До сих пор граждане еще ни разу не использовали такую возможность.

Члены исполнительного совета избираются по отдельности, а не как часть коалиции или партийного списка. На выборах все кантоны, кроме одного, руководствуются мажоритарным принципом. Только Кантон Тессин обеспечивает пропорциональное представительство избирателей в правительстве.

В большинстве кантонов совет состоит из 7 членов, в некоторых кантонах – из пяти, и в одном – из девяти (Аппенцелль Иннерроден). В некоторых небольших кантонах члены правительства совмещают работу в правительстве с работой в других местах.

Функции кантонального правительства в большой степени зависят от структуры кантона. Централизованные кантоны передают своим правительствам гораздо более широкие полномочия, чем те кантоны, где наиболее важные решения принимаются на муниципальном уровне. В некоторых кантонах решения приводятся в исполнение районным Префектом. В некоторых кантонах эту функцию осуществляют кантональные органы.