35. Формирование парламента и его палат в зарубежных странах;
Порядок формирования современных парламентов напрямую зависит от их структуры.
Двухпалатная система (бикамерализм) - система организации законодательной власти, при которой законодат. собрание (парламент) образуется из двух коллегиальных органов - палат (обычно - верхней и нижней, реже - равноправных). Исторически первым образцом двухпалатной системы была организация английского парламента с его палатой лордов (верхняя палата) и палатой общин (нижняя палата). Развитие палаты лордов можно проследить, начиная еще со времени Великой Хартии Вольностей (1215 г.). В период буржуазных революций в Англии (17 век) и во Франции (18 век) верхние палаты были упразднены как выражающие интересы контрреволюционной феодальной аристократии, однако уже вскоре восстановлены (например, Палата Лордов была восстановлена указом Кромвеля уже в 1657 г.). Причиной восстановления двухпалатной системы явилось обострение противоречий между недавними союзниками по антифеодальной борьбе - крупной и мелкой буржуазией. В период расширения избирательного права и распространения его на малоимущие слои населения наличие двухпалатная система помогало нейтрализовывать в парламенте влияние социалистических и др. радикальных фракций. Поэтому социалисты, а затем и коммунисты активно добивались введения однопалатной системы (во Франции это едва не удалось сделать в 1946 г.). В унитарных восточноевропейских государствах после прихода к власти коммунистов двухпалатная система (там, где она существовала) была заменена на однопалатную. С момента возникновения федерации североамериканских штатов в 1787 г. двухпалатная система стала приобретать также и другой смысл: верхняя палата в федеральном парламенте стала органом, отражающим в большей мере интересы субъектов федерации в противовес нижней палате, более выражающей общенациональные интересы. Значение верхней палаты как органа регионального представительства (включая не только федеративные, но и децентрализованные унитарные государства) подкрепляется характерным принципом ее комплектования, существующим во многих государствах. Этот принцип заключается в том, что субъекты федерации (части унитарного государства) представлены в верхней палате равным числом голосов, хотя число избирателей в них может различаться в десятки раз. Такой порядок существует, например, в России и США, где субъекты федерации представлены в верхней палате каждый 2 членами. Еще более яркой иллюстрацией идеи регионального представительства является принцип непосредственного делегирования органами власти субъектов федерации своих представителей в верхнюю палату, существующий, напр., в России и Германии. «Спор» между двухпалатная система и однопалатной системой продолжается и незакончен и по сей день. Помимо обширных и многонациональных государств, где использование двухпалатная система вполне естественно, двухпалатная система продолжают сохранять или вводить небольшие национально однородные государства. Так в 1989 г. двухпалатная система восстановлена в Польше, 1990 г. в Румынии, в 1995 г. установлена в Казахстане, в 1996 г. - в Кыргызстане и Белоруссии. двухпалатная система существует в настоящее время как в федеративных, так и в унитарных государствах.
Способы формирования верхних палат довольно разнообразны. К основным из них относятся:
1.Формирование верхней палаты посредством непрямых (косвенных или многостепенных) выборов. Такая практика существует во Франции: Сенат - верхняя палата парламента Франции, избирается на 9 лет коллегиями выборщиков, состоящими из депутатов Национального собрания (нижней палаты парламента), членов генеральных советов и муниципальных советников. Сенат состоит из 321 сенатора, из которых 308 избираются в метрополии, 8 - в заморских департаментах, 5 - в заморских территориях. Таким образом, здесь имеют место выборы косвенным голосованием.
2.Формирование верхних палат посредством прямых выборов, однако с отличиями от той системы, которая применяется при формировании нижних палат. Такой порядок применяется в Италии, США, Австрии. При избирании Сената (верхней палаты) действует мажоритарная система с элементами пропорционализма ( в отличие от пропорциональной системы выборов нижней палаты). Выборы в Сенат проводятся по одномандатным избирательным округам в рамках одной области. Избиратели голосуют за конкретного кандидата, который может быть и, как правило, "связан" обязательствами по взаимному использованию полученных голосов с кандидатами по другим округам данной области (на практике это обычно кандидаты от одной партии).
3.Формирование верхней палаты путем назначения применяется в наиболее чистом виде в Канаде и Германии. Верхняя палата парламента Канады (Сенат) состоит из 104 членов, назначаемых генерал-губернатором по рекомендации премьер-министра. Предполагается, что сенаторы представляют ту провинцию, от которой они назначены. Для сохранения принципа равного представительства провинции разбиваются на 4 группы, каждая из которых имеет право быть представленной 24 сенаторами.
4.Традиционный феодальный способ формирования верхней палаты применяется в Великобритании. Палата лордов британского парламента формируется на невыборной основе. Членство в ней связывается с получением дворянского титула, дающего право быть членом палаты лордов. Среди членов палаты - 1195 герцогов, маркизов, графов, баронов и виконтов. Это пэры парламента. Одиннадцать членов палаты - лорды-юристы (ординарные лорды по апелляциями). Они назначаются из числа лиц, занимавших или занимающих высокие судейские должности, для оказания помощи палате при решении судебных дел. Так же принцип наследственности применяется в Бельгии, Ирландии.
5. В ряде случаев верхние палаты формируются смешанным путем: часть их членов избирается, часть назначается, остальные занимают место по наследственному принципу (Непал).
Даже в пределах одной страны порядок выборов членов в верхнюю палату может быть различным. В Швейцарии, например, члены Совета кантонов выбираются в одних кантонах непосредственно населением, в других – кантональными парламентами.
В соответствии с общепринятой в мире практикой нижняя палата парламента всегда избирается непосредственно населением. Срок полномочий нижней палаты каждого созыва колеблется от 2 до 7 лет. Так, в США Палата представителей избирается на 2 года, Бундестаг ФРГ и Палата представителей Японии – на 4 года, Национальное собрание Франции – на 5 лет, Палата представителей Ирландии – на 7 лет.
В некоторых странах для верхней палаты, в отличие от нижней, не установлен срок полномочий, либо этот срок более длительный. Их состав обновляется полностью либо по частям, что дает верхней палате существенные организационные преимущества, обеспечивает непрерывность законодательной власти. Например, Сенат США обновляется каждые 2 года на одну треть. Частично обновляемые верхние палаты не подлежат роспуску. К кандидатам в депутаты верхних палат предъявляются, как правило, более строгие требования, например высокий возрастной ценз (иногда он составляет 30 – 40 лет) и др.
В тех странах, где допускается досрочный роспуск парламента, досрочно могу распускаться только нижние палаты.
Следует отметить также парламенты с особой структурой. Это относится к Стортингу Норвегии. Сначала он избирается целиком, затем 1/4 из его состава выбирается в верхнюю часть - Лагтинг, остальные же депутаты составляют нижнюю часть - Одельстинг. При этом соотношение политических сил в обеих частях одинаково. Все вопросы, кроме принятия законопроектов, решаются парламентом в целом. Постоянные комиссии являются общими для всего парламента. Поэтому Стортинг нельзя безоговорочно отнести к двухпалатному парламенту. До недавнего времени такую же структуру имел Альтинг Исландии. В настоящее время он является однопалатным органом.
В большинстве современных парламентов права верхних палат ограничены по сравнению с правами нижних палат. Например, во многих странах финансовые законопроекты могут быть внесены только в нижние палаты, а верхние палаты не могут оказывать какое-либо влияния на их принятие. В парламентах, где палаты неравноправны, устанавливаются определенные процедуры преодоления возражений верхних палат в отношении нефинансовых законопроектов, одобренных нижними палатами.
Однопалатная система (монокамерализм) - структура общенациональных представительных учреждений - парламентов, исключающая их деление на палаты. Такие парламенты называют также "однопалатными". В настоящее время большинство парламентов мира (около 60%) строятся по однопалатной системе. Однопалатная система характерна для парламентов унитарных государств (исключение составляют федеративные Танзания, ОАЭ). В последние годы наблюдается процесс перехода ряда унитарных государств от однопалатной системы к двухпалатной (Румыния, Польша, Чехия, Хорватия) и наоборот (Швеция, Дания, Новая Зеландия).
В странах с двухпалатной системой каждая палата формирует свой руководящий орган.
Руководство парламента (палат) осуществляется либо единолично председателем (спикером), либо коллегиальным органом (президиумом, бюро, комитетом, конференцией). Председатель нижней палаты, вице-председатели, секретари либо коллегиальные руководящие органы образуются самой палатой. Но бывают исключения, так, в Нидерландах председатель нижней палаты формально назначается монархом из числа трех предложенных палатой кандидатур. А в некоторых развивающихся странах председателем парламента выступает глава государства. Пост председателя верхней палаты либо избирается самой палатой (Франция, Италия, Япония), либо занимается высшим должностным лицом (США - Вице-президент, Великобритания - лорд-канцлер - представитель исполнительной власти), либо назначается (в Канаде Спикер Сената назначается актом генерал-губернатора по рекомендации Премьер-министра).
Достаточно широка компетенция руководящего органа. Председатель представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, обладает дисциплинарной властью. По договоренности с вице-председателем или советом председателей (там, где таковой есть) он определяет повестку дня заседаний, обеспечивает первоочередное рассмотрение вопросов, внесённых правительством, руководит прениями, устанавливает на основе регламента процедуру обсуждения вопросов и порядок голосования, координирует работу парламентских органов, ведает парламентским бюджетом и внутренней полицией. Большие права в области процедуры дают председателю возможность активно влиять на решения парламента. В его распоряжении имеются различные средства ограничения инициативы неугодных правящим партиям депутатов, он может не дать согласия на внесение депутатских запросов правительству или его отдельным членам, сократить время выступления; лишить слова на основании "неуважения к собранию", а в отдельных случаях запретить депутату участвовать в заседаниях на определенный срок. В некоторых странах председатель палаты (парламента) признается фигурой внепартийной. Исходя из этого он не вправе выступать, по существу, обсуждаемых вопросов и участвовать в голосовании, что не лишает его, однако, дискреционных прав. Но чтобы сохранить соотношение партийных сил в парламенте, его депутатские функции осуществляет лицо, которое является его заместителем как депутата (например, в Скандинавских странах), либо может голосовать, если голоса "за" и "против" законопроекта разделились поровну (Великобритания)
В большинстве парламентов после их созыва создаются партийные фракции (группы). В современный период в ряде новых конституций, и особенно в регламентах парламентов (палат), получили закрепление порядок формирования и права парламентских фракций.
Во многих регламентах установлено минимальное число депутатов, которые вправе образовывать фракцию. Так, во Франции оно составляет 30 членов в Национальном собрании и 14 - в Сенате, в Бундестаге ФРГ - 15 депутатов, в Бразилии -1/10 всех членов Палаты депутатов. В результате введения такого минимума небольшие по численности группы депутатов лишаются возможности активно влиять на различные стороны парламентской деятельности, участвовать в формировании внутрипарламентских органов. Установление подобных минимумов принято оправдывать необходимостью усиления работоспособности парламента.
Партийные фракции занимают важное место в парламентском механизме. По согласованию с лидерами фракций подбираются кандидатуры в руководящие органы парламента и его палат, подготавливаются списки председателей и членов постоянных и временных комиссий и других органов парламента. Все эти органы образуются обычно на основе пропорционального представительства от парламентских фракций.
Фракции оказывают большое влияние на работу представительного органа - выработку повестки дня пленарных заседаний, направление прений, голосование, использование различных форм контроля за исполнительной властью. На уровне фракций ведутся переговоры об образовании правительства. Но значение фракций выходит за рамки чисто парламентской деятельности, поскольку они активно влияют на формирование руководящих органов своих партий и на проводимую ими политику.
В различных странах и партиях фракции создаются по-разному. Как правило, проводится общее собрание депутатской группы (кокус, конференция), задачей которого является выработка единой политики, решение организационных вопросов. Крупные фракции могут делиться на группы, секции. Фракцией обычно руководит правление, комитет, в который входят лидеры партии, парламентские организаторы ("кнуты"), секретари. Практически в руках лидеров сосредоточены основные полномочия фракции, рядовые же депутаты ("заднескамеечники") существенного влияния на ее работу не оказывают.
Парламент (палата) - как единое целое - слишком громоздкий аппарат для эффективного обсуждения сложных проблем, если они не были предварительно подготовлены и рассмотрены более узким составом депутатов, профессионально знакомых с определенной сферой государственной деятельности.
Важной составной частью парламентов являются их комиссии (комитеты). Они образуются либо на весь срок парламентских полномочий, либо на каждой сессии. Почти во всех двухпалатных парламентах свои комиссии создает каждая палата, хотя могут образовываться и объединенные комиссии (согласительная комиссия, задачей которой является выработка согласованных решений при возникновении разногласий между палатами по тому или иному вопросу). Постоянные комиссий имеются во всех парламентах, но помимо этого в некоторых могут создаваться и временные комиссии для рассмотрения конкретного законопроекта или иного вопроса либо для подготовки сложных вопросов, относящихся к ведению нескольких комиссий (смешанные).
Заседания комиссий в большинстве, стран проходят за закрытыми дверями, отчеты о них не печатаются и, следовательно, деятельность их не подвержена контролю со стороны общественности. Депутаты, не являющиеся членами этих комиссий, могут присутствовать на заседаниях либо по специальному разрешению руководства, либо если обсуждается внесенный ими вопрос. Комиссии вправе приглашать экспертов, чиновников и других должностных лиц. Правда, в некоторых странах (США, Великобритания) стали допускаться открытые заседания парламентских комиссий. Состав комиссий (а соответственно и их председателей), как правило, пропорционален численности парламентских фракций. Сами по себе комиссии необходимы, как правило, для обработки депутатов группами давления, достижения межпартийных компромиссов, делового обсуждения вопросов. Их роль неодинакова в различных странах, не все они обладают правом законодательной инициативы, правом контроля за правительством и административным аппаратом. Однако во всех парламентах постоянные комиссии предварительно рассматривают внесенные в парламент законопроекты, хотя в регламентах некоторых парламентов такая процедура признается необязательной. Выполняя эту функцию, постоянные комиссии могут существенно влиять на судьбу и на содержание указанных проектов. В некоторых странах, например в Италии и Испании, парламент на основании конституции и регламента может предоставлять им право не только рассматривать, но даже утверждать те или иные законопроекты.
В тех странах, где осуществляется достаточно жесткий парламентский контроль за исполнительной властью, как правило, создается большое число отраслевых постоянных комиссий, которые имеют право знакомиться с документами соответствующих органов исполнительной власти и свои отчеты по этим вопросам представляют парламенту. В ряде стран организованы специальные постоянные комиссии для контроля за деятельностью правительств, обычно им же предоставлено право ставить перед парламентом вопрос о доверии правительству. В ряде стран парламенты или палаты вправе создавать следственные и ревизионные комиссии, которые носят временный характер и призваны рассматривать конкретные дела (расследование и придание гласности злоупотреблений со стороны представителей исполнительной власти).
В странах, в которых парламент осуществляет контроль за правительством и администрацией, имеются специальные парламентские органы контроля: ревизоры, контролеры, омбудсманы, особые представительства и др. Финансовым ревизорампринадлежит, например, право проверки счетов и отчетности о расходовании государственных средств. В ряде стран некоторые полномочия парламента при определенных обстоятельствах осуществляются более узкими коллегиями депутатов (в Испании - депутатские комиссии во главе с председателями палат, которые обеспечивают отправление властных полномочий палат в период между сессиями, в Швеции - в случае войны или непосредственной опасности войны Риксдаг может заменять его военная делегация). Для оказания помощи председателю парламента (палаты) могут создаваться советы старейшин, конференции при председателе и т. д. В некоторых странах создаются для контроля за исполнительной властью и иные органы. Так, во Франции в 70—80-е гг. были образованы специальные парламентские представительства: по делам Европейских сообществ, по планированию, по демократическим вопросам и др. Они образуются из депутатов обеих палат на основе пропорционального представительства от партийных фракций. Для организации выборов во внутренние органы парламента (палаты) в некоторых из них создаются специальныекомитеты по подготовке выборов на основе пропорционального представительства от партийных фракций. Эти комитеты подготавливают списки членов постоянных и временных комиссий, а также иных органов, и если не возникает возражений среди депутатов, то предложения комитетов одобряются обычно без голосования. Большую помощь депутатам в их работе и всему парламенту оказывают различные парламентские службы (канцелярии, секретариаты, административные конторы), состоящие из профессиональных чиновников и работающие под руководством генерального секретаря парламента.
- 2. Источники конституционного права зарубежных стран;
- 4. Конституция как источник конституционного права зарубежных стран. Виды конституций;
- 5. Общая характеристика конституций государств Запада, принятых после 1945 года;
- 6. Шариат и его влияние на конституционно право стран мусульманского права;
- 7. Способы принятия и изменения конституций в зарубежных государствах;
- 9. Институт основных прав и свобод человека и гражданина в зарубежных странах. Классификация основных прав и свобод;
- 10. Институт основных обязанностей человека и гражданина в зарубежных странах. Классификация обязанностей человека и гражданина;
- 11. Гражданство: понятие, конституционно-правовое регулирование. Способы приобретения и утраты гражданства в зарубежных странах;
- 12. Президентская республика как форма правления в зарубежных странах;
- 13. Парламентская республика как форма правления в зарубежных странах;
- 14. Смешанная республика как форма правления в зарубежных странах;
- 15. Монархия как форма правления в зарубежных странах;
- 16. Общая характеристика правового статуса автономных административно-территориальных образований в зарубежных государствах;
- 17. Унитарные формы государственно-территориального устройства в зарубежных странах. Виды унитарного государства в зарубежных странах;
- 18. Федеративная форма государственно-территориального устройства в зарубежных странах. Виды федераций;
- 19. Политические режимы в зарубежных странах. Общая характеристика;
- 20. Основные элементы демократического, авторитарного, тоталитарного политического режима. Конституционно-правовое закрепление политического режима;
- 21. Понятие, сущность, предпосылки возникновения итальянского фашизма и германского национал-социализма. Соотношение понятий «фашизм», «национал-социализм», «политический режим»;
- Разница между национал-социализмом и фашизмом
- 22. Конституционно-правовое регулирование статуса политических партий в зарубежных государствах;
- 24. Мажоритарная избирательная система в зарубежных странах.
- 25. Пропорциональная избирательная система в зарубежных странах. Процентный барьер.
- 26. Рекомендации Европейской комиссии за демократию через право
- 27. Избирательный процесс в зарубежных странах: понятие и
- 28. Референдум и иные формы непосредственной демократии в зарубежных странах;
- 29. Рекомендации Европейской комиссии за демократию через право
- 30. Монарх в зарубежных странах: понятие, место в системе органов
- 31. Президент в зарубежных странах: понятие, место в системе органов власти, порядок замещения должности, сроки полномочий, компетенция;
- 32. Конституционная ответственность президента в зарубежных
- 33. Правительство в зарубежных странах: понятие, место в системе
- 34. Парламент в зарубежных странах: понятие, место в системе
- 35. Формирование парламента и его палат в зарубежных странах;
- 36. Структура парламента и его палат в зарубежных странах;
- 38. Парламентский контроль в зарубежных государствах: виды,
- 39. Законодательный процесс в зарубежных странах: понятие, стадии, участники;
- 40. Роспуск парламента и его палат в зарубежных странах: основа-
- 41. Парламентский индемнитет и иммунитет в зарубежных странах;
- 42. Конституционные основы статуса судебной власти в зарубежных странах;
- 43. Понятие и общая характеристика механизмов реализации конституционного контроля и конституционного надзора в зарубежных государствах;
- 44. Конституционный контроль в зарубежных странах: понятие, виды, принципы, субъекты, объекты;
- 46. Конституционные основы организации публичной власти на местах в зарубежных странах
- 47. Конституционные реформы в государствах Восточной Европы (1989-2004 годы);
- 48. Общая характеристика конституций развивающихся стран;
- 49. Обобщенная характеристика органов законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти в развивающихся государствах;
- 50. Основные черты конституции сша. Конституционные поправки;
- 51. Основы правового статуса личности в сша;
- 52. Государственно-территориальное устройство сша;
- 53. Исторический аспект формирования федерализма в сша;
- 54. Сенат и палата представителей сша: формирование, компетенция;
- 55. Особенности партийной системы в сша;
- 56. Президент сша: порядок избрания, полномочия, ответственность. Вице-президент сша. Закон о преемственности должности президента;
- § 19. Вакантная должность Президента и Вице-президента.
- 57. Судебная система в сша на федеральном уровне и уровне штатов.
- 58. Основные черты конституции Великобритании;
- 59. Государственно-территориальное устройство Великобритании;
- 60. Палата общин парламента Великобритании: выборы, полномочия, комитеты, должностные лица палаты;
- Срок полномочий
- Структура Должностные лица Спикер
- Вице-спикер
- Комитеты
- Общие комитеты
- Специальные комитеты
- Объединённые комитеты
- Комитет всей палаты
- Политические партии
- 61. Палата лордов парламента Великобритании: состав, полномочия, комитеты. Общая характеристика реформы палаты лордов XIX – XX века;
- Лорды светские
- Требования к кандидатам
- Политические партии
- Полномочия Законодательный процесс
- Судебные функции
- Отношения с правительством
- 62. Конституционно-правовой статус политических партий в Великобритании;
- 63. Правительство Великобритании. Премьер-министр Великобритании;
- 64. Судебная система Великобритании. Судебный комитет Тайного совета. Общая характеристика судебной реформы Великобритании 2005 года;
- 65. Основные черты конституции Франции;
- Раздел III «Правительство» – роли и задачи Правительства Франции. Раздел IV «Парламент» – о парламенте. Раздел V «Об отношениях между Правительством и Парламентом».
- Развитие
- 67. Государственно-территориальное устройство Франции;
- 68. Президент Французской республики: порядок избрания, компетенция.
- 69. Совет министров и Национальное собрание Французской республики: общая характеристика.
- 70. Конституционный совет Французской Республики: формирование, компетенция.
- 71. Государственный Совет Французской Республики: формирование, компетенция.
- 72. Судебная система Французской Республики. Высокий суд правосудия. Суд правосудия Республики.
- 73. Особенности формирования представительных и исполнительных органов в департаментах, округах, катонах (коммунах).
- 74. Особенности осуществления конституционного контроля во Франции.
- 75. Общая характеристика Основного закона фрг.
- Раздел IX посвящен судебной власти. Здесь определяется организация судебной власти и закрепляются конституционные принципы отправления правосудия в фрг.
- 76. Предпосылки принятия Основного закона фрг. Общая характеристика Веймарской конституции.
- 77. Государственно-территориальное устройство фрг.
- Часть 2 Статьи 61 Конституции).
- 80. Федеральный канцлер: порядок избрания, компетенция, ответственность.
- 81. Бундестаг и Бундесрат в фрг: Формирование и компетенция.
- 82. Судебная система фрг. Правовой статус Федерального Конституционного Суда.
- 83. Основные черты Конституции Японии.
- 84. Исторические предпосылки принятия конституции Японии.
- 85. Характеристика государственно-территориального устройства Японии.
- 86. Император Японии: статус, порядок осуществления престолонаследия, полномочия.
- 87. Палата Представителей и палата Советников Японии: порядок формирования, компетенция.
- 88. Кабинет в Японии: формирование, полномочия, особенности наступления конституционно-правовой ответственности.
- 89. Судебная система Японии. Верховный суд Японии.
- 90. Основные черты конституции Индии. Предпосылки принятия конституции. Особенности порядка вступления в силу положений конституции Индии;
- 91. Характеристика государственно-территориального устройства Индии;
- 92. Народная палата и совет штатов Индии: формирование, компетенция;
- 93. Кабинет в Индии: формирование, полномочия, ответственность;
- 94. Президент Индии: порядок избрания, компетенция;
- 95. Судебная система Индии;
- 96. Особенности осуществления конституционного контроля в Индии;
- 97. Характерные черты конституционного права Испании;
- 98. Конвенционные нормы в конституционном праве Испании;
- 99. Конституционно-правовой статус монарха в Испании;
- 100. Конституционно-правовой статус Генеральных кортесов в Испании;
- 101. Конституционно-правовой статус премьер-министра в Испании;
- 102. Основные черты конституции Королевства Бельгия;
- 103. Исторический аспект становления федерализма как формы государственно-территориального устройства в Королевстве Бельгия;
- 104. Характерные особенности федерализма в Королевстве Бельгия;
- 105. Особенности конституционно-правового статуса монарха в Королевстве Бельгия;
- 106. Конституционно правовой статус премьер-министра в Королевстве Бельгия;
- 107. Порядок формирования, полномочия Федерального Парламента в Королевстве
- 108. Судебная система Королевства Бельгия;
- 109. Конституционно-правовой статус Конституционного Суда Королевства Бельгия;
- 110. Особенности организации органов местного самоуправления в Королевстве
- 111. Особенности конституции Австрийской Республики;
- 112. Идеи Ганса Кельзена и Конституция Австрийской Республики;
- 113. Формы прямой демократии в Австрийской Республике
- 114. Конституционно-правовой статус Парламента Австрийской Республики
- 115. Характерные черты законодательного процесса в Австрийской Республике
- 116. Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти на федеральном уровне в Австрийской Республике
- 117. Судебная система Австрийской Республики
- 118. Характеристика конституции Швейцарской Конфедерации
- Часть 1 Общие положения (ст 1-6)
- Часть 2 Основные права, гражданские права и социальные цели (ст 7-41)
- Часть 3 Союз, кантоны и общины (ст 42-135)
- Часть 4 Народ и кантоны (ст 136-142)
- Часть 5 Союзные власти (ст 143-191)
- Часть 6 (ст 192-196)
- 119. Особенности государственно-территориального устройства Швейцарской Конфедерации
- 120. Исторические предпосылки становления федеративной формы государственно-территориального устройства Швейцарской Конфедерации
- 121. Конституционно-правовой статус Федерального собрания Швейцарской Конфедерации
- 122. Порядок формирования и компетенция Федерального совета Швейцарской Конфедерации
- 123. Характерные особенности реализации форм прямой демократии в Швейцарской Конфедерации
- 124. Конституционно-правовой статус политических партий в Швейцарской Конфедерации
- 125. Судебная система Швейцарской Конфедерации
- 127. Характерные черты конституции Ливии
- 128. «Зеленая книга» Муаммара Каддафи как предмет рецепции конституционного права Ливии до 2011 года
- 129. Акты конституционно значения Королевства Саудовская Аравия
- 130. Основы правового статуса личности в Королевстве Саудовская Аравия
- 131. Институты совещательного участия граждан в Королевстве Саудовская Аравия
- 132. Конституционно-правовой статус монарха в Королевстве Саудовская Аравия
- 133. Конституционно-правовой статус аш-шура в Королевстве Саудовская Аравия
- 134. Конституционно-правовой статус Кабинета министров Королевства Саудовская Аравия
- 135. Судебная система Королевства Саудовская Аравия.