33. Правительство в зарубежных странах: понятие, место в системе
органов власти, формирование, состав, компетенция;
Понятие правительства
В строгом понимании правительство - это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (т.е. административной) деятельностью в стране.
В его состав входят руководители министерств и центральных ведомств.
Правительство в разных странах носит различные конституционные наименования:
Правительство - в Чехии, Колумбии;
Кабинет - в Японии;
Совет министров - в Индии;
Совет министров (Правительство) - во Франции, на Кубе;
Государственный совет - в Китае;
Федеральное правительство - в Германии;
Федеральный совет - в Швейцарии;
Административный совет - в КНДР и т.д.
Различия в наименовании не влекут за собой изменение сущности правительства. Оно создается практически при любых формах правления. Однако конституционный статус и роль правительства могут быть различными и зависят от особенностей, которые сложились в той или иной стране .
Внутри правительства могут создаваться более узкие органы общеполитического характера: Кабинет - в Великобритании, Постоянное бюро - в Китае, Президиум - в Италии и т.п., а также разного рода межведомственные структуры - комитеты в Великобритании, делегированные комиссии в Испании и др. Во Франции заседания правительства именуются Советом министров, когда проходят под председательством Президента, и советом кабинета, когда председательствует Премьер-министр; во втором случае основополагающие правительственные документы приниматься не могут и лишь обсуждаются.
С точки зрения своего политического состава правительство бывает:
однопартийным;
коалиционных;
беспартийным.
Однопартийное правительство (при парламентарной или смешанной форме правления) - образуется, когда одна из политических партий получила в результате выборов абсолютное большинство мест в парламенте или его нижней палате. (Великобритания).
Коалиционное (многопартийное) правительство (при парламентарной или смешанной форме правления) - образуется, когда ни одной из партий в итоге выборов не удалось получить в парламенте такого большинства, которое бы позволило сформировать однопартийное правительство. Коалиционное правительство - это результат соглашения между партиями об общей правительственной программе. Правительственные партии, образовавшие коалицию, должны опираться на парламентское большинство, в состав которого могут входить и партии или независимые депутаты, в коалиции не состоящие, но ее поддерживающие (Германия, Италия).
В кризисные моменты (например, в случае войны) возможно объединение в рамках правительства всех парламентских партий, создание правительства национального единства , что знаменует объединение усилий всего общества на преодоление общей опасности.
Возможно создание и правительства меньшинства , опирающегося на выборочную поддержку неправительственных партий. Оно может быть однопартийным или коалиционным, но в любом случае партии, составившие правительство, большинства в парламенте не имеют. Ему трудно принимать радикальные решения, и оно обычно ограничивается решением текущих вопросов (Скандинавские страны).
Беспартийное правительство - образуется в случае, если партиям в парламенте не удалось договориться о создании коалиции, а распускать парламент (нижнюю палату) нежелательно. Это правительство обычно называется служебным , деловым или чиновничьим. Оно включает специалистов, которые могут принадлежать к той или иной партии, но их партийная принадлежность в данном случае значения не имеет. Продолжительность существования такого правительства часто невелика, оно ведет текущие дела до тех пор, пока не удастся сформировать правительство на партийной основе. Бывает, что служебное правительство создается для того, чтобы вывести страну из кризисного состояния; враждующие партии соглашаются терпеть его на это время.
В демократических странах представители той или иной партии в правительстве не следуют указаниям центральных органов партии, находящихся вне парламента. Напротив, именно руководящие деятели парламентской фракции или ее представители в правительстве считаются главными лидерами партии.
Порядок формирования и структура правительства
В зависимости от формы правления правительства формируются двумя основными способами:
парламентским;
внепарламентским.
Парламентский способ формирования правительства используется в странах с парламентарной формой правления (парламентская республика или монархия, смешанные республики). Право на формирование правительства в этих странах получает та политическая партия, которая имеет большинство мест в нижней палате парламента страны.
Порядок формирования правительства в парламентарных республиках традиционен, хотя в конституциях изложен порой в неконкретной форме (Италия, ФРГ, Индия). Здесь вначале глава государства назначает главу правительства (в Италии - это председатель Совета министров, в ФРГ - Федеральный канцлер, в Индии - премьер-министр), который затем формирует правительство и предлагает парламенту его персональный состав.
В случае, если предлагаемый состав правительства или его глава не могут получить доверия большинства парламента, то возможен роспуск парламента и назначение главой государства служебного правительства на период, пока соберется вновь избранный парламент.
Внепарламентский способ формирования правительства используется в президентских республиках, некоторых формах монархий и смешанных республиках. Право на формирование правительства в этих странах имеет не парламент , а избирательный корпус, т.к. правительство формируется президентом, избираемым посредством непарламентских выборов.
В некоторых президентских республиках парламент все же принимает известное участие в формировании центральной исполнительной власти. Так, в США Президент производит назначения членов Кабинета по совету и с согласия Сената. Для производства назначений Президентом Филиппин требуется согласие парламентской комиссии по назначениям. Тем не менее, в обеих странах есть основания считать способ формирования правительства внепарламентским, ибо контроль за назначениями со стороны Сената США или комиссии по назначениям Конгресса Филиппин не носит политического характера (проверяются лишь компетентность и моральный облик кандидатов на должности) и не зависит от исхода парламентских выборов.
Состав и структура правительства очень разнообразны и в ряде стран (Великобритании) никак не регулируются, что позволяет каждому новому главе правительства самому определять, какие министерства ему нужны и с каким кругом ведения.
В Италии, ФРГ, Франции в состав правительства входят все главы центральных ведомств (министры, главы департаментов, государственные секретари), хотя в конституциях это не оговаривается.
В других странах, напротив, структура исполнительной власти урегулирована законом (США, Швейцария, Испания, Польша).
Так, в Испании состав правительства включает председателя, его заместителей, министров и других членов, определяемых в законодательном порядке.
Полномочия правительства
Полномочия правительства как высшего органа исполнительной власти общей компетенции достаточно широки. Они охватывают важнейшие вопросы государственной жизни, традиционно относящиеся к полномочиям исполнительной власти, исходя из границ между исполнительной, законодательной и судебной властями.
Полномочия:
формирование государственного аппарата и руководство его деятельностью (направление и координация деятельности аппарата через министерства, департаменты и другие ведомства);
участие в законодательной деятельности (использование делегированного законодательства, проявление законодательной инициативы);
исполнение законов (активные действия правительства по претворению обязывающих предписаний законов, самостоятельная нормотворческая деятельность);
составление и исполнение бюджета (здесь инициатива и полномочия всецело принадлежат правительству);
осуществление внешней политики (контролирует и направляет деятельность всех органов, осуществляющих внешнеполитические функции, комплектует дипломатический и консульский аппарат, определяет контингенты вооруженных сил, руководит деятельностью органов внешней разведки, ведет международные переговоры, заключает международные договоры и соглашения);
полномочия в условиях чрезвычайного положения (во многих странах действует специальное законодательство (Великобритания, США, ФРГ и т.д.).
Глава правительства
Названия главы правительства бывают различны, однако в большинстве стран он именуется премьер-министром (Великобритания, Франция). В других странах глава правительства называется председателем Совета министров (Италия), председателем Правительства (Испания, Чехия), министром-председателем (Болгария), федеральным канцлером (Германия и Австрия).
Глава правительства наделен большими полномочиями:
устанавливает число министерских постов, формирует правительство, осуществляя назначение и смещение его членов;
вносит на рассмотрение парламента законопроекты;
докладывает парламенту об общем состоянии государственных дел и внешних сношений;
осуществляет контроль и наблюдение за различными отраслями управления;
организует проведение в жизнь законов, ведение государственных дел;
руководит внешней политикой, заключает договоры;
организует гражданскую службу;
составляет бюджет и вносит его на рассмотрение парламента;
издает правительственные указы;
принимает решения о всеобщих и частных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах.
По общему правилу, министры, как члены правительства, должны подчиняться главе правительства. В последние годы отмечается усиление роли премьер-министра и ограничение коллегиальности в его работе.
Ведомства и их руководители
Ведомство - это государственный орган исполнительной власти специальной компетенции , то есть специализированный в определенной сфере государственного управления, обладающий именно в этой сфере установленными властными полномочиями.
Номенклатура ведомств различна и зависит от национальных традиций. Ведомства могут быть:
правительственные (их руководители входят в состав правительства):
министерства;
департаменты;
секретариаты;
государственные комитеты (в социалистических странах).
В составе министерств (и аналогичных им органов) иногда создаются крупные самостоятельные подразделения с разными наименованиями, возглавляемые государственными секретарями или иными должностными лицами подобного ранга.
неправительственные (руководители в состав правительства не входят):
комиссии;
комитеты;
советы;
агентства;
бюро и т.д.
Эти ведомства могут быть, как подчинены правительству, так и быть независимыми (вспомогательные органы при парламентах).
Члены правительств в большинстве случаев именуются министрами (от лат. minister - подручный, служитель).
Для руководителей ведомств, особенно правительственных, а также иных членов правительств часто устанавливаются определенные привилегии и иммунитеты (для глав правительств, разумеется, тоже и в первую очередь).
Устанавливается для них иногда и несовместимость с определенными публичными функциями и частными занятиями.
В странах с парламентарной формой правления, как правило, члены правительства должны быть парламентариями или даже депутатами только нижней палаты (Великобритания, Индия, Германия), а при смешанных формах правления характерна несовместимость членства в правительстве с парламентским мандатом (Болгария, Австрия, Франция, США).
Ответственность правительства и его членов
Надо различать политическую ответственность правительства и его членов перед парламентом или главой государства (ответственность за политику) и юридическую их ответственность за правонарушения .
Политическая ответственность перед парламентом имеет место только при парламентарных и смешанных формах правления, политическая ответственность перед главой государства - при некоторых смешанных и президентской формах правления, а ответственность за правонарушения - при любых.
Формы политической парламентской ответственности:
отказ в доверии;
вотум недоверия парламента;
ответственность за исполнение бюджета (неутверждение парламентом отчета об исполнении бюджета влечет в нормальных условиях отставку правительства).
Политическая ответственность перед главой государства имеет место обычно в виде смещения правительства или министра.
Во многих странах ответственность правительства за проводимую политику - солидарная: при неодобрении этой политики в отставку уходят все члены правительства, даже если кто-то из них в чем-то с этой политикой не соглашался. Выносить такие разногласия на общий суд нельзя; если такое случится, это влечет отставку соответствующего члена правительства.
Ответственность за правонарушения (в тех странах, где за членами правительства признается иммунитет от судебного преследования, лишение этого иммунитета производится парламентом, после чего возможна обычная установленная законом ответственность):
государственная измена;
должностные правонарушения.
- 2. Источники конституционного права зарубежных стран;
- 4. Конституция как источник конституционного права зарубежных стран. Виды конституций;
- 5. Общая характеристика конституций государств Запада, принятых после 1945 года;
- 6. Шариат и его влияние на конституционно право стран мусульманского права;
- 7. Способы принятия и изменения конституций в зарубежных государствах;
- 9. Институт основных прав и свобод человека и гражданина в зарубежных странах. Классификация основных прав и свобод;
- 10. Институт основных обязанностей человека и гражданина в зарубежных странах. Классификация обязанностей человека и гражданина;
- 11. Гражданство: понятие, конституционно-правовое регулирование. Способы приобретения и утраты гражданства в зарубежных странах;
- 12. Президентская республика как форма правления в зарубежных странах;
- 13. Парламентская республика как форма правления в зарубежных странах;
- 14. Смешанная республика как форма правления в зарубежных странах;
- 15. Монархия как форма правления в зарубежных странах;
- 16. Общая характеристика правового статуса автономных административно-территориальных образований в зарубежных государствах;
- 17. Унитарные формы государственно-территориального устройства в зарубежных странах. Виды унитарного государства в зарубежных странах;
- 18. Федеративная форма государственно-территориального устройства в зарубежных странах. Виды федераций;
- 19. Политические режимы в зарубежных странах. Общая характеристика;
- 20. Основные элементы демократического, авторитарного, тоталитарного политического режима. Конституционно-правовое закрепление политического режима;
- 21. Понятие, сущность, предпосылки возникновения итальянского фашизма и германского национал-социализма. Соотношение понятий «фашизм», «национал-социализм», «политический режим»;
- Разница между национал-социализмом и фашизмом
- 22. Конституционно-правовое регулирование статуса политических партий в зарубежных государствах;
- 24. Мажоритарная избирательная система в зарубежных странах.
- 25. Пропорциональная избирательная система в зарубежных странах. Процентный барьер.
- 26. Рекомендации Европейской комиссии за демократию через право
- 27. Избирательный процесс в зарубежных странах: понятие и
- 28. Референдум и иные формы непосредственной демократии в зарубежных странах;
- 29. Рекомендации Европейской комиссии за демократию через право
- 30. Монарх в зарубежных странах: понятие, место в системе органов
- 31. Президент в зарубежных странах: понятие, место в системе органов власти, порядок замещения должности, сроки полномочий, компетенция;
- 32. Конституционная ответственность президента в зарубежных
- 33. Правительство в зарубежных странах: понятие, место в системе
- 34. Парламент в зарубежных странах: понятие, место в системе
- 35. Формирование парламента и его палат в зарубежных странах;
- 36. Структура парламента и его палат в зарубежных странах;
- 38. Парламентский контроль в зарубежных государствах: виды,
- 39. Законодательный процесс в зарубежных странах: понятие, стадии, участники;
- 40. Роспуск парламента и его палат в зарубежных странах: основа-
- 41. Парламентский индемнитет и иммунитет в зарубежных странах;
- 42. Конституционные основы статуса судебной власти в зарубежных странах;
- 43. Понятие и общая характеристика механизмов реализации конституционного контроля и конституционного надзора в зарубежных государствах;
- 44. Конституционный контроль в зарубежных странах: понятие, виды, принципы, субъекты, объекты;
- 46. Конституционные основы организации публичной власти на местах в зарубежных странах
- 47. Конституционные реформы в государствах Восточной Европы (1989-2004 годы);
- 48. Общая характеристика конституций развивающихся стран;
- 49. Обобщенная характеристика органов законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти в развивающихся государствах;
- 50. Основные черты конституции сша. Конституционные поправки;
- 51. Основы правового статуса личности в сша;
- 52. Государственно-территориальное устройство сша;
- 53. Исторический аспект формирования федерализма в сша;
- 54. Сенат и палата представителей сша: формирование, компетенция;
- 55. Особенности партийной системы в сша;
- 56. Президент сша: порядок избрания, полномочия, ответственность. Вице-президент сша. Закон о преемственности должности президента;
- § 19. Вакантная должность Президента и Вице-президента.
- 57. Судебная система в сша на федеральном уровне и уровне штатов.
- 58. Основные черты конституции Великобритании;
- 59. Государственно-территориальное устройство Великобритании;
- 60. Палата общин парламента Великобритании: выборы, полномочия, комитеты, должностные лица палаты;
- Срок полномочий
- Структура Должностные лица Спикер
- Вице-спикер
- Комитеты
- Общие комитеты
- Специальные комитеты
- Объединённые комитеты
- Комитет всей палаты
- Политические партии
- 61. Палата лордов парламента Великобритании: состав, полномочия, комитеты. Общая характеристика реформы палаты лордов XIX – XX века;
- Лорды светские
- Требования к кандидатам
- Политические партии
- Полномочия Законодательный процесс
- Судебные функции
- Отношения с правительством
- 62. Конституционно-правовой статус политических партий в Великобритании;
- 63. Правительство Великобритании. Премьер-министр Великобритании;
- 64. Судебная система Великобритании. Судебный комитет Тайного совета. Общая характеристика судебной реформы Великобритании 2005 года;
- 65. Основные черты конституции Франции;
- Раздел III «Правительство» – роли и задачи Правительства Франции. Раздел IV «Парламент» – о парламенте. Раздел V «Об отношениях между Правительством и Парламентом».
- Развитие
- 67. Государственно-территориальное устройство Франции;
- 68. Президент Французской республики: порядок избрания, компетенция.
- 69. Совет министров и Национальное собрание Французской республики: общая характеристика.
- 70. Конституционный совет Французской Республики: формирование, компетенция.
- 71. Государственный Совет Французской Республики: формирование, компетенция.
- 72. Судебная система Французской Республики. Высокий суд правосудия. Суд правосудия Республики.
- 73. Особенности формирования представительных и исполнительных органов в департаментах, округах, катонах (коммунах).
- 74. Особенности осуществления конституционного контроля во Франции.
- 75. Общая характеристика Основного закона фрг.
- Раздел IX посвящен судебной власти. Здесь определяется организация судебной власти и закрепляются конституционные принципы отправления правосудия в фрг.
- 76. Предпосылки принятия Основного закона фрг. Общая характеристика Веймарской конституции.
- 77. Государственно-территориальное устройство фрг.
- Часть 2 Статьи 61 Конституции).
- 80. Федеральный канцлер: порядок избрания, компетенция, ответственность.
- 81. Бундестаг и Бундесрат в фрг: Формирование и компетенция.
- 82. Судебная система фрг. Правовой статус Федерального Конституционного Суда.
- 83. Основные черты Конституции Японии.
- 84. Исторические предпосылки принятия конституции Японии.
- 85. Характеристика государственно-территориального устройства Японии.
- 86. Император Японии: статус, порядок осуществления престолонаследия, полномочия.
- 87. Палата Представителей и палата Советников Японии: порядок формирования, компетенция.
- 88. Кабинет в Японии: формирование, полномочия, особенности наступления конституционно-правовой ответственности.
- 89. Судебная система Японии. Верховный суд Японии.
- 90. Основные черты конституции Индии. Предпосылки принятия конституции. Особенности порядка вступления в силу положений конституции Индии;
- 91. Характеристика государственно-территориального устройства Индии;
- 92. Народная палата и совет штатов Индии: формирование, компетенция;
- 93. Кабинет в Индии: формирование, полномочия, ответственность;
- 94. Президент Индии: порядок избрания, компетенция;
- 95. Судебная система Индии;
- 96. Особенности осуществления конституционного контроля в Индии;
- 97. Характерные черты конституционного права Испании;
- 98. Конвенционные нормы в конституционном праве Испании;
- 99. Конституционно-правовой статус монарха в Испании;
- 100. Конституционно-правовой статус Генеральных кортесов в Испании;
- 101. Конституционно-правовой статус премьер-министра в Испании;
- 102. Основные черты конституции Королевства Бельгия;
- 103. Исторический аспект становления федерализма как формы государственно-территориального устройства в Королевстве Бельгия;
- 104. Характерные особенности федерализма в Королевстве Бельгия;
- 105. Особенности конституционно-правового статуса монарха в Королевстве Бельгия;
- 106. Конституционно правовой статус премьер-министра в Королевстве Бельгия;
- 107. Порядок формирования, полномочия Федерального Парламента в Королевстве
- 108. Судебная система Королевства Бельгия;
- 109. Конституционно-правовой статус Конституционного Суда Королевства Бельгия;
- 110. Особенности организации органов местного самоуправления в Королевстве
- 111. Особенности конституции Австрийской Республики;
- 112. Идеи Ганса Кельзена и Конституция Австрийской Республики;
- 113. Формы прямой демократии в Австрийской Республике
- 114. Конституционно-правовой статус Парламента Австрийской Республики
- 115. Характерные черты законодательного процесса в Австрийской Республике
- 116. Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти на федеральном уровне в Австрийской Республике
- 117. Судебная система Австрийской Республики
- 118. Характеристика конституции Швейцарской Конфедерации
- Часть 1 Общие положения (ст 1-6)
- Часть 2 Основные права, гражданские права и социальные цели (ст 7-41)
- Часть 3 Союз, кантоны и общины (ст 42-135)
- Часть 4 Народ и кантоны (ст 136-142)
- Часть 5 Союзные власти (ст 143-191)
- Часть 6 (ст 192-196)
- 119. Особенности государственно-территориального устройства Швейцарской Конфедерации
- 120. Исторические предпосылки становления федеративной формы государственно-территориального устройства Швейцарской Конфедерации
- 121. Конституционно-правовой статус Федерального собрания Швейцарской Конфедерации
- 122. Порядок формирования и компетенция Федерального совета Швейцарской Конфедерации
- 123. Характерные особенности реализации форм прямой демократии в Швейцарской Конфедерации
- 124. Конституционно-правовой статус политических партий в Швейцарской Конфедерации
- 125. Судебная система Швейцарской Конфедерации
- 127. Характерные черты конституции Ливии
- 128. «Зеленая книга» Муаммара Каддафи как предмет рецепции конституционного права Ливии до 2011 года
- 129. Акты конституционно значения Королевства Саудовская Аравия
- 130. Основы правового статуса личности в Королевстве Саудовская Аравия
- 131. Институты совещательного участия граждан в Королевстве Саудовская Аравия
- 132. Конституционно-правовой статус монарха в Королевстве Саудовская Аравия
- 133. Конституционно-правовой статус аш-шура в Королевстве Саудовская Аравия
- 134. Конституционно-правовой статус Кабинета министров Королевства Саудовская Аравия
- 135. Судебная система Королевства Саудовская Аравия.