logo
Voprosy_po_KPZS

86. Император Японии: статус, порядок осуществления престолонаследия, полномочия.

Среди японцев сильны монархические настроения. До конца 1945 г. император обладал огромной, фактически неограниченной властью. На протяжении веков господствовала и являлась государственной теория об избранности и божественном происхождении императора и его семьи. Глава государства считался Сыном Неба и прямым потомком великой богини Аматэрасу- Омиками, которой по легенде японцы обязаны появлением на свет. В XX в. монархические настроения и институт императора использовались военно-самурайскими кланами в своих корыст- ных целях, в том числе для захвата чужих территорий и ведения агрессивных войн. В тот период основой образа мыслей подданных, по словам известного английского военного историка Л. Дейтона, «была вера в то, что японцы являются избранным - народом, которым правит божественный император и которому суждено править всей Азией». В 30-е гг. Япония развязала захватническую войну в Азии, а в 1941 г. вероломно напала на США. Однако она потерпела поражение, и в 1945 г. ее территория впервые в истории была оккупирована иностранными (американскими) войсками.

Монарший трон переходит по наследству от отца к старшему сыну. Женщины полностью исключены из системы престолонаследия. Царствование каждого императора провозглашается властями определенной «эрой», в соответствии с которой ведется официальное летоисчисление.

Япония —парламентарная салическая монархия, поскольку в Японии имеется наследственный монарх с титулом Императора, а создание и функционирование правительства обусловлено до­верием Палаты представителей Парламента. За порядком насле­дования престола следит совет императорского двора, возглавля­емый премьер-министром и состоящий из двух представителей императорской семьи, председателей и вице-председателей палат Парламента, главного судьи и одного члена Верховного суда. В то же время высказывается мнение о том, что в Японии монар­хии уже не существует, вплоть до утверждения о существова­нии республики с монархическими атрибутами, имеющими лишь внешнее, формальное значение.

Конституция определяет статус Императора следующим об­разом: "Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принад­лежит суверенная власть" (ст. 1). И далее: "Император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти" (ст. 4). Император назначает премьер-министра по пред­ставлению Парламента, а также главного судью Верховного суда по представлению Кабинета (ст. 6). Император по совету и с одоб­рения Кабинета осуществляет от имени народа такие действия, относящиеся к делам государства, как обнародование законов и договоров, созыв Парламента, объявление всеобщих парламентс­ких выборов, пожалование наград и др. (ст. 7). Принято считать, что наделение этими функциями носит формальный характер,поскольку инициатива Императора в их осуществлении не пре­дусмотрена. Тем не менее Император все же осуществляет действия публичного характера, не предписанные Конституцией. На­пример, в отношениях с Парламентом Император осуществляет не только конституционные полномочия, но и присутствует на церемонии открытия сессии Парламента, выступает с речью на заседаниях Парламента.

Император совершает действия внешнеполитического харак­тера. В этой сфере на него возложено подтверждение полномочий и верительных грамот послов и посланников, подтверждение ра­тификационных грамот и других дипломатических документов, но с совета и одобрения Кабинета (ст. 7). Согласно ст. 73 Конституции руководство внешней политикой относится к компетенции Каби­нета министров, и, следовательно, Император не является гла­вой государства, представляющим Японию в отношениях с иност­ранными государствами, но посещение Императором других стран вносит гораздо больший вклад в укрепление дружеских отноше­ний, нежели деятельность сотрудников дипломатических служб.

Императорская семья в Японии имеет очень высокий автори­тет в обществе, и около 80% взрослого населения страны поддер­живают монархическую форму правления.

Монарх правит долго. Так, предыдущий император Хирохито правил с 1926 по 1989 г.

После войны в связи с демократизацией государственного и общественно-политического устройства и установлением конституционной парламентской монархии существенным образом изменился статус главы государства. Он превратился в сугубо церемониальную фигуру. Его положение ныне определяется действующей Конституцией 1946 г. и законом об императорской фамилии, принятым Парламентом.

Согласно конституционным нормам (ст. 1), император является только «символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть». Он практически исключен из текущего и реального государственного управления и тем более не обладает неограниченной властью, как это было до окончания Второй мировой войны. В тот период он обладал и «верховной», и «законодательной властью» и возвышался над другими государственными институтами. Все действия, относящиеся к государственным делам, монарх предпринимает с одобрения правительства (Кабинета)., и оно несет за них ответственность.

Он назначает Премьер-министра по представлению Парламента и лишен в этом случае самостоятельности. Монарх назначает главного судью (председателя) Верховного суда по представлению правительства.

Император по совету и с одобрения Кабинета осуществляет такие действия, как: —

промульгация поправок и Конституции, законов, правительственных указов и договоров; —

созыв Парламента; —

роспуск Палаты представителей; —

объявление всеобщих парламентских выборов; —

подтверждение назначений и отставок высших должностных лиц (включая государственных министров), а также полномочий и верительных грамот послов и посланников; —

подтверждение всеобщих и частичных амнистий, смягчения и отсрочек наказаний и восстановление в правах; —

жалование наград; —

прием иностранных послов и посланников.

Монарх не голосует и не может претендовать на выборные должности. Кроме того, он является верховным жрецом национальной религии японцев синто. Для большинства японцев он высший моральный авторитет, знаток истории, обычаев и традиций и поэтому образец для подражания. По мнению некоторых западных аналитиков, нельзя полностью исключать ситуацию, когда в условиях системного социально-политического кризиса реальный круг полномочий монарха может существенно расшириться, хотя это и запрещено действующими конституционными предписаниями.