128. «Зеленая книга» Муаммара Каддафи как предмет рецепции конституционного права Ливии до 2011 года
В результате победы революции 1 сентября 1969 г. (так впоследствии был назван переворот, осуществленной группой офицеров) в Ливии установился общественный строй, не имеющий аналогов в мире.
Ливия — единственная страна в мире, которая официально отказалась от идеи государства, армии, госаппарата, партий и законодательства. Политический строй, установленный в Ливии в результате революции, получил название Джамахирия(форма правления), что означает непосредственное народное самоуправление. .
В Ливии отсутствует Конституция в качестве принятого высшим органом власти в особом порядке юридического документа. Духовная конституция ливийского общества — "Зеленая книга", написанная лидером ливийской революции и бессменным руководителем этой страны с 1969 г. Муамар бен Мухаммед Абу Меньяр Абдель Салям бен Хамид аль-Каддафи.
Книга состоит из трех частей: первая часть(январь 1976)– Решение проблемы демократии (Власть народа); вторая(2 февраля 1978) – Решение экономической проблемы(социализм); третья(1 июня 1979) – Общественный аспект (Третьей всемирной теории).
Книга содержит ряд программных положений, положенных в основу построения нового ливийского общества.
Несмотря на свою оригинальность и внешне "народные" черты, Джамахирия, в действительности, не является той образцовой формой организации общества, которую провоз гласило ливийское руководство.
По характеру политического режима — Ливия обычное авторитарное (близкое к тоталитарному) государство. Кроме того, провозглашая антикапиталистические идеи, и, живя в палатке "как простой бедуин", сам Каддафи является крупным не только африканским, но и европейским бизнесменом — совладельцем итальянского футбольного клуба "Ювентуса", многочисленных предприятий в Италии и других странах. Джамахирия, особое государство, провозглашенное на основе идей Каддафи — легальный повод избавиться от представительных органов, оппозиционных партий, армии, законодательства, установить режим личной власти Каддафи и его окружения, лишенный каких-либо институтов сдерживания.
По форме государства - республика. С 1977 страну переименовали в– Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия («народное государство»).
Национальное правительство. В Ливии установлен военный режим, исповедующий идеи арабского национализма, социализма и ислама. Высшим государственным органом является Всеобщий народный конгресс, в состав которого входят представители народных комитетов. Фактически ВНК обладает функциями парламента. Его члены избираются на местном и региональном уровнях, часть их назначается лично Каддафи. Из числа членов ВНК Каддафи назначает и министров своего кабинета. Хотя сам Каддафи не занимает никаких официальных постов, он остается ведущим политическим деятелем Ливии.
Судебная система. Основой судопроизводства является Коран. Судопроизводство осуществляется иерархически выстроенной системой судов. В судах магистратов рассматриваются мелкие дела. Далее идут суды первой ступени, апелляционные суды и Верховный суд.
В первой части указывается:
Закон общества. Нет — писаным законам: любые писаные законы — это чья-то воля, навязанная кем-то кому-то, они неистинны;поэтому люди часто нарушают законы и пытаются их обойти, т. к. законы исходят не от них; истинный закон для ливийцев — естественный закон — это совесть, традиции и вера в Бога. В 1977 г. духовной конституцией Ливийского общества, наряду с Зеленой Книгой, объявлен Коран. В Ливии действует также принятая в 1990 г. Хартия революционной законности — документ, на основании которого Джамахирия может принять самые жесткие меры к инакомыслящим.
Парламенты. « Нет — представительству от имени народа » - нет большей несправедливости и лицемерия в ситуации, когда один человек (депутат) "представляет" во власти тысячи или десятки тысяч других людей, которых он даже не знает и от нужд которых далек; так же как в ситуации, когда группа людей (парламент) принимает решения и осуществляет власть за народ; любое представительство от имени народа, на котором основываются все современные государства — обман; любой человек, желающий представлять во власти народ, забирает это право у народа, часто при этом обманывая массы.
В новом ливийском обществе, согласно учению Каддафи, все формы представительства от имени народа должны быть заменены самоуправлением самого народа. Взамен представительным органам власти учреждаются органы народного самоуправления: Народные конгрессы; Народные комитеты.
Народный конгресс — сбор всех жителей населенного пункта, на котором неформально решаются важнейшие вопросы внутренней жизни данного населенного пункта.
Для организации текущего управления народный конгресс формирует подотчетный ему народный комитет. Сотрудники народного комитета не становятся профессиональными управленцами (чиновниками), они выполняют функции управления на общественных началах, подотчетны народному конгрессу и в любой момент могут быть им отозваны.
Все народные конгрессы, действующие в Ливии, избирают делегатов Всеобщего (вселивийского) народного конгресса (собирается раз в год примерно в количестве 1000 человек и решает важнейшие вопросы жизни Джамахирии). Всеобщий народный конгресс избирает Верховный народный комитет (выполняет управленческие функции на уровне страны и подконтролен Всеобщему народному конгрессу).
Официальный глава государства в Ливии отсутствует. Общество само осуществляет контроль над собой.
Фактический руководитель страны Муаммар Каддафи именуется "лидером ливийской революции" и управляет страной неформально, "по традиции", "как наиболее сильный воин управляет племенем".
Несмотря на подобное обоснование ливийской системы власти (самоуправления), в реальной жизни жесткое управление Ливией осуществляет Совет революционного командования — группа высших офицеров, пришедших к власти в 1969 г. и спецслужбы.
Партии. "Нет — политическим партиям! любая политическая партия — это всегда меньшинство, желающее навязать свою волю большинству (часто — не членам партии), натравить одну часть общества на другую; в погоне за властью партии очерняют друг друга, нарушают стабильность в обществе, раскалывают общество, делают заложником своих узких интересов и межпартийной борьбы весь народ;поэтому в новом ливийском обществе политических партий не должно быть. Несмотря на официальное отсутствие партий, в реальности в Ливии существует "народная организация" — Арабский Социалистический Союз, играющий роль единственной правящей партии.
Референдум. Референдум - фальсификация демократии. Те, кто говорит "да", и те, кто говорит "нет", на деле не выражают своей воли, а обречены современной демократией на молчание. Они могут сказать лишь одно слово - "да" или "нет". Это наиболее жестокая и беспощадная форма диктаторского режима. Говорящий "нет" должен иметь возможность мотивировать, почему он сказал "нет", а не "да", а говорящий "да" должен иметь возможность объяснить, почему он сказал "да", а не "нет". Каждый должен обосновать свое желание, причину одобрения или неодобрения!!.
Пресса. Пресса - это способ самовыражения общества, а не отдельного физического или юридического лица. Поэтому с точки зрения как логики, так и демократии пресса не может принадлежать ни физическому, ни юридическому лицу.
Газета, являющаяся собственностью индивидуума, выражает только точку зрения ее владельца. Утверждение, что она представляет общественное мнение, несостоятельно, и не имеет никаких оснований, ибо на деле она выражает точку зрения физического лица, а с точки зрения подлинной демократии недопустимо, чтобы отдельная личность владела публичными средствами печати и информации. Демократическая печать - это печать, издаваемая народным комитетом, включающим различные общественные группы - профсоюзы рабочих, женщин, студентов, крестян, специалистов, служащих, ремесленников и других общественных групп. Только в этом случае печать и иные средства информации будут выражать мнение общества в целом, явятся рупором общественного мнения. Тем самым печать и средства информации станут подлинно демократическими.
Армия. "Нет — армии!": армия — инструмент для подчинения всего народа части народа; поэтому в Ливии устраняется профессиональная армия и заменяется, "вооруженным народом".
В то же время страна пронизана вертикалью "революционных комитетов" (ревкомов), жестко контролирующих ситуацию в стране и вовремя пресекающих любые попытки зарождения оппозиции.
Во второй части:
"Нет — эксплуатации человека человеком". Все формы эксплуатации, когда один человек (группа людей) получает прибыль от труда другого человека (группы людей) запрещены.
Наемные работники, как бы ни был велик их заработок, - это те же рабы.
Наемный работник находится в полурабской зависимости от нанявшего его хозяина.
Потребности. Свобода человека неполна, если его потребностями управляют другие. Жилище является основной потребностью отдельной личности и семьи, и поэтому оно не может принадлежать никому другому. Человек, живущий в чужом доме, за плату или бесплатно, не может быть свободен.
Средства существования - это не плата за продукцию, произведенную человеком для кого-то другого, а либо личная собственность человека, которой он сам распоряжается для удовлетворения своих потребностей, либо его доля в производстве, одним из основных элементов которого он является.
Земля. Земля не принадлежит никому. Однако каждый имеет право пользоваться землей на протяжении своей жизни и жизни наследников для удовлетворения личных потребностей, трудясь на земле, возделывая ее или используя для выпаса скота, насколько позволяют ему собственные силы, не используя при этом чужого оплаченного или бесплатного труда. Домашняя прислуга. В современном обществе домашняя прислуга, независимо от того, работает она за плату или бесплатно, находится в рабском положении. Это рабы нового времени. Поэтому нужно бороться за избавление домашних слуг от оков рабства и превращение их в партнеров, занятых в сфере материального производства, продукция которого делится на части по числу элементов производства. Жилище должно обслуживаться теми, кто в нем живет. В тех случаях, когда участие работников все же необходимо, домашняя работа должна выполняться не прислугой, работающей за плату или бесплатно, а работниками, пользующимися правом продвижения по службе и имеющими те же социальные и материальные гарантии, что и остальные работники сферы общественных услуг.
Все предприятия в Ливии должны находится в общей собственности тех, кто на них непосредственно работает, а любое производство построено только на началах партнерства.
В третьей части:
Семья.
Процветающее общество - это общество, в котором человек естественно развивается в условиях семьи, общество, в котором процветает семья, с которой человек связан прочными узами. Если человеческое общество станет когда-нибудь обществом без семьи, оно будет обществом бродяг и уподобится искусственному растению.
Племя.
Племя - это та же семья, но увеличившаяся вследствие роста потомства, то есть племя - это большая сем ья. Поэтому чтобы иметь возможность пользоваться ценностями, привилегиями и идеалами, которые создаются взаимосвязью, сплоченностью, единством, привязанностью и любовью на уровне семьи, племени, нации всего человечества, для человеческого общества чрезвычайно важно сохранить сплоченность как на уровне семьи и племени, так и на национальном и мировом уровне.
Нация - это большая семья, прошедшая путь развития от племени до совокупности племен, имеющих общее происхождение или слившихся воедино в силу общности судьбы. Семья может стать нацией, только пройдя стадию племени, деления племени и, далее, стадию смешения племен. Единая религия может объединить в одно государство несколько наций. Объединение возможно также в силу экономической необходимости и военных завоеваний.
Женщина.
Указывается что женщина уравнена с правами мужчины. Но это только с их точки зрения, т.к. в книге говориться: что женщина является особью женского пола, она каждый месяц переносит болезненные состояния, если нет таковых значит она беременна. Она должна кормить грудью до двух лет, иначе она будет наказана.Функция женщины материнство, должна сама растить ребенка, запрещается отдавать в ясли. ДЕТИ, НЕ ИМЕЮЩИЕ СЕМЬИ И КРОВА, ВОСПИТЫВАЮТСЯ ОБЩЕСТВОМ. ТОЛЬКО ДЛЯ ЭТИХ ДЕТЕЙ ОБЩЕСТВО СОЗДАЕТ ЯСЛИ И ДРУГИЕ ПОДОБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ. ОПЕКА ОБЩЕСТВА НАД НИМИ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЕЕ ОПЕКИ ОТДЕЛЬНЫХ ЛИЦ, НЕ ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИХ РОДИТЕЛЯМИ. Женщине запрещается обучаться мужской профессии, с этим она теряет свою женственность.
В силу физиологического различия мужчин и женщин , у мужчин функция – добытчик. Он обеспечивают семью, следит за порядком. Мужчина должен быть жестким и грубым. Человеческие права равны для всех - мужчин и женщин, взрослых и детей.
Образование.
Обязательное обучение, которым похваляются государства мира, сумевшие навязать его молодежи, является средством подавления свободы, подавления природных способностей человека.
Навязывать людям изучение определенных предметов - диктат. Знание - естественное право каждого человека, и никто не должен лишать человека этого права, только сам человек может отказаться от него.
Спорт, верховая езда, зрелища .
Спорт может быть индивидуальным, подобно молитве, творимой человеком в одиночестве, даже в закрытой комнате, либо коллективным, когда спортивные игры проводятся на открытых площадках, подобно тому, как массовые молитвы совершаются в храмах. Театральные и концертные залы заполняют леди несерьезные, неспособные играть в жизни героическую роль, те, кто не понимает смысла исторических событий и не представляет себе будущего. Эти бездельники приходят в театры и зрительные залы, чтобы посмотреть, как течет жизнь и поучиться совершенно так же, как ученики, заполняющие школьные классы, чтобы учиться. Бокс и разные виды борьбы свидетельствуют, что человечество еще не окончательно избавилось от пережитков варварства. Однако самые просвещенные и интеллектуально развитые люди уже сейчас сторонятся этих варварских видов спорта, не желая быть ни участниками, ни зрителями подобных выступлений.
- 2. Источники конституционного права зарубежных стран;
- 4. Конституция как источник конституционного права зарубежных стран. Виды конституций;
- 5. Общая характеристика конституций государств Запада, принятых после 1945 года;
- 6. Шариат и его влияние на конституционно право стран мусульманского права;
- 7. Способы принятия и изменения конституций в зарубежных государствах;
- 9. Институт основных прав и свобод человека и гражданина в зарубежных странах. Классификация основных прав и свобод;
- 10. Институт основных обязанностей человека и гражданина в зарубежных странах. Классификация обязанностей человека и гражданина;
- 11. Гражданство: понятие, конституционно-правовое регулирование. Способы приобретения и утраты гражданства в зарубежных странах;
- 12. Президентская республика как форма правления в зарубежных странах;
- 13. Парламентская республика как форма правления в зарубежных странах;
- 14. Смешанная республика как форма правления в зарубежных странах;
- 15. Монархия как форма правления в зарубежных странах;
- 16. Общая характеристика правового статуса автономных административно-территориальных образований в зарубежных государствах;
- 17. Унитарные формы государственно-территориального устройства в зарубежных странах. Виды унитарного государства в зарубежных странах;
- 18. Федеративная форма государственно-территориального устройства в зарубежных странах. Виды федераций;
- 19. Политические режимы в зарубежных странах. Общая характеристика;
- 20. Основные элементы демократического, авторитарного, тоталитарного политического режима. Конституционно-правовое закрепление политического режима;
- 21. Понятие, сущность, предпосылки возникновения итальянского фашизма и германского национал-социализма. Соотношение понятий «фашизм», «национал-социализм», «политический режим»;
- Разница между национал-социализмом и фашизмом
- 22. Конституционно-правовое регулирование статуса политических партий в зарубежных государствах;
- 24. Мажоритарная избирательная система в зарубежных странах.
- 25. Пропорциональная избирательная система в зарубежных странах. Процентный барьер.
- 26. Рекомендации Европейской комиссии за демократию через право
- 27. Избирательный процесс в зарубежных странах: понятие и
- 28. Референдум и иные формы непосредственной демократии в зарубежных странах;
- 29. Рекомендации Европейской комиссии за демократию через право
- 30. Монарх в зарубежных странах: понятие, место в системе органов
- 31. Президент в зарубежных странах: понятие, место в системе органов власти, порядок замещения должности, сроки полномочий, компетенция;
- 32. Конституционная ответственность президента в зарубежных
- 33. Правительство в зарубежных странах: понятие, место в системе
- 34. Парламент в зарубежных странах: понятие, место в системе
- 35. Формирование парламента и его палат в зарубежных странах;
- 36. Структура парламента и его палат в зарубежных странах;
- 38. Парламентский контроль в зарубежных государствах: виды,
- 39. Законодательный процесс в зарубежных странах: понятие, стадии, участники;
- 40. Роспуск парламента и его палат в зарубежных странах: основа-
- 41. Парламентский индемнитет и иммунитет в зарубежных странах;
- 42. Конституционные основы статуса судебной власти в зарубежных странах;
- 43. Понятие и общая характеристика механизмов реализации конституционного контроля и конституционного надзора в зарубежных государствах;
- 44. Конституционный контроль в зарубежных странах: понятие, виды, принципы, субъекты, объекты;
- 46. Конституционные основы организации публичной власти на местах в зарубежных странах
- 47. Конституционные реформы в государствах Восточной Европы (1989-2004 годы);
- 48. Общая характеристика конституций развивающихся стран;
- 49. Обобщенная характеристика органов законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти в развивающихся государствах;
- 50. Основные черты конституции сша. Конституционные поправки;
- 51. Основы правового статуса личности в сша;
- 52. Государственно-территориальное устройство сша;
- 53. Исторический аспект формирования федерализма в сша;
- 54. Сенат и палата представителей сша: формирование, компетенция;
- 55. Особенности партийной системы в сша;
- 56. Президент сша: порядок избрания, полномочия, ответственность. Вице-президент сша. Закон о преемственности должности президента;
- § 19. Вакантная должность Президента и Вице-президента.
- 57. Судебная система в сша на федеральном уровне и уровне штатов.
- 58. Основные черты конституции Великобритании;
- 59. Государственно-территориальное устройство Великобритании;
- 60. Палата общин парламента Великобритании: выборы, полномочия, комитеты, должностные лица палаты;
- Срок полномочий
- Структура Должностные лица Спикер
- Вице-спикер
- Комитеты
- Общие комитеты
- Специальные комитеты
- Объединённые комитеты
- Комитет всей палаты
- Политические партии
- 61. Палата лордов парламента Великобритании: состав, полномочия, комитеты. Общая характеристика реформы палаты лордов XIX – XX века;
- Лорды светские
- Требования к кандидатам
- Политические партии
- Полномочия Законодательный процесс
- Судебные функции
- Отношения с правительством
- 62. Конституционно-правовой статус политических партий в Великобритании;
- 63. Правительство Великобритании. Премьер-министр Великобритании;
- 64. Судебная система Великобритании. Судебный комитет Тайного совета. Общая характеристика судебной реформы Великобритании 2005 года;
- 65. Основные черты конституции Франции;
- Раздел III «Правительство» – роли и задачи Правительства Франции. Раздел IV «Парламент» – о парламенте. Раздел V «Об отношениях между Правительством и Парламентом».
- Развитие
- 67. Государственно-территориальное устройство Франции;
- 68. Президент Французской республики: порядок избрания, компетенция.
- 69. Совет министров и Национальное собрание Французской республики: общая характеристика.
- 70. Конституционный совет Французской Республики: формирование, компетенция.
- 71. Государственный Совет Французской Республики: формирование, компетенция.
- 72. Судебная система Французской Республики. Высокий суд правосудия. Суд правосудия Республики.
- 73. Особенности формирования представительных и исполнительных органов в департаментах, округах, катонах (коммунах).
- 74. Особенности осуществления конституционного контроля во Франции.
- 75. Общая характеристика Основного закона фрг.
- Раздел IX посвящен судебной власти. Здесь определяется организация судебной власти и закрепляются конституционные принципы отправления правосудия в фрг.
- 76. Предпосылки принятия Основного закона фрг. Общая характеристика Веймарской конституции.
- 77. Государственно-территориальное устройство фрг.
- Часть 2 Статьи 61 Конституции).
- 80. Федеральный канцлер: порядок избрания, компетенция, ответственность.
- 81. Бундестаг и Бундесрат в фрг: Формирование и компетенция.
- 82. Судебная система фрг. Правовой статус Федерального Конституционного Суда.
- 83. Основные черты Конституции Японии.
- 84. Исторические предпосылки принятия конституции Японии.
- 85. Характеристика государственно-территориального устройства Японии.
- 86. Император Японии: статус, порядок осуществления престолонаследия, полномочия.
- 87. Палата Представителей и палата Советников Японии: порядок формирования, компетенция.
- 88. Кабинет в Японии: формирование, полномочия, особенности наступления конституционно-правовой ответственности.
- 89. Судебная система Японии. Верховный суд Японии.
- 90. Основные черты конституции Индии. Предпосылки принятия конституции. Особенности порядка вступления в силу положений конституции Индии;
- 91. Характеристика государственно-территориального устройства Индии;
- 92. Народная палата и совет штатов Индии: формирование, компетенция;
- 93. Кабинет в Индии: формирование, полномочия, ответственность;
- 94. Президент Индии: порядок избрания, компетенция;
- 95. Судебная система Индии;
- 96. Особенности осуществления конституционного контроля в Индии;
- 97. Характерные черты конституционного права Испании;
- 98. Конвенционные нормы в конституционном праве Испании;
- 99. Конституционно-правовой статус монарха в Испании;
- 100. Конституционно-правовой статус Генеральных кортесов в Испании;
- 101. Конституционно-правовой статус премьер-министра в Испании;
- 102. Основные черты конституции Королевства Бельгия;
- 103. Исторический аспект становления федерализма как формы государственно-территориального устройства в Королевстве Бельгия;
- 104. Характерные особенности федерализма в Королевстве Бельгия;
- 105. Особенности конституционно-правового статуса монарха в Королевстве Бельгия;
- 106. Конституционно правовой статус премьер-министра в Королевстве Бельгия;
- 107. Порядок формирования, полномочия Федерального Парламента в Королевстве
- 108. Судебная система Королевства Бельгия;
- 109. Конституционно-правовой статус Конституционного Суда Королевства Бельгия;
- 110. Особенности организации органов местного самоуправления в Королевстве
- 111. Особенности конституции Австрийской Республики;
- 112. Идеи Ганса Кельзена и Конституция Австрийской Республики;
- 113. Формы прямой демократии в Австрийской Республике
- 114. Конституционно-правовой статус Парламента Австрийской Республики
- 115. Характерные черты законодательного процесса в Австрийской Республике
- 116. Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти на федеральном уровне в Австрийской Республике
- 117. Судебная система Австрийской Республики
- 118. Характеристика конституции Швейцарской Конфедерации
- Часть 1 Общие положения (ст 1-6)
- Часть 2 Основные права, гражданские права и социальные цели (ст 7-41)
- Часть 3 Союз, кантоны и общины (ст 42-135)
- Часть 4 Народ и кантоны (ст 136-142)
- Часть 5 Союзные власти (ст 143-191)
- Часть 6 (ст 192-196)
- 119. Особенности государственно-территориального устройства Швейцарской Конфедерации
- 120. Исторические предпосылки становления федеративной формы государственно-территориального устройства Швейцарской Конфедерации
- 121. Конституционно-правовой статус Федерального собрания Швейцарской Конфедерации
- 122. Порядок формирования и компетенция Федерального совета Швейцарской Конфедерации
- 123. Характерные особенности реализации форм прямой демократии в Швейцарской Конфедерации
- 124. Конституционно-правовой статус политических партий в Швейцарской Конфедерации
- 125. Судебная система Швейцарской Конфедерации
- 127. Характерные черты конституции Ливии
- 128. «Зеленая книга» Муаммара Каддафи как предмет рецепции конституционного права Ливии до 2011 года
- 129. Акты конституционно значения Королевства Саудовская Аравия
- 130. Основы правового статуса личности в Королевстве Саудовская Аравия
- 131. Институты совещательного участия граждан в Королевстве Саудовская Аравия
- 132. Конституционно-правовой статус монарха в Королевстве Саудовская Аравия
- 133. Конституционно-правовой статус аш-шура в Королевстве Саудовская Аравия
- 134. Конституционно-правовой статус Кабинета министров Королевства Саудовская Аравия
- 135. Судебная система Королевства Саудовская Аравия.