logo
Voprosy_po_KPZS

57. Судебная система в сша на федеральном уровне и уровне штатов.

Ее специфика заключается в том, что в стране существуют параллельно 50 судебных систем и федеральная судебная система .

Каждый штат самостоятельно устанавливает свою судебную систему, порядок наделения полномочиями судей (они избираются либо населением, либо легислатурой, либо должностными лицами), свою систему наказаний. Во главе судебной системы каждого штата стоит Верховный суд штата. Одновременно (в том числе и на территории каждого штата) действует федеральная судебная система, в структуру которой входят :

В каждом штате в зависимости от количества населения действует несколько окружных судов. Территория округа не совпадает с территорией штата. Территория 1 аппеляционного суда охватывает территорию 3-5 штатов.

Высшей судебной инстанцией США является Верховный суд США, состоящий из 9 судей. Судьи назначаются пожизненно президентом США с согласия Сената.

Важной особенностью Верховного суда США является то, что он правомочен осуществлять и осуществляет на практике конституционный контроль. Начиная с 1803 г. господствует доктрина, согласно которой конституция и любой закон при необходимости подлежат толкованию и данное толкование осуществляют суды и судьи.

Верховный суд США. Генеральный солиситор;

Высшей судебной инстанцией в Соединенных Штатах Америки является Верховный суд. Занимается он, в основном, рассмотрением апелляций от нижестоящих судов. На основе решений Верховного суда формируются прецеденты, в соответствии с которыми должны в дальнейшем осуществлять свою работу остальные судебные инстанции страны. Верховный суд США также в качестве первой судебной инстанции рассматривает дела особой государственной важности, в том числе, касающиеся дипломатических представителей и споров между двумя и более штатами. Таких процессов возникает немного, поэтому основной массив дел, рассматриваемых Верховным судом это апелляции граждан и компаний на решения нижестоящих судебных инстанций и различных государственных органов.

В составе Верховного суда Соединенных Штатов Америки находится 9 судей. Кандидатура каждого из них предлагается президентом США, а затем утверждается Сенатом. Одного из судей президент назначает председателем.

Создан Верховный суд США в 1789 году, а первое решение его судьями было вынесено в 1792 году. Резкое усиление влияния Верховного суда произошло в 1803 году, когда им была принята практика оценки соответствия законодательных актов положениям конституции страны. Фактически в тот момент Верховный суд взял на себя право приостанавливать действие отдельных законов из-за их неконституционности. В дальнейшем во многих европейских странах для решения подобных задач были созданы конституционные суды, отсутствующие в США. Дел, связанных с признанием неконституционности отдельных законов или административных актов, Верховный суд рассматривает совсем немного. Однако даже такой судебный контроль оказывает серьезное профилактическое воздействие на другие ветви власти, за счет чего у граждан появляется уверенность в защищенности своих конституционных прав.

При работе Верховного суда Соединенных Штатов не предусмотрено создание коллегий, как это обычно бывает в высших судебных органах других стран. По этой причине в рассмотрении каждого дела участвуют все судьи, а для вынесения того или иного решения необходимо собрать кворум из шести голосов. От перегруженности Верховный суд США защищает письменная форма рассмотрения дел, при которой не вызываются стороны, не допрашиваются свидетели и не выполняются иные затягивающие процесс процедуры. Принятые решения являются окончательными, а если какой-то один судья не согласен с мнением кворума, то он имеет право на публикацию своей позиции.

Отдел генерального солиситора представляет правительство США в делах, рассматриваемых в Верховном суде, и от имени правительства осуществляет надзор за ведением тяжб во всех апелляционных судах.

Ежегодно отдел участвует не менее чем в трех четвертях дел, которые рассматриваются в Верховном суде. Когда одной из сторон является правительство США, от его имени выступает представитель Отдела генерального солиситора. Дела весьма разнообразны – они могут требовать обоснования конституционности закона, принятого Конгрессом, доказательства законности политического решения, принятого органом исполнительной власти, или обоснования приговора, вынесенного по федеральному уголовному делу.

В делах, в которых Соединенные Штаты не являются одной из сторон, Отдел генерального солиситора часто участвует в качестве “друга Суда”, или amicus curiae, и предоставляет Суду сведения о возможном воздействии данного дела на долгосрочные интересы Соединенных Штатов. Иногда Отдел генерального солиситора просит разрешения на участие в качестве amicus curiae, а иногда Суд и сам запрашивает мнение правительства США, предлагая генеральному солиситору предоставить информацию.

В силу своего институционального положения Отдел генерального солиситора несет особую обязанность – соблюдать прецеденты Верховного суда и вести свою защитную линию с полной откровенностью. Временами генеральный солиситор даже признает ошибки, когда полагает, что позиция, занятая правительством в судах низших инстанций, не соответствует его пониманию требований Конституции и законов.

В дополнение к ведению дел в Верховном суде, Отдел генерального солиситора осуществляет надзор над судопроизводством от имени правительства в апелляционных судах. Когда суд первой инстанции принимает решение не в пользу правительства, генеральный солиситор определяет, будет ли правительство обжаловать это решение. Генеральный солиситор также решает, добиваться ли пересмотра решений апелляционного суда не в пользу правительства в Верховном суде. Контролируя, какие дела будут обжалованы правительством, Отдел генерального солиситора обеспечивает последовательность позиций, занимаемых правительством США по делам во всей судебной системе страны.

Отдел генерального солиситора необходим не только для эффективного представления интересов правительства США в наших судах, но и для поддержания законности в нашей демократии путем обеспечения объективного и неподкупного участия правительства в судебной системе.