logo
Voprosy_po_KPZS

87. Палата Представителей и палата Советников Японии: порядок формирования, компетенция.

В 1874 году первая политическая партия Японии представила правительству декларацию о создании представительного зако­нодательного органа. Первые всеобщие выборы состоялись 1 июля 1890 г., а первая сессия Парламента была созвана 29 ноября 1890 г.

Согласно ст. 41 Конституции Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодатель­ным органом страны. Однако японские ученые, исходя из предо­ставленного Конституцией муниципиям права принимать обяза­тельные постановления, считают, что муниципальные собрания также в виде исключения имеют законодательные полномочия, и называют эти собрания вторичной законодательной властью, а их постановления — автономным правом.

Порядок работы Парламента регулируется Конституцией Япо­нии, Законом о Парламенте 1947 г., а также Регламентом Пала­ты представителей 1947 г. и Регламентом Палаты советников 1949 г.

Японский Парламент состоит из двух палат — Палаты совет­ников и Палаты представителей. Палата советников включает 252 советника, избираемых на 6 лет, с переизбранием половины со­става советников каждые три года.

Палата представителей изби­рается на 4 года в количестве 500 депутатов. До 1994 года, когда были внесены поправки в Закон об избрании на публичные долж­ности, число депутатов в Палате представителей было равно 511. Палата представителей может быть досрочно распущена актом Императора по требованию правительства, верхняя палата рос­пуску не подлежит.

Парламент формируется путем всеобщих и прямых выборов. Конституция устанавливает всеобщее избирательное право для совершеннолетних, тайное голосование, недопущение дискрими­нации в избирательных правах по признаку расы, пола, религии, социального положения и происхождения, образования, имуще­ственного положения или доходов (ст. 44). Вопросы, касающиеся выборов, регулируются Законом об избрании на публичные должно­сти 1950 г. с последующими изменениями (последнее — в 1994 г. — устанавливает новую систему выборов в нижнюю палату). В соот­ветствии с Законом активное избирательное право на выборах в обе палаты предоставлено гражданам в возрасте от 20 лет, про­живающим в избирательном округе не менее трех месяцев и вне­сенным в списки избирателей, пассивное — от 25 лет для Палаты представителей и 30 лет для Палаты советников. Кандидат вносит денежный залог, не возвращаемый в случае неполучения им оп­ределенного минимума голосов. Основу парламентской избиратель­ной системы составляет смешанная система, сочетающая в себе элементы мажоритарной и пропорциональной систем.

До 1996 г. выборы в Палату представителей проводились по системе средних избирательных округов. 21 ноября 1994 г. был при­нят Закон о малых избирательных округах, позволивший опреде­лить границы округов в соответствии с предложениями Комиссии Палаты представителей по демаркации границ избирательных ок­ругов. Последние выборы проходили по новой избирательной сис­теме, согласно которой 300 депутатов избираются по одномандат­ным округам, а 200 — по 11 региональным блокам по списку поли­тических партий пропорционально полученным голосам. При такой избирательной системе каждый избиратель имеет два голоса.

Палата советников также избирается по смешанной системе. 152 советника избираются от 48 многомандатных округов (2—8 со­ветников от округа). Кроме того, создается общенациональный округ, в котором избиратели голосуют за одну из политических партий. Избранные от этого округа в палату 100 советников отби­раются из кандидатов, заранее включенных каждой партией в свой список, пропорционально числу набранных каждой партией голосов. Таким образом, избиратель один голос отдает за конкрет­ного кандидата, а второй — за политическую партию.

Японии свойственна долгосрочная связь депутата со своим избирательным округом. Зачастую округ передается по наслед­ству (так, Р. Хасимото, находившийся в должности премьер-ми­нистра с января 1996 г. по апрель 1998 г., наследовал депутатский мандат своего отца в 26 лет).  Поэтому для Японии характерно многократное избрание депутата, а лицам со стороны довольно трудно попасть в ряды депутатов.

Депутаты и советники имеют свободный депутатский мандат, вопрос о лишении или признании недействительным которого ре­шает соответствующая палата 2/3 голосов. Члены палат не несут ответственности в связи со своими речами, высказываниями и голосованием в палатах, пользуются ограниченным депутатским иммунитетом.

Главной задачей японского парламента как и парламентов других демократических стран, является законода тельство, в частности определяющее государственные доходы и расхо ды — государственный бюджет. Конституция устанавливает, что парла мент является единственным законодательным органом, глава государ ства (император) в законодательстве не участвует и права вето в отноше нии принятых законов не имеет.

Главную роль в законодательном процессе в Японии, как и во многиз других странах, играет палата представителей, поскольку в определен ных случаях акты, принятые ею, становятся законами без согласия верх ней палаты: нижняя палата преодолевает вето верхней путем вторичной принятия закона большинством в 2 / 3 голосов, причем голосов присутст вующих (кворум в Японии — 1/3 состава), а не общего состава палаты Закон о государственном бюджете также может быть принят без участи;

верхней палаты, если исчерпаны все пути для соглашения. Нижняя пала та имеет и другие преимущества.

Подавляющее большинство законопроектов в Японии, как и в других странах, поступают на рассмотрение парламента от правительства (внес­ти законопроект могут также 20 депутатов или 10 советников), но в Японии это происходит после тщательной бюрократической проработ­ки, которая продолжается и во время обсуждений в парламенте. Законы обычно разрабатываются в департаментах министерств, после чего про­ект передается руководству министерства, доходит до министра, идет в канцелярию премьер-министра (она по своему рангу приравнена к ми­нистерству), затем к премьер-министру и только потом от имени прави­тельства представляется в парламент. Но и после этого законопроекты еще не подлежат рассмотрению на пленарном заседании, хотя бы в виде первого чтения. С ними работают в законодательном бюро палаты и параллельно, а часто и после этого, — в соответствующей постоянной комиссии. Здесь проект также проходит длительную процедуру изучения и согласовании (нередко создаются специальные подкомиссии для изуче­ния проекта), и лишь после принятия комиссией положительного реше­ния он выносится на пленарное заседание, где обсуждается обычно в двух чтениях (общая дискуссия и одновременно постатейная дискуссия с докладом постоянной комиссии, а затем принятие в целом).

После этого законопроект поступает в верхнюю палату, которая в течение 60 дней должна одобрить или отклонить решение нижней пала­ты. Если она не сделает ни того, ни другого в течение этого срока, проект считается отклоненным. В случае отклонения нижняя палата может пре­одолеть вето верхней указанным выше способом, но может и потребовать создания паритетной согласительной комиссии (по 10 членов от каждой палаты), или проводится совместное заседание палат. Если комиссия не выработает компромиссный вариант или этот вариант не будет принят палатами, закон считается принятым в тексте нижней палаты и подле­жит опубликованию. На совместном заседании палат решение принима­ется большинством голосов общего числа парламентариев, и нижняя палата в силу ее большей численности имеет преимущество.

Законопроект о бюджете, как и в других парламентах, сначала пред­ставляется в нижнюю палату. Обсуждение бюджета проходит при обяза­тельном участии премьер-министра и всех министров. В обсуждении этого проекта могут участвовать представители общественности, граж­дане. Каждый гражданин может подать заявку на участие в дискуссии по бюджету, и председатель бюджетной комиссии парламента обычно отби­рает несколько человек из числа подавших заявки для выступлений в прениях.

Если палата советников не одобрит решение по бюджету, принятое нижней палатой парламента (в данном случае для этого верхней палате предоставляется не 60, а 30 дней), и согласие не будет достигнуто на совместном заседании палат, принятым считается закон о бюджете в редакции нижней палаты.

Голосование в парламенте по законопроектам и другим решениям может осуществляться различными способами: вставанием (ведется под­счет), тайным голосованием бюллетенями (парламентарии получают два бюллетеня белого и голубого цвета: первый означает «за», второй — «против»), бюллетенями при поименном голосовании (в этом случае член парламента прикрепляет к бюллетеню карточку со своей фами­лией), опросом (председатель спрашивает, есть ли возражения, и если их нет, решение принимается, если возращения есть, используется иная форма голосования). Голосование и обсуждение в японском парламенте зачастую происходят довольно бурно, нередко парламентарии вступаю в драку.

Принятый закон подписывается министром, ответственным за еп выполнение, и премьер-министром и направляется на подпись императо ру. Император должен подписать закон в течение 30 дней и опубликовал его. Закон вступает в силу через 20 дней после опубликования.

Из числа других высших органов государства японский парламен-;

формирует лишь правительство (Кабинет министров): глава государства является пожизненным, Верховный суд формируется не парламентом. Парламент (нижняя палата) осуществляет контроль за деятельностью правительства путем вопросов на пленарных заседаниях, приглашения министров на заседания постоянных комиссий, но главной формой кон троля является интерпелляция, для внесения которой в Японии суще ствует упрощенный порядок. Право подать интерпелляцию в письмен ной форме принадлежит каждому депутату нижней палаты (делается это через председателя палаты). При отказе председателя принять ин­терпелляцию депутат может обратиться непосредственно к пленарному заседанию. Ответ на интерпелляцию в устной или письменной форме должен быть дан в течение 6 дней, по результатам ответа проводится голосование.

Парламентские расследования вправе проводить любая палата, для чего создаются специальные комиссии. В ряде случаев деятельность таких комиссий приводила к отставке даже премьер-министров, уличен­ных в финансовых злоупотреблениях и взяточничестве (впоследствии — к их осуждению). Формой парламентского контроля является также общая дискуссия по политике правительства в начале каждой сессии, когда с изложением политики правительства выступает премьер-ми­нистр, а вслед за ним о политике своих ведомств говорят министры иностранных дел и финансов.