21. Понятие, сущность, предпосылки возникновения итальянского фашизма и германского национал-социализма. Соотношение понятий «фашизм», «национал-социализм», «политический режим»;
Фашизм – как политический режим обладает рядом особенностей, отличающих его от иных авторитарных режимов.
Фашизм не только целиком уничтожает демократию, но и теоретически обосновывает необходимость установления тоталитаризма.
Фашизм просто уничтожает такие принципы – как народный суверенитет, верховенство парламента, разделение властей, выборность, местное самоуправление, гарантии прав личности, господство права.
При фашизме: возрождается кастовая система, при которой все граждане распределяются по подчиненным фашистскому государству корпорациям, а социальная борьба и профсоюзная деятельность запрещаются и объявляются государственным преступлением.
В некоторых странах действуют неофашистские партии и организации, ставящие своей задачей уничтожение демократии и замену её фашистским режимом. Фашистские партии и организации предпринимают попытки к объединению не только в национальных, но и в международных масштабах.
Становление и развитие итальянского фашизма
Итальянский фашизм - результат объединения части левых, разочаровавшихся в марксизме, «новых националистов» и представителей «национального синдикализма». Это идеологическое движение перенесло принцип классовой борьбы на международную сцену. Следуя за идеями немецкого экономиста Фридриха Листа, фашисты верили в то, что высокоразвитые промышленные государства создали препятствия на пути торговли и обмена для более слабых стран, мешая им преодолеть недоразвитость. В их борьбе только идея нации могла стать опорой стабильности, а сильное тоталитарное государство способно обеспечить рост в экономике. Фашисты утверждали, что пролетарская Италия после тысячелетней униженности и подчинения должна с помощью быстрой индустриализации стать равной современным «плутократиям», жертвой эксплуатации которых она и является. Ведь среди больших европейских держав-победительниц Италия была более всех истощена Первой мировой войной. Промышленность, финансы, сельское хозяйство находились в кризисном положении. Нигде в Европе не было такой безработицы и нищеты. Первые фашистские организации возникают в Италии вскоре после окончания Первой мировой войны.
Хотя Италия испытала в войне ряд поражений, она была одной из стран-победителей. Италия получила Южный Тироль и Истрию с Триестом, но ей пришлось отказаться в пользу Югославии от далматинского побережья, тогда как Фиуме (Риска) был объявлен вольным городом. Общественное мнение Италии возмущенно реагировало на такое решение союзников и на предполагаемую нестойкость итальянского правительства.
Перед лицом этих националистических эмоций итальянское правительство не решилось вмешаться, когда итальянские войска под предводительством поэта Габриеле Д'Аннунцио не выполнили приказа об отходе и 12 сентября 1919 года своевольно оккупировали город Фиуме. В течение 16 месяцев Д'Аннунцио, присвоивший себе титул «начальника», хозяйничал в городе, развив уже тогда все элементы политического стиля фашистской Италии. Сюда относятся массовые шествия и парады его сторонников в черных рубашках под знаменами с изображением мертвой головы, воинственные песни, приветствие по древнеримскому образцу и эмоциональные речи Д'Аннунцио.
Организация фронтовиков «Боевые отряды», основанная Муссолини в Милане 23 марта 1919 года, приняла политический стиль Д'Аннунцио за образец. 7 ноября 1921 года Муссолини сумел объединить свое движение в партию (Национальную фашистскую партию, НПФ) и за поразительно короткое время организовать массовое движение, которое уже в начале 1921 года насчитывало почти 200 000 членов.. Идеология и военизированный внешний облик нового движения привлекали, наряду с националистами и бывшими социалистами, главным образом участников войны и молодых людей, видевших в этом необычном движении, столь решительно отвергавшем все прежние партии, единственную еще неиспытанную политическую силу, от которой они ожидали радикального решении не только национальных, но и своих личных проблем. Чем более неопределенно и даже противоречиво звучали требования фашистского движения, тем больший они производили эффект.
Центральность понятия «нация» в фашистской доктрине очевидна. Ещё до прихода власти в Италии идеолог Бенито Муссолини писал, что фашизм видит «нацию как стоящую до и выше чего-либо». В этой идеологии нация рассматривается не как совокупность индивидов, а как органическое единство, выражающее своё мнение и волю в вожде, а суверенитет - в государстве. В тоже время для фашистов нация являлась «мифом», «идеальным представлением возможного будущего», а также наследием тысячелетней традиции «вечного Рима». Она воодушевляла граждан на жертвенность, трактовалась как память о героическом прошлом и одновременно мечта о будущем. Реальная же нация, связанная территорией, языком, экономикой, и общей историей, была лишь сырьём, которому истинную форму и целостность, моральное, политическое и экономическое единство придаёт фашистское государство: «Не нация создаёт государство… Скорее нация создаётся государством, оно даёт народу, осознающему своё моральное единство, волю и тем самым делает его существование эффективным».
Муссолини систематически изложил свои политические взгляды лишь в 1932 в 14 томе Итальянской энциклопедии. Статья состояла из двух частей: «Фундаментальные идеи» и «Политическая и социальная доктрина». Считается, что первая написана итальянским философом-неогегельянцем Джованни Джентилле, который отдал авторство дуче. Фашизм был определён в качестве религиозной концепции, которая якобы снимала границы между публичным и индивидуальным, позволяя реализовать «всеобщность свободы».
В основе фашистского учения Муссолини - принцип абсолютизации Государства с «большой буквы» в прямом и переносном смысле: «Всё для государства, всё во имя государства, ничего помимо государства». В дальнейшем Муссолини объявил фашизм «здоровой политической концепцией», которая является «и действием, и мышлением». Более того, фашизм как мышление вполне самодостаточен, ибо уже содержит оправдание самого себя. В такой связи фашизм выступает одновременно источником политических институтов, задающих их форму и содержание, и «воспитателем и покровителем духовной жизни».
Как и всякая тоталитарная идеология, фашизм претендует на радикальную перестройку человека, его характера и веры. Дуче считал «железная логика природы» состоит в том, что сильный всегда берёт верх над слабым. Фашизм отрицает либеральные и социалистические модели исторического развития, ибо они ведут к деградации «до простого физического существования» и, отвергая демократию как «договорную ложь политического равенства», соглашается использовать её как инструмент мобилизации масс («организованная, централизованная и авторитарная демократия»).
Неотъемлемым свойством фашистской диктатуры является внешняя экспансия. Муссолини заявлял претензии на то, чтобы «возродить Римскую империю». «Война - признак жизненной силы нации, смысл истории» провозгласил в своей «Доктрине фашизма» Муссолини.
Можно выделить следующие черты итальянской фашистской идеологии, которые ярко и отчётливо были привнесены в практику ежедневной политической жизни. В первую очередь определилась тенденция «вождизма», единоличной диктатуры. Уже закон 1925 года О полномочиях главы правительства делал премьер-министра неответственным перед парламентом. Министры превратились в простых помощников, ответственных перед своим главой; они назначались и смещались по воле последнего.
В течение многих лет (до 1936 года) Муссолини занимал 7 министерских постов одновременно. Закон 1926 года «О праве исполнительной власти издавать юридические нормы» предоставил исполнительной власти, то есть тому же главе правительства, право на издание «декретов - законов». При этом никакой грани между «законами», оставшимися компетенцией парламента, и «декретами-законами» проведено не было.
Вторая быстро выявившаяся тенденция касалась фашистской партии: она стала составной частью государственного аппарата. Партийные съезды были отменены. Большой совет фашистской партии состоял из чиновников по должности и по назначению. Председателем совета являлся глава правительства. Совет ведал конституционными вопросами, обсуждал важнейшие законопроекты, от него исходили назначения на ответственные посты.
Третья тенденция может быть определена словом террор. Фашистский режим не может иначе держаться, кроме как средствами массового подавления, кровавыми расправами. Соответственно с этим определяется значение многих полицейских служб, которые были созданы при режиме Муссолини. Помимо общей полиции существовали: «организация охраны от антифашистских преступлений» (ОВРА), «особая служба политических расследований», «добровольная милиция национальной безопасности» [9, с.413-418].
Противники режима находились под наблюдением специальной тайной полиции; специальные суды приговаривали их к длительным срокам заключения или к интернированию на отдаленные острова. Для осуждения не требовалось никаких иных мотивов, кроме подозрения в «политической неблагонадежности».
Специфика германского национал-социализма
Национал-социализм отличается от итальянского фашизма пониманием государства. Немецкие идеологи считали государство «производным продуктом» расы. Антропологическая раса приоритетна для немецкой версии фашизма. Идея расы интерпретировалась как воплощение души, форма и фигура души. Отсутствие расовой определенности означает незаконнорожденность, парадоксальный «не-тип» по отношению ко всем расовым типам вообще. Соответственно, такой «не-тип» противостоит высшему, культуротворящему расовому типу. «Не-тип» угрожает идентичности народа, который определяется уже не как нация - нация несет в каждом своем представителе лишь некоторую долю расы, - а как воплощение некоего «мистического синтеза», мифа. «Арийский миф» говорил о немцах, как о наследниках великого племени, создававшего древние цивилизации. От них немцы, по мысли Гитлера, получали право на «коллективный и священный эгоизм нации», переданное посредством крови. И теперь миссией немцев становится не немецкая культура, традиция, язык, не национальная идея, а охранение крови (а в действительности - только мифа крови).
Отличительными элементами нацистской идеологии можно считать замену итальянского «римского мифа» на «арийский миф», основанный на нордицизме. Таким образом, фашизм - это праворадикальное политическое движение и идеологическое течение, отрицающее как либеральные, так и социальные ценности, основанное на государственном режиме тоталитарного типа. В узком «классическом» смысле – это феномен политической жизни Италии и Германии 1920-40-х гг. При установлении фашизма устраняется разделение властей и политическая оппозиция, разрастается полицейский аппарат как способ подавления протесов, а государственный аппарат полностью сращивается с фашистской партией, в то время как её руководитель обладает неограниченными властными полномочиями. Фашизм противопоставляет институтам и ценностям демократии «новый порядок» и предельно жёсткие средства его утверждения. Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию и непререкаемый авторитет «вождя». Однако разгром гитлеровской Германии, фашистской Италии во Второй мировой войне привёл к ликвидации фашизма «классического образца», но в тоже время породил определённые его видоизменения и модификации.
- 2. Источники конституционного права зарубежных стран;
- 4. Конституция как источник конституционного права зарубежных стран. Виды конституций;
- 5. Общая характеристика конституций государств Запада, принятых после 1945 года;
- 6. Шариат и его влияние на конституционно право стран мусульманского права;
- 7. Способы принятия и изменения конституций в зарубежных государствах;
- 9. Институт основных прав и свобод человека и гражданина в зарубежных странах. Классификация основных прав и свобод;
- 10. Институт основных обязанностей человека и гражданина в зарубежных странах. Классификация обязанностей человека и гражданина;
- 11. Гражданство: понятие, конституционно-правовое регулирование. Способы приобретения и утраты гражданства в зарубежных странах;
- 12. Президентская республика как форма правления в зарубежных странах;
- 13. Парламентская республика как форма правления в зарубежных странах;
- 14. Смешанная республика как форма правления в зарубежных странах;
- 15. Монархия как форма правления в зарубежных странах;
- 16. Общая характеристика правового статуса автономных административно-территориальных образований в зарубежных государствах;
- 17. Унитарные формы государственно-территориального устройства в зарубежных странах. Виды унитарного государства в зарубежных странах;
- 18. Федеративная форма государственно-территориального устройства в зарубежных странах. Виды федераций;
- 19. Политические режимы в зарубежных странах. Общая характеристика;
- 20. Основные элементы демократического, авторитарного, тоталитарного политического режима. Конституционно-правовое закрепление политического режима;
- 21. Понятие, сущность, предпосылки возникновения итальянского фашизма и германского национал-социализма. Соотношение понятий «фашизм», «национал-социализм», «политический режим»;
- Разница между национал-социализмом и фашизмом
- 22. Конституционно-правовое регулирование статуса политических партий в зарубежных государствах;
- 24. Мажоритарная избирательная система в зарубежных странах.
- 25. Пропорциональная избирательная система в зарубежных странах. Процентный барьер.
- 26. Рекомендации Европейской комиссии за демократию через право
- 27. Избирательный процесс в зарубежных странах: понятие и
- 28. Референдум и иные формы непосредственной демократии в зарубежных странах;
- 29. Рекомендации Европейской комиссии за демократию через право
- 30. Монарх в зарубежных странах: понятие, место в системе органов
- 31. Президент в зарубежных странах: понятие, место в системе органов власти, порядок замещения должности, сроки полномочий, компетенция;
- 32. Конституционная ответственность президента в зарубежных
- 33. Правительство в зарубежных странах: понятие, место в системе
- 34. Парламент в зарубежных странах: понятие, место в системе
- 35. Формирование парламента и его палат в зарубежных странах;
- 36. Структура парламента и его палат в зарубежных странах;
- 38. Парламентский контроль в зарубежных государствах: виды,
- 39. Законодательный процесс в зарубежных странах: понятие, стадии, участники;
- 40. Роспуск парламента и его палат в зарубежных странах: основа-
- 41. Парламентский индемнитет и иммунитет в зарубежных странах;
- 42. Конституционные основы статуса судебной власти в зарубежных странах;
- 43. Понятие и общая характеристика механизмов реализации конституционного контроля и конституционного надзора в зарубежных государствах;
- 44. Конституционный контроль в зарубежных странах: понятие, виды, принципы, субъекты, объекты;
- 46. Конституционные основы организации публичной власти на местах в зарубежных странах
- 47. Конституционные реформы в государствах Восточной Европы (1989-2004 годы);
- 48. Общая характеристика конституций развивающихся стран;
- 49. Обобщенная характеристика органов законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти в развивающихся государствах;
- 50. Основные черты конституции сша. Конституционные поправки;
- 51. Основы правового статуса личности в сша;
- 52. Государственно-территориальное устройство сша;
- 53. Исторический аспект формирования федерализма в сша;
- 54. Сенат и палата представителей сша: формирование, компетенция;
- 55. Особенности партийной системы в сша;
- 56. Президент сша: порядок избрания, полномочия, ответственность. Вице-президент сша. Закон о преемственности должности президента;
- § 19. Вакантная должность Президента и Вице-президента.
- 57. Судебная система в сша на федеральном уровне и уровне штатов.
- 58. Основные черты конституции Великобритании;
- 59. Государственно-территориальное устройство Великобритании;
- 60. Палата общин парламента Великобритании: выборы, полномочия, комитеты, должностные лица палаты;
- Срок полномочий
- Структура Должностные лица Спикер
- Вице-спикер
- Комитеты
- Общие комитеты
- Специальные комитеты
- Объединённые комитеты
- Комитет всей палаты
- Политические партии
- 61. Палата лордов парламента Великобритании: состав, полномочия, комитеты. Общая характеристика реформы палаты лордов XIX – XX века;
- Лорды светские
- Требования к кандидатам
- Политические партии
- Полномочия Законодательный процесс
- Судебные функции
- Отношения с правительством
- 62. Конституционно-правовой статус политических партий в Великобритании;
- 63. Правительство Великобритании. Премьер-министр Великобритании;
- 64. Судебная система Великобритании. Судебный комитет Тайного совета. Общая характеристика судебной реформы Великобритании 2005 года;
- 65. Основные черты конституции Франции;
- Раздел III «Правительство» – роли и задачи Правительства Франции. Раздел IV «Парламент» – о парламенте. Раздел V «Об отношениях между Правительством и Парламентом».
- Развитие
- 67. Государственно-территориальное устройство Франции;
- 68. Президент Французской республики: порядок избрания, компетенция.
- 69. Совет министров и Национальное собрание Французской республики: общая характеристика.
- 70. Конституционный совет Французской Республики: формирование, компетенция.
- 71. Государственный Совет Французской Республики: формирование, компетенция.
- 72. Судебная система Французской Республики. Высокий суд правосудия. Суд правосудия Республики.
- 73. Особенности формирования представительных и исполнительных органов в департаментах, округах, катонах (коммунах).
- 74. Особенности осуществления конституционного контроля во Франции.
- 75. Общая характеристика Основного закона фрг.
- Раздел IX посвящен судебной власти. Здесь определяется организация судебной власти и закрепляются конституционные принципы отправления правосудия в фрг.
- 76. Предпосылки принятия Основного закона фрг. Общая характеристика Веймарской конституции.
- 77. Государственно-территориальное устройство фрг.
- Часть 2 Статьи 61 Конституции).
- 80. Федеральный канцлер: порядок избрания, компетенция, ответственность.
- 81. Бундестаг и Бундесрат в фрг: Формирование и компетенция.
- 82. Судебная система фрг. Правовой статус Федерального Конституционного Суда.
- 83. Основные черты Конституции Японии.
- 84. Исторические предпосылки принятия конституции Японии.
- 85. Характеристика государственно-территориального устройства Японии.
- 86. Император Японии: статус, порядок осуществления престолонаследия, полномочия.
- 87. Палата Представителей и палата Советников Японии: порядок формирования, компетенция.
- 88. Кабинет в Японии: формирование, полномочия, особенности наступления конституционно-правовой ответственности.
- 89. Судебная система Японии. Верховный суд Японии.
- 90. Основные черты конституции Индии. Предпосылки принятия конституции. Особенности порядка вступления в силу положений конституции Индии;
- 91. Характеристика государственно-территориального устройства Индии;
- 92. Народная палата и совет штатов Индии: формирование, компетенция;
- 93. Кабинет в Индии: формирование, полномочия, ответственность;
- 94. Президент Индии: порядок избрания, компетенция;
- 95. Судебная система Индии;
- 96. Особенности осуществления конституционного контроля в Индии;
- 97. Характерные черты конституционного права Испании;
- 98. Конвенционные нормы в конституционном праве Испании;
- 99. Конституционно-правовой статус монарха в Испании;
- 100. Конституционно-правовой статус Генеральных кортесов в Испании;
- 101. Конституционно-правовой статус премьер-министра в Испании;
- 102. Основные черты конституции Королевства Бельгия;
- 103. Исторический аспект становления федерализма как формы государственно-территориального устройства в Королевстве Бельгия;
- 104. Характерные особенности федерализма в Королевстве Бельгия;
- 105. Особенности конституционно-правового статуса монарха в Королевстве Бельгия;
- 106. Конституционно правовой статус премьер-министра в Королевстве Бельгия;
- 107. Порядок формирования, полномочия Федерального Парламента в Королевстве
- 108. Судебная система Королевства Бельгия;
- 109. Конституционно-правовой статус Конституционного Суда Королевства Бельгия;
- 110. Особенности организации органов местного самоуправления в Королевстве
- 111. Особенности конституции Австрийской Республики;
- 112. Идеи Ганса Кельзена и Конституция Австрийской Республики;
- 113. Формы прямой демократии в Австрийской Республике
- 114. Конституционно-правовой статус Парламента Австрийской Республики
- 115. Характерные черты законодательного процесса в Австрийской Республике
- 116. Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти на федеральном уровне в Австрийской Республике
- 117. Судебная система Австрийской Республики
- 118. Характеристика конституции Швейцарской Конфедерации
- Часть 1 Общие положения (ст 1-6)
- Часть 2 Основные права, гражданские права и социальные цели (ст 7-41)
- Часть 3 Союз, кантоны и общины (ст 42-135)
- Часть 4 Народ и кантоны (ст 136-142)
- Часть 5 Союзные власти (ст 143-191)
- Часть 6 (ст 192-196)
- 119. Особенности государственно-территориального устройства Швейцарской Конфедерации
- 120. Исторические предпосылки становления федеративной формы государственно-территориального устройства Швейцарской Конфедерации
- 121. Конституционно-правовой статус Федерального собрания Швейцарской Конфедерации
- 122. Порядок формирования и компетенция Федерального совета Швейцарской Конфедерации
- 123. Характерные особенности реализации форм прямой демократии в Швейцарской Конфедерации
- 124. Конституционно-правовой статус политических партий в Швейцарской Конфедерации
- 125. Судебная система Швейцарской Конфедерации
- 127. Характерные черты конституции Ливии
- 128. «Зеленая книга» Муаммара Каддафи как предмет рецепции конституционного права Ливии до 2011 года
- 129. Акты конституционно значения Королевства Саудовская Аравия
- 130. Основы правового статуса личности в Королевстве Саудовская Аравия
- 131. Институты совещательного участия граждан в Королевстве Саудовская Аравия
- 132. Конституционно-правовой статус монарха в Королевстве Саудовская Аравия
- 133. Конституционно-правовой статус аш-шура в Королевстве Саудовская Аравия
- 134. Конституционно-правовой статус Кабинета министров Королевства Саудовская Аравия
- 135. Судебная система Королевства Саудовская Аравия.