logo
Voprosy_po_KPZS

88. Кабинет в Японии: формирование, полномочия, особенности наступления конституционно-правовой ответственности.

Высшим органом исполнительной власти является правительство, которое в Японии называется кабинетом министров. Его деятельность осуществляется на основе конституции, Закона о кабинете министров (1947 г.) и Закона об организации государственного управления (1948 г.).

В состав кабинета, который возглавляет премьер-министр, входят заместители премьера, министры (руководители отдельных министерств) и государственные министры (министры без портфелей), генеральный секретарь кабинета и начальник законодательного бюро. Конституцией определен принцип гражданского кабинета, согласно которому члены кабинета должны быть гражданскими лицами

Компетенция. Кабинет министров фактически обладает гораздо большей функциональной автономией, чем это вытекает из" положений Конституции. Формально в ней компетенции исполнительной власти посвящена всего одна статья. В соответствии со ст.73 Кабинет министров выполняет наряду с другими общими функциями управления следующие обязанности:

добросовестное проведение в жизнь законов, ведение государственных дел;

руководство внешней политикой;

заключение договоров, для чего требуется предварительное или, в зависимости от обстоятельств, последующее одобрение Парламента;

организация гражданской службы и руководство ею в соответствии с нормами, установленными законом;

составление бюджета и внесение его на рассмотрение Парламента;

издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений Конституции и законов, причем уголовные наказания могут предусматриваться правительственными указами только с разрешения соответствующего закона;

принятие решений об общих и частных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах (ст.73).

В отличие от других государств значительными полномочиями в нормотворческой деятельности обладают отдельные министры. Так, согласно ст.74 Конституции правительственные указы, как и законы, подписываются компетентными государственными министрами и контрассигнуются Премьер-министром.

Кроме того, Кабинет министров в лице Премьер-министра обладает правом законодательной инициативы. Нередко законодательная инициатива правительства из-за фракционной структуры ведущих политических партий, особенностей законодательного процесса и др. наталкивается в стенах законодательного органа на серьезные возражения и активные попытки изменения содержания проектов законов. Как свидетельствует статистика, лишь 83,6% внесенных японским правительством законопроектов принимается безоговорочно, в то время как в большинстве западных стран этот показатель гораздо выше.

Кабинет министров состоит из Премьер-министра и государственных министров (часть первая ст.66). В нынешнем составе Кабинета 12 государственных министров, возглавляющих соответствующие министерства, и 8 государственных министров без портфеля, являющихся главным образом советниками Премьер-министра, которым могут поручаться и другие функции. По Конституции все члены Кабинета должны быть гражданскими лицами (часть вторая ст.66) и большинство министров должны быть членами Парламента (часть первая ст.68). Фактически в состав Кабинета очень редко включаются лица, не являющиеся депутатами.

Согласно ст.67 Конституции кандидатуру Премьер-министра выдвигает Парламент из своего состава, и решение этого вопроса предшествует всем остальным его делам. В случае расхождения между палатами по этому вопросу и недостижения соглашения на объединенном их заседании или в случае непринятия Палатой советников решения в течение 10 дней после решения Палаты представителей (не считая времени перерыва в работе Парламента) решение Палаты представителей становится решением Парламента. Избранный кандидат назначается Императором на должность Премьер-министра, и по его указанию Император назначает других министров (каждая внутрипартийная группировка представляет главе Кабинета список кандидатур). Число и отраслевая специализация будущих министров в списке кандидатов на должность строго соответствуют положению и влиянию партийных группировок. Премьер-министр по своему усмотрению может освобождать государственных министров от должности.

Кабинет при осуществлении исполнительной власти несет коллективную ответственность перед Парламентом (часть третья ст.66 Конституции). Поэтому в случае отставки Премьер-министра или вакансии его должности, а также после всеобщих выборов Палаты представителей они должны уйти в отставку. Правда, ушедший в отставку Кабинет продолжает действовать до назначения нового Премьер-министра.

В случае выражения Палатой представителей вотума недоверия или отказа в доверии правительству Премьер-министр принимает решение об отставке правительства, если в течение 10 дней Палата представителей не будет распущена указом Императора (в подавляющем большинстве случаев делалось второе).

Помимо политической ответственности правительства речь можно вести и об уголовной ответственности отдельных его членов. В частности, Конституция предусматривает такую возможность в отдельных случаях. Государственные министры в период занятия ими своих должностей, указано в ст.75, не могут привлекаться к судебной ответственности без согласия на то Премьер-министра. Однако этим не затрагивается право привлечения к судебной ответственности. Столь гибкая норма Конституции в отношении уголовной ответственности членов правительства позволяет последним чувствовать себя уверенно в плане выполнения профессиональных обязанностей. Но не настолько, чтобы появились самоуверенность и чувство полной безответственности и безнаказанности. Указанная норма не мешает правоохранительным органам проводить расследование правонарушений, совершенных высокопоставленными государственными чиновниками.

Как в сфере законодательной, так и исполнительной император лишен самостоятельных полномочий и ни при каких обстоятельствах не может действовать без санкции кабинета: “Все действия Императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета, и Кабинет несет за них ответственность. ”

Японская конституция, таким образом, сохранив монархическую форму правления, превратила императора в чисто символическую фигуру, наделенную лишь церемониальными полномочиями, которые жестко ограничены самим основным законом. Он лишен каких-либо “спящих" прерогатив или подразумеваемых полномочий.

“Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства”

Высший орган исполнительной власти в стране - правительство Японии, Кабинет министров. “Исполнительная власть осуществляется Кабинетом. ” Полномочия правительства довольно обширны. Оно проводит в жизнь законы, осуществляет руководство государственными делами, внешней политикой. Кабинет несет коллективную ответственность перед парламентом.

Несомненно, форма правления оказывает огромное влияние на взаимоотношения между органами власти. Но исторически сложилось так, что вначале возникает форма правления, а потом эта форма правления составляет конституцию, в которой прежде всего выражает именно свои интересы и именно в конституции фиксируется характеристика формы правления со всеми вытекающими отсюда последствиями.