logo
Voprosy_po_KPZS

43. Понятие и общая характеристика механизмов реализации конституционного контроля и конституционного надзора в зарубежных государствах;

Проверкой соответствия законодательных актов конституционным установлениям занимаются специальные государственные органы конституционного контроля, которые созданы во многих зарубежных странах. Их обязанностью является не допускать принятия, издания законов и иных актов, противоречащих основополагающим предписаниям, а также предотвращать применение законов и иных актов, договоров, нарушающих подобные нормы, если таковые уже вступили в законную силу.

Осуществлять мероприятия по правовой охране конституции могут различные государственные органы: глава государства, парламент, прокуратура, но сейчас во многих государствах созданы судебные или специальные квазисудебные органы (т.е. органы, разрешающие споры в как бы судебном порядке), основной функцией которых является поддержание и обеспечение конституционной законности. Как правило, они действуют весьма эффективно. В настоящее время они существуют в абсолютном большинстве государств, где есть писаные конституции. Повсеместное утверждение данного института началось после Второй мировой войны. Судьями (членами) органов конституционного контроля являются высококвалифицированные юристы, получившие общенациональную известность. Их правовой статус обычно приравнивается к статусу депутата парламента. Они не могут быть депутатами или министрами, заниматься предпринимательской деятельностью.

Конституционный надзор (контроль) может осуществляться:

1) судами общей юрисдикции. В США, Аргентине, Дании, Мексике, Норвегии, Японии вопрос о конституционности того или иного закона, на основании которого возникло судебное дело, может быть поставлен судом любой инстанции. Однако окончательное решение по этому вопросу принимает только высшая судебная инстанция (например, Верховный суд США).

В ряде стран конституционный контроль (надзор) осуществляется только верховным судом, являющимся высшей судебной инстанцией данной страны (например, Австралия, Боливия, Индия, Ирландия, Канада, Филиппины, Швейцария, ЮАР). Это децентрализованная, или американская система;

2) специальными конституционными судами, для которых конституционный контроль - главная или даже единственная функция. Такие специальные судебные органы не входят в систему судов общей юрисдикции. Они могут формироваться как с участием, так и без участия парламента (Австрия, Болгария, Испания, Италия, Кипр,

Турция, ФРГ). Это централизованная, или европейская (австрийская) система. Впервые она появилась в Австрии в 1920 г., а позже была воспринята многими государствами, в числе которых ФРГ (1951 г.), Италия (1955 г.), Испания (1980 г.), Российская Федерация (1991 г.), Латвия (1997 г.), большинство стран - членов Содружества Независимых Государств (90-х гг. XX в.). С 1988 г. Арбитражный суд Бельгии выполняет функции Конституционного суда;

3) особым органом несудебного характера (например, Конституционный совет во Франции, состав которого определяется президентом и парламентом). Аналогичная система утвердилась в Ливане, в Республике Казахстан, а также в некоторых африканских государствах - бывших французских колониях (Джибути, Камерун, Сенегал, Чад). Они располагают ограниченными полномочиями и не могут самостоятельно отменить неконституционный акт. Конституционные советы (комитеты) не являются судебными органами и не входят в судебную систему государства.

В некоторых странах функции по правой охране конституции возложены на парламент (Куба) или специальную парламентскую комиссию (Финляндия).

В исламских государствах конституционный контроль отличается своеобразием. Так, в Пакистане наряду с Верховным судом, который призван осуществлять конституционный контроль, есть еще два органа: исламский совет (вправе рассматривать соответствие правовых актов Корану) и суд шариата (он рассматривает иски различных субъектов, в том числе о противоречии шариату актов, касающихся прав граждан). Нечто подобное существует также в Иране, Марокко, Малайзии. Причем в Исламской Республике Иран большими полномочиями по защите действующих конституционных установлений обладают высшее должностное лицо государства и ее религиозный авторитет - лидер (руководитель) страны, являющийся главой судебной власти, и консультативный орган - Совет по охране Конституции.

Конституционный надзор

Конституционализм, как один из важнейших принципов демократии, исходит из предположения о том, что нормы писаной конституции обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим источникам права.

Функция конституционного надзора состоит в поддержании и обеспечении конституционной законности. (Впервые применено Верховным судом США под председательством Джона Маршалла в 1803 г. в решении по делу Мэрбери против Мэдисона).

Виды конституционного надзора:

1. Децентрализованный (американский). Конституционный надзор осуществляется всеми судами общей юрисдикции (США, Аргентина, Мексика, Дания, Норвегия, Канада, Австралия, Индия, Япония).

2. Централизованный (европейский). Конституционный надзор осуществляется специальными квази-судебными органами, которые не входят в систему судов общей юрисдикции (ФРГ, Австрия, Италия, Франция).

Объекты конституционного надзора:

Субъекты конституционного надзора:

По своему содержанию конституционный надзор может быть:

Формы конституционного контроля:

В некоторых странах (Франция Ирландия, Никарагуа, Панама) применяются обе формы.