logo
Voprosy_po_KPZS

76. Предпосылки принятия Основного закона фрг. Общая характеристика Веймарской конституции.

Германия как единое государство существует немногим бо­лее 100 лет. За это время были приняты три общегерманские кон­ституции. Принятие каждой из них совпадало с переломными эта­пами в жизни страны. Первая конституция Германии была даро­вана императором Вильгельмом Iв 1871 г. и юридически закрепляла объединение страны, достигнутое, по словам Бисмарка, "желе­зом и кровью"1. 6 февраля 1919 г. Национальное собрание, избран­ное на основе всеобщих выборов и наделенное учредительными полномочиями, приняло вторую общегерманскую конституцию, которая вошла в историю как Веймарская (по имени города, где заседало Национальное собрание). Это была одна из наиболее де­мократичных конституций своего времени. В ней содержался об­ширный каталог прав и свобод; впервые в конституционной исто­рии нового времени собственность рассматривалась не только как право, но и как обязанность, предусматривалась возможность ее национализации за справедливое вознаграждение. Вместе с тем конструкцию государственной власти, закрепленную Веймарской конституцией, вряд ли можно считать удачной. Огромные полно­мочия рейхспрезидента вкупе с длительным сроком полномочий (7 лет), отсутствие реального противовеса в лице парламента (рейх­стага), права которого по конституции были серьезно урезаны, в конечном счете сыграли роковую роль в судьбе Веймарской рес­публики. Они создали легальные возможности для прихода к вла­сти фашистов, что привело к ее гибели.

После капитуляции Германии в 1945 г. вся полнота власти в стране перешла в руки военных губернаторов в четырех оккупа­ционных зонах, на которые была поделена Германия.

Потсдамское соглашение 1945 года — документы, зафиксировавшие итоги Потсдамской конференции, состоявшейся по окончании Второй мировой войны с 17 июля по 2 августа 1945 года во дворце Цецилиенхоф в Потсдаме. На Потсдамской конференции державами-победительницами были приняты решения о новом политическом и территориальном устройстве Германии, её демилитаризации, выплачиваемых Германией репарациях и судьбе немецких военных преступников.

Политические принципы оккупации Германской империи легли в основу работы Союзнического контрольного совета, размещавшегося в Берлине. Принципы получили название «четырёх Д» (иногда говорят о «пяти Д»).

Денацификация

Идея денацификации была выдвинута союзниками после победы над нацистской Германией в середине 1945 года. Потсдамское соглашение предусматривало «очищение» немецкого и австрийского обществ, культуры, прессы, экономики, юриспруденции и политики от любого рода национал-социалистического влияния.

С января 1946 года в отношении Германии Союзническим контрольным советом в Берлине было издано несколько директив по денационализации, в которых выделялись определённые группы лиц, в отношение которых проводилось судебное следствие.

Демилитаризация

Демилитаризация включала в себя роспуск армии, ликвидацию запасов оружия и полный демонтаж военно-промышленного комплекса оккупированной Германии с целью предотвращения дальнейшей военной угрозы с её стороны.

Потсдамское соглашение предусматривало демилитаризацию Германии. Однако в ходе холодной войны произошло перевооружение как ФРГ, так и ГДР.

Демократизация

Предусматривался окончательный перевод политической жизни в Германии на демократическую основу, демократические партии получали разрешение на деятельность по всей Германии, им также оказывалась поддержка.

С ограничениями, необходимыми для соблюдения военной безопасности, предоставлялись свободы слова, прессы и религии.

Предусматривался контроль за системой образования и воспитания в Германии в целях успешного развития демократических принципов.

Децентрализация

Децентрализация означала передачу функций, ответственности, ресурсов и полномочий по принятию политических решений на средний и низший уровень (городов, посёлков и деревень), а в экономической области — деконцентрация экономической мощи Германии.

Демонтаж

Историческое понятие «демонтаж» подразумевает демонтаж объектов германской промышленности, в частности, металлургии и тяжёлой промышленности. Целью демонтажа со стороны СССР являлось устранение ущерба, нанесённого Германией, а также ослабление Германии путём уничтожения её индустриальной основы и тем самым предупреждение новой агрессивной войны. В западных зонах оккупации политика демонтажа была вскоре прекращена в соответствии с доктриной Трумэна.

Национальная немецкая администрация первоначально создавалась на комму­нальном, а затем на земельном уровне. После проведения выборов в земельные парламенты (ландтаги) в 1946/47 гг. принимаются первые земельные конституции (например, в Гессене в 1947 г.), отражающие стремление к демократизации общественно-полити­ческой жизни, преодолению нацистского прошлого. в Лондоне в феврале 1948 года был выработан план созда­ния германского государства и определены принципы, которые должны быть положены в его основу. Этот документ, получивший название "лондонской рекомендации", был предложен на рассмот­рение земельных правительств. Для обсуждения этих рекоменда­ций и выработки германской позиции земельные правительства провели ряд совещаний, наиболее известное из которых, состо­явшееся в августе 1948 года на острове Херрехимзее, получило наименование "конституционного конвента". В нем приняли учас­тие министры юстиции всех западногерманских земель, много­численные эксперты в области конституционного права. Было при­нято решение создать специальный орган для выработки проекта конституции западногерманского государства. Таким органом стал Парламентский совет, в состав которого вошли депутаты ландта­гов всех западногерманских земель пропорционально численности представленных в земельных парламентах политических партий. В состав Совета вошли 65 делегатов (кроме того, в работе уча­ствовали 5 представителей от Западного Берлина с совещатель­ным голосом): по 27 мандатов имели ХДС —ХСС (Христианско-демократический союз — Христианско-социальный союз) и СДПГ (Социал-демократическая партия Германии), 5 мест — СвДП (Сво­бодная демократическая партия), по 2 места — партия Центра, Немецкая партия, а также КПГ (Коммунистическая партия Гер­мании). Председателем Парламентского совета был избран К. Аде­науэр, лидер западногерманской партии ХДС и будущий канцлер ФРГ. К работе Парламентского совета, проходившей исключи­тельно в комитетах, привлекались крупнейшие германские спе­циалисты в области конституционного права. Подготовленные раз­делы конституции направлялись военным губернаторам, которые по существу утверждали их. 8 мая 1949 г. Парламентский совет 53 голосами против 12 принял весь текст Основного закона. 12 мая его санкционировали военные губернаторы, после чего он был передан в ландтаги. В течение недели, с 16 по 22 мая 1949 г., ландтаги западногерманских земель одобрили текст конституции, за исключением ландтага Баварии, который 101 голосом против 63 (при 9 воздержавшихся) отклонил Основной закон. Тем не ме­нее для принятия конституции было достаточно одобрения боль­шинства земель. 23 мая текст Основного закона был опубликован и на следующий день вступил в силу. Была создана Федеративная Республика Германия. Согласно Основному закону она была от­крыта для присоединения остальных германских земель. Однако в советской зоне оккупации 7 октября  1949 г. была принята своя конституция, созданная по советскому образцу, и провозглашена Германская Демократическая Республика. Начался длительный период сосуществования двух германских государств, который закончился 2 октября 1990 г. присоединением ГДР к ФРГ на основе ст. 23 Основного закона (после чего эта статья утратила силу и затем была принята в новой редакции). С этого времени Основной закон стал конституцией объединенной Германии.

Веймарская конституция.

Конституция 1919 г., вошедшая в историю Германии под названием Веймарской (по месту ее принятия), стала одной из самых демократических конституций, известных в свое время европейским государствам.

Важнейшим нововведением Основного закона стала глубокая реорганизация федеральной формы. государственного устройства, в основу которого была положена идея единого государства, состоящего из 16 равноправных, с равной численностью в 2 млн жителей, земель (областей).

По структуре Конституция состояла из двух частей: «Строение и задачи империи» и «Основные права и обязанности немцев».

Принципиально новые правовые концепции, по сравнению с Конституцией 1871 г., нашли отражение в ее преамбуле. Это – принцип «народного единства» и «народного суверенитета» («суверенитета единого германского народа», который «дал себе эту конституцию»), а также принципы «свободы» и «социальной справедливости».

Провозглашением «народного суверенитета» разрушалась династическая традиция государственной власти, так как ее носителями становились выборные на основе всеобщего избирательного права рейхстаг и президент.

Германская империя провозглашалась республикой с федеративной формой государственного устройства. Бывшие «союзные государства» получили название земель, а верхняя палата имперского парламента была названа не бундесратом (Союзным советом), а рейхсратом (Имперским советом).

Земли имели свои законодательные органы – ландтаги – и свои конституции, которые должны были закрепить, согласно ст. 17 Веймарской конституции, республиканскую форму правления и всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Непосредственно имперской Конституцией определялся и правовой статус членов ландтагов (ст. ст. 36–39).

Права земель были значительно ограничены в области законодательства в финансовой сфере. В ст. ст. 6–12 Конституции предусматривался сложный порядок распределения законодательных прав между империей и землями, основанный на главном принципе – имперское право имеет преимущество перед правом земель (ст. 15).

Ряд сфер общественной жизни – внешние отношения, гражданство, таможенное, почтовое и телеграфное дело, устройство обороны и другие – регулировались исключительно законодательством империи (ст. 6).

Гражданское, уголовное право, судопроизводство, печать, союзы, собрания, торговля, промышленность, горное дело и др. – были отнесены преимущественно к законодательству империи (ст. 7). Земли сохраняли законодательную власть по этим вопросам в той мере, в какой империя не пользовалась своими законодательными правами. В этом случае земельный закон находился под угрозой отмены. Согласно ст. 13, «при возникновении сомнений и различий во взглядах» по закону, принятому в отдельной земле, империя имела право с помощью Имперской судебной палаты отменить его на основании главного постулата, что «имперское право имеет перевес над правом земельным».

Кроме того, империя могла издавать законы «по необходимости», например в области охраны общественного порядка и безопасности, и устанавливать основные положения законов (положения о «принципах законов»), разрабатываемых в землях, касающихся религиозных обществ, школьного дела, земельного права и пр. Эти общие принципы законодательства имели обязательный характер для земель, если речь шла об отделении церкви от государства (ст. 138 (1)), об «основах» служебных отношений чиновников, предписывающих, в частности, устранение всех ограничений, касающихся чиновников-женщин (ст. 123 (3)). Ни законодательные, ни исполнительные органы земель не имели права отходить от этих принципиальных установок центра.

При таком распределении законодательных полномочий между империей и землями последним оставалось право самостоятельно законодательствовать только по малозначительному кругу местных вопросов: о местных налогах, о санитарной службе, дорогах и пр.

Империи принадлежало право не только определять размеры и порядок поступлений доходов в имперскую казну, но и вмешиваться в вопросы налогового обложения отдельных земель, издавать законы, устанавливающие принципы «допустимости и способы взимания в землях налогов» (ст. 11).

Согласно ст. 18 Конституции, территориальные изменения или создание новых земель могли быть осуществлены только путем принятия «имперского закона» и лишь «по возможности» сообразуясь с волей населения самих земель.

Значительно больший объем полномочий сохранялся у земель в административной сфере, так как за органами земель Конституцией закреплялось право проводить в исполнение имперский закон, если «имперский закон не постановил иначе» (ст. 14). Но при этом за империей сохранялось право административного надзора за органами земель. В новой Конституции, как и в старой 1871 г., было предусмотрено право имперской «экзекуции» (ст. 48), предназначенное обеспечить политическое единство страны.