76. Предпосылки принятия Основного закона фрг. Общая характеристика Веймарской конституции.
Германия как единое государство существует немногим более 100 лет. За это время были приняты три общегерманские конституции. Принятие каждой из них совпадало с переломными этапами в жизни страны. Первая конституция Германии была дарована императором Вильгельмом Iв 1871 г. и юридически закрепляла объединение страны, достигнутое, по словам Бисмарка, "железом и кровью"1. 6 февраля 1919 г. Национальное собрание, избранное на основе всеобщих выборов и наделенное учредительными полномочиями, приняло вторую общегерманскую конституцию, которая вошла в историю как Веймарская (по имени города, где заседало Национальное собрание). Это была одна из наиболее демократичных конституций своего времени. В ней содержался обширный каталог прав и свобод; впервые в конституционной истории нового времени собственность рассматривалась не только как право, но и как обязанность, предусматривалась возможность ее национализации за справедливое вознаграждение. Вместе с тем конструкцию государственной власти, закрепленную Веймарской конституцией, вряд ли можно считать удачной. Огромные полномочия рейхспрезидента вкупе с длительным сроком полномочий (7 лет), отсутствие реального противовеса в лице парламента (рейхстага), права которого по конституции были серьезно урезаны, в конечном счете сыграли роковую роль в судьбе Веймарской республики. Они создали легальные возможности для прихода к власти фашистов, что привело к ее гибели.
После капитуляции Германии в 1945 г. вся полнота власти в стране перешла в руки военных губернаторов в четырех оккупационных зонах, на которые была поделена Германия.
Потсдамское соглашение 1945 года — документы, зафиксировавшие итоги Потсдамской конференции, состоявшейся по окончании Второй мировой войны с 17 июля по 2 августа 1945 года во дворце Цецилиенхоф в Потсдаме. На Потсдамской конференции державами-победительницами были приняты решения о новом политическом и территориальном устройстве Германии, её демилитаризации, выплачиваемых Германией репарациях и судьбе немецких военных преступников.
Политические принципы оккупации Германской империи легли в основу работы Союзнического контрольного совета, размещавшегося в Берлине. Принципы получили название «четырёх Д» (иногда говорят о «пяти Д»).
Денацификация
Идея денацификации была выдвинута союзниками после победы над нацистской Германией в середине 1945 года. Потсдамское соглашение предусматривало «очищение» немецкого и австрийского обществ, культуры, прессы, экономики, юриспруденции и политики от любого рода национал-социалистического влияния.
С января 1946 года в отношении Германии Союзническим контрольным советом в Берлине было издано несколько директив по денационализации, в которых выделялись определённые группы лиц, в отношение которых проводилось судебное следствие.
Демилитаризация
Демилитаризация включала в себя роспуск армии, ликвидацию запасов оружия и полный демонтаж военно-промышленного комплекса оккупированной Германии с целью предотвращения дальнейшей военной угрозы с её стороны.
Потсдамское соглашение предусматривало демилитаризацию Германии. Однако в ходе холодной войны произошло перевооружение как ФРГ, так и ГДР.
Демократизация
Предусматривался окончательный перевод политической жизни в Германии на демократическую основу, демократические партии получали разрешение на деятельность по всей Германии, им также оказывалась поддержка.
С ограничениями, необходимыми для соблюдения военной безопасности, предоставлялись свободы слова, прессы и религии.
Предусматривался контроль за системой образования и воспитания в Германии в целях успешного развития демократических принципов.
Децентрализация
Децентрализация означала передачу функций, ответственности, ресурсов и полномочий по принятию политических решений на средний и низший уровень (городов, посёлков и деревень), а в экономической области — деконцентрация экономической мощи Германии.
Демонтаж
Историческое понятие «демонтаж» подразумевает демонтаж объектов германской промышленности, в частности, металлургии и тяжёлой промышленности. Целью демонтажа со стороны СССР являлось устранение ущерба, нанесённого Германией, а также ослабление Германии путём уничтожения её индустриальной основы и тем самым предупреждение новой агрессивной войны. В западных зонах оккупации политика демонтажа была вскоре прекращена в соответствии с доктриной Трумэна.
Национальная немецкая администрация первоначально создавалась на коммунальном, а затем на земельном уровне. После проведения выборов в земельные парламенты (ландтаги) в 1946/47 гг. принимаются первые земельные конституции (например, в Гессене в 1947 г.), отражающие стремление к демократизации общественно-политической жизни, преодолению нацистского прошлого. в Лондоне в феврале 1948 года был выработан план создания германского государства и определены принципы, которые должны быть положены в его основу. Этот документ, получивший название "лондонской рекомендации", был предложен на рассмотрение земельных правительств. Для обсуждения этих рекомендаций и выработки германской позиции земельные правительства провели ряд совещаний, наиболее известное из которых, состоявшееся в августе 1948 года на острове Херрехимзее, получило наименование "конституционного конвента". В нем приняли участие министры юстиции всех западногерманских земель, многочисленные эксперты в области конституционного права. Было принято решение создать специальный орган для выработки проекта конституции западногерманского государства. Таким органом стал Парламентский совет, в состав которого вошли депутаты ландтагов всех западногерманских земель пропорционально численности представленных в земельных парламентах политических партий. В состав Совета вошли 65 делегатов (кроме того, в работе участвовали 5 представителей от Западного Берлина с совещательным голосом): по 27 мандатов имели ХДС —ХСС (Христианско-демократический союз — Христианско-социальный союз) и СДПГ (Социал-демократическая партия Германии), 5 мест — СвДП (Свободная демократическая партия), по 2 места — партия Центра, Немецкая партия, а также КПГ (Коммунистическая партия Германии). Председателем Парламентского совета был избран К. Аденауэр, лидер западногерманской партии ХДС и будущий канцлер ФРГ. К работе Парламентского совета, проходившей исключительно в комитетах, привлекались крупнейшие германские специалисты в области конституционного права. Подготовленные разделы конституции направлялись военным губернаторам, которые по существу утверждали их. 8 мая 1949 г. Парламентский совет 53 голосами против 12 принял весь текст Основного закона. 12 мая его санкционировали военные губернаторы, после чего он был передан в ландтаги. В течение недели, с 16 по 22 мая 1949 г., ландтаги западногерманских земель одобрили текст конституции, за исключением ландтага Баварии, который 101 голосом против 63 (при 9 воздержавшихся) отклонил Основной закон. Тем не менее для принятия конституции было достаточно одобрения большинства земель. 23 мая текст Основного закона был опубликован и на следующий день вступил в силу. Была создана Федеративная Республика Германия. Согласно Основному закону она была открыта для присоединения остальных германских земель. Однако в советской зоне оккупации 7 октября 1949 г. была принята своя конституция, созданная по советскому образцу, и провозглашена Германская Демократическая Республика. Начался длительный период сосуществования двух германских государств, который закончился 2 октября 1990 г. присоединением ГДР к ФРГ на основе ст. 23 Основного закона (после чего эта статья утратила силу и затем была принята в новой редакции). С этого времени Основной закон стал конституцией объединенной Германии.
Веймарская конституция.
Конституция 1919 г., вошедшая в историю Германии под названием Веймарской (по месту ее принятия), стала одной из самых демократических конституций, известных в свое время европейским государствам.
Важнейшим нововведением Основного закона стала глубокая реорганизация федеральной формы. государственного устройства, в основу которого была положена идея единого государства, состоящего из 16 равноправных, с равной численностью в 2 млн жителей, земель (областей).
По структуре Конституция состояла из двух частей: «Строение и задачи империи» и «Основные права и обязанности немцев».
Принципиально новые правовые концепции, по сравнению с Конституцией 1871 г., нашли отражение в ее преамбуле. Это – принцип «народного единства» и «народного суверенитета» («суверенитета единого германского народа», который «дал себе эту конституцию»), а также принципы «свободы» и «социальной справедливости».
Провозглашением «народного суверенитета» разрушалась династическая традиция государственной власти, так как ее носителями становились выборные на основе всеобщего избирательного права рейхстаг и президент.
Германская империя провозглашалась республикой с федеративной формой государственного устройства. Бывшие «союзные государства» получили название земель, а верхняя палата имперского парламента была названа не бундесратом (Союзным советом), а рейхсратом (Имперским советом).
Земли имели свои законодательные органы – ландтаги – и свои конституции, которые должны были закрепить, согласно ст. 17 Веймарской конституции, республиканскую форму правления и всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Непосредственно имперской Конституцией определялся и правовой статус членов ландтагов (ст. ст. 36–39).
Права земель были значительно ограничены в области законодательства в финансовой сфере. В ст. ст. 6–12 Конституции предусматривался сложный порядок распределения законодательных прав между империей и землями, основанный на главном принципе – имперское право имеет преимущество перед правом земель (ст. 15).
Ряд сфер общественной жизни – внешние отношения, гражданство, таможенное, почтовое и телеграфное дело, устройство обороны и другие – регулировались исключительно законодательством империи (ст. 6).
Гражданское, уголовное право, судопроизводство, печать, союзы, собрания, торговля, промышленность, горное дело и др. – были отнесены преимущественно к законодательству империи (ст. 7). Земли сохраняли законодательную власть по этим вопросам в той мере, в какой империя не пользовалась своими законодательными правами. В этом случае земельный закон находился под угрозой отмены. Согласно ст. 13, «при возникновении сомнений и различий во взглядах» по закону, принятому в отдельной земле, империя имела право с помощью Имперской судебной палаты отменить его на основании главного постулата, что «имперское право имеет перевес над правом земельным».
Кроме того, империя могла издавать законы «по необходимости», например в области охраны общественного порядка и безопасности, и устанавливать основные положения законов (положения о «принципах законов»), разрабатываемых в землях, касающихся религиозных обществ, школьного дела, земельного права и пр. Эти общие принципы законодательства имели обязательный характер для земель, если речь шла об отделении церкви от государства (ст. 138 (1)), об «основах» служебных отношений чиновников, предписывающих, в частности, устранение всех ограничений, касающихся чиновников-женщин (ст. 123 (3)). Ни законодательные, ни исполнительные органы земель не имели права отходить от этих принципиальных установок центра.
При таком распределении законодательных полномочий между империей и землями последним оставалось право самостоятельно законодательствовать только по малозначительному кругу местных вопросов: о местных налогах, о санитарной службе, дорогах и пр.
Империи принадлежало право не только определять размеры и порядок поступлений доходов в имперскую казну, но и вмешиваться в вопросы налогового обложения отдельных земель, издавать законы, устанавливающие принципы «допустимости и способы взимания в землях налогов» (ст. 11).
Согласно ст. 18 Конституции, территориальные изменения или создание новых земель могли быть осуществлены только путем принятия «имперского закона» и лишь «по возможности» сообразуясь с волей населения самих земель.
Значительно больший объем полномочий сохранялся у земель в административной сфере, так как за органами земель Конституцией закреплялось право проводить в исполнение имперский закон, если «имперский закон не постановил иначе» (ст. 14). Но при этом за империей сохранялось право административного надзора за органами земель. В новой Конституции, как и в старой 1871 г., было предусмотрено право имперской «экзекуции» (ст. 48), предназначенное обеспечить политическое единство страны.
- 2. Источники конституционного права зарубежных стран;
- 4. Конституция как источник конституционного права зарубежных стран. Виды конституций;
- 5. Общая характеристика конституций государств Запада, принятых после 1945 года;
- 6. Шариат и его влияние на конституционно право стран мусульманского права;
- 7. Способы принятия и изменения конституций в зарубежных государствах;
- 9. Институт основных прав и свобод человека и гражданина в зарубежных странах. Классификация основных прав и свобод;
- 10. Институт основных обязанностей человека и гражданина в зарубежных странах. Классификация обязанностей человека и гражданина;
- 11. Гражданство: понятие, конституционно-правовое регулирование. Способы приобретения и утраты гражданства в зарубежных странах;
- 12. Президентская республика как форма правления в зарубежных странах;
- 13. Парламентская республика как форма правления в зарубежных странах;
- 14. Смешанная республика как форма правления в зарубежных странах;
- 15. Монархия как форма правления в зарубежных странах;
- 16. Общая характеристика правового статуса автономных административно-территориальных образований в зарубежных государствах;
- 17. Унитарные формы государственно-территориального устройства в зарубежных странах. Виды унитарного государства в зарубежных странах;
- 18. Федеративная форма государственно-территориального устройства в зарубежных странах. Виды федераций;
- 19. Политические режимы в зарубежных странах. Общая характеристика;
- 20. Основные элементы демократического, авторитарного, тоталитарного политического режима. Конституционно-правовое закрепление политического режима;
- 21. Понятие, сущность, предпосылки возникновения итальянского фашизма и германского национал-социализма. Соотношение понятий «фашизм», «национал-социализм», «политический режим»;
- Разница между национал-социализмом и фашизмом
- 22. Конституционно-правовое регулирование статуса политических партий в зарубежных государствах;
- 24. Мажоритарная избирательная система в зарубежных странах.
- 25. Пропорциональная избирательная система в зарубежных странах. Процентный барьер.
- 26. Рекомендации Европейской комиссии за демократию через право
- 27. Избирательный процесс в зарубежных странах: понятие и
- 28. Референдум и иные формы непосредственной демократии в зарубежных странах;
- 29. Рекомендации Европейской комиссии за демократию через право
- 30. Монарх в зарубежных странах: понятие, место в системе органов
- 31. Президент в зарубежных странах: понятие, место в системе органов власти, порядок замещения должности, сроки полномочий, компетенция;
- 32. Конституционная ответственность президента в зарубежных
- 33. Правительство в зарубежных странах: понятие, место в системе
- 34. Парламент в зарубежных странах: понятие, место в системе
- 35. Формирование парламента и его палат в зарубежных странах;
- 36. Структура парламента и его палат в зарубежных странах;
- 38. Парламентский контроль в зарубежных государствах: виды,
- 39. Законодательный процесс в зарубежных странах: понятие, стадии, участники;
- 40. Роспуск парламента и его палат в зарубежных странах: основа-
- 41. Парламентский индемнитет и иммунитет в зарубежных странах;
- 42. Конституционные основы статуса судебной власти в зарубежных странах;
- 43. Понятие и общая характеристика механизмов реализации конституционного контроля и конституционного надзора в зарубежных государствах;
- 44. Конституционный контроль в зарубежных странах: понятие, виды, принципы, субъекты, объекты;
- 46. Конституционные основы организации публичной власти на местах в зарубежных странах
- 47. Конституционные реформы в государствах Восточной Европы (1989-2004 годы);
- 48. Общая характеристика конституций развивающихся стран;
- 49. Обобщенная характеристика органов законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти в развивающихся государствах;
- 50. Основные черты конституции сша. Конституционные поправки;
- 51. Основы правового статуса личности в сша;
- 52. Государственно-территориальное устройство сша;
- 53. Исторический аспект формирования федерализма в сша;
- 54. Сенат и палата представителей сша: формирование, компетенция;
- 55. Особенности партийной системы в сша;
- 56. Президент сша: порядок избрания, полномочия, ответственность. Вице-президент сша. Закон о преемственности должности президента;
- § 19. Вакантная должность Президента и Вице-президента.
- 57. Судебная система в сша на федеральном уровне и уровне штатов.
- 58. Основные черты конституции Великобритании;
- 59. Государственно-территориальное устройство Великобритании;
- 60. Палата общин парламента Великобритании: выборы, полномочия, комитеты, должностные лица палаты;
- Срок полномочий
- Структура Должностные лица Спикер
- Вице-спикер
- Комитеты
- Общие комитеты
- Специальные комитеты
- Объединённые комитеты
- Комитет всей палаты
- Политические партии
- 61. Палата лордов парламента Великобритании: состав, полномочия, комитеты. Общая характеристика реформы палаты лордов XIX – XX века;
- Лорды светские
- Требования к кандидатам
- Политические партии
- Полномочия Законодательный процесс
- Судебные функции
- Отношения с правительством
- 62. Конституционно-правовой статус политических партий в Великобритании;
- 63. Правительство Великобритании. Премьер-министр Великобритании;
- 64. Судебная система Великобритании. Судебный комитет Тайного совета. Общая характеристика судебной реформы Великобритании 2005 года;
- 65. Основные черты конституции Франции;
- Раздел III «Правительство» – роли и задачи Правительства Франции. Раздел IV «Парламент» – о парламенте. Раздел V «Об отношениях между Правительством и Парламентом».
- Развитие
- 67. Государственно-территориальное устройство Франции;
- 68. Президент Французской республики: порядок избрания, компетенция.
- 69. Совет министров и Национальное собрание Французской республики: общая характеристика.
- 70. Конституционный совет Французской Республики: формирование, компетенция.
- 71. Государственный Совет Французской Республики: формирование, компетенция.
- 72. Судебная система Французской Республики. Высокий суд правосудия. Суд правосудия Республики.
- 73. Особенности формирования представительных и исполнительных органов в департаментах, округах, катонах (коммунах).
- 74. Особенности осуществления конституционного контроля во Франции.
- 75. Общая характеристика Основного закона фрг.
- Раздел IX посвящен судебной власти. Здесь определяется организация судебной власти и закрепляются конституционные принципы отправления правосудия в фрг.
- 76. Предпосылки принятия Основного закона фрг. Общая характеристика Веймарской конституции.
- 77. Государственно-территориальное устройство фрг.
- Часть 2 Статьи 61 Конституции).
- 80. Федеральный канцлер: порядок избрания, компетенция, ответственность.
- 81. Бундестаг и Бундесрат в фрг: Формирование и компетенция.
- 82. Судебная система фрг. Правовой статус Федерального Конституционного Суда.
- 83. Основные черты Конституции Японии.
- 84. Исторические предпосылки принятия конституции Японии.
- 85. Характеристика государственно-территориального устройства Японии.
- 86. Император Японии: статус, порядок осуществления престолонаследия, полномочия.
- 87. Палата Представителей и палата Советников Японии: порядок формирования, компетенция.
- 88. Кабинет в Японии: формирование, полномочия, особенности наступления конституционно-правовой ответственности.
- 89. Судебная система Японии. Верховный суд Японии.
- 90. Основные черты конституции Индии. Предпосылки принятия конституции. Особенности порядка вступления в силу положений конституции Индии;
- 91. Характеристика государственно-территориального устройства Индии;
- 92. Народная палата и совет штатов Индии: формирование, компетенция;
- 93. Кабинет в Индии: формирование, полномочия, ответственность;
- 94. Президент Индии: порядок избрания, компетенция;
- 95. Судебная система Индии;
- 96. Особенности осуществления конституционного контроля в Индии;
- 97. Характерные черты конституционного права Испании;
- 98. Конвенционные нормы в конституционном праве Испании;
- 99. Конституционно-правовой статус монарха в Испании;
- 100. Конституционно-правовой статус Генеральных кортесов в Испании;
- 101. Конституционно-правовой статус премьер-министра в Испании;
- 102. Основные черты конституции Королевства Бельгия;
- 103. Исторический аспект становления федерализма как формы государственно-территориального устройства в Королевстве Бельгия;
- 104. Характерные особенности федерализма в Королевстве Бельгия;
- 105. Особенности конституционно-правового статуса монарха в Королевстве Бельгия;
- 106. Конституционно правовой статус премьер-министра в Королевстве Бельгия;
- 107. Порядок формирования, полномочия Федерального Парламента в Королевстве
- 108. Судебная система Королевства Бельгия;
- 109. Конституционно-правовой статус Конституционного Суда Королевства Бельгия;
- 110. Особенности организации органов местного самоуправления в Королевстве
- 111. Особенности конституции Австрийской Республики;
- 112. Идеи Ганса Кельзена и Конституция Австрийской Республики;
- 113. Формы прямой демократии в Австрийской Республике
- 114. Конституционно-правовой статус Парламента Австрийской Республики
- 115. Характерные черты законодательного процесса в Австрийской Республике
- 116. Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти на федеральном уровне в Австрийской Республике
- 117. Судебная система Австрийской Республики
- 118. Характеристика конституции Швейцарской Конфедерации
- Часть 1 Общие положения (ст 1-6)
- Часть 2 Основные права, гражданские права и социальные цели (ст 7-41)
- Часть 3 Союз, кантоны и общины (ст 42-135)
- Часть 4 Народ и кантоны (ст 136-142)
- Часть 5 Союзные власти (ст 143-191)
- Часть 6 (ст 192-196)
- 119. Особенности государственно-территориального устройства Швейцарской Конфедерации
- 120. Исторические предпосылки становления федеративной формы государственно-территориального устройства Швейцарской Конфедерации
- 121. Конституционно-правовой статус Федерального собрания Швейцарской Конфедерации
- 122. Порядок формирования и компетенция Федерального совета Швейцарской Конфедерации
- 123. Характерные особенности реализации форм прямой демократии в Швейцарской Конфедерации
- 124. Конституционно-правовой статус политических партий в Швейцарской Конфедерации
- 125. Судебная система Швейцарской Конфедерации
- 127. Характерные черты конституции Ливии
- 128. «Зеленая книга» Муаммара Каддафи как предмет рецепции конституционного права Ливии до 2011 года
- 129. Акты конституционно значения Королевства Саудовская Аравия
- 130. Основы правового статуса личности в Королевстве Саудовская Аравия
- 131. Институты совещательного участия граждан в Королевстве Саудовская Аравия
- 132. Конституционно-правовой статус монарха в Королевстве Саудовская Аравия
- 133. Конституционно-правовой статус аш-шура в Королевстве Саудовская Аравия
- 134. Конституционно-правовой статус Кабинета министров Королевства Саудовская Аравия
- 135. Судебная система Королевства Саудовская Аравия.