logo
Voprosy_po_KPZS

71. Государственный Совет Французской Республики: формирование, компетенция.

Государственный совет Франции (фр. Conseil d'État) — орган французского правительства, призванный подавать свои мнения по вопросам, подлежащим непосредственному разрешению верховной власти.

Государственный совет, после его создания Конституцией от 13 декабря 1799 г. (22 фримера год VIII), осуществляет двойную функцию: функцию административного судьи и функцию советника правительства.

Исторически сложилось так, что в состав Государственного совета включались лица, находившиеся на высоких административных, военных, судебных или церковных должностях. 

Государственный совет Франции (а впоследствии и его аналоги в других европейских государствах) - весьма представительный орган, насчитывающий более 200 членов: вице-председатель, шесть председателей секций; 79 государственных советников, находящихся на действительной службе, 12 экстраординарных государственных советников, 81 докладчик, 33 аудитора 1-го и 2-го классов. Председателем Государственного совета является Премьер-министр, в его отсутствие - министр юстиции.

Государственный совет, который формируется правительством, разрешает дела о несоответствии Конституции актов исполнительной власти по жалобам лиц, права которых затронуты тем или иным актом. Если неконституционность акта будет установлена, он аннулируется. Такой конституционный контроль уже после вступления закона в силу называется последующим. Данные полномочия по конституционному контролю, осуществляемые Государственным советом, рассматриваются в рамках его полномочий как органа, возглавляющего систему административных судов. Он имеет также полномочия по экспертизе проектов правовых актов, подготовленных правительством, а также по консультированию правительства по правовым и административным вопросам. Различные полномочия осуществляются секциями Государственного совета.

- В законодательной сфере, Государственный совет обязательно даёт заключение обо всех проектах законов. Зато он никогда не проверяет предложения закона, исходящие от парламентариев (поскольку его роль состоит в предоставлении совета правительству, но не парламентариям). Тем не менее, поскольку проектов закона гораздо больше, чем предложений закона, можно сказать, что Государственному совету есть что сказать о квази-совокупности деятельности законодателя.

- В подзаконной сфере роль Государственного совета также является очень важной. Он обязательно консультирует о: проектах ордонансов, принятых на основании статьи 38 Конституции; проектах декретов, изменяющих или отменяющих нормы, которые до Конституции 1958 г. имели законодательную форму, но которые касаются сфер подзаконного регулирования, следующего после 1958 г. из статьи 37 Конституции; проектах «декретов в Государственном совете» (что является логичным, поскольку эти декреты, по определению, могут быть приняты только после заключения Государственного совета).

Кроме того, Государственный совет может факультативно консультировать о проектах простого декрета.

- В сфере индивидуального решения, Государственный совет обязательно консультирует, когда правовая норма это предусматривает, обо всех вопросах, по которым его вмешательство показалось бы способным дать гарантии управляемым лицам. То же самое, в частности, происходит в сфере изменения имени или лишения французского гражданства.

Нужно добавить, что в сфере права Европейского Союза (ЕС), Государственный совет даёт обязательно заключение о предложениях актов ЕС: он уточняет, включают ли они положения, которые находятся в законодательной сфере (в отношении Конституции 1958 г.), и должны ли они в результате быть переданы в Парламент в силу статьи 88-4 Конституции.

Наконец, Государственный совет может также играть роль юридического советника, но не по случаю рассмотрения нормативного акта, а в отношении вопросов, которые ему переданы министром. Можно привести пример знаменитого постановления от 27 ноября 1989 г. по вопросу исламских платков, когда Государственный совет был призван Лионелем Жоспином (Lionel Jospin), являющимся министром образования. Это заключение ориентировало действующее право до принятия закона от 15 марта 2004 о ношении знаков или одежды, подтверждающих религиозную принадлежность, в публичных школах, колледжах и лицеях.