logo
Voprosy_po_KPZS

77. Государственно-территориальное устройство фрг.

Прежде всего следует сказать, что федерация — традици­онная для Германии форма государственного устройства. Герма­ния как единое государство существует сравнительно недолгий исторический срок. Еще в середине XIX в. на территории страны располагались десятки независимых государств. После объедине­ния в 1871 г. и создания единого государства прежде независимые государства стали его членами, и им были сохранены некоторые атрибуты государственности. Веймарская республика сохранила федеративную организацию государства. 12 лет гитлеровской уни­фикации и централизации серьезно подорвали, но не смогли пол­ностью уничтожить традиции регионализма, тем более что их поддержание препятствовало антидемократическим тенденциям в строительстве новой германской государственности.

Германия сегодня — это конститутивная федерация, т. е. фе­дерация, основанная на конституции, а не на союзном или феде­ративном договоре между ее субъектами. Хотя после 1945 г. земли как государственные образования появились раньше, чем образо­валась ФРГ, создание последней явилось не результатом догово­ра или иного соглашения земель, а следствием принятия Основ­ного закона, вступление в силу которого и означало рождение нового государства.

В конституции ФРГ- нет специального раздела о федеративном устройстве, соответствующие положения можно найти в Преамбуле и практически в каждой главе Основного за­кона. В конституции нашли закрепление принципы взаимоотно­шений Федерации и ее субъектов, а также основы разграничения компетенции между ними. Согласно ч. 3 ст. 79 деление Федерации на земли, принципиальное участие земель в законодательстве, а также сам принцип федерализма не могут быть отменены даже в случае пересмотра конституции. В конституции закрепляется так­же перечень земель, образующих германскую Федерацию.

Германская Федерация построена по территориальному прин­ципу. Ее субъектами являются земли. Других территориальных образований кроме земель в составе ФРГ нет. Подавляющее боль­шинство земель образовалось после 1945 г. и не имеет ничего об­щего с исторически самостоятельными германскими государствами.

Исключение составляют Бавария и Саксония, история кото­рых как самостоятельных государств насчитывает не одно столе­тие, а также ганзейские города Бремен и Гамбург, имеющие в прошлом статус свободных ("вольных") имперских городов. По своим объективным характеристикам (размер территории, численность населения, экономические показатели и др.) земли сильно раз­нятся, однако в конституционно-правовом отношении они равно­правны.

Конституционный статус земель в Основном законе не опре­делен. Конституции ряда земель (Баварии, Берлина, Гамбурга) называют земли государствами, однако это не вытекает из тек­ста Ocновного закона. Правовая доктрина ФРГ не выработала по этому вопросу единой точки зрения. Представляется, что земли нельзя считать государствами в общепринятом значении этого сло­ва, это скорее особые государственные образования, самостоя­тельность которых ограничена федеральной конституцией. Сказан­ное подтверждается тем, что конституционный строй земель дол­жен соответствовать требованиям Основного закона, федеральная конституция не предусматривает права сецессии, существует воз­можность применения федерального принуждения в случае, если земля не выполняет возложенных на нее Основным законом и другими федеральными законами обязанностей.

Взаимоотношения Федерации и земель строятся на основе следующих ключевых положений: во-первых, как уже отмеча­лось, конституционный строй земель должен соответствовать ос­новным принципам республиканского, демократического и соци­ального правового государства в духе Основного закона (ч. 1 ст. 28); во-вторых, закрепляется презумпция компетенции земель (осу­ществление государственных полномочий и решение государствен­ных задач относится к ведению земель, если Основной закон не устанавливает или не допускает иного регулирования, — ст. 30), одновременно закрепляется приоритет федерального права перед правом земель (ст. 31); в-третьих, устанавливается обязанность учреждений Федерации и земель оказывать друг другу взаимную правовую и административную помощь (ст. 35); в-четвертых, на всей территории Федерации должен быть обеспечен единый уро­вень жизни (п. 2 ч. 3 ст. 106), каждый немец в любой земле имеет равные права и обязанности (ст. 33), в федеральных учреждениях должны использоваться в надлежащем соотношении чиновники из всех земель. В остальных ведомствах Федерации сотрудники дол­жны, как правило, набираться из той земли, в которой действуют эти учреждения (ч.1 ст. 36).

 

78. Институт федеральной экзекуции в ФРГ.

Имперская экзекуция (нем. Reichsexekution) — мера принуждения в немецком праве, применявшаяся к членам федерации в обеспечение исполнения их обязанностей по отношению к другим её членам.

В Германской империи (1871—1918) и в Веймарской республике под имперской экзекуцией понимали закреплённое в конституции и неоднократно примененное насилие в отношении отдельных государств в составе федерации для обеспечения государственного единства. Она регулировалась конституцией Германской империи в статье 19, а также конституцией Веймарской республики в статье 48.

Например, имперская экзекуция была применена в 1923 году по отношению к Саксонии (29 октября) и Тюрингии (6 ноября), для свержения возникших там левых коалиционных правительств из социал-демократов и коммунистов. Как следствие, рейхсканцлер Густав Штреземан был отправлен в отставку получив вотум недоверия со стороны СДПГ. Путч в Пруссии в 1932 году, приведший к свержению правительства СДПГ, является также примером имперской экзекуции.

ФРГ демократическое и социально-правовое государство, построенное на началах федерализма. 14 земель пользовались ограниченным суверенитетом, имели свои конституции, свои представительные и правительственные органы, свое законодательство. По ст. 31 КФРГ "федеральное право имеет перевес над правом земель". За землями закреплялась обязанность исполнять федеральные законы как свои собственные. Из старого германского конституционализма сохранился институт экзекуции принуждения федерации в отношении какой-либо земли.

79. Федеральный президент: порядок избрания, компетенция, ответственность.

В Федеративной Республике Германия избрание президента проходит путём голосования в парламенте, что характерно для парламентарной республики. Так же избирается президент в таких странах как Италия, Швейцария, Венгрия, Латвия и в ряде других стран.

Для этого, как указано в части 3 статьи 54 конституции ФРГ, создаётся Федеральное Собрание, которое состоит из членов нижней палаты парламента (Бундестага) и равного числа членов, избранными народными представительствами земель на началах пропорциональности. Кандидатуры на пост президента предлагаются ведущими партиями, и, как оговорено в конституции, в ходе этих выборов в Федеральном Собрании не допускаются какие-либо прения. «Избранным считается лицо, получившее большинство голосов членов Федерального Собрания. Если в двух турах голосования такое большинство не собрано, избранным считается тот, кто в следующем туре соберёт наибольшее число голосов»1.

Конституционные и политические нормы для кандидата в президенты

К выборам президента в Федеративной Республике Германия, как и в других странах, предоставляются определённые требования. Эти требования изложены в статье 54 Основного закона ФРГ. Во-первых, это национально-этнический ценз, то есть кандидат в президенты ФРГ обязательно должен обязательно обладать её гражданством («каждый немец» может стать президентом). Во-вторых, это наличие избирательного права, то есть права быть избранным в нижнюю палату парламента (Бундестаг). Эта же норма характерна и для Австрии. В-третьих, это возрастной ценз, то есть возраст кандидата в президенты (как и в Греции) должен быть не меньше сорока лет. Непосредственное переизбрание допускается только один раз.

При своём вступлении в должность федеральный президент приносит перед собравшимися членами Бундестага и Бундесрата присягу.

Президент ФРГ обладает иммунитетом, который прекращается в случаях, указанных в конституции, отменить его можно только в случаях, установленных в статьях 60 и 46 конституции ФРГ. В случае досрочного освобождения президента от должности его обязанности, в соответствии со статьёй 57 конституции ФРГ, осуществляются председателем Бундесрата.

Согласно Основному закону, федеральный президент может быть лишён должности, если Федеральный конституционный суд установит, что он виновен в умышленном нарушении конституции ФРГ или федерального закона. Обвинение в этом могут выдвигать перед Федеральным конституционным судом Бундестаг или Бундесрат (предложение о предъявлении обвинения должно быть предоставлено от имени не менее 1/4 депутатов Бундестага или 1/4части голосов Бундесрата, а решение о предъявлении обвинения требует большинства 2/3 депутатов Бундестага или 2/3 Бундесрата). После предъявления обвинения Федеральный конституционный суд может своим приказом временно отстранить президента от должности (ст. 61 конституции ФРГ).

Тут полномочия, но для нас это компетенция)))

В области внутренней политики Президент ФРГ наделен сле­дующими полномочиями: он подписывает Федеральные законы и распоряжается об их опубликовании; может опротестовать приня­тый парламентом закон как антиконституционный перед Федераль­ным конституционным судом; выдвигает кандидатуру на пост Федерального канцлера (считаясь с соотношением партийных фрак­ций в Бундестаге); назначает по предложению Федерального кан­цлера федеральных министров, обладает правом назначать и уволь­нять федеральных чиновников и федеральных судей, офицеров и унтер-офицеров (эти полномочия могут быть переданы федераль­ным министрам); осуществляет право помилования, награждение орденами и медалями и др.

Внешнеполитические полномочия Федерального президента включают в себя: представительство Федерации в международ­ных отношениях, назначение и отзыв послов ФРГ в иностранных государствах, прием аккредитуемых при нем полномочных пред­ставителей иностранных государств. Президент имеет право зак­лючить от имени ФРГ договоры с иностранными государствами (договоры политического характера и договоры, относящиеся к объектам федерального законодательства, нуждаются в ратифи­кации парламента).

У Федерального президента есть также так называемые "ре­зервные" полномочия, используя которые он может влиять на политическую жизнь. Президент вправе требовать созыва Бунде­стага (это требование должно быть выполнено), он может распу­стить Бундестаг, если последний не избрал Канцлера абсолютным большинством голосов или если Канцлер при постановке вопроса о доверии не получил большинства голосов членов Бундестага. По представлению Федерального правительства и с согласия Бундес­рата Президент может объявить состояние законодательной необ­ходимости, во время которого, как отмечалось, федеральные за­коны могут приниматься без участия Бундестага.

К числу чрезвычайных относится право Федерального пре­зидента объявлять с согласия Канцлера "состояние обороны", если созыву Бундестага или совместного комитета мешают "непреодо­лимые препятствия".

Для вступления в действие распоряжений и указаний Феде­рального президента необходима их контрасигнация Федеральным канцлером или компетентным федеральным министром. Это прави­ло не действует в случаях назначения или отставки Федерального канцлера, роспуска Бундестага при избрании Канцлера относитель­ным большинством и ходатайства об исполнении Федеральным кан­цлером или федеральным министром своих обязанностей до на­значения их преемников.

Федеральный президент не несет политической ответствен­ности перед представительными органами ФРГ. Он не отчитыва­ется о своей деятельности ни перед Бундестагом, ни перед феде­ральным собранием. Однако Основной закон допускает возмож­ность смещения Президента с должности до истечения срока его полномочий. Вопрос о смещении Президента с должности может быть возбужден перед Федеральным конституционным судом (ко­торый принимает окончательное решение) только в связи с об­винением его в умышленном нарушении Основного закона или другого федерального закона. Предложение о возбуждении об­винения должно быть выдвинуто не менее чем четвертью голо­сов депутатов Бундестага или четвертью голосов членов Бундес­рата. Для решения вопроса о возбуждении обвинения требуется большинство в две трети голосов депутатов Бундестага или две трети голосов членов Бундесрата. Обвинение поддерживается уполномоченным выдвинувшего обвинение органа. До сих пор прецедента смещения Президента с должности в истории ФРГ не было.

Ответственность

Обвинение в умышленном нарушении Основного закона или другого федерального

закона против Президента Германии могут возбудить Бундестаг и Бундесрат

.Для этого требуется более двух третей членов Бундестага или двух третей

голосов Бундесрата.

Решение о виновности Президента принимает Федеральный конституционный суд (