Лекция 34. Преступления против государственной власти, интересов государственной службыи службы в органах местного самоуправления
1. Понятие и общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
2. Характеристика отдельных видов преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
3. Взяточничество
4. Иные преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
1. Понятие и общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления УК 1996 г. принципиально изменил существовавшую в прежнем уголовном законодательстве регламентацию ответственности за должностные преступления.
Сложившееся в условиях тоталитаризма и командно-административной системы управления полное огосударствление всех сторон экономической и общественной жизни определяло понимание должностных преступлений как деяний, нарушающих нормальную деятельность государственного и общественного аппарата управления, субъектами которых могли быть управленческие работники практически всех существовавших в обществе структур, за исключением религиозных организаций и объединений.
Коренная перестройка экономической и политической систем общества в Российской Федерации в 90-х годах, возникновение многоукладной экономики, появление многочисленных коммерческих организаций, основанных на различной форме собственности, процесс демократизации, связанный, в частности, с появлением политических партий и общественных объединений различной ориентации, снятие налета государственности с профсоюзов и других общественных организаций определили необходимость пересмотра понятий должностного (служебного) преступления и должностного лица. Следствием этого явилось появление в УК РФ 1996 г. двух самостоятельных глав: «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» (гл. 23) и «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» (гл. 30). К числу преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления отнесены:
- злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
- превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);
- отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК РФ);
- присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ);
- незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);
- получение взятки (ст. 290 УК РФ);
- дача взятки (ст. 291 УК РФ);
- служебный подлог (ст. 292 УК РФ);
- халатность (ст. 293 УК РФ).
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» 2003 г. дополнил главу «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» двумя составами преступлений: нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285 УК РФ),нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285 УК РФ).
Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Служба в органах местного самоуправления (в городах, районах, поселках и т. д.) — это профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления на муниципальной должности по исполнению полномочий этих органов на решение вопросов местного значения.
Интересы государственной и муниципальной службы заключаются, прежде всего, в четком, полном и своевременном выполнении задач публичного управления, стоящих соответственно перед каждым государственным органом и органом местного самоуправления. При этом служащие этих органов должны в своей деятельности строго руководствоваться Конституцией РФ, федеральными законами, иными нормативными актами и должностными инструкциями. Они обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
Таким образом, основным объектом преступлений, включенных в гл. 30 УК РФ, является нормальная деятельность публичного аппарата управления в лице государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также аппарата управления в Вооруженных Силах, других войсках (внутренние, пограничные, железнодорожные и т. д.) и воинских формированиях Российской Федерации по выполнению стоящих перед ними задач.
Помимо этого основного объекта указанные преступления в зависимости от конкретных обстоятельств совершения имеют дополнительный объект и способны причинить физический вред гражданам,
имущественный ущерб гражданам, коммерческим и иным организациям, серьезно нарушить конституционные и иные права граждан, причинить другой вред интересам общества и государства.
Второй отличительной чертой преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления является то, что они совершаются специальными субъектами, т. е. самими работниками государственных или муниципальных органов, государственных или муниципальных учреждений, военнослужащими, наделенными публичной властью определенными полномочиями и использующими эти полномочия в преступной деятельности. В большинстве составов преступлений, включенных в гл. 30, таким субъектом является должностное лицо. В то же время в примеч. 4 к ст. 285 УК РФ сказано, что в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями, ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления несут государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц. Таких преступлений два: присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ) и служебный подлог (ст. 292 УК РФ).
Согласно примеч. 1 к ст. 285 УК РФ должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных
Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Таким образом, закон очень четко выделяет две группы граждан, подпадающих под понятие должностного лица.
Первую из них составляют лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти.
Содержание понятия представителя власти, применительно ко всем случаям использования этого понятия в статьях УК РФ, раскрыто в примечании к ст. 318 УК РФ: представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Более полное и удачное разъяснение понятия представителя власти содержится в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», согласно которому к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности. Деятельность представителя власти строится на взаимоотношениях с лицами, не находящимися в его служебном подчинении, зависимости. Многие представители власти вообще не имеют подчиненных им по службе лиц, но обладают властными полномочиями по отношению к широкому, неопределенному кругу граждан (например, следователь, налоговый инспектор, сотрудники милиции и т. д.).
Представители власти выполняют функции федеральной государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), государственной власти субъектов Федерации, а также властные полномочия органов местного самоуправления.
Законодательную власть осуществляют депутаты представительных органов государственной власти соответствующего уровня (Федерации и субъектов Федерации). В муниципальных образованиях «законодательную» власть также осуществляют депутаты представительного органа местного самоуправления.
Исполнительную власть представляют Правительство РФ и правительство субъектов Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации, руководители органов местного самоуправления (главы муниципальных образований, иные выборные должностные лица местного самоуправления), а также оперативные работники тех властных структур, правоохранительных и контролирующих органов, которые осуществляют надзор за исполнением законов, поддержанием общественного порядка, ведут борьбу с преступностью, обеспечивают государственную, радиационную, пожарную и иную безопасность и т. п.
Судебная власть осуществляется судьями Конституционного суда РФ, федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов всех уровней, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировыми судьями.
Представителями власти являются также руководители, аудиторы и инспекторы Счетной палаты.
Технические работники и неоперативный состав, работающий в органах законодательной и исполнительной власти, прокурорско-следственных, судебных, иных контролирующих и надзирающих органах (начальники канцелярий, хозяйственных и юридических отделов, бухгалтеры, секретари, референты, консультанты и т. п.), не могут признаваться представителями власти, хотя некоторые из них являются должностными лицами, но уже по другому основанию.
В числе лиц, выполняющих функции представителей власти временно или по специальному полномочию, можно назвать присяжных заседателей в судах, различных представителей общественности, официально в соответствии с законодательством привлекаемых к осуществлению властных полномочий по борьбе с преступностью или выполняющих различные надзорные функции, и др. Пленум Верховного Суда РФ в названном выше постановлении отнес к числу представителей власти также военнослужащих при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и
иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями.
Вторая группа должностных лиц характеризуется наличием у них организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций непосредственно в самих государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Необходимо четко отграничивать государственные и
муниципальные учреждения от государственных и муниципальных унитарных предприятий, являющихся коммерческими организациями. Работники, выполняющие управленческие функции в государственных и
муниципальных предприятиях, не признаются должностными лицами и не могут нести ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Организационно-распорядительные функции связаны с управлением людьми, а административно-хозяйственные — с распоряжением и управлением имуществом. Поэтому всякий работник государственного органа или органа местного самоуправления, государственного или муниципального учреждения, служащий Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, который имеет в своем служебном подчинении других людей, руководит их деятельностью, направляет и организует их работу (службу), является должностным лицом в связи с наличием у него организационно-распорядительных обязанностей.
Соответственно лица, распоряжающиеся и управляющие в названных органах, учреждениях и войсках имуществом, материальными ценностями, учитывающие выполненную работу, начисляющие вознаграждение за труд и т. п., — должностные лица, выполняющие административно-хозяйственные функции. Таким образом, не всякий государственный служащий и служащий органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений является должностным лицом.
Применительно к работникам государственных и муниципальных учреждений важным критерием для отнесения их к категории должностных лиц является обладание правом совершать по службе юридически значимые действия, способные порождать, изменять или прекращать правовые отношения, т. е. имеющие организационно-распорядительный характер. Следовательно, должностным лицом необходимо признавать субъекта, который имеет право выдавать от имени государственного или муниципального учреждения официальные документы, подтверждающие определенный юридический факт, и тем самым как-то организовывать, направлять поведение других лиц, для которых этот акт (документ) имеет юридическую силу.
Поэтому, в частности, должностным лицом является нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе.
Специалисты государственных или муниципальных учреждений, выполняющие сугубо профессиональные или технические обязанности, не являются должностными лицами. Однако если наряду или в связи с осуществлением этих обязанностей на данных специалистов в установленном порядке возложено исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, то в случае их нарушения они несут ответственность как должностные лица (например, врач — за злоупотребление полномочиями, связанными с направлением на госпитализацию, выдачей листков нетрудоспособности,
оформлением других документов, участием в работе ВТЭК, призывных комиссий; преподаватель — за нарушение обязанностей, возложенных на него как на члена квалификационной или экзаменационной комиссии). Так, в постановлении Президиума Верховного Суда РФ по делу К., являвшегося преподавателем государственного университета, который за взятки ставил зачеты и оценки за экзамены без самой процедуры их приема, было отмечено, что преподаватель «в установленном законом порядке был наделен правами и обязанностями по приему и сдаче студентами экзаменов, т. е. организационно-распорядительными функциями, которыми наделены должностные лица. Неудовлетворительная сдача экзаменов влекла для студентов правовое последствие — назначение стипендии, отчисление из вуза, пересдачу экзаменов».
Лицо, временно исполняющее обязанности по определенной должности или осуществляющее специальные полномочия, может быть признано субъектом преступления против интересов государственной или муниципальной службы лишь при условии, если указанные обязанности или полномочия были возложены на него в установленном законом порядке правомочными на то органами или должностными лицами.
Частное лицо, а также лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации (см. примеч. 1 к ст. 201 УК РФ), не может быть субъектом — исполнителем (соисполнителем) преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Однако в соответствии с ч. 4 ст. 34 УК РФ вполне законным будет привлечение
подобных лиц к ответственности за соучастие в таких преступлениях в качестве организатора, подстрекателя или пособника или же за участие в совершении некоторых из этих преступлений в составе организованной
группы (п. «б» ч. 3 ст. 287, п. «а» ч. 4 ст. 290 УК РФ).
Таким образом, преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления — это деяния, посягающие на нормальную, регламентированную законом деятельность публичного аппарата управления, совершенные служащими (должностными лицами) этого аппарата с использованием служебных полномочий, а также лицами, осуществляющими функции публичного аппарата управления по специальному поручению (полномочию).
Помимо признаков, характеризующих объект и субъект преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, можно указать еще на некоторые обстоятельства, общие для большинства преступлений, отнесенных к этой группе.
Как правило, эти преступления совершаются путем активных действий виновных лиц. Однако в некоторых случаях (ст. 285, 287, 293 УК РФ) закон в качестве формы осуществления общественно опасного посягательства на интересы нормальной деятельности публичного аппарата управления допускает и преступное бездействие, связанное с невыполнением или ненадлежащим выполнением должностным лицом лежащих на нем служебных обязанностей.
Составы преступлений, включенных в гл. 30, конструируются по типу как материальных (ст. 285, 2851, 2852, 286, п. «в» ч. 2 ст. 287, ст. 288, 293 УК РФ), так и формальных (ст. 287, 289—292 УК РФ) составов.
Характерным последствием в материальных составах является существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а в квалифицированных составах — тяжкие последствия. В самих статьях УК не предлагается никаких критериев для определения нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства как существенного, а также критериев для отграничения существенного нарушения от тяжких последствий.
Правоприменителю, таким образом, предоставляется возможность и обязанность самому произвести оценку наступивших последствий и аргументировано отнести их к одной из названных категорий последствий служебного преступления. В качестве ориентира можно воспользоваться толкованием понятий существенного
вреда и тяжких последствий должностных преступлений, данным в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным
положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности, должностном подлоге» применительно к нормам УК 1960 г. Пленум подчеркнул, что существенный вред охраняемым законом правам и интересам граждан, общественным и государственным интересам может выражаться в причинении не только материального, но и иного вреда: в нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета органов власти, создании помех и сбоев в их работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, тяжких преступлений и т. п. Тяжкие последствия усматривались, когда в результате преступления причинен такой вред, как крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы государственного (муниципального) органа или учреждения, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах, причинение смерти или тяжких телесных повреждений хотя бы одному
человеку и т. п.
За одним исключением (халатность), все преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления являются умышленными. Помимо формы вины элементами составов некоторых преступлений является мотив их совершения — корыстная или иная личная заинтересованность (ст. 285 и 292 УК РФ).
Общим для ряда преступлений, включенных в настоящую главу УК, является то, что в качестве квалифицированного вида предусмотрено совершение их лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ст. 285—287, 290 УК РФ).
Согласно примеч. 2 к ст. 285, ст. 1 Федерального закона от 5 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» и Указу Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. К ним относятся, в частности, Президент РФ, председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, депутаты, федеральные министры, Генеральный прокурор РФ, председатель Счетной палаты, судьи, аудиторы Счетной палаты, секретарь Совета безопасности, председатель Центрального банка РФ и др.
Под лицами, занимающими государственные должности субъектов РФ, понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (президенты республик, губернаторы или другие главы субъектов Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, депутаты представительных органов субъектов Федерации, члены правительства и др.).
Глава органа местного самоуправления — должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.
Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления необходимо отличать от служебных правонарушений (проступков), влекущих лишь дисциплинарную, административную или материальную ответственность. Отличие между преступлениями и проступками по службе проводится по степени общественной опасности, критерием которой в первую очередь является тяжесть наступивших последствий от служебного правонарушения, а также некоторые иные указанные в статьях УК обстоятельства.
Составы преступлений, включенных в гл. 30 УК РФ, — это составы так называемых общих преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Они могут совершаться любыми должностными лицами (служащими), в любом государственном или муниципальном органе либо учреждении и влечь разнообразные последствия. Помимо них, в других главах УК есть немало специальных составов преступлений, совершаемых должностными лицами в определенной, указанной в законе сфере деятельности либо конкретно указанными должностными лицами. Это ряд преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 19 УК РФ), преступлений в сфере экономической деятельности (ст. 169, 170 УК РФ и др.), преступлений против правосудия (гл. 31 УК РФ) и др. Согласно закону (ч. 3 ст. 17 УК РФ) если преступление предусмотрено общей и специальной нормами, то совокупность преступлений отсутствует и уголовная ответственность наступает по специальной норме.
Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления посягают на нормальную деятельность публичного аппарата управления в лице государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также аппарата управления в Вооруженных
Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации по выполнению стоящих перед ними задач. Они совершаются специальными субъектами — должностными лицами (ст. 285—287, 289, 290, 292, 293 УК РФ) либо государственными служащими или служащими органов местного самоуправления (ст. 288 и ст. 292 УК РФ) с использованием служебного положения.
- Тарасова Алла Александровна
- Рабочая программа учебной дисциплины
- Расчет баллов, учитывающих качество работы студента
- Нормы выставления дополнительных баллов
- График сдачи модулей проведения контрольных работ
- Методика формирования результирующей оценки
- Критерии оценки курсовой работы и выставления баллов (для всех форм обучения)
- Критерии оценки защиты курсовой работы и ее презентации
- Раздел 2. Структура учебной дисциплины
- Раздел 3. Тематический план изучения дисциплины (очная форма обучения)
- Раздел 3. Тематический план изучения дисциплины (заочное отделение)
- Раздел 3. Тематический план изучения дисциплины (сокращенная форма обучения)
- Примерные темы курсовых работ по дисциплине «Уголовное право» Общая часть
- Особенная часть.
- Раздел 4. Экзаменационные вопросы Общая часть
- Особенная часть
- Раздел 5. Учебно – методическое обеспечение программы
- 5. 1. Список литературы:
- 5. 2. Реестр электронных библиотечных ресурсов
- Раздел 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины
- Советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины «Уголовное право»
- Описание последовательности действий студента или «сценарий изучения дисциплины»
- Рекомендации по использованию материалов учебно – методического комплекса
- Рекомендации по работе с литературой
- Советы по подготовке к зачету или экзамену по дисциплине
- Разъяснения по работе с тестовой системой курса
- Учебно – методические материалы (умм) Лекции (Общая часть)
- Тема 1.Уголовное право как отрасль права.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Уголовный закон
- 2. Понятие и особенности уголовно – правовой нормы
- 3. Действие уголовного закона во времени
- 4. Действие уголовного закона в пространстве
- 5. Понятие, виды и приемы толкования
- Тема 3. Понятие преступления
- 1. Понятие и основные признаки преступления по уголовному праву
- 2. Классификация преступлений
- Тема 5 Состав преступления
- 1. Понятие, элементы и признаки состава
- 2. Виды составов преступлений
- Тема 6. Объект преступления
- 1. Понятие объекта преступления и его виды
- 2. Понятие предмета преступления и его соотношение с объектом преступления
- 3. Многообъектные преступления
- Тема 7. Объективная сторона преступления
- 1. Понятие объективной стороны
- 2. Общественно опасное и противоправное деяние
- 3. Понятие и виды преступных последствий
- 4. Причинная связь между действием (бездействием) и наступившими последствиями
- 5. Факультативные признаки объективной стороны преступления
- Тема 8. Субъект преступления
- 1. Понятие и признаки субъекта преступления
- 2. Понятие и критерии невменяемости
- 3. Понятие и признаки специального субъекта преступления
- Тема 9. Субъективная сторона преступления
- 1. Понятие и признаки субъективной стороны
- 2. Умысел и неосторожность, и их виды
- 3. Юридические и фактические ошибки
- Тема 10. Уголовная ответственность
- Тема 11. Стадии совершения умышленного преступления
- 2.Приготовление к преступлению, его признаки
- 3.Покушение на преступление и его виды
- 4. Добровольный отказ от совершения преступления
- Тема 12. Соучастие в преступлении
- 1. Понятие и признаки соучастия в преступлении
- 2. Формы и виды соучастия в преступлении
- 3.Виды соучастников
- 4. Понятие и формы прикосновенности к преступлению
- Тема 13. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- 1.Понятия и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния
- 3.Понятие и условия правомерности причинения вреда преступнику при его задержании
- 4. Понятие и условия правомерности крайней необходимости
- 5. Физическое и психическое принуждение, обоснованный риск, исполнение приказа
- Тема 14. Множественность преступлений
- 1. Понятие и виды единых сложных преступлений
- 2. Понятие, формы и виды множественности преступлений
- Тема 15. Понятие и цели наказания
- 1.Понятие и признаки наказания
- 2. Цели наказания в уголовном праве
- Тема 16. Система и виды наказания
- 1. Понятие системы наказаний и классификация видов наказаний
- 2. Характеристика отдельных видов наказаний
- Тема 17. Назначение наказания
- 1. Понятие общих начал назначения наказания
- 2.Обстоятельства, смягчающие наказание
- 3. Обстоятельства, отягчающие наказания
- 4. Обстоятельства, отягчающие наказания
- 5. Назначение наказания по совокупности приговоров и по совокупности преступлений
- Тема 18. Условное осуждение
- 1. Понятие условного осуждения
- Тема 19. Освобождение от уголовной ответственности
- 1. Понятие и виды освобождения от уголовной ответственности
- 2.Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием
- 3. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим и в связи с изменением обстановки
- 4. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности
- Тема 20. Освобождение от наказания
- 1.Понятие и виды освобождения от наказания
- 2. Характеристика отдельных видов освобождения от наказания
- 3.Амнистия и помилование
- 4. Понятие судимости. Погашение и снятие судимости
- Тема 21 .Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
- 2. Понятие и виды принудительных мер воспитательного воздействия
- Тема 22. Принудительные меры медицинского характера
- 1. Понятие принудительных мер медицинского характера
- 2. Виды принудительных мер медицинского характера
- Тема 23. Понятие конфискации имущества и правила ее осуществления.
- Лекции (Особенная часть) Лекция 1. Общая характеристика Особенной части уголовного права
- 1. Понятие, значение и система Особенной части уголовного права
- 2. Квалификация преступлений и ее значение
- Лекция 2. Преступления против жизни и здоровья
- 1. Понятие и виды преступлений против личности
- 2. Преступления против жизни
- 3. Преступления против здоровья
- 114 Ук рф).
- 4. Преступления, ставящие в опасность жизнь и здоровье человека
- 1. Понятие и виды преступлений против чести и достоинства личности
- 2. Преступления против личной свободы
- 3. Преступления против чести и достоинства личности
- Лекция 4. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности
- 1. Понятие и виды преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности
- 2. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, совершаемые насильственным способом
- 3. Преступления против половой неприкосновенности личности
- Лекция 5. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина
- 1. Понятие и виды преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина
- 2. Преступления против политических прав и свобод
- 3. Преступления против социальных прав и свобод
- Часть 1 ст. 146 ук рф предусматривает ответственность за присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю.
- Часть 2 ст. 147 ук рф предусматривает ответственность за нарушение изобретательских и патентных прав, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
- 4. Преступления против личных прав и свобод
- Часть 2 рассматриваемой статьи предусматривает ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.
- Часть 3 ст. 139 ук рф предусматривает ответственность за нарушение неприкосновенности жилища, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.
- Лекция 24. Преступления против семьи и несовершеннолетних
- Часть 3 ст. 150 ук рф предусматривает ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления с применением насилия или с угрозой его применения.
- Часть 2 ст. 157 ук рф предусматривает ответственность за злостное уклонение совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты по решению суда средств на содержание нетрудоспособных родителей.
- Лекция 25. Преступления против собственности
- 1. Понятие и виды преступлений против собственности
- 2. Понятие и признаки хищения чужого имущества
- 3. Формы хищения
- 5. Корыстные преступления против собственности,
- 2. Преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
- Часть 2 ст. 169 ук содержит два отягчающих признака: а) воспрепятствование законной предпринимательской деятельности после вступления в законную силу судебного акта; б) причинение крупного ущерба.
- 3. Преступления в сфере кредитных отношений
- § 4. Преступления в сфере отношений, обеспечивающих свободу и добросовестность конкуренции
- § 5. Преступления в сфере финансовых отношений и отношений, связанных с оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней
- Часть 2 ст. 185 ук в качестве квалифицирующего признака устанавливает совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
- § 6. Преступления в сфере внешнеэкономической
- Часть 2 ст. 189 ук предусматривает ответственность за совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, понятие которой содержится в ч. 2 ст. 35 ук.
- Общая характеристика и виды преступлений против собственности
- 2. Хищение чужого имущества, его формы и виды
- Причинение имущественного либо иного ущерба, не связанное с хищением
- Уничтожение или повреждение имущества
- Лекция 26. Преступления в сфере экономической деятельности
- 2. Преступления в сфере предпринимательства
- Часть 3 ст. 183 ук рф устанавливает ответственность за предусмотренные ч. 2 данной статьи деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности.
- 3. Преступления в денежно-кредитной сфере
- 4. Преступления в сфере финансовой деятельности государства
- Лекция 27. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях
- 2. Злоупотребление полномочиями
- 3. Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами
- 4. Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб
- 5. Коммерческий подкуп
- Лекция 28. Преступления против общественной безопасности
- 2. Преступления против общественной безопасности
- 3. Преступления против общественного порядка
- 4. Преступления, связанные с нарушением правил производства различного рода работ
- 5. Преступления, связанные с нарушением правил обращения с общеопасными предметами
- Часть 2 ст. 219 ук рф предусматривает ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.
- Часть 2 ст. 220 ук рф предусматривает ответственность за те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.
- Часть 2 ст. 223 ук рф предусматривает ответственность за те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, а ч.3 данной статьи - организованной группой.
- Лекция 29. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности
- 1. Понятие и виды преступлений против здоровья населения и общественной нравственности.
- 2. Преступления против здоровья населения
- Часть 2 ст. 228 ук рф предусматривает ответственность за те же деяния, совершенные в особо крупном размере.
- 3. Преступления против общественной нравственности
- Лекция 30. Экологические преступления
- Лекция 31. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
- 3. Преступления, связанные с обеспечением безопасных условий функционирования транспорта
- 4. Иные транспортные преступления
- Лекция 32. Преступления в сфере компьютерной информации
- Лекция 33. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства
- Лекция 34. Преступления против государственной власти, интересов государственной службыи службы в органах местного самоуправления
- 2. Характеристика отдельных видов преступлений против государственной власти, интересовгосударственной службы и службы в органах местного самоуправления
- Лекция 35. Преступления против правосудия
- Лекция 36. Преступления против порядка управления
- Лекция 37. Преступления против военной службы
- Часть 3 ст. 332 ук рф предусматривает неисполнение приказа вследствие небрежного или недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия.
- Часть 3 ст. 340 ук рф предусматривает нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия.
- Часть 2 ст. 349 ук рф предусматривает квалифицирующий признак: причинение по неосторожности смерти человека, наступившей в результате нарушения указанных правил.
- Лекция 38. Преступления против мира и безопасности человечества
- Часть 2 ст. 354 ук рф устанавливает ответственность за рассматриваемое деяние при квалифицирующих обстоятельствах:
- Семинарские занятия по дисциплине «Уголовное право» общая часть
- Тема 1. Понятие, задачи, принципы уголовного права
- Тема 2. Уголовный закон
- Пример решения задачи
- Тема 3. Понятие преступления
- Тема 4. Уголовная ответственность и ее основание
- Тема 5. Состав преступления
- Тема 6. Объект преступления
- Тема 7. Объективная сторона преступления
- Тема 8. Субъект преступления по уголовному праву Российской Федерации
- 9. Субъективная сторона преступления
- Неосторожность и ее виды
- Преступление с двумя формами вины
- Тема 10. Неоконченное преступление
- Тема 11. Соучастие в преступлении
- Тема 12. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- Тема 13. Множественность преступлений
- Тема 14. Понятие и цели наказания
- Тема 15. Система и виды наказаний
- Тема 16. Назначение наказания. Условное осуждение
- Темы 17–18. Освобождение от уголовной ответственности и наказания. Погашения и снятие судимости.
- Тема 19. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
- Тема20. Принудительные меры медицинского характера
- Особенная часть Темы 21–22. Понятие и система Особенной части уголовного права. Научные основы квалификации преступлений.
- Тема 24. Преступления против жизни и здоровья
- Тема 25. Преступления против свободы, чести и достоинства личности
- Тема 26. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности
- Тема 27. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина
- Тема 28. Преступления против семьи и несовершеннолетних
- Тема 29. Преступления против собственности
- Тема 30. Преступления в сфере экономической деятельности
- Тема 31. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях
- Тема 32. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка
- Тема 33. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности
- Тема 34. Экологические преступления
- Тема 35. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
- Тема 36. Преступления в сфере компьютерной информации
- Тема 37. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства
- Тема 38. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы в органах местного самоуправления
- Тема 39. Преступления против правосудия
- Тема 40. Преступления против порядка управления
- Тема 41. Преступления против военной службы
- Тема 42. Преступления против мира и безопасности человечества
- Методические указания для преподавателей, ведущих практические (семинарские) занятия
- Словарь терминов и персоналий общая часть
- Особенная часть
- Формы текущего, промежуточного, рубежного (итогового) контроля
- Примерные темы рефератов по дисциплине «Уголовное право»
- Методические рекомендации по выполнению реферата.
- Титульный лист реферата
- Особенная часть.
- Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- 1. Назначение курсовой работы. Выбор темы
- 2. Подготовка курсовой работы
- Курсовая работа имеет следующую структуру:
- Оформление курсовой работы, ее объем. Сроки сдачи и защиты
- Как ссылаться на литературный источник
- Титульный лист
- Курсовая работа
- 3. Задание.
- Дополните
- Действие уголовного закона в пространстве регулируется принципами ……
- 7. Задание.
- 51. Задание.
- Примерная тематика выпускных квалификационных работ по дисциплине «Уголовное право»
- Балльно – рейтинговая система оценки успеваемости студентов по уголовному праву.
- Методика формирования результирующей оценки