Лекция 31. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
1. Общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
2. Преступления, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации
транспортных средств
3. Преступления, связанные с обеспечением безопасных условий функционирования транспорта
4. Иные транспортные преступления
Общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатациитранспорта
Под транспортом (от лат. transportare — перевозить, перемещать) понимается отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов.
Различают наземный, воздушный и водный транспорт. К наземным видам транспорта относится железнодорожный, автомобильный и трубопроводный транспорт. К водному относят морской и речной виды транспорта, а к воздушному — авиационный.
В зависимости от назначения различают транспорт общего и необщего пользования. Транспорт общего пользования обслуживает процесс производственного обращения и население. К транспорту необщего пользования относят транспорт, предназначенный для внутризаводского перемещения сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и т. п., а также транспорт личного пользования.
В зависимости от характера выполняемой работы транспорт подразделяют на пассажирский и грузовой.
Транспорт и его составляющие (в том числе транспортные средства) имеют исключительно большое значение в жизни общества, оказывая огромное влияние на эффективность народного хозяйства, функционирование объектов жизнеобеспечения городов и других населенных пунктов, на темпы и успехи предпринимательской и иной деятельности людей. Все виды транспортных средств являются не только
техническими устройствами, облегчающими жизнь и деятельность людей, но и наиболее распространенным источником повышенной опасности.
При неумелом либо легкомысленном обращении с транспортными средствами могут наступить и нередко наступают тяжкие и особо тяжкие последствия, сопряженные с гибелью людей, причинением им того или иного вреда здоровью либо серьезного имущественного ущерба населению, государственным или коммерческим организациям. Нередко аварии, катастрофы, крушения и дорожно-транспортные происшествия происходят вследствие недоброкачественного ремонта, а равно выпуска в
эксплуатацию непригодных для этого средств подвижного железнодорожного транспорта, средств воздушного, морского и речного транспорта, а также автомототранспортных и электротранспортных средств. В других случаях транспортные преступления становятся возможными потому, что к управлению транспортными средствами были допущены люди, по своему физическому состоянию или здоровью не способные обеспечить безопасную эксплуатацию транспорта.
Обеспечение безопасного функционирования всех видов транспорта в современных условиях рассматривается в качестве одной из актуальных задач государства, его специальных ведомств и общества в целом.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожный транспорт в РФ во взаимодействии с организациями других видов транспорта
призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических и юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории России.
В последние годы в нашей стране принят ряд важных законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на обеспечение устойчивого и безопасного функционирования всех видов транспорта. В их числе назовем Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения», Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г., Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «О государственном контроле за
осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте Российской Федерации», Устав железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г., Указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.
В разделе IX Особенной части УК 1996 г. выделена специальная, 27-я глава, посвященная преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Она включает восемь составов преступлений. В
доктрине уголовного права и следственно-судебной практике такие преступления чаще называются транспортными преступлениями, и в последующем изложении материала мы будем пользоваться этим понятием.
Видовым объектом транспортных преступлений является состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз в целом. Видовым объектом транспортных преступлений
является состояние защищенности личности, общества и государства от угроз в связи с эксплуатацией транспортных средств.
Непосредственным объектом рассматриваемых преступлений является защищенность личности, общества и государства от угроз в связи с эксплуатацией и пользованием отдельными видами транспорта.
Предметом транспортных преступлений является подвижной состав железнодорожного транспорта (локомотивы, электровозы, вагоны, дрезины и др.), средства воздушного, морского, речного, автомобильного (механического) транспорта и электротранспорта, средства сигнализации или связи, а равно иное транспортное оборудование, пути сообщения, транспортные коммуникации и магистральные трубопроводы.
С объективной стороны транспортные преступления выражаются в совершении виновными определенных действий (деятельности) либо в бездействии, которые проявляются в нарушении каких-либо установленных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами либо техническими нормативами или условиями правил, направленных на обеспечение безопасного функционирования железнодорожного, воздушного, морского, речного транспорта, автотранспорта и городского электротранспорта, а равно магистральных трубопроводов.
Большинство составов транспортных преступлений сформулировано по типу материальных, когда в диспозициях соответствующих статей (или частей статей) УК указывается на наступление определенных преступных последствий в результате нарушения тех или иных правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства либо иной правонарушающей деятельности. Лицо несет уголовную ответственность за
транспортное преступление лишь при условии, если наступившее преступное последствие находится в причинной связи с нарушением тех или иных правил безопасности движения или эксплуатации соответствующего транспортного средства, с разрушением или повреждением путей сообщения, средств сигнализации или связи, других предметов транспортного оборудования и т. п.
Субъектами одних транспортных преступлений могут быть только работники транспортных организаций и объединений (специальные субъекты), прошедшие специальную профессиональную подготовку, получившие сертификат или иной допуск к работе на том или ином транспортном средстве или в сфере транспортного обслуживания безопасного функционирования соответствующего вида транспорта (составы преступлений, предусмотренных ст. 263, 266, 269 и 270 УК РФ).
Субъектами ряда других транспортных преступлений могут быть как лица, имеющие специальную профессиональную подготовку и являющиеся работниками транспортных организаций, так и лица, не являющиеся работниками транспортных организаций (например, преступлений, предусмотренных ст. 264, 267 и 268 УК РФ).
Уголовная ответственность за транспортные преступления по общему правилу наступает с 16 лет. Однако за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ) ответственность наступает с 14 лет. Во всех случаях должно быть установлено, что лицо, совершившее транспортное преступление, является вменяемым.
С субъективной стороны большинство транспортных преступлений совершаются по неосторожности — при наличии либо легкомыслия, либо небрежности. Однако некоторые транспортные преступления с субъективной стороны характеризуются умышленной виной (приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения — ст. 267 УК РФ, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие — ст. 270 УК РФ).
Для удобства изучения транспортных преступлений в учебной литературе их условно объединяют (классифицируют) по тому или иному основанию (критерию).
С учетом особенностей объективной стороны составов транспортных преступлений мы выделим:
1) преступления, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных
средств (ст. 263—264, 271 УК РФ);
2) преступления, связанные с обеспечением безопасных условий функционирования транспорта
(ст. 266—268, 270 УК РФ);
3) иные транспортные преступления (ст. 269 УК РФ).
Преступления, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатациитранспортных средств
Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК РФ).
Общественная опасность нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта заключается в том, что в результате этого происходят крушения поездов, в том числе пассажирских, катастрофы воздушного транспорта или аварии на водном транспорте, влекущие за собой не только тяжелые человеческие жертвы, но и причинение особо крупного имущественного ущерба государственным или коммерческим организациям, при этом дезорганизуется нормальное функционирование соответствующего вида транспорта, подрывается доверие населения к услугам, предоставляемым транспортными организациями.
Объектом рассматриваемого состава преступления является защищенность личности, общества и государства от угроз в связи с эксплуатацией железнодорожного, воздушного, морского или речного
транспорта.
Предметом данного преступления являются самодвижущиеся технические средства, относящиеся к железнодорожному подвижному составу, воздушному или водному (морскому и речному) транспорту.
Под железнодорожным подвижным составом понимаются локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной подвижной состав, предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожного подвижного состава.
К таковому относятся тепловозы, электровозы и другие локомотивы, пассажирские и товарные поезда, электрички как совокупность локомотива (электровоза) и системы вагонов, соответствующим образом взаимосвязанных определенной системой тормозных узлов и средств сигнализации.
К железнодорожным подвижным транспортным средствам следует относить отдельно функционирующие маневровые локомотивы пристанционного использования, аварийные и снегоочистительные поезда, дрезины ограниченного движения и поезда метрополитена.
Поезда на рельсовой основе в шахтах горной промышленности, а также трамваи (в том числе скоростные) к железнодорожному транспорту не относятся.
Под воздушными транспортными средствами понимаются самолеты, вертолеты, мотодельтапланы, дирижабли и иные летательные аппараты (кроме воздушных шаров, зондов, управляемых человеком космических ракет), используемые для перевозки пассажиров или грузов по воздуху либо для выполнения каких-либо иных работ (например, для монтажа высотных строительных конструкций, для тушения лесных пожаров, для подкормки сельскохозяйственных посевов или для борьбы с сельскохозяйственными вредителями и т. п.).
К водным транспортным средствам относятся надводные корабли, теплоходы, парусные суда, дизель-электроходы, атомоходы, рыболовные морские сейнеры, речные и морские самоходные баржи, речные и морские катера и другие плавучие средства. Водные транспортные средства подразделяются на речные и морские. Под морскими транспортными средствами понимаются различные виды водного транспорта, осуществляющие перевозки пассажиров или груза по морским путям, а равно производящие иные виды хозяйственно-экономической деятельности на море (рыболовные и китобойные суда, ледоколы, баржи, лихтеры и другие плавучие средства). Речными транспортными средствами считаются такие виды водного транспорта, которые осуществляют перевозки пассажиров и грузов по естественным (реки и озера) и искусственным (каналы, водохранилища) водным путям либо производят на водных путях иные виды работ (например, монтаж магистральных трубопроводов через судоходные реки и озера). Водные пути — это водные пространства, используемые для судоходства, сплава леса или ведения других работ. По смыслу ст. 263 не относятся к водным транспортным средствам военные корабли всех типов и видов, подводные лодки военного назначения. Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть либо иные тяжкие последствия, квалифицируется как воинское преступление по ст. 352.
Водными транспортными средствами не признаются также подводные морские аппараты всех видов, спускаемые на те или иные морские глубины в исследовательских целях.
С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти специальные правила.
Под безопасностью движения и эксплуатации железнодорожного транспорта понимается состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вред окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц. Правила безопасности движения и эксплуатации того или иного вида транспорта устанавливаются федеральными законами о соответствующем виде транспорта, а также
другими нормативными правовыми актами. Например, правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта устанавливаются Федеральным законом от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте Российской Федерации», Уставом железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г., Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, утвержденной Министром путей сообщения РФ 26 апреля 1993 г., Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, Правилами технической эксплуатации железных дорог и др.
Правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта устанавливаются Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г., Положением о Единой системе управления воздушным движением Российской Федерации от 6 октября 1994 г., Положением о федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства от 30 июня 1994 г., а также другими нормативными правовыми актами, издаваемыми в установленном порядке Федеральной авиационной службой России.
Соответствующие правила безопасности движения и эксплуатации морского и речного транспорта устанавливаются федеральными законами либо постановлениями Правительства РФ или нормативными правовыми актами соответствующих федеральных ведомств (например, Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»).
Нарушения правил безопасности движения в поездной и маневровой работе на железных дорогах подразделяются на крушения поездов, аварии, особые случаи брака и случаи брака в работе.
К крушениям поездов, например, относятся столкновения пассажирских или грузовых поездов с другими поездами или подвижным составом, сходы подвижного состава в пассажирских или грузовых поездах на перегонах и станциях, в результате которых погибли или получили тяжкий вред здоровью люди либо повреждены локомотивы или вагоны до степени исключения их из инвентаря.
Обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК РФ, является причинение по неосторожности в результате нарушения тех или иных правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств тяжкого вреда здоровью человека. Понятие тяжкого вреда здоровью человека уже раскрывалось ранее. При этом между названными выше преступными последствиями и нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства должна быть установлена причинная связь.
С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется неосторожностью в виде легкомыслия или небрежности по отношению к наступившим преступным последствиям. Если нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортного средства осуществлено умышленно в целях причинения тяжкого вреда здоровью человека, содеянное должно квалифицироваться, как преступление против здоровья человека (ст. 111 УК РФ).
Субъектом рассматриваемого преступления может быть только лицо, на котором в силу выполняемой работы или занимаемой должности лежала обязанность соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта.
В случаях, когда соответствующее транспортное средство было незаконно захвачено посторонним лицом, допустившим при этом нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта,
повлекшее последствия, указанные в ч. 1—3 ст. 263 УК РФ, уголовная ответственность наступает по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 211 и 263 УК РФ.
Рассматриваемое преступление без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 263 УК РФ) относится к категории преступлений небольшой тяжести.
В ч. 2 предусматривается повышенная ответственность за данное деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.
Такое преступление относится к категории преступлений средней тяжести.
В ч. 3 ст. 263 УК РФ в качестве особо квалифицирующего признака данного преступления предусматривается причинение по неосторожности смерти двум или более лицам. При наличии этого квалифицирующего признака содеянное рассматривается как тяжкое преступление.
Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ).
Общественная опасность данного преступления заключается в том, что в результате нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств гибнут люди или им причиняется различный по
степени тяжести вред здоровью, при этом причиняется тот или иной имущественный вред владельцам транспортных средств.
Основным объектом рассматриваемого преступления выступает состояние защищенности личности и общества от угроз в связи с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительным объектом этого преступления является жизнь или здоровье граждан, а также имущественные интересы граждан, государственных и коммерческих организаций.
Предметом этого преступления служат автомобили, трамваи и другие механические транспортные средства. Как указывается в примечании к ст. 264, под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства. В Правилах дорожного движения Российской Федерации, утверженных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства от 28 июня 2002 г. № 472), сказано, что под механическим транспортным средством понимается транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем.
С объективной стороны деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, выражается в нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством.
В перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, среди других неисправностей в Правилах дорожного движения названы нарушение герметичности системы питания (п. 6.2), отсутствие предусмотренных конструкцией транспортного средства зеркала заднего вида, стекла (п. 7.1), неисправность звукового сигнала (п. 7.2), отсутствие ремней безопасности, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства (п. 7.9), и др.
Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» запрещается эксплуатация транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная
федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности. В постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 22 октября 1969 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» в редакции от 25 октября 1996 г. указывается, что, признавая лицо виновным в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, суды обязаны указывать в приговорах, какие именно правила им нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение.
Обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ, является причинение в результате нарушения правил по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека.
Тяжкий вред здоровью человека определяется судебно-медицинской экспертизой. По смыслу ст. 264 УК РФ речь идет о причинении вреда лицу, не имеющему отношения к управлению транспортным средством.
Эти последствия должны находиться в причинной связи с допущенным нарушением правил. Рассматриваемое преступление считается оконченным деянием с момента наступления указанных в законе последствий.
С субъективной стороны данное преступление характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности. Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства может быть сознательным, однако, отношение к наступившим последствиям этого нарушения всегда неосторожное. Содеянное следует квалифицировать по статьям УК РФ о преступлениях против жизни и
здоровья, если будет установлено, что лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно причинило смерть или вред здоровью с использованием транспортного средства в качестве орудия этого преступления.
Субъектом рассматриваемого преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, независимо от наличия у него удостоверения (сертификата) на право управления данным транспортным средством.
Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, относится к категории преступлений небольшой тяжести.
Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств признается совершенным при квалифицирующем признаке, если в результате этих действий наступила по неосторожности смерть человека (ч. 2 ст. 264 УК РФ).
Содеянное квалифицируется по ч. 3 ст. 264 УК РФ, если деяние, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, повлекло смерть двух или более лиц. При этом особо квалифицирующем признаке преступление расценивается
как тяжкое.
Нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК РФ). Общественная опасность нарушения правил международных полетов заключается в том, что в результате таких действий нарушается полный и исключительный суверенитет Российской Федерации над ее воздушным пространством, а также создается угроза подрыва обороноспособности страны, столкновения и гибели гражданских и военных воздушных судов, их экипажей и пассажиров, порождается обстановка возможности возникновения межгосударственных конфликтов.
Основным объектом рассматриваемого преступления является состояние защищенности личности, общества и государства от угроз, связанных с нарушениями правил международных полетов. Дополнительным
объектом этого преступления может быть военная безопасность, жизнь и здоровье людей, имущество государственных и коммерческих организаций, в том числе иностранных.
С объективной стороны это преступление выражается в несоблюдении командиром воздушного судна и его экипажем во время международного полета указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или ином нарушении правил международных полетов. В интересах обеспечения безопасности полетов воздушных судов, защиты суверенитета над воздушным пространством государств, обеспечения их военной безопасности разработаны определенные правила международных полетов.
В частности, в ст. 6 Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. указывается, что никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территории договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции. В ст. 9 этой конвенции также предусматривается, что каждое государство вправе по соображениям военной необходимости или общественной безопасности ограничить или запретить полеты воздушных судов других государств над определенными зонами своей территории при условии, что в этом отношении не будет проводиться никакого различия между занятыми в регулярных международных воздушных сообщениях воздушными судами данного государства и воздушными судами других государств, занятых в аналогичных сообщениях. Такие запретные зоны должны иметь разумные размеры и местоположение, с тем, чтобы без необходимости не создавать препятствий для аэронавигации.
В Российской Федерации такие участки воздушных трасс для международных полетов определены постановлением Правительства РФ от 15 мая 1998 г. № 515-р.
Согласно ч. 1 ст. 79 Воздушного кодекса РФ международным полетом считается полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства. Правила международных полетов в воздушном пространстве Российской Федерации определяются в ст. 79—82 Воздушного кодекса РФ. Правила международных полетов, аэронавигационная информация относительно международных воздушных трасс, международных аэропортов и открытых для международных полетов воздушных судов аэродромов, а также другая информация, необходимая для осуществления международных полетов воздушных сообщений, публикуются в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации. В этих правилах определены регламенты полетов и маневрирования воздушных судов в воздушном пространстве нашей страны, порядок въезда и выпуска на территорию нашей страны пассажиров, экипажа или груза воздушных судов, паспортного и таможенного контроля и карантина, досмотра воздушных судов и т. п.
Рассматриваемое деяние характеризуется формальным составом и считается оконченным преступлением с момента нарушения соответствующих правил таких полетов воздушным судном.
С субъективной стороны данное преступление может совершаться как умышленно, так и по неосторожности. При умышленном нарушении правил международных полетов мотивами содеянного могут быть хулиганские побуждения, соображения корыстного характера (например, при выполнении задания о доставке наркотиков из сопредельного государства) и другие соображения.
Субъектом этого преступления может быть как командир воздушного судна иностранного государства, так и командир воздушного судна нашей страны, а равно любое другое лицо, управляющее частным воздушным судном, достигшее 16-летнего возраста и обладающее вменяемостью. Это может быть гражданин России, иностранного государства либо лицо без гражданства.
Нарушение правил международных полетов относится к категории преступлений небольшой тяжести.
- Тарасова Алла Александровна
- Рабочая программа учебной дисциплины
- Расчет баллов, учитывающих качество работы студента
- Нормы выставления дополнительных баллов
- График сдачи модулей проведения контрольных работ
- Методика формирования результирующей оценки
- Критерии оценки курсовой работы и выставления баллов (для всех форм обучения)
- Критерии оценки защиты курсовой работы и ее презентации
- Раздел 2. Структура учебной дисциплины
- Раздел 3. Тематический план изучения дисциплины (очная форма обучения)
- Раздел 3. Тематический план изучения дисциплины (заочное отделение)
- Раздел 3. Тематический план изучения дисциплины (сокращенная форма обучения)
- Примерные темы курсовых работ по дисциплине «Уголовное право» Общая часть
- Особенная часть.
- Раздел 4. Экзаменационные вопросы Общая часть
- Особенная часть
- Раздел 5. Учебно – методическое обеспечение программы
- 5. 1. Список литературы:
- 5. 2. Реестр электронных библиотечных ресурсов
- Раздел 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины
- Советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины «Уголовное право»
- Описание последовательности действий студента или «сценарий изучения дисциплины»
- Рекомендации по использованию материалов учебно – методического комплекса
- Рекомендации по работе с литературой
- Советы по подготовке к зачету или экзамену по дисциплине
- Разъяснения по работе с тестовой системой курса
- Учебно – методические материалы (умм) Лекции (Общая часть)
- Тема 1.Уголовное право как отрасль права.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Уголовный закон
- 2. Понятие и особенности уголовно – правовой нормы
- 3. Действие уголовного закона во времени
- 4. Действие уголовного закона в пространстве
- 5. Понятие, виды и приемы толкования
- Тема 3. Понятие преступления
- 1. Понятие и основные признаки преступления по уголовному праву
- 2. Классификация преступлений
- Тема 5 Состав преступления
- 1. Понятие, элементы и признаки состава
- 2. Виды составов преступлений
- Тема 6. Объект преступления
- 1. Понятие объекта преступления и его виды
- 2. Понятие предмета преступления и его соотношение с объектом преступления
- 3. Многообъектные преступления
- Тема 7. Объективная сторона преступления
- 1. Понятие объективной стороны
- 2. Общественно опасное и противоправное деяние
- 3. Понятие и виды преступных последствий
- 4. Причинная связь между действием (бездействием) и наступившими последствиями
- 5. Факультативные признаки объективной стороны преступления
- Тема 8. Субъект преступления
- 1. Понятие и признаки субъекта преступления
- 2. Понятие и критерии невменяемости
- 3. Понятие и признаки специального субъекта преступления
- Тема 9. Субъективная сторона преступления
- 1. Понятие и признаки субъективной стороны
- 2. Умысел и неосторожность, и их виды
- 3. Юридические и фактические ошибки
- Тема 10. Уголовная ответственность
- Тема 11. Стадии совершения умышленного преступления
- 2.Приготовление к преступлению, его признаки
- 3.Покушение на преступление и его виды
- 4. Добровольный отказ от совершения преступления
- Тема 12. Соучастие в преступлении
- 1. Понятие и признаки соучастия в преступлении
- 2. Формы и виды соучастия в преступлении
- 3.Виды соучастников
- 4. Понятие и формы прикосновенности к преступлению
- Тема 13. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- 1.Понятия и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния
- 3.Понятие и условия правомерности причинения вреда преступнику при его задержании
- 4. Понятие и условия правомерности крайней необходимости
- 5. Физическое и психическое принуждение, обоснованный риск, исполнение приказа
- Тема 14. Множественность преступлений
- 1. Понятие и виды единых сложных преступлений
- 2. Понятие, формы и виды множественности преступлений
- Тема 15. Понятие и цели наказания
- 1.Понятие и признаки наказания
- 2. Цели наказания в уголовном праве
- Тема 16. Система и виды наказания
- 1. Понятие системы наказаний и классификация видов наказаний
- 2. Характеристика отдельных видов наказаний
- Тема 17. Назначение наказания
- 1. Понятие общих начал назначения наказания
- 2.Обстоятельства, смягчающие наказание
- 3. Обстоятельства, отягчающие наказания
- 4. Обстоятельства, отягчающие наказания
- 5. Назначение наказания по совокупности приговоров и по совокупности преступлений
- Тема 18. Условное осуждение
- 1. Понятие условного осуждения
- Тема 19. Освобождение от уголовной ответственности
- 1. Понятие и виды освобождения от уголовной ответственности
- 2.Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием
- 3. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим и в связи с изменением обстановки
- 4. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности
- Тема 20. Освобождение от наказания
- 1.Понятие и виды освобождения от наказания
- 2. Характеристика отдельных видов освобождения от наказания
- 3.Амнистия и помилование
- 4. Понятие судимости. Погашение и снятие судимости
- Тема 21 .Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
- 2. Понятие и виды принудительных мер воспитательного воздействия
- Тема 22. Принудительные меры медицинского характера
- 1. Понятие принудительных мер медицинского характера
- 2. Виды принудительных мер медицинского характера
- Тема 23. Понятие конфискации имущества и правила ее осуществления.
- Лекции (Особенная часть) Лекция 1. Общая характеристика Особенной части уголовного права
- 1. Понятие, значение и система Особенной части уголовного права
- 2. Квалификация преступлений и ее значение
- Лекция 2. Преступления против жизни и здоровья
- 1. Понятие и виды преступлений против личности
- 2. Преступления против жизни
- 3. Преступления против здоровья
- 114 Ук рф).
- 4. Преступления, ставящие в опасность жизнь и здоровье человека
- 1. Понятие и виды преступлений против чести и достоинства личности
- 2. Преступления против личной свободы
- 3. Преступления против чести и достоинства личности
- Лекция 4. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности
- 1. Понятие и виды преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности
- 2. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, совершаемые насильственным способом
- 3. Преступления против половой неприкосновенности личности
- Лекция 5. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина
- 1. Понятие и виды преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина
- 2. Преступления против политических прав и свобод
- 3. Преступления против социальных прав и свобод
- Часть 1 ст. 146 ук рф предусматривает ответственность за присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю.
- Часть 2 ст. 147 ук рф предусматривает ответственность за нарушение изобретательских и патентных прав, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
- 4. Преступления против личных прав и свобод
- Часть 2 рассматриваемой статьи предусматривает ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.
- Часть 3 ст. 139 ук рф предусматривает ответственность за нарушение неприкосновенности жилища, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.
- Лекция 24. Преступления против семьи и несовершеннолетних
- Часть 3 ст. 150 ук рф предусматривает ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления с применением насилия или с угрозой его применения.
- Часть 2 ст. 157 ук рф предусматривает ответственность за злостное уклонение совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты по решению суда средств на содержание нетрудоспособных родителей.
- Лекция 25. Преступления против собственности
- 1. Понятие и виды преступлений против собственности
- 2. Понятие и признаки хищения чужого имущества
- 3. Формы хищения
- 5. Корыстные преступления против собственности,
- 2. Преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
- Часть 2 ст. 169 ук содержит два отягчающих признака: а) воспрепятствование законной предпринимательской деятельности после вступления в законную силу судебного акта; б) причинение крупного ущерба.
- 3. Преступления в сфере кредитных отношений
- § 4. Преступления в сфере отношений, обеспечивающих свободу и добросовестность конкуренции
- § 5. Преступления в сфере финансовых отношений и отношений, связанных с оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней
- Часть 2 ст. 185 ук в качестве квалифицирующего признака устанавливает совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
- § 6. Преступления в сфере внешнеэкономической
- Часть 2 ст. 189 ук предусматривает ответственность за совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, понятие которой содержится в ч. 2 ст. 35 ук.
- Общая характеристика и виды преступлений против собственности
- 2. Хищение чужого имущества, его формы и виды
- Причинение имущественного либо иного ущерба, не связанное с хищением
- Уничтожение или повреждение имущества
- Лекция 26. Преступления в сфере экономической деятельности
- 2. Преступления в сфере предпринимательства
- Часть 3 ст. 183 ук рф устанавливает ответственность за предусмотренные ч. 2 данной статьи деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности.
- 3. Преступления в денежно-кредитной сфере
- 4. Преступления в сфере финансовой деятельности государства
- Лекция 27. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях
- 2. Злоупотребление полномочиями
- 3. Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами
- 4. Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб
- 5. Коммерческий подкуп
- Лекция 28. Преступления против общественной безопасности
- 2. Преступления против общественной безопасности
- 3. Преступления против общественного порядка
- 4. Преступления, связанные с нарушением правил производства различного рода работ
- 5. Преступления, связанные с нарушением правил обращения с общеопасными предметами
- Часть 2 ст. 219 ук рф предусматривает ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.
- Часть 2 ст. 220 ук рф предусматривает ответственность за те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.
- Часть 2 ст. 223 ук рф предусматривает ответственность за те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, а ч.3 данной статьи - организованной группой.
- Лекция 29. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности
- 1. Понятие и виды преступлений против здоровья населения и общественной нравственности.
- 2. Преступления против здоровья населения
- Часть 2 ст. 228 ук рф предусматривает ответственность за те же деяния, совершенные в особо крупном размере.
- 3. Преступления против общественной нравственности
- Лекция 30. Экологические преступления
- Лекция 31. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
- 3. Преступления, связанные с обеспечением безопасных условий функционирования транспорта
- 4. Иные транспортные преступления
- Лекция 32. Преступления в сфере компьютерной информации
- Лекция 33. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства
- Лекция 34. Преступления против государственной власти, интересов государственной службыи службы в органах местного самоуправления
- 2. Характеристика отдельных видов преступлений против государственной власти, интересовгосударственной службы и службы в органах местного самоуправления
- Лекция 35. Преступления против правосудия
- Лекция 36. Преступления против порядка управления
- Лекция 37. Преступления против военной службы
- Часть 3 ст. 332 ук рф предусматривает неисполнение приказа вследствие небрежного или недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия.
- Часть 3 ст. 340 ук рф предусматривает нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия.
- Часть 2 ст. 349 ук рф предусматривает квалифицирующий признак: причинение по неосторожности смерти человека, наступившей в результате нарушения указанных правил.
- Лекция 38. Преступления против мира и безопасности человечества
- Часть 2 ст. 354 ук рф устанавливает ответственность за рассматриваемое деяние при квалифицирующих обстоятельствах:
- Семинарские занятия по дисциплине «Уголовное право» общая часть
- Тема 1. Понятие, задачи, принципы уголовного права
- Тема 2. Уголовный закон
- Пример решения задачи
- Тема 3. Понятие преступления
- Тема 4. Уголовная ответственность и ее основание
- Тема 5. Состав преступления
- Тема 6. Объект преступления
- Тема 7. Объективная сторона преступления
- Тема 8. Субъект преступления по уголовному праву Российской Федерации
- 9. Субъективная сторона преступления
- Неосторожность и ее виды
- Преступление с двумя формами вины
- Тема 10. Неоконченное преступление
- Тема 11. Соучастие в преступлении
- Тема 12. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- Тема 13. Множественность преступлений
- Тема 14. Понятие и цели наказания
- Тема 15. Система и виды наказаний
- Тема 16. Назначение наказания. Условное осуждение
- Темы 17–18. Освобождение от уголовной ответственности и наказания. Погашения и снятие судимости.
- Тема 19. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
- Тема20. Принудительные меры медицинского характера
- Особенная часть Темы 21–22. Понятие и система Особенной части уголовного права. Научные основы квалификации преступлений.
- Тема 24. Преступления против жизни и здоровья
- Тема 25. Преступления против свободы, чести и достоинства личности
- Тема 26. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности
- Тема 27. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина
- Тема 28. Преступления против семьи и несовершеннолетних
- Тема 29. Преступления против собственности
- Тема 30. Преступления в сфере экономической деятельности
- Тема 31. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях
- Тема 32. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка
- Тема 33. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности
- Тема 34. Экологические преступления
- Тема 35. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
- Тема 36. Преступления в сфере компьютерной информации
- Тема 37. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства
- Тема 38. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы в органах местного самоуправления
- Тема 39. Преступления против правосудия
- Тема 40. Преступления против порядка управления
- Тема 41. Преступления против военной службы
- Тема 42. Преступления против мира и безопасности человечества
- Методические указания для преподавателей, ведущих практические (семинарские) занятия
- Словарь терминов и персоналий общая часть
- Особенная часть
- Формы текущего, промежуточного, рубежного (итогового) контроля
- Примерные темы рефератов по дисциплине «Уголовное право»
- Методические рекомендации по выполнению реферата.
- Титульный лист реферата
- Особенная часть.
- Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- 1. Назначение курсовой работы. Выбор темы
- 2. Подготовка курсовой работы
- Курсовая работа имеет следующую структуру:
- Оформление курсовой работы, ее объем. Сроки сдачи и защиты
- Как ссылаться на литературный источник
- Титульный лист
- Курсовая работа
- 3. Задание.
- Дополните
- Действие уголовного закона в пространстве регулируется принципами ……
- 7. Задание.
- 51. Задание.
- Примерная тематика выпускных квалификационных работ по дисциплине «Уголовное право»
- Балльно – рейтинговая система оценки успеваемости студентов по уголовному праву.
- Методика формирования результирующей оценки