logo
УМК по Уголовному праву

Описание последовательности действий студента или «сценарий изучения дисциплины»

При изучении дисциплины студент должен выработать для себя оптимальный сценарный план работы в соответствии со следующими основными критериями:

  1. Достижение системности знаний, то есть понимание логики изучаемой дисциплины, её идей и закономерностей, умение располагать изучаемый материал в определённой последовательности, правильно соотносить одни факты, понятия и правила с другими.

  2. Получение необходимого объёма знаний как суммы фактов, понятий, правил, законов, которые усваиваются магистрантом по конкретной теме, конкретному разделу, модулю или отдельно взятому занятию.

  3. Обеспечение высокой прочности знаний, которая предполагает удержание в памяти изученного материала и уверенное использование приобретенных знаний в различных ситуациях.

  4. Повышение действенности знаний, заключающееся в умении пользоваться приобретенными знаниями в разнообразной познавательной и практической деятельности, сочетать теорию с практикой. При этом важно выработать правильность и убедительность суждений, умение отвечать на видоизмененные вопросы, применять теоретические знания для объяснения и решения практических задач.

Прежде всего, студенту надлежит ознакомиться с материалами по изучаемой дисциплине, размещенными преподавателем на сервере ВГИ (филиал) ВолГУ в информационно-аналитической системе «Университет», в программно-техническом комплексе информационно-методической поддержки самостоятельной работы студентов (ПТК) «УМКа».

Сначала рекомендуется внимательно ознакомиться с тематическим планом, а также с рабочей программой по данной теме. Рабочая программа позволяет студентам лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. После этого необходимо изучить конспект лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой, рекомендованной к этой теме. К наиболее сложным вопросам темы целесообразно составлять конспект ответов. Студенты должны готовить все вопросы тематического плана и обязаны уметь давать определения основным категориям, которыми оперирует данная учебная дисциплина. Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения, свободно оперировать понятиями и категориями.

В числе основных мероприятий по изучению учебного курса следует назвать:

  1. Посещение лекций с целью формирования ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы.

  2. Посещение и выступление на семинарских занятиях.

  3. Выполнение самостоятельной работы.

Задания для семинарских занятий представлены в учебно-методическом комплексе по дисциплине, они составляются по модулям и темам, по которым предусмотрены аудиторные занятия.

Содержание ответов на семинарских занятиях должно отвечать следующим требованиям:

Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом в объёме не менее 50-70% общего количества часов, должна соответствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формировать навыки исследовательской работы и ориентировать магистрантов на умение применять теоретические знания на практике.

Задания для самостоятельной работы также представлены в учебно-методическом комплексе по дисциплине, они различаются по разделам, по которым аудиторные занятия не предусмотрены, либо требуется дополнительно проработать и проанализировать рассматриваемый преподавателем материал в объёме запланированных часов.

К числу основных видов самостоятельной работы студента принято относить:

Приступая к изучению дисциплины «Уголовное право», студент должен проработать учебный материал (из учебника), а также нормативный материал и руководящие разъяснения по вопросам судебной практики. Следует иметь в виду, что это должен быть не беглый их просмотр, а осмысливание и запоминание, что предполагает наложение на процесс изучения курса уголовного права индивидуальных особенностей студента, таких, как возможное чтение вслух, подчеркивание, заметки на полях, вкладки с пометками, ведение картотеки литературы по соответствующей теме и судебной практике, в том числе электронной. Если учебника оказывается недостаточно (в силу его лаконичности, кажущейся или действительной неясности мысли, ошибочности и т. п.), необходимо воспользоваться иной литературой из основного или дополнительного списка литературы, а также из личной картотеки.

Студенты должны идти от знания основных положений Общей и Особенной частей уголовного права к анализу конкретного случая, от решения конкретного случая к повторению и углублению знаний теории, нормативных актов, судебной практики.

Приступая к изучению курса, студенты должны усвоить, что важнейшими парными категориями уголовного права являются преступление и наказание. Поэтому применительно к Общей части уголовного права особо тщательно надлежит проработать главы о преступлении, о составе преступления как основании уголовной ответственности, о понятии, системе и видах наказания, о назначении наказания. В Общую часть вошли положения, касающиеся всех или значительной части норм, описывающих конкретные виды преступлений, без нее Особенная часть немыслима. Она включает принципы, исходные начала, безусловно необходимые для применения и диспозиции, и санкции охранительной нормы.

Изучение Особенной части уголовного права не должно сводиться к запоминанию признаков того или иного вида преступления. Чтобы хорошо ориентироваться в уголовном законодательстве, безошибочно и быстро определять место описания в Кодексе того или иного состава преступления, нарушаемый им круг общественных отношений, в конечном счете – правильно квалифицировать содеянное, полагаем, что для студента важно прежде всего усвоить принципы конструирования Особенной части Уголовного кодекса.

Как показывает опыт, наиболее эффективным методом, приближающим к условиям будущей деятельности студентов, является решение задач. Это способствует закреплению теоретических знаний и развивает умение применить данные знания на практике.

В процессе изучения уголовного права студенты должны приобрести навыки исследовательской работы, правильно ориентироваться в действующем уголовном законодательстве, грамотно толковать и применять его положения.

Студенту рекомендуется вести конспект лекций, а затем использовать его в процессе самостоятельной работы над курсом, сопоставляя с материалом учебников и учебных пособий, дополняя конспект ответами на вопросы, не рассмотренные на лекционных занятиях.

Для свободного ориентирования в уголовном законодательстве следует ознакомиться с руководящими постановлениями (разъяснениями) Пленума Верховного Суда РФ. Изучить специальную учебную литературу и другой научный материал, рекомендованный по изучаемой теме.

Кафедра рекомендует конспектирование монографической литературы (учебных пособий или научных публикаций в юридических журналах) - не менее 5 - ти конспектов в семестр по изучаемым темам Общей и Особенной частей уголовного права. Это позволит студентам критически осмыслить научные позиции различных ученых, и дать более глубокие и аргументированные ответы на поставленные вопросы.

Студент должен самостоятельно выбрать для себя оптимальные формы работы в соответствии со своими личностными качествами и имеющимися возможностями технического оснащения.