logo
УМК по Уголовному праву

2. Преступления в сфере предпринимательства

Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ).

Предпринимательство как метод ведения экономической деятельности предполагает самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них совокупности прав и свобод по выбору вида предпринимательской деятельности, формированию производственной программы, выбору источников финансирования, доступу к ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжению прибылью и т.п. Самостоятельность предпринимателя означает, что над ним нет руководящего органа, определяющего

направления, формы и методы деятельности по производству товаров, оказанию услуг и т.п.

Преступление, предусмотренное ст. 169 УК РФ, выражается в воспрепятствовании законной предпринимательской, а также иной основанной на законе деятельности (политической, общественной, благотворительной, религиозной и т.п.). Его общественная опасность заключается и в том, что оно нарушает право граждан на свободу предпринимательской или иной не запрещенной законом деятельности и

разнообразие ее организационно-правовых форм.

Объектом преступления являются общественные отношения, обеспечивающие реализацию гарантированного законом права на свободу предпринимательской или иной деятельности физического или

юридического лица.

Индивидуальным предпринимателем признается гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ч.1 ст. 23 ГК РФ), а юридическим лицом - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ч. 1 ст. 48 ГК РФ).

С объективной стороны преступление состоит в совершении следующих действий: 1) неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; 2) уклонение от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; 3)

неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности; 4) уклонение от его выдачи; 5) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы; 6) незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица выражается в открытом нежелании осуществить регистрацию, несмотря на то, что

представленные заявителем документы отвечают предусмотренным законом требованиям.

В соответствии со ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Законом о государственной регистрации

юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным со дня

внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Порядок государственной регистрации юридических лиц установлен Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных юридических лиц. Например, Федеральным законом от 11 июня 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» в редакции Федерального закона от 21 марта 2002 года «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» установлен порядок регистрации политических партий. Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений утверждены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 года «О Едином государственном реестре юридических лиц». При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган (федеральный орган юстиции или его соответствующий территориальный орган) представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа; в) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии); г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство статуса иностранного юридического лица - учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины.

В соответствии с Положением о порядке регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 1994 года, для государственной

регистрации индивидуального предпринимателя им должны быть представлены или направлены по почте в регистрирующий орган заявление, составленное по установленной форме, и документ об уплате

регистрационного сбора.

Отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица допускается только в случаях непредставления определенных законодательством необходимых для государственной регистрации документов или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Неправомерным отказом в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица являются, например, случаи открытого нежелания осуществить такую регистрацию под предлогом необходимости представления коммерческой организацией гарантийных писем и иных документов, подтверждающих ее местонахождение; необходимости обязательного личного присутствия индивидуального предпринимателя в момент регистрации в регистрирующем органе и т. п.

Уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица - относительно более скрытая форма воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности, свидетельствующая о стремлении избежать регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица в установленный законом срок.

Согласно ст.8 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц осуществляется в срок не более чем пять

рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. В соответствии со ст. 7 Положения о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется регистрирующим органом в день представления документов либо в трехдневный срок с момента их получения по почте. Уклонение от регистрации в указанные сроки может сопровождаться ссылками на отсутствие достаточного количества сотрудников регистрирующего органа или на их чрезвычайную загруженность и т. п.

Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности выражается в открытом нежелании выдать такое разрешение при отсутствии к тому оснований. Согласно ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» основаниями для отказа в предоставлении лицензии являются наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

При отсутствии перечисленных оснований отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности является неправомерным. Уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии) означает невыполнение в установленный

законом срок обязанности по выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности. В соответствии со ст.9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирующий орган принимает решение о предоставлении либо отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Более короткие сроки принятия такого решения могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы может выражаться в принятии нормативных актов или совершении действий, которые создают дискриминирующие условия деятельности отдельного индивидуального предпринимателя или юридического лица; необоснованном предоставлении отдельному индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, работающим на рынке того же товара, и т. п.

Незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть совершено путем установления необоснованных запретов на осуществление определенных видов деятельности или на производство определенных видов товаров; необоснованного препятствия осуществлению предпринимательской или иной деятельности в какой-либо сфере; установления запретов на продажу, покупку, обмен, приобретение товаров из одного региона РФ в другой; дачи индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам указаний о первоочередной поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательством приоритетов и интересов предпринимателя.

Рассматриваемое преступление имеет формальный состав и признается оконченным с момента совершения одного из перечисленных в диспозиции ч. 1 ст. 169 УК РФ деяний (действия или бездействия). Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Субъектом преступления является должностное лицо регистрирующего или лицензирующего органа, уполномоченное принимать решение о регистрации или выдаче лицензии.

Квалифицированный состав преступления по ч. 2 ст. 169 УК РФ образуют те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб. Вступившим в законную силу судебным актом является решение суда о признании недействительным акта регистрирующего или лицензирующего органа, нарушающего права индивидуального предпринимателя или юридического лица; о признании незаконным отказа в государственной регистрации или уклонения от регистрации. Совершение любого из перечисленных в диспозиции ч. 1 ст. 169 УК деяний после вступления в силу решения суда влечет уголовную ответственность по ч. 2 данной статьи.

В соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ крупным ущербом признается ущерб, превышающий двести пятьдесят тысяч рублей.

Регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ). Рассматриваемая норма устанавливает ответственность за регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием

своего служебного положения.

Реализация закрепленного в ст.36 Конституции Российской Федерации права граждан и их объединений иметь в частной собственности землю связана с постепенным формированием рынка земли. В этих условиях возрастает роль государственного регулирования отношений частной земельной собственности, с тем, чтобы обеспечить рациональное использование земель и их охрану, а также создание условий для защиты права собственности на землю.

Общественная опасность рассматриваемого преступления состоит в том, что его совершение способствует необоснованной концентрации земельной собственности в руках узкого круга лиц, распространению

спекуляции земельными участками, ведет к нерациональному использованию ценных сельскохозяйственных угодий. Кроме того, в результате совершения данного преступления (при занижении размеров платы за землю) причиняется вред финансовым интересам государства.

Объектом преступления являются общественные отношения по поводу рационального использования и оборота земли, а также установленный государством порядок регистрации сделок с землей и платы за землю. Вопросы правового регулирования оборота земельных участков, круг правомерных сделок с землей, порядок и основания их совершения определены в ГК, ЗК, Федеральном законе от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и других нормативных актах. Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению Государственного земельного кадастра и при

использовании его сведений, регулируются Федеральным законом от 2 января 2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». Законом РФ от 11 октября 1991 года «О плате за землю» (с последующими изменениями) установлены размеры земельного налога, порядок исчисления и уплаты налога и других платежей за землю.

Объективная сторона преступления характеризуется совершением следующих действий: 1) регистрацией незаконных сделок с землей; 2) искажением учетных данных Государственного земельного кадастра; 3)

занижением размеров платежей за землю. В соответствии со ст.164 ГК РФ сделки с землей подлежат государственной регистрации. Сделки с землей

представляют собой действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в отношении земли. Согласно ст. 25 ЗК РФ права на земельные

участки, находящиеся в государственной собственности, а также в собственности граждан и юридических лиц (частной собственности), возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Объективную сторону преступления образует, в частности, регистрация незаконных сделок с землей, т.е. сделок с землей, совершенных в нарушение положений ГК и требований земельного законодательства. Так, в соответствии со ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектом гражданско-правовых сделок (купли-продажи, мены, дарения, залога и др.). К таким земельным участкам относятся участки, занятые государственными природными заповедниками и национальными парками; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, войска Пограничной службы РФ, другие войска, воинские формирования и органы и т.п. Согласно Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения могут приобретаться в собственность путем совершения различных гражданско-правовых сделок. Однако иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. Совершенные указанными выше лицами такие сделки с землей, как купля-продажа, мена и т.п., являются незаконными.

Регистрацию незаконных сделок с землей образуют неправомерные действия, выражающиеся во внесении искаженных данных о праве собственности и иных правах либо их ограничениях в государственный реестр, выдаче свидетельства или иных удостоверяющих документов о праве собственности на землю. Согласно Федеральному закону «О Государственном земельном кадастре», Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.

Искажение учетных данных Государственного земельного кадастра может выражаться в занижении или завышении сведений о наличии сельхозугодий, о распределении их по видам и землепользователям, о землях,

отведенных предприятиям, учреждениям, организациям и отдельным гражданам для несельскохозяйственных нужд, и т. п.

Занижение размеров платежей за землю выражается в уменьшении предусмотренных Законом РФ от 11 октября 1991 года «О плате за землю» (с последующими изменениями и дополнениями) ставок земельного налога, арендной платы или нормативной цены земли. Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями. Например, объективную сторону преступления образует взимание земельного налога за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводчества, сенокошения и выпаса скота по ставкам ниже средних ставок налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района; взимание земельного налога на земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков со всех предприятий, организаций и учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки, по ставкам, которые ниже ставок, установленных для городских земель, и т. п.

Состав преступления является формальным, преступление признается оконченным с момента совершения любого из деяний, указанных в диспозиции ст. 170 УК РФ.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Обязательным признаком субъективной стороны преступления является мотив - корыстная или иная личная заинтересованность.

Субъект преступления - должностное лицо. Им может быть должностное лицо учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; должностное лицо,

осуществляющее ведение Государственного земельного кадастра. Субъектом данного преступления может быть также должностное лицо предприятия, учреждения и организации, ответственное за представление в налоговые органы расчета причитающегося с них налога по каждому земельному участку. При занижении платежей за землю, принадлежащую гражданам, субъектом преступления является должностное лицо Государственной налоговой службы, на которое согласно Закону РФ от 11 октября 1991 года «О плате за землю» возложена обязанность по начислению земельного налога гражданам.

Незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ). Реализация закрепленного в действующем законодательстве права гражданина на занятие предпринимательской деятельностью предполагает ее государственную регистрацию, а в случаях, предусмотренных законом, - лицензирование. При наличии указанных в ст. 171 УК РФ признаков незарегистрированная предпринимательская деятельность признается незаконной, влекущей уголовную ответственность.

Объектом преступления являются упорядоченные законом и другими нормативными актами общественные отношения по поводу осуществления предпринимательской деятельности.

Объективная сторона преступления состоит в осуществлении предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно в представлении в орган, осуществляющий

государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), в случаях когда акое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением

дохода в крупном размере.

В соответствии со ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации

крестьянского (фермерского) хозяйства. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определенном Законом о регистрации юридических лиц.

Государственная регистрация юридических лиц представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». Согласно ст. 11 данного Закона решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Занятие предпринимательской деятельностью при отсутствии данного свидетельства означает ее осуществление без регистрации.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации образуют, например, такие действия, как занятие предпринимательской деятельностью без государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица; без государственной регистрации изменений в сведениях о юридическом лице, содержащихся в государственном реестре, и т. п.

Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, имеет место в тех случаях, когда в таких документах содержится не

соответствующая действительности информация об учредительных документах юридического лица, порядке его учреждения, оплате уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации и т. п. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) имеет место в тех случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно. Лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Согласно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат: разработка вооружения и военной техники; производство оружия и основных частей огнестрельного оружия; эксплуатация взрывоопасных производственных объектов; эксплуатация нефтегазодобывающих производств; фармацевтическая деятельность; производство лекарственных средств; производство медицинской техники; деятельность по обращению с опасными отходами; производство табачных изделий и другие виды деятельности.

Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления.

Предпринимательская деятельность является незаконной, прежде всего при отсутствии лицензии, полученной в установленном порядке. Занятие предпринимательской деятельностью сверх установленного в лицензии срока, а также по лицензии, выданной другому физическому или юридическому лицу, также признается без специального разрешения (лицензии).

Незаконной, нарушающей лицензионные требования и условия, будет признана деятельность, не соответствующая лицензионным требованиям и условиям, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Например, Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации газовых сетей установлены такие лицензионные требования и условия, как соблюдение требований законодательства РФ в области промышленной безопасности; организация и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте; наличие в штате юридического лица работников, удовлетворяющих квалификационным требованиям, в количестве, необходимом для эксплуатации газовых сетей, и др.

Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство наступает при условии причинения крупного ущерба гражданину, организации или государству либо извлечения дохода в крупном размере.

Согласно примечанию к ст. 169 УК РФ крупным ущербом признается ущерб, превышающий двести пятьдесят тысяч рублей, а доходом в крупном размере - доход, сумма которого также превышает двести

пятьдесят тысяч рублей.

Состав преступления - материально-формальный. Незаконное предпринимательство, выразившееся в причинении крупного ущерба гражданину, организации или государству (материальный состав), признается оконченным с момента наступления вредных последствий, а незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в крупном размере (формальный состав), - с момента совершения любого из перечисленных в диспозиции ч. 1 ст. 171 УК РФ деяний, соединенных с незаконным извлечением доходов в крупном размере.

С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной виной.

Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет, как гражданин РФ, так и лицо без гражданства либо иностранный гражданин.

Квалифицированный состав преступления (ч. 2 ст. 171 УК РФ) предусматривает ответственность за незаконное предпринимательство, если оно совершено организованной группой (п. «а») или сопряжено с

извлечением дохода в особо крупном размере (п. «б»). Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для занятия незаконной предпринимательской деятельностью.

В соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ доходом в особо крупном размере признается доход, превышающий один миллион рублей.

Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции (ст. 1711УК РФ). Предусмотренное ст. 1711 УК РФ преступление характеризуется производством, приобретением, хранением, перевозкой в целях сбыта или сбытом немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, совершенными в крупном размере.

Объектом преступления является установленный порядок маркирования знаками соответствия товаров и продукции, реализуемых на территории РФ, а также порядок учета движения таких товаров и продукции в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

В соответствии с Федеральными законами от 6 декабря 1991 года № 1993-I «Об акцизах», от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и другими нормативными актами отдельные выпускаемые на территории РФ товары подлежат обязательному маркированию защищенными знаками (федеральными и

региональными марками, а также иной маркировкой). Обязательному маркированию знаками соответствия с учетной информацией к ним, защищенными от подделок, подлежат: алкогольная продукция (коньяки, водка, вина виноградные всех видов, натуральные, включая крепленые, и др.); аудиовидеотовары (телевизоры, видеомагнитофоны бытовые и др.); компьютерная техника. Реализация перечисленных товаров и продукции

без наличия защищенных знаков запрещена.

Предмет преступления - немаркированные товары и продукция, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от

подделок. Марки акцизного сбора предназначены для обеспечения полноты сбора акцизов и предотвращения нелегального ввоза и реализации на территории РФ подакцизных товаров (алкогольная продукция, табак и табачные изделия).

Специальные марки предназначены для предотвращения нелегального производства на территории РФ алкогольной продукции и обеспечения полноты сбора налогов. Маркировку товаров и продукции специальной маркой осуществляют организации - производители этой продукции. Защищенные от подделок знаки соответствия с учетной информацией к ним введены для маркирования товаров, подлежащих добровольной сертификации (ст. 22 Федерального закона от 27 декабря 2002 года «О техническом регулировании»). Защищенный знак наносится на товар изготовителем или продавцом при наличии документа на право применения знака соответствия.

Объективная сторона преступления характеризуется совершением одного из следующих действий: производство, приобретение, хранение, перевозка, сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок. Производство указанных выше товаров и продукции имеет место в случае их изготовления промышленным либо кустарным способом без маркировки марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок. Преступление образует также изготовление товаров и продукции, которые промаркированы поддельными марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия.

Под приобретением указанных товаров и продукции понимается получение их в постоянное или временное владение любым способом (покупка, обмен и т. п.).

Хранение - это фактическое обладание немаркированными товарами и продукцией вне зависимости от конкретного местонахождения (в жилище, хранилище, транспортных средствах и т. п.).

Под перевозкой понимаются действия по перемещению немаркированных товаров и продукции независимо от способа транспортировки (автомобилем, самолетом и т. п.).

Под сбытом понимается возмездная или безвозмездная передача немаркированных товаров и продукции (продажа, дарение, передача в обмен на другие товары и т. п.).

Обязательным условием уголовной ответственности по ч. 1 ст. 1711

УК РФ является совершение предусмотренных в ней действий в крупном размере, под которым согласно примечанию к ст. 169 УК РФ понимается стоимость немаркированных товаров и продукции, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. При производстве, приобретении, хранении и перевозке немаркированных товаров и продукции обязательно наличие цели сбыта

этой продукции.

Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. Квалифицированным видом преступления, предусмотренным ч. 2 ст. 1711

УК РФ, является совершение любого из указанных в ч. 1 данной статьи действий: организованной группой (п. «а»); в особо крупном размере (п. «в»).

В соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ особо крупным размером признается стоимость немаркированных товаров и продукции, превышающая один миллион рублей.

Незаконная банковская деятельность (ст. 172 УК РФ). Функционирование рыночной экономики предполагает развитие кредитных отношений, системы кредитно-финансовых учреждений, центральным звеном которой являются банки. Осуществление банковских операций зачастую сопряжено с риском потери вкладчиками вложенных ими средств в различные кредитно-финансовые учреждения. Уменьшению возможных финансовых потерь в процессе банковской деятельности способствует предусмотренный законодательством порядок ее регулирования. В соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Законом РФ от 2 декабря 1990 года «О банках и банковской деятельности» (с последующими изменениями и дополнениями) занятие банковской деятельностью предполагает ее регистрацию и лицензирование. Функция государственной регистрации кредитных организаций, а также выдачи им лицензий возложена на Центральный банк РФ (Банк России).

Производство банковских операций без регистрации или без специального разрешения (лицензии) является незаконной банковской деятельностью, которая при наличии указанных в ст.172 УК признаков влечет уголовную ответственность.

Общественная опасность рассматриваемого преступления состоит в том, что его совершение нарушает установленный порядок ведения банковской деятельности, а также причиняет существенный вред материальным интересам граждан и юридических лиц. Финансовая деятельность не имеющих лицензии и достаточного опыта по осуществлению банковских операций компаний, акционерных обществ, привлекающих денежные средства граждан, зачастую сопряжена с неоправданным риском, возникновением неудовлетворительного финансового положения, лишающего вкладчиков и кредиторов не только

предполагаемых доходов, но и вложенных ими средств. Кроме того, незаконная банковская деятельность нередко используется в качестве способа изъятия денежных средств у излишне доверчивых вкладчиков и их

последующего хищения.

Объектом преступления выступают общественные отношения по поводу осуществления основанной на Законе о банковской деятельности банков и других кредитных организаций. Банковские операции имеют право осуществлять кредитные организации, которые подразделяются на

банки и небанковские кредитные организации. Под банком понимается кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация - это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. К ним относятся кредитные союзы и кооперативы, финансовые и трастовые компании, частные пенсионные фонды, ссудно-сберегательные ассоциации, инвестиционные фонды, ломбарды и другие учреждения.

Объективная сторона преступления выражается в осуществлении банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии), в случаях, когда такое разрешение

(лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

Согласно ст. 5 Закона РФ «О банках и банковской деятельности» к банковским операциям относятся: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады; размещение привлеченных во

вклады денежных средств от своего имени и за свой счет; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; привлечение во

вклады и размещение драгоценных металлов; выдача банковских гарантий.

Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных

организаций.

Банковская деятельность, осуществляемая без регистрации кредитной организации, является незаконной.

Объективную сторону рассматриваемого преступления образует также осуществление банковской деятельности без специального разрешения (лицензии). Лицензия на ведение банковской деятельности

выдается Банком России после государственной регистрации кредитной организации. Банк или небанковская кредитная организация получает право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии. Незаконной является банковская деятельность и тогда, когда она осуществляется с нарушением лицензионных требований и условий. Такое нарушение имеет место, в частности, в случае осуществления банком или небанковской кредитной организацией операций, не указанных в лицензии. Обязательный признак объективной стороны преступления - наступление последствий в виде причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству, который согласно примечанию к ст. 169 УК РФ должен превышать двести пятьдесят тысяч рублей. Установлению подлежит причинная связь между деянием и вредными последствиями.

Уголовная ответственность по ст. 172 УК РФ возможна и при отсутствии крупного ущерба указанным субъектам, если будет установлено, что незаконная банковская деятельность сопряжена с извлечением дохода в крупном размере, под которым в соответствии с примечанием к ст.169 УК понимается доход, сумма которого превышает двести пятьдесят тысяч рублей.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной.

Субъектом преступления может быть лицо, достигшее возраста 16 лет (гражданин РФ, лицо без гражданства, иностранный гражданин). В качестве такового выступают руководители банков и других кредитных организаций, занимающихся незаконной банковской деятельностью, либо руководители

коммерческих организаций, осуществляющих банковские операции без регистрации организации в качестве кредитной.

Квалифицированным видом преступления, предусмотренным в ч. 2 ст. 172 УК РФ, является осуществление незаконной банковской деятельности организованной группой (п. «а») или сопряженной с извлечением дохода

в особо крупном размере (п. «б»). Содержание указанного в п. «а» квалифицирующего признака не отличается от аналогичного признака

незаконного предпринимательства. Доходом в особо крупном размере в соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ признается доход,

превышающий один миллион рублей.

Лжепредпринимательство (ст. 173 УК РФ).

Ведение предпринимательской деятельности в пределах специальной (уставной) правоспособности коммерческой организации необходимо в целях недопущения нарушения интересов других хозяйствующих субъектов и граждан. По смыслу ст. 49 ГК РФ коммерческие организации вправе заниматься любыми видами деятельности, не противоречащими указанным в их уставах целям либо не запрещенными законом. В этой связи общественно опасный характер приобретают случаи юридического создания (регистрации) коммерческих организаций при отсутствии у учредителей намерения заниматься уставной предпринимательской деятельностью с целью получения различных льгот и преимуществ (налоговых и др.) либо с намерением заниматься запрещенной (в том числе преступной) деятельностью под прикрытием официально зарегистрированных предприятий. Деятельность такого рода фиктивных коммерческих организаций сопряжена с причинением вреда финансовым интересам государства, интересам других субъектов экономической деятельности, а также отдельным гражданам, в том числе являющимся учредителями коммерческих организаций.

Объект преступления - общественные отношения по поводу осуществления основанной на законе предпринимательской деятельности.

Объективную сторону преступления образует создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, причинившее крупный ущерб гражданам,

организациям или государству.

Под созданием коммерческой организации понимается совершение действий, результатом которых явилось юридическое основание организации, имеющей в качестве главной цели своей деятельности извлечение прибыли. Коммерческая организация признается созданной с момента ее государственной регистрации и включения в единый государственный реестр.

Организационно-правовые формы создаваемой коммерческой организации могут быть различными (производственный кооператив, хозяйственное товарищество, муниципальное предприятие и др.), однако при

этом у ее учредителей должно отсутствовать намерение осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность. Это означает, что уже в момент создания фиктивной коммерческой организации лицо не

намеревается осуществлять те виды деятельности по выполнению работ, оказанию услуг, производству товаров либо банковских операций, которые провозглашены в уставе коммерческой организации или в полученном

специальном разрешении (лицензии). Например, лжепредпринимательство образует создание коммерческого банка не с целью осуществления банковских операций, а для прикрытия торгово-посреднических сделок,

совершение которых банкам запрещено; создание трастовой компании без намерения осуществлять уставную предпринимательскую деятельность, а с целью использования привлеченных денежных средств граждан на личные нужды учредителей и т. п.

Уголовная ответственность за лжепредпринимательство наступает при условии причинения крупного ущерба гражданину, организации или государству. В соответствии с примечанием к ст.169 УК крупным является ущерб, превышающий двести пятьдесят тысяч рублей.

Обязательным признаком объективной стороны преступления является наличие причинной связи между созданием фиктивной коммерческой организации и последствиями в виде причинения крупного ущерба.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла. Для квалификации содеянного по ст.173 УК необходимо установить, что лицо, создавая коммерческую организацию, преследовало цель получения кредитов, освобождения от налогов, извлечения иной имущественной выгоды, не намереваясь при этом осуществлять уставную или специально разрешенную предпринимательскую или банковскую деятельность.

Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ). Общественная опасность этого преступления обусловлена тем, что его совершение сопряжено с вовлечением в сферу легального предпринимательства денежных средств и имущества, приобретенных преступным путем. Легализация (отмывание) денежных средств или имущества, приобретенных преступным путем, не только нарушает установленный порядок осуществления предпринимательской деятельности, но и способствует распространению наиболее опасных форм нелегального

предпринимательства, находящихся под контролем организованной преступности (наркобизнеса, игорного бизнеса и т.п.). Уголовно-правовая борьба с легализацией (отмыванием) денежных средств или имущества,

приобретенных преступным путем, осуществляется в соответствии с Конвенцией об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 года РФ ратифицировала данную

Конвенцию в 2001 году. Правовой механизм противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, определен Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

Объектом преступления являются общественные отношения, складывающиеся по поводу осуществления основанной на законе предпринимательской деятельности.

Предметом преступления выступают денежные средства (валюта РФ или иностранная валюта), имущество (движимое и недвижимое), ценные бумаги и валютные ценности, приобретенные в результате совершения

любого преступления, кроме преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198, 199, 1991 и 1992 УК РФ.

Денежные средства или иное имущество как предмет последующей легализации (отмывания) могут быть приобретены в результате хищения, незаконного оборота оружия, наркотических средств и т. п. Не являются

предметом преступления денежные средства или иное имущество, приобретенные незаконным, но не преступным путем, например в результате совершения противоречащих законодательству гражданско-

правовых сделок.

Объективную сторону преступления образуют следующие действия: 1) совершение финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным

путем; 2) совершение других сделок с указанными денежными средствами или имуществом. Совершение финансовых операций образуют такие действия, как размещение приобретенных заведомо преступным путем денежных средств на счета в банках по договору банковского вклада; приобретение на денежные средства, полученные заведомо преступным путем, акций, облигаций и других ценных бумаг, выпускаемых коммерческими организациями, и т. п. Совершение других сделок с денежными средствами или имуществом, приобретенными заведомо преступным путем, означает использование указанных средств или имущества при заключении различных гражданско-правовых сделок: купли-продажи, мены, дарения и т.п. К таким сделкам, в частности, могут быть отнесены: приобретение на денежные средства, заведомо полученные преступным путем, земельных участков, квартир, транспортных средств; сдача имущества (квартир, складских помещений и т.п.), приобретенного

заведомо преступным путем, внаем, в аренду и т.п.

Состав рассматриваемого преступления является формальным: оно признается оконченным с момента выполнения действий, образующих легализацию (отмывание) денежных средств или имущества, приобретенных преступным путем.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Обязательным признаком преступления является цель - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом. Мотивы преступления могут быть различными, не обязательно корыстными.

Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет и в соответствии с прямым предписанием закона не принимавшее участия в преступном завладении легализуемыми (отмываемыми) денежными средствами или иным имуществом. Им, в частности, может быть служащий банка или иной кредитной организации и т. п.

Квалифицированным видом преступления по ч. 2 ст. 174 УК РФ признается легализация (отмывание) денежных средств или имущества, заведомо приобретенных преступным путем, совершенная в крупном размере. Согласно примечанию к ст. 174 УК РФ финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере, признаются финансовые операции и

другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую один миллион рублей.

В ч. 3 ст. 174 УК РФ предусмотрена ответственность за деяние, предусмотренное ч. 2 настоящей статьи, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) лицом с использованием своего служебного положения.

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, заведомо приобретенных преступным путем, признается совершенной группой лиц по предварительному сговору, если в ней участвовали два и более лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.

Под использованием лицом своего служебного положения понимается легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, заведомо приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом, государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением.

Деяния, предусмотренные ч. 2 или 3 настоящей статьи, совершенные организованной группой, влекут ответственность по ч. 4 ст. 174 УК РФ.

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 1741 УК РФ). Объект и предмет рассматриваемого преступления не отличаются от аналогичных признаков преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ.

Объективную сторону преступления образуют: 1) совершение финансовых операций; 2) совершение других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате

совершения им преступления; 3) использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Понятие финансовых операций и других сделок не отличается от аналогичных признаков, предусмотренных ст. 174 УК РФ.

Под использованием денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности

понимается вложение таких средств или имущества в создание и функционирование различных коммерческих организаций, благотворительных фондов, проведение профессиональных спортивных соревнований и т. п.

Состав рассматриваемого преступления является формальным: оно признается оконченным с момента выполнения действий, образующих легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Несмотря на отсутствие в тексте ст. 1741 УК РФ указания на цель преступления, систематическое толкование норм ст. 174 и 1741 УК РФ

позволяет применительно к рассматриваемому преступлению определить ее как стремление придать правомерный вид владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления. Мотивы преступления могут быть различными, не обязательно корыстными.

Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет. В отличие от преступления, предусмотренного ст. 174 УК РФ, субъектом рассматриваемого преступления является само лицо, преступно получившее денежные средства или иное имущество. В соответствии с ч. 2 ст. 1741УК РФ квалифицированным видом преступления признается его совершение в крупном размере.

Особо квалифицированными видами преступления признается его совершение группой лиц по предварительному сговору или лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 1741 УК РФ), а

также организованной группой (ч. 4 ст. 1741 УК РФ).

Содержание квалифицирующих (особо квалифицирующих) признаков данного преступления соответствует содержанию аналогичных признаков, предусмотренных ст. 174 УК РФ. Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 УК РФ).

Объект преступления - общественные отношения, складывающиеся по поводу осуществления основанной на законе предпринимательской деятельности.

Предмет преступления - имущество, добытое преступным путем. В большинстве случаев таковым является похищенное имущество. Предметом преступления могут быть также материальные ценности,полученные путем совершения других преступлений (обмана потребителей, получения взятки, получения кредита путем обмана и т. п.).

Объективную сторону преступления образуют приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем. Под приобретением имущества, заведомо добытого преступным путем, понимается возмездное или безвозмездное получение такого имущества, в результате чего виновный становится его фактическим владельцем. Формы приобретения различны: покупка, принятие в качестве подарка, получение взаймы и т. п.

При приобретении имущества, заведомо добытого преступным путем, лицо не приобретает правомочий собственника на это имущество, однако обращает его в фактическое обладание.

Под сбытом имущества, заведомо добытого преступным путем, понимается его реализация другому лицу путем продажи, мены, дарения и т. п.

Преступление имеет формальный состав и считается оконченным с момента получения лицом в свое владение имущества, добытого преступным путем, либо с момента его сбыта другому лицу.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Для квалификации содеянного по ст.175 УК необходимо установить заведомое знание лицом того, что оно приобретает или сбывает имущество, добытое преступным путем. При этом знание конкретных обстоятельств совершения преступления (например, способа, обстановки совершения преступления, количества похищенного имущества и т.п.) не обязательно. Мотив преступления (как правило, корыстный) не является обязательным признаком состава преступления, поэтому учитывается при назначении наказания.

По ст. 175 УК РФ квалифицируется приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, если они заранее не были обещаны преступнику. В случаях, когда лицо заранее обещает приобрести или сбыть имущество, которое будет добыто преступным путем, налицо пособничество в совершении конкретного преступления.

Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.

Часть 2 ст. 175 УК РФ предусматривает ответственность за заранее не обещанные приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, совершенные группой лиц по предварительному сговору (п. «а»), в отношении автомобиля или иного имущества в крупном размере (п. «б»). В соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ крупным размером приобретенного имущества, заведомо добытого преступным путем, признается размер, превышающий двести пятьдесят тысяч рублей.

Часть 3 ст. 175 УК РФ предусматривает ответственность за приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, совершенные организованной группой или лицом с использованием своего служебного положения.

Недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ст. 178 УК РФ). Экономическая деятельность наиболее эффективна при наличии благоприятных условий для конкуренции между хозяйствующими субъектами. Конкуренция, т.е. состязательность предпринимателей на товарных рынках, ограничивает возможности каждого отдельного предпринимателя негативно воздействовать на товарный рынок, стимулирует

удовлетворение интересов потребителей товаров и услуг. В этой связи общественную опасность представляет монополистическая деятельность, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренции,

поскольку она сопряжена с нарушением основополагающих начал предпринимательства, причинением вреда интересам граждан.

Объектом преступления выступают общественные отношения, складывающиеся по поводу осуществления основанной на законе предпринимательской деятельности и обеспечивающие добросовестность конкуренции. При совершении особо квалифицированного вида рассматриваемого преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 178 УК РФ, дополнительным непосредственным объектом является здоровье человека, а также собственность.

Объективную сторону преступления образуют следующие виды монополистических деяний: а) недопущение; б) ограничение; в) устранение конкуренции.

Согласно Закону РФ от 22 марта 1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с последующими изменениями и дополнениями) монополистическая деятельность - это противоречащие антимонопольному законодательству действия хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Монополистические действия в виде недопущения, ограничения или устранения конкуренции образуют объективную сторону преступления, если они совершены путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен. Монопольно высокой признается цена товара, устанавливаемая хозяйствующими субъектами,

занимающими доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в

результате снижения качества товара. Монопольно низкая цена - цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, либо цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурента с рынка. Доминирующим является исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65%, если это установлено антимонопольным органом исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного

товара не превышает 35%.

Раздел рынка может быть достигнут двумя способами: путем сговора или согласованных действий. Сговор, т. е. соглашение на ограничение конкуренции, может состояться между конкурирующими хозяйствующими субъектами (индивидуальными предпринимателями, руководителями коммерческих организаций и т. п.), имеющими (могущими иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%. Соглашения между хозяйствующими субъектами, совокупная доля которых на рынке определенного товара не превышает 35%, антимонопольным законодательством не запрещены, а потому не могут повлечь уголовной ответственности. Сговор на ограничение конкуренции может быть достигнут между хозяйствующими субъектами и должностными лицами органов исполнительной власти, а также между последними. Наряду со сговором раздел рынка возможен путем совершения упомянутыми лицами согласованных действий. Соглашениями (согласованными действиями), приведшими к разделу рынка, признаются действия,

имеющие целью раздел рынка: по территориальному принципу; по объему продаж и закупок; по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов и покупателей. При этом под товарным рынком имеется в виду

сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя

приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

Ограничение доступа на рынок может выражаться в воспрепятствовании перевозке, размещению или хранению товаров, принудительной скупке продукции у хозяйствующего субъекта, установлении необоснованных запретов на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона в другой и т. п.

Устранение с рынка других субъектов экономической деятельности может быть достигнуто путем установления необоснованных запретов на производство хозяйствующими субъектами определенных видов товаров и их продажу; уничтожения, повреждения товаров, перемещения их на другой товарный рынок и т. п. Согласованные действия, в результате которых устанавливаются или поддерживаются единые цены, могут выражаться в изъятии товаров из обращения; удерживании товаров, не поступивших в реализацию, на складах, в хранилищах и т. п.

Недопущение, ограничение или устранение конкуренции признается оконченным преступлением, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба, под которым согласно примечанию к ст. 178 УК РФ признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым или косвенным умыслом.

Субъектом преступления могут быть индивидуальные предприниматели, руководители коммерческих организаций и их объединений, руководители некоммерческих организаций, за исключением не занимающихся экономической деятельностью, а также должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Квалифицированным видом рассматриваемого преступления признается его совершение лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 178 УК

РФ).

Особо квалифицированным видом недопущения, ограничения или устранения конкуренции согласно ч. 3 ст. 178 УК РФ является совершение преступления с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества, либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства, либо организованной группой.

Под применением насилия понимается физическое воздействие на потерпевшего, выражающееся в нанесении ему ударов, побоев, причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью. Причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего требует дополнительной квалификации по ст. 111 УК РФ. Угроза как средство совершения монополистических действий или ограничения конкуренции выражается в высказывании различными способами потерпевшему намерения применить физическое насилие, включая и угрозу убийством. В качестве потерпевших выступают конкурирующие индивидуальные предприниматели или руководители конкурирующих коммерческих или некоммерческих организаций, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также близкие им лица. 163

По ч. 3 ст. 178 УК РФ квалифицируется лишь такое уничтожение или повреждение чужого имущества либо угроза его уничтожения или повреждения, которое не сопряжено с вымогательством, т.е. выступает в

качестве способа недопущения, ограничения или устранения конкуренции и не связано с требованием совершить действия имущественного характера. В тех случаях, когда угроза уничтожения или повреждения

чужого имущества подкрепляет обращенное к лицу требование передать виновному имущество либо совершить в его пользу действия имущественного характера, содеянное образует не недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а вымогательство.

Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179 УК РФ).

Объектом преступления являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением упорядоченной законами и иными нормативными актами предпринимательской деятельности. При совершении квалифицированного вида рассматриваемого преступления дополнительным непосредственным объектом выступает здоровье человека.

Объективная сторона преступления выражается в принуждении к совершению сделки или к отказу от ее совершения под угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно распространения сведений, оглашение которых может причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких, при отсутствии признаков вымогательства. Принуждение означает требование заключения сделки или отказа от ее заключения вопреки воле потерпевшего. Под сделкой понимаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). Сделки могут быть односторонними и двусторонними, возмездными и безвозмездными.

Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения сопровождается психическим насилием (угрозами). Психическое насилие может выражаться в угрозе: а) применения насилия; б) уничтожения или

повреждения чужого имущества; в) распространения сведений, оглашение которых может причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких. Способ доведения угрозы до сознания потерпевшего для квалификации преступления значения не имеет.

Угроза может быть устной или письменной, переданной непосредственно или через посредника, по телефону и т.п. Угроза может содержать в себе опасность, как немедленной ее реализации, так и приведения в исполнение

в будущем, если потерпевший не выполнит требование виновного заключить какую-либо сделку или отказаться от ее заключения. При этом не имеет значения, имел ли виновный действительное намерение приводить угрозу

в исполнение. Достаточно, чтобы она представлялась самому потерпевшему реальной. Угроза применения насилия может включать в себя опасность побоев, причинения легкого, средней тяжести, тяжкого вреда здоровью, а также убийства. По своему характеру угроза насилием может быть как

определенной ("Убью!", "Выколю глаза!" и т.п.), так и неопределенной, когда лицо угрожает применением насилия вообще, не конкретизируя его степени тяжести.

Средством оказания воздействия на потерпевшего при принуждении к заключению сделки или к отказу от ее заключения может явиться угроза уничтожения или повреждения имущества, находящегося в собственности или ведении потерпевшего, или имущества его близких. Способ, которым виновный угрожает уничтожить или повредить имущество, для квалификации рассматриваемого преступления значения не имеет.

В качестве средства воздействия на сознание потерпевшего при принуждении к совершению сделки или к отказу от ее совершения закон предусматривает угрозу распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких. Цель шантажа, так же как и угрозы применения насилия, уничтожения или повреждения имущества, - принудить потерпевшего, опасающегося распространения о нем или о его близких каких-либо нежелательных сведений, к заключению сделки или к отказу от ее заключения. Сведения, распространением которых угрожает виновный, должны быть способны причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких. Они могут являться как позорящими для потерпевшего или его близких, так и не позорящими, но нежелательными для распространения; как соответствующими действительности, так и вымышленными. Но если виновный распространит заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство потерпевшего, деяние должно дополнительно квалифицироваться по ст. 129 УК РФ.

Для квалификации деяния по ст. 179 УК РФ необходимо установить, что оно не содержало признаков вымогательства, т.е. не было сопряжено с требованиями имущественного характера. Если виновный, применяя психическое насилие к потерпевшему, требует передать имущество, право на имущество или совершить действия имущественного характера (например, оплатить приобретенный у потерпевшего по договору купли-продажи товар по заниженной цене или отдать его даром; оплатить доставленный потерпевшему по договору поставки товар по завышенной цене и т. п.), содеянное образует состав вымогательства.

Преступление признается оконченным с момента принуждения независимо от того, удалось или нет виновному склонить потерпевшего к заключению сделки или к отказу от ее заключения.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Цель преступления - склонить потерпевшего к заключению какой-либо сделки или к отказу от ее заключения в интересах, как самого виновного, так и других лиц (родственников виновного, конкурирующих с потерпевшим предпринимателей и

др.).

Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. 164Квалифицированный вид преступления по ч. 2 ст. 179 УК РФ образует принуждение к заключению сделки или к отказу от ее заключения, совершенное с применением насилия (п. «б») или организованной группой (п.

«в»). Для признания преступления совершенным организованной группой необходимо установить наличие устойчивой группы лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений,

предусмотренных ст. 179 УК РФ. Под применением насилия понимаются нанесение потерпевшему ударов, побоев, причинение легкого, средней тяжести или тяжкого (ч. 1 и 2 ст. 111 УК РФ) вреда здоровью. Убийство потерпевшего не охватывается ч. 2 ст. 179 УК РФ и требует дополнительной квалификации по ст. 105 УК РФ.

Незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК РФ).

Одним из общественно опасных проявлений недобросовестной конкуренции является самовольное использование товарного знака, нарушающее порядок осуществления предпринимательской деятельности, подрывающее авторитет субъектов экономической деятельности, причиняющее вред потребителям товаров и услуг.

Объект преступления - общественные отношения, складывающиеся по поводу осуществления предпринимательской деятельности, а также исключительное право субъекта экономической деятельности на использование своего товарного знака.

Предметом преступления являются товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, а также сходные с ними обозначения. В соответствии с Законом РФ от 23 сентября 1992 года «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних субъектов экономической деятельности от

однородных товаров и услуг других субъектов. Товарным знаком могут быть словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

Наименование места происхождения товара - это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами

одновременно.

Товарный знак подлежит регистрации на имя юридического лица, а также физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Регистрация товарного знака входит в компетенцию Комитета по патентам и товарным знакам РФ. На зарегистрированный знак выдается свидетельство, удостоверяющее приоритет знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения его владельца.

Объективная сторона преступления выражается в незаконном использовании чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб. Под незаконным использованием чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара понимаются совершенные без разрешения владельца проставление знака на товаре либо выпуск товара с этим знаком в обращение не тем физическим или юридическим лицом, на имя которого зарегистрирован данный товарный знак.

Объективную сторону преступления образует также использование в качестве товарного знака, знака обслуживания или наименования места происхождения товара сходных с ними обозначений в отношении однородных товаров.

Уголовная ответственность за незаконное использование чужого товарного знака наступает, при условии, если это деяние совершено неоднократно (два и более раза) или причинило крупный ущерб.

В соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ крупный ущерб образует ущерб в сумме, превышающей двести пятьдесят тысяч рублей.

Субъективная сторона преступления характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом, если оно причинило крупный ущерб. При неоднократном использовании возможен только прямой умысел. Мотив и цель не являются обязательными признаками состава преступления. Как правило, цель использования чужого товарного знака заключается в стремлении обеспечить сбыт собственной продукции, хотя виновный может преследовать и цель подрыва доверия потребителя к продукции конкурирующего субъекта экономической деятельности.

Субъектом преступления может быть лицо, достигшее возраста 16 лет.

В ч. 2 ст. 180 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконное использование предупредительной маркировки в отношении зарегистрированного в РФ товарного знака или наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб.

Отличительным признаком данного преступления является то, что его предметом выступает предупредительная маркировка, указывающая на то, что применяемое обозначение является товарным знаком или наименованием места происхождения товара, не зарегистрированным в РФ. Все остальные объективные и субъективные признаки преступления аналогичны признакам состава, содержащегося в ч. 1 ст. 180 УК РФ.

В ч. 3 ст. 180 УК РФ установлена ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 данной статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ).

Разглашение составляющей коммерческую, налоговую или банковскую

тайну деловой информации вопреки воле ее владельца образует одну из форм недобросовестной конкуренции, влечет причинение серьезного ущерба экономической деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, нарушает права и законные интересы граждан.

Объект рассматриваемого преступления - общественные отношения, возникающие по поводу осуществления основанной на законе предпринимательской деятельности и обеспечивающие сохранность

коммерческой, налоговой или банковской тайны.

Предмет преступления - коммерческая, налоговая или банковская тайна.

В соответствии со ст. 139 ГК РФ, информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

Налоговую тайну, как гласит ст. 102 НК РФ, составляют любые полученные налоговым органом, органами налоговой полиции, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с

его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является РФ, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Банковской тайной являются не подлежащие разглашению сведения о банковском счете и банковском вкладе, операциях по счету и о клиенте (ст. 857 ГК РФ). Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

В соответствии со ст.26 Федерального закона от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» «справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, органам государственной налоговой службы, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве». Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Кроме того, информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц предоставляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Уполномоченный орган, осуществляющий меры по

противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, не вправе раскрывать

третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с указанным Законом, за исключением случаев, им предусмотренных.

Объективная сторона преступления характеризуется собиранием сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом (ч.1 ст.183 УК).

Под собиранием понимается получение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, совершенное путем похищения документов, подкупа, угроз или иным незаконным

способом.

Похищение документов, содержащих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, может быть совершено тайно, открыто, с применением обмана или физического насилия (нанесение ударов, связывание, причинение легкого вреда здоровью) в отношении лиц, владеющих коммерческой, налоговой или банковской тайной (руководители и служащие коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальные предприниматели, служащие банков и т. п.).

Подкуп означает склонение лиц, владеющих коммерческой, налоговой или банковской тайной, к ее выдаче виновному путем обещания или вручения им денег, иных материальных ценностей либо предоставления услуг имущественного характера.

Угроза как способ собирания сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, может выражаться в угрозе нанесением побоев, причинением вреда здоровью, убийством либораспространением позорящих сведений в отношении лиц, владеющих коммерческой, налоговой или банковской тайной, или их близких.

К иным незаконным способам собирания коммерческой, налоговой или банковской тайны относятся: завладение образцами продукции, составляющими коммерческую тайну; использование подслушивающих приборов и иных специальных технических средств; незаконное проникновение в компьютерную сеть и т. п.

Преступление имеет формальный состав и признается оконченным с момента начала собирания сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет, не владеющее коммерческой, налоговой или банковской тайной.

В ч. 2 ст. 183 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе.

Под разглашением понимается такое противоправное предание огласке сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, при котором они без согласия их владельца стали

достоянием посторонних лиц. Посторонним признается любое лицо, которое по характеру выполняемой работы или служебных обязанностей не имеет доступа к данным сведениям. Способы разглашения коммерческой, налоговой или банковской тайны могут быть различными: публичное высказывание, доверительный разговор, демонстрация документов и т. п.

Использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, означает употребление их для занятия любой экономической деятельностью, которая в качестве конкурентного действия

может нанести ущерб ее владельцу.

Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет, которому в силу профессиональной или служебной деятельности стали известны сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Это могут быть руководители и служащие коммерческих организаций, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.