logo
УМК по Уголовному праву

§ 6. Преступления в сфере внешнеэкономической

Под внешнеэкономической (внешнеторговой) понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности (ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»)1

Внешнеэкономическая деятельность как государственная функция является частью экономической политики Российской Федерации, цель которой защита экономического суверенитета, экономических интересов страны и российских лиц, создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг, обеспечивающих условия для жизни и здоровья людей, окружающей среды при ввозе и вывозе товаров или иных предметов с территории Российской Федерации, а также активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством (ст. 5 и 6 названного Закона). Для реализации данных целей в Российской Федерации в соответствии с нормами международного права установлен порядок государственного регулирования внешнеторговой деятельноительный порядок экспорта или импорта драгоценных металлов и драгоценных камней, отдельных видов товаров и предметов, которые могут неблагоприятно воздействовать на безопасность государства, людей, окружающей среды, а также систему таможенно-тарифных мер.

1

СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4850

В соответствии с Конституцией РФ таможенное регулирование является исключительным правом федеральных органов государственной власти. Только законы РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти могут устанавливать специальные правила перемещения через границу товаров и иных предметов в целях осуществления внешнеэкономической деятельности РФ, обмена научно-технической информацией и культурными ценностями, а также определять правила взимания таможенных платежей. Строгий таможенный контроль,

установленный государством, осуществляется в целях защиты российского рынка, стимулирования роста наци, регулирования товарообмена на таможенной территории.

Любые нарушения установленных правил являются административными правонарушениями, а в случаях, предусмотренных нормами уголовного права, — преступлениями. Глава 22 УК включает в группу таких преступлений общественно опасные деяния, предусмотренные ст. 188-190, 193 и 194 УК. Непосредственным объектом данных преступлений являются отношения в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля. Процесс их реализации основывается на правилах оформления товаров и иных предметов, перемещения их через таможенную границу и взимания таможенных платежей, установленных нормами Таможенного кодекса РФ.

Контрабанда (ст. 188 УК).

Статья 188 УК содержит признаки двух самостоятельных составов преступлений отличающихся по предмету посягательства.

Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК, являются товары и иные предметы, находящиеся в свободном гражданском обороте. В соответствии со ст. 128 ГК РФ такими предметами признаются любые вещи, включая деньги, иностранную валюту, ценные бумаги, транспортные средства, ювелирные изделия, сырье и материалы, не являющиеся стратегическими, домашние животные и т.д. Товары и предметы, не предназначенные для производственной или иной коммерческо

бодно перемещаться через таможенную границу при соблюдении установленных правил в отношении количества и стоимости этих товаров, порядка их оформления и уплаты таможенной пошлины и таможенных сборов в соответствии с нормами Таможенного кодекса РФ. Перемещение товаров и предметов для производственной или иной коммерческой деятельности регулируется Федеральным законом от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами»1

Часть 2 ст. 188 УК устанавливает ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу предметов, изъятых из гражданского оборота или имеющих ограниченный оборот, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу. Закон перечисляет такие предметы: наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы, огнестрельное оружие, взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, иная военная техника, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также стратегически важные сырьевые товары или культурные ценности.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК, характеризуется действиями, выражающимися в неза конном перемещении через таможенную границу товаров и предметов в крупном размере.

1

СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1798. 342

Закон называет шесть способов незаконного перемещения: а) помимо таможенного контроля; б) с сокрытием от таможенного контроля; в) с обманным использованием документов; г) с обманным использованием средств таможенной идентификации; д) сопряженное с недекларированием; е) сопряженное с недостоверным декларированием.

Перемещение через таможенную территорию; б) вывоз с таможенной территории товаров, транспортных средств; в) пересылка почтой; г) использование трубопроводного транспорта; д) использование линий электропередач. Все способы перемещения связаны с физическим пересечением таможенной границы (п. 7 ч. 1 ст. 11, ст. 291, 310 и ст. Таможенного кодекса РФ). Закон определяет место совершения преступления — таможенную границу.

Таможенной границей считаются пределы таможенной территории РФ, периметры свободных таможенных зон и свободных складов (ч. 4 ст. 2 Таможенного кодекса РФ). Таможенная территория РФ включает сухопутную территорию РФ, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними, искусственные острова, установки и сооружения на них, расположенные в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе Российской Федерации Таможенного кодекса РФ). На территории РФ могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады, находящиеся вне таможенной территории России.

Таким образом, понятия Государственной границы РФ и таможенной границы РФ не всегда совпадают. Ввоз товаров и иных предметов означает фактическое перемещение предметов через таможенную границу, в том числе через Государственную границу, до их выпуска таможенными органами (п. 8 ч. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ), вывоз предметов — подачу таможенной декларации и совершение иных действий с этими предметами до фактического пересечения ими таможенной границы (п. 9 ч. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ). Такими действиями признаются: а) вход (въезд) физического лица, выезжающего из России, в зону таможенного контроля; б) сдача товаров транспортным организациям; в) сдача международных почтовых отправлений организациям почтовой связи;г) действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами или иными предметами вне

установленных мест.

Незаконное перемещение свидетельствует о том, что товары и иные предметы перемещаются через таможенную границу с нарушением порядка, установленного Таможенным кодексом РФ (п. 10 ч. 1 ст. 11). Статья 188 УК предусматривает несколько способов незаконного перемещения через таможенную границу.

Перемещение помимо таможенного контроля означает перемещение товаров и транспортных средств вне таможенных постов, вне времени, установленных законом.

Контроль включает совокупность мер, осуществляемых таможенными органами РФ в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ (п. 19 ч. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ). Таможенный контроль осущесуществляют органы: Федеральная таможенная служба РФ, региональные таможенные управления РФ, таможни РФ и таможенные посты РФ (ст. 402 Таможенного кодекса РФ).

Перемещение с сокрытием от таможенного контроля означает использование тайников и других способов, затрудняющих обнаружение предмета, хранилища, созданные в целях сокрытия товаров или иных предметов (двойное дно в чемоданах, отверстия в каблуках обуви, в ручках зонтов и т.д.). Использование различных емкостей в транспортных

средствах (в колесах автомашин, в поручнях), помещений (в тамбурах поездов), а также естественных углублений на теле (нос, ухо) раскрывает понятие способа, затрудняющего обнаружение предмета.

Перемещение с обманным использованием документов заключается в представлении таможенному органу документов: поддельных или недействительных; полученных незаконным путем; либо относящихся к другим товарам или транспортным средствам.

Имеются в виду документы, выданные таможенным органом (накладные, багажные квитанции, акты о выгрузке товара и т.д.) или перемещение с обманным использованием средств тамоенной идентификации означает, что средства, при помощи которых таможенные органы маркируют товары или предметы, изъятия или вложения каких-либо предметов, оказались поддельными или проставлены с нарушением установленных правил.

Средствами идентификации являются: пломбы, печати, штампы, цифровая или буквенная маркировка, взятие проб и образцы, использование чертежей, составление масштабных изображений, фотографии, видеозаписи, иллюстрации и другие средства, позволяющие идентифицировать товары и предметы (ст. 83 Таможенного кодекса РФ).

Перемещение с недекларированием товаров и иных предметов, перемещаемых через таможенную границ в неустановленной форме в таможенной декларации о перемещаемых через таможенную границу предметах.

Перемещение с недостоверным декларированием означает, что перевозимые предметы задекларированы, но под другими наименованиями. Например, готовые изделия перемещались под видом материалов для их изготовления, изделия из драгоценных металлов — под видом бижутерии, металл — под видом металлического лома1.

Обязательным признаком объективной стороны преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК, является крупный размер. Крупным размером, в соответствии с примечанием к ст. 169 УК, признается стоимость перемещаемых товаров или предметов, превышающая 250 тыс. руб. Незаконное перемещение товаров и других предметов через таможенную границу на меньшую сумму влечет административную ответственность (ст. 16.1 и 16.2 КоАП РФ).

Состав преступления по конструкции формальный.

Окончания преступления имеет свои особенности при ввозе и вывозе предметов: при ввозе преступление признается оконченным с момента перемещения предметов через таможенную границу, при вывозе — с момента ввоза предметов на таможенную территорию, подачи таможенной декларации и совершения иных действий с намерением вывезти эти предметы из России, о чем свидетельствуют сведения, указанные в таможенной декларации.

1

Для уяснения некоторых понятий контрабанды можно обратиться к по-

становлению Пленума Верховного Суда СССР от 3 февраля 1978 г. № 2

«О судебной практике по делам о контрабанде» // Сборник постановлений

Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (РФ) по уголовным делам. М.,

2000. С. 117-119.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что незаконно перемещает через таможенную границу товары или иные предметы путем использования одного из способов, указанных в законе, и желает совершить эти действия. Цели и мотивы могут быть различными. Они не влияют на квалификацию.

Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

Признаки непосредственного объекта и субъективной стороны преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 188 УК, полностью совпадают с аналогичными признаками первого вида контрабанды; частично совпадают и признаки объективной стороны. Преступление может быть совершено теми же способами, какбанда, предусмотренная ч. 1 ст. 188 УК. Отсутствует только признак крупного размера контрабанды, что объясняется спецификой предметов контрабанды второго вида. Незаконное перемещение предметов, перечисленных в ч. 2 ст. 188 УК, не только нарушает установленный порядок внешнеэкономической деятельности и правила таможенного органа подавлять угрозу для общественной (при ввозе наркотиков, оружия), экономической (при вывозе стратегического сырья) безопасности. Поэтому их перемещение через таможенную границу даже в малых размерах образует признаки контрабанды.

Субъектом преступления могут быть, кроме частных лиц, должностные лица государственных органов и органществляющие управленческие функции в коммерческих организациях, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление внешнеторговой деятельности.

Часть 3 ст. 188 УК содержит два квалифицирующих обстоятельства: а) контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения; б) контрабанда, совершенная с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль. В первом случае контрабанда совершается должностным лицом с использованием служебного положения — работником таможенной службы или лицом, освобожденным от некоторых форм таможенного контроля. В соответствии со ст. 366 Таможенного кодекса РФ формами таможенного контроля являются: проверка документов и сведений, устный опрос, получение объяснений, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, регулируется Федеральными законами от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об регулирования внешнеторговой деятельности.»

Таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ, в том числе прекратившего свои полномочия, и следующих с ним членов его семьи. Личный багаж членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, судей также не подлежит досмотру, если указанные лица пересекают Государственную границу РФ в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей (ст. 386 Таможенного кодекса РФ).

Совершение преступления с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, выражается в нанесении побоев, телесных повреждений различной тяжести. Контрабанда, сопряженная с лишением жизни таможенного сотрудника, должна квалифицироваться по совокупности преступлений: по п. «в» ч. 3 ст. 188 и п. «б» ч. 2 ст. 105 УК.

Часть 4 ст. 188 УК предусматривает ответственность за контрабанду, указанную в ч. 1, 2 и 3 статьи, если она совершена организованной группой. Понятие организованной группы дается в ч. 3 ст. 35 УК. В состав группы могут входить рядовые граждане, а также должностные лица органов исполнительной власти, правоохранительных органов, таможенной службы.

Незаконный экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК). Опасность преступления, предусмотренного ст. 189 УК, состоит в нарушении норм международного права о нераспространении оружия массового поражения, а также российского законодательства о военнотехническом сотрудничестве с иностранными государствами, включающего нормы о запрете, ограничении и порядке оформления указанных в законе предметов для вывоза за пределы РФ.

Порядок нормальных внешнеэкономических отношений в сфере экспорта сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, выполнение работ и оказание услуг военного характера.

Военно-техническое сотрудничество заключается в деятельности РФ в области международных отношений по вывозу и ввозу продукции военного назначения, а также деятельности, связанной с ее разработкой и производством. Эта деятельность основывается на приоритете интересов РФ, государственной монополии, соблюдении международных договоров

о нераспространении ядерного оружия, запрещении оружия массового поражения (ст. 4 Федерального закон114-ФЗ).

Дополнительным объектом данного преступления могут быть мир и безопасность человечества, поэтому преступление отнесено уголовным законом к категории тяжких.

Предметы преступления предусмотрены в диспозиции уголовно-правовой нормы: сырье, материалы, оборудование, технологии, научно-техническая информация, работы, услуги. Закон называет основное свойство перечисленных предметов — они могут быть использованы при создании вооружения, вооружения и военной техники, в отношении которых установлен экспортный контроль. Порядок проведения экспортного контроля регулируется Федеральным законом от 18 июля

1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле»1.

Содержание понятий о данных предметах раскрывается в Списке ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль. Списке товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется, и Списке оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия, утвержденных Указами Президента РФ (соответственно) от 14 февраля 1996 г. № 2023, от 26 августа 1996 г. № 12684, от 8 августа 2001 г. № 10055.

Сырье — вещества и материалы естественного происхождения, которые являются составными частями (компонентами) при создании оружия массового пора- ментации, оказанием технического содействия в создании военных услуг военно-технического характера, вооружения, вооружения и военной техники.

1

СЗ РФ. 1999. № 30. Ст. 3774.

2

СЗ РФ. 1996. № 8. Ст. 742.

3

СЗ РФ. 1996. № 36. Ст. 4197; 1999. № 2. Ст. 265; 2000. № 10. Ст. 1115.

4

СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. II). Ст. 3441.

Материалы — вещества синтетического происхождения, а также заготовки, составные части, полуфабрикаты.

Оборудование — технические приспособления для переработки на основе технологий сырья и материалов в целях создания окончательного продукта.

Технологии — это техническая документация, содержащая специальную информацию о разработке, производстве и использовании различных видов оружия массового поражения, вооружения и военной техники. Научно-техническая информация включает чертежи, схемы, диаграммы, опытные образцы, сведения об установке и техническом обслуживании различных видов вооружения. Услуги — предпринимательская деятельность в виде обучения, консультирования, наладки производства, ремонтных работ, участия в испытаниях и т.д.

Объективная сторона преступления характеризуется действиями, выражающимися в незаконном экспорте указанных в законе предметов, в отношении которых установлен специальный экспортный контроль. В соответствии с Федеральным законом «Об экспортном контроле» под экспортом технологий, научнотехнической информации, в том числе исключительных прав на них, понимается вывоз указанных предметов с таможенной территории РФ без обязательства их возврата; под экспортом услуг — выполнение определенных работ за пределами территории РФ. К экспорту приравнивается коммерческая операция без вывоза с таможенной территории указанных предметов, при осуществлении которой происходит закупка указанных предметов иностранным лицом у одного российского лица и передача их другому российскому лицу для переработки с целью последующего вывоза за границу качественно нового предмета (ст. 2 Федерального закона «Об экспортном контроле»).

Экспорт признается незаконным, если он осуществляется в нарушение установленного специального экспортного контроля.

Специальный экспортный контроль — это система правовых норм, устанавливающих ограничения, запрет и порядок контроля над ввозом и вывозом вооружений, военной техники и имущества военно-технического назначения, передачей технической документов, объектов, оказанием других услуг иного характера, а также вывозом отдельных видов сырья, материалов и оборудования, имеющих мирное назначение, но которые могут

быть использованы при создании оружия массового поражения.

В целях защиты национальных интересов и обеспечения выполнения международных обязательств РФ по распространению ядерного оружия Правительство РФ утвердило 14 июня 2001 г. № 462 Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях1, которым установлен разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций, предусматривающий вывоз из России и (или) передачу контроли-

руемых оборудования, материалов, технологий иностранным лицам, международным организациям или их представителям любым способом, включая пересылку в почтовых отправлениях или по электронным каналам связи. Внешнеэкономические операции с контролируемыми предметами могут осуществляться на основании разовых или генеральных лицензий, выдаваемых Министерством экономического развития и торговли РФ, или разрешения Комиссии по экспортному контролю при Правительстве РФ2, решения о которых принимаются на основании результатов государ экспертизы внешнеэ ственной кономической сделки. Комплексная экспертиза проводится Министерством экономического развития и торговли РФ, совместно с Министерством обороны РФ, Министерством иностранных дел РФ, Министерством РФ по атомной энергии и при необходимости — с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об экспортном контроле» экспорт указанных предметов могут осуществлять, при соблюдении установленных правил, специализированные государственные унитарные предприятия и другие российские организации — разработчики и производители продукции военного назначения.

Министерство обороны РФ имеет право, в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ, оказывать иностранным государствам услуги по подготовке специальных кадров. Порядок экспортного контроля устанавливается отдельно для различных видов оружия и военной техники с приложением перечней видов продукции военного назначения и списков государств, в которые разрешена международными актами передача данной продукции.

1

СЗ РФ. 2001. № 26. Ст. 2677.

2

Указ Президента РФ от 29 января 2001 г. № 96 // СЗ РФ. 2001. № 6. Ст. 550.

Состав преступления по конструкции формальный. Преступление признается оконченным с момента выполнения действий, связанных с экспортом указанных предметов, т.е. с момента поступления на таможенную территорию и оформления соответствующих документов, еще до пересечения таможенной границы РФ.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что незаконно вывозит из России технологии, научно-техническую информацию, в том числе исключительные права на них, сырье, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники или оказывает услуги военно-технического характера, и желает совершить эти действия.

Мотивы и цели чаще всего — корыстные.

Субъект преступления — специальный: лица, наделенные правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Это оводители государственных и коммерческих организаций, осуществляющих внешнеторговую деятельность в области военно-технического сотрудничества. Данные организации должны быть созданы в соответствии с законодательством РФ, иметь постоянное место нахождения на территории РФ. Субъектом преступления может быть также физическое лицо, постоянно проживающее на территории РФ и зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (примечание к ст. 189 УК).