logo
УМК по Уголовному праву

Рекомендации по работе с литературой

Изучение литературы по дисциплине представляет собой сложный и поэтапный процесс, цель которого состоит в том, чтобы сформировать у магистранта собственное суждение (умозаключение) по предметным вопросам, определить структуру и содержание планируемого ответа (доклада, реферата).

При подборе литературы основное внимание следует уделять источникам более высокого уровня: учебникам, учебным пособиям, законам, постановлениям государственных органов, другим нормативным актам, а затем подбираются конспекты лекций, статьи в журналах и газетах по их наименованиям и заголовкам. При этом, в первую очередь, необходимо отдавать предпочтение материалам более поздних сроков издания. При необходимости могут нужно подбирать и использовать справочники, ежегодники, отчётные и статистические материалы.

Прежде всего, на каждый учебный вопрос перед просмотром литературы следует подготовить одноименно озаглавленную карточку, на которую будут записываться относящиеся к вопросу, теме источники информации.

При просмотре литературы по оглавлению (либо по содержанию, по наименованию глав, разделов и подразделов) важно выделять нужную информацию, определять её уровень (ранг), объём и номера страниц, степень важности (основная или дополнительная), фиксируя эти данные в карточку того учебного вопроса, к которому относится содержащаяся в этом материале информация.

Заканчивать просмотр литературы следует классификацией (группировкой) отобранных источников по учебным вопросам.

Систематизация литературных источников в определённой, соответствующей списку изучаемых вопросов, последовательности, начиная с источников более высокого уровня, позволит магистрантам легко сделать необходимые записи в тетрадях для практических занятий, выделив при этом наиболее важные положения, которые могут быть использованы при ответе на вопросы темы.

В зависимости от требований плана семинара, сложности вопроса и уровня подготовки студентов, результат изучения литературы может быть оформлен в виде плана (структуры) ответа, тезисов ответа (доклада) или полного текста доклада (реферата). Последний вариант наиболее приемлем при выступлении на научных семинарах по наиболее сложным комплексным вопросам и проблемам.

Важно помнить, что в рабочей программе и в учебно-методическом комплексе по дисциплине приводится рекомендуемая учебно-методическая, учебная и научная литература. Список учебной литературы для изучения курса состоит из двух частей: основной и дополнительной; причём источники приводятся как по предмету в целом, так и по его отдельным темам.

В список основной литературы включаются базовые издания: учебники, учебные пособия и тексты лекций, – имеющиеся в библиотеке ВГИ ВолГУ в достаточном для обеспечения учебного процесса количестве в соответствии с нормативами минимальной обеспеченности экземплярами на одного студента очной формы обучения и степени успеваемости. При этом приоритет отдаётся изданиям, имеющим гриф Министерства образования и науки РФ или УМО по соответствующей специальности.

В список дополнительной литературы включается прочая учебная, справочная и научная литература для углубленного изучения курса, имеющаяся как в библиотеке университета, так и в свободной продаже. Самостоятельный поиск дополнительных источников можно осуществлять в различных вузовских и городских библиотеках для временного использования при подготовке к темам дисциплины, а также в книжных магазинах с целью приобретения в личную библиотеку.

В числе источников дополнительной литературы следует назвать:

При подготовке различных индивидуальных заданий (реферата, доклада, презентации) в обязательном порядке следует указывать используемую литературу, оформляя её список в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа». Как правило, перечень литературы составляется в алфавитном порядке со сквозной нумерацией с указанием фамилии автора, названия и вида источника, наименования издательства, года издания, общего количества страниц.

Важно помнить, что список литературы может обновляться с учётом приобретенной вузом и изданной новой литературы, поэтому необходимые дополнения и изменения вносятся преподавателем в рабочую программу дисциплины ежегодно.

Юридический факультет имеет выход в Интернет, что дает возможность пользоваться его информационными ресурсами, например, адреса в Интернете имеет большинство крупных библиотек, которые предоставляют услугу по оформлению с библиографической базой.

Однако следует иметь в виду, что справочные правовые системы содержат данные по текущему законодательству, теоретическим публикациям и судебной практике только за последние годы. Причем эти данные неполные. Необходимо обратиться также к специальным библиографическим справочникам. Это, в частности, «Советское уголовное право: Библиографический справочник: 1961-1980 гг. ». М., 1983; «Советское уголовное право. Библиографический справочник (1981-1985 гг.)». Красноярск, 1987; «Уголовное право Российской Федерации. Программа курса и библиографический указатель». М., 1998.

Необходимо постоянно следить за выходящей литературой и научной периодикой по теме. Для этого следует знакомиться с выходящей еженедельной Книжной летописью.

Всероссийской книжной палатой ежегодно издается также систематический библиографический указатель «Ежегодник книги», который содержит информацию о книгах и брошюрах, изданных в РФ и нашедших отражение в основном выпуске «Книжной летописи».

О помещенных в журналах статьях можно узнать по выходящей еженедельно «Летописи журнальных статей», а о газетных - «Летописи газетных статей», выходящей также еженедельно.