Тема 42. Преступления против мира и безопасности человечества
План семинара
1. Понятие и общая характеристика преступлений против мира и
безопасности человечества.
2. Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны.
3. Геноцид. Ограничение геноцида от умышленного убийства, терроризма и ведение агрессивной войны.
4. Наемничество. Отличие от организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем.
Вопросы семинара
1. Понятие и общая характеристика преступления против мира и
безопасности человечества.
2. Особенности правовых последствий при квалификации преступлений против мира и безопасности человечества.
Задача 1. Гуськов, будучи помощником депутата городской думы, неоднократно высказывал в публичных выступлениях на митингах, я также во время встреч с избирателями идеи о необходимости засылк11 на территорию Республики Латвия вооруженных групп с целью совершения нападений на некоторые ее государственные учреждения-
Квалифицируйте действия Гуськова.
Задача 2. Военные моряки Серов и Ястребов, проходившие службу на одном из боевых кораблей, по договоренности с террористической организацией иностранного государства захватили и угнали корабль с ядерными боеприпасами на борту. Подойдя к острову, находящемуся в непосредственной близости от Аляски, они потребовали от правительства США выплатить 150 млн. долл., угрожая бомбардировкой некоторых городов Северной Америки.
Квалифицируйте деяние Серова и Ястребова. Могут ли они быть субъектами развязывания войны?
Задача 3. Руководители одной из экстремистских организаций Лобачев и Савинков в течение года занимались изготовлением и распространением среди жителей российского города листовок, содержащих призывы к вторжению войск РФ на территорию Грузии и насильственному присоединению Абхазии к территории России.
Дайте юридический анализ действиям Лобачева и Савинкова.
Задача 4. Локтев в ночное время суток на рекламных щитах автобусных остановок расклеивал листки, содержащие призывы к войне с некоторыми мусульманскими странами "ближнего" зарубежья. За этим занятием он был задержан сотрудниками милиции. При обыске в его сумке была обнаружена магнитофонная запись такого же содержания. На допросе он пояснил, что расклеивал листовки с целью восстановить статус русскоязычного населения в этих странах путем развязывания войны на их территории.
Дайте юридическую оценку действиям Локтева. Изменится ли квалификация, если с содержанием листовок и аудиокассеты никто из третьих лиц не ознакомился?
Задача 5. Идрисов в течение 1998 г. исполнял обязанности начальника специального военного лагеря, расположенного на юге одной из Провинций Афганистана. 20 октября 2000 г. Международным уголовным трибуналом был выдан ордер на арест Идрисова. Он обвинялся в том, что в указанном лагере содержались в основном гражданские лица. Среди приблизительно 500 гражданских лиц были женщины, дети и старики. Задержанных сгоняли в амбар, где практически отсутствовала вентиляция и где они вынуждены были спать на цементном полу. Их Кормили всего один раз в день, причем, как правило, недоброкачественными продуктами. Кроме того, Идрисов обвинялся в том, что Лично систематически избивал некоторых лиц, содержащихся в лаге-Ре- Чаще всего избиения завершались причинением тяжкого вреда здоровью лиц, содержащихся в военном лагере.
Дайте юридическую оценку подобных действий по УК РФ и обоснуйте ее.
Задача 6. Клещев, представитель одной из российских торговых фирм, находясь за рубежом, приобрел несколько мин-ловушек, закамуфлированных под письменные принадлежности, с целью их последующей реализации заинтересованным лицам на юге России. В результате оперативно-розыскных мероприятий Клещев был задержан при попытке продажи данных мин-ловушек. Собранными по делу доказательствами он был изобличен в содеянном.
Есть ли в действиях Клещева состав преступления против мира и безопасности человечества?
Задача 7. В докладе Генерального секретаря ООН на пленарном заседании содержались сведения о том, что соответствующими властями на территории Хорватии проводилась так называемая этническая чистка в отношении сербского населения. Деревни, где они проживали, систематически сжигались и уничтожались. Устроители "чисток" не гнушались никакими методами, включая физическое уничтожение и заключение в лагеря и тюрьмы, организованное разрушение сербских домов, насильственное выселение, увольнение с работы, создание препятствий для соблюдения религиозных обрядов, отказ в предоставлении хорватского гражданства и т.д. В одном из городов большая группа граждан хорватской национальности осуществляла организованные акты насилия в отношении граждан сербской национальности с тем, чтобы заставить их покинуть город. Более 100 сербских офисов и домов были сожжены. Все они подверглись разграблению, в результате чего начался массовый уход сербов из города.
Квалифицируйте эти деяния применительно к УК РФ.
Задача 8. Корчагин, работая в НИИ химической промышленности, изготовил в лаборатории с целью последующей продажи 10 л отравляющего вещества нервно-паралитического действия. Предварительно договорившись с Павловым, он реализовал его представителям террористической организации.
Как можно квалифицировать деяния Корчагина и Павлова?
Задача 9. Радуев и Исламбеков, являясь членами незаконного вооруженного формирования, похитили из городской больницы корреспондентов французской газеты Матье и Каас, выступающих под эгидой Международного Красного Креста. Матье и Каас собирали информацию и давали во французский эфир реальную картину событий, происходящих в Чечне.
Квалифицируйте действия названных лиц, если Радуев и Исламбеков преследовали своей целью осложнить отношения между странами.
Можно ли привлечь к ответственности Радуева и Исламбекова, если у них не было такой цели?
Задача 10. Паршич, являясь офицером югославской народной армии, приурочил свою поездку в Смоленск к празднованию Дня Победы. В этот день он выступил на традиционном митинге чествования ветеранов Великой Отечественной войны, агитируя всех присутствующих мужчин в возрасте от 25 до 40 лет записаться в специальные отряды для участия в вооруженном конфликте на территории бывшей Югославии. При этом вступившим в отряды обещалось ежемесячное материальное вознаграждение в размере 2 тыс. долл. США.
Как следует квалифицировать действия Паршича?
Задача 11. Граждане Украины Жук и Свириденко, будучи членами националистической организации "Украина для украинцев", в период с января по август 2001 г. принимали активное участие в противодействии органам власти РФ в наведении конституционного порядка в Чеченской Республике. При проведении одной из специальных операций по ликвидации незаконных вооруженных формирований Жук и Свириденко были захвачены в плен подразделением внутренних войск РФ. В ходе допроса они признались, что за вознаграждение в валюте участвовали в проведении "засад" на основных магистралях перемещения федеральных войск. Также они помогали членам незаконного вооруженного формирования в освоении и изучении стрелкового оружия.
Дайте юридическую оценку действиям этих лиц.
Задача 12. Войсками США во время ночных бомбардировок в Югославии в качестве средства ведения войны использовался обедненный Уран. В результате радиацией было заражено большое количество лесов, виноградников, фруктовых садов и т.п. Исключительно большой ущерб был нанесен почве и растительному миру. В районах бомбардировок люди стали заболевать лейкемией.
Как подобные действия должны оцениваться по УК РФ?
Задача 13. Бараев, находясь в одной из азиатских стран, участвовал в вооруженном конфликте внутригосударственного характера. В составе вооруженного подразделения Бараев участвовал в создании таких условий жизни для одной из религиозных общин, при которых она полностью была бы уничтожена. Он лично убил семерых членов религиозной общины, а пятерым причинил тяжкий вред здоровью.
Квалифицируйте действия Бараева.
Задача 14. Гражданин Украины Губенко, желая помочь православным сербам в борьбе с мусульманами, зимой 1992 г. прибыл на территорию бывшей Югославии. Прошел курс обучения приемам обращения с оружием, приемам и методам военных действий на специальной военной базе. После чего из идейных соображений принял участие в боевых действиях на территории Боснии на стороне боснийских сербов.
Дайте юридическую оценку содеянного Губенко и обоснуйте ее.
Задача 15. Майор Трегубое в 1942 г. добровольно перешел на сторону немецко-фашистских войск и, будучи членом одной из зондеркоманд СС, участвовал в насильственном помещении советских граждан (в основном женщин и детей) в концентрационные лагеря и введении там режима каторжного труда под угрозой пыток, расстрелов и голодной смерти.
Дайте юридическую оценку действиям Трегубова.
- Тарасова Алла Александровна
- Рабочая программа учебной дисциплины
- Расчет баллов, учитывающих качество работы студента
- Нормы выставления дополнительных баллов
- График сдачи модулей проведения контрольных работ
- Методика формирования результирующей оценки
- Критерии оценки курсовой работы и выставления баллов (для всех форм обучения)
- Критерии оценки защиты курсовой работы и ее презентации
- Раздел 2. Структура учебной дисциплины
- Раздел 3. Тематический план изучения дисциплины (очная форма обучения)
- Раздел 3. Тематический план изучения дисциплины (заочное отделение)
- Раздел 3. Тематический план изучения дисциплины (сокращенная форма обучения)
- Примерные темы курсовых работ по дисциплине «Уголовное право» Общая часть
- Особенная часть.
- Раздел 4. Экзаменационные вопросы Общая часть
- Особенная часть
- Раздел 5. Учебно – методическое обеспечение программы
- 5. 1. Список литературы:
- 5. 2. Реестр электронных библиотечных ресурсов
- Раздел 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины
- Советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины «Уголовное право»
- Описание последовательности действий студента или «сценарий изучения дисциплины»
- Рекомендации по использованию материалов учебно – методического комплекса
- Рекомендации по работе с литературой
- Советы по подготовке к зачету или экзамену по дисциплине
- Разъяснения по работе с тестовой системой курса
- Учебно – методические материалы (умм) Лекции (Общая часть)
- Тема 1.Уголовное право как отрасль права.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Уголовный закон
- 2. Понятие и особенности уголовно – правовой нормы
- 3. Действие уголовного закона во времени
- 4. Действие уголовного закона в пространстве
- 5. Понятие, виды и приемы толкования
- Тема 3. Понятие преступления
- 1. Понятие и основные признаки преступления по уголовному праву
- 2. Классификация преступлений
- Тема 5 Состав преступления
- 1. Понятие, элементы и признаки состава
- 2. Виды составов преступлений
- Тема 6. Объект преступления
- 1. Понятие объекта преступления и его виды
- 2. Понятие предмета преступления и его соотношение с объектом преступления
- 3. Многообъектные преступления
- Тема 7. Объективная сторона преступления
- 1. Понятие объективной стороны
- 2. Общественно опасное и противоправное деяние
- 3. Понятие и виды преступных последствий
- 4. Причинная связь между действием (бездействием) и наступившими последствиями
- 5. Факультативные признаки объективной стороны преступления
- Тема 8. Субъект преступления
- 1. Понятие и признаки субъекта преступления
- 2. Понятие и критерии невменяемости
- 3. Понятие и признаки специального субъекта преступления
- Тема 9. Субъективная сторона преступления
- 1. Понятие и признаки субъективной стороны
- 2. Умысел и неосторожность, и их виды
- 3. Юридические и фактические ошибки
- Тема 10. Уголовная ответственность
- Тема 11. Стадии совершения умышленного преступления
- 2.Приготовление к преступлению, его признаки
- 3.Покушение на преступление и его виды
- 4. Добровольный отказ от совершения преступления
- Тема 12. Соучастие в преступлении
- 1. Понятие и признаки соучастия в преступлении
- 2. Формы и виды соучастия в преступлении
- 3.Виды соучастников
- 4. Понятие и формы прикосновенности к преступлению
- Тема 13. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- 1.Понятия и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния
- 3.Понятие и условия правомерности причинения вреда преступнику при его задержании
- 4. Понятие и условия правомерности крайней необходимости
- 5. Физическое и психическое принуждение, обоснованный риск, исполнение приказа
- Тема 14. Множественность преступлений
- 1. Понятие и виды единых сложных преступлений
- 2. Понятие, формы и виды множественности преступлений
- Тема 15. Понятие и цели наказания
- 1.Понятие и признаки наказания
- 2. Цели наказания в уголовном праве
- Тема 16. Система и виды наказания
- 1. Понятие системы наказаний и классификация видов наказаний
- 2. Характеристика отдельных видов наказаний
- Тема 17. Назначение наказания
- 1. Понятие общих начал назначения наказания
- 2.Обстоятельства, смягчающие наказание
- 3. Обстоятельства, отягчающие наказания
- 4. Обстоятельства, отягчающие наказания
- 5. Назначение наказания по совокупности приговоров и по совокупности преступлений
- Тема 18. Условное осуждение
- 1. Понятие условного осуждения
- Тема 19. Освобождение от уголовной ответственности
- 1. Понятие и виды освобождения от уголовной ответственности
- 2.Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием
- 3. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим и в связи с изменением обстановки
- 4. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности
- Тема 20. Освобождение от наказания
- 1.Понятие и виды освобождения от наказания
- 2. Характеристика отдельных видов освобождения от наказания
- 3.Амнистия и помилование
- 4. Понятие судимости. Погашение и снятие судимости
- Тема 21 .Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
- 2. Понятие и виды принудительных мер воспитательного воздействия
- Тема 22. Принудительные меры медицинского характера
- 1. Понятие принудительных мер медицинского характера
- 2. Виды принудительных мер медицинского характера
- Тема 23. Понятие конфискации имущества и правила ее осуществления.
- Лекции (Особенная часть) Лекция 1. Общая характеристика Особенной части уголовного права
- 1. Понятие, значение и система Особенной части уголовного права
- 2. Квалификация преступлений и ее значение
- Лекция 2. Преступления против жизни и здоровья
- 1. Понятие и виды преступлений против личности
- 2. Преступления против жизни
- 3. Преступления против здоровья
- 114 Ук рф).
- 4. Преступления, ставящие в опасность жизнь и здоровье человека
- 1. Понятие и виды преступлений против чести и достоинства личности
- 2. Преступления против личной свободы
- 3. Преступления против чести и достоинства личности
- Лекция 4. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности
- 1. Понятие и виды преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности
- 2. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, совершаемые насильственным способом
- 3. Преступления против половой неприкосновенности личности
- Лекция 5. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина
- 1. Понятие и виды преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина
- 2. Преступления против политических прав и свобод
- 3. Преступления против социальных прав и свобод
- Часть 1 ст. 146 ук рф предусматривает ответственность за присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю.
- Часть 2 ст. 147 ук рф предусматривает ответственность за нарушение изобретательских и патентных прав, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
- 4. Преступления против личных прав и свобод
- Часть 2 рассматриваемой статьи предусматривает ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.
- Часть 3 ст. 139 ук рф предусматривает ответственность за нарушение неприкосновенности жилища, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.
- Лекция 24. Преступления против семьи и несовершеннолетних
- Часть 3 ст. 150 ук рф предусматривает ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления с применением насилия или с угрозой его применения.
- Часть 2 ст. 157 ук рф предусматривает ответственность за злостное уклонение совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты по решению суда средств на содержание нетрудоспособных родителей.
- Лекция 25. Преступления против собственности
- 1. Понятие и виды преступлений против собственности
- 2. Понятие и признаки хищения чужого имущества
- 3. Формы хищения
- 5. Корыстные преступления против собственности,
- 2. Преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
- Часть 2 ст. 169 ук содержит два отягчающих признака: а) воспрепятствование законной предпринимательской деятельности после вступления в законную силу судебного акта; б) причинение крупного ущерба.
- 3. Преступления в сфере кредитных отношений
- § 4. Преступления в сфере отношений, обеспечивающих свободу и добросовестность конкуренции
- § 5. Преступления в сфере финансовых отношений и отношений, связанных с оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней
- Часть 2 ст. 185 ук в качестве квалифицирующего признака устанавливает совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
- § 6. Преступления в сфере внешнеэкономической
- Часть 2 ст. 189 ук предусматривает ответственность за совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, понятие которой содержится в ч. 2 ст. 35 ук.
- Общая характеристика и виды преступлений против собственности
- 2. Хищение чужого имущества, его формы и виды
- Причинение имущественного либо иного ущерба, не связанное с хищением
- Уничтожение или повреждение имущества
- Лекция 26. Преступления в сфере экономической деятельности
- 2. Преступления в сфере предпринимательства
- Часть 3 ст. 183 ук рф устанавливает ответственность за предусмотренные ч. 2 данной статьи деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности.
- 3. Преступления в денежно-кредитной сфере
- 4. Преступления в сфере финансовой деятельности государства
- Лекция 27. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях
- 2. Злоупотребление полномочиями
- 3. Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами
- 4. Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб
- 5. Коммерческий подкуп
- Лекция 28. Преступления против общественной безопасности
- 2. Преступления против общественной безопасности
- 3. Преступления против общественного порядка
- 4. Преступления, связанные с нарушением правил производства различного рода работ
- 5. Преступления, связанные с нарушением правил обращения с общеопасными предметами
- Часть 2 ст. 219 ук рф предусматривает ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.
- Часть 2 ст. 220 ук рф предусматривает ответственность за те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.
- Часть 2 ст. 223 ук рф предусматривает ответственность за те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, а ч.3 данной статьи - организованной группой.
- Лекция 29. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности
- 1. Понятие и виды преступлений против здоровья населения и общественной нравственности.
- 2. Преступления против здоровья населения
- Часть 2 ст. 228 ук рф предусматривает ответственность за те же деяния, совершенные в особо крупном размере.
- 3. Преступления против общественной нравственности
- Лекция 30. Экологические преступления
- Лекция 31. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
- 3. Преступления, связанные с обеспечением безопасных условий функционирования транспорта
- 4. Иные транспортные преступления
- Лекция 32. Преступления в сфере компьютерной информации
- Лекция 33. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства
- Лекция 34. Преступления против государственной власти, интересов государственной службыи службы в органах местного самоуправления
- 2. Характеристика отдельных видов преступлений против государственной власти, интересовгосударственной службы и службы в органах местного самоуправления
- Лекция 35. Преступления против правосудия
- Лекция 36. Преступления против порядка управления
- Лекция 37. Преступления против военной службы
- Часть 3 ст. 332 ук рф предусматривает неисполнение приказа вследствие небрежного или недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия.
- Часть 3 ст. 340 ук рф предусматривает нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия.
- Часть 2 ст. 349 ук рф предусматривает квалифицирующий признак: причинение по неосторожности смерти человека, наступившей в результате нарушения указанных правил.
- Лекция 38. Преступления против мира и безопасности человечества
- Часть 2 ст. 354 ук рф устанавливает ответственность за рассматриваемое деяние при квалифицирующих обстоятельствах:
- Семинарские занятия по дисциплине «Уголовное право» общая часть
- Тема 1. Понятие, задачи, принципы уголовного права
- Тема 2. Уголовный закон
- Пример решения задачи
- Тема 3. Понятие преступления
- Тема 4. Уголовная ответственность и ее основание
- Тема 5. Состав преступления
- Тема 6. Объект преступления
- Тема 7. Объективная сторона преступления
- Тема 8. Субъект преступления по уголовному праву Российской Федерации
- 9. Субъективная сторона преступления
- Неосторожность и ее виды
- Преступление с двумя формами вины
- Тема 10. Неоконченное преступление
- Тема 11. Соучастие в преступлении
- Тема 12. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- Тема 13. Множественность преступлений
- Тема 14. Понятие и цели наказания
- Тема 15. Система и виды наказаний
- Тема 16. Назначение наказания. Условное осуждение
- Темы 17–18. Освобождение от уголовной ответственности и наказания. Погашения и снятие судимости.
- Тема 19. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
- Тема20. Принудительные меры медицинского характера
- Особенная часть Темы 21–22. Понятие и система Особенной части уголовного права. Научные основы квалификации преступлений.
- Тема 24. Преступления против жизни и здоровья
- Тема 25. Преступления против свободы, чести и достоинства личности
- Тема 26. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности
- Тема 27. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина
- Тема 28. Преступления против семьи и несовершеннолетних
- Тема 29. Преступления против собственности
- Тема 30. Преступления в сфере экономической деятельности
- Тема 31. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях
- Тема 32. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка
- Тема 33. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности
- Тема 34. Экологические преступления
- Тема 35. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
- Тема 36. Преступления в сфере компьютерной информации
- Тема 37. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства
- Тема 38. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы в органах местного самоуправления
- Тема 39. Преступления против правосудия
- Тема 40. Преступления против порядка управления
- Тема 41. Преступления против военной службы
- Тема 42. Преступления против мира и безопасности человечества
- Методические указания для преподавателей, ведущих практические (семинарские) занятия
- Словарь терминов и персоналий общая часть
- Особенная часть
- Формы текущего, промежуточного, рубежного (итогового) контроля
- Примерные темы рефератов по дисциплине «Уголовное право»
- Методические рекомендации по выполнению реферата.
- Титульный лист реферата
- Особенная часть.
- Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- 1. Назначение курсовой работы. Выбор темы
- 2. Подготовка курсовой работы
- Курсовая работа имеет следующую структуру:
- Оформление курсовой работы, ее объем. Сроки сдачи и защиты
- Как ссылаться на литературный источник
- Титульный лист
- Курсовая работа
- 3. Задание.
- Дополните
- Действие уголовного закона в пространстве регулируется принципами ……
- 7. Задание.
- 51. Задание.
- Примерная тематика выпускных квалификационных работ по дисциплине «Уголовное право»
- Балльно – рейтинговая система оценки успеваемости студентов по уголовному праву.
- Методика формирования результирующей оценки