logo
УМК по Уголовному праву

Лекция 36. Преступления против порядка управления

1. Понятие и виды преступлений против порядка управления

2. Посягательства на представителей власти

3. Посягательства на неприкосновенность Государственной границы

4. Посягательства на порядок обращения с документами и государственными наградами

5. Посягательства на порядок комплектования Вооруженных Сил и прохождения альтернативной

службы

6. Посягательства на авторитет государства

7. Посягательства на порядок осуществления гражданами своих прав

  1. Понятие и виды преступлений против порядка управления

Важным условием нормального функционирования общества является управление людьми, осуществляемое властными органами и их работниками — должностными лицами, в том числе представителями власти. В процессе управленческой деятельности возникают многообразные отношения, которые можно разделить на две группы: внутренние отношения в органах управления и отношения органов управления с гражданами. Все преступления, посягающие на эти отношения, являются преступлениями против государственной власти (разд. X), однако в первом случае речь идет о преступлениях против интересов государственной службы (гл. 30), а во втором — против порядка управления (гл. 32). Поэтому основным объектом группы деяний, предусмотренной гл. 32, признается нормальная деятельность органов государственного управления в той ее части, в которой указанными деяниями нарушаются отношения между этими органами и гражданами.

Еще одно отличие между сопоставляемыми главами заключается в том, кто выступает в роли нарушителя: субъектами составов гл. 30 являются должностные лица, а гл. 32 — граждане, не обладающие полномочиями в сфере управления.

Таким образом, преступления против порядка управления — это посягательства на управленческие отношения, совершенные гражданами, не являющимися субъектами управления.

Весьма близкими к этим преступлениям являются административно-правовые деликты, о чем свидетельствует частое перемещение правонарушений из уголовного права в административное и наоборот. О тесной связи между этими отраслями свидетельствует наличие в КоАП РФ специальной гл. 19, предусматривающей ответственность за посягательства на порядок управления, которые отличаются от соответствующих преступлений главным образом степенью опасности. Например, в обоих кодексах есть ответственность за самоуправство, которое в зависимости от того, был ли причиненный вред существенным, признается либо преступлением (ст. 330 УК РФ), либо проступком (ст. 19.1 КоАП РФ).

Из-за широты понятия «порядок управления» возникают трудности при классификации норм данной главы. Наиболее целесообразной представляется классификация, основанная на объектах посягательства —

составных частях порядка управления, условиях нормального функционирования его механизма.

Такая классификация выглядит следующим образом:

1) посягательства на представителей власти:

- посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ);

- применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ);

- оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ);

- разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК РФ);

- дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ);

2) посягательства на неприкосновенность Государственной границы:

- незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК РФ);

- противоправное изменение Государственной границы (ст. 323 УК РФ);

3) посягательства на порядок обращения с документами и государственными наградами:

- приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (ст. 324 УК РФ);

- похищение или повреждение документов, штампов, печатей (ст. 325 УК РФ);

- подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства (ст. 326 УК РФ);

- подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК РФ);

- изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия или их использование (ст. 3271

УК РФ);

4) посягательства на порядок комплектования Вооруженных Сил и прохождения альтернативной службы:

- уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК РФ);

5) посягательства на авторитет государства:

- надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации (ст. 329 УК РФ);

6) посягательства на порядок осуществления гражданами своих прав:

- самоуправство (ст. 330 УК РФ).

Таким образом, преступления против порядка управления представляют собой деяния, посягающие на нормальную деятельность органов государственного управления по выполнению ими управленческих функций, совершаемые гражданами (частными лицами). Эти деяния отличаются от преступлений против интересов государственной службы главным образом по субъекту, а от административных правонарушений — по степени общественной опасности.

  1. Посягательства на представителей власти

Управленческая деятельность органов власти осуществляется специально на то уполномоченными должностными лицами, в том числе представителями власти. Уголовно-правовое регулирование, связанное с их

правовым статусом, отличается двумя особенностями. С одной стороны, государственная власть предъявляет повышенные требования к своим представителям и предусматривает более строгую их ответственность за

неправомерные действия, совершенные с использованием служебных полномочий, по сравнению с реакцией на аналогичные поступки других граждан (соответствующие составы находятся в гл. 30 УК РФ). С другой

стороны, законодательство предусматривает усиленную охрану представителей власти, что выражается в применении специальных мер безопасности по их охране и более суровой ответственности за некоторые действия против них по сравнению с такими же посягательствами на рядовых граждан. Последние виды деяний относятся к преступлениям против порядка управления.

Особенность общественной опасности анализируемых деяний в том, что они нарушают нормальную работу органов власти путем воздействия на их представителей определенными способами и тем самым препятствуют осуществлению властных полномочий. Кроме того, подобные действия подрывают авторитет власти и ее представителей в глазах населения. Поэтому основным объектом является нормальная деятельность органов власти по осуществлению их функций, а дополнительными — личная безопасность, жизнь, здоровье, честь и достоинство представителей власти, их близких, а в некоторых случаях также иных лиц.

В большинстве преступлений данной группы в качестве потерпевших указаны представители власти, сотрудники правоохранительных и контролирующих органов. В соответствии с примечанием к ст. 318 УК РФ представителем власти признается должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Следовательно, основной признак представителя власти — обязательность его распоряжений для всех граждан, в том числе не подчиненных ему по службе.

Перечень должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов приводится в ст. 2 Федерального закона от 22 марта 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». К ним отнесены: прокуроры, следователи, лица, производящие дознание и осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, сотрудники органов внутренних дел, контрразведки, налоговой полиции, государственной охраны, контрольных органов Президента РФ и глав администраций субъектов РФ, таможенных органов, органов охотничьего надзора, рыбоохраны, лесной охраны, санитарно-эпидемиологического надзора и некоторые другие.

Потерпевшими признаются также близкие представителя власти.

Объективная сторона заключается в совершении деяний, которые препятствуют представителям власти осуществлять служебные функции путем посягательства на жизнь, применении насилия, угроз, разглашении

сведений о мерах безопасности, нанесении оскорблений. Более подробная характеристика способов дается при анализе конкретных составов.

Субъективная сторона всех преступлений анализируемой группы характеризуется умыслом, в содержание которого входит осознание того, что действия совершаются против представителя власти или иного лица, указанного в качестве потерпевшего в соответствующем составе; при отсутствии такого осознания ответственность наступает за преступление против личности.

Субъектом может быть любое лицо, достигшее 16 лет и обладающее вменяемостью.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ).

Преступление, предусмотренное ст. 317 УК РФ, похоже на другое — предусмотренное ст. 295 УК РФ (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование). У них одинаковая объективная сторона (убийство или покушение на убийство). Различия заключаются в том, против кого и в связи с чем, совершены эти действия.

В ст. 317 УК РФ в качестве потерпевших указаны сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие, их близкие.

Понятие сотрудника правоохранительного органа изложено выше при общей характеристике данной группы преступлений.

Военнослужащими являются лица, находящиеся на военной службе, независимо от оснований ее несения (по призыву, контракту), званий (офицеры, рядовые) и ведомства.

Посягательство должно быть связано с деятельностью по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. К такого рода деятельности относятся несение постовой или патрульной службы на улицах и в общественных местах; поддержание порядка во время демонстраций, митингов и других массовых мероприятий, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий; предотвращение или пресечение противоправных посягательств.

Если же посягательство было связано с другой деятельностью сотрудника правоохранительного органа, оно квалифицируется по другим статьям. Например, посягательство на жизнь следователя милиции в связи с

привлечением его к несению патрульной службы квалифицируется по ст. 317 УК РФ, а в связи с его участием в расследовании преступления — по ст. 295 УК РФ. Посягательство на жизнь из-за какой-либо иной служебной деятельности сотрудника милиции (кроме охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности или расследования), представляет собой преступление против жизни — убийства в связи с осуществлением потерпевшим служебной деятельности (п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ).

Анализируемый состав отличается от террористического акта (ст. 277 УК РФ) также по признакам потерпевшего (государственный или общественный деятель) и характеру деятельности потерпевшего (государственная или иная политическая деятельность).

Субъективная сторона при убийстве — прямой или косвенный умысел, при покушении на убийство — только прямой умысел, причем виновный осознает, что потерпевший является сотрудником правоохранительного органа или военнослужащим.

Обязательным признаком является цель воспрепятствовать законной деятельности указанных лиц или отомстить им за такую деятельность.

Субъектом может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Преступление относится к категории особо тяжких.

Применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ).

Объективная сторона заключается в применении насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угрозе применения любого насилия (ч. 1 ст. 318 УК РФ), или же в применении насилия, опасного для жизни или здоровья (ч. 2 ст. 318 УК РФ). Угроза либо насилие, не опасное или опасное для жизни или здоровья, имеют такое же содержание, что и в составах насильственного грабежа (п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ) или разбоя (ст. 162 УК РФ).

Особенность состава в том, что неправомерные действия в отношении представителя власти должны быть связаны с исполнением им своих должностных обязанностей. Подобная связь имеется, когда запугивание или насилие используются для воспрепятствования исполнению служебных обязанностей, либо на почве мести за совершенные служебные действия, либо в связи с нахождением потерпевшего на службе в органах власти.

Конкретные способы совершения преступления могут быть разнообразными. Одним из часто встречающихся, особенно в отношении работников милиции, является насильственное сопротивление. К нему относится активное противодействие осуществлению представителем власти полномочий, которыми он наделен в связи с исполнением своих служебных обязанностей, сопряженное с применением силы (нанесение ударов, побоев, причинение вреда здоровью и т. д.). Сопротивление оказывается, как правило, при попытке представителя власти предотвратить либо прекратить неправомерные действия, при задержании

правонарушителя и т. д. Однако насилие не всегда связано с сопротивлением, оно может применяться и в других случаях — с целью принудить представителя власти отказаться от выполнения служебного долга и т. д.

Не образует объективную сторону данного состава неправомерное поведение в отношении представителей власти, не сопровождавшееся угрозами либо насилием, например бездействие, выразившееся в неподчинении законным распоряжениям. Простое неповиновение влечет применение мер принуждения; за злостное неповиновение распоряжению или требованию работника милиции предусмотрена административная ответственность (ст. 19.3 КоАП РФ).

Важным моментом, характеризующим анализируемый состав, является правомерность действий представителей власти. Необходимость устанавливать это обстоятельство специально подчеркнута в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РСФСР «О судебной практике по делам о посягательстве на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников и военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка». Преступления могут считаться направленными против порядка управления только тогда, когда они были ответной реакцией на законные действия представителей власти. Если же поведение последних было незаконным, то противодействие им не может считаться посягающим на нормальную работу органов управления и либо расценивается как

преступление против личности, либо вообще не признается преступным, например, когда насилие к представителям власти было применено в состоянии необходимой обороны (ст. 37 УК РФ).

Субъектом может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Субъективная сторона преступления характеризуется умыслом, в содержание которого входит осознание того, что действие совершается против представителя власти или его близких.

Анализируемый состав является разновидностью преступлений против здоровья, совершаемых при квалифицирующем обстоятельстве — в связи с осуществлением потерпевшим служебной деятельности. Такие квалифицированные виды содержатся в составах причинения тяжкого вреда здоровью (п. «а» ч. 2 ст. 111 УК РФ), вреда здоровью средней тяжести (п. «б» ч. 2 ст. 112 УК РФ), истязания (п. «б» ч. 2 ст. 117 УК РФ).

Отличие указанных норм от ст. 318 УК РФ состоит в том, что в них речь идет о преступлениях против любых лиц, осуществляющих служебную деятельность, а в нормах ст. 318 УК РФ — только против представителей власти. Поэтому при квалификации предпочтение отдается ст. 318 УК РФ. Исключение составляют лишь причинение тяжкого вреда здоровью при особо квалифицирующих обстоятельствах, указанных в ч. 3 и 4 ст. 111 УК РФ, когда содеянное квалифицируется по этой статье, поскольку ее санкция строже, чем в ч. 2 ст. 318 УК РФ.

Деяние, описанное в ч. 1, — преступление средней тяжести, в ч. 2 — тяжкое преступление.

Оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ).

Объективная сторона заключается в оскорблении, понятие которого аналогично данному в общем составе оскорбления (ст. 130 УК РФ). Отличия же (кроме объекта и круга потерпевших) заключаются в публичном характере оскорбления и его связи с исполнением представителем власти своих должностных обязанностей.

Признак публичности означает, что оскорбление наносится в присутствии хотя бы еще одного лица, кроме потерпевшего.

Второй признак указан в диспозиции ст. 319 УК РФ в двух вариантах:

- при исполнении должностных обязанностей означает оскорбление непосредственно в момент совершения служебных действий;

- понятие «в связи с исполнением» — значительно шире; здесь поводом для оскорбления может быть либо месть за ранее совершенные действия, либо факт службы потерпевшего в органах власти.

Субъективная сторона характеризуется умыслом, с осознанием того, что действия совершаются против представителя власти.

Субъект — любое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Деяние относится к категории преступлений небольшой тяжести.

Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК РФ).

Общая характеристика состава и ряд признаков объективной стороны совпадают с описанными ранее при анализе состава разглашения сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст. 311 УК РФ).

Однако имеется и несколько различий.

Первое из них касается круга потерпевших: в ст. 320 УК РФ ими являются не судьи и участники уголовного процесса, а другие должностные лица правоохранительных или контролирующих органов (их признаки изложены при анализе примечания к ст. 318) или их близкие.

Второе отличие связано с субъективной стороной: в ст. 311 УК РФ нет указания на цель, а обязательным признаком состава ст. 320 УК РФ является цель воспрепятствования служебной деятельности, т. е. меры безопасности разглашаются для того, чтобы лишить работника состояния защищенности, изменить его поведение в пользу виновного.

Третье отличие касается субъекта: в ст. 320 УК РФ (в отличие от ст. 311 УК РФ) его признаки не приведены, следовательно, им может быть любое лицо, которому известно о предпринятых мерах безопасности, конечно обладающее вменяемостью и возрастом уголовной ответственности.

В ч. 2 ст. 320 УК РФ в качестве квалифицирующего обстоятельства предусмотрены тяжкие последствия, содержание которых не отличается от указанных в ч. 2 ст. 311 УК РФ.

Деяние, наказуемое по ч. 1 ст. 320 УК РФ, — преступление небольшой тяжести, а по ч. 2 — преступление средней тяжести.

Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ). Основная цель учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, состоит в исправлении лиц, отбывающих этот вид наказания. Неправомерные действия, совершаемые осужденными, препятствуют выполнению указанной задачи, причем наибольшую опасность представляют действия, посягающие на личную безопасность осужденных и сотрудников этих учреждений. Поэтому основным объектом является нормальная деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы, дополнительными — личная безопасность и здоровье ее сотрудников и осужденных.

В качестве потерпевших в ч. 1 ст. 321 УК РФ указаны осужденные, а в ч. 2 — сотрудники места лишения свободы или места содержания под стражей. Для уяснения того, кто входит в их число, необходимо обратиться

к Закону РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

В ч. 1 ст. 24 этого Закона содержится перечень лиц, считающихся работниками уголовно-исполнительной системы, в который включены две группы. Первая из них — сотрудники, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ (в 1997 г. принято решение о передаче мест лишения свободы в ведение Министерства юстиции). Вторая группа — рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, предприятий учреждений, исполняющих наказания, центральных и территориальных органов управления уголовно-исполнительной системы, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему. В п. 2 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 21 июня 1985 г. «О судебной практике по делам об уголовной ответственности за действия, дезорганизующие работу исправительно-трудовых учреждений» указывается, что к администрации учреждений помимо лиц начальствующего состава и военнослужащих Внутренних войск относятся также лица, осуществляющие в местах лишения свободы общеобразовательное и профессионально-техническое обучение, медицинское обслуживание, руководство производственной деятельностью осужденных. Из этого вытекает, что сотрудниками в смысле ст. 321 УК РФ следует считать всех лиц, входящих в персонал учреждений уголовно-исполнительной системы.

К числу потерпевших относятся также сотрудники мест содержания под стражей, т. е. изоляторов временного содержания, следственных изоляторов и других мест, где находятся задержанные или

арестованные.

Объективная сторона заключается в действиях, указанных в диспозиции ч. 1 и 2 ст. 321 УК РФ: угрозе применения любого насилия или фактическом применении насилия, не опасного для жизни или здоровья.

Действия в отношении осужденного должны быть связаны с его исправлением либо выполнением им общественной обязанности, к которым относятся участие в самодеятельных организациях осужденных, а также любые иные поступки, направленные на укрепление дисциплины и порядка в учреждении.

Обязательным элементом преступления в отношении сотрудника является связь угрозы или насилия с его служебной деятельностью. Это может быть при сопротивлении, т. е. противодействии выполнению сотрудником служебных функций, на почве мести за служебные действия или вообще за то, что он работает в уголовно-исполнительной системе. Но данного состава не будет, если действия виновного были вызваны личными неприязненными отношениями с потерпевшим, не связанными с его служебной деятельностью, либо неправомерным поведением потерпевшего.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, а при совершении действий в отношении осужденных — также целью воспрепятствовать исправлению потерпевшего или из мести за выполнение им общественной обязанности. Речь идет о стремлении виновного путем запугивания или насилия заставить потерпевшего не соблюдать правила режима, уклоняться от труда или участия в мероприятиях, проводимых администрацией, либо принудить к совершению неправомерных действий, нарушающих порядок, установленный в местах лишения свободы. При этом не имеет значения, встал ли потерпевший на путь исправления или же является нарушителем режима — наказуем сам факт воспрепятствования его действительному или возможному исправлению.

Субъектом может быть любое лицо, в первую очередь отбывающее наказание в месте лишения свободы или содержащееся под стражей. Однако, поскольку в ст. 321 УК РФ нет указаний на специального субъекта, не исключена ответственность других лиц (например, родственников осужденных).

Квалифицирующими обстоятельствами по ч. 3 ст. 321 УК РФ является совершение преступления организованной группой либо с применением насилия, опасного для жизни или здоровья. Понятия насилия, не опасного либо опасного для жизни или здоровья, аналогичны тем, которые содержатся в составах насильственного грабежа (п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ) и разбоя (ст. 162 УК РФ).

Деяние, описанное в ч. 1 и 2, — преступление средней тяжести, а в ч. 3 — особо тяжкое преступление.

  1. Посягательства на неприкосновенность Государственной границы

Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ.

Наличие границы — один из важнейших признаков государства, свидетельствующий о том, что оно обладает территорией и осуществляет над ней суверенитет, а неприкосновенность границы — одно из условий территориальной целостности и внешней безопасности страны. Кроме того, нарушение неприкосновенности границы часто связано с совершением других опасных преступлений, таких как шпионаж, терроризм, контрабанда оружия и наркотиков и т. д. Поэтому законодательство предусматривает уголовную ответственность за посягательства на неприкосновенность границы, которая выступает объектом этих преступлений.

Условиями нормального функционирования границы являются ее точное обозначение и соблюдение правил пересечения. Нарушения указанных условий и представляют объективную сторону соответствующих составов. Для уяснения их конкретных признаков необходимо обратиться к Закону РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации».

Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК РФ). В ст. 27 Конституции РФ провозглашено право каждого свободно выезжать за пределы РФ и право гражданина РФ беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Однако реализация этого права должна

осуществляться с соблюдением порядка пересечения Государственной границы РФ, установленного Законом РФ от 1 апреля 1993 г. Ее можно пересекать в специально отведенных пунктах пропуска, где осуществляется

пограничный контроль, включающий проверку документов на право въезда или выезда и досмотр транспортных средств, а при необходимости — и другие виды контроля (таможенный, санитарно-карантинный и т. д.).

Объективная сторона преступления заключается в незаконном, с нарушением установленных правил, пересечении охраняемой границы, т. е. въезде в Российскую Федерацию или выезде из нее любым способом (пешком, на транспортных средствах) вне пунктов пропуска либо в этих пунктах, но без действительных документов (паспорта, визы).

Преступление считается оконченным с момента пересечения линии государственной границы или проезда (прохода) через пропускной пункт. Неудавшаяся попытка преодолеть границу расценивается как покушение.

Квалифицирующими обстоятельствами по ч. 2 ст. 322 УК РФ являются совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с

угрозой его применения.

Насилие или угроза применяются к лицам, охраняющим границу, либо иным лицам, которые могут воспрепятствовать ее незаконному преодолению. Следует отметить, что ст. 322 УК РФ охватывает насилие в виде нанесения вреда здоровью средней тяжести или легкого, при причинении же тяжкого вреда требуется дополнительная квалификация по ст. 111 УК РФ.

С субъективной стороны преступление совершается только умышленно: лицо осознает, что незаконно пересекает границу, и желает это совершить. Мотивы могут быть разнообразными (стремление скрыться от

уголовного преследования, переехать на жительство в другую страну, попутешествовать и др.). При неосторожной вине (когда нарушитель заблудился и т. д.) уголовная ответственность наступать не может.

Субъектом может быть любое лицо: гражданин РФ, иностранец, апатрид, достигший возраста уголовной ответственности и обладающий вменяемостью.

Не влечет уголовную ответственность пересечение границы для использования права политического убежища или в состоянии крайней необходимости.

В ст. 63 Конституции РФ предусмотрено предоставление права убежища в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Условия его предоставления регулируются Положением о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г. Поэтому в примечании к ст. 322 УК РФ указывается, что действие данной статьи не распространяется на случаи прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения границы иностранцев или лиц без гражданства для использования права политического убежища, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.

В ст. 9 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. указывается, что не является нарушением вынужденное пересечение границы, осуществляемое в силу чрезвычайных обстоятельств: несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, оказания срочной медицинской помощи и по другим вынужденным причинам. Все указанные обстоятельства можно свести к наличию условий крайней необходимости (ст. 39 УК РФ).

Незаконное пересечение границы нередко сочетается с контрабандой, особенно когда Государственная и таможенная границы РФ практически совпадают и через них одновременно перемещаются люди и товары. В таком случае содеянное квалифицируется по совокупности ст. 188 и 322 УК РФ. Совокупность преступлений имеется и тогда, когда незаконное пересечение границы связано с угоном судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ).

Деяние, описанное в ч. 1, — преступление небольшой тяжести, а в ч. 2 — преступление средней тяжести.

Противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации (ст. 323 УК РФ).

Одно из условий неприкосновенности границы — ее точное обозначение. В соответствии со ст. 6 Закона о Государственной границе государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками, описание и порядок установки которых определяются международными договорами РФ и решениями Правительства РФ. Незаконные действия с этими знаками создают обстановку неопределенности, порождают пограничные споры и способствуют нарушениям неприкосновенности границ.

Объективная сторона преступления заключается в изъятии, перемещении или уничтожении пограничных знаков.

При изъятии или уничтожении предмет перестает выполнять функции пограничного знака, при перемещении он продолжает выполнять эту роль, но в другом месте. В последнем случае не имеет значения, в пользу какого государства произошло изменение границы.

С субъективной стороны деяние совершается только с прямым умыслом и специальной целью противоправного изменения Государственной границы РФ.

Субъектом может быть любое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности.

В ч. 2 ст. 323 УК РФ квалифицирующим обстоятельством является наступление тяжких последствий. К ним относятся возникновение международного пограничного конфликта, крупный материальный ущерб,

незаконное пересечение границы, соединенное с контрабандой оружия, и т. д.

Деяние, предусмотренное ч. 1, — преступление небольшой тяжести, а ч. 2 — преступление средней тяжести.

Итак, уголовно-правовая охрана Государственной границы заключается в установлении уголовной ответственности за ее незаконное пересечение (кроме использования права политического убежища и состояния крайней необходимости) и противоправное изменение.

  1. Посягательства на порядок обращения с документами и государственными наградами

Одним из условий осуществления управленческой деятельности является ее документальное оформление. Документы, с одной стороны, являются источником информации, на основе которой принимаются решения; с другой стороны, они являются способом закрепления принятых решений и доведения их до сведения организаций и граждан, которые получают возможность осуществлять права и выполнять обязанности. Поэтому преступления, посягающие на порядок ведения документации, нарушают нормальную деятельность органов управления, а в некоторых случаях также интересы граждан.

Основным объектом деяний выступает порядок обращения с документами и другими предметами (штампы, печати, бланки, награды, идентификационные номера транспортных средств, марки акцизного сбора,

специальные марки, знаки соответствия).

Документы упоминаются в диспозициях многих норм УК, но роль их различна. В некоторых составах они служат средством совершения преступления — например, при обманном использовании документов для

контрабанды (ст. 188 УК РФ). В данной же группе составов они являются предметом преступления, и к ним закон относит официальные документы, штампы, печати, бланки.

Под документом в широком смысле понимается материальный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде и специально предназначенный для ее передачи. Носителем информации может быть бумага, перфокарта, фотопленка, магнитная лента и т.п. По содержанию документы делятся на научно-технические, правовые, управленческие и т. д.

Понятие документа как предмета преступлений, предусмотренных ст. 324—3271, более узкое — к ним относятся акты, удостоверяющие обстоятельства, имеющие юридическое значение. Первым признаком правового документа является его форма. Сведения должны быть изложены с помощью каких-либо знаков, точно передающих человеческую мысль. Это не только письменная форма, но и другие методы закрепления информации на новых видах ее носителей.

Чаще всего документы представляют собой деловые бумаги, однако носителем информации могут быть изделия из других материалов — металла, пластмассы и т. п. (например, нагрудный знак сотрудника ГИБДД).

Второй признак правового документа: он удостоверяет факты, имеющие юридическое значение. Поэтому предметом рассматриваемого преступления не могут быть документы, свидетельствующие о фактах, не влекущих никаких правовых последствий, например документы, имеющие историческую или культурную ценность, уничтожение или повреждение которых квалифицируется по ст. 243 УК РФ.

Третий признак: в большинстве норм данной группы в качестве предмета названы документы официальные, которые выдаются органами власти и управления, а также другими организациями, наделенными правом удостоверять юридические факты (выдавать дипломы, аттестаты, трудовые книжки и др.).

Официальными могут признаваться также документы, исходящие от частных лиц (заявления, жалобы и т. д.), но лишь тогда, когда они находятся в организациях и приняты для разрешения дела, т. е. служат основанием для принятия решений.

Неофициальные документы также могут служить доказательствами фактов, имеющих юридическое значение, однако незаконное обращение с ними (кроме похищения важных личных документов) не относится к преступлениям против порядка управления, так как не нарушает нормальную работу органов власти. Подобные действия могут влечь уголовную ответственность за другие преступления, где документы являются средством

их совершения, например, заведомо ложный донос (ст. 306 УК РФ), мошенничество (ст. 159 УК РФ) и др.

Таким образом, общими признаками документов, о которых идет речь в рассматриваемой группе преступлений, являются их знаковая форма, удостоверение ими фактов, имеющих юридическое значение, и официальный характер.

Для удостоверения документа помимо подписи используются штампы, печати, а также бланки. Их похищение или подделка более опасны, чем те же действия в отношении отдельного документа, так как с помощью указанных предметов можно изготовить множество поддельных документов.

Печати представляют собой предметы (клише), на которых имеются обратные (зеркальные) изображения текста с названием организации, а иногда также символики (Государственного герба РФ, профессиональной эмблемы и т. д.). Печати используются для получения оттисков на бумаге, сургуче, воске, металле. Они имеют, как правило, круглую форму (возможна и другая) и проставляются в нижней части документа рядом с подписью.

Штамп — разновидность печати, отличающаяся по форме и назначению. Он имеет, как правило, прямоугольную форму, проставляется в верхнем левом углу документа и содержит информацию об организации, из которой исходит документ, а также его номер и дату.

Бланк — это лист бумаги с частично напечатанным текстом, подлежащий заполнению в остальной свободной части (бланки дипломов, трудовых книжек и т. д.).

Государственные награды Российской Федерации, РСФСР и СССР. В соответствии с Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 1 июня 1995 г., к ним относятся звание Героя РФ, ордена, медали, знаки отличия и почетные звания.

Объективная сторона всех преступлений анализируемой группы заключается в действиях — незаконном обращении с документами и другими предметами. Конкретные способы (приобретение, сбыт, похищение, подделка и т. п.) характеризуют отдельные составы и излагаются при их описании.

С субъективной стороны все преступления совершаются только умышленно: виновный осознает, что совершает незаконные операции с документами и другими предметами, и желает совершить указанные действия.

Субъектами могут быть только частные лица, ибо те же действия, совершенные должностными лицами или служащими с использованием своего служебного положения, квалифицируются как служебный подлог

(ст. 292 УК РФ) либо по специальной норме, например как фальсификация избирательных документов (ст. 142 УК РФ) или доказательств по уголовному делу (ч. 2 ст. 303 УК РФ).

Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (ст. 324 УК РФ).

Предметом преступления являются официальные документы, предоставляющие права или освобождающие от обязанностей, и государственные награды. Их владелец либо иное лицо, у которого они оказались, не вправе совершать с ними незаконные сделки, ибо в результате обладателем прав окажется тот, кто не должен ими пользоваться.

Объективная сторона — незаконные приобретение или сбыт, т. е. для наличия состава достаточно совершить какое-либо из этих действий, причем виновными признаются оба участника сделки (необходимое соучастие).

Приобретение — это получение, сбыт — передача. Они могут осуществляться разными способами: покупка, продажа, обмен, дарение и т. д.

Преступление окончено в момент совершения сделки. Незаконное ношение государственных наград представляют собой административное правонарушение (ст. 17.11 КоАП РФ).

С субъективной стороны преступление совершается умышленно: виновный осознает, что совершает незаконные операции с документами или государственными наградами.

Субъект преступления — любое лицо, обладающее вменяемостью и достигшее возраста уголовной ответственности.

Деяние относится к преступлениям небольшой тяжести.

Похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия (ст. 325 УК РФ).

В ст. 325 УК РФ содержатся три состава, отличающиеся между собой по предмету и объективной стороне. По ч. 1 ст. 325 УК РФ предметом являются официальные документы (причем не только предоставляющие права или освобождающие от обязанностей, но и содержащие другую информацию, удостоверяющую юридические факты), а также штампы и печати.

Объективная сторона этого вида деяния выражается в совершении одного из следующих действий: похищении, уничтожении, повреждении или сокрытии.

Похищение документов по аналогии с хищением имущества можно определить как противоправное безвозмездное изъятие и (или) обращение документа в пользу виновного или других лиц. Способы завладения аналогичны — тайно, открыто, путем обмана, с насилием или угрозой его применения. Если завладение документом связано с применением насилия или угрозы, то необходима квалификация по совокупности со статьей о преступлении против личности.

В ч. 1 ст. 325 УК РФ имеется в виду похищение документов, принадлежащих организациям. Однако конкретное место, откуда изъят документ, значения не имеет: из помещения организации, у ее работников во

время командировки, пересылки и т. д. Понятия уничтожения и повреждения документов не отличаются от общепринятых: уничтожение заключается в полном истреблении, повреждение — в частичном приведении в состояние, не пригодное для использования документа, штампа, печати по их назначению. Поскольку под предметом ч. 1 ст. 325 УК РФ имеются в виду только документы, принадлежащие организациям, то повреждение документов, находящихся у частных лиц, не образует данного состава. Под сокрытием понимается утайка документа, штампа, печати, когда его прячут, скрывают в определенном месте.

Второй состав предусмотрен в ч. 2 ст. 325 УК РФ — похищение у гражданина паспорта или другого важного личного документа. К последним относятся военный билет, трудовая книжка, документ об образовании и др. Поскольку основным критерием, указанным в ч. 2, является не происхождение документа, а его важность для гражданина, то предметом могут быть не только официальные документы. Большое правовое

значение нередко имеют такие частные документы, как, например, расписка о получении денег в долг или письмо, в котором гражданин признает себя отцом ребенка. Они могут оказаться решающими доказательствами по делу о взыскании долга или об установлении отцовства, а похищение этих документов будет препятствовать реализации истцом своих прав. Поэтому похищение такого рода документов также должно квалифицироваться по ч. 2 ст. 325 УК РФ.

По признакам предмета похищение документов (ст. 325 УК РФ) следует отличать от завладения другими видами документов, которое квалифицируется как хищение имущества по статьям гл. 21. Для этого документы с точки зрения предоставляемых ими прав делятся на имущественные и неимущественные.

Предметом хищения имущества, а не документов являются предъявительские ценные бумаги, которые фактически заменяют деньги или представляют самостоятельную имущественную ценность (векселя, облигации и т. д.). Иную роль выполняют именные ценные бумаги (сберегательные книжки, багажные квитанции и др.), которые дают возможность получить деньги или имущество только определенному лицу.

Особое положение занимают легитимационные знаки (номерки гардероба, жетоны камеры хранения и др.): они сами по себе не имеют материальной ценности и не выполняют роль суррогата валюты, так как дают владельцу право на получение только определенного имущества. Поэтому завладение именными ценными бумагами или легитимационными знаками без корыстной цели (например, на почве мести или озорства) квалифицируется при наличии соответствующих условий по ст. 325 УК РФ. Если же указанные предметы похищаются для последующего получения денег или вещей, то содеянное квалифицируется как приготовление к хищению имущества, а в случае его фактического получения — как оконченное хищение имущества.

Квалификация завладения транспортными документами зависит от характера документа (не требуется ли для использования дополнительное оформление) и от способа и цели употребления (для продажи или собственного проезда). Если оформление не требуется либо документ похищен с целью последующей реализации, превращения в деньги, то завладение им квалифицируется как хищение имущества (оконченное или неоконченное). Если же виновный использует документ только для собственного бесплатного проезда, то налицо хищение не имущества, а документа (ст. 325 УК РФ).

Также по предмету деяние, предусмотренное ст. 325 УК РФ, отличается от хищения документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность (ст. 164 УК РФ) и от уничтожения или повреждения документов, имеющих историческую или культурную ценность (ст. 243 УК РФ). Отличие заключается в том, что последние имеют значение как памятники истории и культуры, но не удостоверяют юридические факты, влекущие правовые последствия.

В ч. 3 ст. 325 УК РФ предусмотрена ответственность за похищение марок акцизного сбора, специальных марок и знаков соответствия, защищенных от подделок. Указанные предметы являются разновидностями документов, но обладают некоторыми особенностями.

Марки акцизного сбора (акцизные марки) удостоверяют уплату этого сбора при ввозе некоторых товаров (алкогольной и табачной продукции, ювелирных изделий, бензина, легковых автомобилей и отдельных видов минерального сырья) на территорию РФ.

Специальные марки вводятся для маркирования отдельных видов продукции и услуг, например алкогольной продукции, табака и табачных изделий, произведенных на территории РФ.

Знак соответствия — это зарегистрированный в установленном порядке знак, который подтверждает соответствие маркированной им продукции государственным стандартам. Знаками соответствия маркируется продукция, подлежащая обязательной сертификации (например, аудиовидеотовары, компьютерная техника).

Объективная сторона этого вида деяния заключается в похищении указанных предметов. Понятие похищения — такое же, как и в ч. 1 ст. 325 УК РФ.

С субъективной стороны все действия, указанные в ст. 325 УК РФ, совершаются только с прямым умыслом, т. е. виновный осознает, что совершает незаконные действия с соответствующими предметами, и желает этого. В отношении документов, принадлежащих организациям (ч. 1 ст. 325 УК РФ), обязательным элементом является также корыстная или иная личная заинтересованность. Понятие корысти не отличается от общепризнанного в уголовном праве (например, печать похищается для продажи). Иная личная заинтересованность — широкое понятие, включающее стремление отомстить, скрыть свои ошибки и т. д. При похищении личного документа (ч. 2) или марок и знаков соответствия (ч. 3) мотивы значения не имеют.

Похищение документов нередко совершается одновременно с хищением имущества. Квалификация подобных действий зависит от содержания умысла. Если умысел был направлен на хищение имущества, но среди похищенных вещей оказались документы, ответственность наступает только за хищение имущества.

Когда умысел был неопределенным, т. е. виновному безразлично, что именно он похищает, содеянное квалифицируется по совокупности обоих преступлений.

Преступления, предусмотренные ч. 1 и 2 статьи, относятся к преступлениям небольшой тяжести.

Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства (ст. 326 УК РФ).

Предметами преступления являются идентификационные номера кузова, шасси, двигателя (которые проставляются заводским способом на агрегатах транспортного средства), а также государственный регистрационный знак, который выдается органами ГИБДД. Понятие транспортного средства дано в ч. 1 ст. 264 УК РФ и примечании к ней.

Номерной знак на автомобиле обладает всеми признаками документа и признается таковым в судебной практике. Незаконные действия с ним выделены в специальный состав с целью усиления борьбы с похищением автомобилей и других транспортных средств.

Объективная сторона заключается в подделке или уничтожении указанных номеров (знаков) или сбыте транспортного средства с заведомо поддельными номерами (знаками), а также в сбыте основных агрегатов

транспортного средства отдельно от него — кузова, шасси, двигателя с заведомо поддельным номером.

Понятия подделки, уничтожения или сбыта такие же, как и в ст. 327, 325, 324 УК РФ.

В ст. 326 УК РФ не предусмотрена ответственность за сбыт поддельных регистрационных знаков отдельно от транспортного средства. Поскольку знак является разновидностью документа, ответственность должна наступать по ч. 1 ст. 327 УК РФ, а за использование заведомо поддельных номеров (знаков) — по ч. 3 ст. 327 УК РФ. Похищение подлинных знаков образует преступление, предусмотренное ст. 325 УК РФ.

Субъективная сторона — прямой умысел, а при подделке или уничтожении еще и специальная цель эксплуатации или сбыта, т. е. виновный подделывает либо уничтожает номер (знак) для того, чтобы

использовать транспортное средство лично или передать его другому лицу.

В ч. 2 ст. 326 УК РФ предусмотрены квалифицирующие обстоятельства: совершение группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой (ст. 35 УК РФ).

Деяние, предусмотренное ч. 1, — преступление небольшой тяжести, а ч. 2 — преступление средней тяжести.

Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК РФ).

Для нормальной работы органов управления необходимо, чтобы в обороте находились только подлинные документы, удостоверяющие действительные факты. Поэтому уголовный закон предусматривает ответственность за подделку документов и некоторые другие неправомерные действия с ними.

Данный состав отличается от рассмотренных ранее по предмету: в нем речь идет о поддельных документах (наградах, штампах, печатях, бланках), имитирующих или искажающих подлинные. По предмету рассматриваемое деяние отличается также от изготовления или сбыта поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186 УК РФ), кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187 УК РФ), незаконной

выдачи или подделки рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233 УК РФ).

Предметом преступления, предусмотренного ст. 327 УК РФ, являются только удостоверения или официальные документы, которые предоставляют права или освобождают от обязанностей. Подделка иных

(неофициальных) документов не образует анализируемого состава и может влечь ответственность по ст. 19.23 КоАП УК РФ.

Кроме документов предметом преступления являются также государственные награды, штампы, печати, бланки.

С объективной стороны анализируемая норма включает различные действия. В ч. 1 ст. 327 УК РФ в качестве способов совершения деяния в отношении документов указаны: подделка или сбыт, а по отношению к наградам, штампам, печатям, бланкам — изготовление или сбыт.

Подделка представляет собой видоизменение подлинного документа. Ее способы многообразны: изменение текста путем подчистки, травления, дописок и т. д. (материальный подлог). Изготовление представляет собой полное создание нового предмета (интеллектуальный подлог).

То же можно сказать и об изготовлении поддельных государственных наград, штампов, печатей, бланков.

Сбыт — это выпуск в обращение, передача другим лицам любым способом (продажа, дарение и т. п.).

Сбыт поддельных документов (ст. 327 УК РФ) отличается от сбыта официальных документов (ст. 324 УК РФ) по предмету: в первом случае имеются в виду подложные документы, во втором — подлинные.

Уголовная ответственность за приобретение подложного документа законом не предусмотрена.

Приобретатель может нести ответственность лишь за последующие действия (сбыт или использование) либо приготовление к ним, если он преследовал цель использования в момент приобретения.

Субъективная сторона заключается в прямом умысле: виновный осознает, что подделывает документ, изготавливает поддельную печать и т. д. либо сбывает их, и желает совершить эти действия.

При подделке (изготовлении) обязательным признаком является цель использования, которая либо имеется у самого подделывателя, либо он осознает, что эту цель преследует другое лицо, для которого изготавливается подложный документ или другой предмет. Однако данного состава нет, если подделка совершается в иных целях: для коллекционирования, демонстрации своего мастерства либо когда, например, документ о возрасте подделывается, чтобы не считаться старше (иногда наоборот, моложе) своих друзей или подруг.

Цель использования документа позволяет провести отличия между его подделкой (ст. 327 УК РФ) и повреждением (ст. 325 УК РФ). Любое изменение документа повреждает его, однако состав повреждения имеется, когда оно совершается для приведения документа в негодность, а при подделке виновный желает использовать измененный документ для получения прав или освобождения от обязанностей.

Субъектом преступления может быть только частное лицо (должностные лица и служащие несут ответственность за служебный подлог по ст. 292 УК РФ).

В ч. 2 ст. 327 УК РФ содержится квалифицирующее обстоятельство — «с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение». Поддельные документы нередко используются при мошенничестве (ст. 159 УК РФ), присвоении или растрате (ст. 160 УК РФ), уклонении от уплаты налогов и (или) сборов (ст. 198, 199 УК РФ).

В ч. 3 ст. 327 УК РФ предусмотрена ответственность за использование заведомо подложного документа.

С объективной стороны использование может происходить в двух формах — представлении документа, когда он остается в организации, в которую передан, или его предъявлении, когда владелец документа знакомит кого-либо с содержанием документа, но затем оставляет его у себя. Так, при поступлении в вуз абитуриент передает документ об образовании для хранения в течение всего срока обучения (представление) и

показывает в приемной комиссии паспорт (предъявление).

Использование подложного документа (ч. 3) отличается от его сбыта по цели и адресату. В первом случае документ используется, т. е. представляется (предъявляется) лицам, от которых зависит удовлетворение правовых притязаний владельца; при сбыте документ передается любым лицам, причем владелец не стремится осуществить свои права, вытекающие из документа, а преследует другие цели (получить деньги в результате продажи документа и т. д.).

Субъективная сторона этого вида деяния — прямой умысел, в содержание которого входит заведомость, т. е. осознание поддельности используемого документа.

Субъект использования заведомо подложного документа — частное лицо. Если документ используется самим подделывателем, то содеянное квалифицируется только по ч. 1 ст. 327 УК РФ, без применения ч. 3. Однако когда привлечение к уголовной ответственности за подделку невозможно ввиду истечения сроков давности уголовного преследования, использование документа влечет ответственность по ч. 3 ст. 327 УК РФ.

Деяния, описанные в ч. 1 и 3 статьи, относятся к преступлениям небольшой тяжести, а в ч. 2 — к преступлениям средней тяжести.

Изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия либо их использование (ст. 327. 1 УК РФ).

Эта норма является специальной по отношению к ст. 327 УК РФ, так как указанные в ней предметы являются разновидностью документов.

Объектом преступления является установленный порядок обращения с предметами — марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия. Признаки этих предметов приведены при

анализе ч. 3 ст. 325 УК РФ.

Объективная сторона по ч. 1 заключается в изготовлении с целью сбыта или сбыте поддельных марок или знаков, а по ч. 2 — в их использовании.

Изготовление — это создание поддельного предмета. Преступление окончено, когда полностью изготовлен хотя бы один экземпляр из предметов, указанных в ст. 3271 УК РФ. Понятие сбыта — такое же, как и в ст. 327 УК РФ. Использование заключается в том, что поддельные марки и знаки помещаются на соответствующие товары.

Субъективная сторона — прямой умысел: лицо осознает, что изготавливает, сбывает или использует поддельные марки и знаки, и желает этого. При изготовлении обязательна цель сбыта.

Субъект преступления — любое лицо, достигшее шестнадцати лет. Чаще всего подобные действия совершают лица, занимающиеся ввозом или продажей подакцизных товаров.

Ответственность за незаконные действия с немаркированной продукцией (производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт) предусмотрена ст. 1711 УК РФ.

Преступления, предусмотренные этой статьей, относятся к категории преступлений средней тяжести.

  1. Посягательства на порядок комплектования Вооруженных Сил и прохождения альтернативнойслужбы

Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК РФ). В ст. 59 Конституции РФ защита Отечества провозглашается долгом и обязанностью каждого гражданина Российской Федерации. Гражданин обязан нести военную службу, а в случае, если это противоречит его убеждениям или вероисповеданию, а также в иных установленных законом случаях он имеет право на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Нарушение указанной обязанности причиняет вред обороноспособности страны, интересам военной и альтернативной гражданской службы.

В ч. 1 ст. 328 УК РФ предусмотрена ответственность за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы.

Объектом преступления является порядок комплектования Вооруженных Сил. Для уяснения объективной стороны необходимо обратиться к порядку призыва, предусмотренному Законом о воинской обязанности и военной службе. Военную службу должны проходить лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на военном учете и не имеющие права на освобождение или отсрочку.

Призыв происходит на основе объявления Указом Президента РФ о явке таких лиц в военный комиссариат для отправки в воинскую часть. Обязанность конкретного лица явиться для призыва возникает при получении им соответствующей повестки военного комиссариата. Уголовная ответственность наступает только за уклонение от призыва, т. е. за неявку для отправки в воинскую часть. Другие действия (неявка для постановки на воинский учет, нарушения правил учета при смене места жительства, уклонение от медицинского обследования) влекут административную ответственность по ст. 21.5 и 21.6 КоАП РФ.

Кроме этого вида призыва в соответствии со ст. 2 Закона от 28 марта 1998 г. может производиться также призыв по мобилизации, в период военного положения и в военное время.

Типичной формой поведения при уклонении является бездействие, выражающееся в неявке в указанный в повестке срок. Преступление окончено в момент истечения этого срока.

Условием привлечения к ответственности является отсутствие законных оснований для освобождения или отсрочки, а также уважительной причины неявки. Основания освобождения от призыва изложены в ст. 23, а отсрочки — в ст. 24 упомянутого Закона. Уважительными причинами неявки по повестке военного комиссариата в соответствии с п. 2 ст. 7 указанного Закона являются:

- заболевание или увечье гражданина, связанное с утратой трудоспособности;

- тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата или родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя либо участие в похоронах указанных лиц;

- препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

- иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

Очевидно, что иные обстоятельства считаются уважительной причиной, если исключают преступность деяния, т. е. когда имеются признаки крайней необходимости либо физического или психического принуждения (ст. 39, 40 УК РФ).

Уклонение может сопровождаться активными действиями, направленными на незаконное получение освобождения или отсрочки. Способы используются различные: причинение себе телесных повреждений (членовредительство), симуляция болезни, подлог документов, иные формы сообщения ложных сведений, подкуп медицинских работников или должностных лиц, подмена призывника лицом, непригодным для военной службы, и т. д. В подобных случаях преступление считается оконченным в момент получения незаконного освобождения от призыва.

С субъективной стороны уклонение совершается только с прямым умыслом, т. е. лицо осознает, что должно явиться для призыва, но желает уклониться от выполнения этой обязанности.

Субъектом является российский гражданин, подлежащий призыву на военную службу. По субъекту анализируемый состав отличается от таких воинских преступлений, как самовольное оставление части или места службы и дезертирство (ст. 337 и 338 УК РФ). Для их разграничения решающее значение имеет момент, с которого призывник становится военнослужащим — субъектом воинских преступлений. Таким моментом

является время фактической явки призывника в военный комиссариат для отправки в воинскую часть.

В ч. 2 ст. 328 УК РФ предусмотрена ответственность за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы.

В соответствии с ч. 1 ст. Федерального закона от 28 июня 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе», эта служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. По признакам объективной стороны данный вид состава частично совпадает с ч. 1 ст. 328 УК РФ: в обоих случаях речь идет об уклонении. Однако между ними имеются существенные отличия.

Призыв на оба вида службы осуществляется военными комиссариатами по одинаковым правилам, поэтому уклонение от призыва во всех случаях квалифицируется по ч. 1 анализируемой статьи, а дальнейшее

уклонение призванного от несения различных видов службы оценивается по-разному. В ч. 1 ст. 328 УК РФ говорится об уклонении только от призыва, ибо уклонение призванного на военную службу от ее несения

квалифицируется как соответствующее преступление против военной службы (ст. 337 или 338 УК РФ); в отличие от этого в ч. 2 ст. 328 УК РФ имеется в виду уклонение не от призыва, а от прохождения альтернативной гражданской службы, т. е. от выполнения налагаемых ею обязанностей. Эти обязанности сформулированы в ст. 21 упомянутого Федерального закона. Исходя из них способами уклонения могут быть неявка к месту службы, отказ от заключения срочного трудового договора и от исполнения трудовых обязанностей, самовольное оставление населенного пункта, в котором расположена организация, и рабочего места с целью уклониться от прохождения службы. Другие нарушения трудовой дисциплины (опоздания, прогулы и т. д.) не образуют признаков данного состава и могут влечь другие виды ответственности.

Деяния, описанные в ч. 1 и 2 статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести.

  1. Посягательства на авторитет государства

Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации (ст. 329 УК РФ).

Символами, олицетворяющими независимость и суверенность государства, его авторитет, являются Государственный герб и Государственный флаг Российской Федерации.

В России их описание и порядок использования регулируются Положением о Государственном гербе Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 30 ноября 1993 г., и Положением о Государственном флаге Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 11 декабря 1993 г. В соответствии с этими актами Государственный герб помещается на бланках федеральных законов и других нормативных актов федеральных органов власти, их высших должностных лиц, на официальных резиденциях, на паспортах граждан РФ, пограничных знаках, денежных знаках, орденах, медалях и т. д. Государственный флаг поднимается на зданиях органов власти и управления, а в дни официальных праздников — на всех зданиях.

Граждане должны уважительно относиться к символам государства.

В Положении о Государственном флаге подчеркивается, что лица, виновные в его осквернении, несут ответственность в соответствии с законами РФ. Пренебрежительное отношение к главным символам государства подрывает его авторитет, который и является основным объектом данного преступления.

Предметом могут быть только Государственный герб или Государственный флаг РФ. Другие флаги (зарубежных государств, субъектов Федерации, общественных объединений) и гербы (городов и т. д.) не являются предметом данного преступления.

Объективная сторона выражается в надругательстве, т. е. действиях, оскверняющих герб или флаг: сжигании, ином уничтожении или повреждении, загрязнении, нанесении оскорбительных надписей, срывании

и т. д. Возможно надругательство в виде устных циничных выражений, непристойных жестов. Указанные действия могут совершаться в отношении специально изготовленного герба или флага либо их изображения на каком-либо предмете (бланке, монете и т. д.).

Субъективная сторона заключается в прямом умысле: виновный сознает, что предметом его действий является государственная символика, и желает надругаться над ней. Однако состава не будет, если лицо уничтожает или повреждает предмет, на котором изображены герб или флаг, без намерения глумиться над ними.

Субъектом преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности.

Деяние относится к категории преступлений небольшой тяжести.

  1. Посягательства на порядок осуществления гражданами своих прав

Самоуправство (ст. 330 УК РФ).

Реализация гражданами своих прав и свобод связана с исполнением

соответствующих обязанностей другими организациями или лицами и поэтому нередко затрагивает их интересы. Чтобы соблюдался баланс законных интересов различных участников отношений, государство устанавливает определенный порядок (процедуру) осуществления прав — либо посредством обращения за их защитой в органы власти, либо непосредственно собственными действиями управомоченных лиц.

Соблюдение процедур особенно важно, если само право оспаривается другой стороной, в связи с чем, необходимо третейское разбирательство, ибо еще со времен древнего Рима известно правило: «Никто не может быть судьей в собственном деле». Лица, которые самовольно, вопреки установленному порядку осуществляют свое право, по существу, присваивают себе функции властных органов и тем самым причиняют вред их нормальной деятельности, а нередко также законным правам и интересам других граждан и организаций.

Поэтому в ст. 330 УК РФ предусмотрена ответственность за самоуправство.

Основным объектом преступления является установленный порядок осуществления прав, а также интересы организаций или лиц, которым причиняется вред.

Объективная сторона заключается в самовольном, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершения каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином.

Такие действия могут быть многообразны, но чаще всего касаются имущественных прав: лицо изымает чужие ценности с целью обеспечить возврат долга или возместить ущерб, вселяется в спорную квартиру или выселяет из нее других граждан и т. д.

Непременным признаком состава является самовольный характер действий, т. е. они совершаются с нарушениями установленного порядка (долг следовало взыскать через суд и т. д.). Другой признак — оспаривание правомерности действий со стороны тех лиц, в отношении которых они совершены. Несогласие может касаться либо оснований требования (потерпевший вообще не признает долг, в возмещение которого у

него были изъяты ценности), либо порядка удовлетворения требования (потерпевший признает долг, но отказывается добровольно вернуть его).

Поскольку в ст. 330 УК РФ не говорится об осуществлении виновным исключительно своего права, то преступление может быть совершено и при самовольном осуществлении прав других лиц (например, по их поручению или просьбе).

Состав самоуправства — материальный, так как в его диспозиции прямо указано на наступление последствий — существенного вреда. По данному признаку уголовно наказуемое самоуправство отличается от аналогичного административного проступка, ответственность за который предусмотрена в ст. 19.1 КоАП РФ. Существенность вреда — оценочный признак, его устанавливает суд с учетом конкретных обстоятельств дела.

Уголовная ответственность за самоуправство не наступает, если имелись обстоятельства, исключающие преступность деяния, например состояние крайней необходимости (ст. 39 УК РФ) либо самозащита гражданских прав, допускаемая в соответствии со ст. 14 ГК РФ. При этом самозащита не может быть признана правомерной, если она явно не соответствует способу и характеру нарушения и причиненный (возможный) вред является более значительным, чем предотвращенный.

С субъективной стороны самоуправные действия совершаются только умышленно. Виновный считает, что обладает каким-либо правом, осознает, что оно оспаривается другим лицом, и желает осуществить это право с нарушением установленного законом порядка.

Именно по наличию права и осознанию его виновным самоуправство отличается от других преступлений, в первую очередь от внешне сходных с ним хищений чужого имущества.

Субъект самоуправства — только частное лицо, достигшее 16-летнего возраста; подобные действия должностных лиц, совершенные с использованием служебного положения, расцениваются как злоупотребление

должностными полномочиями или их превышение (ст. 201, 203, 285, 286 УК РФ).

В ч. 2 ст. 330 предусмотрено квалифицирующее обстоятельство — совершение самоуправства с применением насилия или с угрозой его применения. Поскольку в законе характер насилия не раскрывается, то имеется в виду любое насилие. Однако из сопоставления санкций следует, что ч. 2 ст. 330 охватывает только насилие в виде вреда здоровью средней тяжести, легкого вреда, иных насильственных действий и истязания без квалифицирующих обстоятельств. В случае же причинения тяжкого вреда здоровью или истязания, например с применением пытки, содеянное квалифицируется по совокупности ст. 111 или ч. 2 ст. 117 УК РФ.

Деяние, наказуемое по ч. 1, — преступление небольшой тяжести, а по ч. 2 — преступление средней тяжести.