Методические указания для преподавателей, ведущих практические (семинарские) занятия
Семинары являются самостоятельной формой обучения студентов. Они углубляют их знания, полученные на лекциях, и способствуют самостоятельной работе с нормативным материалом, опубликованной судебной практикой и юридической литературой.
На семинарских занятиях необходимо приучать студентов проявлять уважение к Закону. В случаях, когда обнаруживаются ошибочные или неточные положения закона, его недостатки, пробелы, их следует проанализировать.
Нужно приучать студентов к обоснованной, деловой и спокойной критике учебной и научной литературы. Мало вскрыть ошибки или пробелы в юридической литературе — надо обосновать справедливость критических замечаний.
Велика роль семинарских занятий и в обучении студентов правильно, юридически грамотно составлять необходимые процессуальные и иные. документы, четко оформлять свои выводы и заключения в письменном виде, так как выпускники очень часто в начале их практической деятельности испытывают затруднения при оформлении процессуальных документов. Поэтому, проводя занятия по уголовному праву, нельзя абстрагироваться от уголовного процесса, от привития студентам навыков быстро и умело отражать мысли в письменной форме.
Семинарские занятия необходимы, кроме того, и для проверки знаний студентов, для исправления их ошибочных суждений и выводов.
Рекомендации учебников и иной учебной литературы, которыми должны пользоваться студенты при изучении уголовного права, - прерогатива лектора, но и преподаватель, ведущий семинарские занятия, может также высказать собственные суждения по этому вопросу. Вместе с тем окончательный выбор учебников — право самих студентов.
Для проведения практических занятий заблаговременно, по возможности за неделю до семинара, студентам дается задание в виде казусов, которые они должны самостоятельно решить, ознакомившись с необходимым законодательным материалом, судебной практикой, прочитав учебники и иную литературу, записи лекций. Причем в начале работы студентам нужно разъяснить, что казусы, как правило, взяты из жизни и представляют собой материал, построенный на каком-либо конкретном уголовном деле или сформулированный по результатам обобщения и переработки нескольких уголовных дел.
Студенты должны решать казусы письменно. Причем желательно, чтобы хотя бы одно решение было развернутым, подробным, мотивированным, со ссылками на необходимый нормативный материал, на постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Письменное решение казусов служит одним из доказательств самостоятельной работы студента.
Студенты, не имеющие письменных решений каких-либо казусов, должны на консультации отчитаться за занятие, на котором разбирались эти казусы. Данное требование должно стать правилом. Кроме того, следует потребовать отчета на консультации за каждый пропущенный семинар или семинар, к которому студент не подготовился.
Отвечающий на семинаре студент обязан кратко изложить содержание казуса. При этом он может заглядывать в текст пособия для того, чтобы не запоминать фамилии, даты и иные конкретные данные казуса; фабула же должна быть им усвоена в процессе предварительной подготовки к семинару.
Четкое изложение сути казуса свидетельствует о его усвоении. К тому же студент учится кратко и четко пересказывать собственные мысли, ставить необходимые для решения вопросы и аргументировать свое решение.
В основе занятия лежит решение казусов (задач). Это не исключает возможности постановки и обсуждения других вопросов курса, не относящихся к казусам. Одновременно преподаватель должен следить за тем, чтобы такие отступления от казусов не привели к полному уходу от темы семинара.
Идеальным является занятие, в котором принимает активное участие максимальное число студентов. Однако выступления на семинаре нельзя пускать на самотек, ибо это приводит к тому, что участвуют в дискуссии одни и те же студенты, а большинство отмалчивается. Поэтому добровольные выступления студентов необходимо сочетать с вызовом для ответа тех, кто не принимает активного участия в семинаре. Качественное проведение занятия немыслимо без фиксируемого учета активности его участников.
Преподаватель обязан активно руководить ходом обсуждения темы, направлять его, ставить вопросы, которые обойдены вниманием выступавших. От студентов требуются: развернутые, аргументированные ответы, относящиеся к рассматриваемым проблемам, со ссылками на соответствующие законы, на теоретические положения, разъяснения Верховного Суда РФ.
Одна из самых распространенных ошибок — попытки студентов обосновать свои решения ссылкой на комментарии к Уголовному кодексу. Необходимо постоянно напоминать обучающимся, что комментарий представляет собой образец доктринального толкования закона, не имеющий обязательной силы.
После развернутого обсуждения всех наиболее важных вопросов, касающихся казуса и его вариантов, преподаватель подводит итоги дискуссии. Он дает правильное, с его точки зрения, решение казуса и рассмотренных вариантов, кратко характеризует выступления студентов, отмечает допущенные ошибки и неточности. Заключение должно быть убедительным и доходчивым. Его следует подкрепить ссылками на законы, на теорию уголовного права, В тех случаях, когда казус был составлен по материалам постановлений Пленума или определений судебных коллегий Верховной Суда РФ, необходимо процитировать эти документы и разъяснения студентам, почему Верховный Суд пришел именно к такому решению. Подобная ссылка подчеркивает, нет значение опыта, практики Верховного суда РФ для деятельности судебно-прокурорских органов, придаст большую убедительность выступлению преподавателя и усилит интерес студентов к изучению практики высшего судебного органа нашего государства.
Иллюстрация правильного решения тех или иных вопросов темы ссылками на материалы опубликованной судебной практики приближает казусы к запросам жизни, к деятельности органов юстиции. Поэтому широкое использование на семинарских занятиях Бюллетеня Верховного Суда Российской Федерации, как свидетельствует многолетняя практика, целесообразно.
Преподаватель постоянно должен следить за тем, чтобы студенты не допускали нигилистического отношения к юридической терминологии. Например, чтобы они не употребляли вместо слов «осужден к трем годам лишения свободы» словосочетание «дали трехлетний срок» и т. п. В процессе обучения студенты приобретают навыки правильного применения сложившейся юридической терминологии, отступления от которой могут исказить суть излагаемых данных или принимаемых решений. Так, термины «совокупность преступлений» и «совокупность приговоров», несомненно, архаичны, но имеют большое смысловое значение. Правила сложения наказаний в этих совокупностях имеют отличия.
Вполне очевидно, что под рукой у студента должен находиться УК РФ. При анализе тех или иных проблем совершенно обязательно обращение к закону, к его формулировкам. Студент должен свободно ориентироваться в УК и четко понимать его содержание.
Запоминать номера статей УК РФ, заучивать их на память не следует. Вместе с тем суть отдельных ключевых, особенно важных предписаний закона, таких, например., как основания уголовной ответственности (ст. 8 УК); понятие преступления (ст. 14 УК); понятие преступления, совершенного умышленно (ст. 25 УК); понятие преступления, совершенного по неосторожности (ст. 26 УК); понятие соучастия в преступлении (ст. 32 УК); определение кражи и разбоя (ст. 158и 162УК) и некоторых других, необходимо знать четко. Подчеркнем: студент должен знать не формулировки, а суть норм. Механическое заучивание нормативного материала нецелесообразно.
Все конкретные решения должны базироваться на предписаниях закона, а не на одних суждениях, логических построениях.
Особое значение повторение имеет в процессе изучения Особенной части уголовного права. При решении казусов по Особенной части очень часто возникают вопросы, относящиеся к Общей части уголовного права: к субъективной стороне состава преступления, к соучастию, к стадиям развития преступной деятельности и т. д. Решая казусы, нельзя ограничиваться только вопросами квалификации содеянного. Необходимо попутно с достаточной полнотой, со ссылками на закон уделить внимание и проблемам Общей части. Тем самым при таком повторении пройденного осуществляется его дальнейшее усвоение. И здесь акцент надо делать на опросе студентов по пройденному материалу.
Сам преподаватель только в редких случаях восполняет пробелы в подготовке студентов. Он, как правило, лишь подводит итоги сказанному. Более того, иногда, обнаружив пробелы знаний каких-либо тем Общей части, следует давать задания для самостоятельного повторения того или иного раздела и во время изучения Особенной части уголовного права.
В течение семестра проводятся три контрольные работы. При написании контрольной работы студенты пользуются УК РФ. Разрабатываются три-четыре равноценных по сложности варианта контрольной работы с тем, чтобы у обучающихся не возникло желания воспользоваться трудами соседа. На следующем занятии проводится детальный анализ типичных ошибок или недостатков, обнаруженных в решениях студентов. Контрольные работы позволяют выявить качество не только усвоенного студентами материала, но и приобретенных ими навыков письменного изложения своих мыслей и суждений.
Не исключена возможность проверки знаний и путем тестирования. Но оно более предпочтительно в качестве промежуточной проверки усвоения тех лекционных курсов, по которым семинарские занятия не проводятся.
Следует практиковать дачу неуспевающим студентам персональных заданий с последующим тщательным анализом проделанной работы. Эти задания могут включать в себя решение дополнительных казусов, ознакомление с какими-либо теоретическими работами, статьями, параграфами или главами монографий. Кстати, аналогичные по форме, но более сложные задания могут адресоваться студентам, стремящимся к углубленному изучению уголовного права. Особенно они важны для тех, кто намеревается поступить в аспирантуру.
- Тарасова Алла Александровна
- Рабочая программа учебной дисциплины
- Расчет баллов, учитывающих качество работы студента
- Нормы выставления дополнительных баллов
- График сдачи модулей проведения контрольных работ
- Методика формирования результирующей оценки
- Критерии оценки курсовой работы и выставления баллов (для всех форм обучения)
- Критерии оценки защиты курсовой работы и ее презентации
- Раздел 2. Структура учебной дисциплины
- Раздел 3. Тематический план изучения дисциплины (очная форма обучения)
- Раздел 3. Тематический план изучения дисциплины (заочное отделение)
- Раздел 3. Тематический план изучения дисциплины (сокращенная форма обучения)
- Примерные темы курсовых работ по дисциплине «Уголовное право» Общая часть
- Особенная часть.
- Раздел 4. Экзаменационные вопросы Общая часть
- Особенная часть
- Раздел 5. Учебно – методическое обеспечение программы
- 5. 1. Список литературы:
- 5. 2. Реестр электронных библиотечных ресурсов
- Раздел 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины
- Советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины «Уголовное право»
- Описание последовательности действий студента или «сценарий изучения дисциплины»
- Рекомендации по использованию материалов учебно – методического комплекса
- Рекомендации по работе с литературой
- Советы по подготовке к зачету или экзамену по дисциплине
- Разъяснения по работе с тестовой системой курса
- Учебно – методические материалы (умм) Лекции (Общая часть)
- Тема 1.Уголовное право как отрасль права.
- Контрольные вопросы
- Литература
- Тема 2. Уголовный закон
- 2. Понятие и особенности уголовно – правовой нормы
- 3. Действие уголовного закона во времени
- 4. Действие уголовного закона в пространстве
- 5. Понятие, виды и приемы толкования
- Тема 3. Понятие преступления
- 1. Понятие и основные признаки преступления по уголовному праву
- 2. Классификация преступлений
- Тема 5 Состав преступления
- 1. Понятие, элементы и признаки состава
- 2. Виды составов преступлений
- Тема 6. Объект преступления
- 1. Понятие объекта преступления и его виды
- 2. Понятие предмета преступления и его соотношение с объектом преступления
- 3. Многообъектные преступления
- Тема 7. Объективная сторона преступления
- 1. Понятие объективной стороны
- 2. Общественно опасное и противоправное деяние
- 3. Понятие и виды преступных последствий
- 4. Причинная связь между действием (бездействием) и наступившими последствиями
- 5. Факультативные признаки объективной стороны преступления
- Тема 8. Субъект преступления
- 1. Понятие и признаки субъекта преступления
- 2. Понятие и критерии невменяемости
- 3. Понятие и признаки специального субъекта преступления
- Тема 9. Субъективная сторона преступления
- 1. Понятие и признаки субъективной стороны
- 2. Умысел и неосторожность, и их виды
- 3. Юридические и фактические ошибки
- Тема 10. Уголовная ответственность
- Тема 11. Стадии совершения умышленного преступления
- 2.Приготовление к преступлению, его признаки
- 3.Покушение на преступление и его виды
- 4. Добровольный отказ от совершения преступления
- Тема 12. Соучастие в преступлении
- 1. Понятие и признаки соучастия в преступлении
- 2. Формы и виды соучастия в преступлении
- 3.Виды соучастников
- 4. Понятие и формы прикосновенности к преступлению
- Тема 13. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- 1.Понятия и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния
- 3.Понятие и условия правомерности причинения вреда преступнику при его задержании
- 4. Понятие и условия правомерности крайней необходимости
- 5. Физическое и психическое принуждение, обоснованный риск, исполнение приказа
- Тема 14. Множественность преступлений
- 1. Понятие и виды единых сложных преступлений
- 2. Понятие, формы и виды множественности преступлений
- Тема 15. Понятие и цели наказания
- 1.Понятие и признаки наказания
- 2. Цели наказания в уголовном праве
- Тема 16. Система и виды наказания
- 1. Понятие системы наказаний и классификация видов наказаний
- 2. Характеристика отдельных видов наказаний
- Тема 17. Назначение наказания
- 1. Понятие общих начал назначения наказания
- 2.Обстоятельства, смягчающие наказание
- 3. Обстоятельства, отягчающие наказания
- 4. Обстоятельства, отягчающие наказания
- 5. Назначение наказания по совокупности приговоров и по совокупности преступлений
- Тема 18. Условное осуждение
- 1. Понятие условного осуждения
- Тема 19. Освобождение от уголовной ответственности
- 1. Понятие и виды освобождения от уголовной ответственности
- 2.Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием
- 3. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим и в связи с изменением обстановки
- 4. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности
- Тема 20. Освобождение от наказания
- 1.Понятие и виды освобождения от наказания
- 2. Характеристика отдельных видов освобождения от наказания
- 3.Амнистия и помилование
- 4. Понятие судимости. Погашение и снятие судимости
- Тема 21 .Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
- 2. Понятие и виды принудительных мер воспитательного воздействия
- Тема 22. Принудительные меры медицинского характера
- 1. Понятие принудительных мер медицинского характера
- 2. Виды принудительных мер медицинского характера
- Тема 23. Понятие конфискации имущества и правила ее осуществления.
- Лекции (Особенная часть) Лекция 1. Общая характеристика Особенной части уголовного права
- 1. Понятие, значение и система Особенной части уголовного права
- 2. Квалификация преступлений и ее значение
- Лекция 2. Преступления против жизни и здоровья
- 1. Понятие и виды преступлений против личности
- 2. Преступления против жизни
- 3. Преступления против здоровья
- 114 Ук рф).
- 4. Преступления, ставящие в опасность жизнь и здоровье человека
- 1. Понятие и виды преступлений против чести и достоинства личности
- 2. Преступления против личной свободы
- 3. Преступления против чести и достоинства личности
- Лекция 4. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности
- 1. Понятие и виды преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности
- 2. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, совершаемые насильственным способом
- 3. Преступления против половой неприкосновенности личности
- Лекция 5. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина
- 1. Понятие и виды преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина
- 2. Преступления против политических прав и свобод
- 3. Преступления против социальных прав и свобод
- Часть 1 ст. 146 ук рф предусматривает ответственность за присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю.
- Часть 2 ст. 147 ук рф предусматривает ответственность за нарушение изобретательских и патентных прав, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
- 4. Преступления против личных прав и свобод
- Часть 2 рассматриваемой статьи предусматривает ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.
- Часть 3 ст. 139 ук рф предусматривает ответственность за нарушение неприкосновенности жилища, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.
- Лекция 24. Преступления против семьи и несовершеннолетних
- Часть 3 ст. 150 ук рф предусматривает ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления с применением насилия или с угрозой его применения.
- Часть 2 ст. 157 ук рф предусматривает ответственность за злостное уклонение совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты по решению суда средств на содержание нетрудоспособных родителей.
- Лекция 25. Преступления против собственности
- 1. Понятие и виды преступлений против собственности
- 2. Понятие и признаки хищения чужого имущества
- 3. Формы хищения
- 5. Корыстные преступления против собственности,
- 2. Преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
- Часть 2 ст. 169 ук содержит два отягчающих признака: а) воспрепятствование законной предпринимательской деятельности после вступления в законную силу судебного акта; б) причинение крупного ущерба.
- 3. Преступления в сфере кредитных отношений
- § 4. Преступления в сфере отношений, обеспечивающих свободу и добросовестность конкуренции
- § 5. Преступления в сфере финансовых отношений и отношений, связанных с оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней
- Часть 2 ст. 185 ук в качестве квалифицирующего признака устанавливает совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
- § 6. Преступления в сфере внешнеэкономической
- Часть 2 ст. 189 ук предусматривает ответственность за совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, понятие которой содержится в ч. 2 ст. 35 ук.
- Общая характеристика и виды преступлений против собственности
- 2. Хищение чужого имущества, его формы и виды
- Причинение имущественного либо иного ущерба, не связанное с хищением
- Уничтожение или повреждение имущества
- Лекция 26. Преступления в сфере экономической деятельности
- 2. Преступления в сфере предпринимательства
- Часть 3 ст. 183 ук рф устанавливает ответственность за предусмотренные ч. 2 данной статьи деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности.
- 3. Преступления в денежно-кредитной сфере
- 4. Преступления в сфере финансовой деятельности государства
- Лекция 27. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях
- 2. Злоупотребление полномочиями
- 3. Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами
- 4. Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб
- 5. Коммерческий подкуп
- Лекция 28. Преступления против общественной безопасности
- 2. Преступления против общественной безопасности
- 3. Преступления против общественного порядка
- 4. Преступления, связанные с нарушением правил производства различного рода работ
- 5. Преступления, связанные с нарушением правил обращения с общеопасными предметами
- Часть 2 ст. 219 ук рф предусматривает ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.
- Часть 2 ст. 220 ук рф предусматривает ответственность за те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.
- Часть 2 ст. 223 ук рф предусматривает ответственность за те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, а ч.3 данной статьи - организованной группой.
- Лекция 29. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности
- 1. Понятие и виды преступлений против здоровья населения и общественной нравственности.
- 2. Преступления против здоровья населения
- Часть 2 ст. 228 ук рф предусматривает ответственность за те же деяния, совершенные в особо крупном размере.
- 3. Преступления против общественной нравственности
- Лекция 30. Экологические преступления
- Лекция 31. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
- 3. Преступления, связанные с обеспечением безопасных условий функционирования транспорта
- 4. Иные транспортные преступления
- Лекция 32. Преступления в сфере компьютерной информации
- Лекция 33. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства
- Лекция 34. Преступления против государственной власти, интересов государственной службыи службы в органах местного самоуправления
- 2. Характеристика отдельных видов преступлений против государственной власти, интересовгосударственной службы и службы в органах местного самоуправления
- Лекция 35. Преступления против правосудия
- Лекция 36. Преступления против порядка управления
- Лекция 37. Преступления против военной службы
- Часть 3 ст. 332 ук рф предусматривает неисполнение приказа вследствие небрежного или недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия.
- Часть 3 ст. 340 ук рф предусматривает нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия.
- Часть 2 ст. 349 ук рф предусматривает квалифицирующий признак: причинение по неосторожности смерти человека, наступившей в результате нарушения указанных правил.
- Лекция 38. Преступления против мира и безопасности человечества
- Часть 2 ст. 354 ук рф устанавливает ответственность за рассматриваемое деяние при квалифицирующих обстоятельствах:
- Семинарские занятия по дисциплине «Уголовное право» общая часть
- Тема 1. Понятие, задачи, принципы уголовного права
- Тема 2. Уголовный закон
- Пример решения задачи
- Тема 3. Понятие преступления
- Тема 4. Уголовная ответственность и ее основание
- Тема 5. Состав преступления
- Тема 6. Объект преступления
- Тема 7. Объективная сторона преступления
- Тема 8. Субъект преступления по уголовному праву Российской Федерации
- 9. Субъективная сторона преступления
- Неосторожность и ее виды
- Преступление с двумя формами вины
- Тема 10. Неоконченное преступление
- Тема 11. Соучастие в преступлении
- Тема 12. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- Тема 13. Множественность преступлений
- Тема 14. Понятие и цели наказания
- Тема 15. Система и виды наказаний
- Тема 16. Назначение наказания. Условное осуждение
- Темы 17–18. Освобождение от уголовной ответственности и наказания. Погашения и снятие судимости.
- Тема 19. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
- Тема20. Принудительные меры медицинского характера
- Особенная часть Темы 21–22. Понятие и система Особенной части уголовного права. Научные основы квалификации преступлений.
- Тема 24. Преступления против жизни и здоровья
- Тема 25. Преступления против свободы, чести и достоинства личности
- Тема 26. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности
- Тема 27. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина
- Тема 28. Преступления против семьи и несовершеннолетних
- Тема 29. Преступления против собственности
- Тема 30. Преступления в сфере экономической деятельности
- Тема 31. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях
- Тема 32. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка
- Тема 33. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности
- Тема 34. Экологические преступления
- Тема 35. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
- Тема 36. Преступления в сфере компьютерной информации
- Тема 37. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства
- Тема 38. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы в органах местного самоуправления
- Тема 39. Преступления против правосудия
- Тема 40. Преступления против порядка управления
- Тема 41. Преступления против военной службы
- Тема 42. Преступления против мира и безопасности человечества
- Методические указания для преподавателей, ведущих практические (семинарские) занятия
- Словарь терминов и персоналий общая часть
- Особенная часть
- Формы текущего, промежуточного, рубежного (итогового) контроля
- Примерные темы рефератов по дисциплине «Уголовное право»
- Методические рекомендации по выполнению реферата.
- Титульный лист реферата
- Особенная часть.
- Методические рекомендации по выполнению курсовой работы
- 1. Назначение курсовой работы. Выбор темы
- 2. Подготовка курсовой работы
- Курсовая работа имеет следующую структуру:
- Оформление курсовой работы, ее объем. Сроки сдачи и защиты
- Как ссылаться на литературный источник
- Титульный лист
- Курсовая работа
- 3. Задание.
- Дополните
- Действие уголовного закона в пространстве регулируется принципами ……
- 7. Задание.
- 51. Задание.
- Примерная тематика выпускных квалификационных работ по дисциплине «Уголовное право»
- Балльно – рейтинговая система оценки успеваемости студентов по уголовному праву.
- Методика формирования результирующей оценки