logo search
УМК по Уголовному праву

Часть 2 ст. 349 ук рф предусматривает квалифицирующий признак: причинение по неосторожности смерти человека, наступившей в результате нарушения указанных правил.

Если же рассматриваемое деяние повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц, то данное последствие будет особо квалифицирующим признаком состава преступления, на что указывает ч. 3 ст. 349 УК РФ.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия, когда виновный осознает, что допускает нарушение, но самонадеянно рассчитывает на наступление тяжких последствий, либо по небрежности, если он не осознает общественную опасность допущенного нарушения и не предвидит его последствий, но должен был и мог предвидеть их наступление.

Субъект преступления специальный, им является военнослужащий, которому доверено оружие либо другие предметы или вещества, представляющие повышенную опасность для окружающих, либо который

завладел ими в результате хищения или незаконного приобретения.

Нарушение правил вождения или эксплуатации машин (ст. 350 УК РФ).

Непосредственным объектом данного преступления является закрепленный уставами Вооруженных Сил РФ и иными нормативными правовыми актами порядок вождения и эксплуатации передвижной военной техники, обеспечивающий ее боевую готовность и безопасность использования.

Предмет преступления — боевые машины (танки, бронетранспортеры, боевые машины пехоты, десанта, самоходные артиллерийские установки и т.д.), специальные машины (бульдозеры, автокраны и др.) или транспортные машины (санитарный транспорт, машины для перевозки личного состава, оружия, иного военного имущества, иные).

Объективная сторона преступления заключается в нарушении правил вождения боевых, специальных или транспортных машин или в нарушении правил их эксплуатации, повлекшем по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека.

Правила вождения и эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин определяются совокупностью нормативных актов, к которым относятся не только общеобязательные Правила дорожного движения, но и иные нормы, регламентирующие использование военной техники.

Нарушение правил вождения состоит в неправильных действиях водителя по управлению движущимся техническим средством, например: проезд на запрещающий сигнал, светофора, нарушение правил обгона, поворота и т.п.

Нарушение правил эксплуатации может заключаться, например, выпуском в рейс машин, имеющих техническую неисправность, допуске к управлению лиц, не имеющих должной подготовки, использовании машин не по назначению, и т.п.

Состав преступления материальный — преступление считается оконченным лишь при наступлении последствий, указанных в законе (тяжкий или средней тяжести вред здоровью человека). Между нарушением

правил вождения или эксплуатации машины и наступившими общественно опасными последствиями должна быть установлена причинная связь.

Субъективная сторона характеризуется только неосторожной формой вины, определяемой по отношению виновного к последствиям (легкомыслие или небрежность). При нарушении указанных правил виновный предвидит возможность причинения вреда здоровью человека, но самонадеянно рассчитывает на его предотвращение, либо не предвидит наступления данных последствий, хотя должен был и мог это сделать.

Субъект преступления специальный — это военнослужащий, непосредственно управляющий машиной либо отвечающий за ее эксплуатацию.

Квалифицированный состав данного преступления (ч. 2 ст. 350 УК РФ) образуют указанные в ч. 1 ст. 350 УК РФ действия, повлекшие по неосторожности смерть человека; а особо квалифицированный (ч. 3 ст. 350 РФ) — те же действия, повлекшие по неосторожности смерть двух или более человек.

Нарушение правил полетов или подготовки к ним (ст. 351 УК РФ).

Непосредственным объектом данного преступления является порядок выполнения полетов, подготовки к ним и правила эксплуатации военных летательных аппаратов, установленные Воздушным кодексом РФ, специальными наставлениями Вооруженных Сил РФ (по производству полетов авиации, по инженерно-авиационной и штурманской службе и др.), приказами, инструкциями, иными нормативными правовыми актами.

Предметом преступления являются военные летательные аппараты — самолеты, вертолеты, планеры и иные авиационные технические средства, находящиеся на вооружении в Вооруженных Силах РФ и других министерствах, в которых предусмотрена военная служба.

Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов, повлекшем по неосторожности смерть человека

или иные тяжкие последствия.

Нарушение правил полетов заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении пилотом установленных правил пилотирования во время взлета, полета и посадки летательного аппарата (например, отклонение от установленного маршрута полета, заданной высоты, нарушение правил взлета и приземления, в нарушении инструкций десантирования, бомбометания и т.д.).

Нарушение правил подготовки к полету может выражаться в несоблюдении норм при подготовке летательного аппарата к полету или правил допуска к его выполнению членов экипажа (выпуск в полет летательного аппарата с техническими неисправностями, допуск к полету членов экипажа, не прошедших должного медицинского освидетельствования, и т.д.).

Под иными тяжкими последствиями понимаются разрушение или серьезные повреждения летательного аппарата, причинение нескольким лицам тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, разрушение жилых

домов, срыв важных военных мероприятий и т.п.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности. Виновный предвидит, что в результате нарушения правил полетов, подготовки к ним или иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов может быть причинена смерть человеку или иные тяжкие последствия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение, либо не предвидит возможности причинения данных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть.

Субъект преступления специальный — военнослужащий, осуществляющий управление военным летательным аппаратом либо обеспечивающий безопасность подготовки к полету и эксплуатацию авиационной техники (командир летательного аппарата, бортовой инженер, механик, штурман, руководитель полета и др.).

Нарушение правил кораблевождения (ст. 392 УК РФ).

Непосредственным объектом преступления является порядок вождения и эксплуатации военных кораблей, установленный Корабельным уставом Военно-Морского Флота, наставлениями, положениями и инструкциями, иными нормативными правовыми актами в сфере судоходства и мореплавания.

Под военными кораблями подразумеваются суда корабельного состава Военно-Морского Флота РФ и другие суда, принадлежащие Вооруженным Силам, а также иным министерствам и ведомствам, где предусмотрена военная служба (спасательные суда МЧС, катера пограничной службы и др.)

К корабельному составу относятся все боевые корабли, подводные лодки, миноносцы, торпедные и другие катера, буксиры, танкеры, баржи и т.д.

Объективная сторона преступления заключается в нарушении правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшем по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия.

Нарушение правил кораблевождения может состоять в неправомерном отклонении от установленного курса, в нарушении правил буксировки, превышении скорости и т.д.

Нарушение правил эксплуатации военных кораблей состоит в ненадлежащем техническом обслуживании узлов и агрегатов корабля, а также правил транспортировки грузов, производства ремонтных, погрузочных, разгрузочных, иных работ, связанных с обеспечением безопасности использования судна.

Состав преступления по конструкции — материальный. Между деянием виновного и смертью человека либо иными тяжкими последствиями должна быть установлена причинная связь.

Тяжкими последствиями наряду с причинением смерти хотя бы одному человеку являются серьезные повреждения корабля, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью нескольких лиц, срыв важного

задания и т.п.

Субъективная сторона преступления характеризуется только неосторожной формой вины (легкомыслие или небрежность).

Субъект преступления — военнослужащий, на которого возложены обязанности по управлению кораблем и его эксплуатации (командир корабля, его помощники, штурман, вахтенный офицер и др.)