1. Местное самоуправление в рф: концепция, признаки, правовые основы, территориальная организация.
Управление — это воздействие, «поступающее» в систему извне.
Самоуправление — это внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой.
В РФ признается самоуправление территориальных единиц разных уровней: субъектов РФ в рамках федеративного государства, МСУ в муниципальных образованиях, ТОС в частях мун.образования. МСУ в этой системе есть уровень публичной власти, наиболее приближенный к населению и обладающий значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
Суть местного самоуправления состоит в признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия.
Согласно ФЗ №131 от 2003 года МСУ в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.
Основные признаки МСУ:
Различие в характере власти. МСУ – власть подзаконная, действующая в порядке и пределах, указанных ей верховной властью.
Разграничение сфер компетенций. Речь идет об ограничении круга дел, предоставленных МСУ.
Самостоятельные источники средств. Нельзя говорить о МСУ как об особом субъекте прав, если ему не предоставлены те или иные определенные и отграниченные средства к осуществлению своих задач.
Территориально-ограниченный выборный принцип.
Таким образом, МСУ – такой способ децентрализации власти, при котором ее нижний уровень, наиболее приближенный к населению, обладает значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни, избирается жителями и несет ответственность перед ними.
Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе
Наряду с личным интересом каждого человека и государственным интересом существует также коллективный интерес местной общины, местного сообщества, т. е. муниципальный интерес. Последний состоит в обеспечении благоприятных условий совместного проживания людей на данной территории.
Ориентация на учет местных интересов предопределяет роль и функции местного самоуправления в современном обществе. Для оценки этой роли и функций напомним, что политологи разделяют общество на три основных сектора, каждому из которых отведены своя роль и свои функции. Первый сектор — власть (функция власти, политическая функция); второй сектор — бизнес (хозяйственная функция); третий сектор — гражданское общество (общественная функция, самоорганизация граждан для решения значимых социальных и иных задач, требующих совместных усилий)
Как одна из форм власти, ее нижний уровень, местная власть проводит в жизнь политику государства на местах, принимая обязательные для исполнения решения по вопросам местного значения, обеспечивая общественную безопасность, охрану общественного порядка, управляя муниципальной собственностью, выполняя другие властные функции.
Местное самоуправление обеспечивает самоорганизацию граждан, их непосредственное участие в управлении местными делами и в этом смысле является одной из структур гражданского общества.
Как организатор местного хозяйства, местное самоуправление выполняет экономические функции по жизнеобеспечению территории и оказывает жителям ряд важнейших общественных услуг.
Правовая база МСУ – это система законодательных и нормативных актов, на основе кот. функционирует МСУ. Структура правовой базы МСУ включает в себя: 1)КРФ, ФЗ № 131 «Об общих принципах организации МСУ в РФ» от 2003 г., др. ФЗ, Указы и Распоряжения Президента, Постановления Правительства, иные федер.правовые акты; 2)Конституции СРФ, Уставы СРФ, законы СРФ, Указы глав субъектов, Постановления Правительства субъектов; 3) Уставы М.О., решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, правовые акты ОМСУ и должностных лиц МСУ.
Территориальная организация МСУ.
Территориальное звено МСУ – муниципальное образование. Мун.образование – населенная территория, в пределах кот. осуществляется МСУ, имеется собственность, местный бюджет и выборные органы МСУ. Также обязательным условием является Устав М.О.
В соотв. с ФЗ №131 все М.О. (за искл. городов федерального значения) разделяются на 3 типа: поселение (городское или сельское), мун.район и городской округ. Особым типом М.О. внутри городской территории являются округа в городах федер.значения (Мск, Спб).
В границах городского поселения находятся 1 город или 1 пгт с прилегающей территорией, на кот. могут располагаться сельские населенные пункты, не являющиеся М.О.
В границах сельского поселения может находиться 1 сельский населенный пункт с численностью > 1.000 чел. или объединенные общей территорией несколько населенных пунктов с суммарной численностью населения > 1.000 чел.
Сельские населенные пункты с численностью жителей < 1.000 чел., как правило, не являются М.О. и входят в состав городских или сельских поселений.
Границы поселения, состоящего из нескольких населенных пунктов,устанавливаются с учетом пешей доступности адм.центра поселения и обратно в теч. раб.дня для жителей всех насленных пунктов, входящих в состав поселения.
Территории, кот. невозможно включить в границы поселений по условиям расстояний или транспортной доступности, называются межселенными территориями. На них могу располагаться удаленные друг от друга сельские населенные пункты с числом населения в кажд. из них < 100 чел. Все функции ОМСУ на межселенной территории исполняются мун.районом.
В состав городского округа входит 1 город и могут входить прилегающие к нему сельские населенные пункты, не являющиеся М.О. К городским округам относят ЗАТО и наукограды.
Внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федер.значения, в пределах кот. осуществляется МСУ. Изменение границ таких территорий, их преобразование осуществляются законами городов федерального значения с мнением населения.
2. Муниципальное образование как объект управления:типология, население и территория, инфрастурктура и ресурсы.
Мун.образование – населенная территория, в пределах кот. осуществляется МСУ, имеется собственность, местный бюджет и выборные органы МСУ. Также обязательным условием является Устав М.О.
В соотв. с ФЗ №131 все М.О. (за искл. городов федерального значения) разделяются на 3 типа: поселение (городское или сельское), мун.район и городской округ. Особым типом М.О. внутри городской территории являются округа в городах федер.значения (Мск, Спб).
В границах городского поселения находятся 1 город или 1 пгт с прилегающей территорией, на кот. могут располагаться сельские населенные пункты, не являющиеся М.О.
В границах сельского поселения может находиться 1 сельский населенный пункт (поселок, село, станица, деревня, хутор, кишлак, аул и др.) с численностью > 1.000 чел. или объединенные общей территорией несколько населенных пунктов с суммарной численностью населения > 1.000 чел.
Сельские населенные пункты с численностью жителей < 1.000 чел., как правило, не являются М.О. и входят в состав городских или сельских поселений.
Границы поселения, состоящего из нескольких населенных пунктов, устанавливаются с учетом пешей доступности адм.центра поселения и обратно в теч. раб.дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения.
Территории, кот. невозможно включить в границы поселений по условиям расстояний или транспортной доступности, называются межселенными территориями. На них могу располагаться удаленные друг от друга сельские населенные пункты с числом населения в кажд. из них < 100 чел. Все функции ОМСУ на межселенной территории исполняются мун.районом.
В состав городского округа входит 1 город и могут входить прилегающие к нему сельские населенные пункты, не являющиеся М.О. К городским округам относят ЗАТО и наукограды.
Внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федер.значения, в пределах кот. осуществляется МСУ. Изменение границ таких территорий, их преобразование осуществляются законами городов федерального значения с мнением населения.
Муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией.
В гражданских правоотношениях муниципальные образования выступают наравне с другими участниками гражданских правоотношений — гражданами, юридическими лицами, а также Российской Федерацией и ее субъектами. От имени муниципального образования выступают уполномоченные органы местного самоуправления.
Численность населения, его демографическая структура и уровень жизни – одна из важнейших характеристик М.О. На основе этой информации планируются объемы муниципальных услуг, вносятся изменения в бюджеты, корректируется социальная политика, определяются приоритеты в финансировании различных проектов. Информационная база о населении М.О. создается на основе периодических переписей, данных гос.статистики, данных паспортного учета, социальных паспортов, составляемых ОМСУ при участии органов ТОС. + такие критерии, как соц.статус человека, характер и размер его дохода, уровень образования и т.п.
Демографическая структура населения городских поселений и сельских поселений различается. В селе мало жителей в возрасте 20-30 лет; это объясняется отсутствием работы и невозможностью карьерного роста. Как правило, высока миграция женщин из села, поскольку их труд там не востребован и быт не организован. В городах женщин больше.
Территорию города всегда характеризуют 2 составляющие: природный комплекс (физико-географическое положение: границы природных зон, ландшафт, особенности местности, приближенность к водоемам/рекам/озерам, наличие памятников природы. Характер почв, рельеф местности) и созданная человеком планировка и застройка (распределение плотности населения, транспортные сети). Сочетание этих двух факторов формирует городскую среду.
Зонирование территории: функциональное (например, разделение на жилые зоны, производственные, инженерной и транспортной инфраструктуры, общественно-деловые, сельскохозяйственного использования), правовое (функциоанльные зоны делят на территориальные. В каждой такой зоне устанавливают систему разрешений и ограничений по использованию – градостроительный регламент) и ценовое (позволяет экономически стимулировать освоение территорий, в которых заинтересован город, и взимать повышенную плату в бюджет города с престижных участков).
Инфраструктура М.О. включает в себя: 1) жилищно-коммунальный комплекс (жилищное хозяйство (жил.фонд, нежилые помещения,обслуживающие жил. и нежил. фонд орг-ции) и коммун.хозяйство (водоснабж, водоотвед, теплоснабж, газоснабж, электроснабж, дорожное хозяйство, уличное освещение, очистка города, сбор и вывоз ТБО, ритуальное хозяйство)). 2) транспортный комплекс (бесперебойная работа транспортных парков (автобусных, трамвайных, троллейбусных), автостоянок, автозаправки, автосервисов, систем электроснабж. городского транспорта и т.п.). 3) строительный комплекс (предприятия и орг-ции, осуществляющие строительство, реконструкцию, кап.ремонт жил.фонда, дорог, объектов соц.сферы и др.). 4) службы общественной безопасности (милиция, ГИБДД, пожарные, скорые, экологич.служба, служба спасения на воде, МЧС). 5) комплекс потребительского рынка (торговля и общественное питание, бытовое обслуживание населения). 6) системы информатизации и связи (СМИ, телефон, телеграф, почта, интернет и т.п.)
- 1. Местное самоуправление в рф: концепция, признаки, правовые основы, территориальная организация.
- 3. Местное самоуправление и государство: взаимоотношения, предметы ведения и полномочия, гос.Поддержка и гарантии, контроль и надзор.
- 4. Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования.
- 5. Финансово-экономическая основа местного самоуправления: экономические функции, методы регулирования, экономические ресурсы.
- 6. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении: территориальное общественное самоуправление (тос)
- 7. Организация деятельности муниципальной власти: структура, организация работы, кадровое и информационное обеспечение.
- Муниципальная служба: признаки, регламент, должности, обязанности, права и гарантии муниципальных служащих.
- Муниципальное управление градообслуживающей и социальной сферой.
- Муниципальное управление в городах федерального значения и его особенности.
- 11. Система регионального управления: структура, механизмы формирования и развития. Межрегиональное взаимодействие.
- 12. Территориальная организация хозяйства: закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил, направления и методы анализа и прогнозирования.
- 13. Бюджетно-налоговый потенциал региона: структура, оценка, источники роста.
- 14. Государственная региональная политика: принципы, механизмы, методы.
- 15. Производственно ресурсный потенциал регионов: структура, методы формирования и эффективность использования.
- 16. Рыночное равновесие и государство. Производственный и потребительский оптимум.
- 17. Тенденции численности населения в рф: динамика факторы. Естественное и механическое движение населения.
- 18. Урбанизация и особенности расселения в России: этапы показатели, факторы, современное состояние.
- 19. Современные формы территориальной организации населения и их региональные различия.
- 20. Городские и сельские поселения: классификация и функции. Городское и сельское население рф и особенности его размещения.
- 21. Территориальные особенности размещения и организации отраслей промышленности.
- 42. Управление депрессивными территориями: содержание, формы, организация.
- Расходы государственного (муниципального) бюджета: текущее финансирование, бюджет развития и целевые бюджетные фонды.
- Межбюджетные отношения: трансферты, фонды финансовой поддержки, методы выравнивания бюджетной обеспеченности.
- Государственные (муниципальные) займы: управление ценными бумагами.
- Муниципальное хозяйство: состав, особенности функционирования, цели и тенденции развития.
- Государственный и муниципальный сектора экономики: понятие, структура и роль в национальной экономике.
- Модели формирования и управления госсектором в России и за рубежом.
- Управление государственными (муниципальными) унитарными предприятиями и учреждениями.
- 36. Основной и оборотный капитал государственных и муниципальных предприятий и организаций: сущность, структура, показатели эффективности использования.
- 37. Издержки производства и реализации продукции: понятие, состав. Смета затрат и калькуляция себестоимости продукции.
- 38.Финансовые результаты деятельности государственных и муниципальных предприятий и организаций. Распределение прибыли на предприятии.
- 39.Цены и тарифы на продукцию (услуги) государственных и муниципальных предприятий. Ценовые стратегии. Государственное регулирование цен, антимонопольная политика.
- Государственный и муниципальный заказ: механизм формирования и размещения.
- 41.Планирование производства продукции и предоставления услуг населению государственными и муниципальными предприятиями. Система социального нормирования.
- Бюджетный анализ: цели, виды, основные показатели. Оценка устойчивости территориальных бюджетов.
- Государственное и муниципальное имущество: состав, порядок и источники формирования.
- Государственный и муниципальный долг: структура, основы управления.
- Антикризисное управление в государственных и муниципальных предприятиях.
- Способы и методы управления государственной и муниципальной собственностью: состояние, тенденции и перспективы развития.
- 49. Управление государственной (муниципальной) недвижимостью (земельными ресурсами).
- 50. Государственная политика преследует следующие стратегические и тактические цели:
- 51. Управление акциями, долями государства в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ.
- 54. Государственная инновационная политика: цели, принципы, механизмы реализации. Разработка государственной инновационной политики.
- 1) Создание условий по стимулированию конкуренции через антимонопольное законодательство;
- 2) Информатизация общества, доступность предприятий всех форм собственности к единому информационному пространству;
- 3) Стандартизация и сертификация продукции и услуг.
- 55. Инновационный проект: особенности разработки, реализации и оценка эффективности.
- 1) Постановка целей и разработка концепции проекта;
- 2) Планирование проекта;
- 3) Оформление проектно-сметной документации. План реализации инновационного проекта.
- 56. Инновационное развитие территории: стратегия, программа, структура управления.
- Государство как общественное явление. Классификация государств по формам правления, политико-территориального устройства, политическим режимам.
- 52. Позиционирование, территориальный продукт, оценка конкурентоспособности и маркетинговая среда регионов.
- 53. Маркетинг территории: сущность, составляющие, инструменты и стратегии
- Государство как общественное явление. Классификация государств по формам правления, политико-территориального устройства, политическим режимам.
- Государство как субъект управления. Функции государства. Государственная власть - государственный аппарат: понятия, структура.
- 59.Россия на пути к демократическому государству: проблемы, конституционные основы демократии.
- 60. Государственное управление как система. Специфика и закономерности функционирования сгу.
- 61.Институциализация государственной власти на федеральном уровне.
- 62.Уровни публичной власти и территориального управления в российском государстве.
- 63.Государственная политика: понятие, виды, закономерности формирования.
- 64. Современные концепции, взгляды на сущность государственно-административного управления. «New public management».
- 65. Целеполагание и цели в государственном (муниципальном) управлении. Ресурсы органов исполнительной власти.
- 66. Функции управления. Оптимизация функциональной составляющей органов исполнительной власти.
- 67. Управленческая деятельность как процесс: формы, процедуры.
- 70. Политический конфликт и его сущность. Специфика политических конфликтов в современной России.
- 68. Административный и служебный контроль в системе исполнительной власти.
- 69. Сущность, виды, структура, этапы политического процесса. Особенности политического процесса в современной России.
- Политический менеджмент как основа эффективной и результативной имплементации политических решений.
- Цели, задачи, принципы и направления деятельности pr - служб в органах государственной власти и местного самоуправления.
- Информационные процессы в обществе и информационная политика государства. Проблемы и тенденции развития.
- Политическая культура в процессе взаимодействия власти и общества.
- Государственная власть и государственное управление в истории России: общее и особенное в формировании государственных отношений.
- Особенности политической культуры России и их влияние на формирование национальных моделей власти и управления. Особенности формирования правящей элиты в России.
- Реформы государственного управления в истории России: закономерности и национальные особенности модернизации «вдогонку».
- Служебная этика руководителя. Этика приказов и поручений.
- Современные проблемы культуры управления на государственной службе.
- Российская Федерация в системе глобальных отношений. Основные показатели геополитического статуса России.
- Цивилизационная геополитика: состав и характеристика мировой системы цивилизаций, место России в ней.
- Глобализация как объективный и субъективный процесс. Виды глобализации, место России в ней.
- Избирательная кампания: этапы, механизмы и ресурсы.
- 85. Основные пути повышения политической активности граждан России.
- 86. Система и принципы организации государственной службы в Российской Федерации и их развитие в условиях административной реформы.
- 1. Принцип федерализма (единство системы госслужбы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами госвласти субъектов рф )
- 4. Принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службу субъектов Российской Федерации.(единство стажа, доступ к соц гарантиям)
- 87. Правовой статус государственного гражданского служащего: его права, обязанности, ограничения и запреты, связанные с несением государственной гражданской службы.
- Поступление на госслужбу
- 2. Служебный контракт – основа деятельности госслужащего.
- Политическая стратегия: понятие, сущность, элементы и анализ политической ситуации.
- Классические модели стратегического управления и варианты их применения в зависимости от стратегических подходов.
- 4. Модель ge/MсKinsey и Томпсона-Стрикленда.
- Стратегическое планирование: понятие, сущность, процесс и политика оценки стратегического планирования и его реализация.
- 93/ Методы социального прогнозирования и их применение в системе прогнозов социально-экономической стратегии государства.
- Государственное управление как разновидность социального. Модели социального управления, интересы и их реализация в социальном управлении.
- Государственный интерес и его основные составляющие. Основные государственные интересы современной России.
- Понятия управленческого решения и лпр. Признаки управленческого решения.
- Типовой алгоритм разработки управленческих решений в органах ГиМу.
- Целевые технологии в процессе разработки управленческих решений в органах ГиМу.