14. Государственная региональная политика: принципы, механизмы, методы.
Региональная политика - это правовая, экономическая, социальная деятельность центрального и регионального управления по оптимизации взаимодействия Федерации и регионов для достижения максимально эффективного развития как страны в целом, так и регионов.
Главная задача государственной стратегии и региональной политики состоит в сохранении страны как единого федеративного государства.
Современная региональная политика в России проводится на различных уровнях. Это:
государственная стратегия регионального развития - политика регионов (субъектов Федерации);
локальная политика местного самоуправления.
В порядке обоснования принципов региональной экономической политики необходимо особо выделить взаимодействие интеграции и самостоятельности регионов в едином экономическом пространстве. Конкретно это значит: создание единой кредитно-финансовой системы и укрепление рублевой зоны; введение рациональной федерально-региональной налоговой системы; формирование условий для свободного перемещения товаров, труда и капиталов.
Государственная региональная политика призвана обеспечить дееспособность региональной политики на местах.
Объект региональной политики - взаимосвязи и отношения между регионами.
Главный региональный интерес России в настоящее время должен быть осознан как минимизация негативных проявлений территориальной дезинтеграции на уровне субъектов Федерации, как поддержка местных преобразований, как создание общероссийских условий для того, чтобы каждый субъект Федерации максимально использовал свой внутренний потенциал и во все меньшей мере претендовал на скудные возможности государственной помощи.
Фундаментальными методами региональной политики можно считать разъяснение ее содержания, смысла и практической пользы для всех без исключения сторон, согласительно - договорные процедуры с развернутым закреплением условий, обеспечивающих интересы регионального развития, формирование соответствующей правовой базы.
Приоритетными направлениями преобразований эк-ки в настоящее время д.б. признаны:
расширение форм собств-сти по уровням их функционирования, в частности: фед. собств-сти, совместной и собств-ти субъектов Федерации.
образование различных форм и типов собств-сти предполагает федеральный контроль за ходом приватизации и дальнейшим использованием бывшей гос-й собственности. Критерием преобразований собственности является повышение экономической и социальной эффективности эксплуатации ее объектов;
изменение бюджетно-налоговой системы путем разделения источников налоговых поступлений между федеральным, региональным и муниципальным уровнями;
корректировка статуса территорий, осуществляемая на основе рационального районирования страны, как функция Федерации призвана способствовать совершенствованию, организации народного хозяйства.
Главная цель региональной политики в социальной области состоит в существенном повышении качества и уровня жизни граждан России.
Приоритетами региональной социальной политики являются: улучшение демографической ситуации и охраны здоровья населения, рационализация регулирования занятости и доходов граждан, совершенствование общеобразовательной и профессиональной подготовки.
Рег. политика — такая система намерений и действий, которая реализует интересы гос-ва в отношении регионов и внутр. интересы самих регионов методами и способами, учитывающими природу совр. регион. процессов, и которая осущ-т все это преимущественно в структуре меж- и внутрирегиональных связей.
Принципы обеспечения регионального развития:
четкое распределение ответственности и прав между исполнительными органами различных уровней, осуществляющих функции управления региональным развитием;
учет экономических и социальных задач в региональном развитии;
формирование, прежде всего долгосрочных целей развития регионов;
долгосрочное планирование и учет всех имеющихся ресурсов для обеспечения регионального развития.
Основными формами регулирования развития регионов являются:
планирование и прогнозирование процессов и используемых ресурсов;
бюджетно-налоговая система;
различные регулирующие инструменты.
Наиболее значимым методом государственного регулирования является налогово-бюджетная система. В настоящее время она имеет три уровня (федеральный, региональный, местный), то есть каждый из перечисленных уровней имеет свой собственный бюджет.
Различные регулирующие инструменты по степени универсальности и широте охвата можно разделить на две группы:
макроинструменты;
микроинструменты.
Макроинструменты представляют из себя систему дифференцированных по регионам финансово-экономических параметров. Цель этих параметров - стимулирование развития отдельных регионов. (региональная дифференциация политики налогов и расходов; региональная дифференциация монетарной политики (льготные кредиты и др.); региональная дифференциация тарифов и инструментов контроля).
Микроинструменты представляют из себя средства воздействия непосредственно на субъекты хозяйствования. Всю совокупность микроинструментов можно распределить по следующим группам:
стимулирование переориентации рабочей силы;
стимулирование пространственного перемещения рабочей силы;
стимулирующие налоги и субсидии;
стимулирование повышения эффективности рынка капитала;
улучшение эффективности управления предприятиями;
административный контроль.
Вся совокупность макро и микроинструментов формализуется в региональную политику.
Говоря о механизмах реализации государственной стратегии и регионального развития, следует выделить общегосударственные и другие программы, включая федеральные программы помощи депрессивным регионам, развития приграничных регионов. Основу этих программ должна составить государственная концепция социально-экономического развития и экологической безопасности регионов, которая включает также принципы освоения природные ресурсов, социальные условия природопользования в зоне Севера и приравненных к ней районов.
Региональная политика - система целей и задач органов гос власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.
Задачи гос региональной политики: *формирование единого экономического, социального и правового пространства на всей территории РФ, с учетом интересов SРФ;
*создание условий для обеспечения самодостаточного, сбалансированного и устойчивого экономического и социального развития каждого региона;
*создание условий для обеспечения равного качества жизни в различных регионах РФ
Механизм реализации включает нормативно-правовые, организационные, экономические средства и методы воздействия на управляемый объект и предполагает выработку соответствующих решений, создание управленческих структур, наличие необходимых ресурсов. Эффективность выполнения мероприятий зависит от реалистичности поставленных целей, взаимодействия всех участников, поддержки целей социальными группами.
Во взаимоотношениях с федеральными органами гос власти все субъекты РФ между собой равноправны.
В рамках административной реформы существует концепция об укрупнении регионов
Государственная политика отдельного региона - это часть политики уровня РФ. Она строится на основе общегосударственного планирования (ФЦП).
В настоящее время практически во всех регионах идет политика в сфере информатизации деятельности, направленная на формирование единого информационного пространства.
Органы: Президент, Правительство, Совет Федерации, Мин регионального развития РФ.
- 1. Местное самоуправление в рф: концепция, признаки, правовые основы, территориальная организация.
- 3. Местное самоуправление и государство: взаимоотношения, предметы ведения и полномочия, гос.Поддержка и гарантии, контроль и надзор.
- 4. Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования.
- 5. Финансово-экономическая основа местного самоуправления: экономические функции, методы регулирования, экономические ресурсы.
- 6. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении: территориальное общественное самоуправление (тос)
- 7. Организация деятельности муниципальной власти: структура, организация работы, кадровое и информационное обеспечение.
- Муниципальная служба: признаки, регламент, должности, обязанности, права и гарантии муниципальных служащих.
- Муниципальное управление градообслуживающей и социальной сферой.
- Муниципальное управление в городах федерального значения и его особенности.
- 11. Система регионального управления: структура, механизмы формирования и развития. Межрегиональное взаимодействие.
- 12. Территориальная организация хозяйства: закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил, направления и методы анализа и прогнозирования.
- 13. Бюджетно-налоговый потенциал региона: структура, оценка, источники роста.
- 14. Государственная региональная политика: принципы, механизмы, методы.
- 15. Производственно ресурсный потенциал регионов: структура, методы формирования и эффективность использования.
- 16. Рыночное равновесие и государство. Производственный и потребительский оптимум.
- 17. Тенденции численности населения в рф: динамика факторы. Естественное и механическое движение населения.
- 18. Урбанизация и особенности расселения в России: этапы показатели, факторы, современное состояние.
- 19. Современные формы территориальной организации населения и их региональные различия.
- 20. Городские и сельские поселения: классификация и функции. Городское и сельское население рф и особенности его размещения.
- 21. Территориальные особенности размещения и организации отраслей промышленности.
- 42. Управление депрессивными территориями: содержание, формы, организация.
- Расходы государственного (муниципального) бюджета: текущее финансирование, бюджет развития и целевые бюджетные фонды.
- Межбюджетные отношения: трансферты, фонды финансовой поддержки, методы выравнивания бюджетной обеспеченности.
- Государственные (муниципальные) займы: управление ценными бумагами.
- Муниципальное хозяйство: состав, особенности функционирования, цели и тенденции развития.
- Государственный и муниципальный сектора экономики: понятие, структура и роль в национальной экономике.
- Модели формирования и управления госсектором в России и за рубежом.
- Управление государственными (муниципальными) унитарными предприятиями и учреждениями.
- 36. Основной и оборотный капитал государственных и муниципальных предприятий и организаций: сущность, структура, показатели эффективности использования.
- 37. Издержки производства и реализации продукции: понятие, состав. Смета затрат и калькуляция себестоимости продукции.
- 38.Финансовые результаты деятельности государственных и муниципальных предприятий и организаций. Распределение прибыли на предприятии.
- 39.Цены и тарифы на продукцию (услуги) государственных и муниципальных предприятий. Ценовые стратегии. Государственное регулирование цен, антимонопольная политика.
- Государственный и муниципальный заказ: механизм формирования и размещения.
- 41.Планирование производства продукции и предоставления услуг населению государственными и муниципальными предприятиями. Система социального нормирования.
- Бюджетный анализ: цели, виды, основные показатели. Оценка устойчивости территориальных бюджетов.
- Государственное и муниципальное имущество: состав, порядок и источники формирования.
- Государственный и муниципальный долг: структура, основы управления.
- Антикризисное управление в государственных и муниципальных предприятиях.
- Способы и методы управления государственной и муниципальной собственностью: состояние, тенденции и перспективы развития.
- 49. Управление государственной (муниципальной) недвижимостью (земельными ресурсами).
- 50. Государственная политика преследует следующие стратегические и тактические цели:
- 51. Управление акциями, долями государства в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ.
- 54. Государственная инновационная политика: цели, принципы, механизмы реализации. Разработка государственной инновационной политики.
- 1) Создание условий по стимулированию конкуренции через антимонопольное законодательство;
- 2) Информатизация общества, доступность предприятий всех форм собственности к единому информационному пространству;
- 3) Стандартизация и сертификация продукции и услуг.
- 55. Инновационный проект: особенности разработки, реализации и оценка эффективности.
- 1) Постановка целей и разработка концепции проекта;
- 2) Планирование проекта;
- 3) Оформление проектно-сметной документации. План реализации инновационного проекта.
- 56. Инновационное развитие территории: стратегия, программа, структура управления.
- Государство как общественное явление. Классификация государств по формам правления, политико-территориального устройства, политическим режимам.
- 52. Позиционирование, территориальный продукт, оценка конкурентоспособности и маркетинговая среда регионов.
- 53. Маркетинг территории: сущность, составляющие, инструменты и стратегии
- Государство как общественное явление. Классификация государств по формам правления, политико-территориального устройства, политическим режимам.
- Государство как субъект управления. Функции государства. Государственная власть - государственный аппарат: понятия, структура.
- 59.Россия на пути к демократическому государству: проблемы, конституционные основы демократии.
- 60. Государственное управление как система. Специфика и закономерности функционирования сгу.
- 61.Институциализация государственной власти на федеральном уровне.
- 62.Уровни публичной власти и территориального управления в российском государстве.
- 63.Государственная политика: понятие, виды, закономерности формирования.
- 64. Современные концепции, взгляды на сущность государственно-административного управления. «New public management».
- 65. Целеполагание и цели в государственном (муниципальном) управлении. Ресурсы органов исполнительной власти.
- 66. Функции управления. Оптимизация функциональной составляющей органов исполнительной власти.
- 67. Управленческая деятельность как процесс: формы, процедуры.
- 70. Политический конфликт и его сущность. Специфика политических конфликтов в современной России.
- 68. Административный и служебный контроль в системе исполнительной власти.
- 69. Сущность, виды, структура, этапы политического процесса. Особенности политического процесса в современной России.
- Политический менеджмент как основа эффективной и результативной имплементации политических решений.
- Цели, задачи, принципы и направления деятельности pr - служб в органах государственной власти и местного самоуправления.
- Информационные процессы в обществе и информационная политика государства. Проблемы и тенденции развития.
- Политическая культура в процессе взаимодействия власти и общества.
- Государственная власть и государственное управление в истории России: общее и особенное в формировании государственных отношений.
- Особенности политической культуры России и их влияние на формирование национальных моделей власти и управления. Особенности формирования правящей элиты в России.
- Реформы государственного управления в истории России: закономерности и национальные особенности модернизации «вдогонку».
- Служебная этика руководителя. Этика приказов и поручений.
- Современные проблемы культуры управления на государственной службе.
- Российская Федерация в системе глобальных отношений. Основные показатели геополитического статуса России.
- Цивилизационная геополитика: состав и характеристика мировой системы цивилизаций, место России в ней.
- Глобализация как объективный и субъективный процесс. Виды глобализации, место России в ней.
- Избирательная кампания: этапы, механизмы и ресурсы.
- 85. Основные пути повышения политической активности граждан России.
- 86. Система и принципы организации государственной службы в Российской Федерации и их развитие в условиях административной реформы.
- 1. Принцип федерализма (единство системы госслужбы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами госвласти субъектов рф )
- 4. Принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службу субъектов Российской Федерации.(единство стажа, доступ к соц гарантиям)
- 87. Правовой статус государственного гражданского служащего: его права, обязанности, ограничения и запреты, связанные с несением государственной гражданской службы.
- Поступление на госслужбу
- 2. Служебный контракт – основа деятельности госслужащего.
- Политическая стратегия: понятие, сущность, элементы и анализ политической ситуации.
- Классические модели стратегического управления и варианты их применения в зависимости от стратегических подходов.
- 4. Модель ge/MсKinsey и Томпсона-Стрикленда.
- Стратегическое планирование: понятие, сущность, процесс и политика оценки стратегического планирования и его реализация.
- 93/ Методы социального прогнозирования и их применение в системе прогнозов социально-экономической стратегии государства.
- Государственное управление как разновидность социального. Модели социального управления, интересы и их реализация в социальном управлении.
- Государственный интерес и его основные составляющие. Основные государственные интересы современной России.
- Понятия управленческого решения и лпр. Признаки управленческого решения.
- Типовой алгоритм разработки управленческих решений в органах ГиМу.
- Целевые технологии в процессе разработки управленческих решений в органах ГиМу.