logo
мегашпора

65. Целеполагание и цели в государственном (муниципальном) управлении. Ресурсы органов исполнительной власти.

Любая система проявляется в процессе своего функционирования. Управление – это вторичная по отношению к обществу система и, следовательно, ее функции должны быть полезны для общества, социально значимы.

В системе государственного управления функции производны от целей, а управление начинается с целеполагания.

Целеполагание – этап управленческого цикла, процесс обоснования целей развития на основе анализа общественных потребностей и реальных возможностей; охватывает период от выявления проблемы до ее решения.

Целеполагание имеет свои закономерности, обязательные процедуры («правило 5П»):

  1. Объективация потребностей общества/отраслиУправлять – уметь просчитывать

  2. Субъективация (мыслительный процесс управленца – моделирование новой ситуации самостоятельно и в группе, сопоставление с внешней средой)Управлять – уметь предвидеть

  3. Прогнозирование (поиск оптимального решения)Управлять – уметь прогнозировать

  4. Программирование (создание проектов, НПА, программы действий)Управлять – уметь программировать

  5. Планирование (выделение структурных элементов: виды/содержание работ, ответственность, сроки, формы отчетности, ресурсы)Управлять – уметь планировать

У гос органов различаются три вида целей:

Цели-задания — это собственно управ­ленческие цели, т. е. цели управления социальной системой. Закрепляются в положении. В них отражается назначение данного органа, место и роль в системе госуправления.

Цели-ориентации отражают общие интересы членов коллектива, призванного осуществлять поставленные цели-задания.

Цели самосохранения стремление со­хранить свою целостность и стабильность, равновесие во взаимодей­ствии с окружающей средой. Совершенствование своей структуры, обеспечение необходимыми ресурсами и т. д.

Указанные цели могут быть и взаимодополняемыми, и противоречащими одна другой. Цель руководителя – подчинить все цели базовой, что бы она не стерлась.

Кроме видовой классификации можно построить логическое «древо» целей. Стволом являют­ся стратегические цели-задания. Стратегические развертываются в оперативные, фиксирующие крупные ветви (блоки) действий по достижению стратегии, оперативные — в тактические, определяющие конкретные действия по достижению первых и вто­рых целей.

Выделяют цели: приоритетные, главные, обеспечивающие.

Цели различают по объему — общие, частные; по результатам — конечные и промежуточные; по времени — отдаленные, близкие и непосредственные; по содержанию — общественно-по­литические, экономические, социальные; по отношению к стратегическим целям — ведущие, основные и побочные.

После целеполагания важнейшим элементом в госуправлении являются ресурсы.

Ресурсы органов госуправления — это все средства, методы, блага обеспечивающие процесс управления. Включают:ресурс права, законодательство + правовая культура людей; ресурс демократии система самооргани­зации жизни людей на основе их прав и свобод; ресурс организации упорядоченная, рациональная система госуправления; ресурс знания (кадров и общества)

Каждый орган выполняет определенную часть задач государства. Производными от этих задач являются функции государственных органов, т.е. конкретные виды деятельности для решения этих задач. Если цели ориентированы на конечный результат деятельности, то функции – на процесс достижения цели.

Цели обуславливают функции, а функции – структуру.

Виды:

1) Инфрафункции – публичные, внешние; Интрафункции – внутриорганизационная деятельность

2) Политические характеризуют ведомство как институт, осуществляющий гос управление с пра­вом издания НПА в своей сфере. Административные характеризуют ведомство как инсти­тут, осуществляющий: а) функции по контролю и надзору за исполне­нием общеобязательных правил поведения и б) предоставляющий го­суслуги ФиЮл.

3) руководящие, регулирующие, расчетно-информационно-регулирующие, организационные, контрольные.

4) органические, несвойственные, избыточные

Функции связаны с компетенцией - круг полномочий органа или лица.

Полномочия – радиус возможных действий.