Классические модели стратегического управления и варианты их применения в зависимости от стратегических подходов.
Классические модели стратегического управления:
1. Гарвардская модель. Основной базовой моделью разработки стратегического управления принято считать модель Гарвардской школы бизнеса, лидером которой считается Г. Минцберг, который называет эту модель «моделью школы проектирования».
Согласно этой модели процесс стратегического управления представляет собой некую точку пересечения выявленных возможностей и угроз внешней деловой окружающей среды, которые выражаются в форме ключевых факторов успеха, и сильных и слабых сторон ресурсного потенциала фирмы, выраженных в отличительных способностях к развитию. Возможности внешней деловой окружающей среды могут быть востребованы за счет реализации сильных сторон ресурсного потенциала предприятия. В свою очередь, необходимо выявить угрозы внешней окружающей деловой среды, а слабые стороны ресурсного потенциала свести к минимуму.
В основу построения данной модели стратегического управления положены следующие основные методологические принципы:
Процесс формирования стратегии развития фирмы должен быть контролируемым, осознанным процессом мышления.
Руководство процессом формирования стратегии развития фирмы должен осуществлять топ-менеджер. Исполнительный директор должен быть своеобразным «архитектором» стратегии, а также определять, кто конкретно еще будет привлекаться к процессу стратегического планирования.
Модель формирования стратегического управления должна быть достаточно простой и информативной.
Любая стратегия развития фирмы уникальна и рассматривается в качестве результата созидательного проектирования. Последнее означает, что стратегия должна содержать в себе концептуальные, отличительные цели данной фирмы, особенности ее развития, а не формироваться по некоему шаблону.
Процесс формулирования стратегии должен завершаться лишь тогда, когда альтернативные стратегии имеют полное описание и осуществлен окончательный выбор лучшей из них.
Любая стратегия развития фирмы должна сочетать простоту восприятия и полноту выражения, а также описываться ясным и доступным языком.
Стратегия развития любой фирмы должна предусматривать разработку определенного механизма ее реализации.
2. Модель И. Ансоффа. Модель формирования стратегического управления, предложенная И. Ансоффом, имеет два принципиальных отличия от модели Гарвардской группы. Во-первых, в процесс стратегического управления вводится понятие формализованных целей в отличие от неявно выраженных ценностей высшего руководства в модели Гарвардской группы. Во-вторых, он предпринял попытку описания процесса стратегического управления в виде определенной формализованной блок-схемы, которая предполагает подробную разработку списков факторов, учитываемых в процессе принятия решений и расставляемых в приоритетном порядке с приданием им весовых коэффициентов, а также различных диаграмм и правил выбора той или иной альтернативы.
Согласно этой модели процесс стратегического управления начинается с определения первоначальных целей развития предприятия, которые являются реакцией на внешние сегменты. В соответствии с этими целями проводится анализ и оценка ресурсного потенциала предприятия и внешней деловой окружающей среды. Целью такого рода анализа является выявление возможностей для принятия основных стратегических решений по дальнейшему проникновению на рынки сбыта и диверсификации производства.
По мнению И. Ансоффа, процессу разработки стратегии диверсификации на предприятии должно предшествовать принятие стратегического решения, связанного с обеспечением системного эффекта от всех элементов, образующих его организационную структуру. На основе такого стратегического решения формируются конкретные стратегии расширения рынка сбыта для уже производимых предприятием товаров. В своей сумме или по отдельности эти стратегии формируют общую стратегию для предприятия. Вместе с тем, как считает И. Ансофф, в целях обеспечения целостности стратегический план развития предприятия должен содержать также финансовую и административную стратегии. Причем финансовая стратегия представляет собой совокупность правил и средств, направленных на обеспечение прироста финансового потенциала предприятия. В свою очередь, административная стратегия предполагает набор правил по организационному развитию предприятия.
3. Модель BCG. Модель Бостонской консультативной группы (ВСG) представляет собой отображение позиции организации в стратегическом пространстве, которое задается двумя координатными осями. Горизонтальная ось - это измерение относительной доли рынка организации по сравнению с основными конкурентами. Вертикальная ось - измерение темпов прироста рынка соответствующего продукта.
В соответствии с матрицей BCG ключевым показателем, используемым для принятия решений по определению стратегических перспектив конкретных бизнесов, является рост рынка, т.е. рост потребительского спроса на продукт организации. Для каждого бизнеса делается оценка будущих темпов роста рынка, рассчитывается доля рынка и соответствующие значения заносятся в один их квадрантов матрицы ВСG. Положение продукта фирмы отмечается кругом, диаметр которого пропорционален объему продаж.
Модель ВСG предлагает следующий типовой набор стратегических решений по конкретным бизнесам в зависимости от их попадания в тот или иной квадрант матрицы:
1 – «Звезды» надо оберегать и усиливать, т.е. долю соответствующего бизнеса на данном рынке в заданной стратегической перспективе следует сохранять или увеличивать;
2 – «Дойных коров» необходимо беречь, по таким бизнесам следует установить оптимальные инвестиции на стратегическую перспективу и жестко их контролировать, а относительный избыток денежной наличности - направлять на развитие других бизнесов;
3 – «Трудных детей» надо изучать специально, т.е. посредством целевых инвестиций в ближайшей перспективе попытаться перевести в «Звёзды» или сохранить уже имеющуюся долю рынка, постараться укрепить данный конкретный бизнес;
4 - от «Собак» следует избавляться, т.е. соответствующие бизнесы в стратегическом периоде или ликвидируются, или сокращаются (если нет каких-то других особых причин для их сохранения).
Матрица ВСG помогает решить два типовых стратегических вопроса.
1. Достижение какой рыночной позиции надо поставить как цель для данного конкретного бизнеса в заданной стратегической перспективе?
2. В какие конкретные бизнесы в данный стратегический период надо направить инвестиции, которые сформированы, в том числе, и за счет доходов от других конкретных бизнесов?
Довольно долгая практика использования модели BCG выявила как ее плюсы, так и минусы, а также определила достаточно четкие границы ее применения. К существенным предпосылкам или ограничениям модели BCG в первую очередь относятся следующие:
во-первых, продукты в рассматриваемой стратегической перспективе должны оставаться в неизменных, одинаковых фазах своего жизненного цикла;
во-вторых, в заданной стратегической перспективе исключаются все значимые факторы внешней среды, которые могут изменить динамику роста организации;
в-третьих, в рассматриваемой стратегической перспективе развитие конкуренции должно происходить так, чтобы для определения будущей рыночной позиции организации оказывалось бы достаточным знать значения только относительной доли рынка.
- 1. Местное самоуправление в рф: концепция, признаки, правовые основы, территориальная организация.
- 3. Местное самоуправление и государство: взаимоотношения, предметы ведения и полномочия, гос.Поддержка и гарантии, контроль и надзор.
- 4. Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования.
- 5. Финансово-экономическая основа местного самоуправления: экономические функции, методы регулирования, экономические ресурсы.
- 6. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении: территориальное общественное самоуправление (тос)
- 7. Организация деятельности муниципальной власти: структура, организация работы, кадровое и информационное обеспечение.
- Муниципальная служба: признаки, регламент, должности, обязанности, права и гарантии муниципальных служащих.
- Муниципальное управление градообслуживающей и социальной сферой.
- Муниципальное управление в городах федерального значения и его особенности.
- 11. Система регионального управления: структура, механизмы формирования и развития. Межрегиональное взаимодействие.
- 12. Территориальная организация хозяйства: закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил, направления и методы анализа и прогнозирования.
- 13. Бюджетно-налоговый потенциал региона: структура, оценка, источники роста.
- 14. Государственная региональная политика: принципы, механизмы, методы.
- 15. Производственно ресурсный потенциал регионов: структура, методы формирования и эффективность использования.
- 16. Рыночное равновесие и государство. Производственный и потребительский оптимум.
- 17. Тенденции численности населения в рф: динамика факторы. Естественное и механическое движение населения.
- 18. Урбанизация и особенности расселения в России: этапы показатели, факторы, современное состояние.
- 19. Современные формы территориальной организации населения и их региональные различия.
- 20. Городские и сельские поселения: классификация и функции. Городское и сельское население рф и особенности его размещения.
- 21. Территориальные особенности размещения и организации отраслей промышленности.
- 42. Управление депрессивными территориями: содержание, формы, организация.
- Расходы государственного (муниципального) бюджета: текущее финансирование, бюджет развития и целевые бюджетные фонды.
- Межбюджетные отношения: трансферты, фонды финансовой поддержки, методы выравнивания бюджетной обеспеченности.
- Государственные (муниципальные) займы: управление ценными бумагами.
- Муниципальное хозяйство: состав, особенности функционирования, цели и тенденции развития.
- Государственный и муниципальный сектора экономики: понятие, структура и роль в национальной экономике.
- Модели формирования и управления госсектором в России и за рубежом.
- Управление государственными (муниципальными) унитарными предприятиями и учреждениями.
- 36. Основной и оборотный капитал государственных и муниципальных предприятий и организаций: сущность, структура, показатели эффективности использования.
- 37. Издержки производства и реализации продукции: понятие, состав. Смета затрат и калькуляция себестоимости продукции.
- 38.Финансовые результаты деятельности государственных и муниципальных предприятий и организаций. Распределение прибыли на предприятии.
- 39.Цены и тарифы на продукцию (услуги) государственных и муниципальных предприятий. Ценовые стратегии. Государственное регулирование цен, антимонопольная политика.
- Государственный и муниципальный заказ: механизм формирования и размещения.
- 41.Планирование производства продукции и предоставления услуг населению государственными и муниципальными предприятиями. Система социального нормирования.
- Бюджетный анализ: цели, виды, основные показатели. Оценка устойчивости территориальных бюджетов.
- Государственное и муниципальное имущество: состав, порядок и источники формирования.
- Государственный и муниципальный долг: структура, основы управления.
- Антикризисное управление в государственных и муниципальных предприятиях.
- Способы и методы управления государственной и муниципальной собственностью: состояние, тенденции и перспективы развития.
- 49. Управление государственной (муниципальной) недвижимостью (земельными ресурсами).
- 50. Государственная политика преследует следующие стратегические и тактические цели:
- 51. Управление акциями, долями государства в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ.
- 54. Государственная инновационная политика: цели, принципы, механизмы реализации. Разработка государственной инновационной политики.
- 1) Создание условий по стимулированию конкуренции через антимонопольное законодательство;
- 2) Информатизация общества, доступность предприятий всех форм собственности к единому информационному пространству;
- 3) Стандартизация и сертификация продукции и услуг.
- 55. Инновационный проект: особенности разработки, реализации и оценка эффективности.
- 1) Постановка целей и разработка концепции проекта;
- 2) Планирование проекта;
- 3) Оформление проектно-сметной документации. План реализации инновационного проекта.
- 56. Инновационное развитие территории: стратегия, программа, структура управления.
- Государство как общественное явление. Классификация государств по формам правления, политико-территориального устройства, политическим режимам.
- 52. Позиционирование, территориальный продукт, оценка конкурентоспособности и маркетинговая среда регионов.
- 53. Маркетинг территории: сущность, составляющие, инструменты и стратегии
- Государство как общественное явление. Классификация государств по формам правления, политико-территориального устройства, политическим режимам.
- Государство как субъект управления. Функции государства. Государственная власть - государственный аппарат: понятия, структура.
- 59.Россия на пути к демократическому государству: проблемы, конституционные основы демократии.
- 60. Государственное управление как система. Специфика и закономерности функционирования сгу.
- 61.Институциализация государственной власти на федеральном уровне.
- 62.Уровни публичной власти и территориального управления в российском государстве.
- 63.Государственная политика: понятие, виды, закономерности формирования.
- 64. Современные концепции, взгляды на сущность государственно-административного управления. «New public management».
- 65. Целеполагание и цели в государственном (муниципальном) управлении. Ресурсы органов исполнительной власти.
- 66. Функции управления. Оптимизация функциональной составляющей органов исполнительной власти.
- 67. Управленческая деятельность как процесс: формы, процедуры.
- 70. Политический конфликт и его сущность. Специфика политических конфликтов в современной России.
- 68. Административный и служебный контроль в системе исполнительной власти.
- 69. Сущность, виды, структура, этапы политического процесса. Особенности политического процесса в современной России.
- Политический менеджмент как основа эффективной и результативной имплементации политических решений.
- Цели, задачи, принципы и направления деятельности pr - служб в органах государственной власти и местного самоуправления.
- Информационные процессы в обществе и информационная политика государства. Проблемы и тенденции развития.
- Политическая культура в процессе взаимодействия власти и общества.
- Государственная власть и государственное управление в истории России: общее и особенное в формировании государственных отношений.
- Особенности политической культуры России и их влияние на формирование национальных моделей власти и управления. Особенности формирования правящей элиты в России.
- Реформы государственного управления в истории России: закономерности и национальные особенности модернизации «вдогонку».
- Служебная этика руководителя. Этика приказов и поручений.
- Современные проблемы культуры управления на государственной службе.
- Российская Федерация в системе глобальных отношений. Основные показатели геополитического статуса России.
- Цивилизационная геополитика: состав и характеристика мировой системы цивилизаций, место России в ней.
- Глобализация как объективный и субъективный процесс. Виды глобализации, место России в ней.
- Избирательная кампания: этапы, механизмы и ресурсы.
- 85. Основные пути повышения политической активности граждан России.
- 86. Система и принципы организации государственной службы в Российской Федерации и их развитие в условиях административной реформы.
- 1. Принцип федерализма (единство системы госслужбы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами госвласти субъектов рф )
- 4. Принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службу субъектов Российской Федерации.(единство стажа, доступ к соц гарантиям)
- 87. Правовой статус государственного гражданского служащего: его права, обязанности, ограничения и запреты, связанные с несением государственной гражданской службы.
- Поступление на госслужбу
- 2. Служебный контракт – основа деятельности госслужащего.
- Политическая стратегия: понятие, сущность, элементы и анализ политической ситуации.
- Классические модели стратегического управления и варианты их применения в зависимости от стратегических подходов.
- 4. Модель ge/MсKinsey и Томпсона-Стрикленда.
- Стратегическое планирование: понятие, сущность, процесс и политика оценки стратегического планирования и его реализация.
- 93/ Методы социального прогнозирования и их применение в системе прогнозов социально-экономической стратегии государства.
- Государственное управление как разновидность социального. Модели социального управления, интересы и их реализация в социальном управлении.
- Государственный интерес и его основные составляющие. Основные государственные интересы современной России.
- Понятия управленческого решения и лпр. Признаки управленческого решения.
- Типовой алгоритм разработки управленческих решений в органах ГиМу.
- Целевые технологии в процессе разработки управленческих решений в органах ГиМу.