logo
мегашпора

Управление государственными (муниципальными) унитарными предприятиями и учреждениями.

Унитарное предприятие - согласно ФЗ-161 – представляет собой коммерческую организацию, не наделенную правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме унитарных предприятии могут существовать только государственные или муниципальные предприятия.

Различают следующие виды унитарных предприятий:

- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ФГУП, ГУП и МУП); могут создавать филиалы и представительства.

- унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия).

Различия между указанными двумя видами унитарных предприятий состоит в видах реализуемых предприятиями целей (социально значимых или коммерческих), а также в свободе распоряжения имуществом, и механизмами финансирования.

Управление унитарными предприятиями двухуровневое:

- менеджментом предприятия (руководителем) предприятия ;

- собственником предприятия, которым может, соответственно, выступать РФ, СбРФ и МО.

Полномочия руководителя унитарного предприятия ограничены законодательством и сводятся, как правило, к проведению внутренней организационно-распорядительной работы – утверждение штатного расписания, прием и увольнение сотрудников, подбор и расстановка кадров, поиск клиентов и т.д. Руководитель (единоличный исполнительный орган) назначается собственником.

Однако, необходимо отметить, что права руководителя предприятия ограничены правами собственника имущества унитарного предприятия, которые устанавливаются законом в целях обеспечения сохранности и наиболее эффективного использования имущества, которым предприятия наделяются для реализации государственно значимых целей. Так, унитарное предприятие на праве х/в вправе распоряжаться движимым имуществом, а недвижимым только с согласия собственника. УП на праве о/у, т.е. казенные предприятия, распоряжаются любым видом им-ва только с согласия соб-ка. Но вправе самостоятельно реализовывать произведенную им продукцию. УП на праве х/в – несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Казенное предприятие – только денежными средствами.

Собственник Уп на х/в – не несет ответственность по обз-м предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность вызвана действиями собственника. В каз. Предприятиях – собственник несет субсидиарную ответственность при недостаточности им-ва предприятия.

Собственник УП решает вопросы создания, определения предмета и цели деятельности, реорганизации и ликвидации, назначения руководителя, имеет право на часть прибыли. Не имеет право изымать, передавать в аренду, распоряжаться имуществом. В казанных предприятиях – тоже самое + вправе изымать излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению им-во; доводить обязательные до исполнения заказы; утверждать смету доходов и расходов.

Государственное (Муниципальное) учреждение – некоммерческая организация, созданная органами государственной власти (местного самоуправления) для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из государственного (местного) бюджета на основе сметы доходов и расходов.

Учредителями создаваемых гос. и мун. учреждений являются Российская Федерация, субъект РФ или муниципальные образования.

Учреждение как юридическое лицо возникает на основе распорядительного акта органа власти. Единственный документ учредительный – устав.

Виды учреждений: бюджетное и автономное.

У. не обладает имуществом, принадлежащим ему на праве собственности. Имущество закрепляется за У. на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Право оперативного управления относится к ограниченным вещным правам, в соответствии с которым его обладатель не вправе самостоятельно, по своему усмотрению, отчуждать или иным образом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, а также имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете (ст. 298 ГК РФ). Автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым им-вом, остальным им-вом распоряжается самостоятельно. У. обязано использовать переданное ему в оперативное управление имущество в соответствии с целями создания, которые определяются собственником. В случае использования имущества, закрепленного за У., не по назначению, собственник (учредитель) вправе изъять это имущество и распорядиться им по своему усмотрению (ст. 296 ГК РФ).

Если в соответствии с учредительными документами У. предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение У. и учитываются на отдельном балансе.

Бюджетное У. отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам У. несет его собственник. Руководитель (единоличный исполнительный орган) Б.У. назначается соб-м. Доходы распределяются согласно Постановлению Правительства, ОГВ Сб РФ, ОВ МСУ. Субсидии и бюджетные кредиты не предоставляются. Б.У. не вправе осуществлять заимствования.

Автономное У. отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним им-вом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого им-ва. При этом собственник не несет никакой отв-ти по обяз-вам автономного У. Доходы А.У. полностью поступают в самостоятельное распоряжение У. и используются для достижения целей деятельности. Собственник им-ва не имеет права на часть прибыли А.У. А.У. осуществляет заимствования в виде субсидий и субвенций из соответствующих бюджетов.

СОВРЕМЕННАЯ ТЕНДЕНЦИЯ

Согласно документу, все государственные и муниципальные учреждения разделяются на три типа: казенные, автономные и бюджетные учреждения.

Казенные учреждения - государственные (муниципальные) учреждения нового типа, которые будут перечислять все доходы, полученные от приносящей доходы деятельности, в бюджет. При этом казенное учреждение будет отвечать по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, полученными в рамках сметного финансирования. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Согласно закону, перечень казенных учреждений будет ограничен. В их число войдут разнообразные военные ведомства, следственные изоляторы, исправительные учреждения, психиатрические больницы, лепрозории, учреждения ряда федеральных ведомств, в том числе противопожарной, миграционной и таможенной служб, Федеральной службы безопасности и т.д.

Все остальные госучреждения получат статус автономных и так называемых новых бюджетных учреждений. Для этого вводится упрощенный порядок изменения типа государственного и муниципального учреждения, не требующий реорганизации и предусматривающий лишь внесение соответствующих изменений в учредительные документы.

Автономное учреждение избавляется от необходимости отчитываться перед государством по заработанным средствам, а также получает право распоряжаться всем своим имуществом, за исключением особо ценного. При этом государство избавляется от ответственности за такое учреждение.

Новые бюджетные учреждения будут финансироваться на основе государственного задания в форме субсидии, а заключать крупные сделки смогут только с согласия учредителя (государства или региональной власти, муниципалитета). Бюджетное учреждение не будет иметь права открывать счета вне казначейской системы. Порядок ведения бухгалтерского учета в таких организациях будет устанавливаться Минфином России. Закон также лишает бюджетные учреждения права распоряжения недвижимым или особо ценным движимым имуществом, закрепленным за учреждением, а также тем имуществом, которое было приобретено за счет средств, выделенных учредителем на покупку такого имущества. Предполагается, что к бюджетным учреждениям будут отнесены медучреждения, школы, музеи, театры и другие государственные (муниципальные) учреждения.

Установлено, что бюджетное учреждение не может быть подвергнуто банкротству, но при накоплении долгов его руководитель может быть уволен.

Согласно новым поправкам, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него в оперативном управлении имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества учреждения, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Добавлено также положение о том, что бюджетные учреждения не вправе совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Ранее в законопроекте был только запрет бюджетным учреждениям размещать денежные средства на депозитах в банках. При этом автономные учреждения могут открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета в территориальных органах федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ.

В окончательном варианте закона уточнены также положения в части возможности оказания бюджетными учреждениями платных услуг сверх установленного госзадания. Установлено, что бюджетные учреждения могут осуществлять работы (оказывать услуги) за плату только сверх установленного госзаказом норматива. Эта поправка призвана избавить новые бюджетные учреждения от излишней коммерциализации.

Цель реформы: расширение самостоятельности, повышение эффективности, улучшение качества услуг, переход от тарифной оплаты труда к оплате «по результатам», переход от бюджетирования к софинансированию, повышение общей конкурентоспособности бюджетного сектора.