Государственные (муниципальные) займы: управление ценными бумагами.
Государственные заимствования Российской Федерации - займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.
Формы долговых обязательств. Государственные и муниципальные займы. Кредиты коммерческих банков. Бюджетные кредиты. Гарантии (поручительства) региональных и местных администраций по обязательствам других заемщиков. Обязательства юридических лиц, переоформленных в долговые обязательства субъекта Федерации и муниципального образования.
Формы заимствований:
облигационная - эмиссия долговых ценных бумаг (облигаций).
безоблигационная - кредиты и займы.
Эмиссия долговых ценных бумаг
Заемные средства государство или муниципалитет получает в результате размещения ценных бумаг. Долговые бумаги появились позднее кредитов, но в настоящее время представляют собой основную форму заимствований. Эмитентом выступает лицо, уполномоченное государством (органами местного самоуправления).
Виды ценных бумаг:
1) облигации – ЦБ, удостоверяющие право ее владельца на получение дохода по окончании срока ее обращения в виде номинальной стоимости облигации и заранее известного или легко прогнозируемого стабильного дохода в виде процентов от номинальной стоимости;
2) вексель содержит простое и ничем не обусловленное обязательство («обещание») векселедателя (простой вексель) или его предложение другому лицу (переводной вексель) уплатить указанную в нем сумму в обусловленный срок;
3) казначейское обязательство выпускается с целью финансирования дефицита бюджета. Эта ЦБ удостоверяет внесение ее держателем денежных средств в государственный бюджет, благодаря чему владелец бумаги приобретает право на получение фиксированного денежного дохода в течение всего срока владения обязательством. Выплата дохода производится ежегодно по купонам или при погашении обязательства путем начисления процентов к номиналу ежегодных выплат. Может приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставленные услуги, а также быть предметом залога.
Цели заимствований (ст. 103 БК) – неинфляционное финансирование бюджета:
1) покрытие дефицита бюджета;
2) погашение долговых обязательств, т.е. погашение задолженностей по предыдущим выпускам.
Типы облигаций:
по сроку обращения:
долгосрочные на период от 5 до 25 лет;
среднесрочные - на период от 1 до 5 лет;
краткосрочные - на период до 1 года;
по условиям погашения:
дисконтные (бескупонные). Имеют номинальную стоимость, которая выплачивается инвестору в момент погашения облигации. В процессе эмиссии такие облигации продаются со скидкой (дисконтом). Величина скидки определяется процентной ставкой по данной облигации. Единственный источник дохода для инвестора — разница между номиналом и ценой размещения. Годовая доходность по дисконтным облигациям, как правило, несколько ниже, чем по купонным;
купонные. Купон определяет проценты дополнительного дохода. Виды купонов: индексируемый (ставка изменяется пропорционально изменению другого финансового инструмента, например, курса иностранной валюты, доходности ОФЗ и т. п.); постоянный (ставки всех купонов одинаковы и известны при первичном размещении); фиксированный (ставки купонов не одинаковы, но известны при первичном размещении); переменный (ставки купонов могут быть неодинаковыми, и некоторые из них не известны при первичном размещении). Кроме того, встречаются "нулевой" купон и облигации, "погашение которых может проводиться не денежными средствами", а также "бескупонные облигации с начисляемым процентным доходом".
по форме обращения:
внутренние (субфедеральные и муниципальные);
внешние (федеральные и субфедеральные).
Сроки погашения определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет для субъекта федерации и 10 лет для муниципального образования.
Кредиты и займы (ЦБ, др.кредитные учреждения)
Особенности: переход права требования затруднен или полностью невозможен, на протяжении всего времени кредита (займа) кредитором выступает государство.
Преимущества: относительная безопасность заемщика от концентрации прав требования в руках нежелательных лиц.
Недостаток: ограничение возможностей реструктуризации.
Доля относительно невелика.
Синдицированные кредиты предоставляются двумя или более кредиторами - синдикатами (консорциумами) банков одному заемщику, т.е. одновременно, в рамках одного кредитного договора, привлекаются финансовые ресурсы различных крупных финансовых учреждений. Применяются не только на внешних рынках, но и для финансирования муниципалитетов и субъектов федерации.
Особенности: высокая гибкость условий кредитования и для кредитора, и для заемщика; продолжающийся характер финансирования, что ведет к снижению трансакционных издержек.
Двусторонние кредиты применяются при кредитовании национального правительства центральным (национальным) банком, при кредитовании государства и иногда муниципалитетов со стороны другого государства или международных финансовых институтов (мировой банк, МВФ, банки регионального развития).
Условия соглашения о кредите носят индивидуальный характер. В основном на муниципальном уровне.
Целевые займы – займы, привлекаемые государством или муниципалитетом для достижения определенной, строго локальной цели. Используются, когда надо решить отдельную задачу экономического или социального развития территории – сократить дефицит бюджета, закрыть предприятия убыточной отрасли, ликвидировать отставание отдельной отрасли или социальной инфраструктуры и др.
Классификация кредитов:
1) по сроку: краткосрочные (до 3 лет); среднесрочные (4-5 лет кредиты – преимущественная форма) – 41,7%, долгосрочные (6-10 лет) – 20,9%.
2) по схемам кредитования: автоматически возобновляемый кредит – 63,1%, срочный кредит (с фиксированным сроком погашения) – 20,2%, кредитная линия (периодические перечисления согласованных с банком сумм в пределах установленного лимита кредитования, выдается и гасится по частям в виде траншей, проценты выплачиваются регулярно) – 11,5% (доля увеличивается), другие гибкие схемы – 5,2% (кредит с возможностью досрочного погашения, кредит, предусматривающий амортизационное погашение основной части долга, мультивалютный кредит и др.). Доля гибких схем также увеличивается
Бюджетные кредиты (Минфин, ст. 93.2 БК)
Бюджетный кредит - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.
В связи с внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части отмены полномочий по бюджетному кредитованию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации прекращено предоставление бюджетных кредитов юридическим лицам из бюджетов субъектов РФ.
Фактически это означает, что бюджетные кредиты предоставляются одним уровнем бюджетной системы другому уровню бюджетной системы. Целью такого кредитования чаще всего является покрытие временных кассовых разрывов при исполнении бюджета, а также осуществление мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий.
Планирование бюджетного кредита осуществляется в процессе формирования бюджета на очередной финансовый год. При рассмотрении проекта бюджета в законодательном (представительном) органе власти анализируются параметры проекта программы предоставления бюджетных средств на возвратной основе по каждому виду расходов. При утверждении бюджета обязательно указываются: цели, на которые могут быть предоставлены бюджетные кредиты; условия и порядок их предоставления; лимиты выделения бюджетных кредитов на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года; ограничения по субъектам использования бюджетного кредита. По истечении бюджетного года составляется отчет о предоставлении и погашении бюджетного кредита (прилагается к отчету об исполнении бюджета). Финансовые органы несут ответственность за соблюдение установленного порядка предоставления заемщикам бюджетного кредита. Отклонение от этого порядка, допущенное финансовым органом, принятие в обеспечение бюджетного кредита низколиквидного имущества рассматриваются как нарушение бюджетного законодательства РФ и служат основанием для привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших выдачу бюджетного кредита с нарушением установленного порядка.
Управление займами происходит через программы гос/мун заимствований и программы гос/мун гарантий.
Государственная или муниципальная гарантия – способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого гарант (РФ, субъект РФ или муниципальное образование) дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично (это не прямое, а условное обязательство).
Письменная форма является обязательной!
В государственной или муниципальной гарантии должны быть указаны: (1) сведения о гаранте, включающие его наименование и наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта; (2) определение объема обязательств по гарантии.
Законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен перечень гарантий на сумму, превышающую 0,01% расходов соответствующего бюджета.
Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств. Предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Финансовый орган обязан провести проверку финансового состояния получателя гарантии.
Гарант несет субсидиарную ответственность по гарантированному обязательству. При исполнении получателем гарантии своих обязательств перед третьим лицом на соответствующую сумму сокращается государственный или муниципальный долг, что отражается в отчете об исполнении бюджета.
Ст. 110 БК. Программа государственных внутренних заимствований субъектов РФ, муниципальных образований представляет собой перечень внутренних заимствований на очередной финансовый год по их видам с указанием объема. В случае выпуска долговых обязательств с обеспечением их исполнения в виде обособленного имущества. Программа должна содержать количественные данные об эмиссии указанных обязательств, а также перечень имущества, которое может служить обеспечением. Программа представляется в виде приложения к проекту закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год. В программу обязательно включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если они не утратили силу.
Программа государственных гарантий. Эта программа в валюте РФ предполагает перечень предоставляемых гос/мун гарантий в рублях с указанием:
- общего объема гарантий
- направления/цели гарантий с указанием объема гарантий по каждому направлению
- общего объема бюджетных ассигнований, которые должны быть предусмотрены в очередном финн году на исполнение гарантий по возможным гарантийным случаям
Также должно быть предусмотрено каждое направление гарантий, объем которых не должен превышать:
- 1млрд. руб. – для гарантий РФ
- 10 млн.руб. – для СРФ
- 100 тыс. руб. – для М. О.
- 1. Местное самоуправление в рф: концепция, признаки, правовые основы, территориальная организация.
- 3. Местное самоуправление и государство: взаимоотношения, предметы ведения и полномочия, гос.Поддержка и гарантии, контроль и надзор.
- 4. Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования.
- 5. Финансово-экономическая основа местного самоуправления: экономические функции, методы регулирования, экономические ресурсы.
- 6. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении: территориальное общественное самоуправление (тос)
- 7. Организация деятельности муниципальной власти: структура, организация работы, кадровое и информационное обеспечение.
- Муниципальная служба: признаки, регламент, должности, обязанности, права и гарантии муниципальных служащих.
- Муниципальное управление градообслуживающей и социальной сферой.
- Муниципальное управление в городах федерального значения и его особенности.
- 11. Система регионального управления: структура, механизмы формирования и развития. Межрегиональное взаимодействие.
- 12. Территориальная организация хозяйства: закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил, направления и методы анализа и прогнозирования.
- 13. Бюджетно-налоговый потенциал региона: структура, оценка, источники роста.
- 14. Государственная региональная политика: принципы, механизмы, методы.
- 15. Производственно ресурсный потенциал регионов: структура, методы формирования и эффективность использования.
- 16. Рыночное равновесие и государство. Производственный и потребительский оптимум.
- 17. Тенденции численности населения в рф: динамика факторы. Естественное и механическое движение населения.
- 18. Урбанизация и особенности расселения в России: этапы показатели, факторы, современное состояние.
- 19. Современные формы территориальной организации населения и их региональные различия.
- 20. Городские и сельские поселения: классификация и функции. Городское и сельское население рф и особенности его размещения.
- 21. Территориальные особенности размещения и организации отраслей промышленности.
- 42. Управление депрессивными территориями: содержание, формы, организация.
- Расходы государственного (муниципального) бюджета: текущее финансирование, бюджет развития и целевые бюджетные фонды.
- Межбюджетные отношения: трансферты, фонды финансовой поддержки, методы выравнивания бюджетной обеспеченности.
- Государственные (муниципальные) займы: управление ценными бумагами.
- Муниципальное хозяйство: состав, особенности функционирования, цели и тенденции развития.
- Государственный и муниципальный сектора экономики: понятие, структура и роль в национальной экономике.
- Модели формирования и управления госсектором в России и за рубежом.
- Управление государственными (муниципальными) унитарными предприятиями и учреждениями.
- 36. Основной и оборотный капитал государственных и муниципальных предприятий и организаций: сущность, структура, показатели эффективности использования.
- 37. Издержки производства и реализации продукции: понятие, состав. Смета затрат и калькуляция себестоимости продукции.
- 38.Финансовые результаты деятельности государственных и муниципальных предприятий и организаций. Распределение прибыли на предприятии.
- 39.Цены и тарифы на продукцию (услуги) государственных и муниципальных предприятий. Ценовые стратегии. Государственное регулирование цен, антимонопольная политика.
- Государственный и муниципальный заказ: механизм формирования и размещения.
- 41.Планирование производства продукции и предоставления услуг населению государственными и муниципальными предприятиями. Система социального нормирования.
- Бюджетный анализ: цели, виды, основные показатели. Оценка устойчивости территориальных бюджетов.
- Государственное и муниципальное имущество: состав, порядок и источники формирования.
- Государственный и муниципальный долг: структура, основы управления.
- Антикризисное управление в государственных и муниципальных предприятиях.
- Способы и методы управления государственной и муниципальной собственностью: состояние, тенденции и перспективы развития.
- 49. Управление государственной (муниципальной) недвижимостью (земельными ресурсами).
- 50. Государственная политика преследует следующие стратегические и тактические цели:
- 51. Управление акциями, долями государства в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ.
- 54. Государственная инновационная политика: цели, принципы, механизмы реализации. Разработка государственной инновационной политики.
- 1) Создание условий по стимулированию конкуренции через антимонопольное законодательство;
- 2) Информатизация общества, доступность предприятий всех форм собственности к единому информационному пространству;
- 3) Стандартизация и сертификация продукции и услуг.
- 55. Инновационный проект: особенности разработки, реализации и оценка эффективности.
- 1) Постановка целей и разработка концепции проекта;
- 2) Планирование проекта;
- 3) Оформление проектно-сметной документации. План реализации инновационного проекта.
- 56. Инновационное развитие территории: стратегия, программа, структура управления.
- Государство как общественное явление. Классификация государств по формам правления, политико-территориального устройства, политическим режимам.
- 52. Позиционирование, территориальный продукт, оценка конкурентоспособности и маркетинговая среда регионов.
- 53. Маркетинг территории: сущность, составляющие, инструменты и стратегии
- Государство как общественное явление. Классификация государств по формам правления, политико-территориального устройства, политическим режимам.
- Государство как субъект управления. Функции государства. Государственная власть - государственный аппарат: понятия, структура.
- 59.Россия на пути к демократическому государству: проблемы, конституционные основы демократии.
- 60. Государственное управление как система. Специфика и закономерности функционирования сгу.
- 61.Институциализация государственной власти на федеральном уровне.
- 62.Уровни публичной власти и территориального управления в российском государстве.
- 63.Государственная политика: понятие, виды, закономерности формирования.
- 64. Современные концепции, взгляды на сущность государственно-административного управления. «New public management».
- 65. Целеполагание и цели в государственном (муниципальном) управлении. Ресурсы органов исполнительной власти.
- 66. Функции управления. Оптимизация функциональной составляющей органов исполнительной власти.
- 67. Управленческая деятельность как процесс: формы, процедуры.
- 70. Политический конфликт и его сущность. Специфика политических конфликтов в современной России.
- 68. Административный и служебный контроль в системе исполнительной власти.
- 69. Сущность, виды, структура, этапы политического процесса. Особенности политического процесса в современной России.
- Политический менеджмент как основа эффективной и результативной имплементации политических решений.
- Цели, задачи, принципы и направления деятельности pr - служб в органах государственной власти и местного самоуправления.
- Информационные процессы в обществе и информационная политика государства. Проблемы и тенденции развития.
- Политическая культура в процессе взаимодействия власти и общества.
- Государственная власть и государственное управление в истории России: общее и особенное в формировании государственных отношений.
- Особенности политической культуры России и их влияние на формирование национальных моделей власти и управления. Особенности формирования правящей элиты в России.
- Реформы государственного управления в истории России: закономерности и национальные особенности модернизации «вдогонку».
- Служебная этика руководителя. Этика приказов и поручений.
- Современные проблемы культуры управления на государственной службе.
- Российская Федерация в системе глобальных отношений. Основные показатели геополитического статуса России.
- Цивилизационная геополитика: состав и характеристика мировой системы цивилизаций, место России в ней.
- Глобализация как объективный и субъективный процесс. Виды глобализации, место России в ней.
- Избирательная кампания: этапы, механизмы и ресурсы.
- 85. Основные пути повышения политической активности граждан России.
- 86. Система и принципы организации государственной службы в Российской Федерации и их развитие в условиях административной реформы.
- 1. Принцип федерализма (единство системы госслужбы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами госвласти субъектов рф )
- 4. Принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службу субъектов Российской Федерации.(единство стажа, доступ к соц гарантиям)
- 87. Правовой статус государственного гражданского служащего: его права, обязанности, ограничения и запреты, связанные с несением государственной гражданской службы.
- Поступление на госслужбу
- 2. Служебный контракт – основа деятельности госслужащего.
- Политическая стратегия: понятие, сущность, элементы и анализ политической ситуации.
- Классические модели стратегического управления и варианты их применения в зависимости от стратегических подходов.
- 4. Модель ge/MсKinsey и Томпсона-Стрикленда.
- Стратегическое планирование: понятие, сущность, процесс и политика оценки стратегического планирования и его реализация.
- 93/ Методы социального прогнозирования и их применение в системе прогнозов социально-экономической стратегии государства.
- Государственное управление как разновидность социального. Модели социального управления, интересы и их реализация в социальном управлении.
- Государственный интерес и его основные составляющие. Основные государственные интересы современной России.
- Понятия управленческого решения и лпр. Признаки управленческого решения.
- Типовой алгоритм разработки управленческих решений в органах ГиМу.
- Целевые технологии в процессе разработки управленческих решений в органах ГиМу.