logo
мегашпора

Государственные (муниципальные) займы: управление ценными бумагами.

Государственные заимствования Российской Федерации - займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.

Формы долговых обязательств. Государственные и муниципальные займы. Кредиты коммерческих банков. Бюджетные кредиты. Гарантии (поручительства) региональных и местных администраций по обязательствам других заемщиков. Обязательства юридических лиц, переоформленных в долговые обязательства субъекта Федерации и муниципального образования.

Формы заимствований:

Эмиссия долговых ценных бумаг

Заемные средства государство или муниципалитет получает в результате размещения ценных бумаг. Долговые бумаги появились позднее кредитов, но в настоящее время представляют собой основную форму заимствований. Эмитентом выступает лицо, уполномоченное государством (органами местного самоуправления).

Виды ценных бумаг:

1) облигации – ЦБ, удостоверяющие право ее владельца на получение дохода по окончании срока ее обращения в виде номинальной стоимости облигации и заранее известного или легко прогнозируемого стабильного дохода в виде процентов от номинальной стоимости;

2) вексель содержит простое и ничем не обусловленное обязательство («обещание») векселедателя (простой вексель) или его предложение другому лицу (переводной вексель) уплатить указанную в нем сумму в обусловленный срок;

3) казначейское обязательство выпускается с целью финансирования дефицита бюджета. Эта ЦБ удостоверяет внесение ее держателем денежных средств в государственный бюджет, благодаря чему владелец бумаги приобретает право на получение фиксированного денежного дохода в течение всего срока владения обязательством. Выплата дохода производится ежегодно по купонам или при погашении обязательства путем начисления процентов к номиналу ежегодных выплат. Может приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставленные услуги, а также быть предметом залога.

Цели заимствований (ст. 103 БК) – неинфляционное финансирование бюджета:

1) покрытие дефицита бюджета;

2) погашение долговых обязательств, т.е. погашение задолженностей по предыдущим выпускам.

Типы облигаций:

  1. по сроку обращения:

  1. по условиям погашения:

    • дисконтные (бескупонные). Имеют номинальную стоимость, которая выплачивается инвестору в момент погашения облигации. В процессе эмиссии такие облигации продаются со скидкой (дисконтом). Величина скидки определяется процентной ставкой по данной облигации. Единственный источник дохода для инвестора — разница между номиналом и ценой размещения. Годовая доходность по дисконтным облигациям, как правило, несколько ниже, чем по купонным;

    • купонные. Купон определяет проценты дополнительного дохода. Виды купонов: индексируемый (ставка изменяется пропорционально изменению другого финансового инструмента, например, курса иностранной валюты, доходности ОФЗ и т. п.); постоянный (ставки всех купонов одинаковы и известны при первичном размещении); фиксированный (ставки купонов не одинаковы, но известны при первичном размещении); переменный (ставки купонов могут быть неодинаковыми, и некоторые из них не известны при первичном размещении). Кроме того, встречаются "нулевой" купон и облигации, "погашение которых может проводиться не денежными средствами", а также "бескупонные облигации с начисляемым процентным доходом".

  2. по форме обращения:

    • внутренние (субфедеральные и муниципальные);

    • внешние (федеральные и субфедеральные).

Сроки погашения определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет для субъекта федерации и 10 лет для муниципального образования.

Кредиты и займы (ЦБ, др.кредитные учреждения)

Особенности: переход права требования затруднен или полностью невозможен, на протяжении всего времени кредита (займа) кредитором выступает государство.

Преимущества: относительная безопасность заемщика от концентрации прав требования в руках нежелательных лиц.

Недостаток: ограничение возможностей реструктуризации.

Доля относительно невелика.

  1. Синдицированные кредиты предоставляются двумя или более кредиторами - синдикатами (консорциумами) банков одному заемщику, т.е. одновременно, в рамках одного кредитного договора, привлекаются финансовые ресурсы различных крупных финансовых учреждений. Применяются не только на внешних рынках, но и для финансирования муниципалитетов и субъектов федерации.

Особенности: высокая гибкость условий кредитования и для кредитора, и для заемщика; продолжающийся характер финансирования, что ведет к снижению трансакционных издержек.

  1. Двусторонние кредиты применяются при кредитовании национального правительства центральным (национальным) банком, при кредитовании государства и иногда муниципалитетов со стороны другого государства или международных финансовых институтов (мировой банк, МВФ, банки регионального развития).

Условия соглашения о кредите носят индивидуальный характер. В основном на муниципальном уровне.

  1. Целевые займы – займы, привлекаемые государством или муниципалитетом для достижения определенной, строго локальной цели. Используются, когда надо решить отдельную задачу экономического или социального развития территории – сократить дефицит бюджета, закрыть предприятия убыточной отрасли, ликвидировать отставание отдельной отрасли или социальной инфраструктуры и др.

Классификация кредитов:

1) по сроку: краткосрочные (до 3 лет); среднесрочные (4-5 лет кредиты – преимущественная форма) – 41,7%, долгосрочные (6-10 лет) – 20,9%.

2) по схемам кредитования: автоматически возобновляемый кредит – 63,1%, срочный кредит (с фиксированным сроком погашения) – 20,2%, кредитная линия (периодические перечисления согласованных с банком сумм в пределах установленного лимита кредитования, выдается и гасится по частям в виде траншей, проценты выплачиваются регулярно) – 11,5% (доля увеличивается), другие гибкие схемы – 5,2% (кредит с возможностью досрочного погашения, кредит, предусматривающий амортизационное погашение основной части долга, мультивалютный кредит и др.). Доля гибких схем также увеличивается

Бюджетные кредиты (Минфин, ст. 93.2 БК)

Бюджетный кредит - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

В связи с внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части отмены полномочий по бюджетному кредитованию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации прекращено предоставление бюджетных кредитов юридическим лицам из бюджетов субъектов РФ.

Фактически это означает, что бюджетные кредиты предоставляются одним уровнем бюджетной системы другому уровню бюджетной системы. Целью такого кредитования чаще всего является покрытие временных кассовых разрывов при исполнении бюджета, а также осуществление мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий.

Планирование бюджетного кредита осуществляется в процессе формирования бюджета на очередной финансовый год. При рассмотрении проекта бюджета в законодательном (представительном) органе власти анализируются параметры проекта программы предоставления бюджетных средств на возвратной основе по каждому виду расходов. При утверждении бюджета обязательно указываются: цели, на которые могут быть предоставлены бюджетные кредиты; условия и порядок их предоставления; лимиты выделения бюджетных кредитов на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года; ограничения по субъектам использования бюджетного кредита. По истечении бюджетного года составляется отчет о предоставлении и погашении бюджетного кредита (прилагается к отчету об исполнении бюджета). Финансовые органы несут ответственность за соблюдение установленного порядка предоставления заемщикам бюджетного кредита. Отклонение от этого порядка, допущенное финансовым органом, принятие в обеспечение бюджетного кредита низколиквидного имущества рассматриваются как нарушение бюджетного законодательства РФ и служат основанием для привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших выдачу бюджетного кредита с нарушением установленного порядка.

Управление займами происходит через программы гос/мун заимствований и программы гос/мун гарантий.

Государственная или муниципальная гарантия – способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого гарант (РФ, субъект РФ или муниципальное образование) дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично (это не прямое, а условное обязательство).

Письменная форма является обязательной!

В государственной или муниципальной гарантии должны быть указаны: (1) сведения о гаранте, включающие его наименование и наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта; (2) определение объема обязательств по гарантии.

Законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен перечень гарантий на сумму, превышающую 0,01% расходов соответствующего бюджета.

Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств. Предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Финансовый орган обязан провести проверку финансового состояния получателя гарантии.

Гарант несет субсидиарную ответственность по гарантированному обязательству. При исполнении получателем гарантии своих обязательств перед третьим лицом на соответствующую сумму сокращается государственный или муниципальный долг, что отражается в отчете об исполнении бюджета.

Ст. 110 БК. Программа государственных внутренних заимствований субъектов РФ, муниципальных образований представляет собой перечень внутренних заимствований на очередной финансовый год по их видам с указанием объема. В случае выпуска долговых обязательств с обеспечением их исполнения в виде обособленного имущества. Программа должна содержать количественные данные об эмиссии указанных обязательств, а также перечень имущества, которое может служить обеспечением. Программа представляется в виде приложения к проекту закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год. В программу обязательно включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если они не утратили силу.

Программа государственных гарантий. Эта программа в валюте РФ предполагает перечень предоставляемых гос/мун гарантий в рублях с указанием:

- общего объема гарантий

- направления/цели гарантий с указанием объема гарантий по каждому направлению

- общего объема бюджетных ассигнований, которые должны быть предусмотрены в очередном финн году на исполнение гарантий по возможным гарантийным случаям

Также должно быть предусмотрено каждое направление гарантий, объем которых не должен превышать:

- 1млрд. руб. – для гарантий РФ

- 10 млн.руб. – для СРФ

- 100 тыс. руб. – для М. О.