7. Организация деятельности муниципальной власти: структура, организация работы, кадровое и информационное обеспечение.
Под организационной структурой понимается состав и соподчиненность взаимосвязанных организационных единиц (отдельных должностей), звеньев (управленческих подразделений) и ступеней (уровней), наделенных определенными правами и ответственностью для выполнения соответствующих целевых функций управления.
Цели, задачи и функции муниципального управления непосредственно влияют на структуру местной администрации и служат основой для выделения в ней самостоятельных подразделений, отвечающих за достижение конкретных целей и решение отдельных конкретных задач. Чем сложнее в том или ином муниципальном образовании хозяйственный комплекс, тем более важна взаимосвязь всех его составляющих, комплексное решение вопросов социально-экономического развития и охраны окружающей среды. Соответственно для реализации этих целей в составе администрации организационно выделяются или усиливаются соответствующие структурные подразделения.
Факторы, которые определяют орг.структуру местной адм-ции – это: местные условия и особенности (природные,исторические, экологически и т.д.), тип М.О., численность населения, особенности и состав управляемых объектов (ЖКХ, соц.сфера, промышленный комплекс и др), требования рынка, цель системы, методы управления, принципы управления. Это внешние факторы. Есть и внутренние факторы: кадровый состав, техника, технология управления, организация труда. С одной стороны, они влияют на орг.структуру, с другой – определяют её. Важнейший фактор – это норма управляемости (- это максимально допустимое число работников, деятельностью которых может эффективно управлять один руководитель). От нормы управляемости зависит как численность сотрудников в одном подразделении, так и кол-во самих подразделений администрации.
При проектировании орг.структуры важно соблюдать ряд принципов:
Направленность на достижение целей управления М.О.
Перспективность (блок стратегического и перспективного управления)
Способность к развитию (адаптивность к внешним условиям за счет внесения изменений)
Индивидуализация (должны учитываться индивидуальные особенности конкретного М.О.)
Экономичность (орг.структура должна обеспечивать эффективное и рациональное осуществление процесса мун.управления самым экономичным путем)
В современной муниципальной практике типичными звеньями орг.структуры местной администрации являются: глава администрации, его замы по сферам мун.деятельности, структурные подразделения различных типов, коллегиальные совещательные органы, аппарат администрации.
Определяет организацию деятельности местной администрации её Регламент. Также важное значение имеют Положения о структурных подразделениях и Должностные инструкции.
Организация работы местной администрации осуществляется с помощью системы планирования. В администрациях принято разрабатывать годовые и квартальные (иногда месячные) планы работы, а также недельные оперативные планы. В планы включаются перечень конкретных вопросов, выносимых на рассмотрение; перечень мероприятий с указанием ответственных исполнителей, сроков исполнения и форм контроля. Ход реализации плана рассматривается еженедельно на совещаниях, которые проводит глава администрации или его зам.
Администрация осуществляет и работу с гражданами (клиентами) по их обращениям. Регламентом работы администрации устанавливаются дни и часы приема посетителей каждым руководителем (обычно 1-2 раза в месяц), а также порядок записи на прием. Организуются встречи руководителей с населением. Для неотложных обращений граждан (например, по поводу аварии на мини-ТЭЦ) в администрациях создается срочная диспетчерская служба, в выходные и праздники устанавливаются ответственные дежурные.
Отдельным блоком идет вопрос об организации индивидуальной работы муниципальных служащих. Труд муниципального служащего должен быть рационально разделен, обособлен от различных видов деятельности. Планирование индивидуальной трудовой деятельности включает в себя следующие элементы: анализ личного бюджета времени, оценка планируемого объема работа, формирование личного перспективного плана, разработка проекта рабочей недели и плана рабочего дня.
Кадровое обеспечение
Кадры муниципального управления — это совокупность работников, профессионально выполняющих функции муниципального управления или способствующих их осуществлению, а также обеспечивающих управление муниципальным хозяйством.
Квалификация кадров, понимание работниками своих задач и отношение к делу являются решающими факторами эффективности муниципального управления.
Кадры управления подразделяют на 3 группы: руководители, специалисты и вспомогательно-технический и обслуживающий персонал. Конкретный состав кадров определяется штатным расписанием. В соответствии с реестром должностей мун.должности подразделяются на высшие, главные, старшие, младшие. В зависимости от занимаемой должности существуют определенные требования к уровню знаний, умений и навыков.
Наряду с проф.требованиями большое значение имеют и этические нормы поведения (нельзя заниматься другой оплачиваемой деят-тью, кроме педагогич/научной, получать вознаграждения от физ/юр. лиц, принимать участие в забастовках и др). Необходима выработка для мун.служащих специального «этического кодекса» (пока такое только в Красноярске). Должны соблюдаться этические стандарты: честность, соблюдение законов, достоверность информации, нормы отношений со СМИ, недопустимо использовать в личных целях ресурсы органа МСУ.
При подборе кадров могут быть предусмотрены: конкурс на замещение должности, назначение на должность, выборы.
Аттестация проводится 1 раз в 3 года для определения уровня проф. подготовки и соответствия занимаемой должности. Результатами аттестации могут быть решения: 1) соответствует, 2) не соответствует, 3) соответствует при условии улучшения работы.
Проводятся подготовка, переподготовка кадров, а также повышение квалификации мун.служащих, стажировки.
С целью замены руководителя, выбывающих по различным причинам, создается кадровый резерв. На каждую руководящую должность в резерве должны быть 1-2 кандидата. Резерв подбирается не на каждую должность, а на группу однородных должностей.
Информационное обеспечение
Всякое управление есть процесс сбора, хранения, обработки и передачи информации для превращения ее в управленческие решения.
Различают следующие основные понятия:
информационное ресурсы — отдельные документы и массивы документов в библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах;
информационная система — организационно упорядоченная совокупность документов, массивов документов и информационных технологий, в т. ч. с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;
информационные процессы — процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.
Информационное обеспечение включает организацию информации на всех этапах ее возникновения, преобразования, передачи и восприятия.
Информационное обеспечение системы управления — это взаимосвязанная совокупность необходимой информации, форм и способов ее представления и организации в пространстве и во времени, обеспечивающая решение необходимых задач в системе управления.
Классификация информации: 1) по происхождению (официальная/неофициальная), 2) по источникам поступления (внутренняя/внешняя), 3) по сферам общественной жизни (экономическая/политическая/социальная), 4) по материальным носителям (бумажная/телефонная/электронная), 5)по формам носителя (устная/письменная/печатная/электронная/СМИ), 6)по качеству предоставления (качественная/некачественная).
Информация поступает по различным каналам и требует продуманной системы приема, хранения, обработки и использования. Движение документов – это документооборот. Совокупность всех операций с документами – делопроизводство.
Использование Интернета открывает широкие возможности. Наиболее эффективно это видно при создании муниципального сайта.
- 1. Местное самоуправление в рф: концепция, признаки, правовые основы, территориальная организация.
- 3. Местное самоуправление и государство: взаимоотношения, предметы ведения и полномочия, гос.Поддержка и гарантии, контроль и надзор.
- 4. Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования.
- 5. Финансово-экономическая основа местного самоуправления: экономические функции, методы регулирования, экономические ресурсы.
- 6. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении: территориальное общественное самоуправление (тос)
- 7. Организация деятельности муниципальной власти: структура, организация работы, кадровое и информационное обеспечение.
- Муниципальная служба: признаки, регламент, должности, обязанности, права и гарантии муниципальных служащих.
- Муниципальное управление градообслуживающей и социальной сферой.
- Муниципальное управление в городах федерального значения и его особенности.
- 11. Система регионального управления: структура, механизмы формирования и развития. Межрегиональное взаимодействие.
- 12. Территориальная организация хозяйства: закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил, направления и методы анализа и прогнозирования.
- 13. Бюджетно-налоговый потенциал региона: структура, оценка, источники роста.
- 14. Государственная региональная политика: принципы, механизмы, методы.
- 15. Производственно ресурсный потенциал регионов: структура, методы формирования и эффективность использования.
- 16. Рыночное равновесие и государство. Производственный и потребительский оптимум.
- 17. Тенденции численности населения в рф: динамика факторы. Естественное и механическое движение населения.
- 18. Урбанизация и особенности расселения в России: этапы показатели, факторы, современное состояние.
- 19. Современные формы территориальной организации населения и их региональные различия.
- 20. Городские и сельские поселения: классификация и функции. Городское и сельское население рф и особенности его размещения.
- 21. Территориальные особенности размещения и организации отраслей промышленности.
- 42. Управление депрессивными территориями: содержание, формы, организация.
- Расходы государственного (муниципального) бюджета: текущее финансирование, бюджет развития и целевые бюджетные фонды.
- Межбюджетные отношения: трансферты, фонды финансовой поддержки, методы выравнивания бюджетной обеспеченности.
- Государственные (муниципальные) займы: управление ценными бумагами.
- Муниципальное хозяйство: состав, особенности функционирования, цели и тенденции развития.
- Государственный и муниципальный сектора экономики: понятие, структура и роль в национальной экономике.
- Модели формирования и управления госсектором в России и за рубежом.
- Управление государственными (муниципальными) унитарными предприятиями и учреждениями.
- 36. Основной и оборотный капитал государственных и муниципальных предприятий и организаций: сущность, структура, показатели эффективности использования.
- 37. Издержки производства и реализации продукции: понятие, состав. Смета затрат и калькуляция себестоимости продукции.
- 38.Финансовые результаты деятельности государственных и муниципальных предприятий и организаций. Распределение прибыли на предприятии.
- 39.Цены и тарифы на продукцию (услуги) государственных и муниципальных предприятий. Ценовые стратегии. Государственное регулирование цен, антимонопольная политика.
- Государственный и муниципальный заказ: механизм формирования и размещения.
- 41.Планирование производства продукции и предоставления услуг населению государственными и муниципальными предприятиями. Система социального нормирования.
- Бюджетный анализ: цели, виды, основные показатели. Оценка устойчивости территориальных бюджетов.
- Государственное и муниципальное имущество: состав, порядок и источники формирования.
- Государственный и муниципальный долг: структура, основы управления.
- Антикризисное управление в государственных и муниципальных предприятиях.
- Способы и методы управления государственной и муниципальной собственностью: состояние, тенденции и перспективы развития.
- 49. Управление государственной (муниципальной) недвижимостью (земельными ресурсами).
- 50. Государственная политика преследует следующие стратегические и тактические цели:
- 51. Управление акциями, долями государства в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ.
- 54. Государственная инновационная политика: цели, принципы, механизмы реализации. Разработка государственной инновационной политики.
- 1) Создание условий по стимулированию конкуренции через антимонопольное законодательство;
- 2) Информатизация общества, доступность предприятий всех форм собственности к единому информационному пространству;
- 3) Стандартизация и сертификация продукции и услуг.
- 55. Инновационный проект: особенности разработки, реализации и оценка эффективности.
- 1) Постановка целей и разработка концепции проекта;
- 2) Планирование проекта;
- 3) Оформление проектно-сметной документации. План реализации инновационного проекта.
- 56. Инновационное развитие территории: стратегия, программа, структура управления.
- Государство как общественное явление. Классификация государств по формам правления, политико-территориального устройства, политическим режимам.
- 52. Позиционирование, территориальный продукт, оценка конкурентоспособности и маркетинговая среда регионов.
- 53. Маркетинг территории: сущность, составляющие, инструменты и стратегии
- Государство как общественное явление. Классификация государств по формам правления, политико-территориального устройства, политическим режимам.
- Государство как субъект управления. Функции государства. Государственная власть - государственный аппарат: понятия, структура.
- 59.Россия на пути к демократическому государству: проблемы, конституционные основы демократии.
- 60. Государственное управление как система. Специфика и закономерности функционирования сгу.
- 61.Институциализация государственной власти на федеральном уровне.
- 62.Уровни публичной власти и территориального управления в российском государстве.
- 63.Государственная политика: понятие, виды, закономерности формирования.
- 64. Современные концепции, взгляды на сущность государственно-административного управления. «New public management».
- 65. Целеполагание и цели в государственном (муниципальном) управлении. Ресурсы органов исполнительной власти.
- 66. Функции управления. Оптимизация функциональной составляющей органов исполнительной власти.
- 67. Управленческая деятельность как процесс: формы, процедуры.
- 70. Политический конфликт и его сущность. Специфика политических конфликтов в современной России.
- 68. Административный и служебный контроль в системе исполнительной власти.
- 69. Сущность, виды, структура, этапы политического процесса. Особенности политического процесса в современной России.
- Политический менеджмент как основа эффективной и результативной имплементации политических решений.
- Цели, задачи, принципы и направления деятельности pr - служб в органах государственной власти и местного самоуправления.
- Информационные процессы в обществе и информационная политика государства. Проблемы и тенденции развития.
- Политическая культура в процессе взаимодействия власти и общества.
- Государственная власть и государственное управление в истории России: общее и особенное в формировании государственных отношений.
- Особенности политической культуры России и их влияние на формирование национальных моделей власти и управления. Особенности формирования правящей элиты в России.
- Реформы государственного управления в истории России: закономерности и национальные особенности модернизации «вдогонку».
- Служебная этика руководителя. Этика приказов и поручений.
- Современные проблемы культуры управления на государственной службе.
- Российская Федерация в системе глобальных отношений. Основные показатели геополитического статуса России.
- Цивилизационная геополитика: состав и характеристика мировой системы цивилизаций, место России в ней.
- Глобализация как объективный и субъективный процесс. Виды глобализации, место России в ней.
- Избирательная кампания: этапы, механизмы и ресурсы.
- 85. Основные пути повышения политической активности граждан России.
- 86. Система и принципы организации государственной службы в Российской Федерации и их развитие в условиях административной реформы.
- 1. Принцип федерализма (единство системы госслужбы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами госвласти субъектов рф )
- 4. Принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службу субъектов Российской Федерации.(единство стажа, доступ к соц гарантиям)
- 87. Правовой статус государственного гражданского служащего: его права, обязанности, ограничения и запреты, связанные с несением государственной гражданской службы.
- Поступление на госслужбу
- 2. Служебный контракт – основа деятельности госслужащего.
- Политическая стратегия: понятие, сущность, элементы и анализ политической ситуации.
- Классические модели стратегического управления и варианты их применения в зависимости от стратегических подходов.
- 4. Модель ge/MсKinsey и Томпсона-Стрикленда.
- Стратегическое планирование: понятие, сущность, процесс и политика оценки стратегического планирования и его реализация.
- 93/ Методы социального прогнозирования и их применение в системе прогнозов социально-экономической стратегии государства.
- Государственное управление как разновидность социального. Модели социального управления, интересы и их реализация в социальном управлении.
- Государственный интерес и его основные составляющие. Основные государственные интересы современной России.
- Понятия управленческого решения и лпр. Признаки управленческого решения.
- Типовой алгоритм разработки управленческих решений в органах ГиМу.
- Целевые технологии в процессе разработки управленческих решений в органах ГиМу.