52. Позиционирование, территориальный продукт, оценка конкурентоспособности и маркетинговая среда регионов.
Одна из исходных и определяющих функций маркетинга регионов - это их позиционирование среди других регионов, а также на международных рынках сбыта. Оно помогает регионам и центру увидеть, на каких направлениях деятельности и рынках сбыта данному региону целесообразно играть роль лидера отечественной экономики, на каких - действовать в режиме партнерства, а с каких - уйти. Окончательный результат позиционировании - успешное создание ориентированного на рынок предложения о ценности территории.
Цель регионального позиционирования – выделить ключевые характеристики региона, выявить, а и в некоторых случаях, и создать, четкие ориентиры, указывающие на территориальную особенность региона. Иными словами, необходимо выявить главные ценности и приоритеты, которые отличают регион от других территорий, определиться с его перспективными брендами.
Позиционировать регион, сделать его узнаваемым можно только путем продвижения его локальных эксклюзивных отличий.
Территориальный продукт - ассортимент, количество и качество ресурсов территории, востребуемых ее потребителями: ее географическое положение, население (персонал), качество жизни, инфраструктура, способность работать с высокими технологиями, сырье-вые ресурсы, уровень деловой активности, доступ к "дешевым" деньгам, уровень развития сферы поддержки бизнеса, рекламного рынка, аудита, public relations и т.д.
Маркетинговая среда региона. Внутренняя и внешняя среда регионов представлена на рисунке.
Конкурентоспособность региона— комплексная характеристика его роли и места в экономическом пространстве страны, среди приграничных регионов, в основе которой — способность обеспечить высокий уровень жизни населения, а также возможность реализовать имеющийся в регионе и привлекаемый им извне потенциал (производственный, трудовой, инновационный, ресурсно-сырьевой и др.)
Основными факторами, определяющими конкурентоспособность региона (RC), выступают:
факторы регионального ценообразования (уровень цен по товарным группам, механизм их установления, зависимость от внешних рынков, удаление региона от источников сырья и основных рынков сбыта) — Р;
наличие, распределение и функциональная направленность основных факторов производства в регионе (трудовые ресурсы, полезные ископаемые, отраслевая структура капитала) — FP;
уровень жизни населения региона (доходы, их структура и дифференциация, покупательная способность, степеньзанятости и др.) — Y;
социально-политические факторы, характеризующие взаимодействие основных субъектов регионального рынка - администрации, населения, предпринимателей, взаимоотношения с федеральным центром — SP.
В.Андреев предлагает следующий алгоритм оценки конкурентоспособности региона. По методике, предложенной В.Андреевым, комплексный показатель конкурентоспособности региона складывается из двух групп:
Y— показатели уровня жизни; I — инвестиционная привлекательность региона.
Соответственно каждый из них включает в себя:
Y = PC + G + L , где: PC - покупательная способность населения, G - коэффициент концентрации доходов (коэффициент Джини), L - уровень безработицы;
I=Ip + Ir + Iq + Q, где: Ip - инвестиционный потенциал региона, Ir - инвестиционный риск, Iq - реальные объемы инвестиций, Q - число убыточных предприятий в регионе.
- 1. Местное самоуправление в рф: концепция, признаки, правовые основы, территориальная организация.
- 3. Местное самоуправление и государство: взаимоотношения, предметы ведения и полномочия, гос.Поддержка и гарантии, контроль и надзор.
- 4. Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования.
- 5. Финансово-экономическая основа местного самоуправления: экономические функции, методы регулирования, экономические ресурсы.
- 6. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении: территориальное общественное самоуправление (тос)
- 7. Организация деятельности муниципальной власти: структура, организация работы, кадровое и информационное обеспечение.
- Муниципальная служба: признаки, регламент, должности, обязанности, права и гарантии муниципальных служащих.
- Муниципальное управление градообслуживающей и социальной сферой.
- Муниципальное управление в городах федерального значения и его особенности.
- 11. Система регионального управления: структура, механизмы формирования и развития. Межрегиональное взаимодействие.
- 12. Территориальная организация хозяйства: закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил, направления и методы анализа и прогнозирования.
- 13. Бюджетно-налоговый потенциал региона: структура, оценка, источники роста.
- 14. Государственная региональная политика: принципы, механизмы, методы.
- 15. Производственно ресурсный потенциал регионов: структура, методы формирования и эффективность использования.
- 16. Рыночное равновесие и государство. Производственный и потребительский оптимум.
- 17. Тенденции численности населения в рф: динамика факторы. Естественное и механическое движение населения.
- 18. Урбанизация и особенности расселения в России: этапы показатели, факторы, современное состояние.
- 19. Современные формы территориальной организации населения и их региональные различия.
- 20. Городские и сельские поселения: классификация и функции. Городское и сельское население рф и особенности его размещения.
- 21. Территориальные особенности размещения и организации отраслей промышленности.
- 42. Управление депрессивными территориями: содержание, формы, организация.
- Расходы государственного (муниципального) бюджета: текущее финансирование, бюджет развития и целевые бюджетные фонды.
- Межбюджетные отношения: трансферты, фонды финансовой поддержки, методы выравнивания бюджетной обеспеченности.
- Государственные (муниципальные) займы: управление ценными бумагами.
- Муниципальное хозяйство: состав, особенности функционирования, цели и тенденции развития.
- Государственный и муниципальный сектора экономики: понятие, структура и роль в национальной экономике.
- Модели формирования и управления госсектором в России и за рубежом.
- Управление государственными (муниципальными) унитарными предприятиями и учреждениями.
- 36. Основной и оборотный капитал государственных и муниципальных предприятий и организаций: сущность, структура, показатели эффективности использования.
- 37. Издержки производства и реализации продукции: понятие, состав. Смета затрат и калькуляция себестоимости продукции.
- 38.Финансовые результаты деятельности государственных и муниципальных предприятий и организаций. Распределение прибыли на предприятии.
- 39.Цены и тарифы на продукцию (услуги) государственных и муниципальных предприятий. Ценовые стратегии. Государственное регулирование цен, антимонопольная политика.
- Государственный и муниципальный заказ: механизм формирования и размещения.
- 41.Планирование производства продукции и предоставления услуг населению государственными и муниципальными предприятиями. Система социального нормирования.
- Бюджетный анализ: цели, виды, основные показатели. Оценка устойчивости территориальных бюджетов.
- Государственное и муниципальное имущество: состав, порядок и источники формирования.
- Государственный и муниципальный долг: структура, основы управления.
- Антикризисное управление в государственных и муниципальных предприятиях.
- Способы и методы управления государственной и муниципальной собственностью: состояние, тенденции и перспективы развития.
- 49. Управление государственной (муниципальной) недвижимостью (земельными ресурсами).
- 50. Государственная политика преследует следующие стратегические и тактические цели:
- 51. Управление акциями, долями государства в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ.
- 54. Государственная инновационная политика: цели, принципы, механизмы реализации. Разработка государственной инновационной политики.
- 1) Создание условий по стимулированию конкуренции через антимонопольное законодательство;
- 2) Информатизация общества, доступность предприятий всех форм собственности к единому информационному пространству;
- 3) Стандартизация и сертификация продукции и услуг.
- 55. Инновационный проект: особенности разработки, реализации и оценка эффективности.
- 1) Постановка целей и разработка концепции проекта;
- 2) Планирование проекта;
- 3) Оформление проектно-сметной документации. План реализации инновационного проекта.
- 56. Инновационное развитие территории: стратегия, программа, структура управления.
- Государство как общественное явление. Классификация государств по формам правления, политико-территориального устройства, политическим режимам.
- 52. Позиционирование, территориальный продукт, оценка конкурентоспособности и маркетинговая среда регионов.
- 53. Маркетинг территории: сущность, составляющие, инструменты и стратегии
- Государство как общественное явление. Классификация государств по формам правления, политико-территориального устройства, политическим режимам.
- Государство как субъект управления. Функции государства. Государственная власть - государственный аппарат: понятия, структура.
- 59.Россия на пути к демократическому государству: проблемы, конституционные основы демократии.
- 60. Государственное управление как система. Специфика и закономерности функционирования сгу.
- 61.Институциализация государственной власти на федеральном уровне.
- 62.Уровни публичной власти и территориального управления в российском государстве.
- 63.Государственная политика: понятие, виды, закономерности формирования.
- 64. Современные концепции, взгляды на сущность государственно-административного управления. «New public management».
- 65. Целеполагание и цели в государственном (муниципальном) управлении. Ресурсы органов исполнительной власти.
- 66. Функции управления. Оптимизация функциональной составляющей органов исполнительной власти.
- 67. Управленческая деятельность как процесс: формы, процедуры.
- 70. Политический конфликт и его сущность. Специфика политических конфликтов в современной России.
- 68. Административный и служебный контроль в системе исполнительной власти.
- 69. Сущность, виды, структура, этапы политического процесса. Особенности политического процесса в современной России.
- Политический менеджмент как основа эффективной и результативной имплементации политических решений.
- Цели, задачи, принципы и направления деятельности pr - служб в органах государственной власти и местного самоуправления.
- Информационные процессы в обществе и информационная политика государства. Проблемы и тенденции развития.
- Политическая культура в процессе взаимодействия власти и общества.
- Государственная власть и государственное управление в истории России: общее и особенное в формировании государственных отношений.
- Особенности политической культуры России и их влияние на формирование национальных моделей власти и управления. Особенности формирования правящей элиты в России.
- Реформы государственного управления в истории России: закономерности и национальные особенности модернизации «вдогонку».
- Служебная этика руководителя. Этика приказов и поручений.
- Современные проблемы культуры управления на государственной службе.
- Российская Федерация в системе глобальных отношений. Основные показатели геополитического статуса России.
- Цивилизационная геополитика: состав и характеристика мировой системы цивилизаций, место России в ней.
- Глобализация как объективный и субъективный процесс. Виды глобализации, место России в ней.
- Избирательная кампания: этапы, механизмы и ресурсы.
- 85. Основные пути повышения политической активности граждан России.
- 86. Система и принципы организации государственной службы в Российской Федерации и их развитие в условиях административной реформы.
- 1. Принцип федерализма (единство системы госслужбы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами госвласти субъектов рф )
- 4. Принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службу субъектов Российской Федерации.(единство стажа, доступ к соц гарантиям)
- 87. Правовой статус государственного гражданского служащего: его права, обязанности, ограничения и запреты, связанные с несением государственной гражданской службы.
- Поступление на госслужбу
- 2. Служебный контракт – основа деятельности госслужащего.
- Политическая стратегия: понятие, сущность, элементы и анализ политической ситуации.
- Классические модели стратегического управления и варианты их применения в зависимости от стратегических подходов.
- 4. Модель ge/MсKinsey и Томпсона-Стрикленда.
- Стратегическое планирование: понятие, сущность, процесс и политика оценки стратегического планирования и его реализация.
- 93/ Методы социального прогнозирования и их применение в системе прогнозов социально-экономической стратегии государства.
- Государственное управление как разновидность социального. Модели социального управления, интересы и их реализация в социальном управлении.
- Государственный интерес и его основные составляющие. Основные государственные интересы современной России.
- Понятия управленческого решения и лпр. Признаки управленческого решения.
- Типовой алгоритм разработки управленческих решений в органах ГиМу.
- Целевые технологии в процессе разработки управленческих решений в органах ГиМу.