logo
мегашпора

93/ Методы социального прогнозирования и их применение в системе прогнозов социально-экономической стратегии государства.

Социальное прогнозирование – второй и наиболее значимый этап составления социальных проектов. Это определение вариантов развития и выбор наиболее оптимального исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию. Это работа с альтернативами, анализ степени вероятности возможных решений. Результатом его является прогноз. Прогноз – вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности. Отличие его от предчувствия - наличие оценки вероятности.

Можно отметить следующие особенности социального прогнозирования.

1)Формулировка цели носит относительно общий и абстрактный характер, Эта цель- правильное определение вероятностных, количественных и качественных параметров.

2)Социальное прогнозирование ограничивается указанием на возможность того или иного пути развития в будущем. Результаты прогнозирования не являются при этом обязательными к исполнению для лица, принимающего управленческие решения, то есть социальное прогнозирования не обладает директивным характером.

Прогнозирование, как строгая процедура имеет ряд формализованных методов. Среди них как наиболее употребительные следует отметить экстраполяционные и экспертные методы.

Экстраполяция – распространение на будущие моменты времени закономерностей, выявленных путем анализа ретроспективной информации.

Основу экстраполяционных методов составляет изучение временных рядов, представляющих собой упорядоченные по времени наборы измерений тех или иных характеристик исследуемого объекта, процесса. Формальная экстраполяция базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза. В прогнозной экстраполяции фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике исследуемого процесса с учетом в перспективе его физической и логической сущности.

Методы экспертных оценок наиболее предпочтительны в следующих случаях:

  1. В условиях отсутствия достаточно представительной и достоверной статистики характеристик объекта;

  2. В условиях большой неопределенности среды функционирования объектов;

  3. При средне- и долгосрочном прогнозировании. В особенности, когда объект сильно подвержен влиянию инновационных процессов.

  4. В условиях дефицита времени или в экстремальных ситуациях.

Основными этапами при формировании прогноза с помощью коллектива экспертов являются: формирование репрезентативной экспертной группы, подготовка и проведение экспертизы, статистическая обработка полученных документов.

Одним из наиболее известных и хорошо зарекомендовавших себя экспертных методов является метод Дельфи. Он обладает следующими особенностями:

  1. Анонимность экспертов;

  2. Использование результатов предыдущего тура опроса, что позволяет сводить мнение экспертов в единое согласованное.

  3. Из анкет извлекается только необходимая информация, игнорируя побочную. Это способствует большей концентрации на первоначальных задачах. Группа не может принять свои собственные цели и задачи.

  4. Статистическая характеристика группового ответа. Итоговый прогноз содержит только ту точку зрения, с которой могло бы разделить большинство группы. Позволяет достигать высоких степеней согласованности.

Метод Дельфи отличается сложностью его проведения и проводится в несколько туров. В первом туре экспертам предлагается дать ответы на вопросы исследования, как правило, без аргументации. После обработки ответов результаты сообщаются экспертам с сохранением анонимности. Во втором туре экспертам задается вопрос относительно того, насколько они поменяли свое мнение, получив результаты обработки, с обязательной аргументацией причин. После чего результаты снова собираются, обрабатываются и сообщаются экспертам. Третий и последующие туры воспроизводят второй. Опрос продолжается до тех пор, пока эксперты либо не придут к единому мнению, либо не образуются несколько устойчивых групп мнений экспертов, которые можно рассматривать как варианты развития объекта прогноза. В большинстве случаев для этого достаточно 3-4 туров.

Основным достоинством метода Дельфи можно назвать достигаемый высокий уровень согласованности экспертов. Основной недостаток – трудоемкость и сложность в проведении.

Другим широко применяемым методом является метод "мозговой атаки" (метод коллективной генерации идей).